kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Я открываю историю Братска

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа курса «Я открываю историю Братска» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (утверждённого приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010г. № 1897), примерной программы общего образования по истории.

Программа спецкурса является программой по выбору для учащихся 5 классов и рассчитана на 34 учебных часа (1 час в неделю). Программа курса предназначена для обеспечения курса школьного компонента учебного плана образовательного учреждения.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Я открываю историю Братска »


Пояснительная записка

Программа курса «Я открываю историю Братска» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (утверждённого приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010г. № 1897), примерной программы общего образования по истории.

Программа спецкурса является программой по выбору для учащихся 5 классов и рассчитана на 34 учебных часа (1 час в неделю). Программа курса предназначена для обеспечения курса школьного компонента учебного плана образовательного учреждения.

Цель учебного курса: формирование и воспитание духовно-нравственной личности обучающегося, его патриотических убеждений, интереса к истории и любви к малой родине - городу Братску.

Задачи:

  • познакомить с историей, традициями и культурой родного края;

  • воздействовать на развитие эмоционально-волевых качеств личности, воспитывать чувство патриотизма, гордости за свой край, историю и культуру;

  • обретение духовно-нравственного опыта и социальной компетентности;

  • выработать собственную точку зрения на важнейшие жизненные проблемы.


Изучение истории родного края позволяет расширить кругозор учащихся, приобщить их к культурному достоянию, привить любовь и бережное отношение к своей малой Родине, научить ориентироваться в окружающей действительности.

Совокупность методов обучения представляет собой путь познания окружающей действительности, который и предлагается учащимся: лекция, работа с источниками, документами, с географическими картами и атласами, доклады и сообщения учащихся, просмотр видеофильмов, презентаций, работа с периодической печатью, встречи с выдающимися личностями города, экскурсии.

Ценностные ориентиры содержания учебного курса:

Предметные результаты: освоение обучающимися в ходе изучения учебного курса умений, понятий, видов деятельности по получению нового знания в рамках учебного курса, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных ситуациях. Формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами.

Метапредметные результаты: овладение навыками исследовательской, проектной и социальной деятельности; самостоятельность в планировании и осуществлении учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, способность к построению индивидуальной образовательной траектории, освоение универсальных учебных действий (регулятивных, познавательных, коммуникативных), способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике.

Личностные результаты: готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, социальные компетенции, правосознание, способность ставить цели и строить жизненные планы. Владеть компетенциями: информационной, коммуникативной, рефлексивной, познавательной - осознавать сферы своих познавательных интересов и соотносить их со своими учебными достижениями, чертами своей личности.

Тематическое планирование

п/п

Тема

Количество часов

Раздел I. Братск в древности

5

1

2

3

4

5

Географические особенности района Приангарья в древности

Древний человек на территории Братского района

Древний человек на территории Братского района

Археология Братского Района

Археология Братского Района

1

1

1

1

1

Раздел II. Коренные народы Приангарья

4

1


2

3

4

Этническая характеристика района Приангарья до прихода русского населения.

Тофалары, эвенки, буряты

Тофалары, эвенки, буряты

Тофалары, эвенки, буряты

1


1

1

1

Раздел III. Освоение Сибири

5

1

2

3

4

5

Освоение Сибири

Братский острог

Братский острог

Конференция «Братск острожный»

Конференция «Братск острожный»

1

1

1

1

1

Раздел IV. Братск как место ссылки

6

1

2

3

4

5

6

Протопоп Аввакум в Братском остроге

Петр Муханов

Александр Чекановский

Валентин Рябиков

Вклад ссыльных в изучение Приангарья

Вклад ссыльных в изучение Приангарья

1

1

1

1

1

1

Раздел V. Братск история одного города

14

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

Строительство Братской ГЭС

Строительство Братской ГЭС

Строительство промышленных гигантов

Строительство города.

По улицам моего города.

По улицам моего города.

По улицам моего города.

Братск в лицах: вчера, сегодня, завтра.

Братск в лицах: вчера, сегодня, завтра.

Я – братчанин!

Я – братчанин!

Я – братчанин!

Я – братчанин!

Я – братчанин!

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1


Итого:

34


Содержание программы

Братск в древности. Географические особенности Приангарья. Каменный век на территории Приангарья. Древнейший человек в Сибири. Археологические памятники.

Коренные народы Приангарья: тофалары, эвенки, буряты. Этническое наследие Братска. Образ жизни, особенности религиозной жизни, культуры и быта до прихода русского населения на территорию Сибири.

Освоение Сибири. Первые походы в Сибирь. Первопроходцы на Ангаре. Остроги на территории Приангарья. Братский острог.

Братск как место ссылки. Протопоп Аввакум в Братском остроге. П. Муханов, узник села Братское. А. Чекановский. В. Рябиков. Вклад ссыльных в изучение Приангарья.

Братск - история одного города. Братская ГЭС. Градообразующие предприятия. Известные люди Братска. Улицы города. Братск моими глазами.


Материально-техническое обеспечение образовательного процесса:

1) Мультимедиа, проектор, сканер, принтер.

2) Карта г. Братска и Братского района, иллюстративный материал.

3) Кабинет истории, информатики.


Календарно-тематическое планирование

Календарные


ссрокисроки

Раздел/Тема

Кол-во часов

Вид деятельности

Планируемые результаты

Виды контроля

УУД

ключевые компетентности

Освоение предметных знаний (базовые понятия)


I. Братск в древности.


1. Географические особенности района Приангарья в древности




2 – 3. Древний человек на территории Братского района





4 - 5. Археология Братского Района










II. Коренные народы Приангарья.


6. Этническая характеристика района Приангарья до прихода русского населения.


7 - 9. Тофалары, эвенки, буряты.





















III. Освоение Сибири.


10. Освоение Сибири



11 - 12. Братский острог





13 - 14. Конференция «Братск острожный»




















IV. Братск как место ссылки.


15. Протопоп Аввакум в Братском остроге




16. Петр Муханов






17. Александр Чекановский





18. Валентин Рябиков






19 - 20. Вклад ссыльных в изучение Приангарья



V. Братск – история одного города.


21 - 22. Строительство Братской ГЭС




23. Строительство промышленных гигантов


24. Строительство города.


25 - 27. По улицам моего города.




28 - 29. Братск в лицах: вчера, сегодня, завтра.



30 - 31. Я – братчанин!




32-34. Я – братчанин!

5


1





2






2











4



1




3





















5


1



2





2





















6


1





1






1





1






2




12



2





1



1


3




2




2




3



Лекция





Экскурсия в музей Политической ссылки им. Рябикова


Лекция (руководитель лаборатории археологии и этнографии)










Лекция




Мультимедиа урок






















Лекция



Экскурсия в Ангарскую деревню.



Индивидуальная























Урок-семинар, работа с источником



Лекция






Лекция





Экскурсия в музей Политической ссылки им. Рябикова


Урок-практикум







Экскурсия в музей истории БратскГЭССтроя



Мультимедиа урок


Лекция


Урок - экскурсия по улицам города


Мультимедиа урок



Индивидуальные работы



конференция



Личностные: чувства гордости за свой край.

Регулятивные:

выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению.

Познавательные:сформировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Коммуникативные: участвовать в коллективном обсуждении проблем, умение слушать и вступать в диалог, сотрудничать со сверстниками и взрослыми.




Личностные: осознание многообразия этнического многообразия жителей Иркутской области, толерантное отношение к ним.

Регулятивные: приобретение опыта историко-культурного, цивилизационного подхода к оценке социальных явлений.

Познавательные:

устанавливать аналогии, формулировать выводы, осуществлять поиск нужной информации.

Коммуникативные:

интегрироваться в группу сверстников.




Личностные: чувства ответственности и долга перед Родиной, гордости за свой край, толерантное отношение к коренному и пришлому населению на территории Сибири. Регулятивные: приобретение опыта историко-культурного, подхода к оценке социальных явлений. Познавательные: устанавливать аналогии, формулировать выводы, осуществлять поиск нужной информации.

Коммуникативные:

интегрироваться в группу сверстников и продуктивно взаимодействовать и сотрудничать со сверстниками и взрослыми.



Личностные: чувства ответственности и долга перед Родиной, гордости за свой край. Регулятивные: приобретение опыта историко-культурного, подхода к оценке личностей. Познавательные: осуществлять поиск нужной информации, создавать свое мнение на основании полученной информации о той или иной личности и ее вкладе в развитие края. Коммуникативные:

интегрироваться в группу сверстников и продуктивно взаимодействовать и сотрудничать со сверстниками и взрослыми.





Личностные: чувства ответственности и долга перед Родиной, гордости за свой край, уважение к деятелям, внесшим вклад в развитие края. Регулятивные: приобретение опыта исторического исследования с дальнейшей передачей информации. Познавательные: устанавливать аналогии, формулировать выводы, осуществлять поиск нужной информации. Коммуникативные:

интегрироваться в группу сверстников и продуктивно взаимодействовать и сотрудничать со сверстниками и взрослыми.



Приангарье, географические особенности Приангарья


палеолит, мезолит, неолит, гомосапиенс, мамонт




Археологический памятник













тофалары, эвенки, буряты



образ жизни, основные занятия.






















Походы Ермака, Перфильева, Пянды,


Братский острог




























Протопоп Аввакум





Декабристы, политическая ссылка.





Польское восстание, А. Чекановский




В. Рябиков













Основные этапы строительства, значение стройки



Строительство БЛПК и БрАЗа


Строительство города


Город мой




Г. Михасенко, А.Лисица, Н.Сверчков,

И. Наймушин





текущий





написание очерка о посещении музея



составление путеводителя по археологическим памятникам г. Братска









текущий




защита презентаций






















текущий



текущий




доклады























текущий





текущий






текущий





беседа






групповая работа






эссе





текущий



текущий


фотокросс




презентации




подготовка докладов



выступления


Список литературы:

  1. Бродников А.А. Пути строительства острогов служилыми людьми в Восточной Сибири в XVII в.

  2. Герасимов В. Декабрист Муханов на поселении: Ист. очерк. - Братск,1991.

  3. Герасимов В. Памятники и памятные места Братска /Сост. В. Герасимов - Братск, 1991.

  4. Герасимов В. Летопись Братска: В 2 ч. - Иркутск: Изд-во Ирк. ун-та,1992. - Ч.1. - 167 с.; Ч.2. - 127 с.: ил.

  5. Гл. ред. Лаппо Г.М. Города России: энциклопедия. М.: Большая Российская энциклопедия, 1994. стр. 55

  6. Леонов О. М. Сибирский музей народного зодчества г. Братска / О. М. Леонов // Сохранение памятников деревянного зодчества и организация музеев под открытым небом. - М., 1977. - С. 12-13.

  7. Попов Ю. Братск-острожный в документах /Ю.Попов // Знамя. - 2001. - 22 июня. - С.2.; Братский лесохимик. - 2002. - 19 апр. - С.3.

  8. Попов Ю. Встреча на Ангаре / Ю.Попов // Братский лесохимик. - 2002. - 23 окт.

  9. Попов Ю. И подвели Братскую землю под высокую государеву руку: /Ю.Попов // Братский лесохимик. - 2002. - 8 мая; 5 июня. - С.5.

  10. Попов Ю. Их имена в твоей памяти, Братск: [основатели Сибири - служилые люди] / Ю.Попов //Братский лесохимик. - 2002. - 7 авг.; 21 авг.

  11. Попов Ю.В. Истоки Братска: Часть первая /Ю.В. Попов. - Братск, 2006. - 195с.

  12. Рудых В. Башня Братского острога. - Братск, 1991. - 15 с.

  13. Уткин Г. Древняя история Земли Братской:[история заселения человеком нынешней территории Братского района с эпохи камня до XVII века]. - Братск: Изд. Дом "Ярмарка Плюс", 2004. - 186 с.


Интернет- ресурсы:

  1. Авдеева, Записки и замечания о Сибири   1837 г. Режим доступа: http://abratsk.ru/history/lib/kr/avdeeva_zap_i_zam_sib_1837.pdf - свободный.

  2. Багрин Е. А., «ОХОЧИЕ ЛЮДИ» НА ВОЕННОЙ ГОСУДАРЕВОЙ СЛУЖБЕ В ПРИБАЙКАЛЬЕ И ЗАБАЙКАЛЬЕ в XVII в. Режим доступа: http://www.arseniev.org/content/?s=41&a=103 – свободный.

  3. Максимов, Сибирь и каторга. В трех частях 1900 г. Режим доступа: http://abratsk.ru/history/lib/kr/maksimov_sib_i_katorga_3ch_1900.djvu - свободный.

  4. Миллер Г.Ф., Описание сибирских народов. Режим доступа: http://abratsk.ru/history/lib/doc_bur/miller_sib_nar.htm - свободный.

  5. Сборник документов по истории Бурятии, XVII ВЕК, ВЫПУСК 1 (1609 — 1700 гг.). Режим доступа: http://abratsk.ru/history/lib/doc_bur/oglav.htm - свободный.

  6. Титов А., Сибирь в XVII веке. Сборник старинных русских статей о Сибири и прилежащих к ней землях. 1890 г. Режим доступа: http://abratsk.ru/history/lib/sibir_XVII.pdf - свободный.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 5 класс

Скачать
Я открываю историю Братска

Автор: Ленько Варвара Валериковна

Дата: 15.10.2014

Номер свидетельства: 119292

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(98) "Внеурочное мероприятие  "Гражданская молитва страны" "
    ["seo_title"] => string(57) "vnieurochnoie-mieropriiatiie-grazhdanskaia-molitva-strany"
    ["file_id"] => string(6) "171491"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1423674369"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(41) "Величайшие музеи мира "
    ["seo_title"] => string(26) "vielichaishiie-muziei-mira"
    ["file_id"] => string(6) "143493"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1418551265"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(132) "КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ: «Древний городок на Волге»."
    ["seo_title"] => string(76) "konspiekt-zaniatiia-v-podgotovitiel-noi-gruppie-drievnii-ghorodok-na-volghie"
    ["file_id"] => string(6) "297724"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1456230016"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(57) "Классный час "День Конституции""
    ["seo_title"] => string(32) "klassnyi_chas_den_konstitutsii_1"
    ["file_id"] => string(6) "531879"
    ["category_seo"] => string(22) "klassnomuRukovoditeliu"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1576345070"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(176) "Сценарий торжественной линейки в честь открытия мемориального стенда "Ветераны - односельчане" "
    ["seo_title"] => string(106) "stsienarii-torzhiestviennoi-linieiki-v-chiest-otkrytiia-miemorial-nogho-stienda-vietierany-odnosiel-chanie"
    ["file_id"] => string(6) "134085"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1416664469"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства