ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 150»
ПРОГРАММА ЭЛЕКТВНОГО КУРСА ПО ИСТОРИИ: РЕШЕНИЕ ИСТОРИЧЕСКИХ ЗАДАЧ (РИЗ) для 7 – 8 классов
Автор: Бойкова Ирина Евгеньевна,
учитель истории и обществознания
первой квалификационной категории
2014-2015 учебный год
г. Москва – 300
Пояснительная записка.
В процессе обучения истории учитель не только передает информацию о прошлом и настоящем человеческого общества, но и много работает над тем, чтобы выработать умения обучающихся осмысливать и применять исторические знания, аналитически и критически оценивать исторические события, анализировать новые источники, аргументировать свою позицию.
Одних знаний, умений и навыков не хватает, нужно осваивать новые методики и технологии. Необходимо давать вместе с общим багажом знаний и ключевые компетенции, определяющие современное качество образования. По ФГОС для оценки качества образования необходимо использовать ключевые компетенции, которые определены как система универсальных знаний, умений и навыков, а также как опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности.
Знаний, которые учащиеся получают на уроках, недостаточно для жизни в современном обществе. Отсюда возникает необходимость в непрерывном самообразовании, самостоятельном получении знаний. Особую актуальность сегодня приобретают педагогические подходы и технологии, ориентированные не, столько на усвоение учащимися знаний, умений и навыков, сколько на создание таких педагогических условий, которые дадут возможность каждому из них понять, проявить и реализовать себя.
Модель формирования исторических знаний основана на принципах развивающего обучения. Ведущий прием – познавательные задачи, открывающие обучающимся дополнительный учебный материал и способствующие его интеллектуально – познавательному, творческому усвоению.
Познавательные задачи, применяемые в обучении истории, выполняют несколько целей:
- выявление знаний и умений;
- проведение тренировочных упражнений для усвоения знаний;
- организация поисковой деятельности для приобретения новых знаний и умений;
В программе курса акцент сделан на компетенции познавательной деятельности, компетенции ценносто-смысловой ориентации, компетенции интеграции знаний.
В программе предлагается учащимся решение трех видов исторических задач:
событийно-проблемные, биографические и хрестоматийно-литературные.
Программа курса по объему составляет 34 часа, предназначена для увлеченных историей учащихся 7-8 класса.
Цель: Создание педагогических условий, которые дадут возможность каждому обучающемуся
самостоятельно исследовать исторический материал, проявлять и реализовывать
себя.
Задачи: 1. Организация самостоятельной интеллектуальной деятельности;
2. Содействие обучающимся в непрерывном самообразовании и самосовершенствование;
3. Усвоение исторических знаний посредством продуктивного и репродуктивного
Познания, исследования.
Характеристика ключевых компетенций в программе.
Компетенции познавательной деятельности: постановка и решение познавательных задач, нестандартные решения, проблемные ситуации и их разрешение, продуктивное и репродуктивное познание, исследование, интеллектуальная деятельность.
Компетенции ценностно-смысловой ориентации в мире, ценности культуры, науки, производства, истории страны, религии.
Виды исторических задач входящих в программу.
Событийно-проблемные задачи. В их основе лежит учебное или реальное
противоречие, разрешение которого требует активной мыслительной деятельности. Информацию здесь предполагается в ходе ее обдумывания и аргументирования на основе имеющихся знаний обогатить новыми, ранее неведомыми учащимися историческими данными.
Проблемные задачи не содержат вопросов типа «сколько?», «где?», «когда?».
Они требуют от обучающихся глубокого объяснения вопросов «почему?», «как же так?», «но ведь должно быть по-другому?», «не могли же они не понимать этого?», «получается, что знали, а делали наоборот» и т.д.
Биографические задачи. Они требуют от обучающихся выяснения «кто есть
кто?». Обучающемуся дается объем информации о конкретной личности, не называя ее: когда родился, как учился, чем занимался, что делал, чем прославился и т.п. Обучающийся, проанализировав эту информацию, приходит к определенному решению – кто эта личность. Часть задач этого вида направлена на углубленное изучение достаточно известных, хотя, как правило, лишь по фамилиям, личностей. Другая часть задач, представленных в программе, предполагает ознакомление с недостаточно известными, но сыгравшими значительную роль в истории России соотечественниками.
Хрестоматийно-литературные задачи. Они носят смешанный характер. В одном случае надо по отрывку из хрестоматии определить событие, в нем отраженное, в другом по стихам исторического содержания узнать автора и время, в котором он жил, в третьем по фрагменту из художественной книги выяснить, о ком или о чем идет речь, в четвертом по меню обеда россиянина попытаться узнать, в каком веке можно было так обедать и т.д.
Методические приемы использования событийно-проблемных задач в изучении истории.
Задачи ставятся в ходе изучения исторического материала на занятии.
Решаются они либо тут же, через диалог, либо обучающимся предлагается подумать над ними во время самостоятельной работы;
Задачи выносятся непосредственно на самостоятельную, индивидуальную
работу. Но разрешаются они, как правило, в ходе занятия.
Задачи определяются как домашнее задание, для самостоятельного решения.
Методические приемы использования биографических и хрестоматийно-литературных задач.
Перед занятием дается домашнее задание найти и изучить определенный
исторический материал.
Во время занятий курса, на основе самостоятельно полученных знаний, с помощью справочников, энциклопедий, информационно-коммуникационных технологий, обучающиеся решают задачи путем анализа изученных материалов, исследования исторических фактов.
Учебно-тематическое планирование(34 часа).
№. | Темы занятий. | Теория. | Практика. | Всего часов. |
| Раздел 1.Событийно-прблемные задачи. | | | 12 часов. |
1. | Исторические события периода 9-16 века. | 1 час. | 3 часа. | 4 часа. |
2. | Исторические события периода 17-18 века. | 1 час. | 2 часа. | 3 часа. |
3. | Исторические события 19 века. | 2 часа. | 3 часа. | 5 часов. |
| Раздел 2. Биографические задачи. | | | 11 часов. |
1. | Исторические события периода 9-16 век. | 1 час. | 2 часа. | 3 часа. |
2. | Исторические события периода 17-18 века. | 1 час. | 2 часа. | 3 часа. |
3. | Исторические события 19 века. | 1 час. | 4 часа. | 5 часов. |
| Раздел 3. Хрестоматийно-литературные задачи. | | | 11 часов. |
1. | Исторические события периода 9-16 век. | 1 час. | 2 часа. | 3 часа. |
2. | Исторические события периода 17-18 века. | 1 час. | 2 часа. | 3 часа. |
3. | Исторические события 19 века | 1 час. | 4 часа. | 5 часов. |
| | | | 34 часа. |
Содержание курса.
Раздел 1
Исторические события 9-16 веков(10 часов).
Славяне и их соседи накануне возникновения государства Русь. Возникновение государства у восточных славян и первые русские князья. Государство Русь и русское общество. Русь в конце 11-начале 12 века. Начало периода раздробленности на Руси и русские земли. Русская культура и быт 10- начала13 веков. Монголо-татарское нашествие на Русь. Борьба на северо-западе Руси. Монголо-татарское иго на Руси. Начало возрождения русских земель. Начало объединения русских земель вокруг Москвы и борьба против ордынского ига. Образование Русского единого государства. Создание централизованной системы управления. Русская православная церковь в 14-16 веках. Культура и быт 14-16 веков. Правление Ивана Грозного.
Раздел 2.
Исторические события периода 17-18 веков (9 часов).
Начало Смутного времени. Кризис общества и государства в России. Завершение Смутного времени. Россия в середине 17 века. Народные восстания второй половины 17 века. Раскол русской православной церкви. Культура и быт России в 17 веке. Начало правления Петра Первого. Превращение России в великую державу. Государственные реформы Петра Великого. Значение преобразований. Россия при приемниках Петра. Правление Елизаветы Петровны. Россия в середине 18 века. Правления Петра Третьего и начало правления Екатерины Великой. Восстание под предводительством Е.И. Пугачева. Реформы Екатерины. Россия в период правления Павла Первого.
Раздел 3.
Исторические события периода 19 века (15 часов).
Начало правлении Александра Первого. Внешняя политика до Отечественной войны 1812 года. Отечественная война 1812 года. Внешняя политика после войны 1812 года. Внутренняя политика и общественное движение во второй половине царствования Александра. Император Николай Первый. Внутренняя и внешняя политика во второй четверти 19 века. Духовная жизнь и общественная мысль русского общества во второй четверти 19 века. Золотой век русской культуры. Крестьянская реформа 1861 года. Реформы 60-70-х годов 19 века. Общество и власть во второй половине 50-х – начале 80-х гг. 19 века. Внутренняя политика и общественное движение в царствовании Александра Третьего. Внешняя политика России в 60 – 90 гг. 19 века. Русская культура второй половины 19 века.
Приложение к программе элективного курса РИЗ
(решение исторических задач).
Примеры событийно-проблемных задач.
Варяги (норманны) приходили к славянам «из-за моря». Но они появлялись не только на Волхове и Днепре, но и на Черном море, в Англии и Франции, Испании и Италии, в Греции. Норманны иногда нанимались на военную службу, часто жили за счет грабежей, где-то становились даже правителями, но нигде основательно закрепиться так и не смогли, кроме Северной Франции, ныне называемой Нормандия. Что заставляло суровых северных мужей покидать свои родные земли и скитаться на чужбине? Ведь если им покорялись целые земли и народы, неужели они не могли обустроить нормальную жизнь для себя на родине?
Княгиня Ольга в отместку за убитого древлянами мужа длительное время проявляла чудеса жестокости: закапывала живыми послов, сжигала их в бане, хитростью поджигала и уничтожала вместе с жителями столицу древлян Искоротень и т.д. И, тем не менее, Ольга Православной церковью канонизирована. Почему? Ведь ее за содеянное, казалось бы, казнить мало, а тут – в святые!
Летом 1480 года золотоордынский хан Ахмат подошел с большим войском к пограничной московской реке Угре. Московская рать встала на противоположном берегу, Ни Ахмат, ни Иван Третий так и не рискнули начать генеральное сражение – на том и сошлись. Так есть ли основание считать, будто это «стояние на реке Угре» ознаменовало собой свержение ордынского ига?
Петр Великий в свое царствование при назначении на высшие церковные посты в России осознанно отдавал предпочтение малороссам. Почему?
Примеры биографических задач.
По красоте его сравнивали с патриархом Иосифом, которого фараон поставил
Начальником над всею Египетскою страною, по силе – с ветхозаветным судиею
Самсоном, по мужеству и военным доблестям – с древним римским императором
Вепасианом. Выиграл две значительные битвы. В честь одной из них получил прозвище. Навсегда остался в памяти народной. Канонизирован. Петр Великий повелел перенести его мощи из Владимира в Петербург, сделав его ангелом-хранителем новой империи. Художник П.Д. Корин написал картину, С.С. Прокопьев посвятил ему вдохновеннейшую кантату, К.М. Симонов – поэму,
С.М.Эйзенштейн – фильм. В его честь в 1725 году учрежден орден в России,
А в 1942 году – в Советском Союзе. Умер на 43-м году жизни.
2. Священник, философ, писатель. Был первым русским по происхождению
киевским митрополитом. Автор «Слова о законе и благодати». Мировую
историю делил на три периода: языческий, иудейский и христианский. Противо-
поставлял Новый Завет Ветхому Завету. Воспринявший христианство русский
народ, по мнению митрополита, идет к своему спасению и великому будущему,
став на путь истинной веры, он приравнивается ко всем прочим христианским
народам.
Руководитель ополчения. Ему принадлежат слова: «Не пожалеем ничего,
Продадим дома свои, заложим жен и детей и соберем казну на жалованье ратным людям». Ополчение избрало эмблему – льва. Большая земская печать имела изображение «двух львов стоячих». Меньшая дворцовая – «льва одинокого».
После победы над врагом ему был пожалован чин думного дворянина.
Поместье не дали жалованье, но дали жалованье 200 рублей в год. Ополченцу
Воздвигнуты памятники в Нижнем Новгороде и Москве. Автор московского памятника – скульптор И.П. Мартос.
Примеры хрестоматийно-литературных задач.
«Как детей учить и страхом спасать. Наказывай сына твоего в юности, и он
успокоит тебя в старости и принесет тебе честь. Не будь скуп на удары дитяти,
ибо от палочных ударов он не умрет, а поздоровеет; нанося удары телу, ты спасаешь душу от смерти. Не улыбайся ему, не играй с ним; ибо в малом деле посмеявшись, в большом пострадаешь». Назови источник, из которого взято «Поучение о воспитании детей». К какому веку оно относится?
Текст ориентирует на выявление родственных связей ряда известнейших
в России лиц:
а) Юрий Долгорукий является предком великого
русского поэта … в 22-м поколении.
б) Ефросинья Беклемишева является матерью
государственного деятеля, князя, ополченца …….
в) Анна Беклемишева является матерью фельдмаршала …..
г) Д.М. Пожарский и М.И. Кутузов являются родственниками
великому русскому поэту …..
Проставьте нужные фамилии вместо точек.
Учебно-методическое обеспечение.
Горяйнов С.Г. Задачник по истории России. Ростов-на-Дону.: Изд-во «Феникс»,1997.
Степанищев А.Т. задачи по истории России с древнейших времен до наших дней: Дидактические материалы. – 2-е изд., - М.: Дрофа,2001.
Белова С.В. Элективные курсы гуманитарной направленности для различных профилей обучения: учеб. - метод. пособие/под ред. Т.В. Черниковой. – М.: Глобус,2006.