kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Культура и искусство первой половины XX века (модернизм)

Нажмите, чтобы узнать подробности

В презентации представлены четыре основных направления модернизма в художественном искусстве (импрессионизм, абстракционизм, кубизм и сюрреализм). 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Культура и искусство первой половины XX века (модернизм)»

Модернизм – условное обозначение периода культуры последней трети ХIX – середины XX века  Основные художественные направления модернизма: 1.Импрессионизм 2. Абстракционизм 3. Кубизм 4. Сюрреализм

Модернизм – условное обозначение периода культуры последней трети ХIX – середины XX века Основные художественные направления модернизма:

1.Импрессионизм

2. Абстракционизм

3. Кубизм

4. Сюрреализм

Импрессионизм - от  фр. impression  — впечатление. Личное впечатление художника, оторванное от реальности.

  • Эдуард Манэ
  • Завтрак на траве
  • 1863 год
  • 208 см х 264 см

Первоначально названная «Купание» ( фр.   Le bain ), эта картина предназначалась для  Парижского салона , однако её вместе с 3 тысячами других полотен жюри не допустило к выставке. Она была выставлены на так называемом  Салоне отверженных , созданном по инициативе императора  Наполеона III .

Выбор сюжета картины — двое полностью одетых мужчин с нагой женщиной на природе — вызвал полное непонимание и обвинения в  плохом вкусе. Публика была возмущена не только сюжетом, но и тем, как обнажённая женщина бесстыдно смотрит прямо на зрителя, а также узнаваемостью персонажей. Моделью женщины была  Викторина Мёран , один из мужчин — брат Мане Густав, второй — будущий  шурин художника. Одеты мужчины — как  денди . Они так увлечены разговором, что, кажется, совсем не замечают женщины. Перед ними лежит скинутая женская одежда, корзина с фруктами и круглый хлеб. На заднем плане — вторая женщина в лёгкой одежде моется в реке. Она выглядит непропорционально большой по сравнению с фигурами на переднем плане. Фону картины не хватает глубины, создаётся впечатление, что вся сцена происходит не на природе, а в студии. Это впечатление усиливается светом, почти не дающим теней.

В марте 1883 года  Эдуард Мане переносит тяжелейшую операцию по ампутации ноги. Несмотря на первые симптомы кажущегося выздоровления,  30 апреля   1883 года  художник умирает. Мане так и не дождался своей славы, однако после его смерти творчество всё же нашло своих почитателей.

Клод Моне “ Впечатление. Восходящее солнце” 1873 год
  • Клод Моне
  • “ Впечатление. Восходящее солнце”
  • 1873 год

картина  Клода Моне , написанная в  1872 году с натуры в старом порту   Гавра  и давшая название художественному направлению « импрессионизм » [1] .

Клод Моне “ Водяные лилии” 1915 год
  • Клод Моне
  • “ Водяные лилии”
  • 1915 год

В 1912 году Клоду Моне врачи поставили диагноз двойной катаракты, из-за чего ему пришлось перенести две операции. Но он не оставил занятий рисованием. Лишившись хрусталика на левом глазу, Моне вновь обрёл зрение, но стал видеть ультрафиолет как голубой или лиловый цвет, отчего его картины обрели новые цвета. Например, рисуя знаменитые «Водяные лилии», Моне видел лилии голубоватыми в ультрафиолетовом диапазоне, в отличие от обычных людей, для которых они были просто белыми.

Клод Моне скончался от рака лёгких  5 декабря  1926 года в  Живерни  в возрасте 86 лет и был похоронен на местном церковном кладбище. Художник перед смертью настоял, чтобы прощание с ним было простым, таким образом, всего 50 человек посетили церемонию.

Фредерик Базиль Автопортрет 1865 Фредерику Базилю было 25 лет, когда он создал этот поразительно точный автопортрет. Изображенный на темном фоне только с палитрой и кистями, указывающими на его профессию, он смотрит на зрителя, будто застигнутый врасплох. Невидимые мольберт и холст должны быть расположены непосредственно перед художником и слева от нас. Данный портрет был создан, когда Базиль делил квартиру-мастерскую с Клодом Моне и экспериментировал с новыми техниками живописи, ставшими основой для импрессионизма. Картина показывала как его практический опыт (Базиль нарисовал свое собственное отражение в зеркале), так и, учитывая его недавнее решение отказаться от медицинской карьеры в пользу искусства, профессиональный манифест. Во время  Франко-прусской войны
  • Фредерик Базиль
  • Автопортрет
  • 1865

Фредерику Базилю было 25 лет, когда он создал этот поразительно точный автопортрет. Изображенный на темном фоне только с палитрой и кистями, указывающими на его профессию, он смотрит на зрителя, будто застигнутый врасплох. Невидимые мольберт и холст должны быть расположены непосредственно перед художником и слева от нас. Данный портрет был создан, когда Базиль делил квартиру-мастерскую с Клодом Моне и экспериментировал с новыми техниками живописи, ставшими основой для импрессионизма. Картина показывала как его практический опыт (Базиль нарисовал свое собственное отражение в зеркале), так и, учитывая его недавнее решение отказаться от медицинской карьеры в пользу искусства, профессиональный манифест. Во время  Франко-прусской войны  (1870—1871) Базиль ушел добровольцем на фронт. Был убит  28 ноября   1870  г.  в бою в Бургундском лесу

Эдгар Дега “ Абсент” 1876 92 см х 68 см
  • Эдгар Дега
  • “ Абсент”
  • 1876
  • 92 см х 68 см

На картине Дега изобразил художника  Марселена Дебутена  и актрису  Эллен Андре  ( фр.   Ellen Andrée ) за столиком в кафе « Новые Афины ». Звезда кабаре Эллен Андре отличалась элегантностью в одежде, однако, позируя Дега, она точно передала образ простой женщины. Перед ней на столе стоит бокал с  абсентом , явно не первый. Ноги женщины немного вытянуты вперёд, плечи опущены, взгляд потухший. Перед её спутником с налитыми кровью глазами стоит бокал с  мазаграном  — популярным средством от  похмелья . Так что можно предположить, что действие происходит ранним утром. На соседнем с женщиной столике стоит графин с водой, использовавшейся для разбавления абсента. На переднем плане видны положенные для посетителей газеты, которые закреплены на деревянной планке, и стаканчик со спичками. Вдоль края газеты Дега поставил свою подпись. Позади сидящей пары установлено зеркало, обрезанное в характерной для Дега «фотографической» манере. В нём отражается занавешенное окно, сквозь которое в кафе струится утренний свет.

Мужчина смотрит в сторону, в то время как женщина безразлично глядит прямо перед собой. Фигуры людей смещены с центра композиции, что придаёт картине атмосферу мимолётности. Картина изображает всё увеличивающуюся изоляцию отдельного человека в стремительно растущем в то время  Париже .

Во время первого показа в 1876 году картина была негативно оценена критиками, посчитавшими её уродливой и отвратительной. После этого она долгое время не демонстрировалась. На показе в Англии в  1893  году критики назвали «Абсент» вульгарной и восприняли её как вызов морали. В настоящее время картина хранится в Париже.

Почти за десять лет до своей смерти Дега практически перестал писать. Он жил один. В то время как  Ренуар  и  Моне  наслаждались теплом семейного очага, Дега жил все более одиноко в своей холостяцкой квартире, захламлённой хаотическим нагромождением роскошных и пыльных холстов, вещей и редких ковров. Смерть унесла многих его ближайших старинных приятелей, а скверный характер лишил общества оставшихся в живых друзей. Поль Валери, иногда заходивший навестить Дега в мастерской, оставил описание безрадостного существования почти ослепшего художника, который уже не мог писать, и лишь немного рисовал углем. Однако к 80 годам он был уже признанным художником, его картины продавались по баснословным для того времени ценам.

Эдгар Дега скончался  27 сентября  1917 года в Париже в возрасте 83 лет, будучи признанным мастером и авторитетным живописцем, по праву считавшимся одним из ярчайших представителей импрессионизма, оригинальным творцом. Согласно последней воле Дега похороны прошли скромно, хотя проводить Дега в последний путь собралось много старых друзей, среди которых были и Клод Моне. Дега просил не произносить траурных речей во время его похорон и особенно настаивал на том, что, если художникам придется сказать несколько слов, пусть это будет самая простая фраза, вроде: «Он, как и мы, очень любил рисовать».

В честь Эдгара Дега назван  кратер  на  Меркурии .

  • Винсент Ван Гог
  • “ Автопортрет с перевязанным ухом и трубкой”
  • 1889 год

История возникновения картины. Обостренное восприятие действительности и душевная неуравновешенность приводят Ван Гога к психическому заболеванию.  Гоген  приезжает погостить в нему, но творческие разногласия вызывают ссору. Ван Гог кидает стакан в голову художника, затем, после заявления Гогена о намерении уехать, бросается на него с бритвой. В припадке  сумасшествия  вечером этого же дня  художник отрезает себе мочку уха .

Описание картины.

Лицо  Ван Гога  занимает большую часть картины.  Голова  повёрнута на три четверти в левую сторону. Он одет в теплую куртку, поношенную шапку. На голове повязка.  Ван Гог  курит трубку (дым прорисован). Чёрная трубка контрастирует с белой повязкой. Картина создаёт впечатление смирения и успокоения. На картине у художника искажены черты лица, взгляд потерянный, направленный вдаль. Ван Гогу во время написания картины было только 35 лет, но выглядит он на ней пятидесятилетним.  Фон  картины — двухцветная стена в красно-оранжевых оттенках. На картине перевязано правое ухо, но это зеркальное изображение. На самом деле Ван Гог порезал себе левое ухо.

« Автопортрет с отрезанным ухом и трубкой » был продан в частном порядке в конце 1990-х годов. По оценкам, цена продажи составила 80—90 миллионов долларов

Винсент Ван Гог Прогулка заключенных 1890 год 80 см х 64 см
  • Винсент Ван Гог
  • Прогулка заключенных
  • 1890 год
  • 80 см х 64 см

На картине изображён колодец маленького и тесного тюремного двора, на котором по кругу обречённо движутся заключённые. Картина выполнена в сине-зелёной гамме.

«Прогулка заключённых» символизирует жизнь, подобную, по мнению художника, замкнутому кругу. Центральная фигура на переднем плане наиболее индивидуализирована в отличие от других заключённых, чьи лица написаны лишь несколькими мазками. В этом персонаже угадываются черты самого ван Гога.

Находясь в больнице, Ван Гог не мог рисовать с натуры, поэтому он начал использовать литографии, гравюры и чёрно-белые репродукции других художников в качестве натуры для своих произведений

На гравюре изображён шестиугольный двор Нью-Гейтской тюрьмы, в котором происходит так называемый «парад заключенных». Суть этого «парада» заключалась в том, что преступников много раз проводили перед сыщиками, чтобы те могли хорошо запомнить их лица.

Последними словами художника были: «Печаль будет длиться вечно»

Абстракционизм - (лат. abstractio  «удаление, отвлечение

Абстракционизм - (лат. abstractio  «удаление, отвлечение") Это отказ от изображения реальных форм в угоду хаотичному цвету и геометрии.

В 1928 году советский художник Василий Кандинский принял немецкое гражданство, но когда в 1933 году к власти пришли нацисты и закрыли художественный салон, эмигрировал в Париж. В 1939 году Василий Кандинский принял французское гражданство. Умер 13 декабря 1944 года в парижском пригороде

В 2017 году «Картина с белыми линиями», до 1974 г. висевшая в  Третьяковской галерее , ушла с молотка за 42 млн долларов Сначала картину, написанную в 1913 году, пришлось увозить из Германии, поскольку началась Первая мировая война. Ей не довелось побыть на германской выставке. После революции 1917 года полотно было передано в фонд Музея живописной культуры на Волхонке. Потом его переместили в Пензу, а оттуда снова в Москву в Третьяковскую галерею. В 1970-е картина загадочным образом обнаружилась у немецкого коллекционера Вильгельма Хака. По версии газеты «Шпигель» Хак выменял её за пачку писем Ленина. После «Картине с белыми линиями» довелось побывать в специально построенном для коллекции Хака немецком музее, а теперь она всплыла на аукционе Sotheby’s с двумя другими полотнами Кандинского. Тринадцать минут за картину торговались три покупателя. Приобрел «Картину с белыми линиями» арт-консультант частного коллекционера Василий Кандинский “ Картина с белыми линиями” 1913 год

В 2017 году «Картина с белыми линиями», до 1974 г. висевшая в  Третьяковской галерее , ушла с молотка за 42 млн долларов

Сначала картину, написанную в 1913 году, пришлось увозить из Германии, поскольку началась Первая мировая война. Ей не довелось побыть на германской выставке. После революции 1917 года полотно было передано в фонд Музея живописной культуры на Волхонке. Потом его переместили в Пензу, а оттуда снова в Москву в Третьяковскую галерею.

В 1970-е картина загадочным образом обнаружилась у немецкого коллекционера Вильгельма Хака. По версии газеты «Шпигель» Хак выменял её за пачку писем Ленина. После «Картине с белыми линиями» довелось побывать в специально построенном для коллекции Хака немецком музее, а теперь она всплыла на аукционе Sotheby’s с двумя другими полотнами Кандинского.

Тринадцать минут за картину торговались три покупателя. Приобрел «Картину с белыми линиями» арт-консультант частного коллекционера

  • Василий Кандинский
  • “ Картина с белыми линиями”
  • 1913 год

Пит Мондриани “ Композиция с цветными плоскостями и серыми линиями” 1918 год
  • Пит Мондриани
  • “ Композиция с цветными плоскостями и серыми линиями”
  • 1918 год

Мондриан призывал к «денатурализации» искусства, к отказу от естественных форм и переходу к чистой абстракции [8] . Начиная с 1913 года, картины Мондриана развивались в сторону абстрактных матриц, состоящих из чёрных горизонтальных и вертикальных линий. Постепенно расположение линий на холсте упорядочилось до такой степени, что они стали представлять собой правильные решётки с ячейками [9] . Ячейки закрашивались основными цветами, то есть красным, синим и жёлтым. Таким образом, структуру картины образовывали дихотомии цвет — не-цвет, вертикаль — горизонталь, большая поверхность — малая поверхность, единение которых должно было символизировать равновесие сил в гармонии мироздания [8] .

Несмотря на предельную ограниченность визуальных средств, творчество Мондриана оказало большое влияние на современников и породило новые направления в живописи и графике.

Казимир Малевич “ Черный квадрат” 1915 год
  • Казимир Малевич
  • “ Черный квадрат”
  • 1915 год

Попытки убеждённых поклонников, считающих, что художник вводит их в заблуждение, исследовать полотно на предмет нахождения иного изначального варианта под верхним слоем живописи совершались неоднократно

Осенью  2015  были опубликованы результаты исследований (методом  рентгеноскопии ), которые подтвердили наличие под изображением «Чёрного квадрата» двух других цветных изображений

Также учёные расшифровали надпись на картине, которая считается авторской (по почерку). Фраза звучит как « Битва негров в тёмной пещере » и отсылает к известному монохромному полотну  Альфонса Алле  «Битва негров в пещере глубокой ночью», созданном в  1882 год , произведению, которое художник никогда не видел (но вполне мог слышать и оценить её юмор, что и подтверждается фактом наличия поспешно сделанной им карандашной надписи просто для памяти на краю указанной композиции

Художник утверждал: « три квадрата есть установление определённых мировоззрений и миронастроений… чёрный как знак экономии, красный как сигнал революции, и белый как чистое действие. »

Малевич хотел быть похороненным в гробу особого образца, он упоминал о « северном кресте », о « жесте распахнутых рук, с которым надо принимать смерть, распластавшись на земле и открываясь небу так, чтобы фигура приняла форму креста ». Но столяр, изготавливавший гроб по особому заказу, отказался его выполнять ввиду технических трудностей [18] :303,617 .

К. С. Малевич считал, что лучшее, что он написал в своей жизни — это «Чёрный квадрат». Траурная процессия похорон Малевича подчёркивала безусловное значение «Чёрного квадрата» в его жизни. На гражданской панихиде в Ленинграде в изголовье гроба на стене висел «Чёрный квадрат»  Тело Малевича было покрыто белым холстом с нашитым на нём чёрным квадратом. На крышке гроба со стороны головы был нарисован «Чёрный квадрат». Во время похоронной процессии, шедшей по Невскому проспекту от Морской улицы до Московского вокзала, саркофаг был установлен на открытой платформе грузовика с изображением чёрного квадрата на капоте [] . На вагоне поезда, перевозившего гроб Малевича в Москву, был нарисован чёрный квадрат, на белом фоне, с подписью — К. С. Малевич. На гражданской панихиде в Донском монастыре в Москве «Чёрный квадрат» был укреплён на трибуне, среди цветов [27] :23-24 .

гроб был отправлен поездом в Москву, где К. С. Малевича кремировали. Малевич в акте кремации умерших видел воплощение одного из принципов экономии, но прежде всего — « космическое зрелище», подтверждение идеи беспредметности. Его прах захоронили в поле, рядом с деревней  Немчиновка .

Кубизм - (фр. Cubisme) – это когда трехмерный объект раскладывается на простые элементы и собирается на холсте в двумерном изображении

Кубизм - (фр. Cubisme) – это когда трехмерный объект раскладывается на простые элементы и собирается на холсте в двумерном изображении

Пабло Пикассо “ Девочка на шаре” 1905 год 147 см х 95 см
  • Пабло Пикассо
  • “ Девочка на шаре”
  • 1905 год
  • 147 см х 95 см

На картине изображена бродячая группа  акробатов . Почти весь холст занимают двое: хрупкая гимнастка репетирует цирковой номер, балансируя на  шаре , и мощный атлет сидит рядом, отдыхая. Картина наполнена внутренним драматизмом, который положен в основу композиции картины, и построена на сопоставлении контрастов.  Пейзаж , изображённый на картине, представляет собой унылую, выжженную солнцем холмистую равнину, по ней протянулась просёлочная дорога, где и остановилась кибитка бродячего  цирка . На заднем плане картины изображена случайная прохожая с ребёнком, собака и белая лошадь. Унылый фон контрастирует с весёлым ремеслом артистов, работающих среди шумной весёлой толпы зрителей.  Шар  и  куб , стоящие на земле, — цирковой реквизит — также представляют собой противоположности. Обыгрывается  контраст  движения и неподвижности. Девочка грациозно покачивается, удерживая равновесие, атлет сидит застывший, словно монолит. Он практически слился в одно целое со своим постаментом, олицетворяя неподвижность и постоянство

Пабло Пикассо “ Женщина в шляпе и меховом воротнике” 1937 год 61 см х 50 см
  • Пабло Пикассо
  • “ Женщина в шляпе и меховом воротнике”
  • 1937 год
  • 61 см х 50 см

Картина была написана в Париже 4 декабря 1937 года и является одним из многочисленных портретов  Марии-Терезы Вальтер  кисти Пикассо в период с 1927 по 1935 год. Модель была любовницей художника и матерью его дочери Майи.

В этих портретах Пикассо молодость и личность Вальтер подвергаются тысячам метаморфических преобразований. Художник объединяет фронтальный вид лица и профиля в единое изображение и превращает модель в икону чувственности с помощью богатого живописного языка, в котором искаженные формы означают консолидацию, так называемого, «стиля Пикассо».

Связь Пикассо с Вальтер была тайной. Место модели затем заняла  Ольга Хохлова , ставшая женой художника [2] . В «Женщине в шляпе и меховом воротнике» Пикассо изобразил одновременно лицевой профиль и фронтальный вид модели. Она смотрит на зрителей как слева, так и справа. В картине живописца женщина является движущей силой выражения сильных эмоций, источником которых являются общечеловеческие чувства

Полное имя — Па́бло Дие́го Хосе́ Франси́ско де Па́ула Хуа́н Непомусе́но Мари́я де лос Реме́диос Сиприа́но де ла Санти́сима Тринида́д Ма́ртир Патри́сио Руи́с и Пика́ссо

Пабло Пикассо “ Голубка Пикассо” 1949 Иллюстрация 1969 года Один из друзей рассказывает об отношении коммуниста Пикассо к голубиному мотиву: «Помню обед в его мастерской в день открытия Парижского конгресса сторонников мира. В тот день у Пабло родилась дочь, которую он назвал  Паломой  (по испански „палома“ — голубка). За столом нас было трое: Пикассо,  Поль Элюар
  • Пабло Пикассо
  • “ Голубка Пикассо”
  • 1949
  • Иллюстрация 1969 года

Один из друзей рассказывает об отношении коммуниста Пикассо к голубиному мотиву:

«Помню обед в его мастерской в день открытия Парижского конгресса сторонников мира. В тот день у Пабло родилась дочь, которую он назвал  Паломой  (по испански „палома“ — голубка). За столом нас было трое: Пикассо,  Поль Элюар  и я. Сначала мы говорили о голубях. Пабло рассказывал, как его отец, художник, часто рисовавший голубей, давал мальчику дорисовывать лапки — лапки успели надоесть отцу. Потом заговорили вообще о голубях; Пикассо их любит, всегда держит в доме; смеясь, он говорил, что голуби жадные и драчливые птицы, непонятно, почему их сделали символом мира. А потом Пикассо перешел к своим голубкам, показал сотню рисунков для плаката — он знал, что его птице предстоит облететь мир [3] »

В СССР ходил анекдот.

Художественная выставка в Париже. Пикассо забыл свой пригласительный билет. Его не пускают: — Докажите, что вы Пикассо. Он одним взмахом карандаша изобразил голубя мира, и его пропустили.  Фурцева  тоже забыла приглашение, и её не пускают. — Я министр культуры СССР! — Чем вы это можете доказать? Вот Пикассо тоже забыл билет, и ему пришлось рисовать. — А кто такой Пикассо? — Все в порядке, госпожа министр культуры, можете проходить!

Пикассо умер 8 апреля 1973 года во Франции на своей вилле 

Сюрреализм - (от фр. surréalisme , буквально «над-реализм»)  Сюрреализм– это совмещение сна и реальности, образы подсознания.  Работы нередко выполнялись под воздействием алкоголя, гипноза и голода.

Сюрреализм - (от фр. surréalisme , буквально «над-реализм») Сюрреализм– это совмещение сна и реальности, образы подсознания. Работы нередко выполнялись под воздействием алкоголя, гипноза и голода.

Сальвадор Дали “ Лебеди, отражающиеся в слонах” 1937 год 61 см х 77 см
  • Сальвадор Дали
  • “ Лебеди, отражающиеся в слонах”
  • 1937 год
  • 61 см х 77 см

Сюжет картины. Лебеди и три засохших дерева, отражаясь в воде, принимают облик слонов, причем, если повернуть картину вверх ногами, слоны превращаются в лебедей, и наоборот. Мягкие, скользкие поверхности предметов и их корчащиеся формы (даже облака кажутся живыми существами) создают неуютную атмосферу, странно контрастирующую с прозаической фигурой праздно стоящего человека [

Сальвадор Дали Постоянство памяти 1931 год 24 см х 33 см
  • Сальвадор Дали
  • Постоянство памяти
  • 1931 год
  • 24 см х 33 см

Эта небольшая картина (24×33 см) — вероятно, самая известная работа Дали. Размягченность висящих и стекающих часов — образ, выражающий уход от линейного понимания времени.

Сообразно своему методу, художник объяснял происхождение сюжета размышлением о природе сыра камамбер; пейзаж с Порт Лигат был уже готов, так что написать картину было делом двух часов. Вернувшись из кино, куда она ходила в тот вечер, Гала (русская жена Дали) совершенно правильно предсказала, что никто, раз увидев «Постоянство памяти», уже его не забудет. Написанию картины, по-видимому, могли способствовать ассоциации, возникавшие у Дали при виде плавленого сыра 

Сальвадор Дали “ Мягкая конструкция с вареными бобами” (предчувствие гражданской войны) 1936 год
  • Сальвадор Дали
  • “ Мягкая конструкция с вареными бобами” (предчувствие гражданской войны)
  • 1936 год

Всю центральную часть полотна занимает странная конструкция из человеческих рук и ног, своей формой напоминающая очертание Испании. Сооружение как будто нависает над традиционным для Дали низким горизонтом. Внизу на земле рассыпаны варёные бобы. Сочетание этих предметов создаёт  абсурдное , болезненно-фантастическое сочетание, передающее впечатление Дали от событий, происходивших в те годы в Испании. Это гражданская война в Испании и приход к власти фашистов.

Сальвадор Дали Скульптура “Телефон -омар” 1936 год
  • Сальвадор Дали
  • Скульптура “Телефон -омар”
  • 1936 год

Скульптура является пародией и шуткой, выражающей протест Дали против поклонения технике, средствам аудиокоммуникаций, которые отдаляют людей друг от друга [2] .

Сальвадор Дали “ Лицо войны” 1940 год
  • Сальвадор Дали
  • “ Лицо войны”
  • 1940 год

  На полотне изображена похожая на череп голова, окружённая длинными шипящими змеями; в каждом из трёх отверстий её (глазницы и ротовая полость) расположено по одному черепу, каждый из которых наполнен черепами и черепами в этих черепах, так что голова «начинена бесконечной смертью» [1] .

В правом нижнем углу можно увидеть отпечаток руки Сальвадора Дали

Сальвадор Дали “ Метаморфозы Нарцисса” 1937 год
  • Сальвадор Дали
  • “ Метаморфозы Нарцисса”
  • 1937 год

Согласно древнегреческому мифу, Нарцисс был необыкновенно красивым юношей, увидевшим своё отражение в водах источника и влюбившийся в него. По одной версии, он зачах, не в силах утолить свою страсть, однако, более драматичный вариант повествует, что он склонился к воде, чтобы обнять своё отражение, упал туда и утонул. Впоследствии боги превратили его в цветок нарцисса

Суть метаморфозы — в превращении фигуры нарцисса в огромную каменную руку, а головы — в яйцо (или луковицу). Дали использует испанскую поговорку «Луковица в голове проросла», которая обозначала навязчивые идеи и комплексы. Самовлюблённость юноши — и есть подобный комплекс. Это одна из самых искренних картин Дали: на это прямо наводят последние строки поэмы о Нарциссе, написанной художником к своей картине:

Знаешь, Гала (а впрочем, конечно знаешь) это — я. Да, Нарцисс —           это я.

После смерти жены Дали переживает глубокую депрессию

Болезнь Паркинсона мешает Дали рисовать. Его последние работы представляют собой простые закорючки, в которых угадываются тела персонажей.

Ухаживать за больным и обезумевшим стариком было трудно, он бросал в медсестёр то, что подворачивалось под руку, кричал, кусался.

Сальвадор Дали скончался  23 января  1989 года, на 85-м году жизни. Художник завещал похоронить его так, чтобы по могиле могли ходить люди, поэтому тело Дали замуровано в пол в одной из комнат театра-музея Дали в городе  Фигерас . Все свои работы он завещал Испании.

В 2007 году испанка Марии Пилар Абель Мартинес заявила, что является внебрачной дочерью Сальвадора Дали.

В июне 2017 года суд в Мадриде принял решение об  эксгумации  останков Сальвадора Дали для взятия образцов с целью проведения  генетической экспертизы  для установления возможного отцовства жительницы  Жироны . 20 июля гроб с останками Сальвадора Дали был вскрыт, и эксгумация была проведена За процедурой вскрытия гроба наблюдали 300 человек. В случае признания отцовства, дочь Дали смогла бы получить права на его фамилию и часть наследства. Однако тест ДНК однозначно опроверг предположения о родстве этих людей


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 9 класс

Скачать
Культура и искусство первой половины XX века (модернизм)

Автор: Лиников Александр Александрович

Дата: 07.12.2018

Номер свидетельства: 489397

Похожие файлы

object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(200) "РАЗРАБОТКА  УРОКА  ПО  ВСЕМИРНОЙ  ИСТОРИИ, Тема: «Развитие наука и культура в первой половине ХХ века» (10 класс)"
    ["seo_title"] => string(111) "razrabotka-uroka-po-vsiemirnoi-istorii-tiema-razvitiie-nauka-i-kul-tura-v-piervoi-polovinie-khkh-vieka-10-klass"
    ["file_id"] => string(6) "269346"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1450801048"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(199) "РАЗРАБОТКА  УРОКА  ПО  ВСЕМИРНОЙ  ИСТОРИИ Тема: «Развитие науки и культуры в первой половине ХХ века» (10 класс)"
    ["seo_title"] => string(111) "razrabotka-uroka-po-vsiemirnoi-istorii-tiema-razvitiie-nauki-i-kul-tury-v-piervoi-polovinie-khkh-vieka-10-klass"
    ["file_id"] => string(6) "269357"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1450802248"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(109) "Конспект урока по истории "Серебряный век русской культуры""
    ["seo_title"] => string(62) "konspiekt_uroka_po_istorii_sieriebrianyi_viek_russkoi_kul_tury"
    ["file_id"] => string(6) "361495"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1479824886"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства