Самоанализ урока в соответствии с требованиями ФГОС ООО
Класс, учитель: 6, Бузилова Ольга Николаевна
Количество учащихся в классе: 27
Присутствовали на уроке: 24
Тема урока : «В рыцарском замке».
Тип урока: формирование новых знаний.
Дидактическая задача урока: формирование УУД в условиях решения учебных задач.
Цели урока (образовательная, воспитательная, развивающая):
Образовательная - создать условия для формирования представлений о жизни и быте рыцарей, появлении замков и крепостей, и их фортификационном назначении. Способствовать формированию представлений учащихся о рыцарстве как привилегированном сословии средневекового общества. Познакомить учащихся с особенностями рыцарской культуры;
Развивающая – развитие коммуникативных УУД через работу в группах; регулятивных УУД – через определение цели на уроке и выдвижение своих версий на этапе решения проблемы ; личностных УУД – постановка цели и задач на уроке лично для себя, через оценивание жизни владельца замка, его исторического значения в развитии средневековой культуры и быта.
Воспитательная – понимание чувства коллективизма, единства действий во время опасности, осознание важности таких общечеловеческих ценностей как дружба, единство, взаимопомощь.
Ведущие аспекты анализа урока
Содержание наблюдения
Дидактическая задача урока (краткий оценочный анализ)
1. Дидактическая задача соответствовала отобранному содержанию.
2.Результативность решения дидактической задачи проявилась в том, что УУД отрабатывались через работу, в группах, со схемой, на доске, с ИКТ, с учебником, с документами, с рабочей тетрадью.
Содержание урока
Основное содержание урока полностью соответствовало содержанию программы и учебника, так как учебные задачи взяты по Е. В. Агибаловой, Г. М. Донского. Соблюдались принципы доступности, научности. Отмечались ценностные ориентации – чувство коллективизма, единства, верности своим убеждениям.
Методы обучения
Приемы обучения и учения (методов обучения) соответствовали решению триединой образовательной цели:
- проблемный метод – постановка проблемной ситуации на этапе актуализации знаний;
- частично-поисковый – при выполнении заданий по текстам, с документом, при заполнении схемы.
- наглядный метод – анализ схем, выполнение эскиза, работа с презентацией.
Формы обучения
1. Формы обучения (индивидуальная, групповая и коллективная) соответствовали решению основной дидактической задачи урока.
2. Предложенные задания использованы целесообразно:
-используя схему –У-О-Р-К(узнаем, обсуждаем, рассуждаем ,комментируем) , обучающиеся поставили для себя цели и задачи;
- в 1 задании, при работе со схемой замка и просмотре слайда, учащиеся узнали, из каких частей состоит замок и о назначении тех или иных сооружений.
- во 2 задании (работа в группах), занимались творческой работой, придумывали и изображали вымышленный герб и девиз, презентовали их.
- в 3 задании, работали с текстом о рыцарском турнире, высказывали своё мнение об этом состязании и военном празднике.
- в 4 задании, «хороший тон для дамы» - происходит сравнительный анализ этикета и поведения средневековья и настоящего времени.
- в 5 задании - работа в рабочей тетради с таблицей, умение анализировать и систематизировать данные.
- в 6 задании, - « Оборона замка», выполняется работа по развитию стратегического и тактического мышления школьников.
Результативность урока
Достижение цели и решение основной дидактической задачи урока выполнено. Урок обучающимся понравился, некоторые вопросы и работа с документами показались им трудными, требовалась помощь учителя.
Считаю главная проблема – низкая техника чтения, неумение анализировать, обобщать и делать выводы.
Практическая направленность урока
Практическая направленность реализована через включение проблемного задания «Замок рыцаря является не только жилищем его и его семьи, но и фортификационным сооружением жизненно важным для населения земель данного феодала».
Самостоятельная работа школьников как форма организации учебной деятельности
1.Уровень самостоятельности школьников при решении дидактической задачи урока, при заполнении схемы и заполнения листов самооценки, 1-3 задания
2. Характер самостоятельной учебной деятельности – творческий.
3. Взаимопомощь при выполнении заданий .
Формирование универсальных учебных действий на каждом этапе урока
На уроке шло формирование всех УУД - личностных, познавательных, коммуникативных, регулятивных (смотри задачи урока).
Формирование ИКТ-компетентности
Применение ИКТ на уроке через компьютерную презентацию, внутреннего самоанализа.
Структура урока
Структура урока соответствует основной дидактической задаче.
Педагогический стиль
Нормы педагогической этики соблюдены, мотивация учащихся формулой успешности.
Гигиенические требования
Температурный режим соблюден, в классе 24 градуса тепла, виды деятельности чередовались.
Выводы и рекомендации:
В целом обучающиеся справились с заданиями, были заинтересованы предложенными заданиями , работой с интерактивной презентацией.
Материал урока подобран на сильный класс, с хорошей техникой чтения, со сформированными картографическими ЗУНами. Иначе необходимо учителю учесть особенности класса и изменить, либо сократить задания.
Таким образом, урок соответствует требованиям ФГОС ООО и направлен на реализацию системно - деятельностного подхода к обучению и воспитанию обучающихся.