Просмотр содержимого документа
«Презентация на тему "Реформы Петра Первого"»
«То академик, то герой, то мореплаватель, то плотник,
Он всеобъемлемой душой
На троне вечный был работник.»
Пушкин А.С.
История России , 8 класс
«Реформы управления ПетраI»
Рассмотрим схему основных реформ внутригосударственного устройства.
Реформы Петра
Реформа порядка несения и наследования службы
Реформа центрального управления
Областная реформа
Реформа городского управления
Церковная реформа
Создание Сената и коллегий
Начиная каждую из своих реформ, Пётр Великий, как правило, прямо в указе объяснял, что новые порядки вводятся для «всеобщего блага» и «всенародной пользы». Государь надеялся, что сможет объединить всех подданных идеей всеобщего служения государству.
Создание Сената и коллегий
Наметившаяся ещё в XVII в. тенденция к абсолютизму потребовала ещё большей централизации власти в условиях Северной войны.
«Смотреть во всем государстве расходов, и ненужные, а особливо напрасные, отставить. Денег, как возможно, сбирать, понеже деньги суть артериею войны.»
Создание Сената и коллегий
Вместо Боярской думы была созданаБлижняя канцелярия,членов которой Петр назвалминистрамии жестко контролировал. Он требовал, чтобы члены Ближней канцелярии непременно записывали свои речи и подписывались бы под ними:Ибо сим всякого дурость явлена будет.
Создание Сената и коллегий
Верховным органом управления страной в отсутствие монарха стал созданный в 1711 г.Правительствующий Сенат.В своем наказе Сенату Петр определил его
обязанности как высшего судебного, исполнительного и частично законодательного органа.
Создание Сената и коллегий
В состав Сената царь назначил 9 человек боярской знати и своих выдвиженцев. Решения принимались коллегиально. Он превратился в постоянно действующее высшее правительственное учреждение, что было закрепленоУказом 1722 года:
контролировал правосудие,
ведал торговлей,
сборами и расходами государства,
наблюдал за исправностью отбывания дворянами воинской повинности.
БОЯРИН ТИХОН НИКИТИЧ СТРЕШНЕВ
Создание Сената и коллегий
Были введены должностифискалов,начиная с обер-фискала Сената и кончая фискалами на местах. Их задача состояла в том, чтобы контролировать администрацию, выявлять случаи нарушения законов, взяточничества и казнокрадства. Фискалы подчинялись непосредственно царю и, не получая жалованья, существовали за счет доли конфискованного имущества.
Создание Сената и коллегий
Сенат контролировалигенерал-прокурори его помощник —обер-прокурор.Генерал-прокурор мог приостановить и опротестовать решения Сената. Прокуроры имелись и в других учреждениях. Они являлисьоком государевыми подчинялись лишь царю.
Генерал-прокурор
П.И. Ягужинский
Создание Сената и коллегий
Начиная с 1711 г. вместо приказов постепенно вводилиськоллегии.Президент и вице-президентвозглавляли и них коллегиальное управление. К 1720 г. коллегий стало 11. Это были центральные распорядительные учреждения со строгим и четким разделением функций.
Создание Сената и коллегий
Для их исполнения решений Сената требовался административный аппарат. В1717—1721 гг.была проведена реформа исполнительных органов управления, в результате которой были созданы12 коллегий. Функции и сферы деятельности каждой коллегии были строго разграничены, а отношения строились на принципе коллегиальности.
Ревизион-коллегия— контроль сбора и расходования казённых средств.
Коммерц-коллегия— вопросы внешней торговли.
Берг-коллегия— горно-металлургическое дело.
Мануфактур-коллегия— лёгкая промышленность
Юстиц-коллегия—гражданский и уголовный суд.
Создание Сената и коллегий
Торгово-промышленные
Финансовые
Первейшие
Иностранная
Камер-
Берг-
Военная
Штатс-
Мануфактур-
Адмиралтейская
Ревизион-
Коммерц-
Коллегии «вне групп»:
Юстиц-коллегия, вотчинная коллегия, Главный магистрат.
Создание Сената и коллегий
В1720 годубыл составленГенеральный регламент.
Он регулировал деятельность (полномочия, обязанности) каждой из 12 коллегий. Было введена подпись руководителя на документе. Впервые Петр I стал лично подписывать издаваемые им указы.
Создание Сената и коллегий
Большое внимание Петр уделил организацииполитического сыска.ВТайную канцеляриюпри участии царя собирали сведения соглядатаев и доносчиков, вершили следствие по политическим делам.
Создание Сената и коллегий
Важным органом центрального управления сталаТайная канцелярия(существовала параллельно с Преображенским приказом). Канцелярия вела дела о преступлениях против государства.
Создание Сената и коллегий
Во второй половине XVII в. церковь сохранила автономию. После возвращения из Европы Петр I рассчитывает лишить церковь положения «государства в государстве»
После смерти патриарха Адриана новых выборов не проводилось. Вместо него Петром I был назначенПатриарший Местоблюститель –Стефан Яворский.
В1721 г.Пётр подписал манифест об учрежденииСвятейшего Синода(под контролем обер-прокурора).
Глава государства автоматически стал и главой Русской православной церкви
Создание Сената и коллегий
1711 г. – учреждение фискальной службы – надзорная служба
«Государево слово и дело!»
Создание Сената и коллегий
Важной частью системы управления стали назначавшиеся царемприбыльщики,задача которых заключалась в пополнении казны за счет введения откупов и новых налогов — на соль, бороды и усы, дубовые гробы, косяки домов, домашние бани и т.д.
Указ о единонаследии 1714 года
=
Дворянское поместье
Боярская вотчина
«Мы, Петр первый, царь и самодержец всероссийский и протчая, и протчая, и протчая.
Объявляем сей указ всем подданным нашего государства, какого чину и достоинства оныя ни есть.
Понеже разделением имений после отцов детям недвижимых великой есть вред в государстве нашем, как интересам государственным, так и подданным и самим фамилиям падение»
Указ о единонаследии
В интересах дворянства ПетрIуказом 1714 г.«Оединонаследии»ликвидировал разницу между вотчиной и поместьем. Теперь помещики, как и вотчинники, при условии несения службы могли передавать свои владения по наследству, продавать, покупать и закладывать их.
Указ о единонаследии
Этим же указом ПетрIввел правило наследования имений лишь одним из наследников: прекращалось дробление имений между наследниками, остальные сыновья, не имея средств к существованию, должны были идти на государственную службу, в армию. Тем самым царь получал дополнительные кадры во всех областях жизни страны.
Указ о единонаследии
Указ о единонаследии 1714 года
Поместья признавались равными с боярскими вотчинами.
Российская знать получила равные права.
Лишившись наследства, дворяне были вынуждены были служить на военной и гражданской службе.
Табель о рангах
В1722 г.император принялТабель о рангах:
Cлужба делилась на гражданскую и военную.
Было определеноXIVклассов (рангов) чиновников.
Всякий получивший чинVIIIкласса становился потомственным дворянином. ЧиныXIVпоIXдавали личное дворянство без права передачи по наследству.
!!!Старая и новая аристократия уравнивались и в служебном положении. Давала возможность служебного роста любому служилому человеку независимо от его происхождения.
Табель о рангах
Отныне российский чиновный мир был поделен на 14 разрядов — от действительного статского советника и канцлера (1-й разряд) до коллежского регистратора (14-й разряд). Такое же деление было введено в армии и на флоте — от генералиссимуса, генерал-фельдмаршала, генерала и адмирала (1-й разряд) до корнета и прапорщика (14-й разряд).
Табель о рангах
Дослужившиеся до 8-го разряда (в армии — до 12-горазряда) получали потомственное дворянство.
Табель о рангах
Отрывок из документа «Табель о рангах»
1. Принцы, которые от нашей крови произходят, и те, которые c нашими принцеccами сочетанны: имеют при всяких случаях председательство и ранг над всеми князьями и высокими служители Российского государства.
2. Морские же с сухопутными в команде определяются следующим образом: кто с кем одного ранга, хотя и старее в чину, на море командовать морскому над сухопутным, а на земли сухопутному над морским.
3. Кто выше своего ранга будет себе почести требовать, или
сам место возмет выше данного ему ранга, тому за каждой случай платить штрафу 2 месяца жалованья. А ежели кто без жалованья служит, то платить ему такой штраф, как жалованья тех чинов, которые с ним равного рангу, и действително жалованье получают.
Из штрафных денег имеет объявитель того третьюю долю получать, а досталныя имеют в гошпиталь употреблены быть. Но сие осмотрение каждого рангу не в таких оказиях требуется, когда некоторые яко добрыя друзья и соседи съедутся, или в публичных асамблеях, но токмо в церквах при службе божией, при дворовых церемониях, яко при аудиенции послов, торжественных столах, в чиновных съездах, при браках, при крещениях, и сим подобных публичных торжествах и погребениях. Равной же штраф и тому следует, кто кому ниже своего рангу место уступит, чего надлежит фискалом прилежно смотреть, дабы тем охоту подать к службе, и оным честь, а не нахалом и тунеядцом получать.
Вышеписанной штраф как мужескому, так и женскому полу необходимо за преступления надлежит.
Табель о рангах
4. Под равным штрафом, не имеет никто рангу себе требовать, пока он на свой чин надлежащаго патента показать не имеет.
5. Такожде не имеет никто ранг взять по характеру, которой он в чужих службах получил, пока мы ему онаго характера не подтвердили, которое подтверждение мы каждому по состоянию его заслуг охотно жаловать будем.
6. Без патента апшит никому не дает ранга, разве оной апшит за нашею рукою дан будет.
7. Все замужные жены поступают в рангах, по чинам мужей их.
И когда они тому противно поступят, то имеют они штраф заплатить такой же, как бы должен платить муж ее был за свое преступление.
8. Сыновьям российскаго государства князей, графов, баронов,знатнейшаго дворянства, такожде служителей знатнейшаго ранга,хотя мы позволяем для знатной их породы или их отцов знатныхчинов в публичной асамблеи, где двор находится, свободной доступпред другими нижняго чину, и охотно желаем видеть, чтоб они отдругих во всяких случаях по достоинству отличались; однако ж мыдля того никому какова рангу не позволяем, пока они нам иотечеству никаких услуг не покажут, и за оныя характера неполучат.
Реформа местного управления
В 1708—1710 гг. страна была разделена на 8, позднее — 11губернийво главе сгенерал-губернаторамиигубернаторами,обладавшими огромной административной, полицейской, судебной и финансовой властью.
Позднее губернии были поделены напровинции(их было 50), а те, в свою очередь, делились надистрикты(округа). Во главе крупных провинций стоялигубернаторы,во главе остальных —воеводы.
А.Д. Меншиков
Генерал-губернатор
Санкт-Петербурга
1708-1710, 1719 годы – проведена административно-территориальная реформа
Губерния
(глава – губернатор)
Провинция
(глава – воевода)
Уезд
(глава – земский комиссар)
Реформа местного управления
В 1708 г. Россия первоначально была разделена на 8 губерний.
В1719 годустрана была разделена на50 провинций. Провинции – на дистрикты.
Главой провинции былвоевода. Он отчитывался перед коллегиями и Сенатом.
Реформа местного управления
Особый режим местного самоуправления существовал на Украине:
Власть принадлежала гетману.
После измены Мазепы была созданаМалороссийская коллегия, которую возглавлял царский офицер.
После смерти в 1722 г. гетмана И. И. Скоропадского выборы гетмана были запрещены и на эту должность стали назначать царским указом.
ИВАН ИЛЬИЧ СКОРОПАДСКИЙ
Реформа местного управления
По замыслу Петра I города России должны были стать центрами торговли, промышленности, финансов, как в Европе, превратиться в важнейший источник доходов государственной казны.
1720 г. созданГлавный магистрат.
В1721 г.был изданрегламентГлавного магистрата: исполнял государственные указы, контролировал сбор податей, выполнял функции суда.
Под управлением Главного магистрата учреждались Городовые магистраты.
Реформа местного управления
Новое управление было введено и в городах. Всеми городами в стране ведалГлавный магистрат.В каждом городе появилсямагистрат,которому подчинялось городское население. Магистраты выбирались из числа богатых горожан — купцов, предпринимателей, состоятельных ремесленников, интеллигенции.Они были единственными выборными органами в России.
Реформа местного управления
По регламенту Главного магистрата 1721 г . все население города делилось:
«Регулярные» граждане–Iгильдия (богатые горожане, люди «свободных профессий»),IIгильдия(ремесленники и торговцы) –участвовали в выборах магистрата.
«Нерегулярные» граждане– в основном наёмные рабочие, слуги, не участвовали в выборах магистрата.
Представители других сословий – дворяне, духовенство, крестьяне не были
гражданами города,
на категории
не разделялись , не
участвовали в
самоуправлении.
Реформа местного управления
Бурмистерская палата
1720 год – Главный магистрат
1708 год – создание губерний (губернаторы)
Вопросы:
Почему только на Украине существовал особый режим управления?
Было ли равным население городов?
1719 год – 50 провинций (воеводы)
Реформы управления ПетраI
Вывод
Реформы управления сделали власть монархаабсолютной, упорядочили руководство страной.
Церковная реформа и «Указ о единонаследии» сделали церковь и дворян основной опорой российского самодержавия.
Итогами реформ стало укрепление России. Страна заняла равное место среди государств Европы.
Запоминаем новые слова
Абсолютизм — форма феодального государства, при которой монарху принадлежит неограниченная верховная власть.
Аристократия — родовая знать.
Губерния — основная административно-территориальная единица в России с 1708 по 1917 г.
Коллегия — название высшего правительственного учреждения в Российской империи XVIII в.
Модернизация — обновление основных сторон жизни общества.
Прокурор — должностное лицо органов прокуратуры, призванное следить за выполнением закона.
Ратуша — сословный судебный орган в небольших российских городах в XVIII—начале XIX в.
Сенат — в России с 1711 по 1917 г. — высший государственный орган, подчинённый императору.
Табель о рангах — законодательный акт Петра I (1722), определявший порядок прохождения службы чиновниками империи.
Фискал — в России в 1711 — 1729 гг. — государственный служащий для надзора за деятельностью государственных учреждений и чиновников.