Аналитические словесные средства в преподавании истории.
Аналитические словесные средства в преподавании истории.
Средства – это способ действия или такие условия, которые направлены на развитие исторических представлений исторического мышления и исторического отношения.
Аналитические словесные средства существуют для анализа основополагающего исторического конфликта между государственным и общественным. С их помощью учащиеся изучают системы исторических понятий, подводятся к историческим суждениям и умозаключениям по поводу моделей поведения субъектов истории.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Аналитические словесные средства в преподавании истории. »
Аналитические словесные средства в преподавании истории.
Средства – это способ действия или такие условия, которые направлены на развитие исторических представлений исторического мышления и исторического отношения.
Аналитические словесные средства существуют для анализа основополагающего исторического конфликта между государственным и общественным. С их помощью учащиеся изучают системы исторических понятий, подводятся к историческим суждениям и умозаключениям по поводу моделей поведения субъектов истории.
К аналитическим словесным средствам относятся:
1.объяснение.
Объяснение — это раскрытие внутренних связей и зависимостей, в частности, причинных связей, закономерностей, смысла, сущности и значения исторических явлений, раскрытие новых понятий, исторических терминов. Рассуждением называют последовательное развитие положений, доказательств, подводящее учащихся к выводам и заключениям. Рассуждение на уроках истории служит для раскрытия теоретических выводов и создает условия для развития исторического мышления. Главным требованием к объяснению является обязательное наличие трех уровней содержания учебного материала:1) существенный — это уровень исторических умозаключений (законы, умозаключения);2) понятийный — четко выраженная система понятий — уровень исторического рассуждения;3) фактологический — система исторических фактов, иллюстрирующая смысл поступков, действий участников исторических явлений и событий.Обязательно следовать логике способа построения, в противном случае объяснение может не выполнить свою аналитическую задачу.
2.беседа.
Беседа на уроках истории беседа является формой диалога между учителем и учащимися. беседа в обучении истории играет большую роль, выступая в качестве метода обсуждения, мыслительной обработки с учащимися изложенного исторического материала. Беседа служит методом активного извлечения знаний учащимися в ходе рассмотрения и разбора наглядного или документального материала. Беседа служит одним из приемов мобилизации знаний, необходимым для более глубокого усвоения учащимися нового материала. Вводная беседа - в начале урока, имеет задачу подвести учащихся к изучению нового материала путем: а) мобилизации знаний, полученных ими на предыдущем уроке или на ряде предшествовавших уроков; б) систематизации и обобщения этих знаний.— это вопросы-ответы, представляющие собой движение диалога учителя и ученика от актуальных жизненных впечатлений школьника к символам и знакам истории. Цели контрольной беседы — проверка степени понимания излагаемого материала, проверка знаний, проверка результатов выполнения самостоятельной работы.
Аналитическая и повторно-обобщающая беседа — задача — осмысливание изложенного (или изученного) исторического материала, углубление и расширение исторических знаний.
Актуальный этап беседы.
Рациональный этап беседы.
Смысловой этап беседы.
Действенный этап беседы.
На соответствующем уроке учитель предлагает учащимся (по группам) три варианта заданий.
3. работа с учебником истории. В процессе обучения истории преподавателю необходимо учить своих учащихся читать и понимать текст учебника, проводить анализ прочитанного, воспроизводить прочитанное на память, делать выписки, составлять простой и развернутый план, тезисы, конспект, добиваясь сознательного и прочного усвоения изучаемого. Основные задачи работы с учебником на уроке заключаются в том, чтобы развить у школьников необходимые им умения и навыки самостоятельной работы с книгой, активизировать познавательную деятельность школьников на уроке, вовлечь их в самостоятельное приобретение новых знаний.
В качестве приема выделения существенных мыслей небольшого отрывка текста можно рекомендовать составление простого плана- пункта. Разбор ошибок — необходимый элемент формирования умения. Учитель предлагает школьникам определить, какой пункт плана уточняет, детализирует сказанное.