kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Презентация "Общественная жизнь СССР в середине 60-х — середине 80-х гг."

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация предназначена для урока истории в 9 классе по УМК Данилова по теме "Общественная жизнь СССР в середине 60-х-середине 80-х гг."

План урока:

1. Концепция "развитого социализма"

2. Обострение идеологической борьбы

3. Противоречия в развитии художественной культуры

    а) производственная тематика

    б) госзаказ

    в) цензура

    г) железный занавес

    д) страну покинули

    е) деревенская проза

    ж) "магнитофонная революция"

4. Ростки антисистемы

Все это свидетельствовало об углублении противоречий между властью и обществом

Домашнее задание п. 45, задание 2 письменно

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Презентация "Общественная жизнь СССР в середине 60-х — середине 80-х гг." »

Общественная жизнь СССР в середине 60-х — середине 80-х гг.

Общественная жизнь СССР в середине 60-х — середине 80-х гг.

Концепция «развитого социализма»

Концепция «развитого социализма»

  • Смена курса в октябре 1964 г. должна была неизбежно повлечь за собой и новое идеологическое обоснование. Первоначально свертывание демократических начинаний Хрущева объяснялось необходимостью борьбы с его субъективизмом и волюнтаризмом.
  • Однако весьма скоро потребовалось более обстоятельное обоснование консервативного внутриполитического курса. Таковым стали концепция «развитого социализма» и теория перманентного обострения идеологической борьбы социалистической и капиталистической систем по мере продвижения к коммунизму.
В выступлении Брежнева на праздновании 50-летия Октябрьской революции (1967) впервые прозвучал вывод о построении в СССР «развитого социалистического общества», оформившийся со временем в новую целостную идеологическую концепцию «развитого социализма». Авторы концепции высказывали идеи полной, хотя и относительной однородности советского общества, окончательного решения национального вопроса, отсутствия внутри общества каких-либо реальных противоречий. Не подрывая веры в коммунизм, эта концепция переводила задачу его построения из конкретно-исторической плоскости (как этого требовала программа КПСС) в теоретическую, отодвигая ее реализацию на долгие времена. Причем, чем сложнее становилась ситуация в экономике и социальной сфере, тем громче звучали рапорты о трудовых успехах и достижениях. Неудивительно, что позже концепция «развитого социализма» была названа «идеологией застоя».

В выступлении Брежнева на праздновании 50-летия Октябрьской революции (1967) впервые прозвучал вывод о построении в СССР «развитого социалистического общества», оформившийся со временем в новую целостную идеологическую концепцию «развитого социализма». Авторы концепции высказывали идеи полной, хотя и относительной однородности советского общества, окончательного решения национального вопроса, отсутствия внутри общества каких-либо реальных противоречий. Не подрывая веры в коммунизм, эта концепция переводила задачу его построения из конкретно-исторической плоскости (как этого требовала программа КПСС) в теоретическую, отодвигая ее реализацию на долгие времена. Причем, чем сложнее становилась ситуация в экономике и социальной сфере, тем громче звучали рапорты о трудовых успехах и достижениях. Неудивительно, что позже концепция «развитого социализма» была названа «идеологией застоя».

Тезис об обострении идеологической борьбы  вытекал, по существу, из сталинского положения об обострении классовой борьбы по мере продвижения к социализму, которым обосновывалась в 30-е гг. необходимость массовых репрессий. Теперь же обновленный тезис должен был объяснить общественности преследование инакомыслящих как борьбу с «агентами влияния» Запада, оправдать ограничения в духовной жизни. Эти идеологические новации были отражены и в Конституции 1977 г.

Тезис об обострении идеологической борьбы вытекал, по существу, из сталинского положения об обострении классовой борьбы по мере продвижения к социализму, которым обосновывалась в 30-е гг. необходимость массовых репрессий. Теперь же обновленный тезис должен был объяснить общественности преследование инакомыслящих как борьбу с «агентами влияния» Запада, оправдать ограничения в духовной жизни. Эти идеологические новации были отражены и в Конституции 1977 г.

Противоречия в развитии художественной культуры   Первоначально брежневское руководство заявило о продолжении в области художественной культуры линии «золотой середины», выработанной еще при Хрущеве. Это означало отказ от двух крайностей — очернительства, с одной стороны, и лакировки действительности — с другой. Эта позиция прозвучала и в Отчетном докладе XXIII съезду КПСС (1966). Однако в выступлениях на том же съезде руководителей региональных партийных организаций прозвучало требование «давать решительный отпор вылазкам фальсификаторов истории» (под ними понимались критики сталинизма). Обвинив руководство партии в «недостаточной партийной требовательности к отбору и публикации произведений литературы, искусства и кино», они призвали не печатать тех произведений, которые «искажают нашу действительность, проповедуют пессимизм, скептицизм и упадничество, тенденциозно искажают отдельные этапы жизни советского общества». В качестве примера была названа повесть А. Солженицына «Один день Ивана Денисовича».

Противоречия в развитии художественной культуры

Первоначально брежневское руководство заявило о продолжении в области художественной культуры линии «золотой середины», выработанной еще при Хрущеве. Это означало отказ от двух крайностей — очернительства, с одной стороны, и лакировки действительности — с другой. Эта позиция прозвучала и в Отчетном докладе XXIII съезду КПСС (1966). Однако в выступлениях на том же съезде руководителей региональных партийных организаций прозвучало требование «давать решительный отпор вылазкам фальсификаторов истории» (под ними понимались критики сталинизма). Обвинив руководство партии в «недостаточной партийной требовательности к отбору и публикации произведений литературы, искусства и кино», они призвали не печатать тех произведений, которые «искажают нашу действительность, проповедуют пессимизм, скептицизм и упадничество, тенденциозно искажают отдельные этапы жизни советского общества». В качестве примера была названа повесть А. Солженицына «Один день Ивана Денисовича».

По указанию отдела пропаганды ЦК КПСС начала расцветать производственная тематика. В произведениях, посвященных этим проблемам, все завершалось благополучно после вмешательства партийных руководителей, а недостатки списывались на происки врагов или издержки воспитания. «Большая семья»

По указанию отдела пропаганды ЦК КПСС начала расцветать производственная тематика. В произведениях, посвященных этим проблемам, все завершалось благополучно после вмешательства партийных руководителей, а недостатки списывались на происки врагов или издержки воспитания.

«Большая семья»

С середины 70-х гг. стала активно внедряться практика госзаказов на постановку фильмов, написание сценариев, романов и пьес. В партийных инстанциях заранее определялись не только их количество и тематика (приоритет принадлежал историко-революционным, военно-патриотическим и производственным проблемам), но и исполнители тех или иных ролей. Такой подход очень скоро привел к застою и в художественной культуре.

С середины 70-х гг. стала активно внедряться практика госзаказов на постановку фильмов, написание сценариев, романов и пьес. В партийных инстанциях заранее определялись не только их количество и тематика (приоритет принадлежал историко-революционным, военно-патриотическим и производственным проблемам), но и исполнители тех или иных ролей. Такой подход очень скоро привел к застою и в художественной культуре.

Во второй половине 60-х гг. значительно усилился идеологический контроль за средствами массовой информации, учреждениями культуры. Значительно возросла и роль цензурного пресса. Все чаще запрещались публикации художественных и публицистических произведений, выход на экраны уже готовых кинофильмов, исполнение тех или иных музыкальных произведений, организация художественных выставок. Театральные постановки (даже классического репертуара) выпускались лишь с одобрения специальных комиссий. «Проверка на дорогах» Режиссер: Алексей Герман   В ролях: Олег Борисов , Ролан Быков , Владимир Заманский 1971- 1985  «Комиссар» 1967 -1988  Автор сценария и режиссер – А.Аскольдов  Композитор –  А.Шнитке  В ролях: Н.Мордюкова, Р.Быков Драма по рассказу Василия Гроссмана

Во второй половине 60-х гг. значительно усилился идеологический контроль за средствами массовой информации, учреждениями культуры. Значительно возросла и роль цензурного пресса. Все чаще запрещались публикации художественных и публицистических произведений, выход на экраны уже готовых кинофильмов, исполнение тех или иных музыкальных произведений, организация художественных выставок. Театральные постановки (даже классического репертуара) выпускались лишь с одобрения специальных комиссий.

«Проверка на дорогах»

Режиссер: Алексей Герман В ролях: Олег Борисов , Ролан Быков ,

Владимир Заманский

1971- 1985

«Комиссар» 1967 -1988 Автор сценария и режиссер – А.Аскольдов Композитор –  А.Шнитке В ролях: Н.Мордюкова, Р.Быков

Драма по рассказу Василия Гроссмана

Железный занавес вновь опустился, лишив советских людей возможности читать книги и смотреть фильмы некоторых зарубежных авторов. Это порой объяснялось даже не содержанием самих работ, а политической оценкой их авторов, которые негативно высказывались о тех или иных действиях советского руководства.

Железный занавес вновь опустился, лишив советских людей возможности читать книги и смотреть фильмы некоторых зарубежных авторов. Это порой объяснялось даже не содержанием самих работ, а политической оценкой их авторов, которые негативно высказывались о тех или иных действиях советского руководства.

Солженицын Александр Исаевич Архипелаг ГУЛАГ

Солженицын Александр Исаевич

Архипелаг ГУЛАГ" представляет собой попытку

собрать воедино все, что известно о системе

тюрем и лагерей, созданной после прихода

к власти большевиков в 1917 году. Могло ли это

понравиться властям, даже если учесть, что

основной "пользователь« этих лагерей, товарищ

Сталин, уже давно почил с миром.

Сразу же после публикации на Солженицына

набросилась, навалилась советская пресса. На

Западе же интерес как к личности Солженицына ,

так и к его произведениям вспыхнул с новой силой.

В январе 1974 года кампания по травле

Солженицына в советской прессе достигла

неслыханного накала. 13 февраля его арестовали

и заключили в Лефортовскую тюрьму.

Солженицына лишили советского гражданства

и специальным самолетом доставили в

Западную Германию.

  • В 1979г. В.Аксенов стал одним из организаторов и авторов бесцензурного литературного альманаха "Метрополь". В том же году он вышел из Союза писателей СССР. В июле 1980г. временно выехал в США, где узнал о том, что его с женой лишили советского гражданства. В.Аксенов поселился в Вашингтоне, стал преподавателем университета. В США В.Аксенов написал по-английски роман "Желток яйца" (1989г.), который впоследствии перевел на русский язык.
  • Впервые после эмиграции В.Аксенов посетил СССР в 1989г. В 1990г. ему было возвращено советское гражданство. В.Аксенов также написал романы "Ожог" (1975г.), "Остров Крым" (1979г.), "В поисках грустного бэби" (1987г.), "Московская сага" (1994г.), "Вольтерьянцы и вольтерьянки" (2004г., премия "Русский Букер") "Москва Ква-Ква" (2006г.), "Редкие земли" (2007г.).
После ряда интервью, данных Любимовым западным журналистам, в марте 1984 года его освобождают от должности художественного руководителя созданного им Театра на Таганке. Затем следует указ Президиума Верховного Совета СССР от 11 июля 1984 года за подписью К. Черненко о лишении Юрия Любимова советского гражданства. Его имя снимают со всех афиш Театра на Таганке и запрещают любое печатное или общественное упоминание о нем.   Любимов работает по всему миру его оперные и драматические спектакли идут в Ла Скала, Гранд-опера, Ковент-Гарден, Арена Стейдж в Вашингтоне, в Государственной опере в Штутгарте, в Королевском драматическом театре в Стокгольме. Он получает израильское и венгерское гражданства.   В мае 1988 года Юрий Любимов вернулся в Москву Любимов Юрий Петрович

После ряда интервью, данных Любимовым западным журналистам, в марте 1984 года его освобождают от должности художественного руководителя созданного им Театра на Таганке. Затем следует указ Президиума Верховного Совета СССР от 11 июля 1984 года за подписью К. Черненко о лишении Юрия Любимова советского гражданства. Его имя снимают со всех афиш Театра на Таганке и запрещают любое печатное или общественное упоминание о нем.

Любимов работает по всему миру его оперные и драматические спектакли идут в Ла Скала, Гранд-опера, Ковент-Гарден, Арена Стейдж в Вашингтоне, в Государственной опере в Штутгарте, в Королевском драматическом театре в Стокгольме. Он получает израильское и венгерское гражданства.

В мае 1988 года Юрий Любимов вернулся в Москву

Любимов Юрий Петрович

Ф. Абрамов, В. Астафьев, В. Белов, В. Распутин, В. Шукшин

Ф. Абрамов, В. Астафьев, В. Белов, В. Распутин, В. Шукшин

Специфической чертой культуры 60 — 70-х гг. была так называемая магнитофонная революция. Записи песен и сатирических выступлений, не поддававшиеся контролю, получили широкое распространение. Признанными лидерами здесь были В. Высоцкий, А. Галич, Ю. Ким, Ю. Визбор, Б. Окуджава, М. Жванецкий и др. Всегда с аншлагом проходили концерты

Специфической чертой культуры 60 — 70-х гг. была так называемая магнитофонная революция. Записи песен и сатирических выступлений, не поддававшиеся контролю, получили широкое распространение. Признанными лидерами здесь были В. Высоцкий, А. Галич, Ю. Ким, Ю. Визбор, Б. Окуджава, М. Жванецкий и др. Всегда с аншлагом проходили концерты

A. Райкина, с помощью сатиры бичевавшего пороки общества.   Все это свидетельствовало о наличии и противоборстве двух направлений в отечественной культуре — официально-охранительного, выполнявшего социальный заказ властей, и демократического, готовившего предпосылки для духовного обновления общества.

A. Райкина, с помощью сатиры бичевавшего пороки общества.

Все это свидетельствовало о наличии и противоборстве двух направлений в отечественной культуре — официально-охранительного, выполнявшего социальный заказ властей, и демократического, готовившего предпосылки для духовного обновления общества.

Ростки «антисистемы»   Зарождение пассивной, а затем и активной оппозиции власти стало неизбежным. Уже к середине 60-х гг. возникло диссидентское движение, в которое входили правозащитные, национально-освободительные, религиозные организации и движения.   В 1965 г. были арестованы и приговорены к 7 годам лагерей и 5 годам ссылки писатели А. Синявский и К. Даниэль за публикацию своих произведений за границей.

Ростки «антисистемы»

Зарождение пассивной, а затем и активной оппозиции власти стало неизбежным. Уже к середине 60-х гг. возникло диссидентское движение, в которое входили правозащитные, национально-освободительные, религиозные организации и движения.

В 1965 г. были арестованы и приговорены к 7 годам лагерей и 5 годам ссылки писатели А. Синявский и К. Даниэль за публикацию своих произведений за границей.

Ростки «антисистемы» В 1967 г. подверглись аресту поэт Ю. Галансков и публицист А. Гинзбург. В 1969 г. была создана первая в СССР открытая общественная ассоциация — Инициативная группа защиты прав человека в СССР (Н. Горбаневекая, С. Ковалев, Л. Плющ, П. Якир и др.). Признанным духовным лидером правозащитного движения стал академик А. Д. Сахаров. В 1976 г. в Москве была создана группа содействия выполнению Хельсинкских соглашений в СССР, которую возглавил Ю. Орлов. (В 1977 г. он, как и другие руководители подобных групп в СССР, был арестован.) В конце 1979 — начале 1980 г. были арестованы и сосланы почти все лидеры и активные участники не только правозащитного движения, но и национальных и религиозных организаций.

Ростки «антисистемы»

В 1967 г. подверглись аресту поэт Ю. Галансков и публицист А. Гинзбург.

В 1969 г. была создана первая в СССР открытая общественная ассоциация — Инициативная группа защиты прав человека в СССР (Н. Горбаневекая, С. Ковалев, Л. Плющ, П. Якир и др.).

Признанным духовным лидером правозащитного движения стал академик А. Д. Сахаров.

В 1976 г. в Москве была создана группа содействия выполнению Хельсинкских соглашений в СССР, которую возглавил Ю. Орлов. (В 1977 г. он, как и другие руководители подобных групп в СССР, был арестован.)

В конце 1979 — начале 1980 г. были арестованы и сосланы почти все лидеры и активные участники не только правозащитного движения, но и национальных и религиозных организаций.

В 1975 г. замполит большого противолодочного корабля «Сторожевой» (также с Балтфлота) капитан 3-го ранга B. Саблин арестовал командира и повел корабль в нейтральные воды, чтобы обратиться к руководству страны с революционным воззванием. В нем говорилось: «Граждане, Отечество в опасности! Его подтачивают казнокрадство и демагогия, показуха и ложь...» Поднятые в воздух военные самолеты остановили «Сторожевой». Саблин был отдан под трибунал и расстрелян.

В 1975 г. замполит большого противолодочного корабля «Сторожевой» (также с Балтфлота) капитан 3-го ранга B. Саблин арестовал командира и повел корабль в нейтральные воды, чтобы обратиться к руководству страны с революционным воззванием. В нем говорилось: «Граждане, Отечество в опасности! Его подтачивают казнокрадство и демагогия, показуха и ложь...» Поднятые в воздух военные самолеты остановили «Сторожевой». Саблин был отдан под трибунал и расстрелян.

Все это свидетельствовало об углублении противоречий между властью и обществом Домашнее задание § 45 задание 2

Все это свидетельствовало об углублении противоречий между властью и обществом

Домашнее задание

§ 45 задание 2


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 9 класс

Скачать
Презентация "Общественная жизнь СССР в середине 60-х — середине 80-х гг."

Автор: Чернова Ирина Евгеньевна

Дата: 27.02.2015

Номер свидетельства: 179775

Похожие файлы

object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(181) "Презентация к уроку на тему: Творчество представителей прогрессивного реалистического искусства""
    ["seo_title"] => string(80) "prezentatsiia_k_uroku_na_temu_tvorchestvo_predstavitelei_progressivnogo_realisti"
    ["file_id"] => string(6) "477015"
    ["category_seo"] => string(3) "mhk"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1535968829"
  }
}
object(ArrayObject)#887 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(50) "Рынок и рыночные отношения "
    ["seo_title"] => string(31) "rynok-i-rynochnyie-otnoshieniia"
    ["file_id"] => string(6) "151401"
    ["category_seo"] => string(16) "obschestvoznanie"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1420703887"
  }
}
object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(73) "Презентацияна тему : "Миравое хозяйство""
    ["seo_title"] => string(40) "prezentatsiiana_temu_miravoe_khoziaistvo"
    ["file_id"] => string(6) "547560"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1587486211"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства