Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по предмету "История"»
1.Пояснительная записка
Учебный план по предмету «История Отечества» разработан в соответствии с нормативными правовыми актами:
Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
Приказ Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1599 “Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)”
Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), разработанная на основе ФГОС для детей с ОВЗ;
Постановление Главного санитарного врача Российской Федерации от 10 июля 2015г №26 (СанПиН 2.4.2.3286-15) "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья";
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 года № 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования;
Приказ Министерства образования РФ от 10.04.2002 г. № 29/2065-п «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии»;
Письмо Министерства образования и науки РФ от 12.05.2011 № 03-296 "Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования";
Инструктивное письмо Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации от 4 сентября 1997 года № 48 «О специфике деятельности специальных (коррекционных) образовательных учреждений I-VIIIвидов» (с изменениями на 26 декабря 2000 года)
Приказ комитета образования и науке Волгоградской области №856 от 31.08.2017г «Об утверждении примерного учебного плана общего образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в государственных образовательных организациях, подведомственных комитету образования и науки Волгоградской области»;
Приказ комитета по образованию и науке администрации Волгоградской области от 14 февраля 2012 г. n 123 "Об утверждении примерного учебного плана индивидуального обучения на дому лиц, по состоянию здоровья временно или постоянно не посещающих общеобразовательные учреждения";
Методические рекомендации по организации деятельности образовательных учреждений надомного обучения (письмо Управления специального образования Министерства образования РФ от 28.02.2003 г. № 27/2643-6);
Письмо Министерства образования РФ №01-50-25/32-05 от 24.01.03 "О защите конституционных прав на образование и иных социальных прав детей-инвалидов, страдающих умственной отсталостью";
Постановления Правительства РФ от 18.08.2008 № 617 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации об образовательных учреждениях, в которых обучаются (воспитываются) дети с ограниченными возможностями здоровья»;
Письмо Минобразования РФ от 06.09.2002 № 03-51-127ин/13-03 «Об объемных показателях для разработки федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования»);
Письмо Министерства образования РФ от 14.03.2001 года №29/1448-6 «Рекомендации по порядку проведения экзаменов по трудовому обучению выпускников специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида»;
Письмо Министерства образования и науки РФ от 28.12.2011 № 19337 "О введении третьего часа физической культуры";
Приказ Министерства просвещения РФ от 28.12.2018 года № 345 "О федеральном перечне учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования";
Письмо Министерства образования и науки РФ от 12.05.2011 № 03-296 "Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования";
Устав образовательной организации ГКОУ «Котовская школа-интернат».
Цель обучения
― формирование нравственного сознания развивающейся личности обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), способных к определению своих ценностных приоритетов на основе осмысления исторического опыта своей страны; развитие умения применять исторические знания в учебной и социальной деятельности; развитие нарушенных при умственной отсталости высших психических функций. Достижение этих целей будет способствовать социализации учащихся с интеллектуальным недоразвитием.
Задачи обучения
--овладение учащимися знаниями о выдающихся событиях и деятелях отечественной истории;
― формирование у учащихся представлений о жизни, быте, труде людей в разные исторические эпохи;
― формирование представлений о развитии российской культуры, ее выдающихся достижениях, памятниках;
― формирование представлений о постоянном развитии общества, связи прошлого и настоящего;
― усвоение учащимися терминов и понятий, знание которых необходимо для понимания хода развития истории;
― формирование интереса к истории как части общечеловеческой культуры, средству познания мира и самопознания.
― формирование у школьников умений применять исторические знания для осмысления сущности современных общественных явлений, в общении с другими людьми в современном поликультурном, полиэтническом и многоконфессиональном обществе;
― воспитание учащихся в духе патриотизма, уважения к своему Отечеству;
― воспитание гражданственности и толерантности.
Корреционно-развивающие: учить анализировать, сравнивать изучаемые объекты и явления, понимать причинно-следственные зависимости Корректировать и развивать память, мышление, восприятие. Содействовать развитию абстрактного мышления, развивать воображение. Расширять лексический запас. Развивать связную речь.
2.Общая характеристика учебного предмета
История в школе для детей с нарушением интеллекта рассматривается как учебный предмет, в который заложено изучение исторического материала, овладение знаниями и умениями, коррекционное воздействие изучаемого материала на личность ученика, формирование личностных качеств гражданина, подготовка подростка с нарушением интеллекта к жизни, социально – трудовая и правовая адаптация выпускника в общество.
Формы работы: урок, индивидуальная работа с учеником.
Методы обучения: -словесные (объяснение, рассказ учителя);-наглядные (демонстрация, иллюстрации);-практические (игры, упражнения и др.).
Межпредметные связи: занятия по истории тесно связаны с уроками чтения, математики, ИЗО.
Составленная программа будет реализована в условиях индивидуального обучения на дому. Занятия с ученицей проводятся по средам и пятницам.
3.Место учебного предмета в учебном плане.
Данный учебный предмет относится к предметной области «Человек и общество» и изучается с сентября 2022 года по май 2023 года. Выделено планом 1час в неделю, что составляет 34 часа в год. Количество учебных недель – 34
Количество часов по четвертям.
I четверть
II четверть
III четверть
IV четверть
Всего за год
8 ч
8 ч
10 ч
8 ч
34 ч
4. Содержание учебного предмета
Наименование раздела
Кол-во
часов
Содержание тем учебного предмета
Практическая часть
Глава 1. Древняя Русь
7
Инструктаж по ТБ на уроках истории Отечества. Славяне – коренное население Европы
Ветви славян и славянских языков.
Роды и племена восточных славян и их старейшин.
Славянский поселок. Самостоятельная работа.
Основные занятия восточных славян. Ремесла восточных славян.
Русские князья Олег, Игорь и Святослав. Княгиня Ольга.
Глава 3. Крещение Киевской Руси. Расцвет Русского государства
8
Языческая религия Киевской Руси.
Крещение Руси при князе Владимире.
Правление Ярославля Мудрого.
Наречение князя царем.
Киевский князь Владимир Мономах.
Причина распада Киевской Руси.
Развитие письменности на Руси.
Ремесла в Киевской Руси.
Глава 4. Русь в борьбе с завоевателями (XIII – XV вв.)
7
Монголо-татары.
Нашествие монголо-татар на Руси.
Невская битва. Ледовое побоище. Тест.
Возвышение Москвы.
Московский князь Иван Калита, его успехи.
Иван III Великий – глава единого государства.
Судебник Ивана III.
Глава 5. Единое Московское государство
9
Первый русский царь Иван VI Грозный.
Опричнина Ивана Грозного.
Присоединение Казанского и Астраханского ханств.
Смутное время. Правление Бориса Годунова.
Начало правления династии Романовых.
Крестьянская война под предводительством Степана Разина.
Путешествие Афанасия Никитина в Индию.
Первопечатник Иван Федоров и первое издание книг в России.
5.Требование к уровню подготовки учащейся.
Ученица должна знать:
какие исторические даты называются точными, приблизительными
• когда произошли события (конкретные, по выбору учителя);
• кто руководил основными сражениями.
Ученица должна уметь:
пользоваться учебником, ориентироваться в тексте, иллюстрациях учебника;
• пересказывать исторический материал с опорой на наглядность, по заранее составленному плану;
• соотносить содержание иллюстративного материала с текстом учебника;
• пользоваться «Лентой времени», соотносить год с веком;
• устанавливать последовательность исторических событий на основе усвоенных дат;
• правильно и точно употреблять исторические термины, понятия;
• пересказывать содержание изучаемого материала близко к тексту.
6 .Критерии нормы оценки.
Оценивание достижений обучающегося ведётся по пятибалльной системе.
При оценивании устных ответов принимается во внимание:
- правильность ответа по содержанию, свидетельствующая об осознанности усвоения изученного материала;
- полнота ответа;
- умение практически применять свои знания;
- последовательность изложения и речевое оформление ответа.
Критерии для оценивания устных ответов:
Отметка «5» ставится обучающемуся, если он: обнаруживает понимание материала, может с помощью учителя сформулировать, обосновать самостоятельно ответ, привести необходимые примеры; допускает единичные ошибки, которые сам исправляет.
Отметка «4» ставится, если обучающийся дает ответ, в целом соответствующий требованиям оценки «5», но допускает неточности и исправляет их с помощью учителя.
Отметка «3» ставится, если обучающийся частично понимает тему, излагает материал недостаточно полно и последовательно, не способен самостоятельно применять знания, нуждается в постоянной помощи учителя.
Отметка «2» ставится, если обучающийся дает неправильные ответы на поставленные вопросы. С трудом понимает смысл вопроса. Отвечает на вопросы фрагментарно, искажая основной смысл; не использует помощь учителя.
7. Календарно-тематическое планирование
№
Тема урока
Количество часов
Дата
примечание
1 чет
1
Инструктаж по ТБ на уроках истории Отечества. Славяне – коренное население Европы.
1
07.09
дидактический материал
2
Ветви славян и славянских языков.
1
14.09
сюжетные картинки
3
Роды и племена восточных славян и их старейшин.
1
21.09
4
Славянский поселок. Самостоятельная работа.
1
28.09
сюжетные картинки
5
Основные занятия восточных славян. Ремесла восточных славян.
Русские князья Олег, Игорь и Святослав. Княгиня Ольга.
1
23.11
12
Языческая религия Киевской Руси.
1
30.11
дидактический материал
13
Крещение Руси при князе Владимире.
1
07.12
14
Правление Ярославля Мудрого.
1
14.12
15
Наречение князя царем.
1
21.12
дидактический материал
16
Киевский князь Владимир Мономах.
1
28.12
17
3 чет
Причина распада Киевской Руси.
1
11.01
18
Развитие письменности на Руси.
1
18.01
19
Монголо-татары.
1
25.01
20
Нашествие монголо-татар на Руси.
1
01.02
дидактический материал
21
Невская битва. Ледовое побоище. Тест.
1
08.02
22
Возвышение Москвы.
1
15.02
23
Московский князь Иван Калита, его успехи.
1
22.02
дидактический материал
24
Иван III Великий – глава единого государства.
1
01.03
25
Судебник Ивана III.
1
15.03
дидактический материал
26
Первый русский царь Иван VI Грозный.
1
22.03
27
4 чет
Опричнина Ивана Грозного.
1
05.04
28
Присоединение Казанского и Астраханского ханств.
1
12.04
дидактический материал
29
Смутное время. Правление Бориса Годунова.
1
19.04
30
Начало правления династии Романовых.
1
26.04
31
Крестьянская война под предводительством Степана Разина.
1
03.05
32
Путешествие Афанасия Никитина в Индию.
1
10.05
дидактический материал
33
Первопечатник Иван Федоров и первое издание книг в России.
1
17.05
34
Освоение Сибири и Дальнего Востока.
1
24.05
8. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса.
Ворожейкина Н. И. , Студеникин М. Т. Поурочные разработки к «Рассказам по родной истории». М., 2001.
Забрамная С. Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей. М., 1995.
Кащенко В. П. Педагогическая коррекция. М., 1994.
Коррекционная педагогика: Основы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии. Под ред. Б. П. Пузанова. М., 2001.
Коррекционная роль обучения в вспомогательной школе. М., 1971.
Кулагина Г. А. Сто игр по истории М., 1983.
Лапшин В. А., Пузанов Б. П. Основы дефектологии. М., 1990.
Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития. Под ред. Б. П. Пузанова. М., 2000.
Певзнер М. С.Дети – олигофрены. М.,1959.
Петрова В. Г., Белякова И. В. Кто они, дети с отклонениями в развитии? М.,1998.
Петрова Л. В. Методика преподавания истории в специальной (коррекционной) школе VIII вида. М., 2003.
А.К.Аксёнова, Э.В.Якубовская. Русский язык: 3 кл.: Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. М., П., 2008.
Программно-методическое обеспечение:
Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией Воронковой В. В., авторы О. И. Бородина, В.М. Мозговой, «Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида 1-4 классы, сборник 1», Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, Москва, 2011 г. и допущена Министерством образования и науки Российской Федерации.