kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Отголоски истории в современном русском языке".

Нажмите, чтобы узнать подробности

проект по истории "Отголоски истории в современном русском языке".

В пректной работе раскрывается тема влияния древней историина современный русский язык. В ведении определяется значимость работы: Нельзя использовать выражения, не зная их значения. Если человек прогадает с моментом употребления фразеологизма, это будет выглядеть крайне нелепо.

В основной части раскрывается история происхождения фразеологизмов, которые люди активно используют в своей речи. Значение истории возникновения фразеологизмов поможет в дальнейшем.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«"Отголоски истории в современном русском языке".»

«Отголоски древней истории в современном русском языке»


МБОУ гимназия №65









«Отголоски древней истории в современном русском языке»

Работу подготовила:

Ученица 8 класса

Пакина Арина

Учитель:

Захарова Ольга Федоровна

Ульяновск, 2016



Оглавление

Введение 5

Основная часть 7

Начало начал, основы основ 7

Отголоски Античных мифов в нашем русском языке 7

Отголоски истории нашего народа в русской фразеологии. 8

Отголоски литературы в современном русском языке 10

Предлагаемое решение проблемы 10

Заключение 12

Приложение 13

Использованная литература 16




















Введение

Как часто, разговаривая друг с другом, вы употребляете фразеологизмы? Вероятно, довольно часто. Знаете ли вы откуда они произошли, их историю? А ведь это надо знать. Вы можете сказать тысячу фраз, не зная их значения, однако если вы прогадаете с моментом употребления фразеологизма, это будет выглядеть крайне нелепо. Например, такую оплошность нельзя допускать при написании статей. Журналисты стараются тщательно подбирать слова, чтобы донести информацию до читателя или слушателя. Мне интересна эта профессия и история фраз, которые мы порой произносим бессознательно. Предлагаю в них разобраться.

Цель: Ознакомить людей со значениями некоторых фразеологизмов, их историями создания, чтобы они могли с уверенностью использовать их в той или иной ситуации.

Задачи:

  • Ознакомиться с древней историей.

  • Найти и изучить мифы, легенды, предания и истории, которые как-либо связаны с современным русским языком.

  • Найти и изучить литературные произведения, от которых появились некоторые фразеологизмы.


Актуальность изучения фразеологизмов состоит в том, что их мы повседневно используем в своей речи. Мы можем произвести их, если нам просто покажется, что кто-то по подобной ситуации так говорил. При этом мы можем не знать ни значения, ни истории.

Ожидаемый результат: Люди станут более просвещенными в этом вопросе., перестанут «плавать» собственной речи, получат мотивацию изучать свой родной или второй русский язык и историю, станут более образованными и грамотными в собственной речи.




















Основная часть Начало начал, основы основ

Иногда в русском языке встречаются такие сочетания слов, которые по своему значению может заменить одно единственное слово, менее выразительное. Например: на краю света – далеко, зарубить на носу – запомнить, играть на нервах – раздражать. Такие выражения называются фразеологизмами. «Фразеологизм – устойчивое выражение с самостоятельным значением» - говорит нам словарь С. И. Ожегова. До нас с вам фразеологизмы дошли благодаря Владимиру Ивановичу Далю. В истории русского языка Даль прославился как собиратель слово и устойчивых словосочетаний, создатель «Толкового словаря живого великорусского языка».

В своем проекте я не могу не затронуть самое значимое событие в истории для всего русского языка. А именно создание славянского алфавита. Данный фундамент нашего языка возложили братья Кирилл и Мефодий. За основу славянского алфавита был взят греческий алфавит, состоящий из 24 букв. Появился славянский алфавит в 9 веке, алфавит называли глаголицей, состояла она из 40 букв. А в конце 9- начале 10 века появилась кириллица, которая отличалась набором букв с более простым написанием.

Отголоски Античных мифов в нашем русском языке

Знаменитому герою Ахиллу ещё в детстве было предсказано, что он может прожить долгую, но бесславную жизнь, или героически погибнуть у стен Трои. Его мать Фетида не хотела, чтобы её сын умер так рано, и она решила сделать его неуязвимым. Для этого она, когда он родился, окунула его в священные воды подземной реки Стикс. При этом она держала Ахилла за пятку. Теперь Ахилла не могло поразить оружие, но пятка, которой не коснулись волшебные воды Стикса, осталась уязвимой. Много лет спустя Ахилл отправился вместе с греками в поход против Трои. Во время одной из битв бог Аполлон направил стрелу Париса прямо в пятку Ахилла. Рана, несмотря на то, что была небольшой, оказалась смертельной. Из этого мифа «родился» фразеологизм «Ахиллесова пята», что означает «слабое место».

Семью чудесами света назывались в древности следующие семь соору­жений, поражавших современников своею грандиозностью и великолепием: египетские пирамиды, висячие сады Семирамиды в Вавилоне, храм Артемиды в Эфесе, статуя Зевса работы греческого скульптора Фидия, гробница Мавзола, колосс родосский — медная статуя у входа в Гавань Родоса, мраморная башня маяка на ост­рове Фаросе около 180 метров вышиной.
В образной речи одним из семи чудес света называют что-либо замечательное, великолепное. Отсюда же возникло выражение «восьмое чудо», употребляемое в том же значении и нередко ирони­чески.

Следующее выражение восходит в Марку Туллию Цицерону. В своих выступлениях и письмах он широко применял шутки, которые придавили комичный эффект. Это же качество он ценил и в других. Он выделял жителей Аттики. Цицерон говорил, что хорошее слово то, в котором есть «соль». В Аттике соль добывали выпариванием на солнце морской воды, отчего она была особенно мелкой.

Таким образом «аттическая соль» стала синонимом утонченной шутки.

Более 2,5 лет назад в Вавилоне, Греции и Риме появились водные часы. Они представляли собой высокий узкий сосед с дыркой в дне. Время измерялось вытекающей из сосуда водой. То есть время текло.

Отсюда пошли выражения «сколько воды утекло» и «текущий год».

В греческой мифологии сына бога Кефиса звали Нарцисс. Однажды юноша отверг любовь одной нимфы, за что Афродита покарала его. Нарцисс умер от тоски, смотря на его собственное отражение. Боги превратили его в цветок.

Теперь же «самовлюбленным Нарциссом» называют человека, который влюблен в самого себя.

Отголоски истории нашего народа в русской фразеологии.

История нашла свое материальное воплощение в камне и металле, легендах и летописях и, конечно, в языке. Так, по фразеологизмам можно воссоздать историю нашего народа едва ли не с самого начала его осознания себя таковым.

«И выставили греки против Святослава сто тысяч и не дали дани. И пошел Святослав на греков, и вышли те против русских. Когда же русские увидели их, сильно испугались такого множества воинов, но сказал Святослав: «Нам некуда уже деться, хотим мы или не хотим – должны сражаться. Так не посрамим земли русской, но ляжем здесь костьми, ибо мертвые не знают позора». Данный отрывок был заимствован из «Повести временных лет». Здесь летописей употребил выражение «Мертвые сраму не ищут».

Было в древнеславянском языке слово «живот». Значило оно не определенную часть тела, как сейчас, а «жизнь». Когда говорили: «Он за других свой живот положил», то имели в виду, что человек пожертвовал жизнью. Также было и другое значение.

Фразеологизм «живота не жалеть» можно рассмотреть в двух смыслах: жертвовать своей жизнью, или жертвовать своим имуществом.

Иван IV – одна из наиболее страшных, сложных и противоречивых фигур в истории России. В октябре 1552 года его войска взяли столицу татарского Казанского царства – город Казань. Чтобы держать в покорности огромную территорию русские власти старались привлечь на свою сторону в первую очередь татарскую знать, князей-мурз. Стремясь сохранить свое положение и богатство, многие из них принимали христианскую веру, получали от царя подарки и отправлялись в Москву, чтобы быть в числе царской свиты. Таких людей народ стал насмешливо называть казанскими сиротами: при дворе они прибеднялись, стараясь получить награды и «жалованье». Современное значение фразеологизма «казанская сирота» - человек, прикидывающийся несчастным, чтобы вызвать сочувствие жалостливых людей.

После отступления из Москвы, вступив 20 сентября 1812 года в село Тарутино и обозрев положение, Кутузов остановился на крутом берегу реки Нары и сказал, обращаясь к солдатам и офицерам: «Теперь ни шагу назад. Стоять насмерть!» Так появился фразеологизм «стоять насмерть».

Так же русские фразеологизмы берут начала в страшных делах, например, пытках. Один из способов пытки заключался в забивании игл и гвоздей под ногти, вызвавший к жизни фразеологизм «узнать подноготную».

Фразеологизм «узнать подноготную», возникший на основе пословицы «Не скажешь подлинной, так скажешь подноготную», - отголосок варварского способа дознания. Слово «подлинная», сегодня утратившее свое первоначальное значение, образовано от слова «длинный» и связано с пытками в Разбойном, Сыскном и Тайных дел приказах, где означало «признаться во время пытки под «длинником» - длинным хлыстом».

Отпечаток варварских обычаев того времени несет на себе фразеологизм «стоять как вкопанный». Иностранные путешественники, побывавшие в Москве в годы правления на Руси Алексея Михайловича, рассказывали в своих воспоминаниях, что видели на Красной площади женщин, зарытых в землю по самые уши. Все дело в том, что в 1649 за подписью царя было принято Соборное уложение, одна из статей которого говорила: если жена учинила «мужу своему смертное убийство», то ее «живую окопати в землю… и держати ее в земле… покамест она умрет».

Отголоски литературы в современном русском языке

Безусловно, разнообразие русского языка не может существовать без литературы. А литература взаимосвязана с историей. Многие фразеологизмы и выказывания пришли к нам после написания определенных произведений.

В 1881 году Николай Лесков написал произведение «Левша». В нем рассказывалось о мастерах своего дела. По приказу царя, крестьяне должны были превзойти мастеров Англии. И они это сделали. Они подковали блоху. Фраза «подковать блоху» вышла именно из этого замечательного сказа. Сейчас так говорят про умельцев, способных высококлассно справиться с самой сложной задачей.

Настоящим сундуком с сокровищами считается творчество Ивана Андреевича Крылова.

В басне, написанной в 1811 году, «Обезьяна» говорится об мартышке, которая завидовала пахарю и тому, как его хвалят. Чтобы показать все свое трудолюбие мартышка стала катать большой чурбан. Однако похвал она так и не дождалась, так как пользы от ее работы не было. Мартышкин труд - бестолковый процесс работы, бесполезные усилия, напрасные старания.

«Сказка о рыбаке и рыбке» - сказка, созданная в 1833 году Александром Сергеевичем Пушкиным. Великолепная поучительная сказка, которая учит быть довольным тем, что имеешь и радоваться тому, что желания вообще исполняются. «Остаться у разбитого корыта» означает остаться ни с чем.

Фразеологизмы можно встретить и в религии. В праздник Йом-Кипур в Иерусалимский храм приводили двух жертвенных животных — козлов одинаковой масти. Первосвященник бросал жребий и, по его выбору, одного из козлов приносили в жертву на огне (вместо быка), а на другого первосвященник символически возлагал грехи всего еврейского народа и «отпускал» в пустыню. Отсюда — «козёл отпущения».

Предлагаемое решение проблемы

Каждый выбирает для себя сам, хочет ли он знать подробное значение сказанных им слов или нет. Лично мне это интересно. Это довольно занимательно. Ты можешь даже не подозревать, какие удивительные мифы и исторические события принесли нам эти фразы. Каждую неделю я стараюсь уделять время расширения своих знаний в этой области. Открыть книгу, найти фразеологизм, посмотреть его точное значение, узнать его происхождение. Получается, что одновременно пополняются знания в сфере лексики и истории.





















Заключение

История знает еще множество мифов или реальных событий, которые нашли место в современном русском языке. Сегодня мы узнали или повторили значение нескольких из бесчисленного множества фразеологизмов. Но и это уже не плохо. Всегда следует начинать с малого.

Выводы, к которым мы пришли в ходе нашей работы:

  • Фразеологизмы позволяют донести кратко и быстро донести мысль

  • Особенности происхождения и употребления помогают понять смысл фразеологизма лучше

  • Во многих фразеологических оборотах богатый исторический опыт народа

  • Изучение фразеологизмов позволяет развить культуру речи человека

  • Правильное и уместное использование фразеологии помогает придать речи особую выразительность

  • Фразеологизмы пришли к нам из древних времен

Приложение

Ахиллесова пята

Кирилл и Мефодий

Глаголица

Кириллица

Нарцисс

Подковать блоху

Водяные часы

Казанские сироты

Остаться у разбитого корыта





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 8 класс

Скачать
"Отголоски истории в современном русском языке".

Автор: Захарова Ольга Федоровна

Дата: 13.01.2017

Номер свидетельства: 378835

Похожие файлы

object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(153) "Внеклассное мероприятие «Чем дальше в прошлое мы входим, тем больше новым дорожим» "
    ["seo_title"] => string(95) "vnieklassnoie-mieropriiatiie-chiem-dal-shie-v-proshloie-my-vkhodim-tiem-bol-shie-novym-dorozhim"
    ["file_id"] => string(6) "217466"
    ["category_seo"] => string(22) "klassnomuRukovoditeliu"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1433353270"
  }
}
object(ArrayObject)#887 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(154) "Технологическая карта урока изобразительного искусства в 5 классе "Золотая Хохлома""
    ["seo_title"] => string(83) "tiekhnologhichieskaiakartaurokaizobrazitielnoghoiskusstvav5klassiezolotaiakhokhloma"
    ["file_id"] => string(6) "267160"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1450300329"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства