kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

***

Нажмите, чтобы узнать подробности

Скульптура в культуре древнейшей цивилизации на Земле играет важнейшую роль. Согласно представлениям египтян, одна из человеческих душ - ка - обладает способностью пребывать сразу в двух мирах: земном и загробном. Отсюда стремление любыми способами сохранить тело умершего человека (бальзамирование и мумифицирование), а также создание большого количества скульптур, которые могут служить оболочкой для души "ка".

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«*** »

Скульптура ДРЕВНЕГО ЕГИПТА

Скульптура

ДРЕВНЕГО ЕГИПТА

Большой СФИНКС в Гизе высота – 20 м длина 57 м Большой Сфинкс на западном берегу Нила в Гизе — древнейшая сохранившаяся на Земле монументальная скульптура. Высечена из монолитной известковой скалы в форме колоссального сфинкса — лежащего на песке льва, лицу которого, как издавна принято считать, придано портретное сходство с фараоном Хефреном , погребальная пирамида которого находится поблизости. Статуя Сфинкса повёрнута лицом к Нилу и восходящему солнцу. Почти все древневосточные цивилизации видели во льве символ солнечного божества. С древнейших времён фараона было принято изображать в виде льва, истребляющего своих врагов. В свете этих данных позволительно считать Сфинкса стражником вечного покоя погребённых вокруг него фараонов. Окрестные храмы были первоначально посвящены солнечному богу Ра, и только в период Нового царства скульптуру стали отождествлять с Хором (точнее — с Хоремахетом), вследствие чего Аменхотеп II посвятил ему особый храм к северо-востоку от Сфинкса.

Большой СФИНКС в Гизе

высота – 20 м

длина 57 м

Большой Сфинкс на западном берегу Нила в Гизе — древнейшая сохранившаяся на Земле монументальная скульптура. Высечена из монолитной известковой скалы в форме колоссального сфинкса — лежащего на песке льва, лицу которого, как издавна принято считать, придано портретное сходство с фараоном Хефреном , погребальная пирамида которого находится поблизости. Статуя Сфинкса повёрнута лицом к Нилу и восходящему солнцу. Почти все древневосточные цивилизации видели во льве символ солнечного божества. С древнейших времён фараона было принято изображать в виде льва, истребляющего своих врагов. В свете этих данных позволительно считать Сфинкса стражником вечного покоя погребённых вокруг него фараонов. Окрестные храмы были первоначально посвящены солнечному богу Ра, и только в период Нового царства скульптуру стали отождествлять с Хором (точнее — с Хоремахетом), вследствие чего Аменхотеп II посвятил ему особый храм к северо-востоку от Сфинкса.

Статуэтка человека в эмбриональной позе, лежащего внутри лягушки. 4 тыс. до н.э. (Культура Негада I) Глина обожженная. Лейден. Государственный музей древностей Назначение этого памятника остается непонятным. Человек лежит в миске, которую идентифицируют как тело лягушки. Возможно, он символически ожидает возрождения, поскольку в позднейшее время богиня-лягушка почиталась как помощница в родах.

Статуэтка человека в эмбриональной позе, лежащего внутри лягушки. 4 тыс. до н.э. (Культура Негада I) Глина обожженная. Лейден. Государственный музей древностей

Назначение этого памятника остается непонятным. Человек лежит в миске, которую идентифицируют как тело лягушки. Возможно, он символически ожидает возрождения, поскольку в позднейшее время богиня-лягушка почиталась как помощница в родах.

Поющие статуи Две гигантские статуи на троне Аменхотепа 3 были частью храма этого фараона в Фивах. В 1 веке одна из статуй, поврежденная землетресением, на рассвете начала издавать печальные звуки, похожие на человеческий голос. Скорее всего, звук возникал из-за быстрого испарения утренней росы. Однако после реставрации, проведенных в 299 г. По приказу римского императора Септимия Севера, «поющая» статуя умолкла навсегда. Некогда статуи охраняли огромный роскошный храм Аменхотепа 3 У южной статуи видна маленькая фигурка жены фараона Тии

Поющие статуи

Две гигантские статуи на троне Аменхотепа 3 были частью храма этого фараона в Фивах. В 1 веке одна из статуй, поврежденная землетресением, на рассвете начала издавать печальные звуки, похожие на человеческий голос. Скорее всего, звук возникал из-за быстрого испарения утренней росы. Однако после реставрации, проведенных в 299 г. По приказу римского императора Септимия Севера, «поющая» статуя умолкла навсегда.

Некогда статуи охраняли огромный роскошный храм Аменхотепа 3

У южной статуи видна маленькая фигурка жены фараона Тии

ДРЕВНЕЕ ЦАРСТВО (30—23 вв. до н. э.) В период Древнего царства создаются колоссальные сооружения и монументальные скульптуры. Формируется канон, предписывающий изображать людей строго симметрично в канонических позах. Осевая плоскость должна была проходить строго через середину фигуры. Художник был «САНХ» - «тот, кто дарит жизнь». Художники работали под надзором жреца бога Птаха в Мемфисе. Вход на территорию пирамиды Джоссера. Статуя Джоссера

ДРЕВНЕЕ ЦАРСТВО (30—23 вв. до н. э.)

  • В период Древнего царства создаются колоссальные сооружения и монументальные скульптуры.
  • Формируется канон, предписывающий изображать людей строго симметрично в канонических позах. Осевая плоскость должна была проходить строго через середину фигуры.
  • Художник был «САНХ» - «тот, кто дарит жизнь». Художники работали под надзором жреца бога Птаха в Мемфисе.

Вход на территорию пирамиды Джоссера.

Статуя Джоссера

Неотъемлемую часть храма и гробниц составляли статуи фараонов, знати, придворных писцов. Культовое назначение статуй определило выполнение их в рамках строжайших канонов . Люди изображались в однообразных, спокойных, полных неподвижного величия и устойчивости позах, словно застывшими в веках. Статуя фараона Хефрена В большинстве случаев — это либо стоящая фигура с выдвинутой вперед левой ногой, либо фронтально сидящая фигура с руками, прижатыми к торсу.  Вместе с тем скульптуры Древнего царства отличаются острым реализмом, подчас наделены огромной внутренней энергией.

Неотъемлемую часть храма и гробниц составляли статуи фараонов, знати, придворных писцов.

Культовое назначение статуй определило выполнение их в рамках строжайших канонов . Люди изображались в однообразных, спокойных, полных неподвижного величия и устойчивости позах, словно застывшими в веках.

Статуя фараона Хефрена

В большинстве случаев — это либо стоящая фигура с выдвинутой вперед левой ногой, либо фронтально сидящая фигура с руками, прижатыми к торсу.

Вместе с тем скульптуры Древнего царства отличаются острым реализмом, подчас наделены огромной внутренней энергией.

Статуи царевича Рахотепа и царевны Нофрет (первая половина 3 тыс. до н. э.) Фигуры супружеской четы разъединены не только расстоянием, но и направлением взглядов, устремленных прямо перед собой. По традиции, мужская статуя раскрашена красно-коричневой краской, женская — желтой, волосы — черной, одежды — белой.

Статуи царевича Рахотепа и царевны Нофрет (первая половина 3 тыс. до н. э.)

Фигуры супружеской четы разъединены не только расстоянием, но и направлением взглядов, устремленных прямо перед собой.

По традиции, мужская статуя раскрашена красно-коричневой краской, женская — желтой, волосы — черной, одежды — белой.

СРЕДНЕЕ ЦАРСТВО (21—18 вв. до в. э.)

СРЕДНЕЕ ЦАРСТВО (21—18 вв. до в. э.)

  • Новые искания в египетской пластике проявились в повысившемся внимании к индивидуальным чертам в изображении человека.
  • Усилилась объемная моделировка черт лица правителей, большее внимание уделялось возрастным особенностям.
  • Величавая ясность образов Древнего царства сменилась напряженностью, словно за внешне спокойной оболочкой пробудился более сложный мир чувств.
Голова с глубоко запавшими глазами, резкими дугами бровей и обострившимися скулами, выделенными блеском гладко отполированного темного обсидиана, свидетельствует об усложнении человеческого образа. Подчеркнуты резкие контрасты света и тени, глубокие складки по сторонам рта. Портретная голова Сенусерта III (19 в. до н. э.)

Голова с глубоко запавшими глазами, резкими дугами бровей и обострившимися скулами, выделенными блеском гладко отполированного темного обсидиана, свидетельствует об усложнении человеческого образа.

Подчеркнуты резкие контрасты света и тени, глубокие складки по сторонам рта.

Портретная голова Сенусерта III (19 в. до н. э.)

Интерес к передаче характера человека, его возраста ощущается в портретах сына Сенусерта III Аменемхета III (19 в. до н. э.)
  • Интерес к передаче характера человека, его возраста ощущается в портретах сына Сенусерта III Аменемхета III (19 в. до н. э.)
НОВОЕ ЦАРСТВО (16—11 вв. до н. э.)   Искусство становится все более динамичным. Связи с внешним миром оказывают влияние на сюжеты. В тоже время древние ритуалы играют по-прежнему определяющую роль в идеологии. Сехмет-Мут

НОВОЕ ЦАРСТВО (16—11 вв. до н. э.)

  • Искусство становится все более динамичным.
  • Связи с внешним миром оказывают влияние на сюжеты.
  • В тоже время древние ритуалы играют по-прежнему определяющую роль в идеологии.

Сехмет-Мут

ИСКУССТВО ЭЛЬ-АМАРНЫ

ИСКУССТВО ЭЛЬ-АМАРНЫ

  • В начале 14 в. до н. э. фараон Аменхотеп IV с целью ослабить все возрастающую власть знати и жречества бога Амона-Ра провел социальную и религиозную реформу, возглавив движение мелких рабовладельцев против крупной рабовладельческой знати.
  • В связи с этим он изменил и свое имя, назвав себя Эхнатон — «Дух Атона». Реформа Эхнатона вызвала множество перемен в жизни Египта. Столица из Фив была перенесена в Ахетатон («Небосклон Атона» — современная Тель-эль-Амарна). В литературу был введен разговорный язык, на котором писались даже гимны.
Лучшие произведения амарнского периода, восходящие ко второй половине правления Эхнатона, отличаются человечностью и проникновенностью, овеяны подлинным дыханием жизни, полны огромного внутреннего обаяния. Портретная голова Эхнатона с тяжелыми веками, полуприкрывшими печальные глаза (первая четверть 14 в. до н. э.), выполненная в мастерской знаменитого скульптора Тутмеса, свидетельствует о новой лирической трактовке образа человека.
  • Лучшие произведения амарнского периода, восходящие ко второй половине правления Эхнатона, отличаются человечностью и проникновенностью, овеяны подлинным дыханием жизни, полны огромного внутреннего обаяния.
  • Портретная голова Эхнатона с тяжелыми веками, полуприкрывшими печальные глаза (первая четверть 14 в. до н. э.), выполненная в мастерской знаменитого скульптора Тутмеса, свидетельствует о новой лирической трактовке образа человека.
Второй портрет – самый известный – Нефертити в полном расцвете своей красоты, «владычица радости», как ее титуловали, властительная царица с горделивой посадкой головы, увенчанной высоким синим головным убором. Та же длинная стройная шея, те же гармонические черты лица, но теперь более определившиеся и строгие. Этот бюст раскрашен и почти полностью завершен, только левая глазная впадина оставлена пустой. Белки глаз, радужная оболочка и зрачки на египетских скульптурных портретах обычно инкрустировались алебастром, хрусталем и черным деревом. У Нефертити инкрустирован только правый глаз. Исследователи предполагают, что так было сделано умышленно, потому что Нефертити в то время была жива, а разверзание очей являлось сакральным действием: оно оживляло душу уже умершего человека. «Глядящий» бюст мог отнять часть души у живого оригинала». Голова царицы НЕФЕРТИТИ из Амарны 14 в. до н.э.

Второй портрет – самый известный – Нефертити в полном расцвете своей красоты, «владычица радости», как ее титуловали, властительная царица с горделивой посадкой головы, увенчанной высоким синим головным убором. Та же длинная стройная шея, те же гармонические черты лица, но теперь более определившиеся и строгие. Этот бюст раскрашен и почти полностью завершен, только левая глазная впадина оставлена пустой. Белки глаз, радужная оболочка и зрачки на египетских скульптурных портретах обычно инкрустировались алебастром, хрусталем и черным деревом. У Нефертити инкрустирован только правый глаз. Исследователи предполагают, что так было сделано умышленно, потому что Нефертити в то время была жива, а разверзание очей являлось сакральным действием: оно оживляло душу уже умершего человека. «Глядящий» бюст мог отнять часть души у живого оригинала».

Голова царицы НЕФЕРТИТИ из Амарны 14 в. до н.э.

ПОЗДНЕЕ ВРЕМЯ  (11 в.—332 г. до н. э.)

ПОЗДНЕЕ ВРЕМЯ (11 в.—332 г. до н. э.)

  • На дальнейшей эволюции египетского искусства тяжело сказались войны и междоусобицы, приведшие к распаду государства.
  • Завоевания Александра Македонского в 332 г. до н. э. положили начало новому, эллинистическому периоду, в искусстве которого сложно переплелись традиции прошлого и черты античности.
6 ноября 1922 г. археолог ГОВАРД КАРТЕР и лорд КОРНАРВОН нашли в Фивах гробницу фараона ТУТАНХАМОНА

6 ноября 1922 г.

археолог ГОВАРД КАРТЕР и лорд КОРНАРВОН нашли в Фивах гробницу фараона ТУТАНХАМОНА

Золотая маска Тутанхамона - одна из выдающихся достопримечательностей Египта, которая была найдена в 1922 году в гробнице фараона Тутанхамона. Гробница была почти не потревожена и в ней археологи обнаружили огромное количество различных предметов, захороненные подданными Тутанхамона, чтобы он не в чём не нуждался в загробной жизни. Среди множества предметов быта археологи обнаружили позолоченную колесницу, светильники, драгоценные украшения, одежду, письменные принадлежности, ложа, колчан со стрелами, перчатки для стрельбы; кровати, обитые золотом; кресла, с вставками из слоновой кости, золота, серебра и самоцветов великое множество; прекрасные каменные сосуды, ларцы с одеждой и украшениями, даже ящики с пищей и сосуды для вина. Все эти великолепные находки здорово помогли историкам составить наиболее полное представление о жизни и быте древнеегипетского дворца. Сейчас сокровища из гробницы Тутанхамона выставлены в Египетском музее в Каире, их было очень много и поэтому они заняли десять огромных выставочных залов.

Золотая маска фараона ТУТАНХАМОНА из гробницы в Фивах 14 в. до н.э.

Кресло сконструировано с таким расчетом, чтобы тело в нем покоилось и нежилось: сиденье мягко выгнуто, приспособлено для подушки, подлокотники – для рук, лежащих без напряжения. Декор изыскан: много ажурных вставок и цветных инкрустаций, ножки кресла заканчиваются львиными лапами. «На спинке парадного кресла имеется многоцветное, выложенное из драгоценных металлов на золотом фоне, изображение самого Тутанхамона и его жены Анхесамон – дочери Эхнатона. Она умащивает благовониями своего мужа, сидящего в грациозной непринужденной позе. Сцена напоминает аналогичные мотивы из семейной жизни Эхнатона и Нефертити, в ней так же выражена взаимная нежность супругов, только уже без всякого налета гротеска: трогательно и красиво. Трон позолочен: дерево облито золотом с полудрагоценными камнями и стеклянными пастами в оправах» . Парадный трон фараона ТУТАНХАМОНА из гробницы в Фивах 14 в. до н.э.

Кресло сконструировано с таким расчетом, чтобы тело в нем покоилось и нежилось: сиденье мягко выгнуто, приспособлено для подушки, подлокотники – для рук, лежащих без напряжения. Декор изыскан: много ажурных вставок и цветных инкрустаций, ножки кресла заканчиваются львиными лапами.

«На спинке парадного кресла имеется многоцветное, выложенное из драгоценных металлов на золотом фоне, изображение самого Тутанхамона и его жены Анхесамон – дочери Эхнатона. Она умащивает благовониями своего мужа, сидящего в грациозной непринужденной позе. Сцена напоминает аналогичные мотивы из семейной жизни Эхнатона и Нефертити, в ней так же выражена взаимная нежность супругов, только уже без всякого налета гротеска: трогательно и красиво. Трон позолочен: дерево облито золотом с полудрагоценными камнями и стеклянными пастами в оправах» .

Парадный трон фараона ТУТАНХАМОНА из гробницы в Фивах 14 в. до н.э.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
***

Автор: ***

Дата: 24.10.2014

Номер свидетельства: 122290

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(15) "Графики "
    ["seo_title"] => string(7) "grafiki"
    ["file_id"] => string(1) "7"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1400501839"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(45) "Видимое движение светил "
    ["seo_title"] => string(28) "vidimoie-dvizhieniie-svietil"
    ["file_id"] => string(1) "8"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1400502238"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(131) "Образование действительных причастий настоящего и прошедшего времени "
    ["seo_title"] => string(86) "obrazovaniie-dieistvitiel-nykh-prichastii-nastoiashchiegho-i-proshiedshiegho-vriemieni"
    ["file_id"] => string(6) "100000"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1400505649"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(132) "Образование действительных причастий  прошедшего и настоящего времени "
    ["seo_title"] => string(86) "obrazovaniie-dieistvitiel-nykh-prichastii-proshiedshiegho-i-nastoiashchiegho-vriemieni"
    ["file_id"] => string(6) "100002"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1400506550"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(56) "Введение. Живое Средневековье "
    ["seo_title"] => string(37) "vviedieniie-zhivoie-sriednieviekov-ie"
    ["file_id"] => string(6) "100003"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1400507579"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства