Просмотр содержимого документа
«Проект «Город – Чудный, Город - Древний»»
ПРОЕКТ
«Город – Чудный, Город - Древний»
Воспитатель:
Гусейнова Наида Садратдиновна
Актуальность
В настоящее время идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретая все большее значение, стала задачей государственной важности.
В Концепции патриотического воспитания граждан Российской Федерации говорится: «Патриотизм призван дать новый импульс духовному оздоровлению народа, формированию в России единого гражданского общества».
Особое место в программных правительственных документах последних лет уделено воспитанию патриотизма у подрастающего поколения. Ведь формирование отношения к стране, государству, где живет человек, начинается с детства.
Важно донести до сознания дошкольников образы, воспитывающие мужество, смелость, самоотверженность, героизм, а также уважение к государственной символике, любовь к семье, родному городу, краю, его традициям и культуре.
О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к культуре народа зарождает основы нравственного воспитания. В настоящее время эта работа актуальна и особенно трудна, требует большого такта и терпения, так как в молодых семьях вопросы нравственного воспитания не считаются важными, и зачастую вызывают лишь недоумение.
Начиная работу по воспитанию любви к родному краю, педагог обязан и сам его хорошо знать. Он должен продумать, что целесообразнее показать и рассказать детям, особо выделив наиболее характерное для данной местности.
Мы живем в прекрасном городе Дербенте. И должны помочь детям узнать, чем красив и богат наш город. Ведь именно процесс познания своего, родного, близкого связан с обогащением духовного мира ребенка, его личными переживаниями, дающими основу формирования высоких чувств: любви к Родине.
Древнейшему многонациональному городу мира дагестанскому Дербенту в сентябре 2015 году исполнилось 2000 лет. Историки, археологи и другие специалисты утверждают, что первое поселение, из которого потом вырос город, появилось намного раньше официальной даты рождения Дербента – в 4-м тысячелетии до н. э. Но и 2000 лет – возраст почтенный, заслуживающий внимания мировой общественности, тем более - федеральных и местных властей.
Сегодня Дербент - второй по величине город Дагестана - уникальный памятник древней истории, единственный сохранившийся античный город на территории РФ, музей под открытым небом, крупный центр туризма. Здесь под защитой мощных городских стен хорошо сохранились утопающие в зелени семисотлетних платанов древние мечети и медресе, храмы и синагоги, великолепные средневековые бани и караван-сараи, огромные подземные водохранилища и древние фонтаны, впечатляющие ханские дворцы и мавзолеи.
По достоинству оценивая значимость для всего мира истории Древнего Дербента и его вклад в мировую культуру, в 2003г. ЮНЕСКО включил цитадель «Нарын-Кала» и историческую часть города в список памятников Всемирного Наследия.
Дербент, служивший «запертыми воротами» для чужеземных завоевателей, сегодня гостеприимно распахнул свои древние ворота для своих друзей со всего мира и ждет своих исследователей, для которых он хранит немало тайн.
Работа по ознакомлению детей дошкольного возраста с родным краем, Дагестаном и в частности с родным городом Дербент представлена в виде образовательного проекта, что отвечает современным целям деятельности педагога. Важным моментом опыта является систематизация методов ознакомления детей с окружающей действительностью, что позволяет добиться положительного результата в реализации цели проекта.
В ходе реализации проекта дети получат знания о прекрасных местах, известных всему миру. Не следует ждать от детей взрослых форм проявления любви к родным местам, но если в ходе реализации проекта дети приобретут знания об истории города, символике, достопримечательностях, будут знать имена тех, кто основал и прославил город, начнут проявлять интерес к событиям городской жизни и отражать свои впечатления в продуктивной деятельности, то можно считать, что цель и задачи проекта выполнены.
Цель: Знакомство детей с историческим прошлым Дагестана и города Дербента.
Задачи:
Знакомство детей с жизнью людей, проживавших в Дагестане в далеком прошлом.
Формировать представление о том, что образ жизни людей меняется в течение времени.
Вызвать интерес детей к жизни наших предков.
Развивать любознательность, наблюдательность, мыслительную деятельность воображение, внимание, познавательные способности. Расширять кругозор людей, обогащать словарный запас детей.
Вид проекта: познавательно-творческий.
Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста, воспитатели, музруководитель, родители воспитанников.
Длительность проекта: Долгосрочный (6 месяцев).
ЭТАПЫ ПРОЕКТА
1 этап. Подготовительный
Изучение интереса детей для определения целей проекта.
Составление перспективного плана, разработка конспектов, создание развивающей среды.
2 этап. Основной
Организационно-практический.
3 этап. Заключительный
Развлечение «Мой древний город - мой Дербент».
Фотовыставка «Мой Дербент и я».
План мероприятий
Образовательные области
Мероприятия
Познавательное развитие
Цикл экскурсий по родному городу:Государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник «Древний Дербент», Музей Ковра и декоративно-прикладного искусства, Памятник Низами Гянджеви.
Беседы:«Моя малая Родина»,
Встречи с почетными людьми города Дербента
Занятия: «Путешествие в прошлое нашего города», «Символы нашего города», «Что интересного есть в нашем городе», «Крепость «Нарын - Кала»
Д/игры: «Разрезные картинки», «Узнай здание по силуэту», «Где находится эта достопримечательность в городе», «Собери картинку»,«Бабушкин сундучок», «Сложи герб из фрагментов».
Речевое развитие
Чтение эпических произведений: «Сказка о сорока арабских воинах Кыхляра», из цикла «Благословенный Дагестан» С. Тимошенко, стихов о Дербенте Абы Джаватова,
Составление творческих рассказов: «Дербент – мой город у моря», «Я расскажу тебе о нашем городе».
Составление рассказа из личного опыта «Почему я люблю свой город».
Организация мини-музея «Моя республика, мой город».
Изготовление макета «Крепость «Нарын-Кала».
Физическое развитие
Дагестанские народные игры:
«Бег к реке», «Джигитовка», «Подними платок», «Достать шапку», «Выбей из круга»,«Цику-ция», «Слепой медведь».
Работа с родителями
Формы работы
Содержание работы
Анкетирование
и опросы
Выявление степени вовлеченности семей в образовательный процесс: анкета для родителей, определяющая их отношение к патриотическому воспитанию детей (воспитанию любви к родному краю).
Родительские
собрания
Доклады:
«Как помочь дошкольнику полюбить свой родной край».
«Воспитание юного патриота в семье».
Заседания
«Круглого стола»
«Патриот воспитывается с детства».
«Прогулки с детьми по городу».
Наглядная
педагогическая информация
Памятки для родителей:
«Известные люди о воспитании любви к родному краю».
«Воспитание любви к родному краю в семье и детском саду».
Консультирование
«Вместе с ребенком смотрим телепередачи о родном крае».
«Символы Дербента. Что нужно знать детям».
Заключение
Дошкольный возраст является особой ступенью развития личности, когда закладываются основы духовно-нравственных качеств, развиваются представления о человеке, обществе, культуре. Внедрение проекта в воспитательно-образовательный процесс помогает обогатить его содержание, обеспечить развитие у детей любознательности, любви к родному краю. Работа по проекту поможет развить у них кругозор, эстетическую восприимчивость, чувство патриотизма, любви к малой Родине. Приобщение воспитанников к национально-региональной культуре даст детям надежные ориентиры в окружающем его пространстве. Способствует воспитанию у детей чувства любви и привязанности к культурным ценностям родного края.
Современное ДОУ является социокультурной средой, создающей оптимальные условия для формирования у детей целостной «картины мира», воспитания патриотизма, основ гражданственности. И нам, педагогам детского сада, важно, чтобы для каждого нашего воспитанника детство было ярким началом их жизненного пути.