Просмотр содержимого документа
«Презентация к уроку истории "Россия и ее особенности геополитического развития"»
Проверка домашнего задания:
Каковы положительные и отрицательные итоги периода нахождения Наполеона Бонапарта у власти? Сформулируйте не менее 3-х пунктов со знаком «-» и 3-х пунктов со знаком «+».
2. Составьте «ленту времени», на которой отложите все события,
рассмотренные на уроке.
3. Каким было мнение современников и Наполеоне ? Дайте краткую
характеристику личности Наполеона Бонапарта.
4. Охарактеризовать особенности деятельности Совета пятисот и
Наполеона Бонапарта в этом государственном органе.
Работа с терминологией: консульство, империя, конституция,
консулат, революция
Урок № 4
9 класс
Император Александр I:
начало правления
6/7/22
Активизация познавательной деятельности
Составьте «ленту времени», используя новые и уже знакомые даты.
Александр I
Российская империя на рубеже веков
В 1800 году плотность населения состояла здесь около 8 человек на 1 кв. версту. В самарском Заволжье, низовьях Волги и на Дону она составляла не более 1 человека на 1кв. версту. Еще меньше плотность населения была в Сибири.
Численность населения: 43,7 млн. человек
Российская империя на рубеже веков
Из всего населения России:
дворян было 225 тыс.,
священнослужителей - 215 тыс.,
купцов- 119 тыс.,
генералов и офицеров - 15 тыс. государственных чиновников.- 15 тыс.
Крестьяне - 98,5 %
Вопросы:
Были ли равны между собой в правах люди разных сословий?
Какие сословия обладали только правами?
У каких сословий были только обязанности? Почему?
Кто имел право владеть землёй и крестьянами?
Можно было ли перейти из одного сословия в другое? Если да, приведите примеры.
Российская империя на рубеже веков
Православные христиане
Римские католики
Мусульмане
Евреи
Протестанты
Раскольники
Другие христианские вероисповедания
Другие нехристианские вероисповедания
Вопросы:
Какие выводы можно сделать на основе диаграммы?
Чем можно объяснить разность цифр по переписям 1870 и 1897 годов?
Российская империя на рубеже веков
Вопросы:
Какие выводы можно сделать на основе схемы?
На чём основывалось экономическое хозяйство Российской империи?
Основываясь на тексте учебника
§1 п. 7сформулируйтене менее трех пунктов, демонстрирующих «+» и «-» крепостного права.
Приведите не
менее трех фактов, доказывающих, что Россия в начале XIX века была преимущественно аграрной страной.
Российская империя на рубеже веков
Вопросы:
Почему на протяжении века система правления не изменялась?
«Возможно ли одному человеку управлять государством, а тем более изменить укоренившиеся в нем злоупотребления? Это выше сил даже самого умного человека ... »
«Верховная власть должна быть вверяема не вследствие случайности рождения, а по голосованию народа»
Александр I
Судя по этим высказываниям, взгляды Александра I можно характеризовать как либеральные или как консервативные?
Александр I
В течение месяца Александр:
вернул на службу всех ранее уволенных Павлом чиновников;
снял запрещение на ввоз различных товаров и продуктов в Россию ;
объявил амнистию беглецам,
восстановил дворянские выборы и т. д.
восстановил действие Жалованной грамоты дворянству и городам,
ликвидировал тайную канцелярию .
Почему с этого начал свою деятельность Александр I ?
«Негласный комитет»
Николай Николаевич
Новосильцев
Адам Адамович Чарторыйский
Фредерик Сезар
Лагарп
Виктор Павлович Кочубей
Павел
Александрович Строганов
«…Проникнутый сознанием своего могущества и тех обязанностей, которые оно на него возлагало… о прежних либеральных мечтаниях… не было больше речи…Он понимал теперь, какие непреодолимые препятствия стоят на пути даже самых элементарных преобразований в России… Чтобы найти исход этому тяжелому внутреннему разладу своей души, Александр составил нечто вроде тайного совета из лиц, которых считал своими друзьями и единомышленниками. …Необходимость сгруппироваться вокруг императора и не оставлять его одного в борьбе за желанные реформы связывала нас еще сильнее… Девизом нашего союза было – стоять выше всяких личных интересов и не принимать ни отличий, ни наград…»
Негласный член «Негласного комитета»
Реформы «негласного комитета»
1. Возвращение из ссылки офицеров и чиновников, которых сослал Павел I
2. Восстановление Жалованных грамот дворянству и городам
3. Разрешён свободный выезд заграницу
4. Отмена абсурдных указов Павла I
5. Уничтожена Тайная экспедиция - всякий преступник должен быть обвиняем, судим и наказываем «общею силою законов».
Реформа государственного управления
8 сентября 1802 год
Вместо коллегий вводилисьминистерствас системой единоначалия
Император
Обер-прокурор
Святейший Синод
Генерал-прокурор
Комитет министров:
Правительствующий Сенат
обсуждение общих вопросов управления страной
Министры
Министерства
Народного просвещения
Иностранных дел
Коммерции
Финансов
Юстиции
Внутренних дел
Морское
Все члены Негласного комитета вошли в состав правительства:
Кочубей– министр внутренних дел,
Строганов– заместитель министра внутренних дел,
Новосильцев– заместитель министра юстиции,
Чарторыйский–заместитель министра иностранных дел.
Реформа образования 1803-1804 гг.
Министерство Народного просвещения
Главное правление училищ
6 учебных округов - университеты
Чем объяснить необходимость проведения реформы образования?
Александр I
Решение «крестьянского вопроса»
предоставление права купцам, мещанам и государственным крестьянам покупать ненаселённые земли
1801 год
См. документ
20 февраля 1803 года
указ о «вольных хлебопашцах»
аграрная реформа в Прибалтике,первый шаг к отмене крепостного права в Прибалтике: четко определены размеры крестьянских повинностей и платежей, а крестьяне признаны наследственными владельцами своих земельных участков.
1804 год
Рефлексия:
Как можно оценить деятельность молодого императора Александра I?
Как влияли черты характера Александра I на его деятельность?
Как оценивали деятельность императора его современники?
Самостоятельная работа:
Выполните лабораторную работу № 2 (см. папку)
Домашнее задание:
1 уровень /воспроизведение/- «удовл»- «3»
§ 2 п. 1-5+ составьте мини-характеристики всех членов «Негласного комитета»
2 уровень /проблемный/- «хор» - «4»
§ 2 п. 1-5+ составьте характеристику личности императора Александра I
3 уровень /поисковый/ - «отл»-«5»
§ 2 п. 1-5+ найдите и выпишите в тетради мнение не менее двух историков о правлении Александра I (желательно разные)