kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Отмена крепостного права

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока: "Отмена крепостного права"

Цели урока:

  • Создание проекта крестьянской реформы.
  • Развитие навыков анализа документов, умения сравнивать, обобщать, вести полемику, определять и объяснять понятия, работать в группах.
  • Воспитание культуры диалога, взаимопонимания, взаимопомощи и уважения друг к другу.

Задачи урока:

  • выяснить причины отмены крепостного права;
  • рассмотреть проекты крестьянской реформы и процесс ее подготовки.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Отмена крепостного права »

Отмена крепостного права

Отмена крепостного права

План урока 1. Причины отмены крепостного права в России. 2. Крестьянская реформа во взглядах либералов и демократов. 3. Подготовка проекта реформы. 4. Основные положения реформы. 5. Итоги отмены крепостного права

План урока

1. Причины отмены крепостного права в России.

2. Крестьянская реформа во взглядах либералов и демократов.

3. Подготовка проекта реформы.

4. Основные положения реформы.

5. Итоги отмены крепостного права

Александр II    Да встретит он обильный честью век!  Да славного участник славный будет!   Да на чреде высокой не забудет   Святейшего из званий : человек. В. А. Жуковский

Александр II

Да встретит он обильный честью век!

Да славного участник славный будет!

Да на чреде высокой не забудет

Святейшего из званий : человек.

В. А. Жуковский

Причины отмены крепостного права в России:  1. Кризис феодально-крепостнической системы хозяйства и экономическая исчерпанность ее дальнейшего развития

Причины отмены крепостного права в России:

1. Кризис феодально-крепостнической системы хозяйства и экономическая исчерпанность ее дальнейшего развития

2. Социальная напряженность в стране и массовые крестьянские выступления за отмену крепостного права, принявшие в период Крымской войны форму самовольного ухода от помещика в ополчение, за участие в котором якобы полагалась свобода от крепостной зависимости   3. Поражение России в Крымской войне, вызванное ее военно-экономической отсталостью, и общественное осознание необходимости реформ в стране

2. Социальная напряженность в стране и массовые крестьянские выступления за отмену крепостного права, принявшие в период Крымской войны форму самовольного ухода от помещика в ополчение, за участие в котором якобы полагалась свобода от крепостной зависимости

3. Поражение России в Крымской войне, вызванное ее военно-экономической отсталостью, и общественное осознание необходимости реформ в стране

Записка К. Д. Кавелина «Об освобождении крестьян»

Записка К. Д. Кавелина «Об освобождении крестьян»

  • Крепостное право – главное зло России. Необходимость избавить крестьян от личной зависимости при этом сохранить за помещиками права на землю и труд крестьян
  • Предоставить крестьянам тот надел, который они обрабатывают за выкуп
  • Государство должно взять на себя разработку операции выкупа, чтобы были учтены интересы как помещиков, так и крестьян
  • Постепенно крестьяне и помещики сольются в один земледельческий класс, исчезнут сословные различия
  • Крестьянская реформа должна повлечь за собой судебную, цензурную, военную и др.
Крестьянская реформа во взглядах либералов и демократов либералы Представители демократы А. И. Герцен, К. Д. Кавелин Труд крестьян Выкуп помещикам со стороны государства Земля Н. Г. Чернышевский, Н. А. Добролюбов Освобождение без выкупа Выкуп помещикам со стороны государства Путь переустройства России Предпочитают путь реформ, эволюционный – России нужен внутренний мир Минимальный выкуп Отношение к оппонентам «Народное дело» - революция Слищком порывисты, могут навредить России «Лишние люди», способны только к разговорам

Крестьянская реформа во взглядах либералов и демократов

либералы

Представители

демократы

А. И. Герцен, К. Д. Кавелин

Труд крестьян

Выкуп помещикам со стороны государства

Земля

Н. Г. Чернышевский, Н. А. Добролюбов

Освобождение без выкупа

Выкуп помещикам со стороны государства

Путь переустройства России

Предпочитают путь реформ, эволюционный – России нужен внутренний мир

Минимальный выкуп

Отношение к оппонентам

«Народное дело» - революция

Слищком порывисты, могут навредить России

«Лишние люди», способны только к разговорам

«Лучше начать уничтожение крепостного права сверху, нежели ждать то времени, когда оно начнет само собою уничтожаться снизу» Александр II

«Лучше начать уничтожение крепостного права сверху, нежели ждать то времени, когда оно начнет само собою уничтожаться снизу»

Александр II

Разработка проекта реформы

Разработка проекта реформы

  • 3 января 1857г. Создан Секретный комитет по крестьянскому делу, куда вошли высшие сановники государства и который в течение года рассматривал проекты крестьянской реформы, оставшиеся от предыдущих царствований
20 ноября 1857г.

20 ноября 1857г.

  • Рескрипт Александра II виленскому генерал- губернатору В.И. Назимову об учреждении губернских комитетов для подготовки проектов крестьянской реформы
5 декабря 1857 г.

5 декабря 1857 г.

  • Рескрипт Александра II генерал- губернатору Петербурга П.И. Игнатьеву об учреждении губернских комитетов для подготовки проектов крестьянской реформы
8 января 1858 г.

8 января 1858 г.

  • Преобразование Секретного комитета в Главный комитет по крестьянскому делу. Создание аналогичных комитетов в 46 губерниях. Обсуждение проблем отмены крепостного права стало носить гласный и открытый характер
17 февраля 1859 г.

17 февраля 1859 г.

  • Создание редакционных комиссий при Главном комитете во главе с генералом Я.И. Ростовцевым для рассмотрения материалов, представленных губернскими комитетами, и для составления правовых актов, регламентирующих отмену крепостного права
Яков Иванович Ростовцев   Член Секретного и Главного комитетов по крестьянскому делу, в 1859 – 1860 гг. председатель Редакционных комиссий

Яков Иванович Ростовцев

Член Секретного и Главного комитетов по крестьянскому делу, в 1859 – 1860 гг. председатель Редакционных комиссий

Николай Алексеевич Милютин  Заместитель министра внутренних дел, фактический руководитель крестьянской реформы 1861 г.

Николай Алексеевич Милютин

Заместитель министра внутренних дел, фактический руководитель крестьянской реформы 1861 г.

Дворянские проекты освобождения  крестьян В черноземных  губерниях : освобождение крестьян без земли или с  маленьким наделом за большой выкуп В нечерноземных  губерниях :  освобождение с землей,  но большой выкуп за землю и за личность  крестьянина

Дворянские

проекты

освобождения

крестьян

В черноземных

губерниях : освобождение

крестьян без земли или с

маленьким наделом

за большой выкуп

В нечерноземных

губерниях :

освобождение с землей,

но большой выкуп

за землю и за личность

крестьянина

10 октября 1860 г.

10 октября 1860 г.

  • Роспуск редакционных комиссий и передача документов по крестьянской реформе сначала в Главный комитет, а затем в Государственный совет для обсуждения
19 февраля 1861 г. Александр II подписал Манифест об отмене крепостного права

19 февраля 1861 г. Александр II подписал Манифест об отмене крепостного права

5 марта 1861 г. Публикация и оглашение Манифеста об отмене крепостного права

5 марта 1861 г.

Публикация и оглашение Манифеста об отмене крепостного права

  • Публикация и оглашение Манифеста об отмене крепостного права
Основные положения реформы

Основные положения реформы

  • Крестьяне получили гражданские права (свобода вступления в брак, самостоятельного ведения хозяйственной деятельности, переходить в другое сословие и пр.). Они были названы «свободными сельскими обывателями».
Крестьяне освобождались с землей, то есть с полевым наделом, размер которого в зависимости от региона России был разный и колебался от 3 до 12 десятин  (1 десятина = 1,1 га)

Крестьяне освобождались с землей, то есть с полевым наделом, размер которого в зависимости от региона России был разный и колебался от 3 до 12 десятин

(1 десятина = 1,1 га)

Организация жизни крестьян

Организация жизни крестьян

  • Крестьяне каждого имения составляют сельское общество
  • Общие хозяйственные вопросы решаются на сельском сходе
  • Решение сельского схода исполняет избираемый на 3 года сельский староста
  • Сельские общества → волости → волостные сходы (в них участвуют сельские старосты и выборные от сельских обществ) → избрание волостного старшины
  • В сельской местности назначаются мировые посредники, назначаемые Сенатом из числа местных помещиков. Они контролируют деятельность сельского и волостного управления, а также взаимоотношения крестьян и помещиков
Крестьяне получали землю не безвозмездно, а должны были ее выкупать у помещика. До совершения выкупной сделки крестьяне считались «временнообязанными» и были обязаны выполнять повинности – барщину и оброк

Крестьяне получали землю не безвозмездно, а должны были ее выкупать у помещика. До совершения выкупной сделки крестьяне считались «временнообязанными» и были обязаны выполнять повинности – барщину и оброк

Временнообязанные  - крестьяне, несущие повинности в пользу помещиков до начала выкупной операции

Временнообязанные - крестьяне, несущие повинности в пользу помещиков до начала выкупной операции

Размер выкупа за землю устанавливался в зависимости от величины денежного оброка крестьянина и приравнивался к капиталу, который в банке должен давать доход в 6% годовых. Например, если в нечерноземных губерниях оброк составлял в среднем 10 рублей в год, то выкупная сумма должна была составлять: 10 руб. = 6%  }  Х = (10*100)/6 = 166 руб. 66 коп. Х руб. = 100%   20% выкупной суммы крестьян должен был самостоятельно выплатить помещику единовременно.   80% выкупной суммы давало в долгосрочный кредит государство – на срок 49 лет под 6% годовых

Размер выкупа за землю устанавливался в зависимости от величины денежного оброка крестьянина и приравнивался к капиталу, который в банке должен давать доход в 6% годовых. Например, если в нечерноземных губерниях оброк составлял в среднем 10 рублей в год, то выкупная сумма должна была составлять:

10 руб. = 6%

} Х = (10*100)/6 = 166 руб. 66 коп.

Х руб. = 100%

20% выкупной суммы крестьян должен был самостоятельно выплатить помещику единовременно.

80% выкупной суммы давало в долгосрочный кредит государство – на срок 49 лет под 6% годовых

Крестьяне в течение 9 лет до 1870 года не могли отказаться от своего земельного надела и покинуть сельскую общину. Крестьяне, в пользовании которых было больше земли, чем предусматривалось нормами реформы, должны были вернуть излишки помещику – так называемые «отрезки»

Крестьяне в течение 9 лет до 1870 года не могли отказаться от своего земельного надела и покинуть сельскую общину. Крестьяне, в пользовании которых было больше земли, чем предусматривалось нормами реформы, должны были вернуть излишки помещику – так называемые «отрезки»

Отрезки – часть находившихся в пользовании крестьян земель, отрезанных после крестьянской реформы 1861 г. в пользу помещиков. Производились, если надел превышал высшую норму, установленную Положениями 19 февраля 1861 г.

Отрезки – часть находившихся в пользовании крестьян земель, отрезанных после крестьянской реформы 1861 г. в пользу помещиков. Производились, если надел превышал высшую норму, установленную Положениями 19 февраля 1861 г.

Прирезки  – земля, которая добавлялась к крестьянскому наделу при освобождении, если он был меньше низшей нормы.

Прирезки – земля,

которая добавлялась к крестьянскому наделу при освобождении, если он был меньше низшей нормы.

Механизм реализации крестьянской реформы   Учреждался специальный институт мировых посредников, назначавшихся из дворян, которые в течение 2-х лет совместно с сельскими старостами составляли уставные грамоты, где определялись условия освобождения каждой конкретной семьи

Механизм реализации крестьянской реформы

Учреждался специальный институт мировых посредников, назначавшихся из дворян, которые в течение 2-х лет совместно с сельскими старостами составляли уставные грамоты, где определялись условия освобождения каждой конкретной семьи

Итоги отмены крепостного права    1 . 24 млн. крепостных обрели личную свободу.   2. Отмена крепостного права привела к значительному расширению рынка рабочей силы, способствовала притоку населения в города и росту промышленности.    3. Отмена крепостного права поставила Россию на капиталистический путь, создав возможность для развития рыночных отношений в деревне.   4. Освобождение крестьянства повлекло за собой обширные политико - правовые реформы.

Итоги отмены крепостного права

1 . 24 млн. крепостных обрели личную свободу.

2. Отмена крепостного права привела к значительному расширению рынка рабочей силы, способствовала притоку населения в города и росту промышленности.

3. Отмена крепостного права поставила Россию на капиталистический путь, создав возможность для развития рыночных отношений в деревне.

4. Освобождение крестьянства повлекло за собой обширные политико - правовые реформы.

Домашнее задание

Домашнее задание

  • Прочитать параграф 58. Артемов В.В. История.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Презентации

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Отмена крепостного права

Автор: Черланов Алексей Викторович

Дата: 10.02.2015

Номер свидетельства: 170843

Похожие файлы

object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(91) "конспект урока по теме "Отмена крепостного права" "
    ["seo_title"] => string(53) "konspiekt-uroka-po-tiemie-otmiena-kriepostnogho-prava"
    ["file_id"] => string(6) "112593"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1408759958"
  }
}
object(ArrayObject)#887 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(93) "Конспект урока  на тему: "Отмена крепостного права" "
    ["seo_title"] => string(52) "konspiekt-uroka-na-tiemu-otmiena-kriepostnogho-prava"
    ["file_id"] => string(6) "221105"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1435053661"
  }
}
object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(234) "конспект урока истории , презентация к уроку на тему: "Социально-экономическое развитие России после отмены крепостного права". "
    ["seo_title"] => string(136) "konspiekt-uroka-istorii-priezientatsiia-k-uroku-na-tiemu-sotsial-no-ekonomichieskoie-razvitiie-rossii-poslie-otmieny-kriepostnogho-prava"
    ["file_id"] => string(6) "171294"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1423661644"
  }
}
object(ArrayObject)#887 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(233) "конспект урока истории ,презентация к уроку на тему: "Социально-экономическое развитие России после отмены крепостного права". "
    ["seo_title"] => string(138) "konspiekt-uroka-istorii-priezientatsiia-k-uroku-na-tiemu-sotsial-no-ekonomichieskoie-razvitiie-rossii-poslie-otmieny-kriepostnogho-prava-1"
    ["file_id"] => string(6) "171301"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1423662343"
  }
}
object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(72) "Тест на тему "Отмена крепостного права" "
    ["seo_title"] => string(42) "tiest-na-tiemu-otmiena-kriepostnogho-prava"
    ["file_id"] => string(6) "144344"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "testi"
    ["date"] => string(10) "1418707108"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства