Скульптура в культуре древнейшей цивилизации на Земле играет важнейшую роль. Согласно представлениям египтян, одна из человеческих душ - ка - обладает способностью пребывать сразу в двух мирах: земном и загробном. Отсюда стремление любыми способами сохранить тело умершего человека (бальзамирование и мумифицирование), а также создание большого количества скульптур, которые могут служить оболочкой для души "ка".
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Большой Сфинкс на западном берегу Нила в Гизе — древнейшая сохранившаяся на Земле монументальная скульптура. Высечена из монолитной известковой скалы в форме колоссального сфинкса — лежащего на песке льва, лицу которого, как издавна принято считать, придано портретное сходство с фараоном Хефреном , погребальная пирамида которого находится поблизости. Статуя Сфинкса повёрнута лицом к Нилу и восходящему солнцу. Почти все древневосточные цивилизации видели во льве символ солнечного божества. С древнейших времён фараона было принято изображать в виде льва, истребляющего своих врагов. В свете этих данных позволительно считать Сфинкса стражником вечного покоя погребённых вокруг него фараонов. Окрестные храмы были первоначально посвящены солнечному богу Ра, и только в период Нового царства скульптуру стали отождествлять с Хором (точнее — с Хоремахетом), вследствие чего Аменхотеп II посвятил ему особый храм к северо-востоку от Сфинкса.
Статуэтка человека в эмбриональной позе, лежащего внутри лягушки. 4 тыс. до н.э. (Культура Негада I) Глина обожженная. Лейден. Государственный музей древностей
Назначение этого памятника остается непонятным. Человек лежит в миске, которую идентифицируют как тело лягушки. Возможно, он символически ожидает возрождения, поскольку в позднейшее время богиня-лягушка почиталась как помощница в родах.
Поющие статуи
Две гигантские статуи на троне Аменхотепа 3 были частью храма этого фараона в Фивах. В 1 веке одна из статуй, поврежденная землетресением, на рассвете начала издавать печальные звуки, похожие на человеческий голос. Скорее всего, звук возникал из-за быстрого испарения утренней росы. Однако после реставрации, проведенных в 299 г. По приказу римского императора Септимия Севера, «поющая» статуя умолкла навсегда.
Некогда статуи охраняли огромный роскошный храм Аменхотепа 3
У южной статуи видна маленькая фигурка жены фараона Тии
ДРЕВНЕЕ ЦАРСТВО (30—23 вв. до н. э.)
В период Древнего царства создаются колоссальные сооружения и монументальные скульптуры.
Формируется канон, предписывающий изображать людей строго симметрично в канонических позах. Осевая плоскость должна была проходить строго через середину фигуры.
Художник был «САНХ» - «тот, кто дарит жизнь». Художники работали под надзором жреца бога Птаха в Мемфисе.
Вход на территорию пирамиды Джоссера.
Статуя Джоссера
Неотъемлемую часть храма и гробниц составляли статуи фараонов, знати, придворных писцов.
Культовое назначение статуй определило выполнение их в рамках строжайших канонов . Люди изображались в однообразных, спокойных, полных неподвижного величия и устойчивости позах, словно застывшими в веках.
Статуя фараона Хефрена
В большинстве случаев — это либо стоящая фигура с выдвинутой вперед левой ногой, либо фронтально сидящая фигура с руками, прижатыми к торсу.
Вместе с тем скульптуры Древнего царства отличаются острым реализмом, подчас наделены огромной внутренней энергией.
Статуи царевича Рахотепа и царевны Нофрет (первая половина 3 тыс. до н. э.)
Фигуры супружеской четы разъединены не только расстоянием, но и направлением взглядов, устремленных прямо перед собой.
Новые искания в египетской пластике проявились в повысившемся внимании к индивидуальным чертам в изображении человека.
Усилилась объемная моделировка черт лица правителей, большее внимание уделялось возрастным особенностям.
Величавая ясность образов Древнего царства сменилась напряженностью, словно за внешне спокойной оболочкой пробудился более сложный мир чувств.
Голова с глубоко запавшими глазами, резкими дугами бровей и обострившимися скулами, выделенными блеском гладко отполированного темного обсидиана, свидетельствует об усложнении человеческого образа.
Подчеркнуты резкие контрасты света и тени, глубокие складки по сторонам рта.
Портретная голова Сенусерта III (19 в. до н. э.)
Интерес к передаче характера человека, его возраста ощущается в портретах сына Сенусерта III Аменемхета III (19 в. до н. э.)
НОВОЕ ЦАРСТВО (16—11 вв. до н. э.)
Искусство становится все более динамичным.
Связи с внешним миром оказывают влияние на сюжеты.
В тоже время древние ритуалы играют по-прежнему определяющую роль в идеологии.
Сехмет-Мут
ИСКУССТВО ЭЛЬ-АМАРНЫ
В начале 14 в. до н. э. фараон Аменхотеп IV с целью ослабить все возрастающую власть знати и жречества бога Амона-Ра провел социальную и религиозную реформу, возглавив движение мелких рабовладельцев против крупной рабовладельческой знати.
В связи с этим он изменил и свое имя, назвав себя Эхнатон — «Дух Атона». Реформа Эхнатона вызвала множество перемен в жизни Египта. Столица из Фив была перенесена в Ахетатон («Небосклон Атона» — современная Тель-эль-Амарна). В литературу был введен разговорный язык, на котором писались даже гимны.
Лучшие произведения амарнского периода, восходящие ко второй половине правления Эхнатона, отличаются человечностью и проникновенностью, овеяны подлинным дыханием жизни, полны огромного внутреннего обаяния.
Портретная голова Эхнатона с тяжелыми веками, полуприкрывшими печальные глаза (первая четверть 14 в. до н. э.), выполненная в мастерской знаменитого скульптора Тутмеса, свидетельствует о новой лирической трактовке образа человека.
Второй портрет – самый известный – Нефертити в полном расцвете своей красоты, «владычица радости», как ее титуловали, властительная царица с горделивой посадкой головы, увенчанной высоким синим головным убором. Та же длинная стройная шея, те же гармонические черты лица, но теперь более определившиеся и строгие. Этот бюст раскрашен и почти полностью завершен, только левая глазная впадина оставлена пустой. Белки глаз, радужная оболочка и зрачки на египетских скульптурных портретах обычно инкрустировались алебастром, хрусталем и черным деревом. У Нефертити инкрустирован только правый глаз. Исследователи предполагают, что так было сделано умышленно, потому что Нефертити в то время была жива, а разверзание очей являлось сакральным действием: оно оживляло душу уже умершего человека. «Глядящий» бюст мог отнять часть души у живого оригинала».
Голова царицы НЕФЕРТИТИ из Амарны 14 в. до н.э.
ПОЗДНЕЕ ВРЕМЯ(11 в.—332 г. до н. э.)
На дальнейшей эволюции египетского искусства тяжело сказались войны и междоусобицы, приведшие к распаду государства.
Завоевания Александра Македонского в 332 г. до н. э. положили начало новому, эллинистическому периоду, в искусстве которого сложно переплелись традиции прошлого и черты античности.
6 ноября 1922 г.
археолог ГОВАРД КАРТЕР и лорд КОРНАРВОН нашли в Фивах гробницу фараона ТУТАНХАМОНА
Золотая маска Тутанхамона - одна из выдающихся достопримечательностей Египта, которая была найдена в 1922 году в гробнице фараона Тутанхамона. Гробница была почти не потревожена и в ней археологи обнаружили огромное количество различных предметов, захороненные подданными Тутанхамона, чтобы он не в чём не нуждался в загробной жизни. Среди множества предметов быта археологи обнаружили позолоченную колесницу, светильники, драгоценные украшения, одежду, письменные принадлежности, ложа, колчан со стрелами, перчатки для стрельбы; кровати, обитые золотом; кресла, с вставками из слоновой кости, золота, серебра и самоцветов великое множество; прекрасные каменные сосуды, ларцы с одеждой и украшениями, даже ящики с пищей и сосуды для вина. Все эти великолепные находки здорово помогли историкам составить наиболее полное представление о жизни и быте древнеегипетского дворца. Сейчас сокровища из гробницы Тутанхамона выставлены в Египетском музее в Каире, их было очень много и поэтому они заняли десять огромных выставочных залов.
Золотая маска фараона ТУТАНХАМОНА из гробницы в Фивах 14 в. до н.э.
Кресло сконструировано с таким расчетом, чтобы тело в нем покоилось и нежилось: сиденье мягко выгнуто, приспособлено для подушки, подлокотники – для рук, лежащих без напряжения. Декор изыскан: много ажурных вставок и цветных инкрустаций, ножки кресла заканчиваются львиными лапами.
«На спинке парадного кресла имеется многоцветное, выложенное из драгоценных металлов на золотом фоне, изображение самого Тутанхамона и его жены Анхесамон – дочери Эхнатона. Она умащивает благовониями своего мужа, сидящего в грациозной непринужденной позе. Сцена напоминает аналогичные мотивы из семейной жизни Эхнатона и Нефертити, в ней так же выражена взаимная нежность супругов, только уже без всякого налета гротеска: трогательно и красиво. Трон позолочен: дерево облито золотом с полудрагоценными камнями и стеклянными пастами в оправах» .
Парадный трон фараона ТУТАНХАМОНА из гробницы в Фивах 14 в. до н.э.