kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Стимулирование познавательных способностей учащихся с помощью нестандартных форм урока

Нажмите, чтобы узнать подробности

нестандартные формы урока позволяют повысить интерес к предмету "История"

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Стимулирование познавательных способностей учащихся с помощью нестандартных форм урока»

Стимулирование развития познавательных способностей учащихся с помощью нестандартных форм урока и на основе формирования чувственной сферы ребенка.

Стимулирование развития познавательных способностей учащихся с помощью нестандартных форм урока и на основе формирования чувственной сферы ребенка.

Образование – это индустрия, направленная в будущее. С. П. Капица Знания – дети удивления и любопытства. Луи де Бройль О Урок! – ты – солнце! Ш. Амонашвили Плохой учитель преподносит истину, хороший – учит ее находить. А. Дистервег

Образование – это индустрия, направленная в будущее.

С. П. Капица

Знания – дети удивления и любопытства.

Луи де Бройль

О Урок! – ты – солнце!

Ш. Амонашвили

Плохой учитель преподносит истину, хороший – учит ее находить.

А. Дистервег

Теоретический анализ проблемы.

Теоретический анализ проблемы.

  • Выготский Л. С. Психологические основы творческой деятельности.
  • Гузеев В.В. Инновационные идеи в современном образовании.
  • Дайри Н.Г. Познавательная активность и эффективность обучения.
  • Закон РФ «Об образовании».
  • Концепция модернизации российского образования до 2010 года.
  • Полат Е. С. Новые педагогические и информационные технологии.
  • Пидкасистый П.Н. Самостоятельная познавательная деятельность.
  • Селевко Г. К. Современные образовательные технологии.
  • Щукина Г. И. Формирование познавательных интересов у учащихся в процессе обучения.
  • Якиманская С. И. принцип активности в педагогической психологии.
Главное стратегическое направление развития системы российского образования   Развитие личности молодых граждан России, формирование у них познавательных и созидательных способностей, необходимых для успешной социализации в обществе и на рынке труда.

Главное стратегическое направление развития системы российского образования 

Развитие личности молодых граждан России, формирование у них познавательных и созидательных способностей, необходимых для успешной социализации в обществе и на рынке труда.

Целевые ориентации педагогического опыта:

Целевые ориентации педагогического опыта:

  • развить индивидуальные познавательные и творческие способности каждого ребёнка;
  • максимально выявить и использовать индивидуальный опыт ребёнка;
  • помочь личности познать себя;
  • проблематизация содержания;
  • включение в процесс обучения не только рациональной, но и эмоциональной;
  • обеспечить активность учебного процесса;
  • достичь высокого уровня усвоения содержания;
  • связь обучения с жизнью ребёнка, игрой, трудом;
  • воспитывать самостоятельность, сотрудничество, коллективизм, коммуникативность;
  • приобщать к нормам и ценностям общества.
Задачи педагогического опыта :

Задачи педагогического опыта :

  • выяснить особенности мотивации включения учащихся в активную деятельность на уроке;
  • деятельность каждого ученика должна стать достижением коллектива;
  • коллективная работа должна способствовать продвижению каждого отдельного ученика;
  • создать такие условия, чтобы каждый мог проявить свои возможности;
  • общение на уроке между учеником и учителем должно вести к взаимообогащению;
  • уважать творческие возможности ученика и классного коллектива, быть ближе к личности ребёнка.
Основные положения педагогического опыта:

Основные положения педагогического опыта:

  • ребёнок усваивает материал не просто слушая или воспринимая органами чувств, а как результат удовлетворения возникшей у него потребности в знаниях;
  • совместные действия ведут к активизации учебно-познавательных процессов;
  • психологические механизмы игровой деятельности опираются на потребности личности в самовыражении, самоутверждении и самореализации;
  • повышение теоретического уровня материала стимулирует рост умсвенных способностей ребёнка.
Особенности содержания педагогического опыта:

Особенности содержания педагогического опыта:

  • В образовательном процессе учитывается индивидуальная избирательность ученика к содержанию и форме учебного материала, его мотивация, стремление использовать полученные знания самостоятельно;
  • Основной мотивацией учебной деятельности является познавательный интерес;
  • Учащиеся вовлекаются в различные виды деятельности, направленные на обогащение воображения, мышления, памяти, речи.
Методы преподавания:

Методы преподавания:

  • создание проблемных ситуаций;
  • объяснительный и поисковый методы;
  • дискуссия;
  • дидактические методы;
  • система творческих заданий;
  • проектная деятельность.
Формы реализации методов:

Формы реализации методов:

  • фронтальная;
  • групповая;
  • индивидуально-парная;
  • индивидуальная.
Познавательная активность – это интеллектуально-эмоциональный отклик на процесс познания, стремление к учению. Уровни познавательной активности:

Познавательная активность – это интеллектуально-эмоциональный отклик на процесс познания, стремление к учению.

Уровни познавательной активности:

  • Репродуктивно-подражательная – опыт деятельности накапливается через опыт другого. Поисково-исполнительская – нужно принять задачу и самому отыскать средства ее выполнения. Творческая активность – задача ставится школьником, а пути ее решения новые, оригинальные.
  • Репродуктивно-подражательная – опыт деятельности накапливается через опыт другого.
  • Поисково-исполнительская – нужно принять задачу и самому отыскать средства ее выполнения.
  • Творческая активность – задача ставится школьником, а пути ее решения новые, оригинальные.
Познавательный интерес – стремление ребенка к процессу познавательной деятельности, желание углубиться в познание, чтобы видеть не поверхностные явления, а изучить предмет интереса глубоко, всеобъемлюще и основательно. Уровни развития познавательного интереса:

Познавательный интерес – стремление ребенка к процессу познавательной деятельности, желание углубиться в познание, чтобы видеть не поверхностные явления, а изучить предмет интереса глубоко, всеобъемлюще и основательно.

Уровни развития познавательного интереса:

  • открытый, непосредственный интерес к новым фактам.интерес к познанию существенных свойств предметов или явлений. Требует поиска, догадки, активного оперирования знаниями;
  • интерес учащихся к причинно-следственным связям, к выявлению закономерностей;
  • совершенствуются прежние и приобретаются новые способы учения.
Мотивация познавательной деятельности:

Мотивация познавательной деятельности:

  • социальные мотивы – «быть образованными», «приносить пользу обществу»;
  • познавательные мотивы – «интересно узнавать новое»;
  • моральные мотивы – «долг перед родителями», «занять свое место в коллективе, обществе»;
  • мотивы общения – атмосфера учения притягивает ребенка к коллективу, школе;
  • мотивы самовоспитания – ученик постоянно следит за своим продвижением, обогащением знаниями.
Активизация учебной деятельности на этапе выполнения учебной работы

Активизация учебной деятельности на этапе выполнения учебной работы

  • Проблемное обучение . Используются не только при изложении материала, но и при работе с учебником, разнообразными наглядными средствами обучения. Концентрирует активную познавательную деятельность учащихся на узловых вопросах, способно распространить её на весь материал урока.
  • Чередование форм работы . Создает оптимальные условия для активной деятельности учащихся и в то же время исключает их перенапряжение, так как дает возможность переключать внимание на решение различных задач.
3 . Работа с историческими источниками . (репродукции картин, рисунки, портреты исторических деятелей, факсимиле исторических документов, фотографии памятников архитектуры и быта, карты и картосхемы и т. д). Способствует углеблению и конкретизации знаний школьников, активизации процессов их мышления и воображения, пробуждает и развивает интерес к истории.

3 . Работа с историческими источниками .

(репродукции картин, рисунки, портреты исторических

деятелей, факсимиле исторических документов, фотографии

памятников архитектуры и быта, карты и картосхемы и т. д).

Способствует углеблению и конкретизации знаний

школьников, активизации процессов их мышления и

воображения, пробуждает и развивает интерес к истории.

4. Персонификация и драматизация .  Помогает учащимся ярко и образно представить  исторические  события  и явления, раскрыть сущность общественных отношений, понять людей, живших в другую эпоху. Драматизация воспроизводит на уроках живой диалог участников или очевидцев различных исторических событий. Эти приемы  помогают активизировать работу учеников с  разнообразными источниками  исторических знаний, пробуждают эмоциональное отношение к событиям  прошлого и их участникам, обогащать нравственный опыт личности.

4. Персонификация и драматизация .

Помогает учащимся ярко и образно представить исторические события и явления, раскрыть сущность общественных отношений, понять людей, живших в другую эпоху.

Драматизация воспроизводит на уроках живой диалог

участников или очевидцев различных исторических событий.

Эти приемы помогают активизировать работу учеников с разнообразными источниками исторических знаний, пробуждают эмоциональное отношение к событиям прошлого и их участникам, обогащать нравственный опыт личности.

5. Игровые формы.  Игра вовлекает учеников в процесс самостоятельного поиска новых знаний, делает учебный труд разнообразным, способствует развитию воображения, памяти, внимания, расширяет кругозор, пробуждает и поддерживает интерес к истории. 6. Региональная и местная история. Активизация учебной деятельности осуществляется путем введения школьников в широкую информационную среду, в которой переплетаются данные об истории, этнографии, культуре народов края, а также используются разнообразные формы работы, связанные с поиском и изучением информации (библиотека, музей, экскурсии, беседы с очевидцами и участниками событий, конференции). Привлечение краеведческого материала на уроках истории осуществляется на основе широкого спектра заданий, ориентированных на активную деятельность школьников. Они предполагают работу с картой региона, составление хронологических таблиц, проведение учебных занятий в форме игры, подготовку сообщений, оформление альбомов.

5. Игровые формы. Игра вовлекает учеников в процесс самостоятельного поиска новых знаний, делает учебный труд разнообразным, способствует развитию воображения, памяти, внимания, расширяет кругозор, пробуждает и поддерживает интерес к истории.

6. Региональная и местная история. Активизация учебной деятельности осуществляется путем введения школьников в широкую информационную среду, в которой переплетаются данные об истории, этнографии, культуре народов края, а также используются разнообразные формы работы, связанные с поиском и изучением информации (библиотека, музей, экскурсии, беседы с очевидцами и участниками событий, конференции). Привлечение краеведческого материала на уроках истории осуществляется на основе широкого спектра заданий, ориентированных на активную деятельность школьников. Они предполагают работу с картой региона, составление хронологических таблиц, проведение учебных занятий в форме игры, подготовку сообщений, оформление альбомов.

7. Проектная деятельность. Проектная деятельность – ограниченное во времени, целенаправленное изменение определенной системы знаний на основе конкретных требований к качеству результатов, четкой организации самостоятельного решения проблемы. Проектная деятельность развивает:

7. Проектная деятельность.

Проектная деятельность – ограниченное во времени, целенаправленное изменение определенной системы знаний на основе конкретных требований к качеству результатов, четкой организации самостоятельного решения проблемы.

Проектная деятельность развивает:

  • креативность;
  • умение ориентироваться в информационном пространстве;
  • устанавливать причинно-следственные связи;
  • обосновывать и рассуждать;
  • умение ставить и решать проблемы;
  • гибкое, беглое и оригинальное мышление;
  • богатое воображение;
  • ощущение красоты процесса и результата.
Виды проектов Исследовательский: Игровой: Творческий: намечается проблема; ставится цель; рефлексия; соотнесение полученных результатов с поставленной целью. определение потребности; исследование; обозначение требований к объекту; выработка идей, их анализ и выбор одной; планирование; изготовление; оценка (рефлексия). аргументация актуальности темы; определение проблемы, предмета, целей, задач исследования; выдвижение гипотезы; обозначение метода исследования; проведение эксперимента. Практико-ориентированный: продумать структуру проекта; организовать координационную работу по корректировке совместных и индивидуальных усилий; организовать презентацию полученных результатов и способов их внедрения в практику; оценка проекта. Информационный:

Виды проектов

Исследовательский:

Игровой:

Творческий:

  • намечается проблема;
  • ставится цель;
  • рефлексия;
  • соотнесение полученных результатов с поставленной целью.
  • определение потребности;
  • исследование;
  • обозначение требований к объекту;
  • выработка идей, их анализ и выбор одной;
  • планирование;
  • изготовление;
  • оценка (рефлексия).
  • аргументация актуальности темы;
  • определение проблемы, предмета, целей, задач исследования;
  • выдвижение гипотезы;
  • обозначение метода исследования;
  • проведение эксперимента.

Практико-ориентированный:

  • продумать структуру проекта;
  • организовать координационную работу по корректировке совместных и индивидуальных усилий;
  • организовать презентацию полученных результатов и способов их внедрения в практику;
  • оценка проекта.

Информационный:

  • изучают и используют различные методы получения информации;
  • обрабатывают информацию (анализ, обобщение, сопоставление, выводы).
  • презентация (доклад).
Продолжи- тельность проекта Число участников проекта Типологические признаки проекта Метод, доминирующий в проекте Характер координации проекта Характер контактов Исследовательский, творческий, информационный, практико- ориентированный, игровой Непосредственный, скрытый Среди участников одного класса, школы…

Продолжи-

тельность

проекта

Число

участников

проекта

Типологические признаки

проекта

Метод,

доминирующий

в проекте

Характер

координации

проекта

Характер

контактов

Исследовательский,

творческий,

информационный,

практико-

ориентированный,

игровой

Непосредственный,

скрытый

Среди участников

одного класса,

школы…

Стадия работы над проектом Содержание работы Подготовка Определение темы и целей проекта. Планирование Деятельность учащихся Определение источников информации; Определение способов сбора и анализа информации; Определение формы отчета; Установление критериев оценки результатов; Распределение задач между членами команды. Деятельность учителя Обсуждают предмет с учителем и получают дополнительную информацию. Знакомит со смыслом проектного подхода и мотивирует учащихся. Помогает в постановке целей. Устанавливают план действий. Формулируют задачи. Предлагает идеи, высказывает предположения.

Стадия работы над проектом

Содержание работы

  • Подготовка

Определение темы и целей проекта.

  • Планирование

Деятельность учащихся

  • Определение источников информации;
  • Определение способов сбора и анализа информации;
  • Определение формы отчета;
  • Установление критериев оценки результатов;
  • Распределение задач между членами команды.

Деятельность учителя

Обсуждают предмет с учителем и получают дополнительную информацию.

Знакомит со смыслом проектного подхода и мотивирует учащихся. Помогает в постановке целей.

Устанавливают план действий. Формулируют задачи.

Предлагает идеи, высказывает предположения.

Стадия работы над проектом Содержание работы Исследование Результаты (или выводы) Сбор информации, решение промежуточных задач/опросы. Деятельность учащихся Анализ информации. Формулирование выводов. Выполняют исследование, решая промежуточные задачи. Деятельность учителя Представление или отчет Наблюдает, советует, косвенно руководит деятельностью. Анализируют информацию. Возможные формы отчета: устный отчет, отчет с демонстрацией материалов, письменный отчет. Оценка результатов и  процес  са Наблюдает, советует. Отчитываются, обсуждают. Слушает, задает вопросы в роли рядового участника. Участвуют в оценке путем коллективного обсуждения и самооценок. Оценивает усилия учащихся, креативность, качество использования источников, качество отчета.

Стадия работы над проектом

Содержание работы

  • Исследование
  • Результаты (или выводы)

Сбор информации, решение промежуточных задач/опросы.

Деятельность учащихся

Анализ информации. Формулирование выводов.

Выполняют исследование, решая промежуточные задачи.

Деятельность учителя

  • Представление или отчет

Наблюдает, советует, косвенно руководит деятельностью.

Анализируют информацию.

Возможные формы отчета: устный отчет, отчет с демонстрацией материалов, письменный отчет.

  • Оценка результатов и процес са

Наблюдает, советует.

Отчитываются, обсуждают.

Слушает, задает вопросы в роли рядового участника.

Участвуют в оценке путем коллективного обсуждения и самооценок.

Оценивает усилия учащихся, креативность, качество использования источников, качество отчета.

Рекомендации:

Рекомендации:

  • проект готовится вне урока;
  • проект тематически и по содержанию привязан к программному материалу;
  • в формулировке темы проекта должна быть обозначена проблема;
  • выполнение проектного задания для ученика обязательно должно быть сопряжено с самостоятельным решением проблемы и осуществлением обоснованного выбора из ряда альтернативных вариантов с последующей рефлексией;
  • проект – это работа в структуре исследовательской деятельности. Должен содержать предмет информационного поиска, поэтапность поиска с обозначением промежуточных результатов; аналитическую работу; обобщение, выводы, заключение; оформление результатов, презентация;
  • необходимо составить сценарий защиты проекта, где должны быть расписаны роли участников проекта;
  • обсуждение методов и результатов исследования проводить на уроке.
Проектное обучение эффективно, потому что:

Проектное обучение эффективно, потому что:

  • личностно ориентированно;
  • способствует обучению в деле, совместному учению, мозговому штурму, ролевой игре, дискуссии;
  • приводит к возрастанию интереса;
  • содействует развитию знания, понимания, применения, анализа, синтеза;
  • позволяет учиться на собственном опыте и опыте других;
  • приносит удовлетворение ученикам, видящим продукт своего собственного труда.
Результативность работы:

Результативность работы:

  • 100 % успеваемость по предмету;
  • возрос интерес к предмету;
  • установлен контакт даже с самыми «трудными детьми»;
  • слабые дети вовлечены в различные виды деятельности на уроке;
  • умение ориентироваться в потоке информации, выделять главное;
  • самостоятельная, продуктивная работа с учебным текстом и дополнительной литературой;
  • создание комфортной ситуации на уроке;
  • умение слушать друг друга и задавать вопросы;
  • оказавшись в ситуации выбора, смело принимать решения;
  • участие в предметной неделе в лицее;
  • участие в школьной и городских олимпиадах;
  • участиие в Прозрителевских и Ермоловских чтениях.
Рост качества знаний (в процентах)

Рост качества знаний (в процентах)

Участие в городских олимпиадах Год Ф. И. учащегося 2006/07 Класс Панкова Анастасия Предмет 9 Никитина Евгения Результат 9 Петрова Евгения Право Стариков Сергей 4-е место Обществознание 10 2007/08 10 История 6-е место Панкова Анастасия 6-е место История Петрова Евгения 10 10-е место Стариков Сергей 11 Право 4-е место История 11 Соколова Александра 4-е место Обществознание 11 8-е место Экономика 9-е место

Участие в городских олимпиадах

Год

Ф. И. учащегося

2006/07

Класс

Панкова Анастасия

Предмет

9

Никитина Евгения

Результат

9

Петрова Евгения

Право

Стариков Сергей

4-е место

Обществознание

10

2007/08

10

История

6-е место

Панкова Анастасия

6-е место

История

Петрова Евгения

10

10-е место

Стариков Сергей

11

Право

4-е место

История

11

Соколова Александра

4-е место

Обществознание

11

8-е место

Экономика

9-е место

Участие в городских конференциях Год Ф. И. учащегося 2006/07 2007/08 Класс Морозова Ирина Тема 11 Панкова Анастасия 11 Казьмина Мария Ставропольское линейное казачество Результат 3-е место IV Прозрителевские чтения 11 Токарева Марина Диплом IV Прозрителевские чтения 11 Панкова Анастасия IV Прозрителевские чтения Диплом 11 Бобрышева Дарья Работа опубликована в сборнике II Ермоловские чтения 11 Диплом II Ермоловские чтения Диплом

Участие в городских конференциях

Год

Ф. И. учащегося

2006/07

2007/08

Класс

Морозова Ирина

Тема

11

Панкова Анастасия

11

Казьмина Мария

Ставропольское линейное казачество

Результат

3-е место

IV Прозрителевские чтения

11

Токарева Марина

Диплом

IV Прозрителевские чтения

11

Панкова Анастасия

IV Прозрителевские чтения

Диплом

11

Бобрышева Дарья

Работа опубликована в сборнике

II Ермоловские чтения

11

Диплом

II Ермоловские чтения

Диплом

Приложение  Урок обществознания в 9 классе по теме «Политические партии. Выборы»(урок-проект).

Приложение Урок обществознания в 9 классе по теме «Политические партии. Выборы»(урок-проект).

Творческие работы учащихся по теме «Эволюция жилья» (обществознание, 6 класс).

Творческие работы учащихся по теме «Эволюция жилья» (обществознание, 6 класс).

Научно – практическая конференция, посвященная 65-летию Сталинградской битвы и обороны Северного Кавказа

Научно – практическая конференция, посвященная 65-летию Сталинградской битвы и обороны Северного Кавказа

Конференция «Читаем книги о войне (5 кл.)»

Конференция «Читаем книги о войне (5 кл.)»

Урок Мужества

Урок Мужества


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 8 класс

Автор: Мацаева Вера Юрьевна

Дата: 21.08.2019

Номер свидетельства: 518092

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(99) "Электронные образовательные ресурсы на уроках физики"
    ["seo_title"] => string(58) "eliektronnyie-obrazovatiel-nyie-riesursy-na-urokakh-fiziki"
    ["file_id"] => string(6) "143278"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1418488170"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(98) "Развитие творческих способностей младших школьников"
    ["seo_title"] => string(61) "razvitiie_tvorchieskikh_sposobnostiei_mladshikh_shkol_nikov_1"
    ["file_id"] => string(6) "463561"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1522068122"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(71) "Использование ИКТ на уроках географии "
    ["seo_title"] => string(42) "ispol-zovaniie-ikt-na-urokakh-ghieoghrafii"
    ["file_id"] => string(6) "235274"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1443637440"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(88) "Реферат "Применение педагогических технологий" "
    ["seo_title"] => string(58) "riefierat-primienieniie-piedaghoghichieskikh-tiekhnologhii"
    ["file_id"] => string(6) "143041"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1418412573"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(224) "*Организация внеурочной деятельности по английскому языку как способ развития творческого мышления  младших школьников. "
    ["seo_title"] => string(136) "orghanizatsiia-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti-po-anghliiskomu-iazyku-kak-sposob-razvitiia-tvorchieskogho-myshlieniia-mladshikh-shkol-nikov"
    ["file_id"] => string(6) "137001"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1417252193"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства