Холокост - уничтожение еврейского населения фашистами 1933-1945 года. Пропагниская фашиская теория -превосходство расы господ. Все другие народы должны быть уничтожены евреи, цыгане..Создание еврейского гетто. Уничтожение целого народа в концентрационных лагерях. Сожжение живых. Холокост это вчера ,но и сегодня: Сараево , локальные конфликты. 13 сентября 1942 года в варшавском гетто погибло около 300 человек.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Слайд 19 – фашистские указы о «решении еврейского вопроса»
Слайд 20– словарь
Слайд 24 – борьба евреев с нацистами
Слайд 25 – восстания в гетто
Слайд 29 - рисунки
Слайд 30 - вопросы
К зрителям
Понять причины современного геноцида, осмыслить мировую историю в ХХ веке, остановить возрождающийся фашизм невозможно без знания истории Холокоста. В курсе изучения мировой и отечественной истории в школьной программе места Холокосту нет. Поэтому мы, понимая актуальность проблемы, ее нравственный смысл и воспитательные задачи, решили рассмотреть этот вопрос хотя бы в рамках проекта. Трагедия Холокоста - это не только часть истории евреев; это часть
всемирной истории. Разговор о Катастрофе, постигшей еврейский народ в годы Второй Мировой войны, - это разговор и о проблемах современной цивилизации, о ее болезнях, об угрожающей ей опасности.
Изучение страшного прошлого - это не только сохранение памяти о погибших, но и одно из условий выживания современного человека.
Чем дальше от нас события еврейской Катастрофы 1933-1945 гг., тем больше мужества требуется, чтобы помнить о гибели шести миллионов евреев и миллионов других людей, убитых только за то, что они были цыгане или славяне, инакомыслящие или военнопленные… Изучение страшного прошлого - это не только сохранение памяти о погибших, но и одно из условий выживания современного человека.
Горечь иврита – Шоа , Катастрофа. Катастрофа, которая постигла евреев. Далеко не первая в ряду гибелей, подстерегавших их с библейских времен. Последняя ли?…
Нацистская пала-ческая тайнопись – Endlösung, окон-чательное решение. Окончательное для евреев – вычерком из реестра живого. Окончательное для немцев – увековече-нием «расы господ». Окончательное для мира – превращени-ем всех остальных народов его соста-вляющих в иерархию париев…
И, наконец, получивший планетарную прописку Holocaust – всесожжение: крематорий для живых… Языческий жертвенный обряд, возвращенный в новоевропейскую цивилизацию на грани слома ее прогрессистского императива . Пепел, напоминающий людям об их неистребимых «началах» и их неисключенном (в бли-жайшей перспективе) Конце.
Что же породило и оправдало Холокост?
Антисемитизм Мартина Лютера зачастую относят к его личной слабости или помрачению ума, которым он страдал в последние годы жизни. Это неверно по двум причинам. Во-первых, с самого начала он был приверженцем ненависти . Во-вторых, антисемитизм встроен в саму его теологию. Лютер презирал евреев Библии так же, как и евреев своего времени. Его теология оправдала и породила Холокост . “Теолог Холокоста” – такое определение Лютер всецело заслужил.
Мир Холокоста.… Это вчера ...? Или также и завтра ...? Мы могли бы сказать еще: мир Кампучии, мир Карабаха, мир Сараево…. Почему убийство человеком человека вновь приобрело такую гигантскую силу? Чтобы понять это, необходимо знать историю Холокоста, историю еврейского народа, его мук и его уничтожения…
Геноцид… Что это – атавизм, вырвавшийся откуда-то из глубин человеческих, или новообразование, злокачественная опухоль души современного человека? Внутри геноцида – непонятая нами еще проблема. Так уж повелось в истории, что лишь убийство, лишь смерть сотен и тысяч ни в чем не повинных людей заставляют нас задумываться над проблемами, решения которых мы еще не знаем.
Неужели в крови, в мозгу наших детей и внуков останется этот страшный ген - Геноцид ?!
Как понять злодеяние, банальность которого столь разительно контрастирует с его размерами? Может быть, нужно сделать еще шаг, чтобы разглядеть в систематическом убийстве наваждение окончательного ответа на вопрос, задаваемый человеком себе самому не одно тысячелетие: « Кто я есть? »
Да, вы можете напомнить мне, что Холокост имеет определенную хронологию и достаточно четко ограниченное пространство. И с этим можно было бы согласиться, если бы за окном был 1945 год, когда была еще жива в людях убежденность в невозможности повтора. Но сегодня, в потрясаемом взрывами и переменами мире, кто решится исключить опасность новой Катастрофы уничтожения человечества изнутри? Как бы свято этот человек ни верил в невозможность возрождения вселенского кошмара свастики, ему не достанет уверенности сделать это.
Нельзя забывать еще и того, что сотен тысяч евреев Холокост – это еще и биография. Страшный миг, несколько рубленых фраз, сказанных по-немецки, – и прекрасная жизнь матерей, отцов, братьев, сестер сжалась в последние дни, часы, минуты. А тем, кто выжил, этот миг перевернул биографию, переменил не взгляд на жизнь, но саму жизнь.
Говоря о явлениях, подобных Холокосту, возможно, даже не нужно употреблять слово трагедия . Классическая трагедия, сопровождавшаяся катарсисом-очищением , уже ушла из нашего мира. После того, что мы совершаем, требуется больше, чем покаяние!
Может, это кощунственно, но приходит в голову простое слово опыт . Неужели миллионы людей должны погибнуть, чтобы следующие поколения приобрели необходимый опыт ?! И, все-таки, другого слова у меня нет…
Опыт .…Это встреча с живыми мертвыми. Они есть, они среди нас, вместе с нами ходят по этой земле. Они умерли еще тогда, в войну попав в гетто. С тех пор прошли десятки лет, но они, чудом выжившие, до сих пор слышат звуки , ощущают запахи , видят цвета гетто .…
И кто знает, что весит на весах души больше – невозвратные потери или этот страшный опыт. Но может быть, даст Бог, именно он отучит нас от привычной мысли, что совершенное сегодня можно поправить завтра . Даст Бог, мы поймем, что метод проб и ошибок навсегда канул в Лету, поскольку цена этому методу – человеческаяжизнь!
Почему кошмар не был предотвращен?
За объяснением мы вновь и вновь обращаемся к феномену нацизма. И не только к тому, что он привнес в человеческую жизнь, не только к его происхождению, но и к вопросу о том, как и почему этот феномен был допущен, отчего так пышно разросся, охватив едва ли не целый континент, почему за ним пошли миллионы людей? Социальное отчаяние, ощущения израненности кристаллизовались в оскорбленное национальное чувство. Сдвиг в человеческой душе и разуме оказался достаточным для формирования новой человеческой породы, которую можно условно назвать эсэсовской .
Исследования последних лет доказали, что солдаты вер-махта и его командование иг-рали самую активную (иногда — инициативную) роль при уничтожении евреев, особенно в первый период войны. Имен-но вермахт в каждом захва-ченном населенном пункте организовывал военные ко-менатуры, одна из важнейших задач которых (после «ареста партизан») состояла в «изоля-ции евреев». Создание гетто и маркировка еврейского насе-ления проводились по указа-ниям военных комендантов уже в первые дни оккупации. В оперативных сводках комен-датур одним из специальных пунктов были сведения о «ре-шении» еврейского вопроса.
Однако, людям этой породы органически необходим Вождь, Фюрер !
И претендент на эту роль благополучно нашелся! Адольф Шикльгрубер… Гитлер!... Экономическая депрессия, крайний национализм как реакция на поражение в первой мировой войне, беспорядки, разочарование в демократии пробудили во многих немцах яростный антисемитизм. Воспользовавшись общим недовольством экономическими трудностями, Гитлер утверждал расистскую теорию, открыто выступая против евреев. Евреи были обвинены в поражении Германии, в распространении коммунистических идей, в стремлении разрушить демократические режимы в Европе.
Они, внезапно лишившиеся работы, достатка, завтрашнего дня, растоптанного социальным кризисом, в одночасье стали властителями других человеческих жизней и судеб. Им, новоявленным распорядителям, было предоставлено право топтать и уничтожать. Да, для этого нужен был Гитлер. И все же …
Чтобы оказался возможным Холокост, нужно было поле для убийства, жизненное пространство человекоуничтожения. Не случайно осуществление этой кошмарной идеи началось после того, как была растоптана в крови Польша и началась оккупация России. В газовых камерах и крематориях Польши, где сжигали живых, в расстрельных ямах России Холокост впервые стал явью.
Что же еще сделало возможным Холокост? В книге Марка Эйдельмана, одного из руководителей восстания в Варшавском гетто, описан поразительный по своей яркости случай. Когда эшелоны, увозившие евреев на смерть, стали возвращаться пустыми, польские подпольщики – евреи сообщили в Лондон о случившемся. В ответ – ни звука. И дело здесь не только и не столько в недостатке ресурсов и в наличии корысти, но, прежде всего, в неверии . Человек не был подготовлен к восприятию такого ! Да что там говорить о Лондоне! Не верили страшной правде и сами узники гетто!
Однако евреи вовсе не собирались покорно, как стадо скота, идти на убой!...
Из воззвания молодежной организации Вильнюсского гетто от 1 января 1942 г.
« Нас не поведут, как овец, на бойню! Правда, что мы слабы и беззащитны, но сопротивление должно стать единственным ответом врагу!
Братья! Лучше погибнуть свободными борцами, чем выжить по милости убийц!
Сопротивляйтесь! До последнего вздоха !»
1 января 1942 года. Вильнюсское гетто.
Самым массовым, длительным и отчаянным было восстание, нача-вшееся в апреле 1943 г. в Варшавском гетто.
Польско-еврейский историк Бен Марк писал: "Многие освободи-тельные войны несли в себе зародыш неизбежного поражения, но ни на одной из них не лежала печать столь глубокого тра-гизма, как на последнем боевом порыве остатков обитателей Варшавского гетто, который разгорелся на могиле их ближ-них, без тыла, почти без оружия, без ничтожного шанса на победу".2 октября 1940 года немецкие военные власти выделили часть города под еврейское гетто и заключили в него всех еврейских жителей Варшавы и ближайших окрестностей. В июле 1942 года начались массовые депортации в Треблинку.
До 13 сентября 1942 года были депортированы или погибли в гетто около 300 тысяч евреев. 18 января 1943 года началась вторая акция депортации евреев. Еврейские подпольщики оказали немцам открытое вооруженное сопротивление. Уличные бои продол-жались три дня. Немцам удалось отправить в Треблинку только 6 ты-сяч человек. Около 1600 были убиты в самом гетто.
Памяти жертв Холокоста
Слова песни на мелодию "Тум - балалайки ", делившей с нашим еврейским народом и радости и беды, записаны с голоса февральской вьюги, кружившей в синих сумерках за окнами минской гостиницы "Олимпийская ", высящейся на проспекте Машерова, не-подалеку от площади Юбилейной , которая в годы немецко- фашистской оккупации города была частью минского гетто, называлась Юденплац и впитала тогда немало еврейских слез и крови .
Могила семьи Лурье. Ленинград
Памятник жертвам Холокоста
В 1968 году поэт и бард А.Галич написал песню о горе, боли и ужасах еврейского гетто.
Однажды, в одном из концертов А.Галич, предваряя эту песню, сказал так: «...Мне рассказывали, что любимой мелодией лагерного началь-ства в Освенциме, мелодией, под которую отправляли на смерть очередную партию обреченных, была песенка "Тум-балалайка", которую ис-полнял оркестр заключенных..»
И зал встал!...
Холокост… Это не еврейский, это русский вопрос. Десятки лет в нашей родной многонациональной России это была закрытая тема. Факты были известны многим, но … Немая память – плохой союзник. На нее нельзя опереться. К ней нельзя аппелировать. Как бы ни ужасна была эта правда, о ней нужно говорить. Чтобы найти в себе силы преодолеть то страшное, что нашел в себе человек. Чтобы наши дети и наши внуки не столкнулись лицом к лицу с ужасом и позором Холокоста .