kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Реформы управления Петра I

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презетация к уроку "Реформы Петра I"

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Реформы управления Петра I»

РЕФОРМЫ УПРАВЛЕНИЯ ПЕТРА I

РЕФОРМЫ УПРАВЛЕНИЯ ПЕТРА I

Для всех ценителей русской истории имя Петра I навсегда останется связано с периодом реформирования почти всех сфер жизни российского общества.

Административная реформа (1699-1722)

  • Была упразднена Боярская Дума, ее место занял Сенат (Сенат приобрел законосовещательные, судебные и контролирующие функции).
  • Была учреждена должность фискалов (осуществляли контроль за местными властями и вели сыск нарушителей государственного порядка).
  • Введение должности Генерал-прокурора (осуществлял контроль над Сенатом, заведовал делопроизводством и руководил прокуратурой).
  • Петр I заменил старые управленческие органы (приказы), на новые (коллегии). Учреждено 11 коллегий, каждая из которых ведала определенной отраслью управления.
  • 5 февраля 1722 года Петром I был подписан Указ о престолонаследии (Волей царя нарушался установившийся с древности порядок наследования от отца к сыну, он теперь сам назначал преемника).
  • Страна была провозглашена Империей, а русский царь получил титул императора.

Результаты реформы:

Система государственного управления стала более регламентированной, однако данная реформа не оправдала ожиданий, вследствие непрерывности и скоротечности преобразований.

Военная реформа (1699-1725)

Весь период своего царствования Петр Великий воевал. Все его военные кампании были направлены против серьезных противников — Швеции и Турции. А чтобы вести бесконечные изнурительные, да к тому же наступательные войны нужна хорошо укомплектованная боеспособная армия.

  • Упразднение стрелецкого войска
  • Создание рекрутской повинности, воинские уставы.
  • Изменения в организационной структуре армии
  • Петр I начал вооружать пехоту кремневыми ружьями со штыком единого калибра и шпагами. При нем были разработаны новые образцы артиллерийских орудий и боеприпасов. Создавались новейшие типы кораблей.
  • Создавались армейские фабрики и заводы, выполнявшие различного рода заказы.
  • Появились военные учебные заведения (В 1700 г. открыта первая военная школа для офицеров, а в 1715 г. – военно-морская Академия в Санкт-Петербурге.)
  • Армия была официально разделена на три рода войск: пехоту, артиллерию и кавалерию.
  • Вся структура новой армии и флота была сведена к единообразию: бригады, полки, дивизии.
  • Управление делами армии было передано в ведение четырех приказов.
  • С 1718 Г. высшим военным органом становится Военная Коллегия.
  • В 1722 г. была создана Табель о рангах, которая четко структурировала систему воинских званий.

Результаты реформы:

Благодаря грозной армии удалось достичь много побед в сражениях со Швецией, как на суше, так и на море. Военная реформа является блестящим результатом во внутренней политике российского императора. Однако она проходила под жестким выжиманием средств с населения и рекрутским набором, по которому устанавливался бессрочный срок службы в армии.

Реформа местного управления (1708-1721) Высшей единицей административно-территориального деления вместо уезда стала губерния. В 1708 г. Россия была разделена на 8 губерний и города к ним; Петр I создал систему губернского управления (во главе губернии был губернатор, выполняющий административные, полицейские, финансовые, судебные функции). В 1719 году Петр I создал подконтрольные губернии провинции, в которых также была своя система управления (воевода). А провинции были разделены на дистрикты, во главе которых стоял земский комиссар. Результаты реформы: Был увеличен бюрократический аппарат, а дворяне получили большинство административных должностей в ходе данной реформы.

Реформа местного управления (1708-1721)

  • Высшей единицей административно-территориального деления вместо уезда стала губерния.
  • В 1708 г. Россия была разделена на 8 губерний и города к ним;
  • Петр I создал систему губернского управления (во главе губернии был губернатор, выполняющий административные, полицейские, финансовые, судебные функции).
  • В 1719 году Петр I создал подконтрольные губернии провинции, в которых также была своя система управления (воевода). А провинции были разделены на дистрикты, во главе которых стоял земский комиссар.

Результаты реформы:

Был увеличен бюрократический аппарат, а дворяне получили большинство административных должностей в ходе данной реформы.

Экономические реформы (1714-1724)

  • Создание мануфактурной промышленности
  • Осуществление в экономической сфере государственной политики ( Петр I проводил  протекционистскую политику  по отношению к русской промышленности. Она была проникнута духом  меркантилизма (преобладание вывоза товара над его ввозом),   оправдывающим вмешательство государства в хозяйственную деятельность. Предприниматели получали различные привилегии, субсидии, оборудование, сырье. В итоге  зависимость от импорта значительно сократилась.   )
  • Активное вмешательство государства в торговую деятельность русского купечества
  • Получение возможности выхода к Балтийскому морю способствовало развитию внешней торговли.
  • Увеличение числа мануфактур с 30 до более 200
  • Принудительное обеспечение мануфактур рабочей силой на основе подневольно-крепостнического труда в соответствии с указами Петра 1:

- 1703 г. — о приписных крестьянах, которых приписывали к мануфактурам для работы за счет государственной подати

- 1721 г. — о посессионных крестьянах. Владельцам мануфактур разрешалось покупать для работы крепостных крестьян

  • введение государственной монополии на продажу ряда товаров (соль, табак, хлеб, лен, смола, воск, железо и др.);
  • принудительное переселение купцов в новую столицу — Санкт-Петербург
  • большие подати и повинности в пользу государства

Результат: Создана национальная промышленность, которая покрывала все расходы на государственные и военные нужны.

Судебная реформа (1719, 1722) Императором были созданы новые судебные органы (сенат, нижние суды), а старые (суд целовальников) отменены. Как результат, возникло частое злоупотребление судьями из-за рассмотрения дел в единой розыскной системе.  Финансовая реформа (1699-1725) Петр I ввел новые налоги (банная, рыбная, медовая, конская подать, налог на бороды) Монополизировал торговлю ряда продуктов (рыбьего жира, сала, соли и др.) Перевод крестьян на подушную подать Уменьшение веса монеты. Копейка становится основной монетой. Результаты реформы: Была создана единая национальная денежная система, доходы в казну были значительно увеличены. Однако это привело к обнищанию беднеющей части населения, которая страдала от непомерных налогов и податей.

Судебная реформа (1719, 1722)

Императором были созданы новые судебные органы (сенат, нижние суды), а старые (суд целовальников) отменены. Как результат, возникло частое злоупотребление судьями из-за рассмотрения дел в единой розыскной системе. 

Финансовая реформа (1699-1725)

  • Петр I ввел новые налоги (банная, рыбная, медовая, конская подать, налог на бороды)
  • Монополизировал торговлю ряда продуктов (рыбьего жира, сала, соли и др.)
  • Перевод крестьян на подушную подать
  • Уменьшение веса монеты. Копейка становится основной монетой.

Результаты реформы:

Была создана единая национальная денежная система, доходы в казну были значительно увеличены. Однако это привело к обнищанию беднеющей части населения, которая страдала от непомерных налогов и податей.

Социальные реформы (1714, 1722-1724)    Дворяне Завершение процесса формирования дворянского сословия Введение обязательной службы для дворян, при которой принцип происхождения («породы») заменен принципом выслуги Новое иерархическое деление внутри дворянского сословия (14 классов) на основании

Социальные реформы (1714, 1722-1724)

  • Дворяне
  • Завершение процесса формирования дворянского сословия
  • Введение обязательной службы для дворян, при которой принцип происхождения («породы») заменен принципом выслуги
  • Новое иерархическое деление внутри дворянского сословия (14 классов) на основании "Табели о рангах" (1722 год)
  • Учреждение майората, т. е. запрета на дробление поместий при наследовании.
  • Окончательное правовое слияние вотчин и поместий

2. Горожане (жители посадов)

  • Приведение к единообразию социальной структуры города
  • Внедрение западноевропейских социально-городских институтов в русских городах (посадах)
  • Разделение жителей города по-профессиональному признаку на цеха и гильдии
  • Управление городом через ратушу и магистраты

3. Крестьяне

  • Государственные крестьяне (сформировано новое сословие) - в эту категорию по тягловому (налоговому) принципу были объединены однодворцы Юга, черносошные крестьяне Севера, ясачные крестьяне Поволжья и Сибири
  • Помещичьи (частновладельческие) крепостные крестьяне
  • Холопы, существовавшие с периода Древней Руси, переведены в разряд в крепостных крестьян
Церковная реформа (1700-1721) Было ликвидировано управление церковными землями. Запрещен институт патриаршества. Появился новый орган, контролировавший деятельность церкви – Священный Синод (Синод занимался имуществом церкви, назначением высших должностных лиц, следил за религиозным и нравственным образованием и воспитанием . ) Все институты церкви напрямую подчинялись светскому органу власти. Результаты реформы: Все средства, которые принадлежали церкви раньше, пошли на нужды армии и государства. Кроме того, при храмах были организованы приюты. Однако был нанесен сильный удар по авторитету духовенства. На триста лет церковь утратила свое влияние на государственную власть.

Церковная реформа (1700-1721)

  • Было ликвидировано управление церковными землями.
  • Запрещен институт патриаршества.
  • Появился новый орган, контролировавший деятельность церкви – Священный Синод (Синод занимался имуществом церкви, назначением высших должностных лиц, следил за религиозным и нравственным образованием и воспитанием . )
  • Все институты церкви напрямую подчинялись светскому органу власти.

Результаты реформы:

Все средства, которые принадлежали церкви раньше, пошли на нужды армии и государства. Кроме того, при храмах были организованы приюты. Однако был нанесен сильный удар по авторитету духовенства. На триста лет церковь утратила свое влияние на государственную власть.

Культурная реформа (1700-1724)

  • В России появляется первый театр.
  • Строятся новые светские и образовательные учреждения.
  • Император «изменил» облик поданных (дворяне и государственные служащие одевались в западные одежды, брили бороды).
  • Появилось новое летоисчисление, Новый год отныне начинался не с 1 сентября, а с 1 января (по юлианскому календарю), Царь приказал встречать Новый год, устраивать фейерверки, украшать дома еловыми ветками.
  • Создавались новые типографии, газеты и журналы.
  • Указом российского императора была учреждена Академия Наук.
  • В образовательной системе также произошли существенные изменения: вместо церковных учебных дисциплин появились светские (математика, астрономия, физика), возникла система высшего профессионального образования.
  • Появление ассамблеи - собрания бояр и дворян для увеселений. На ассамблеи приглашалось избранное общество. Начинались они в 16–17 часов и продолжались до 22 часов. Хозяева предоставляли легкое угощение, напитки, столики для игры в шахматы. Гости угощались, общались, танцевали. На ассамблеях присутствовали женщины. Указами Петра I были запрещены насильственная выдача замуж и женитьба.
  • Архитектурно-планировочный план российских городов изменился. Было построено много промышленных городов и поселков. С 1710 г. активно используется при постройке кирпич. Если до петровских реформ наиболее величественными сооружениями были церкви и царские дворцы, то с начала  XVIII в. больше внимания уделяется облику гражданских строений, жилых зданий, ратушей, школ, больниц. 

1714 г. в Санкт-Петербурге был открыт первый музей - Кунсткамера

Результаты реформы:

Все эти преобразования позволили сблизить культуру России и культуру Запада, а также дало толчок к развитию науки, искусства и архитектуры. 


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 8 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Реформы управления Петра I

Автор: Мичкова Алла Ивановна

Дата: 21.12.2021

Номер свидетельства: 595652

Похожие файлы

object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(191) "Презентация для урока новых знаний по истории России на тему: "Реформы управления Петра Первого" (8 класс)"
    ["seo_title"] => string(80) "prezentatsiia_dlia_uroka_novykh_znanii_po_istorii_rossii_na_temu_reformy_upravle"
    ["file_id"] => string(6) "517864"
    ["category_seo"] => string(15) "istoriya-rossii"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1566119782"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(150) "Обобщающий урок  по теме: «Образование Российской империи. Эпоха Петра Великого». "
    ["seo_title"] => string(90) "obobshchaiushchii-urok-po-tiemie-obrazovaniie-rossiiskoi-impierii-epokha-pietra-vielikogho"
    ["file_id"] => string(6) "186872"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1426428862"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(51) "Тест по теме «Эпоха Петра I» "
    ["seo_title"] => string(31) "tiest-po-tiemie-epokha-pietra-i"
    ["file_id"] => string(6) "144345"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "testi"
    ["date"] => string(10) "1418707351"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(66) "Реформы Петра I в области управления"
    ["seo_title"] => string(40) "rieformy_pietra_i_v_oblasti_upravlieniia"
    ["file_id"] => string(6) "425611"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1503030750"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(50) ""Реформы управления Петра I""
    ["seo_title"] => string(27) "reformy_upravleniia_petra_i"
    ["file_id"] => string(6) "523538"
    ["category_seo"] => string(15) "istoriya-rossii"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1571666493"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства