Технология развития критического мышления через чтение и письмо на уроках истории и обществознания
Технология развития критического мышления через чтение и письмо на уроках истории и обществознания
критическое мышление -это способность ставить новые,полные смысла вопросы,вырабатывать разнообразные, подкрепляющие аргументы, принимать независимые продуманные решения
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Технология развития критического мышления через чтение и письмо на уроках истории и обществознания»
Технология развития критического мышления через чтение и письмо на уроках истории и обществознания
Березовская общеобразовательная средняя школа
Учитель истории: Алинова С.Д.
2014-2015год.
Народ, который думает на один год вперёд –выращивает хлеб.Народ, который думает на 10 лет вперёд- выращивает сад.Народ, который думает на 100 лет вперёд - выращивает молодое поколение.
Современный выпускник должен:
умеет думать самостоятельно и решать разнообразные проблемы, то есть применять полученные знания;
работать с различной информацией, анализировать, обобщать, аргументировать;
Одной из образовательных технологий способной решить эту задачу является технология развития критического мышления.
Уроки с использованием технологии «РКМ» направлены на побуждение учащихся к мыслительной деятельности и способствует их активизации к поиску ответа.
Критическое мышление
Критическое мышление — это способность ставить новые, полные смысла вопросы; вырабатывать разнообразные, подкрепляющие аргументы; принимать независимые продуманные решения
Критическое мышление
Есть мышление самостоятельное.
Информация является отправным пунктом
Начинается с постановки вопросов и уяснения проблем, которые нужно решить.
Стремится к убедительной аргументации.
Есть мышление социальное.
Школа-воспитания
Школа должна готовить подростка к жизни, к труду, должна содействовать раскрытию и развитию его личности, его сил, чтобы к периоду самостоятельной жизни он овладел всем тем, то потребуется ему в практической деятельности. По моему мнению, современный учитель призван принять деятельное участие в развитии умственной деятельности учащихся, в усвоении ими различных знаний и навыков, которые выходят и за рамки программного материала. В каждом ученике необходимо укреплять и развивать его собственное «Я», индивидуальное креативное мышление.
Какие цели и задачи ставит данная технология?
Формирование нового стиля мышления
Развитие таких базовых качеств личности, как критическое мышление, коммуникативность, креативность, мобильность
Развитие аналитического, критического мышления.
Формирование культуры чтения, включающей в себя умение ориентироваться в источниках информации
Стимулирование самостоятельной поисковой творческой деятельности, запуск механизмов самообразования и самоорганизации.
Развитие критического мышления приводит к следующим результатам:
Составление списка известной информации, рассказ - предположение по ключевым словам;
повысился уровень мотивации к изучаемым предметам;
умеют четко аргументировать свою позицию, отстаивать свою точку зрения;
сформированы навыки работать с историческими документами.
Конструктивизм
Вызов:
Осмысление:
побуждение к работе с новой информацией, пробуждение интереса к теме.
Рефлексия:
-получение новой информации
имеющихся знаний по теме.
-обмен мнениями о новой информации
-квалификация полученной информации по категориям знания
-бесконфликтный обмен знаниями
-побуждение к дальнейшему расширению
-выработка собственной позиции, оценки процесса.
вызов
«Верное или неверное утверждение» (в форме игры «крестики –нолики»)
Проблемные вопросы;
«Толстые и тонкие» вопросы;
Рассказ-предположение по ключевым словам;
Перепутанные логические цепочки;
Кластеры;
Таблицы
осмысления
Стадия осмысления содержания может осуществляться по-разному: чтение текста, рассказ учителя или видеофильм. В любом случае у детей создается целостное представление о событии, и они могут уточнить свою цепочку и определить последовательность элементов события. Тут большую роль играет внимание, поэтому не у всех учеников получается правильно. После завершения индивидуальной работы проверяют друг друга, сверяются либо в группах, либо в парах. В конце всего этого звучит верный вариант , и все могут проверить качество своей работы.
«Тонкие вопросы»
Кто…Что…Когда…Почему…Будет ли…Было ли…Согласны ли вы…Верно ли…
Кто…Что…Когда…Почему…Будет ли…Было ли…Согласны ли вы…Верно ли…
«Толстые вопросы»
Дайте объяснение почему…Почему вы думаете…Почему вы считаете…В чем разница…Предложите, что будет, если…Можно ли изменить роли так, чтобы сделать их противоположными…Что еще можно использовать вместо данного объекта?
Дайте объяснение почему…Почему вы думаете…Почему вы считаете…В чем разница…Предложите, что будет, если…Можно ли изменить роли так, чтобы сделать их противоположными…Что еще можно использовать вместо данного объекта?
Дайте объяснение почему…Почему вы думаете…Почему вы считаете…В чем разница…Предложите, что будет, если…Можно ли изменить роли так, чтобы сделать их противоположными…Что еще можно использовать вместо данного объекта?
Дайте объяснение почему…Почему вы думаете…Почему вы считаете…В чем разница…Предложите, что будет, если…Можно ли изменить роли так, чтобы сделать их противоположными…Что еще можно использовать вместо данного объекта?
Дайте объяснение почему…Почему вы думаете…Почему вы считаете…В чем разница…Предложите, что будет, если…Можно ли изменить роли так, чтобы сделать их противоположными…Что еще можно использовать вместо данного объекта?
Дайте объяснение почему…Почему вы думаете…Почему вы считаете…В чем разница…Предложите, что будет, если…Можно ли изменить роли так, чтобы сделать их противоположными…Что еще можно использовать вместо данного объекта?
Дайте объяснение почему…Почему вы думаете…Почему вы считаете…В чем разница…Предложите, что будет, если…Можно ли изменить роли так, чтобы сделать их противоположными…Что еще можно использовать вместо данного объекта?
Дайте объяснение почему…Почему вы думаете…Почему вы считаете…В чем разница…Предложите, что будет, если…Можно ли изменить роли так, чтобы сделать их противоположными…Что еще можно использовать вместо данного объекта?
Дайте объяснение почему…Почему вы думаете…Почему вы считаете…В чем разница…Предложите, что будет, если…Можно ли изменить роли так, чтобы сделать их противоположными…Что еще можно использовать вместо данного объекта?
рефлексия
«Аргументация своего ответа»
На уроке я работал (-а)…………, потому что…………………………
Своей работой на уроке я ………………………………………………….
Урок для меня показался ………………….., потому что………….
За урок я …………………………………………………………………………….
Мое настроение ………………..,так как я……………………….........