kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Древний Дербент

Нажмите, чтобы узнать подробности

Научно-исследовательская работа на тему"Древний Дербент", приурочена к 2000 летнему юбилею древнейшего города России. Изучение и знакомство  с историей родной страны является одним из важнейших факторов воспитания патриотизма у подрастающей молодежи.Через знакомство с мировым историческим наследием прививается любовь к Родине, интерес к истории различных культур уголков нашей необъятной страны.Предложенный прект помогает воспитывать учащихся в духе толерантности через соприкосновение к древнему и ипрекрасному. Материал может быть использован как на уроках истории, так и при проведении внеклассных мероприятий.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Древний Дербент»

Школьная научно-практическая конференция


«Юность и наука-третье тысячелетие»



Секция: История





Тема работы


«Дербент - древнейший город в России»





Подготовила:

Омарова Джамиля

Ученица 10 «А» класса

МБОУ «СОШ №21

Руководитель:

Омаров

Гамзет Наврузович,

учитель истории.









г. Норильск


2015 г






СОДЕРЖАНИЕ


  1. Введение …………………………………………………………………………………3

  2. Физико-географическая характеристика…………………………………. …………...4

  3. Карта Дербента и окрестностей………………………………………………………... 4

  4. История города…………………………………………………………………………...5

  5. Хронология…………………………………………………………………………….. ..6

  6. Древний период ………………………………………………………………………….7

  7. Арабское завоевание ………………………………………………………....................9

  8. Столица Дербентского эмирата ………………………………………………………..9

  9. Между Россией и Персией …………………………………………………………….10

  10. Баб-аль-Абваб  …………………………………………………………………………11

  11. Символика города……………………………………………………………………...16

  12. Достопримечательности города……………………………………………………….17

  13. Крепость «Нарын-кала» - музей под открытым небом………………………………12

  14. Мечети…………………………………………………………………………………..19

  15. Храмы…………………………………………………………………………………...22

18. Церковь Святого Всеспасителя (Армянская церковь)…………………………..25

19. Кладбище Кырхляр…………………………………………………………………….26

20. Землянка Петра 1 в Дербенте …...................................................................................27

21. Бестужев-Марлинский в Дербенте…………………………………………………..28

22. Сколько лет Дербенту 2000 или 5000?........................................................................29

23. Заключение……………………………………………………………………………..29

24. Список использованных ресурсов…………………………………………………….30

25. Приложение 1




















ВВЕДЕНИЕ

Обоснование

Изучение и знакомство с историей родной страны является одним важнейших факторов воспитания патриотизма подрастающей молодежи. Через знакомство с мировым историческим наследием прививается любовь к родине, интерес к истории различных культур уголков нашей необъятной России. Такие проекты помогают воспитывать учащихся в духе толерантности через соприкосновение к древнему и прекрасному.

Актуальность

в 2015 году будет праздноваться 2000-летний юбилей основания одного из древнейших в мире и самого древнего в России дагестанского города Дербент.

Указ президента России В.В Путина от 21 ноября 2013 года.

Объект исследования

история древнейшего города Дербент.

Предмет исследования

документы, исторические источники, связанные с крепостью «Нарын-кала», городом Дербент.

Цель изучить основные материалы по истории города, попытаться ответить на вопрос: 2000 или 5000 лет древнему Дербенту?


Задачи

  1. Познакомиться с историей древнейшего города России.

  2. Познакомиться и изучить различные версии о возрасте города.

  3. Изучить музей под открытым небом – крепость «Нарын – кала».

  4. Составить хронологическую таблицу наиболее значимых событий в истории города.



Методы исследования исследовательский, исторического анализа, экскурсия по историческим местам, анкетирование, интервьюрирование.


Гипотеза

В результате исследования я смогу согласиться с одной из версий о возрасте города.

Ожидаемые результаты

Последовательное решение обозначенных задач позволит развить интерес к историческому памятнику, юбилей которого будет отмечаться в масштабе России.

Выводы

  1. Данную работу можно использовать на уроках истории, во внеклассной деятельности.

  2. Предлагаю, как продолжение данного проекта, провести в школе (или для нескольких школ) мероприятие в рамках толерантного воспитания школьников, об исторических памятниках городов нашей родины.













Физико-географическая характеристика


На западном побережье Каспийского моря, там где Кавказские отроги довольно близко подступают к морской акватории, на приморских равнинах и холмах раскинулся древний Дербент. В наши дни он является вторым по величине городом Республики Дагестан, после столицы – Махачкалы, лежащей в 125 км к северу.

Дербент считают одним из древнейших «живущих» городов мира. Первые поселения возникли здесь в эпоху ранней бронзы – в конце 4 тысячелетия до н.э. – относится к 6 веку до н.э., его приводит известный древнегреческий географ Гекатей Милетский.




Вид на Дербент с городской стены


Карта Дербента и окрестностей





История города


Дербент – это один из древнейших городов не только Кавказа, но и всей России. Его история, как считают археологи, насчитывает пять тысячелетий, - именно тогда еще в бронзовый век, на этом месте возникло небольшое поселение, затем обретшее и городские укрепления. Однако документально подтвержденное становление Дербента как достаточно крупного города связывают с персидским царем династии Сасанидов Иездигердом 2 (правил в 435-57 гг.н.э.), который воздвиг его на северной границе своих владений, на возвышенном и стратегически важном месте – между горами и морем ( что и отражено в самом названии: иранское слово «дербенд» означает «горный проход», или «горная застава»).


Хронология:

  • Примерно с 5-4 вв. до н. э. на месте Дербента располагалось кочевая стоянка массагетских племен.

  • Примерно во 2 в. до н. э. на месте стоянки был построен город, известный в античных и средневековых источниках как Чола.

  • С конца 1 в. до н. э. Чола — столица племенного союза маскутов (массагетов), часто называемого в исторических источниках Царством Маскут.

  • С 1 в. н. э. Чола как и все царство Маскутов в вассальной зависимотси от царей Кавказской Албании.

  • В 6 в. н. э. сасанидский шах Кавад, подчинив маскутов власти Сасанидов, начал перестройку и укрепление Чолы.

  • В 6 в. н. э. сасанидский шах Хосров Ануширван, полностью завершил перестройку крепости Чолы, заодно сменив её название на Дербент. Крепость охраняла проход между Кавказскими горами и Каспийским морем, находящийся на пути между Европой и Передней Азией, что и отражено в названии: иранское «дербенд» означает «узел дорог».

  • Какая-то часть евреев в этот период переселяется из Персии в Дербент. Начало становления общины евреев, первых монотеистов в регионе.

  • В 630-х гг. Дербент захватили хазары.

  • При великом князе Кавказской Албании, Джаваншире, Дербент, как и вся область Маскут, присоединен к Кавказской Албании.

  • С 652 Дербент в составе Арабского халифата. В городе строились мечети, сюда переселены 24 тыс. сирийцев, город разбит на магалы (кварталы), большая часть жителей обращена в ислам.

  • 730 год — принятие иудаизма хазарами (предположительно, под влиянием евреев Дербента).

  • В VIII в. Дербент — крупный военно-политический центр Кавказа, в котором находилась резиденция наместникахалифа. В 10 в., с распадом Арабского халифата, Дербент становится центром независимого эмирата.

  • С IX в. Дербент под влиянием государства Ширваншахов.

  • В 1071 город захватили турки-сельджуки.

  • С XII в. Дербент в составе государства Ширваншахов, находившегося в вассальной зависимости от Государства Великих Атабеков Азербайджана.

  • В XIII в. Дербент, как и всё государство Ширваншахов, завоёван монголами.

  • В XVI — начале XVIII вв. Дербент — в составе Сефевидского Ирана.

  • 23 августа — 6 сентября 1722 г. — Петр I в Дербенте.

  • С 1743 центр Дербентского ханства государства Сефевидов и Афшаров, резиденция Надир-Шаха.

  • В XVIII в. со смертью Надир-шаха Афшара, хан Дербента провозгласил свою независимость.

  • В XVIII в. Дербент с ханством присоединен Фатали ханом Кубинским к Кубинскому ханству.

  • В 1796 завоёван русскими войсками (См. Штурм Дербента).

  • В 1806 Мехти-II шамхал Тарковский, стал и ханом Дербентским[28].

  • В 1813 присоединён к Российской империи.

  • В 1837 году открылось первое русское учебное заведение в Дагестане — Дербентское уездное училище

  • С 1840 Дербент — уездный, с 1846 — посадский город.

  • В конце 1840-х гг. открылась мусульманская школа, переведённая в в 1855 году в Темир-Хан-Шуру.

  • С 1840-х гг. переживал быстрый экономический подъём, связанный, в частности, с выращиванием марены — растения, из которого получали дешёвый краситель. В XIX в. были развиты также садоводство, виноградарство и рыбный промысел.

  • В 1898 через Дербент прошла железная дорога Петровск-Порт (ныне Махачкала) — Баку).



Древний период


Важное значение Каспийского прохода было причиной захватнических устремлений скифов, сарматов, аланов, гуннов, хазар и других. Он пережил бурные исторические события, штурмы и разрушения, периоды упадка и расцвета. Здесь пролегал один из важнейших участков Великого Шелкового пути, и Дербент выступал перекрестком цивилизации, связывавшим Восток и Запад, Север и Юг.

Древнегреческий историк Геродот одним из первых приводит сведения о «Дербентском проходе» в V в до н. э. Огромный интерес к городу проявляла и Империя Селевкидов, первая экспедиция которой была организована  в 290—281 г до н. э. В 66-65 г до н. э. осуществляются военные походы Лукулла и Помпея на Кавказ, одной из главных целей которых являлся захват Дербента. Преемниками Рима и Парфии в борьбе за Кавказ в раннем Средневековье становятся Византия и сасанидский Иран.

Важным фактом в истории Дербента, входившего, согласно ряду авторов, в состав Кавказской Албании под названием Диауна , было принятие христианства в 313 году . Город служил северным форпостом Албании. Во второй половине V в. албанский царь Ваче II сделал город Дербент на некоторое время главным христианским оплотом Албании в борьбе с зороастризмом . С V века начинается активное развитие города, а также грандиозное строительство, призванное защитить Переднюю Азию от новой волны кочевников — тюркских племен гуннов и хазар. При этом помимо укрепления города, не прекращались попытки мирным путем обуздать диких кочевников.

В 439—457 годы — строительство фортификационных сооружений Йездигердом I; в 488—531 происходит замена сырцовых стен каменной кладкой Хосровом I Ануширваном. Крепость начинает приобретать вид, который сохранился до нашего времени.



От крепости, расположившейся у подножия горного хреба, к морю с пускались две стены, перегородившие Прикаспийский проход и призванные защищать город и торговый путь.

Растущая мощь и богатство Дербента не могли не привлекать могущественных соседей. В 552 г. происходит нападение хазар на город. Патриарший престол, с целью спасения, переносят из города Чола (Дербент) в город Партав. Согласно Ю. Д. Бруцкусу, какая-то часть евреев в этот период переселяется из Персии в Дербент.

В 626 году западные тюрки через Дербент вторглись в Закавказье. Штурм Дербента красочно описан Мовсесом Каганкатваци:

…Гайшах (персидский наместник из агванских князей) видел, что произошло с защитниками великого города Чора и с войсками, находившимися на дивных стенах, для построения которых цари персидские изнурили страну нащу, собирая архитекторов и изыскивая самые разные материалы для построения великого здания, которое соорудили между горой Кавказом и великим морем восточным... При виде страшной опасности со стороны безобразной, гнусной, широколицей, безресничной толпы, которая в образе женщин с распущенными волосами устремились на них, содрогание овладело жителями: особенно страшны были стрелки...

Арабское завоевание


Новый этап развития города связан с вторжением арабов в VII веке. Когда первые арабские отряды в 642/643 году появились у ворот Дербента, сасанидским наместником города был Шахрбараз (Шахрияр). . В 651 году арабы захватили Дербент, однако прочно закрепиться они смогли лишь при Масламе ибн Абд аль-Малике в 733—734 годах. Халиф Омар передал управление Дербентом Абд ар-Рахману ибн Раби’а, который был «комендантом» крепости до 652/653 года. С этого времени начинается активный процесс исламизации населения города. В это время построена старинная Джума-мечеть.

С завоеванием Дербента арабами, город превращается в главный опорный пункт арабского Халифата на Кавказе, в важнейший военный, политический и идеологический центр; здесь проводятся значительные строительные работы. Дербент становится крупнейшим средневековым городом Кавказа с развитыми ремесленными производствами (гончарство, стеклоделие, металлообработки, ювелирное дело, камнеобработка и строительное дело, ткачество, ковроделие, производство бумаги, шелка, мыла) и сельским хозяйством (земледелие, садоводство, возделывание шафрана, марены, хлопка, льна и т. д.). Средневековый Дербент — это крупнейший порт на Каспии, важнейший центр международной транзитной торговли Востока и Запада, Севера и Юга. Дербент поддерживал тесные торговые связи со многими областями и городами Ближнегои Среднего Востока, Восточной Европы — об этом свидетельствуют и средневековые авторы, и многочисленные археологические находки. Сюда прибывали торговые караваны и корабли из Хазарии, Руси, Волжской Булгарии,Джурджана, Табаристана, Дейлема, Хорасана, Хорезма, Индии и т. д.



Столица Дербентского эмирата

В период распада Халифата жители Дербента в 869 году провозгласили Хашима ибн Сурака своим эмиром, ставшим основателем династии Хашемидов. В правлении его сына Мухаммеда I в 901 году на Дербент напали хазары во главе с царём К-са ибн Булджан, но были отбиты. В 969 году эмир Ахмад построил цитадель и укрепился в ней. Джума мечеть является самым древним храмом, позже после завоевания его арабами, переделанный в мечеть, о чём свидетельствует вход. Вход находится с Южной стороны, хотя вход в мечеть всегда находится с Северной стороны.



От сельджуков до сефевидов

В XI веке в Переднюю Азию вторглись тюрки-сельджуки, которые создали державу, охватывающую Месопотамию, Сирию, и большую часть Ирана. В 1067 году в Дербент вступил первый сельджукский отряд во главе с хаджибом султана Алп-Арслана — Сау-Тегином. В 1075 году город окончательно перешёл под власть Сельджукидов. В XII в Дербенте вновь образовалось самостоятельное княжество, которое просуществовало сравнительно недолго — до 1239 г., когда Дербент, завоеванный монголами, входит в состав Золотой Орды. Город постепенно приходит в упадок.

В 1395 году через Дербентский проход Тамерлан вышел в долину Терека и нанёс на его берегах сокрушительное поражение золотоордынским войскам. В том же году он передал Дербент ширваншаху Ибрагиму I, поручив охрану Дербентского прохода.

В 1541 году Дербент принимает участие в междоусобных войнах Самурской долины, когда ахтынский Хасан-бек ибн Мухаммад-бек, поддерживаемый правителем Дербента Алхас-Мирзой ад-Дарбанди, совершает поход на Рутул.

С XVI в. Дербент как и весь Ширван, в составе государства Сефевидов. Власть Сефевидов, была ненадолго потеряна в результате турецко-персидской войны 1578—1590 годов. В ходе следующей турецко-персидской войны 1603—1618 годов, Сефевиды отвоевав город, восстановили свою власть над Дербентом.


Вход в шахский дворец. крепость Нарын-Кала


Между Россией и Персией

В марте 1668 года Дербент взял штурмом донской казачий атаман Степан Разин, во время похода по рекам Волга и Яик, и на Каспийское море. Именно взятие Дербента - начало персидского похода Разина, закончившегося сожжением персидского флота в Каспийском море.

В начале XVIII века, когда нависла угроза персидского и турко-османского завоевания прикаспийских областей, Пётр I предпринял известный персидский (прикаспийский) поход. 5 августа 1722 года русская армия под командованием генерал-адмирала Апраксина двинулась к Дербенту, а 15 августа к городу прибыла транспортная флотилия (21 судно) с артиллерией и провиантом под командованием капитана Вердена. 23 августа русская армия заняла город. Население города во главе с местным Имамом Кулибеком и мусульманским духовенством торжественно встречали русского императора и подарили ему два серебряных ключа от городских ворот и книгу [Наме»], рассказывающую об истории города. [I Великий|Пётр I] обратил особое внимание на его исторические памятники. Ученые и специалисты, находившиеся в его свите: [Дмитрий Константинович|Д. К. Кантемир], [Иоганн Густав|И. Г. Гербер], [Леонтий Яковлевич|Л. Я. Соймонов] дали первое описание исторических памятников, положили начало изучению Дербента. Были приняты меры по охране и благоустройству города, приказано построить гавань по чертежу, открыты продовольственные склады, лазареты, фактории русских купцов. Пётр I предоставил дербентцам право свободной торговли в пределах России, планировал развитие здесь виноградарства, виноделия, шелководства. Но началась буря, которая разнесла 30 грузовых судов. Не хватало еды, а достать хлеб в охваченных восстаниями землях Ширвана и Мюшкюра не представлялось возможным. Началась эпизоотия — за одну ночь пало 1700 лошадей. В итоге военный совет решил приостановить продвижение на юг, и Петр I повернул назад, оставив в городе небольшой гарнизон.

30 августа Петр I писал адмиралу Крюйсу из Дербента:

«Когда приближались к сему городу, то наиб (наместник) сего города встретил нас и ключ поднес от ворот. Правда, что сии люди не лицемерно с любовию принесли и так нам ради как бы своих из осады выручили. Из Баку такия ж письма имеем, как из сего города прежде приходу имели, того ради гарнизон туда отправим, и тако в сих краях, с помощию божиею, фут получили, чем вас поздравляем. Марш хотя сей недалек, только зело труден от безкормицы лошадям и великих жаров».

12 сентября Россия заключила с Персией мирный договор, по которому Россия получила город Дербент с прилегающими к нему областями.

В 1735 году по Гянджинскому договору Дербент вновь отошел к Ирану. В 1745 Надир-Шах был разбит в Дагестане (Ахмед-ханом) В 1747 г Надир-Шах умер В 1747 году город стал центром Дербентского ханства, резиденция Надир-шаха. с 1758 г. — правление Фет-Али-хана.

Весной 1795года персидские войска во главе с основателем династии Каджаров Ага Мохаммедом вторглись в Кахетию, а 12 сентября захватили и разграбили Тбилиси. Выполняя свои обязательства по Георгиевскому трактату 1783 года, русское правительство направило Каспийский корпус (около 13 тыс. человек) из Кизляра черезДагестан в Персию.

2 мая 1796 года главнокомандующий генерал-поручик граф Валериан Александрович Зубов подошёл к Дербенту, приступив к штурму города. 10 мая на крепостной стене был выкинут белый флаг, а вслед за тем в русский лагерь явился и хан Шейх Али-хан. В тот же день комендантом Дербентской крепости был назначен генерал-майор Савельев, а 13 мая главнокомандующий Зубов торжественно въехал в город[26]. Шейх Али-хан оставался в русском лагере почётным пленником пока не совершил побег. Зубов восстановил спокойствие в Дербенте, а ханство передал в управление родному дяде хана, Кассиму[26]. С вступлением на российский престол Павла I и изменением курса внешней политики, в декабре того же года русские войска из Закавказья были отозваны, а все завоёванные области были возвращены. В 1799 году младший сын кубинского хана Фатали-хана — Гасан был провозглашён дербентским ханом. Собрав сильное войско, Шейх Али-хан двинулся на Дербент, но двенадцатидневная осада города не принесла ему успеха и он вынужден был помириться с Гасан-ханом и признать его права на Дербент. После смерти в 1802 году дербентского хана Шейх Али-хан присоединил Дербентское владение к Кубинскому ханству.

В 1813 по Гюлистанскому мирному договору присоединен к России, с 1846 г. — губернский город, входил в составДагестанской области. С 1840-х гг. переживал быстрый экономический подъем, связанный, в частности, с развитием мареноводства (выращиванием марены — растения, из которого получали дешёвый краситель). Кроме возделывания и переработки марены и мака занятиями жителей Дербента в XIX в. были садоводство, виноградарство и рыбный промысел. В 1898 через Дербент прошла железная дорога Петровск-Порт (прежнее название Махачкалы) — Баку.

Баб-аль-Абваб — часто дается в сокращенной форме как аль-Баб, арабское наименование города Дербента.

Буквально Баб-аль-Абваб (аль-Баб) означало Главные (Большие) Ворота, Ворота ворот. Назван так по причине роли, которую играл Дербент в геополитике раннего Средневековья, являясь важнейшим стратегическим пунктом на торговых путях из Европы в Азию.

Дербент был переименован в Баб – аль – Абваб(аль-Баб) после арабского зщавоевания в начале 8 века. Фигурировал под этим названием в арабской историко-географической литературе. Оно на некоторое время получило распространение также и в иранской и тюркоязычной литературе. После падения арабского Хилифита и образования самостоятельных государств в регионе город стал называться на старый лад Дербентом.

КРЕПОСТЬ НАРЫН - КАЛА

В 6 в.в эпоху правления царя Хосрова 1 Анушурвана-правил в 531-579гг. на руинах прежних фортификаций воздвигается укрепленный Верхний (Старый) город ,центром которого является неприступная крепость Нарын – Кала. Воздвигаются и две каменные стены, которые отходили от цитадели и шли параллельно друг другу до моря. Часть стен сохранилась и ныне Они заходили на мелководье, огораживая таким образом не только сам город, но и гавань. Кроме двух главных стен была еще одна стена, которая называлась «Даг – Бары», толщина ее составляла 3 м и высота 10 м.

Про Нарын-кала в истории очень мало данных. Ученые до сих пор изучают эту дагестанскую постройку. Много моментов вызывают сомнения у исследователей. Есть предположения, что крепость была построена в VIII веке. 
Из себя она представляет высокие стены длиной около 180 метров и шириной чуть больше 250. Общая площадь крепости - 4,5 гектар. Она состоит из сплошных стен сложенных из двух рядов хорошо обработанных каменных блоков с заполнением из обломков и известкового раствора., в некоторых местах поддерживается высокими колонами.




В плачевном состоянии находится крестово-купольный храм, который был построен в V веке. Он несколько раз перестраивался под мечеть и церковь огнепоклонников.




На ее территории можно видеть развалины дворца Дербентского хана(2-я половина 18 века.). Сохранились руины дворцовых сооружений ранних периодов .В районе ,примыкающем к цитадели,- расположился средневековый город с кривыми узкими улицами. В этой части находится: комплекс Джума-мечети (8 век) , медресе(15-19 века ) и три арочных ворот(17-19 вв.), а также Кырхляр-мечеть(17в.),бывший ханский мавзолей (конец 18в.)







Здесь можно увидеть и специальные резервуары для хранения воды – поземные цистерны (17 – 19 вв), что для Дербента как и для любого города- крепости имело первостепенное значение. Вода доставлялось сюда из горных родников-по многочисленным обнаруженным при раскопках каменным и керамическим водаводам. С 1926г.в Верхнем городе действует краеведческий музей, а в 1989г. Организуется государственный историко-архитектурный и художественны музей –заповедник « Древний Дербент».

Символика города

Геральдическое описание герба:

«В рассечённом щите:

– слева: в серебряном поле на зеленой земле – гора того же цвета о двух вершинах, выходящая справа, и перед ней – золотая зубчатая башня с двумя чёрными бойницами, червлёной аркой и отходящей вправо за край щита золотой же стеной; слева от башни в поле понижено показаны четыре лазоревых волнистых пояса;

– справа: три червлёных, с чёрными сердцевинами, маковых цветка на зелёных, с такими же листьями, стеблях: один в столб и два накрест, – связанные золотым шнуром накрест с двумя червлёными корнями марены, также накрест.

Щит увенчан муниципальной короной – золотой о пяти видимых остроконечных зубцах, имеющей червлёную муровку (швы) и – по нижнему краю – золотой обруч, украшенный самоцветами»

Геральдическая правая сторона находится слева при виде от зрителя; геральдически левая – справа.

Корона, венчающая щит, является геральдической короной достоинства, приличествующей городу Дербенту как муниципальному образованию, имеющему статус городского округа. Дополняющий ее обруч с самоцветами обозначает, что в историческом прошлом город Дербент был столицей государства (Дербентского эмирата); червлёная (красная) муровка каменной кладки указывает на то, что город также был столицей одноименной губернии в составе Всероссийской империи.

Герб может воспроизводиться как в полной версии (с короной), так и в сокращенной (без короны). Обе версии герба равноправны и имеют одинаковый статус.




Страна

Россия

Субъект федерации

Дагестан

Городской округ

город Дербент

Координаты

42°04′09″ с. ш.48°17′45″ в. д.

Внутреннее деление

районы

Мэр

Имам Музамудинович Яралиев

Основан

438

Прежние названия

Баб-аль-Абваб

Город с

1840

Площадь

69,63  км²

Тип климата

Приморский , умеренный с чертами субтропического полусухого

Население

↗120 470 человек (2014)

Плотность

1615,2 чел./км²

Национальный состав

лезгины, азербайджанцы, табасараны и др.

Конфессиональный состав

ислам, христианство, иудаизм

Этнохороним

дербентцы, дербентец, дербентка

Часовой пояс

UTC+3


Достопримечательности города


Дербент является старейшим городом России и одним из самых древних ныне живущих городов мира.

Это духовный центр многонациональной России. Его называют Российским Иерусалимом, здесь в согласии и взаимоуважении друг к другу живут христиане, мусульмане, иудеи. Здесь все- « самое-самое»! Самая древняя в стране Джума-мечеть, нижние уровни древнейшего в Росиикрестово-купольного храма (на территории цитадели Нарын –Кала, самая старая на территории РФ синагога (1614 г), величественное здание храма Святого Всеспасителя Армянской апостольской церкви. В Дербенте находится одна из самых важных и значимых для мусульман святынь России- кладбище Кырхляр с захоронениями 40 сподвижников Пророка Мухаммеда. В городе действует православный храм Покрова Пресвятой Богородицы. Жители города, паства и духовенство бережно за ним ухаживают. Он также является объектом культурного наследия РФ.

В 2003 году памятники Дербента были включены в список Всемирного наследия ЮНЕСКО, что является самым престижным признанием их значимости на мировом уровне.

Сегодня Дербент культурный и промышленный центр древности, где процветали искусства и ремесла, являя миру образцы высокого мастерства гончарного и оружейного дела, ковроткачества, строительного и декоративного производства, представленные во многих музеях города и столицы республики.

Именно здесь, на узкой полосе «каспийского прохода», успешно учились договариваться , мириться и уживаться люди разных культур и религий: лезгины и азербайджанцы, евреи и русские, табасаранцы и армяне, даргинцы и агулы.

По официальным данным, за последние 100 лет, в городе зарегистрировано 25% межнациональных и 10% межрелигиозных браков. Где еще можно встретить такое?!

Именно за это в 2006 году в Париже городу был вручен Почетный диплом ЮНЕСКО, как самому толерантному городу мира.

Именно про Дербент знаменитый блогер, дизайнер, путешественник Артемий Лебедев, побывав в нем, написал буквально следующее: « Город потрясающий… Совершенно непонятно, почему Дербент не часть обязательной культурной программы для иностранцев… И непонятно, почему про Дербент не рассказывают в школе».

Кстати, к великой чести местных властей, это обстоятельство не касается местных школьников. Они-то как раз основательно изучают на уроках особую науку - «дербентоведение», что не может не формировать в них патриотизм и любовь к родному городу. Но о славном прошлом и светлом будущем, о красоте и мудрости святого и вечного города невозможно рассказать в одном докладе. Но рассказать совершенно необходимо! Дербент этого заслуживает сполна.








Древнейшая мечеть

Древнейшая мечеть


Джума – мечеть. Рисунок И.Н.Березина 1842 г.


В конце 20-х годов 18 века писатель-декабрист Александр Бестужев-Марлинский так описывал Джума-мечеть:

«…Стих из Корана горит над главными дверями. Входите, и вдруг какой – то сумрак объемлет вас, невольное безмолвие уважения покоряет… Тихо журчит молитва правоверных, сидя на коленях или припав к ковру, они погружены в благовоние; ни слух, ни взор не взывают их внимание на окруженные предметы. Направо и налево по два ряда аркад со стрельчатыми сводами, переплетая на помосте тени столбов своих, уходят в сумрак. Там и сям молящихся чуть озарены бледным светом, заронившимся во мглу сквозь небольшие окна сверху. Ласточки реют под куполом и вылетают в поднебесье, будто слова моления, все дышит отсутствием настоящего… и навевает прохладно-отрадные чувства усталому сердцу». Дербентская Джума-мечеть – является одним из уникальных памятников культовой архитектуры России.

Ворота на входе в Джума – мечеть.

рота на входе в Джума-м
В 733 году в каждом из 7 магалов Дербента было построено по одной мечети. Вместе с этими мечетями была построена большая мечеть для совершения общего пятничного намаза. Количество мечетей со временем изменялось и уже в 1796 году в Дербенте насчитывалось 15 мечетей.




над входом в мечеть имеется надпись о том, что в 1368 -1369 гг. мечеть была восстановлена после землетресения бакинцем Тажуддином. В 1815 году завершилось расширение и формирование всего комплекса мечети. В 1930 –х годах мечеть была закрыта в ходе атеистической кампании, развернутой по всему СССР.

С 1938 по 1943 годы была перестроена в городскую тюрьму. В 1943 году постановлением из Москвы мечеть была возвращена духовенству города с правом дальнейшего использования ее по прямому предназначению.

В советские годы Джума-мечеть являлась крупнейшей на Северном Кавказе, а до последних лет оставалась единственной во всем Южном Дагестане. По этой причине на пятничный намаз в Дербент съежались верующие из разных районов Южного Дагестана.




А вот и знаменитые платаны.


Дербентские уникальные платаны, как и сосна Байкушева в Болгарии, дуб Кайзера в Берлине, тополь в селе Константиново, лиственница Петра первого в ботаническом саду МГУ, стали достопримечательностью города, республики и всей страны. По преданию, платаны во дворе Джума-мечети были посажены в 9 веке великим ученым и имамом Шариата и тариката Абуль- Касым аль Джунайд аль – Багдади, которые должны были играть одну из главных ролей по сохранению мечети от природных напастей. Платаны веками спасали мечеть от разрушения. Деревья вытягивают из земли всю влагу. Поэтому в мечети всегда сухо. И сырость не грозит этим стенам и куполам 8 века. Кроме того мощная корневая система прочно держит грунт.







Словно живая арматура или стальная сетка. Бережет мечеть от сильных землятресений.

Восточные платаны живут две тысячи лет. Дербентские патриархи отслужили жителям города и мечети половину своего срока. Деревья, которые живут уже тысячи лет на территории Джума-мечети, являются бесценным богатством и украшением местности.

Одно величественнее другого, они красиво возвышаются над высоким куполом мечети.

По ним она узнается с любой точки города.


.Нас приглашают пройти внутрь мечети. Больше всего меня поразило и понравилось то, что здесь вместе молятся и сунниты и шииты (различные течения ислама). Настоящий пример того что истинно верующим людям планеты нечего делить…



На потолке мы видим самую старинную сохранившуюся кладку.


Внуренее пространство мечети состоит из трех нефов, разделенных квадратными столбами-опорами с профилированными капителями. Ширина среднего нефа равна 6.3м, а боковых – по 4м. Между столбами перекинуты стрельчатые арки. Впервые увидел атрибуты шиитов. До этого думал что только четкие используются.

Сменялись эпохи, происходили стихийные бедствия, ходили поколения народов, город менялся, а Джума-мечеть, как неприступная крепость, стоит и сегодня, выдержав все испытания эпохи. Джума мечеть внесена в реестр культурного наследия ЮНЕСКО



Джума-мечеть поражает своей грандиозностью и монументальной торжественностью.

Высота купола равна 17м



В комплекс Джума – мечети также входит здание медресе, которое состоит из ряда небольших, одинаковых по размерам помещений для учеников. Перед входом в каждое такое помещение устроены перекрытые стрельчатым сводом лоджии, образующие фасад медресе в виде аркады из тесаного камня.

Когда-то задолго до появления арабов в Дербенте это был храм. После захвата города они переделали его в мечеть.

Поэтому эта мечеть имеет вход с юга, а не с севера, как должно быть у мечетей. Об этом впервые написал Амри Шихсаидов в книге «Дагестанские святыни». Перед мечетью – медресе 15 века. Городу-крепости Дербент было дано также арабское название Баб аль – Абваб («Врата врат»). Именно через эти «ворота» примерно в 20-х годах хиджры (642-644 гг.) вошли в Дагестан посланцы мусульманского халифа, чтобы приобщить местное население к Исламу.


Древнейший храм

Согласно данным письменных источников, именно в этот период Дербент был одним из крупнейших христианских центров Восточного Кавказа, куда стремились албанские христианские религиозные деятели. Им ведь нужен был дом Бога 
для проведения молитв. В тот период точно такие же крестово-купольные храмы были широко распространены в Закавказье. 



По версии А.А. Кудрявцева, после того как арабы утвердились в Дербенте, начиная с VIII века храм был заброшен и в конце концов в период XVII-начале XVIII вв. приспособлен для использования в качестве цистерны для хранения воды в крепости. 

Археолог обращает внимание на крестообразную планировку, строгую ориентацию памятника по сторонам света и на его расположение в центре цитадели, в самой высокой ее точке. Не остается незамеченным и тот факт, что из 6 водохранилищ, известных сегодня в Дербенте, 5 имеют рациональную стандартную квадратную или прямоугольную форму (и все они подземные или полуподземные), а это почему-то крестообразное. 



И нигде на Восточном Кавказе больше крестово-купольных водохранилищ нет. Это понятно: ведь при стандартной планировке цистерна вмещает намного больше воды, нежели крестообразная. Сооружение купола – самая трудоемкая работа. Для водохранилища купол не нужен, а для храма он обязателен. Крест является главным символом христианства. Разве могли мусульмане в XVII или XVIII веках построить крестово-купольное водохранилище, в основе архитектуры которого заложен главный идеологический символ другой веры? 

Раскопки экспедиции А. Кудрявцева показали, что это сооружение не вырублено в скале. Скала находится на глубине 9 метров, и вокруг стен «водохранилища» культурные слои, только наверху насыпи из привезенного грунта. Все водоводы от цистерны обнаружены только в верхних слоях и относятся, предположительно, к XVIII-XIX вв.; может быть, захватывают конец XVII века. А внизу, у основания, нет ни одного водовода. А как же тогда брали воду? Несомненно, это сооружение не было водохранилищем с самого начала, уверен профессор А. Кудрявцев. 



Кроме того, раскопки показали, что на стенах объекта 3 слоя штукатурки. На двух поздних слоях при лабораторных анализах обнаруживаются бактерии, которые образуются в водной среде, а на самом раннем, красивом, розового цвета слое их нет. А зачем вообще нужна была цветная штукатурка в водохранилище? Это означает, что изначально там не было воды, и перед тем, как заполнить его, стены поверх декоративного слоя были оштукатурены высококачественным раствором. А потому сооружение это не было построено как водохранилище. В преддверии 2000-летнего юбилея Дербента количество гостей в древний город из российских регионов, официальных делегаций, в том числе и деятелей церкви, постоянно растет. Особый интерес у них вызывает именно крестово-купольное сооружение в цитадели, о котором просят рассказать более подробно. Радостное удивление вызывает у российских гостей сообщение, что современные дагестанцы являются потомками первых на территории современной России христиан. Их радует то, что дагестанцы в прошлом были причастны к духовным ценностям, исповедуемым сегодня православными россиянами. А беседы дербентцев и гостей древнего города на религиозную тему завершаются признанием истины: все мы дети Адамовы и поклоняемся Единому Всевышнему, и велено нам жить в дружбе и согласии, помогая друг другу. 

Не сомневаюсь, что при раскопках на крестово-купольном сооружении в крепости Нарын-кала ученые разгадают еще одну тайну Дербента, что будут найдены дополнительные доказательства, артефакты, подтверждающие его культовое назначение. И храм к юбилею города станет еще одним объединяющим народы России символом, уникальным древнейшим историческим памятником Дербента

Ещё один архитектурный памятник связан с распространением христианства в Дербенте. Он расположен в цитадели «Нарын-Кала». Это большое крестообразное сооружение, находящееся в северо-западной части цитадели на расстоянии около 15 м от её стены.

В историческую литературу этот памятник вошёл как «огромная цистерна, вырубленная в скале». И действительно, в позднесредневековое время здесь хранили воду, но первоначальное назначение этого сооружения, по мнению некоторых исследователей, было другое. В плане сооружение представляет собой крест, стороны которого имеют внутристенную ширину 4,7 м. Внутренняя длина трёх сторон креста 4,2 м (без учёта центральной части сооружения), а четвёртая, западная сторона имеет длину 5,6 м. Центральная часть сооружения перекрыта куполом диаметром 5 м, перестроенным, видимо, в позднесредневековый период, высота от пола до верха купола около 10м.

Квадратное пространство в центральной части креста, перекрытое куполом имеет стороны, равные 5 м (т.е. на 1 м больше, чем ширина торцовых сторон креста), и как бы врезано на 0,5 м с каждой стороны внутрь стен сооружения, что придаёт её центральной части усложнённую конфигурацию.

Общая длина памятника с запада на восток 15 м, с севера на юг 13 м, причём следует отметить, что стороны креста ориентированы по сторонам света.



Церковь Святого Всеспасителя (Армянская церковь)




Армянский храм – одна из архитектурных достопримечательностей города Дербента. Строительство церкви началось в 1860 г, а завершилось в 1871 г. Храм был возведен на месте ранее существовавшей здесь армянской часовни. Церковь строилась на пожертвованные армянскими купцами средства. Архитектором данного проекта выступил Г. Сундукян (1825-1912). Торжественное освящение церкви состоялось в 1872 г.В 1918-1920 гг. во время Гражданской войны здание храма было частично уничтожено. В 1976 г. местные власти приняли решение отреставрировать Армянскую церковь. В ходе реставрационных работ, которые закончились в 1982 г., заново были отстроены все утраченные в годы военных действий элементы храма.После реставрации в здании храма был открыт музей изобразительного искусства - филиал республиканского музея изобразительного искусства, который входит в состав Дербентского государственного музея-заповедника. В музее были представлены произведения прикладного искусства - замечательные изделия местных мастеров.Здание Армянской церкви крестово-купольное. В центре зала находится четыре столба, которые служат поддержкой для 12-гранного барабана. Входы на западном, северном и южном фасадах оформлены в виде порталов. Северный и южный фасады имеют по четыре окна, а западный - два. Апсида выполнена в виде выступа с подложным окном. Апсиду, а также южные и северные врата украшают крестообразные окна.С мая 2009 г. в Армянском храме периодически проводятся церемонии венчания и крещения прихожан. Для местных армян, оторванных от своей исторической родины, церковь являлась объединяющим началом в сохранении веры и традиций. Армянская церковь - памятник армянской архитектуры и очень важный элемент в городском силуэте Дербента.


Кладбище Кырхляр


Это кладбище «Кырхляр», где находятся могилы сорока воинов-шахидов в том числе и сахабов Пророка , которые пришли в эти края как миссионеры. Доказано, что это единственное историческое место в России, которое действительно связанано со сподвижниками Пророка , прибывшими в Баб аль-Абваб на заре Ислама.

Это кладбище считается старейшим не только в Дербенте, но и на Кавказе вообще. Относится оно к средним векам, по мнению некоторых историков. Некоторые же источники связывают его возникновение с походом на Дербент арабов во главе с Салманом ибн Рабиа ал-Бахили в 7 веке. Как бы там ни было, но кладбище Кырхляр – величайшая достопримечательность Дагестана.

Само слово «Кырхляр» в переводе с тюркского означает «сорок», именно столько воинов газавата захоронены здесь. Считается, что именно они принесли ислам в Дербент и в Дагестан. Сегодня их могилы почитаются как святыня паломниками со всего мира, в том числе явно не мусульманского вероисповедания. Легенды воспевают подвиг этих людей, о них написаны художественные произведения, но существует местная историческая хроника, называющая в числе других некоего Салмана ибн Раби'а ал-Бахили как руководителя атакующих арабов. Если совпадают эти данные, есть повод предполагать, что и другие тоже.

Сорок воинов-шахидов были захоронены первыми, потом к ним добавились ещё несколько блаженных. Во всяком случае, так сообщили академику Гмелину местные жители в XVIII веке. Руководитель исторической экспедиции сообщил эту информацию нам. Сейчас эти захоронения находятся в самом центре кладбища, подходить к ним нужно сквозь ряды более поздних захоронений. Замечено даже, что приближаясь к центру, можно встретить могилы всё более древние, с менее орнаментированными надгробиями. Это может служить свидетельством того, что в глубокой древности не существовало обычая разукрашивать места погребения. Но по мере приближения к нашим дням этот обычай становился всё более ярко выраженным.

Кырхлыяр пользуется широкой известностью среди жителей Дагестана. Даже в древности захороненных здесь почитали и арабы, и азербайджанцы, и персияне. Христианин историк Фёдор Котов тоже поклонился могилам, покидая город в 17 веке. Кстати, этот историк описывает найденные на Кырхлыяре некоторые надгробия с достаточно чёткими надписями, которые, однако, никто не мог прочитать. Похоже, что сделаны были эти надписи очень ранним арабским почерком, который успели забыть даже старожилы.

Надпись эта украшала надгробную плиту из местного крупнозернистого ракушечника. Камень этот оказался недостаточно устойчивым и под влиянием времени потерял былую гладкость. Буквы в результате расплылись, потеряли читабельность, и фраза оказалась сокрытой, несмотря на то, что была так старательно вырезана мастером на камне.

Землянка Петра 1 в Дербенте

Много еще неразгаданных тайн скрывает в себе древний дагестанский город Дербент. Здесь археологам удается обнаружить все новые и новые находки. По историческим данным в 1722 году в Дербент прибыл Петр I и остановился в землянке, построенной специально для него. С тех пор хижина царя стала музейным объектом. Но в советское время ей не уделяли должного внимания и она была утеряна. Землянку нашли несколько лет назад. О том, что Петр I жил в землянке, говорят исторические факты. Хижину постоянно охраняли часовые. В 1848 году над ней была построена крытая колоннада, для защиты от осадков и пыли. Но самое интересное - императоры Александр III и Николай II по приезду в Дербент первым делом посещали именно это место. Николай, приехав в город на поезде, шел с вокзала пешком до хижины великого царя.
В советское время власти не придали никакого значения царской хижине. Музейный объект был утерян. Колоннаду же приспособили под частный дом, в котором долгие годы проживали простые жители. Однако возможности ее восстановить не было. Реставрацию исторического памятника взяла на себя группа «Сумма» и фонд «Пери» под руководством Зиявудина Магомедова.
На территории будет создан музей Петра I. Макет комплекса уже готов. Памятник царю, фонтан, а также здание с экспозицией предметов петровской эпохи. Реконструкцию царского дома планируют завершить в сентябре 2015 года. Старинный Дербент хранит немало секретов и тайн. Их разгадка изумляет не только весь мир, но и самих дербентцев. 

Какие еще секреты этот древний город откроет миру, остается только догадываться.



Бестужев-Марлинский в Дербенте

 Писатель-декабрист Бестужев-Марлинский, из под чьего пера вышло много ставших классикой произведений, попал на Кавказ не по собственной воле и приехал не любоваться горными пейзажами. Ссылку сюда писатель получил в качестве наказания за участие в декабрьском восстании. В эти годы на Кавказе тоже было отнюдь не спокойно, но господин Марлинский умудрился за три года пребывания в Дербенте написать лучшие свои произведения. Погиб декабрист в 1837 году уже далеко отсюда — под Адлером. Много лет спустя его квартиру превратили в мемориальный музей с личными вещами писателя, письмами и набросками.



Сколько лет Дербенту 2000 или 5000?


По поводу даты отсчета истории Дербента существует несколько различных, по-своему убедительных позиций. Называются и другие рамки хронологии города, насчитывающие около пяти тысячелетий. Споры продолжаются доныне. Но одно бесспорно: Дербент является старейшим городом России и одним из самых древних ныне живущих городов мира.

Дербент вправе претендовать на звание одного из столпов, духовных скреп и нравственных основ развития всей человеческой цивилизации

Цифры и даты – удел ученых. Однако любое привлечение внимания, любой повод обратиться к уникальному историческому наследию Дербента – объективное благо, значение которого перевешивает любые споры.



Возраст Дербента был определен на основе экпертного заключения ученых, хотя среди тех ученых, которые исследовали Дербент, нет единой точки зрения.

Если нынешний руководитель Дербентской археологической экспедиции Муртазали Гаджиев утверждает, что Дербент развивался непрерывно с первого века нашей эры, то его учитель, возглавлявший Дербентскую экспедицию 25 лет до него, считает, что эта дата – фальшивка. По мнению Александра Кудрявцева, история Дербента начинается с поселения возрастом 5000 лет, которое раскопали внутри цитадели Нарын-Кала. 2000 летний юбилей, по мнению Александра Кудрявцева, - это политическое решение, поскольку в президиуме РАН при определении возраста решение принимали ученые, но они не были специалистами по Дербенту. Заключение было вынесено на основании мнения специалистов по средневековым русским городам, специалистов по каменному веку. По мнению Александра Кудрявцева, который в настоящее время является деканом исторического факультета Ставропольского государственного университета. При обсуждении возраста Дербента учеными Дагестанского научного центра РАН был выкинут целый пласт истории города. Это раняя бронза, поселение, которое раскопал ученый можно датировать 5000 лет.

Ученый рассказал, что люди на территории нынешней цитадели из века в век жили и уничтожали то, что было до них. Поэтому нужно скурпулезно изучить весь собранный материал и не одному человеку, а группе ученых специалистов по эпохам. Основные исследования проводились в советское время. Тогда не было возможности проводить радиоуглеродные анализы. Возраст 2000 лет, по мнению ученого, это никак не оправдывает и является совершенно надуманным.

«Получилось так, что на это повлияли политические игры. Первоначально и 2000 лет не хотели признавать. В первой справке, которую подписал председатель ДНЦ РАН Хизри Амирханов, говорилось о меньшем возрасте. Ведь было признано всем миром, что на раскопках есть более древние пласты», - рассказал Кудрявцев.


Заключение


Надо отметить что в Дербенте были обнаружены три типа кладки. Сегодняшняя каменная цитадель Нарын-Кала 5-6 века н.э., под ней остатки другой разрушенной крепости, которая во многом повторяет очертания цитадели из полуобработанного камня на глиняном растворе. И третья кладка из необработанных неотесанных камней, с земляной насыпью между собой. Это самая древняя кладка, датируется 8-7 веками до н.э.

Как видите у Александра Кудрявцева больше аргументов говорящих в пользу 5000 летия Дербента.

По моему мнению исследовательская работа Кудрявцева доказывает что Дербенту 5000 лет.


27




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Древний Дербент

Автор: Омаров Гамзет Наврузович

Дата: 10.04.2016

Номер свидетельства: 317096

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(109) "Экскурсионный день на тему: "Домик Петра I в городе Дербенте""
    ["seo_title"] => string(57) "ekskursionnyi_den_na_temu_domik_petra_i_v_gorode_derbente"
    ["file_id"] => string(6) "480975"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1539783348"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(74) "Презентация "Древнейший город - Дербент" "
    ["seo_title"] => string(46) "priezientatsiia-drievnieishii-ghorod-dierbient"
    ["file_id"] => string(6) "125745"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1415039337"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(73) "Проект «Город – Чудный, Город - Древний»"
    ["seo_title"] => string(34) "proekt_gorod_chudnyi_gorod_drevnii"
    ["file_id"] => string(6) "643324"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1703579349"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(88) "Географический брейн-ринг «Рекордсмены России»"
    ["seo_title"] => string(52) "gieoghrafichieskii_briein_ringh_riekordsmieny_rossii"
    ["file_id"] => string(6) "442199"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1512409639"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(109) "Доклат наТема:"Зарождения и развитие кумыкской литературы ""
    ["seo_title"] => string(62) "doklat_natiema_zarozhdieniia_i_razvitiie_kumykskoi_litieratury"
    ["file_id"] => string(6) "354894"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1478160834"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства