Смутное время или Смута — период в истории России с 1598 по 1613 годы, ознаменованный стихийными бедствиями, польско-шведской интервенцией, тяжелейшим государственно-политическим и социально-экономическим кризисом.
Данная работа представляет собой обобщающий урок по теме "Смутное время" в виде презентации.
Цель: через усвоение обучающимися основных событий Смутного времени подвести их к осознанию важности жить единой нацией в своём государстве.
Задачи:
- создать условия для понимания и усвоения обучающимися основных событий Смутного времени;
- продолжить формирование умений устанавливать причинно – следственные связи между событиями, анализировать исторические источники, давать сравнительную характеристику историческим личностям;
- воспитание гражданской ответственности за судьбу страны.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Презентация "Смутное время" »
Тема урока: Смутное время.
Цель: через усвоение основных событий Смутного времени подойти к осознанию важности жить единой нацией в своём государстве.
В ноябре 2004г. Госдума установила новый праздник 4 ноября – День народного единства.
Что это за праздник?
Условная дата освобождения Москвы от польских интервентов и окончания Смутного времени.
Интерес к этому периоду истории никогда не угасал. Смута находит отражение в литературе, музыке, кинофильмах и даже в государственных праздниках, не утихают дискуссии историков, как выдумаете почему?
Задание №1. Из предложенных слов составьте определение понятия и назовите его.
Период, кризис, стихийный, интервенция, тяжелейший, социально-экономический, в, государственно-политический, история, с, Россия, ознаменованный, 1598 по 1613 годы, бедствия, польско-шведская.
Ответ:
Смутное время или Смута — период в истории России с 1598 по 1613годы , ознаменованный стихийными бедствиями , польско-шведскойинтервенцией , тяжелейшим
государственно-политическим и социально-экономическим кризисом.
Задание №2:
Существуют различные исторические подходы к определение Смуты. Ребята, можно ли подобрать синонимы к этому понятия?
А можно сказать, что в период Смуты Россия находилась на грани национальной катастрофы?
Ответ:
(Гражданская война, католическая интрига, конфликт между народом и властью, интервенция ).
(Да и её удалось избежать.)
Проблема:Я предлагаю выяснить, как России удалось избежать национальной катастрофы? - Как вы понимаете понятие национальная катастрофа? - Действительно ли это могло случиться? - Для подтверждения данного подтверждения обратимся к историческому документу.
Задание №3:
По свидетельству современника событий Авраамия Палицына « Гибли отечество и церковь: храмы истинного Бога разорялись… скот и псы жили в алтарях; …пили из потиров, … на иконах играли в кости. Видя сию неслыханную злобу , ляхи содрогались и говорили: что же будет с нами от россиян; когда они и друг друга губят с такой лютостию?» Какой вывод можно сделать из прочитанного?
Ответ:
люди перестали ценить не только жизни , но и теряли духовную основу - веру православную, которая являлась стержнем культуры русского народа, злоба и ненависть заполнили души людей.
Что ещё подтверждало угрозу национальной катастрофы?
1. Слабость власти
2. Гражданская война ( в общем кружении голов все хотели быть выше своего звания: рабы господами, чернь дворянством, дворяне вельможами. Авраамий Палицын ).
3. Интервенция.(Какие страны приняли участие в интервенции? Можете ли вы показать на карте направление движения польских и шведских войск?)
Обобщить всё сказанное можно словами известного историка .
Н.М. Карамзин в « Истории государства Российского» так описывал состояние России: «Но кто мог узнать…Россию… Казалось, что россияне уже не имели отечества, ни души, ни Веры!»
Задание №4: выясним что же привело страну на грань национальной катастрофы. Таблица « Причины Смуты.»( 1ряд-политические; 2 ряд- экономические; 3ряд- нравственные)
Политические
Экономические
Нравственные
- ? - - -
- ?
-
-
-
- ? - - -
- ?
-
-
-
- ? - - -
- ?
-
-
-
Вывести страну из этого кризиса пытались разные правители, но у них не получилось, выясним почему? С помощью сравнительной таблицы (прочитайте краткие характеристики государственных деятелей Смутного времени, определите о ком идёт речь).
Задание №5. Сравнительная таблица
2 ряд
3 ряд
1 ряд
Вопросы для сравнения
Современники признавали за ним: милосердие, нищелюбие, ум. Ходили слухи о его причастности к гибели царевича Дмитрия.
1.Дата правления
Имя___________
Мелкий дворянин из Галича, ставший после скитаний монахом Чудова монастыря, Гришка Отрепьев, выдавал себя за
2.На какие слои общества опирался
Имя_________
Едва ли заслуживал добрых слов. Способен солгать под присягой. Он легко менял свои убеждения ради корыстных целей
3.Почему не удалось укрепить власть
Имя_______________
4.*Предложи свой
вопрос
Задание №5. Сравнительная таблица
Вопросы для сравнения
Современники признавали за ним: милосердие, нищелюбие, ум. Ходили слухи о его причастности к гибели царевича Дмитрия.
1.Дата правления
Имя___________
Мелкий дворянин из Галича, ставший после скитаний монахом Чудова монастыря, Гришка Отрепьев, выдавал себя за
1598-1605
2.На какие слои общества опирался
Едва ли заслуживал добрых слов. Способен солгать под присягой. Он легко менял свои убеждения ради корыстных целей
Имя_________
3.Почему не удалось укрепить власть
бояре, дворяне
1605-1606
Имя_______________
дворяне, казаки, поляки, холопы
1606-1610
Не природный царь, обвинения в убийстве царевича, подозрительность и преследование бояр.
4.*Предложи свой
бояре
Не соблюдал православные обычаи, продолжил крепостническую политику.
вопрос
Какой вклад внёс в развитие страны?
Не оправдал надежд боярских, приносил ложные клятвы, началась интервенция.
Почему знатное боярство было недовольно поведением нового правителя?
Чем закончилась судьба данного правителя?
Задание №6: какую роль сыграл этот герой в истории Смутного времени? Назовите его имя и подвиг.
Героический подвиг совершил костромской крестьянин Иван Сусанин. Он завёл польский отряд в непроходимые болота. Сам Сусанин погиб, но и поляки не смогли выбраться и выполнить важное задание короля – погубить вероятного кандидата на русский престол Михаила Романова.
Кто изображён на данной картине и какую роль сыграли в истории Смутного времени? Чей памятник, работы архитектора Мартоса, установлен на Красной площади?
Кузьма Минин - русский национальный герой, организатор и один из руководителей Земского ополчения1611 — 1612 в период борьбы русского народа против польской и шведской интервенций . Дмитрий Пожарский- русский национальный герой, военный и политический деятель , глава Второго народного ополчения , освободившего Москву от польско-литовских оккупантов .
Задание №7:Фильм «Земский собор 1613г».Ответить на вопрос: Почему именно остановились на кандидатуре Михаила Романова при избирании нового царя? Избрание нового царя - Михаила Романова, называют окончанием Смуты.
Благодаря патриотическому подъёму всего российского народа (в ополчении были и башкирские и татарские народы) народ осознал, насколько важно, научиться жить единой нацией в собственном государстве. По этому поводу А.С. Пушкин в своём произведении «Борис Годунов» сказал:
Но, знаешь ли, чем мы сильны, Басманов?
Не войском, нет, не польскою помогой
А мнением: да! Мнением народным.
Ребята, а почему сейчас тема народного единства , приобретает важное значение?
Спасение страны было главным итогом Смуты, но не единственным, какие ещё итоги можно назвать?
Задание №8: запишите наиболее важный итог Смутного времени.
• Рост национального самосознания. • Упадок хозяйства.
• Новая династия. • Потеря территории.
• Укрепление царской власти.
• Убыль населения
• Сохранения единства страны.
• Усиление роли Земских соборов
Вывод: после смутных событий все усилия российского народа были направлены на восстановление могущества державы.
Ребята, посчитайте заработанные баллы и предположите какой оценке соответствуют ваши знания по теме.
Домашнее задание: подготовить мини – проекты в форме презентаций на тему: «Смутное время в искусстве».