kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Реформа Петра Аркадьевича Столыпина

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация по истории для 9-го класса, посвященная реформе Петра Столыпина по земельному вопросу

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Реформа Петра Аркадьевича Столыпина»

Урок по истории России  для 9 класса РЕФОРМА ПЕТРА АРКАДЬЕВИЧА СТОЛЫПИНА Учитель истории МБОУ Школа № 75 Тюнин Сергей Андреевич

Урок по истории России для 9 класса

РЕФОРМА

ПЕТРА АРКАДЬЕВИЧА СТОЛЫПИНА

Учитель истории МБОУ Школа № 75

Тюнин Сергей Андреевич

Актуализация знаний

Актуализация знаний

  • Назовите главные причины первой российской революции.
  • Был ли решен аграрный вопрос в ходе революции?
  • Какие изменения произошли в политической системе Российской империи в ходе первой российской революции?
  • Какой представительный орган появился в России в ходе первой революции?
  • Какие гражданские права получило население России?
  • Как вы понимаете слова Ленина о первой Государственной Думе: «Самый революционный и самый бессильный в мире парламент»?
  • Что послужило причиной прекращения работы I и II Думы?
Причины подъёма революционных выступлений после издания Манифеста 19 октября 1905 года

Причины подъёма революционных выступлений после издания Манифеста 19 октября 1905 года

  • В конце XIX в. средний крестьянский надел составлял до 2,6 десятины (в то время как, по подсчетам экономистов, для рентабельного ведения хозяйства было необходимо иметь минимум 10,5 десятины). Поэтому главным требованием крестьян в начале ХХ в. был раздел между ними помещичьей земли. Отказ правительства удовлетворить это требование стал главной причиной участия крестьян в революции 1905–1907 гг., выразившегося в массовых крестьянских волнениях.
Тема урока:     АГРАРНАЯ РЕФОРМА  ПЕТРА АРКАДЬЕВИЧА СТОЛЫПИНА

Тема урока: АГРАРНАЯ РЕФОРМА ПЕТРА АРКАДЬЕВИЧА СТОЛЫПИНА

Эпиграф урока     Народы забывают иногда о своих национальных задачах, но такие народы гибнут; они превращаются в назем, в удобрение, на котором вырастают и крепнут другие более сильные народы.  П. А. Столыпин

Эпиграф урока

Народы забывают иногда о своих национальных задачах, но такие народы гибнут; они превращаются в назем, в удобрение, на котором вырастают и крепнут другие более сильные народы.

П. А. Столыпин

План урока

План урока

  • 1. Третьеиюньская монархия 1907 г.
  • 2. Аграрная реформа: ее цели, суть, направления.
  • 3. Методы проведения реформы.
  • 4. Сопротивление реформе.
  • 5. Результаты аграрной реформы П.А. Столыпина.

Третьеиюньская монархия

  • 23 апреля 1906г. – назначение на пост министра внутренних дел П.А. Столыпина. 7 июля 1906г. – председатель Совета министров.
  • 3 июня 1907г. – издание манифеста о роспуске II Думы.
  • П. А. Столыпин определял новый политический курс, который собирался проводить словами «порядок и реформы».

Отношение Столыпина к Думе.

Считал, что Дума полезна для поддержания порядка в стране, но она должна стать «послушной», управляемой со стороны власти. Для этого и был принят новый избирательный закон.

  • Положение о выборах, принятое 3 июня 1907 г. изменило процедуру голосования.

Городская курия была разделена на два разряда, четко отделявших крупных предпринимателей и купцов от основной массы городского населения. Теперь 1 голос помещика приравнивался к 4 голосам крупной буржуазии, 68 голосам городской мелкой буржуазии, 260 голосам крестьян и 543 голосам рабочих.

По сравнению со старым избирательным законом соотношение между представительством помещиков и крупных буржуа изменилось не очень значительно (раньше было 1:3). Зато по сравнению с крестьянством и рабочими помещики и буржуа выбирали во много раз больше депутатов, чем раньше.

Задание: На основании высказываний П.А. Столыпина определить цели реформы. Документ 1

Задание: На основании высказываний П.А. Столыпина определить цели реформы.

Документ 1

  • «Дикая, полуголодная деревня, не привыкшая уважать ни свою, ни чужую собственность, не боявшаяся, действуя миром, никакой ответственности, всегда будет представлять горючий материал, готовый вспыхнуть по каждому поводу.»
Документ 2

Документ 2

  • «Не в крупном землевладении сила России. Большие имения отжили свой век. Их, как бездоходные, сами владельцы начали продавать Крестьянскому банку. Опора России не в них, а в царе». Единоличное хозяйство мелких земельных собственников - «основная ячейка государства, являющаяся противником всяких разрушительных теорий.»
  • Закон должен быть ориентирован на «разумных и сильных, а не слабых и пьяных. Нельзя ставить преграды обогащению сильного — для того чтобы слабые разделили с ним его нищету».
Документ 3

Документ 3

  • «Главное богатство и мощь государства не в казне и казенном имуществе, а в богатеющем и крепком населении».
  • «Необходимо поднять нашу обнищавшую... слабую, истощенную землю, так как земля — это залог нашей силы в будущем, земля — это Россия».
Документ 4

Документ 4

  • «Государственная власть не может признавать права собственности на земли за одними и в то же время отнимать это право у других».
  • «Никто не будет прилагать свой труд к земле, зная, что плоды его трудов могут быть через несколько лет отчуждены».
  • «В настоящее время государство у нас хворает. Самою больною, слабой частью, которая хиреет, является крестьянство. Ему надо помочь... Цель у правительства вполне определенная: правительство желает поднять крестьянское землевладение, оно желает видеть крестьянина богатым, достаточным, так как где достаток, там, конечно, и просвещение, там и настоящая свобода... дать ему возможность укрепить за собой плоды трудов своих и предоставить их в неотъемлемую собственность».
ЦЕЛИ АГРАРНОЙ РЕФОРМЫ  П. А. СТОЛЫПИНА

ЦЕЛИ АГРАРНОЙ РЕФОРМЫ П. А. СТОЛЫПИНА

  • Снятие социальной напряженности на селе. Отвлечение крестьян от идеи принудительного отчуждения помещичьих земель
  • Создание социальной и экономической опоры монархии в лице зажиточных крестьян - широкого слоя мелких собственников
  • Продолжение модернизации России
  • Сохранение всех форм частной собственности (включая помещичью)
Направления АГРАРНОЙ РЕФОРМЫ  П. А. СТОЛЫПИНА  Разрушение крестьянской общины.  Создание хуторов и отрубов (ликвидация «черезполосицы»).  Переселенческая политика.  Развитие крестьянской  производственной кооперации.  Оказание государственной помощи крестьянским хозяйствам (создание Крестьянского банка).  Обеспечение юридического  равноправия крестьянства.

Направления АГРАРНОЙ РЕФОРМЫ П. А. СТОЛЫПИНА

  • Разрушение крестьянской общины.
  • Создание хуторов и отрубов (ликвидация «черезполосицы»).
  • Переселенческая политика.
  • Развитие крестьянской

производственной кооперации.

  • Оказание государственной помощи крестьянским хозяйствам (создание Крестьянского банка).
  • Обеспечение юридического

равноправия крестьянства.

Схема. Основные мероприятия аграрной реформы П.А. Столыпина.  9 ноября 1906 года – начало аграрной реформы Столыпина.

Схема. Основные мероприятия аграрной реформы П.А. Столыпина. 9 ноября 1906 года – начало аграрной реформы Столыпина.

Термины

Термины

  • Отруб — объединение всех наделов в один равноценный им участок.
  • Перенесение на этот участок двора с жилыми и хозяйственными постройками превращало его в хутор.
  • Кооперация — (от лат. cooperatio - сотрудничество), первоначально добровольное товарищество, содействующее своим членам в ведении хозяйства, промысла, мелкого производства, осуществляющее посреднические функции (сбыт продукции, ее транспортировка и т. д.).
  • «Столыпинские» вагоны — специальные вагоны, предназначенные для переезда крестьян на новое место проживания (из расчета «40 человек = 8 лошадей»).
Сопротивление реформе. В проведении реформы Столыпин столкнулся с мощным сопротивлением почти всех общественных сил.

Сопротивление реформе.

В проведении реформы Столыпин столкнулся с мощным сопротивлением почти всех общественных сил.

  • Левые партии увидели в его действиях опасную для них попытку утвердить в русской деревне частнособственнические отношения и тем самым предотвратить новую революцию (В. И. Ленин назвал реформу «последним клапаном»).
  • Многим кадетам были чужды идеи Столыпина о крепком государстве, опирающемся на богатых крестьян.
  • Крайне правые обрушились на премьера за попытку вырастить в деревне «чумазое дворянство» — в нем они углядели конкурента настоящему дворянству.
  • Царь тоже стал тяготиться деятельным премьером. Способность Столыпина находить общий язык с III Думой вызывала политическую ревность царской четы, что стало одной из причин быстрого их охлаждения к Столыпину.
Но, самое главное, реформа встретила сопротивление значительной части крестьян.

Но, самое главное, реформа встретила сопротивление значительной части крестьян.

  • Выход из общины означал разрыв привычных, давно сложившихся связей. Крестьяне боялись остаться без помощи в случае неурожая или другого несчастья. Нередко выход сопровождался опасением мести общинников. И страх этот был оправдан: так, только в 1909—1910 гг. полиция зарегистрировала около 11 тыс. случаев поджога хуторов. В некоторых местностях мешали создавать отруба вполне практические соображения: получишь единый участок на возвышенности — жди неурожай в засушливое лето, в низине — в дождливое.
  • Власти нередко проводили реформу формально, как очередную кампанию. Многие чиновники насильно насаждали хутора, думая лишь о том, как отчитаться перед начальством. Переселения сопровождались неразберихой.

Таблица. Результаты аграрной политики

Создание новых форм землевладения и землепользования

Положительные результаты

Переселение крестьян

Отрицательные результаты

Начало создания фермерских хозяйств (к 1915 г.- 10 % всех крестьянских хозяйств). Рост производительности сельскохозяйст-венного труда (к 1915 г. валовый сбор зерна вырос в 1,7 раза), совершенство-вание агротехники (использование машин, удобрений). Рост экспорта хлеба.

Положительные результаты

Община не была разрушена. Из неё вышло 25% крестьянских хозяйств, в основном зажиточные и беднейшие. Возросло имущественное расслоение крестьян, ускорилась пролетариза-ция деревни. Крестьянство в целом отрицательно относилось к частным собственникам (поджоги, потравы). К противоречию между крестьянством в целом и помещиками добавилось противоречие между зажиточными и беднейшими крестьянами.

Отрицательные результаты

За Урал переселилось более 3 млн. крестьян. Освоено 30 млн. десятин целинных земель. Развивались кооперативные формы хозяйствования.

Проблема малоземелья не было решена.

От 0,5 до 1 млн. крестьян вернулись назад. В местах переселения возникали конфликты с местным населением.

Результаты реформы:   Столыпин рассчитывал на длительные преобразования. «Дайте государству 20 лет покоя... и вы не узнаете нынешнюю Россию», — говорил он. Но история не дала ему такого срока. В сентябре 1911 г. в Киеве Столыпин был убит анархистом Богровым.

Результаты реформы:

Столыпин рассчитывал на длительные преобразования. «Дайте государству 20 лет покоя... и вы не узнаете нынешнюю Россию», — говорил он. Но история не дала ему такого срока. В сентябре 1911 г. в Киеве Столыпин был убит анархистом Богровым.

  • В. Н. Коковцев продолжил проведение реформы, но без прежней энергии. С началом Первой мировой войны вообще стало не до преобразований, так что всего реформа продолжалась около 8 лет.
  • В политическом плане реформа провалилась. Она не сняла социальной напряженности ни в деревне, ни в обществе в целом. Для успеха реформы важной была готовность общества. Но правящая верхушка противилась нововведениям, интеллигенция и предприниматели считали их недостаточными.
За время проведения реформы из общины вышли около четверти крестьян, что можно признать хорошим результатом. Анализ географии выходов показывает, что община разрушалась на окраинах, но сохранилась в центральных районах страны. Львиная доля вышедших из общины — деревенские бедняки. Они тут же продавали свой отруб и переселялись в город, где зачастую пополняли ряды городской бедноты. Относительно немного было тех, кто решился самостоятельно хозяйствовать на земле: примерно 1/6 часть вышедших создала хуторские хозяйства. Хозяйствовать новым фермерам было трудно: на банковских хуторах и отрубах им приходилось существенную часть дохода отдавать банку, на надельных же землях хутора и отруба получались слишком малых размеров. Более 5 млн. крестьян оставили свою малую родину и отправились на поиск лучшей доли за Урал. Не все смогли закрепиться на новых местах, сотни тысяч переселенцев вернулись назад. Тем не менее освоение окраин России ускорилось.
  • За время проведения реформы из общины вышли около четверти крестьян, что можно признать хорошим результатом. Анализ географии выходов показывает, что община разрушалась на окраинах, но сохранилась в центральных районах страны. Львиная доля вышедших из общины — деревенские бедняки. Они тут же продавали свой отруб и переселялись в город, где зачастую пополняли ряды городской бедноты.
  • Относительно немного было тех, кто решился самостоятельно хозяйствовать на земле: примерно 1/6 часть вышедших создала хуторские хозяйства. Хозяйствовать новым фермерам было трудно: на банковских хуторах и отрубах им приходилось существенную часть дохода отдавать банку, на надельных же землях хутора и отруба получались слишком малых размеров.
  • Более 5 млн. крестьян оставили свою малую родину и отправились на поиск лучшей доли за Урал. Не все смогли закрепиться на новых местах, сотни тысяч переселенцев вернулись назад. Тем не менее освоение окраин России ускорилось.
Итог урока «Главная трудность проведения столыпинской аграрной реформы коренилась не столько в технически-землемерных проблемах, сколько в коллективистской психологии крестьянства. Большинство крестьян не умели действовать единолично, по-фермерски и боялись лишиться помощи общины в борьбе за выживание.  И вот когда Столыпин предложил крестьянам журавля в небе – хутора и отруба, даже специальный Крестьянский банк открыл,– русский крестьянин всё-таки предпочёл синицу в руках – остался в общине.  Увы, и сегодня не очень-то идут из колхозов и совхозов в фермеры, на арендный подряд»  В.Г. Сироткин – современный историк

Итог урока

  • «Главная трудность проведения столыпинской аграрной реформы коренилась не столько в технически-землемерных проблемах, сколько в коллективистской психологии крестьянства. Большинство крестьян не умели действовать единолично, по-фермерски и боялись лишиться помощи общины в борьбе за выживание.

И вот когда Столыпин предложил крестьянам журавля в небе – хутора и отруба, даже специальный Крестьянский банк открыл,– русский крестьянин всё-таки предпочёл синицу в руках – остался в общине.

Увы, и сегодня не очень-то идут из колхозов и совхозов в фермеры, на арендный подряд»

В.Г. Сироткин – современный историк

Домашнее задание:    §§ 32-34. Подготовиться к контрольной работе по теме: «Первая российская революция 1905-1907 гг.  Реформы П.А. Столыпина»

Домашнее задание: §§ 32-34. Подготовиться к контрольной работе по теме: «Первая российская революция 1905-1907 гг. Реформы П.А. Столыпина»


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 9 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Реформа Петра Аркадьевича Столыпина

Автор: Тюнин Сергей Андреевич

Дата: 20.01.2020

Номер свидетельства: 536633

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(85) "Аграрная реформа Петра Аркадьевича Столыпина "
    ["seo_title"] => string(50) "aghrarnaia-rieforma-pietra-arkad-ievicha-stolypina"
    ["file_id"] => string(6) "233691"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1443194920"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(115) "Методическая разработка урока:"Аграрная реформа П.А.Столыпина""
    ["seo_title"] => string(60) "mietodichieskaiarazrabotkaurokaaghrarnaiarieformapastolypina"
    ["file_id"] => string(6) "267278"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1450347943"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(99) "Презентация на тему "Экономические реформы Столыпина""
    ["seo_title"] => string(55) "priezientatsiianatiemuekonomichieskiierieformystolypina"
    ["file_id"] => string(6) "264994"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1449823220"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(99) "Презентация на тему "Экономические реформы Столыпина""
    ["seo_title"] => string(56) "priezientatsiianatiemuekonomichieskiierieformystolypina1"
    ["file_id"] => string(6) "264995"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1449823227"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(129) "Презентация на тему "Экономические реформы Столыпина  и их реализация""
    ["seo_title"] => string(72) "priezientatsiianatiemuekonomichieskiierieformystolypinaiikhriealizatsiia"
    ["file_id"] => string(6) "264996"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1449823336"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства