kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Элективный курс: "История в лицах. Реформы и реформаторы Российской Империи"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа элективного  курса «История в лицах. Реформы и реформаторы» предназначена для изучения учащимися 9 классов. Курс рассчитан на 17 часов.

Изучение истории развития российской цивилизации, роли в ней реформаторской деятельности позволяет по-новому поставить и разрешить проблемы обучения и воспитания, сформировать у учащихся высокие гражданские и патриотические чувства, ощуще­ния своей принадлежности к великой и сложной культуре, зани­мающей большое место в мировой истории. Особенно это актуаль­но в современное время: время возрождения России.

Цель элективного  курса «История в лицах» - расширение знаний учащихся о роли личности в истории. В настоящее время это имеет большое значение. Движение современного общества вперед требует от подрастающего поколения инициативности, умения самостоятель­но принимать решения, активной жизненной позиции. На примере исторических деятелей учащиеся могут формировать в себе необ­ходимые качества личности.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Элективный курс: "История в лицах. Реформы и реформаторы Российской Империи" »









Программа элективного курса

по истории

«ИСТОРИЯ В ЛИЦАХ. РЕФОРМЫ И РЕФОРМАТОРЫ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ»


9класс




Программа курса разработана на основе

программы учителя истории и

обществознания

Артюхова А.В.

 





Учитель: Артюхов А.В.







2011-2012 учебный год

Элективный курс

«ИСТОРИЯ В ЛИЦАХ. РЕФОРМЫ И РЕФОРМАТОРЫ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ»

9 класс


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа предметного курса «История в лицах. Реформы и реформаторы» предназначена для изучения учащимися 9 классов. Курс рассчитан на 17 часов.

Изучение истории развития российской цивилизации, роли в ней реформаторской деятельности позволяет по-новому поставить и разрешить проблемы обучения и воспитания, сформировать у учащихся высокие гражданские и патриотические чувства, ощуще­ния своей принадлежности к великой и сложной культуре, зани­мающей большое место в мировой истории. Особенно это актуаль­но в современное время: время возрождения России.

Цель предметного курса «История в лицах» - расширение знаний учащихся о роли личности в истории. В настоящее время это имеет большое значение. Движение современного общества вперед требует от подрастающего поколения инициативности, умения самостоятель­но принимать решения, активной жизненной позиции. На примере исторических деятелей учащиеся могут формировать в себе необ­ходимые качества личности.

Задачи курса:

1) способствовать развитию гражданственности учащихся, при­учая их к диалогическому многомерному восприятию обществен­ной деятельности, сбалансированному подходу к достоинствам и недостаткам исторических личностей, государства, общества;

2) формировать устойчивый интерес к историческому прошлому;

3) создавать условия для развития у учащихся интеллектуаль­ных и практических умений в изучении истории;

4) развивать умения самостоятельно приобретать и применять на практике полученные знания; творческие способности;


Сформировать и развивать коммуникативные навыки, которые способствуют умению работать в группе, вести дискуссию.

Технология учебно-познавательной работы при изучении курса отличается от работы в обязательных курсах, так как направлена на формирование позитивной мотивации с учетом возрастных осо­бенностей учащихся, а также индивидуальных черт и свойств. Осо­бое место здесь отводится внутрипредметным связям, нацеленным на просвещение учащихся, высказывание личностных оценок, практическому применению полученных знаний. Иными словами, ориентирует учащихся на творческий характер обучения.

В процессе изучения курса происходит формирование обще-учебных умений:

• анализ и сопоставление фактов;

• работа с учебной, научно-популярной и художественной ли­тературой;

• анализ документов;

• оформление сообщений и рефератов.

Содержание программы предоставляет возможность, помимо формирования общеучебных умений, на основе специфического исторического материала развивать у учащихся специальные предметные умения и навыки:

• определять достоверность исторических фактов;

• устанавливать последовательность, синхронность историче­ских событий;

• сравнивать предлагаемые исторические события, историче­ские личности, анализировать, оценивать, выявляя сходства и раз­личия;

• высказывать суждения об изученном материале, версиях, су­ществующих в различных источниках по поводу исторических со­бытий, фактов, личностей.


Методика работы со старшеклассниками предполагает в прове­дении элективного курса следующие формы и приемы:

• лекции с последующим опросом;

• лекции с обсуждением документов;

• беседы;

• семинары;

• практические работы;

• «мозговой штурм»;

• викторины.

Все эти приемы направлены на стимулирование познавательно­го интереса учащихся и формирование творческих умений, таких как:

• умение увидеть и сформулировать проблему, составить план ее решения;

• умение выдвинуть гипотезу;

• умение делать обобщения;

• умение систематизировать материал;

• умение составлять доклад по теме (на основе различных ис­точников);

• умение перекодировать материал (схемы, таблицы, диаграм­мы);

• умение планировать и анализировать свою деятельность (со­ставлять план, ставить цели, сравнивать результат и цели, вычле­нить плюсы и минусы своей деятельности);

• умение оценивать свою и чужую познавательную и комму­никативную деятельность.

Чтобы оценить образовательную деятельность учащихся, важ­но не только уделять внимание развернутым ответам, в которых проявляется готовность связно, образно излагать факты, но и фор­мировать собственное отношение к оценке персонажей и фактов. Курс позволяет использовать новые, но уже достаточно популяр­ные формы проверки знаний - тесты, решение исторических за дач, а также деформированные тексты, тексты с ошибками и т. д.

По окончании изучения предметного курса учащиеся должны:

• соотносить единичные факты и общие явления и процессы;

• называть характерные, существенные черты минувших собы­тий и исторических личностей;

• сравнивать исторические события и исторических деятелей;

• излагать суждения о причинно-следственных связях истори­ческих событий и личностей;

• объяснять, в чем состояли мотивы, цели и результаты дея­тельности отдельных людей в истории; излагать оценки событий и личностей;

• сравнивать предлагаемые исторические версий и оценки, вы­являть сходства и отличия;

• определять и объяснять свое отношение к наиболее значи­мым событиям и личностям в истории, их оценку.

Условия для реализации:

Занятия по изучение предметного курса желательно проводить в кабинете истории, имея оборудование: комплекты настенных карт, атласов по истории России, иллюстративный, справочный материал, научную и методическую литературу, дидактический и раздаточный материал, аудио- и видеоаппаратуру. (Атласы: «Россия с древнейших времен до XIXв.», «Россия в XIX в.», «Россия в XX в.»; карты: «Россия вXVIIв.», «Российская империя во второй полови­не XIX в.» и др.)

Для фиксации результатов и коррекции познавательной дея­тельности учащихся необходимо иметь разнообразные виды зада­ний, в том числе и тестовых. Так измерителем обучен но­ет и учащихся может быть:

• исторический диктант, в котором учащиеся должны уметь правильно соотнести исторический факт с указанными на доске названиями, историческую личность с ее деятельностью;

• деформированный текст, в котором учащимся нужно вста­вить пропущенные слова, даты;

• текст с ошибками, в котором учащиеся должны исправить ошибки;

• обобщающие вопросы и задания;

• тесты.







УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

№ п/п

Наименование тем

Всего часов

В том числе

Формы кон­троля







Лек­ции

Прак­тика

Се­мина­ры



1

Введение

1


1



2-3

Российское рефор­маторство

2

1


1

Участие в семинаре

4-5

Первые отечествен­ные реформаторы и их преобразования

2

1

1


Письменная работа

6-7

Иван Грозный

2

1


1

Участие в семинаре

8-9

Петр1

2


2


Письменная работа

10-11

Александр II: вели­кие реформы

2


2


Письменная работа

12

Последний рефор­матор Российской империи: П. А. Сто­лыпин

1

1



Конспект, сравнительная таблица

13

Реформаторская деятельность первых советских лидеров.

1

1



Конспект, работа с текстом, составление схем

14

И.В. Сталин

1



1

Участие в семинаре

15

Реформаторы середины 20 века.


1


1


Конспект, работа с текстом, составление схем

16

М.С.Горбачёв: перестройка, гласность.

1

1



Конспект, сравнительная таблица

17

Итоговое занятие

1


1


Защита ре­фератов


Итого

17

6

8

2







ПРОГРАММА КУРСА

Введение. Знакомство со структурой курса (1 час).

Структура курса, его особенности. Необходимость и актуальность изучения истории. Роль личности в историческом процессе. Реформы и реформаторы, их роль в развитии государства.

Тема 1. Российское реформаторство (2 часа).

Лекция «Российское реформаторство».

Семинар «Реформы и реформаторы».

Что такое реформа? Кого мы назовем реформатором? Реформа и революция, сравнительный анализ. Положительные и отрица­тельные стороны реформ. Проведение реформы «сверху». Роль ре­форматоров в развитии российского государства.

Тема 2. Первые отечественные реформаторы и их преобра­зования (2 часа).

Практическое занятие «Что такое реформа?».

Первые русские реформаторы: княгиня Ольга и Владимир Свя­тославович. Их роль в развитии русского государства. Админист­ративно-финансовая реформа княгини Ольги. Крещение Руси - ко­ренное преобразование русской истории.

Тема 3. Иван Грозный (2 часа).

Лекция «Реформы XVI века: Избранная рада и Иван Гроз­ный»

Семинар «Иван Грозный: человек и правитель».

Причины проведения реформ в XVI веке. Реформаторская дея­тельность Избранной рады. Роль протопопа Сильвестра, Алексея

Адашева, Андрея Курбского в деятельности Избранной рады. Иван Грозный и его преобразования. Опричнина: причины ее возникно­вения и результаты.

Тема 4. Петр I (2 часа).

Практическое занятие «ПетрI: тиранили...».

Причины проведения реформ в начале XVIII в. Цели реформа­торской деятельности Петра I. Какой хотел видеть страну великий реформатор. Методы достижения цели. Петр I: человек и прави­тель. Ито1"и реформаторской деятельности Петра I.

Тема 5. «Александр И: великие реформы» (2 часа).

Практическое занятие «Великие реформы». Личность Александра И. Причины проведения реформ во вто­рой половине XIX в. Цели и методы проведения реформ второй половины XIX в. Особенности подготовки и проведения крестьян­ской реформы. Значение реформ Александра П.

Тема б. Последний реформатор Российской империи (1 час).

Лекция «П. А. Столыпин - последний реформатор Россий­ской империи».

Личность П. А. Столыпина - последнего реформатора Россий­ской империи. Деятельность П. А. Столыпина. Аграрная реформа: содержание и осуществление. Итоги реформаторской деятельности П. А. Столыпина.

Актуализация знаний учащихся по изученным вопросам. Груп­повая работа - развитие коммуникативных навыков

Тема 7. Реформаторская деятельность первых советских лидеров. (1 час).

Лекция. Первые декреты советской власти. Созыв и роспуск Учредительного собрания. Конституция 1918 года. Политика «военного коммунизма». Переход к новой экономической политики.

Личность В.И. Ленина, Троцкого, Бухарина. Результаты первых реформ советской власти.

Тема 8. И. В. Сталин. (1 час).

Семинарское занятие. Индустриализация её истоки и результаты. Коллективизация, её социальные и экономические последствия. Противоречие социалистической модернизации. Конституция 1936 года.

Культ личности Сталина.


Тема 8 Реформаторы середины 20 века. (1 час).

Практическое занятие. Экономические и политические реформы Н.С.Хрущёва.

Экономические реформы середины 1960-х гг. Замедление темпов на­учно-технического прогресса. Дефицит товаров народного потребления, ' развитие «теневой экономики» и коррупции. «Застой» как проявление кри­зиса советской модели развития. Концепция развитого социализма. Конституция 1977 г.

Тема 9. М. С. Горбачёв: перестройка, гласность. (1 час).

Лекция. Попытки модернизации советской экономики и политической-системы во второй половине 1980-х гг. Стратегия «ускорения» социально-экономического развития и ее противоречия. Введение принципом самоокупаемости и хозрасчета, начало развития предпринимательства. Кризис потребления и подъем забастовочного движения в 1989 г.

Политика «гласности». Отмена цензуры и развитие плюрализма в СМИ. Демократизация общественной жизни. Формирование многопартийности. Кризис коммунистической идеологии


Итоговое занятие: История в лицах (1 часа).

Защита рефератов.




Литература

1. Аверх, А. Я Столыпин и судьбы реформ в России. - М, 1991.

2. Анисгшов, Е. В. Время петровских реформ. - Л., 1989.

3. Журнал «Преподавание истории в школе». - 1997. - № 1; 2000. - № 4.

А.Захарова, Л. Г. Александр 117/ Вопросы истории. - 1992. -№ 6-7.

5. История. Тренировочные задания повышенной сложности для подготовки к единому государственному экзамену: работа с историческими документами / авт.-сост. Н. А. Григорьева, Н. И. Чеботарева. - Волгоград: Учитель, 2004.

6. История. Учебно-тренировочные материалы для подготовки к единому государственному экзамену // сост. Л. Н. Алексашкина и др. - М.: Интеллект-Центр, 2004.

7. Князьков, С. Из прошлого русской земли: время Петра Вели­кого. - Репринт, изд. - М, 1991.

8. Кобрин, В. Б. Иван Грозный. - М., 1989.

9.Литвак, Б. Г. Переворот 1891 г. в России: почему не реализо­валась реформаторская альтернатива. - М, 1991.

10. Лютых, А. А., Скобелкин, О. В., Тонких, В. А. История Рос­сии: курс лекций. - Воронеж: Информатор, 1993.

11. Павленко, Н. И. Петр Великий. - М, 1990.

12. Троицкий, Н. А. Россия в XIX веке: курс лекций. - М.: Выс­шая школа, 1999.

13. Школьная энциклопедия «Руссика». История России. XVIH-XIX вв. - М.: Олма-Пресс Образование, 2003.





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 9 класс

Скачать
Элективный курс: "История в лицах. Реформы и реформаторы Российской Империи"

Автор: Артюхов Андрей Владимирович

Дата: 25.11.2014

Номер свидетельства: 135673

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(139) "Элективный курс "История в лицах. Реформы и реформаторы Российской Империи" "
    ["seo_title"] => string(79) "eliektivnyi-kurs-istoriia-v-litsakh-rieformy-i-rieformatory-rossiiskoi-impierii"
    ["file_id"] => string(6) "135668"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1416943255"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства