Просмотр содержимого документа
«Стимулирование познавательных способностей учащихся с помощью нестандартных форм урока»
Стимулирование развития познавательных способностей учащихся с помощью нестандартных форм урока и на основе формирования чувственной сферы ребенка.
Образование – это индустрия, направленная в будущее.
С. П. Капица
Знания – дети удивления и любопытства.
Луи де Бройль
О Урок! – ты – солнце!
Ш. Амонашвили
Плохой учитель преподносит истину, хороший – учит ее находить.
А. Дистервег
Теоретический анализ проблемы.
Выготский Л. С. Психологические основы творческой деятельности.
Гузеев В.В. Инновационные идеи в современном образовании.
Дайри Н.Г. Познавательная активность и эффективность обучения.
Закон РФ «Об образовании».
Концепция модернизации российского образования до 2010 года.
Полат Е. С. Новые педагогические и информационные технологии.
Пидкасистый П.Н. Самостоятельная познавательная деятельность.
Селевко Г. К. Современные образовательные технологии.
Щукина Г. И. Формирование познавательных интересов у учащихся в процессе обучения.
Якиманская С. И. принцип активности в педагогической психологии.
Главное стратегическое направление развития системы российского образования
Развитие личности молодых граждан России, формирование у них познавательных и созидательных способностей, необходимых для успешной социализации в обществе и на рынке труда.
Целевые ориентации педагогического опыта:
развить индивидуальные познавательные и творческие способности каждого ребёнка;
максимально выявить и использовать индивидуальный опыт ребёнка;
помочь личности познать себя;
проблематизация содержания;
включение в процесс обучения не только рациональной, но и эмоциональной;
выяснить особенности мотивации включения учащихся в активную деятельность на уроке;
деятельность каждого ученика должна стать достижением коллектива;
коллективная работа должна способствовать продвижению каждого отдельного ученика;
создать такие условия, чтобы каждый мог проявить свои возможности;
общение на уроке между учеником и учителем должно вести к взаимообогащению;
уважать творческие возможности ученика и классного коллектива, быть ближе к личности ребёнка.
Основные положения педагогического опыта:
ребёнок усваивает материал не просто слушая или воспринимая органами чувств, а как результат удовлетворения возникшей у него потребности в знаниях;
совместные действия ведут к активизации учебно-познавательных процессов;
психологические механизмы игровой деятельности опираются на потребности личности в самовыражении, самоутверждении и самореализации;
повышение теоретического уровня материала стимулирует рост умсвенных способностей ребёнка.
Особенности содержания педагогического опыта:
В образовательном процессе учитывается индивидуальная избирательность ученика к содержанию и форме учебного материала, его мотивация, стремление использовать полученные знания самостоятельно;
Основной мотивацией учебной деятельности является познавательный интерес;
Учащиеся вовлекаются в различные виды деятельности, направленные на обогащение воображения, мышления, памяти, речи.
Методы преподавания:
создание проблемных ситуаций;
объяснительный и поисковый методы;
дискуссия;
дидактические методы;
система творческих заданий;
проектная деятельность.
Формы реализации методов:
фронтальная;
групповая;
индивидуально-парная;
индивидуальная.
Познавательная активность – это интеллектуально-эмоциональный отклик на процесс познания, стремление к учению.
Уровни познавательной активности:
Репродуктивно-подражательная – опыт деятельности накапливается через опыт другого. Поисково-исполнительская – нужно принять задачу и самому отыскать средства ее выполнения. Творческая активность – задача ставится школьником, а пути ее решения новые, оригинальные.
Репродуктивно-подражательная – опыт деятельности накапливается через опыт другого.
Поисково-исполнительская – нужно принять задачу и самому отыскать средства ее выполнения.
Творческая активность – задача ставится школьником, а пути ее решения новые, оригинальные.
Познавательный интерес – стремление ребенка к процессу познавательной деятельности, желание углубиться в познание, чтобы видеть не поверхностные явления, а изучить предмет интереса глубоко, всеобъемлюще и основательно.
Уровни развития познавательного интереса:
открытый, непосредственный интерес к новым фактам.интерес к познанию существенных свойств предметов или явлений. Требует поиска, догадки, активного оперирования знаниями;
интерес учащихся к причинно-следственным связям, к выявлению закономерностей;
совершенствуются прежние и приобретаются новые способы учения.
Мотивация познавательной деятельности:
социальные мотивы – «быть образованными», «приносить пользу обществу»;
моральные мотивы – «долг перед родителями», «занять свое место в коллективе, обществе»;
мотивы общения – атмосфера учения притягивает ребенка к коллективу, школе;
мотивы самовоспитания – ученик постоянно следит за своим продвижением, обогащением знаниями.
Активизация учебной деятельности на этапе выполнения учебной работы
Проблемное обучение . Используются не только при изложении материала, но и при работе с учебником, разнообразными наглядными средствами обучения. Концентрирует активную познавательную деятельность учащихся на узловых вопросах, способно распространить её на весь материал урока.
Чередование форм работы. Создает оптимальные условия для активной деятельности учащихся и в то же время исключает их перенапряжение, так как дает возможность переключать внимание на решение различных задач.
3.Работа с историческими источниками.
(репродукции картин, рисунки, портреты исторических
деятелей, факсимиле исторических документов, фотографии
памятников архитектуры и быта, карты и картосхемы и т. д).
Способствует углеблению и конкретизации знаний
школьников, активизации процессов их мышления и
воображения, пробуждает и развивает интерес к истории.
4.Персонификация и драматизация.
Помогает учащимся ярко и образно представить исторические события и явления, раскрыть сущность общественных отношений, понять людей, живших в другую эпоху.
Драматизация воспроизводит на уроках живой диалог
участников или очевидцев различных исторических событий.
Эти приемы помогают активизировать работу учеников с разнообразными источниками исторических знаний, пробуждают эмоциональное отношение к событиям прошлого и их участникам, обогащать нравственный опыт личности.
5. Игровые формы. Игра вовлекает учеников в процесс самостоятельного поиска новых знаний, делает учебный труд разнообразным, способствует развитию воображения, памяти, внимания, расширяет кругозор, пробуждает и поддерживает интерес к истории.
6. Региональная и местная история. Активизация учебной деятельности осуществляется путем введения школьников в широкую информационную среду, в которой переплетаются данные об истории, этнографии, культуре народов края, а также используются разнообразные формы работы, связанные с поиском и изучением информации (библиотека, музей, экскурсии, беседы с очевидцами и участниками событий, конференции). Привлечение краеведческого материала на уроках истории осуществляется на основе широкого спектра заданий, ориентированных на активную деятельность школьников. Они предполагают работу с картой региона, составление хронологических таблиц, проведение учебных занятий в форме игры, подготовку сообщений, оформление альбомов.
7. Проектная деятельность.
Проектная деятельность – ограниченное во времени, целенаправленное изменение определенной системы знаний на основе конкретных требований к качеству результатов, четкой организации самостоятельного решения проблемы.
Проектная деятельность развивает:
креативность;
умение ориентироваться в информационном пространстве;
устанавливать причинно-следственные связи;
обосновывать и рассуждать;
умение ставить и решать проблемы;
гибкое, беглое и оригинальное мышление;
богатое воображение;
ощущение красоты процесса и результата.
Виды проектов
Исследовательский:
Игровой:
Творческий:
намечается проблема;
ставится цель;
рефлексия;
соотнесение полученных результатов с поставленной целью.
определение потребности;
исследование;
обозначение требований к объекту;
выработка идей, их анализ и выбор одной;
планирование;
изготовление;
оценка (рефлексия).
аргументация актуальности темы;
определение проблемы, предмета, целей, задач исследования;
выдвижение гипотезы;
обозначение метода исследования;
проведение эксперимента.
Практико-ориентированный:
продумать структуру проекта;
организовать координационную работу по корректировке совместных и индивидуальных усилий;
организовать презентацию полученных результатов и способов их внедрения в практику;
оценка проекта.
Информационный:
изучают и используют различные методы получения информации;
обрабатывают информацию (анализ, обобщение, сопоставление, выводы).
презентация (доклад).
Продолжи-
тельность
проекта
Число
участников
проекта
Типологические признаки
проекта
Метод,
доминирующий
в проекте
Характер
координации
проекта
Характер
контактов
Исследовательский,
творческий,
информационный,
практико-
ориентированный,
игровой
Непосредственный,
скрытый
Среди участников
одного класса,
школы…
Стадия работы над проектом
Содержание работы
Подготовка
Определение темы и целей проекта.
Планирование
Деятельность учащихся
Определение источников информации;
Определение способов сбора и анализа информации;
Определение формы отчета;
Установление критериев оценки результатов;
Распределение задач между членами команды.
Деятельность учителя
Обсуждают предмет с учителем и получают дополнительную информацию.
Знакомит со смыслом проектного подхода и мотивирует учащихся. Помогает в постановке целей.
Устанавливают план действий. Формулируют задачи.
Предлагает идеи, высказывает предположения.
Стадия работы над проектом
Содержание работы
Исследование
Результаты (или выводы)
Сбор информации, решение промежуточных задач/опросы.
Возможные формы отчета: устный отчет, отчет с демонстрацией материалов, письменный отчет.
Оценка результатов и процес са
Наблюдает, советует.
Отчитываются, обсуждают.
Слушает, задает вопросы в роли рядового участника.
Участвуют в оценке путем коллективного обсуждения и самооценок.
Оценивает усилия учащихся, креативность, качество использования источников, качество отчета.
Рекомендации:
проект готовится вне урока;
проект тематически и по содержанию привязан к программному материалу;
в формулировке темы проекта должна быть обозначена проблема;
выполнение проектного задания для ученика обязательно должно быть сопряжено с самостоятельным решением проблемы и осуществлением обоснованного выбора из ряда альтернативных вариантов с последующей рефлексией;
проект – это работа в структуре исследовательской деятельности. Должен содержать предмет информационного поиска, поэтапность поиска с обозначением промежуточных результатов; аналитическую работу; обобщение, выводы, заключение; оформление результатов, презентация;
необходимо составить сценарий защиты проекта, где должны быть расписаны роли участников проекта;
обсуждение методов и результатов исследования проводить на уроке.