Просмотр содержимого документа
«Презентация для урока истории "Феофан Грек"»
Сведения о Феофане Греке сохранились в письме его современника, древнерусского писателя Епифания Премудрого, к игумену Кириллу. Наиболее вероятной датой рождения Феофана Грека считаются 30-е гг. XIV столетия. На Русь он приезжает в возрасте 35-40 лет.
Брусилов С. Иконописец
Халкидон сегодня
К этому времени Феофаном было расписано уже несколько десятков каменных церквей в Константинополе, Халкидоне и Галате.
Феодосия - один из древнейших городов мира
Из Византии мастер перебрался в Кафу (Феодосия), а оттуда – в Новгород Великий.
Феодосия. Церковь Иоанна Богослова (XIVвек) построена в традиционной для армянских церквей форме. В этом храме сохранились фрески предположительно Феофана Грека.
Первая работа, выполненная Феофаном Греком на Руси в 1378 г., – фрески одного из замечательных храмов Новгорода Великого – церкви Спаса Преображения на Ильине улице в Новгороде.
Фрески сохранились частично.
В куполе изображен Пантократор (Христос-судия), окруженный четырьмя серафимами.
В простенках — фигуры праотцев: Адама, Авеля, Ноя, Мельхиседека, Еноха, пророка Илии и Иоанна Предтечи.
Адам
Авель
Сиф
Праведники Ной и Мельхиседек
Пророк Енох
Илья Пророк
В небольшом приделе, посвященном Святой Троице (маленьком помещении на хорах, предназначенном для индивидуальной молитвы), сравнительно хорошо сохранились росписи храма: Троица, столпники и пустынники.
Можно сказать, что образы столпников и пустынников Троицкого придела представляют собой как бы различные ступени обожения, различные ступени той лествицы, о которой писал св. Иоанн Лествичник, игумен Синайского монастыря.
И на высшей ступени Феофан изображает св. Макария Египетского, подвижника IV века, стоявшего у истоков монашества, с именем которого связывают и начало исихастской традиции.
Макарий Великий
Каждому из святых Феофан Грек дает глубоко индивидуальную, сложную психологическую характеристику. Манера письма – резкая, стремительная, темпераментная.
Столпник Даниил
Цветовая гамма, как правило, лаконична, сдержанна, но цвет — насыщенный, весомый, а ломкие острые линии, сложный ритм композиционного построения еще более усиливают общую экспрессивность образов, в которых заложен глубокий философский смысл.
Живопись Феофана – это своеобразная и весьма яркая проповедь исихастского пути, призыв следовать ему.
Неизвестный святитель из сцены «Служба святых отцов» в камере на хорах
«Он же, казалось, руками пишет роспись, а сам беспрестанно ходит, беседует с приходящими и умом обдумывает высокое и мудрое, чувственными же очами разумными разумную видит доброту", – пишет Епифаний Премудрый.
Святитель Анфим Никомидийский
Иоанн Лествичник
Св. мученик Акакий Византийский
Арсений Великий
Апостол Андрей
В 1392 г. Феофан Грек работает уже в Москве. С 1395 по 1405 год мастер расписал три кремлевских храма: церковь Рождества Богородицы (1395), Архангельский (1399) и Благовещенский (1405) соборы.
Кроме того, выполнил некоторые светские заказы: фрески терема великого князя Василия Дмитриевича и дворца князя Владимира Андреевича Храброго (двоюродного брата Дмитрия Донского).
Из всех этих работ сохранился лишь иконостас Благовещенского собора в Кремле, который создавался в содружестве с Андреем Рублевым и Прохором с Городца.
Иконостас Благовещенского собора Московского Кремля
Иконостас Благовещенского собора Московского Кремля
В центре изображен грозный Судия – Спас, восседающий на троне;
Спас в силах
Спас в силах
Иоанн Предтеча
с обеих сторон к Нему подходят святые, которые молят Христа за грешное человечество.
Остроэкспрессивная манера, характерная для новгородских росписей Феофана Грека, в иконах Благовещенского собора уступила место более сдержанной трактовке образов, насыщенных огромной внутренней одухотворённостью.
Святитель Иоанн Златоуст
Святитель Василий Великий
Апостол Петр
Больше тепла в образе Богоматери,
мягкости – в архангеле Гаврииле,
спокойствия – в мудром апостоле Павле.
Архангел Михаил
Кисти Феофана приписывают также иконы «Богоматерь Донская» и «Преображение», по приемам изображения близко стоящие к византийским традициям феофановского искусства.
Донская икона Богоматери
Преображение Господне
Успение Богоматери
Успение Богоматери
Будучи, по словам Епифания, «книги изографом опытным», Феофан участвовал и в оформлении рукописных книг. Считается, что им были сделаны миниатюры к Евангелию Кошки.
Заглавный лист Евангелия Кошки
Где художник провел последние годы жизни – неизвестно. Умер он, вероятно, между 1405 и 1415 годами, т. к. из письма Епифания Премудрого становится известным, что в 1415 г. великого живописца уже не было в живых.
Феофан Грек и Андрей Рублев пишут иконы для иконостаса Благовещенского собора.
Кислова Дарья. 10 лет
Византийский мастер нашел на Руси вторую родину. Его вдохновенное искусство было созвучно мироощущению русских людей и оказало плодотворное влияние как на современников Феофана, так и на последующие поколения русских художников.