Проект "Рабочая программа по истории 9 класс ФГОС"
Проект "Рабочая программа по истории 9 класс ФГОС"
1. Пояснительная записка
Нормативные документы на основании которых составлена рабочая программа
Федеральный уровень
1. Конституция РФ.
2.Федеральный закон «Об образовании».
3.Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования.
4.Квалификационные характеристики должностей работников образования. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 26 августа 2010г. №761н.
Локальные акты образовательного учреждения
1.Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования/ Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» декабря 2010 г. № 1897/
2.Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России / Москва «Просвещение» 2010 год;
3.Фундаментальное ядро содержания общего образования / под ред. В. В. Козлова, А. М. Кондакова. М.: Просвещение, 2009. (Стандарты второго поколения).
4.Примерная основная образовательная программа основного общего образования (сост. Е.С.Савинов. – М.: Просвещение, 2011 г.);
5.Программы развития и формирования универсальных учебных действий, которые обеспечивают формирование российской гражданской идентичности, овладения ключевыми компетенциями, составляющими основу для саморазвития и непрерывного образования, целостность общекультурного, личностного и познавательного развития учащихся;
6.Основная образовательная программа основного общего образования МБОУ СОШ №1.
7.Примерной программы по истории. 5-9 классы. – Примерные программы по учебным предметам. История. 5-9 классы. М: Просвещение, 2010.- (Стандарты второго поколения).
8.Рабочей программы по всеобщей истории 5-9 классы. – Всеобщая история. Рабочие программы к предметной линии учебников А.А.Вигасина – А.О.Сороко-Цюпы. 5-9 классы: пособие для учителей общеобразоват.учреждений / А.А.Вигасин, Г.И.Годер, Н.И.Шевченко и др. – М.: Просвещение, 2011.
9.Поурочное тематическое планирование курса всеобщей истории для 5-9 классов. Всеобщая история. Рабочие программы к предметной линии учебников А.А.Вигасина ;тГ.И.Годера 5-9 классы: пособие для учителей общеобразоват.учреждений / А.А.Вигасин, Г.И.Годер, Н.И.Шевченко и др. – М.: Просвещение, 2011.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Проект "Рабочая программа по истории 9 класс ФГОС" »
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №1 им. М.П.Кочнева г. Нерюнгри РС (Я)»
«Утверждаю» «Согласовано» Рассмотрено
Директор МБОУ СОШ №1 Зам.директора по УВР на заседании МО
Н.М. Ковальчук Хозова О.С. протокол №___
Рабочая программа
по предмету «История»
на 2015-2016 учебный год
9 а,б,г, класс
Составитель:
Никандрова Ю.Н.
учитель истории и обществознания
вторая квалификационная категория
г.Нерюнгри 2015 г.
1. Пояснительная записка
Нормативные документы на основании которых составлена рабочая программа
Федеральный уровень
Конституция РФ.
Федеральный закон «Об образовании».
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования.
Квалификационные характеристики должностей работников образования. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 26 августа 2010г. №761н.
Локальные акты образовательного учреждения
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования / Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» декабря 2010 г. № 1897/
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России / Москва «Просвещение» 2010 год;
Фундаментальное ядро содержания общего образования / под ред. В. В. Козлова, А. М. Кондакова. М.: Просвещение, 2009. (Стандарты второго поколения).
Примерная основная образовательная программа основного общего образования (сост. Е.С.Савинов. – М.: Просвещение, 2011 г.);
Программы развития и формирования универсальных учебных действий, которые обеспечивают формирование российской гражданской идентичности, овладения ключевыми компетенциями, составляющими основу для саморазвития и непрерывного образования, целостность общекультурного, личностного и познавательного развития учащихся;
Основная образовательная программа основного общего образования МБОУ СОШ №1.
Примерной программы по истории. 5-9 классы. – Примерные программы по учебным предметам. История. 5-9 классы. М: Просвещение, 2010.- (Стандарты второго поколения).
Рабочей программы по всеобщей истории 5-9 классы. – Всеобщая история. Рабочие программы к предметной линии учебников А.А.Вигасина – А.О.Сороко-Цюпы. 5-9 классы: пособие для учителей общеобразоват.учреждений / А.А.Вигасин, Г.И.Годер, Н.И.Шевченко и др. – М.: Просвещение, 2011.
Поурочное тематическое планирование курса всеобщей истории для 5-9 классов. Всеобщая история. Рабочие программы к предметной линии учебников А.А.Вигасина ;тГ.И.Годера 5-9 классы: пособие для учителей общеобразоват.учреждений / А.А.Вигасин, Г.И.Годер, Н.И.Шевченко и др. – М.: Просвещение, 2011.
Сороко-Цюпа О.С, Сороко-Цюпа АО. Новейшая история зарубежных стран. XX век - начало XXI в.: Учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений (М.: Просвещение, 2014 г).
Сороко-Цюпа АО., Стрелова О.Ю. Методические рекомендации к учебнику «Новейшая история зарубежных стран. XX в. - начало XXI в. 9 класс» (М.: Просвещение, 2014 г.).
2.Общая характеристика курса истории
Курс «Новейшая история зарубежных стран XX в.» входит в число дисциплин, включенных в учебный план. В курсе происходит знакомство с процессом формирования человека и человеческого общества, с важнейшими цивилизациями «Новейшая история зарубежных стран XX в.»
Основная задача курса – составить представление о наиболее сложных и наиболее значимых проблемах мировой истории XX века. Новизна программы в том, что, во-первых, выбор материала определялся содержанием действующих программ и недостатком учебных часов на рассмотрение некоторых тем, вызывающих наибольшую сложность. Во-вторых, необходимостью уделить внимание спорным вопросам, трудным для изучения.
В-третьих, в программу включены сведения важные для понимания исторического процесса, но недостаточно полно представленные в учебной литературе.
В большинстве ВУЗов билеты приёмных экзаменов, задания по ЕГЭ, а также билеты для итоговой аттестации по истории для 9-х классов содержат и проблемные вопросы, предполагающие описание с элементами анализа какого-либо периода или события, поэтому предлагаемый курс построен по проблемно-хронологическому принципу, чтобы увидеть специфику проблем, их связь, и особенности длительных, «сквозных» процессов. В ходе прохождения курса используются межпредметные связи с литературой, мировой художественной культурой, всемирной историей, военной историей, а также большое внимание уделяется работе учащихся с документами.
Цели и задачи программы:
Воспитание гражданственности, национальной идентичности, развитие мировоззренческих убеждений учащихся на основе осмысления ими исторически сложившихся культурных, религиозных, этно-национальных традиций, нравственных и социальных установок, идеологических доктрин.
Развитие способности понимать историческую обусловленность явлений и процессов современного мира, определять собственную позицию по отношению к окружающей реальности, соотносить свои взгляды и принципы с исторически возникшими мировоззренческими системами.
Освоение систематизированных знаний об истории человечества, формирование целостного представления о месте и роли России во всемирно-историческом процессе.
Овладение умениями и навыками поиска, систематизации и комплексного анализа исторической информации.
Формирование исторического мышления – способности рассматривать события и явления с точки зрения их исторической обусловленности, сопоставлять различные версии и оценки исторических событий и личностей, определять собственное отношение к дискуссионным проблемам прошлого и современности.
3.Место курса истории в учебном плане
Рабочая программа по истории для 9 класса составлена на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта, авторских программ и примерной программы основного общего образования по истории
В программе указаны содержание тем курса, распределение учебных часов по разделам, последовательность изучения материала с учетом логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, межпредметных и внутрипредметных связей.
Рабочая программа рассчитана на 70 часов в год (2 часа в неделю). Она включает в себя программу по (Всеобщей истории) Новейшей истории и Истории России XX век-начало XXI века . Данная рабочая программа предполагает 28 часов на изучение Новейшей истории (2 часа в неделю) и Истории России XX век-начало XXI века 42 часа. При этом резерв свободного времени, предусмотренный примерной программой направлен на реализацию авторского подхода для использования разнообразных форм организации учебного процесса и внедрения современных методов обучения и педагогических технологий.
Она включает в себя программу по Новейшей истории, программа полностью соответствует стандарту основного общего образования по истории и за ее основу взята авторская программа под редакцией О.С.Сороко-Цюпа; А.О.Сороко-Цюпа ,издательство «Просвещение» Москва 2014 г.Учебно-методический комплекс входит в федеральный перечень учебников на 2015-2016 учебный год и рекомендован МО РФ.
Рабочая программа по истории России для 9 класса составлена на основе авторской программы А.А.Данилов; Л.Г.Косулина; М.Ю.Брандт для 9 класса и полностью соответствует стандарту основного общего образования по истории (5-9 классы)В программе указаны содержание тем курса, распределение учебных часов по разделам, последовательность изучения материала с учетом логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, межпредметных и внутрипредметных связей.Программа ориентирована на использование учебно-методического комплекса под редакцией А.А.Данилов; Л.Г.Косулина; М.Ю.Брандт для 9 класса издательство «Просвещение» 2013 г. Учебно-методический комплекс входит в федеральный перечень учебников на 2015-2016 учебный год и рекомендован МО РФ.
Данная рабочая программа предполагает 42 часов на изучение истории России (2 часа в неделю)
Годы обучения
Количество часов
Количество учебных недель
Всего часов за учебный год
9 класс Новейшая история
2
35
28
9 класс История России XX век-начало XXI века
2
35
42
4.Результаты освоения курса истории
Современное информационное общество требует от нас подготовить человека обучаемого, способного самостоятельно учиться и многократно переучиваться в течение постоянно меняющейся жизни, готового к самостоятельным действиям и принятию решений. Для жизни, деятельности человека важно не наличие у него накоплений впрок, запаса какого – то внутреннего багажа всего усвоенного, а проявление и возможность использовать то, что есть, то есть важны не структурные, а функциональные, деятельностные качества. Школа должна ребёнка: «научить учиться», «научить жить», «научить жить вместе», «научить работать и зарабатывать». Именно поэтому перед школой остро встала проблема самостоятельного успешного усвоения учащимися новых знаний, умений и компетенций, включая умение учиться. Большие возможности для этого предоставляет освоение универсальных учебных действий. Именно поэтому «Планируемые результаты» Стандартов образования второго поколения определяют не только предметные, но метапредметные и личностные результаты.
Личностные:
осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;
освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека;
осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;
понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность.
Метапредметные :
способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность – учебную, общественную и др.;
владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т. д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;
способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);
готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др.
Предметные:
овладение целостными представлениями об историческом пути народов своей страны и человечества как необходимой основой для миропонимания и познания современного общества;
способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности;
умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность;
расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории своей страны и человечества в целом;
готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира.
5.Содержание курса истории для 9 класса
Основное содержания курса Всеобщая история. Новейшая история (28 ч)
Введение. Новейшая история как историческая эпоха(1 час)
Периодизация новейшей истории (XX -начало XXI в.) и особенности исторического развития: скорость, глубина, революционность перемен и их всемирный масштаб. Основные события и вехи XX столетия. [Образ XX в. в воспоминаниях его современников.] Достижения и проблемы XX в., определяющие историю человечества в новом тысячелети.
Р а з д е л I. Новейшая история. Первая половина XX в. (13 ч)
Тема 1-2.Индустриальное общество в начале XX века
Мир в начале XX в. - предпосылки глобальных конфликтов. Новая индустриальная эпоха, её основные характеристики. (Технические изобретения, изменившие жизнь людей в передовых странах Европы и США). Вторая промышленно-технологическая революция как основа важнейших перемен в экономическом развитии ведущих стран Европы и США Индустриальное общество в начале XX в.: главные векторы исторического развития и черты социальной жизни. Страны мира в новую индустриальную эпоху: лидеры и догоняющие. Особенности модернизации в начале XX в. Усиление регулирующей роли государства в экономике. Причины и формы вмешательства государства в экономическую жизнь в начале XX в. Социальный реформизм как один из основных элементов государственной политики индустриально развитых стран. Социальные реформы и милитаризация как два альтернативных пути реализации накопленного передовыми странами экономического потенциала в первой трети XX в. [Быт и образ жизни европейцев и североамериканцев в условиях начала массового промышленного производства.]
Становление индустриального общества в странах Европы и США в XIX в. Особенности социально-экономического развития стран Европы и США в последней трети XIX в.
Тема 3.Политическое развитие в начале ХХ века.
Основные направления демократизации социально-политической жизни в начале XX в. Политические партии и главные идеологические направления партийной борьбы: консерватизм, либерализм, социализм, марксизм.
Тема 4. «Новый империализм».Происхождение Первой мировой войны.
Главные причины и суть «нового империализма». Завершение территориального раздела мира между главными колониальными державами в начале XX в. и борьба за передел колоний и сфер влияния. Нарастание противоречий и образование новых военно-политических союзов. Раскол великих держав на два противоборствующих блока: Тройственный союз и Антанту. Гонка вооружений. [Локальные конфликты конца XIX - начала XX в. как предвестники «Великой войны».] Рост националистических настроений в европейском обществе.
Тема 5-6.Первая мировая война.1914-1916 гг.Версальско-Вашингтонская система.
Июльский (1914) кризис, повод и причины Первой мировой войны. (Гаврило Принцип.) Цели и планы участников. Характер войны. Основные фронты, этапы и сражения Первой мировой войны. (Важнейшие битвы и военные операции 1914-1918 гг. на Западном фронте. Война на море. Дипломатия в ходе войны.) Изменение состава участников двух противоборствующих коалиций: Четверного союза и Антанты. Человек и общество в условиях войны.
Итоги войны. Масштабы человеческих потерь, социальных потрясений и разрушений: Первая мировая война как самая кровавая и разрушительная за всю историю человечества.
Парижская мирная конференция (1919): надежды и планы участников. Программа «14 пунктов» В.Вильсона как проект послевоенного мирного урегулирования. Новая карта Европы по Версальскому мирному договору. Идея Лиги наций как гаранта сохранения мира и разоружения.Устав Лиги наций, Вашингтонская конференция (1921-1922), договоры колониальных держав.
Оформление Версальско-Вашингтонской системы послевоенного мира и её противоречия. Новое соотношение сил между великими державами. Причины неустойчивости новой системы международных отношений.
Тема 7.Последствия войны: революция и распад империй.
Социальные последствия Первой мировой войны. («Потерянное поколение».) Формирование массового общества. Демократизация общественной жизни (всеобщее избирательное право). Участие широких масс в политике как развитие демократии и как угроза вовлечения масс в реакционные, стихийные движения. Изменения в расстановке политических сил в странах Европы. Новая роль социал-демократии в политической системе. Рабочие и социал-демократические партии - путь от оппозиции до формирования правительств. Раскол в рабочем и социалистическом движениях: образование леворадикальных сил - коммунистических партий. Создание Коммунистического Интернационала (1919) и его роль в международной политике в 1920-е гг. Активизация праворадикальных сил - образование и расширение влияния фашистских партий. Революции, распад империй и образование новых государств как политический результат Первой мировой войны. Революции в Германии, Австрии и Венгрии общее и особенное. Международная роль Октябрьской (1917) революции.
Тема 8.Капиталистический мир в 1920-е гг.США и страны Европы.
Развитие международных отношений в 1920-е гг. Генуэзская (1922) международная конференция. Советско-германские переговоры в Рапалло (1922), их экономические и политические последствия.] Эра пацифизма и пацифистские движения 1920-х гг. Локарнские договоры (1928). Пакт Бриана – Келлога (1928).
Особенности развития стран Европы и США в 1920-е гг. Экономический бум и торжество консерватизма в США, политическая нестабильность и трудности послевоенного восстановления в Европе. План Дауэса и перемещение экономического центра капиталистического мира в США. Эпоха зрелого индустриального общества. Культ наживы на фоне экономического подъёма в США и «закат Европы» как мироощущение европейцев первого послевоенного десятилетия. Кумиры и символы 1920-х гг.
Причины экономического кризиса 1929-1933 гг. и его масштабы. Великая депрессия: социально-психологические последствия мирового экономического кризиса. [Человек и общество в условиях мирового экономического кризиса.] Проблема соотношения рынка и государственного регулирования. Два альтернативных пути выхода из кризиса и их реализация в странах Европы и США.
Тема 10.США: «новый курс» Ф.Рузвельта.
Особенности экономического кризиса в США. Кризис традиционного либерализма. [Г.Гувер и его политика в годы Великой депрессии] Ф.Рузвельт – политик новой индустриальной эпохи. «Новый курс» Ф.Рузвельта: его экономические и социальные приоритеты. Начало социально ориентированного этапа развития современного капиталистического государства как главный исторический итог «нового курса» Ф.Рузвельта. [Реакция американского общества на «новый курс» и отношение к Ф.Рузвельту как к государственному деятелю.] Внешняя политика США в 1930-е гг.
Тема 11.Демократические страны Европы в 1930-е гг. Великобритания, Франция.
Особенности экономического кризиса 1929-1933 гг. в Великобритании и Франции. Британская и французская модели борьбы с экономическим кризисом и социальными проблемами. Н.Чемберлен и его политический курс на оздоровление экономики Великобритании. Внешняя политика Великобритании в 1930-е гг. Народный фронт (1936-1939) во Франции. [Л.Блюм] Историческое значение либерально-демократической модели преодоления кризисных явлений в экономике и социальной сфере.
Тема 12-13. Тоталитарные режимы в 1930-е гг. Италия, Германия, Испания.
Формирование тоталитарных и авторитарных режимов в странах Европы как путь выхода из экономического кризиса, решения социальных проблем и реализации внешней экспансии. Италия в 1920-1930-е гг. Политические и социально-экономические предпосылки утверждения тоталитарной диктатуры фашистской партии. [Б. Муссолини.] Особенности итальянского фашизма.
Кризис Веймарской республики в Германии. Политическая нестабильность и обострение социальных проблем в условиях мирового экономического кризиса. Нацистская партия на пути к власти. А. Гитлер и его сообщники. «Пивной путч».Идеология национал-социализма: предпосылки формирования, основные идеи, пропаганда. Условия утверждения тоталитарной диктатуры в Германии. Этапы установления фашистского режима (193 3-1939)- Роль нацистской партии и фашистского государства в экономической, общественно-политической и культурной жизни страны. Милитаризация и подготовка к войне. Особенности германского фашизма. Немецкое общество в эпоху Третьего рейха. Внешняя политика Германии в 1930-е гг.
Испания в годы мирового экономического кризиса. Революция 1931 г. и свержение монархии. Глубокий раскол в испанском обществе: левый и правый лагери. Непримиримые противоречия среди левых сил. Народный фронт. Гражданская война в Испании (1936-1939).Предпосылки образования военно-авторитарной диктатуры. Особенности испанского фашизма.
Тема 14. Восток в первой половине ХХ века.
Географические и политические параметры понятия «Восток». Положение в странах Востока в первой половине XX в. Культурно-цивилизационные особенности и проблемы модернизации в условиях формирования единого мирового хозяйства. Способы осуществления модернизации: реформы или революции. Кемалистская революция (1918-1923) в Турции. Синьхайская революция (1911-1912) в Китае. Проблема синтеза традиций и модернизации в странах Востока. Возможные пути модернизации стран Востока на примере Японии, Китая и Индии.
Социально-экономическое и политическое развитие Японии в первой половине XX в. - путь реформ. Своеобразие японской модернизации. «Японский дух, европейское знание». Внешняя политика Японии - пять войн за полвека.
Реформы и революции в истории Китая в первой половине XX в. «Сто дней реформ» и полвека на две революции и две гражданские войны. Сунь Ятсен и Чан Кайши в борьбе за объединение страны и её модернизацию. Гражданская война (1928- 1937) в Китае. Советское движение и причины его поражения. Агрессия Японии в Северном Китае.
Японо-китайская война 1937-1945 гг.
Индия - британская колония в первой половине XX в. Умеренное и радикальное общественно-политические течения в Индии. М.Ганди и его учение. Кампании ненасильственного сопротивления и их значение в ликвидации колониального режима.
Тема 15. Латинская Америка в первой половине ХХ века.
Культурно-цивилизационное своеобразие латиноамериканского общества. Особенности социально-экономического и политического развития латиноамериканских стран в первой половине XX в. Факторы, способствовавшие и препятствовавшие модернизации в странах Латинской Америки. Мексиканская революция 1910-1917 гг. и развитие Мексики в первой половине XX в. как пример эволюционной модели модернизации. Кубинская революция (1933- 1934) и её итоги. Пример характерных для Латинской Америки смены циклов: революция - реформы - диктатура – революция.
Тема 16. Культура и искусство в первой половине ХХ века.
Культура в первой половине XX в. Революция в естествознании и новая картина мироздания в начале XX в. Кризис рационализма, интерес к проблемам бессознательного и иррационального.Философия жизни - А. Шопенгауэр, Ф. Ницше. Учение о психоанализе - 3. Фрейд. Учение о творческой интуиции - А. Бергсон. Науки об обществе в начале XX в. М. Вебер.
Новая художественная система - от модернизма и авангардизма начала XX в. до постмодернизма конца XX - начала XXI в.
Новые идеи и направления в художественной культуре в начале XX в. Стиль модерн (художественные направления - импрессионизм, постимпрессионизм, символизм и др.). Авангард (художественные направления - абстракционизм, футуризм, сюрреализм, дадаизм и др.). Архитектура стиля модерн. Конструктивизм и функционализм в архитектуре.
Символизм в музыке [Р.Вагнер], в литературе [Ш. Бодлер, П.Верлен, С. Маларме], в изобразительном искусстве. [О. Бердслей, П. де Шаванн, Г. Климт, А. Беклин.]
Литература критического реализма. Новая драматургия в начале века. [ Г. Ибсен, А. Чехов, Г. Гауптман] Литература «потерянного поколения». [Э. Хемингуэй, Д. Дос Пасос, Э..М. Ремарк] Литература авангарда. [Д. Джойс, Ф. Кафка, М. Пруст.] Антиутопии в литературе. [Е. Замятин, А. Платонов, О. Хаксли, Дж. Оруэлл.]
Кинематограф в начале XX в. как новый вид массового искусства. Кумиры начала XX в. [Андре Жид, Макс Линдер, Чарлз Чаплин]
Наступление тоталитаризма в 1930-е гг. Эмиграция научной и культурной элиты. Нью-Йорк - новый художественный центр мира. Наука и искусство в тоталитарном обществе. Наука на службе войны, искусство на службе пропаганды.
Тема 17.Международные отношения в 1930-е гг.
Международные отношения в 1930-е гг. - конец эры пацифизма. Крах Версальско-Вашингтонской системы: причины, этапы, инициаторы. Агрессивные действия Германии, Италии, Японии в 1930-е гг. Несостоятельность Лиги наций как организации, способной противостоять государствам-агрессорам. Причины и сущность политики умиротворения агрессоров со стороны ведущих стран Европы и политики нейтралитета США. Военно-политический блок Берлин - Рим - Токио (1937). Мюнхенский сговор (1938), советско-германские договоры (1939) и секретные протоколы к ним. [Дискуссии историков о роли тайных соглашений в истории Второй мировой войны и о политике СССР накануне войны.] Провал идеи коллективной безопасности.
Тема 18.Вторая мировая война.1939-1945 гг.
Причины и характер Второй мировой войны (1939-1945)- Периодизация, фронты, участники. Начало войны. Основные военные операции в 1939 - июне 1941 г. [Основные направления внешней политики СССР на начальном этапе Второй мировой войны и их результаты.] Подготовка Германией плана нападения на СССР. Великая Отечественная война как составная часть Второй мировой войны. Роль Восточного фронта в победе над фашизмом. Военные действия в Северной Африке, в Азии и на Тихом океане в 1941 - 1944 гг.
Нацистский «новый порядок» в оккупированных странах. Геноцид. [Холокост.] Движение Сопротивления и его герои.
Создание антигитлеровской коалиции и её роль в разгроме фашизма. Атлантическая хартия. Проблема открытия второго фронта. Конференции глав государств - участников антигитлеровской коалиции (Тегеран, 1943 г.; Ялта и Потсдам, 1945 г.), решения о координации военных действий и послевоенном устройстве мира. [Ф.Рузвельт, У.Черчилль, И.Сталин, Г. Жуков, Д. Эйзенхауэр]
Особенности заключительного этапа Второй мировой войны (1944-1945). Освобождение Европы от фашизма. Капитуляция Германии. Военные действия на Тихом океане (1944) и разгром Квантунской армии (август 1945 г.). Капитуляция Японии. [Атомные бомбардировки США городов Японии (1945): их цели и результаты.] Итоги Второй мировой войны. Роль СССР в победе над фашизмом. Цена Победы для человечества.
Раздел II. Новейшая история. Вторая половина ХХ- начало ХХI века.(14 часов)
Тема 19. Послевоенное мирное урегулирование. Начало «холодной войны»
Предпосылки превращения послевоенного мира в двухполюсный (биполярный). Причины и главные черты «холодной войны».Идеологическое противостояние. Преследование инакомыслящих Маккартизм. «Железный занавес» как символ раскола Европы и мира на две противоборствующие общественно-политические системы. Гонка вооружений и создание военно-политических блоков (НАТО и ОВД) как проявление соперничества двух сверхдержав - СССР и США. Ядерное оружие - равновесие страха и сдерживающий фактор от прямого военного столкновения. Локальные конфликты, их особенности, способы разрешения и роль сверхдержав.
Тема 20.Завершение эпохи индустриального общества 1945-1970 гг.
Особенности послевоенного экономического восстановления стран Западной Европы. План Маршалла. Факторы, обусловившие экономический подъём в странах Запада в 1945-1970-е гг. Стабилизация международной валютной системы. [Бретон-Вудские соглашения.] Либерализация мировой торговли. [Создание ЕАТТ, затем ВТО.] Экономическая интеграция в Западной Европе и Северной Америке: общее и особенное. Смешанная экономика как сочетание государственной собственности и регулирования с поощрением частнопредпринимательской инициативы. [Неокейнсианство - массовому производству должно соответствовать массовое потребление.] Государство благосостояния, его основные характеристики. Противоречия экстенсивного типа производства. Завершающая фаза зрелого индустриального общества, её атрибуты и символы.
Тема 21. Кризисы 1970-1980-х гг.Становление информационного общества.
Причины и сущность экономических кризисов 1974-1975 и 1980-1982 гг. Новый этап научно-технической революции. Предпосылки перехода к постиндустриальному (информационному) обществу, его важнейшие признаки. Изменения в структуре занятости. Информация и знание как важнейшие факторы производства. Роль науки и образования в информационном обществе. [Ценности постиндустриального (информационного) общества.] Три этапа социально-экономической политики ведущих капиталистических стран Запада в 1970-1990-е гг.: либерально-реформистский, социал-реформистский, консервативно-реформистский. Противоречия социально-экономического развития современных стран в конце XX - начале XXI в. в условиях глобализации и соперничества трёх центров современной мировой экономики (США, Европейский союз, Япония).
Причины появления новых социальных движений и расширения влияния гражданского общества во второй половине XX - начале XXI в. Новые социальные движения в мире: антивоенное движение, новое левое движение молодёжи и студентов, экологические, феминистские и этнические движения, культурные, группы взаимопомощи и др. Процесс формирования гражданского общества и отражение в нём противоречий перехода к постиндустриальному обществу. Новые социальные движения как движения гражданских инициатив. Примеры деятельности международных социальных движений, основанных на инициативе отдельных граждан. «Врачи без границ», Гринпис.
Тема 24. Соединенные Штаты Америки.
США. Предпосылки превращения США в центр мировой политики после окончания Второй мировой войны. Принципы внутренней и внешней политики США в 1945-1990-е гг. Отражение в политической истории США общих тенденций развития ведущих стран Запада. Демократы и республиканцы у власти. США - сверхдержава в конце XX - начале XXI в. США в эпоху президентов Д.Эйзенхауэра, Дж Кеннеди, Р.Никсона, Р.Рейгана, Б.Клинтона, Дж. Буша-младшего.
Тема 25.Великобритания.
Великобритания. «Политический маятник» 1950 - 1990-х гг.: лейбористы и консерваторы у власти. Социально-экономическое развитие Великобритании. М.Тэтчер -«консервативная революция». Э.Блэр - политика «третьего пути». Эволюция лейбористской партии. Северная Ирландия на пути к урегулированию. Расширение самоуправления - «революция». Конституционная реформа.Приоритеты внешней политики Великобритании. М.Тэтчер, Э.Блэр.
Тема 26. Франция.
Франция. Социально-экономическая и политическая история Франции во второй половине XX в. От многопартийности к режиму личной власти генерала де Голля. Идея «величия Франции» де Голля и её реализация. Социальные волнения 19б8 г. и отставка генерала. Либеральный курс В.Жискар д'Эстена. Попытка «левого эксперимента» в начале 1980-х гг. Практика сосуществования левых и правых сил у власти - опыт Ф.Миттерана и Ж.Ширака. Внешняя политика Франции. Париж - инициатор европейской интеграции. Шарль де Голль, Франсуа Миттеран, Жак Ширак.
Тема 27. Италия.
Италия. Провозглашение итальянской республики. Политическая нестабильность как свойство итальянской партийно-политической системы во второй половине XX в. Реформа избирательной системы. Мафия и коррупция. Операция «чистые руки». Развал прежних партий и формирование двух блоков: правых и левых сил. Особенности социально-экономического развития Италии. «Богатый» Север и «бедный» Юг - региональные проблемы Италии.С. Берлускони.
Тема 28. Германия.
Германия. Три периода истории Германии во второй половине XX в.: оккупационный режим (1945-1949), сосуществование ФРГ и ГДР (1949-1990-е), объединённая Германия (ФРГ с 1990 г.). Историческое соревнование двух социально-экономических и политических систем в лице двух германских государств и его итоги. «Социальное рыночное хозяйство» в ФРГ и создание основ тоталитарного социализма в ГДР. Падение Берлинской стены. Объединение Германии. Социально-экономические и политические проблемы объединённой Германии. [Трудности реинтеграции восточных земель. Г. Коль - первый канцлер объединённой Германии. Завершение 16-летней эпохи правления христианских демократов. Приход к власти социал-демократов в коалиции с «зелёными» (выборы 1998 и 2002 гг.) Г. Шредер - прагматичная политика «нового центра».] [К. Аденауэр, Г. Коль, Г. Шредер.]
Тема 29. Преобразования и революции в странах Центральной и Восточной Европы.1945-2013 гг.
Географические и политические параметры понятия «Восточная Европа». Формирование мировой социалистической системы (социалистического лагеря). Общее и особенное в строительстве социализма в восточноевропейских странах. Утверждение основ тоталитарного социализма, нарастание кризисных явлений в экономике и социальной сфере. Политические кризисы в Восточной Германии (1953), в Польше и Венгрии (1956), в Чехословакии (19б8). [Неудавшиеся попытки реформ.] Революции 1989-1990-х гг. в странах Восточной Европы и ликвидация основ тоталитарного социализма. Основные направления преобразований в бывших странах социалистического лагеря, их итоги на рубеже XX-XXI вв.
Тема 30. Латинская Америка во второй половине ХХ –начало ХХI века
Особенности индустриализации и её влияние на социально-экономическое развитие стран Латинской Америки во второй половине XX в. [Революции, военные режимы и диктатуры в истории стран Латинской Америки второй половины XX в.] [Че Гевара.] Варианты модернизации в странах Латинской Америки. [Национал-реформистские и левонационалистические политические силы.] Региональная экономическая интеграция. [Финансовые кризисы и долговая проблема.] Демократизация в латиноамериканских странах - тенденция в конце XX - начале XXI в.
Тема 31. Страны Азии и Африки в современном мире.
Проблемы выбора путей развития и модернизации общества в освободившихся странах Азии и Африки. Культурно-цивилизационные особенности развития Азиатско-Тихоокеанского региона, индо-буддийско-мусульманского региона и арабо-мусульманского региона в 1970-1990-е гг. Основные модели взаимодействия внешних влияний и исламских традиций в мусульманском мире. Противоречивые итоги социально-экономического и политического развития стран Африки, Азии к концу XX в. Экономический успех «молодых тигров» в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Стагнирующие регионы Африки к югу от Сахары. Место стран Азии и Африки в системе международных отношений.
Тема 32. Международные отношения.
Международные отношения в условиях биполярного мира. Карибский кризис (1962) и его значение в переходе от конфронтации к переговорам. Гонка вооружений и проблема разоружения. Напряжённость и разрядка в международных отношениях. Окончание «холодной войны», крах социализма и распад СССР, превращение США в единственную сверхдержаву. Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ). Расширение НАТО на восток и превращение её в глобальную силовую структуру. Роль ООН в современном мире. Региональная интеграция в мире: американский и европейский варианты. Образование Европейского союза и его расширение на восток Угроза международного терроризма. Российско-американские отношения в конце XX - начале XXI в. Международные и региональные конфликты, способы их урегулирования во второй половине XX -начале XXI.
Тема 33.Культура второй половины ХХ- начало ХХI века.
Научно-техническая революция.
Достижения и проблемы. Формирование постиндустриального (информационного) общества. Роль науки, знаний, информации и образования в современном мире. Революционное развитие информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). Персональный компьютер, интернет.
Новые философские направления: от экзистенциализма до постмодернизма. [М. Фуко, Ж. Деррида.] Осмысление проблем информационного общества.
Литература второй половины XX в. Антифашистская литература. Философская литература Т. Манн.]Литература экзистенциализма Ж.П. Сартр, А. Камю], авангарда [Э. Ионеско], магического реализма латиноамериканских писателей Х. Борхес, Г. Маркес, постмодернизма. У. Эко. «Имя розы», М. Павич. «Хазарский словарь», П. Коэльо. «Алхимик».
Изобразительное искусство во второй половине XX в. Нью-йоркская (1945-1960) и европейская (1945-1960) художественные школы. Новые художественные направления (поп-арт, гиперреализм, концептуализм и др.). Постмодернизм в архитектуре.
Кинематограф второй половины XX в. Направления и жанры. США - главный поставщик массовой кинематографической продукции. Музыкально-коммерческая индустрия (шоу-бизнес), рок- и поп-музыка. Роль средств массовой информации. Массовая культура и элитарное искусство. Двойственная роль массового искусства.
Тема 34. Глобализация в конце ХХ- начале ХХI века.
Глобализация как явление современного мира, её основные компоненты. Предпосылки глобализации и её противоречия. Глобализация в сфере финансов, производства и мировой торговли, её социально-экономические последствия. Роль государства в условиях глобализации. Формирование глобального информационного и культурного пространства: проблемы и перспективы. Глобальные проблемы современности, пути их решения.
Основное содержание курса «История России XХ начало ХХIвв.»(42 ч)
Глава I. Россия на рубеже XIX – ХХ вв.: динамика и противоречия развития. (6 ч.)
Мир в начале ХХ века. Завершение промышленного переворота. Индустриализация. Технический прогресс во второй половине XIX – начале ХХ веков. Монополистический капитализм, его особенности в ведущих странах Запада. Обострение противоречий индустриального общества. Реставрация Мэйдзи. Начало модернизации в Японии.
Политическое и экономическое развитие Российской империи в нач. ХХ века. Особенности промышленного и аграрного развития России на рубеже XIX-XX вв. Политика модернизации «сверху». Государственный капитализм. Формирование монополий.
Обострение социальных и политических противоречий в условиях форсированной модернизации. Аграрный вопрос. Рабочее движение. Активизация нелегальной политической деятельности.
Революционные партии, их программы. Русско-японская война 1904-1905 гг., ее влияние на российское общество.
Революция 1905-1907 гг.: причины и характер. «Кровавое воскресенье». Возникновение Советов. Восстания в армии и на флоте. Всероссийская политическая стачка. Вооруженное восстание в Москве. Манифест 17 октября 1905г. Создание Государственной Думы. Избирательный закон 1907 г.
Политическая программа П.А. Столыпина. Аграрная реформа. Переселенческая политика. Промышленный подъем 1910-х гг. Итоги реформ.
Глава II. Великая российская революция 1917-1921 гг.(5 ч.)
Назревание революционного кризиса в Российской империи. Февральская революция 1917 года. Падение монархии. Временное правительство и Советы. Внешняя и внутренняя политика Временного правительства. Кризис государственной власти в России. Разложение армии. Выступление генерала Л.Г. Корнилова. Установление власти большевиков – октябрь 1917г. II Всероссийский съезд Советов и его декреты.Становление советской системы управления. Брестский мир. Установление однопартийной диктатуры. Образование РСФСР. Социально-экономическая политика советского государства.
Гражданская война: причины, основные этапы. Диктатура большевиков. Политика «военного коммунизма». Начало гражданской войны в России. Красные против белых. Создание Красной Армии.Белое движение. «Белый» и «красный» террор. Крестьянство в годы гражданской войны. Кризис «военного коммунизма». Война с Польшей.
Итоги гражданской войны.
Окончание первой мировой войны. Версальско-Вашингтонская система.
Революционное движение в Европе и Азии после 1 мировой войны, распад империй и образование новых государств. Революция 1918-1919 г. в Германии.
Глава III.Сталинская модель модернизации: СССР в 1920-е 1930-е гг.(8 ч.)
«Стабилизация» 1920-х гг. в ведущих странах Запада.
Социально-экономический и политический кризис 1920-1921 гг. в СССР
Х съезд РКП (б). Переход к политике НЭПа. Социально-экономическое развитие СССР в годы НЕПа. План ГОЭЛРО и начало восстановления
экономики. Политика большевиков в области национально-государственного строительства. Образование СССР.
Итоги и противоречия НЭПа. Борьба за власть в партии большевиков. Дискуссии о путях построения социализма. Свертывание НЭПа.
Международное положение и внешняя политика СССР в 20-е годы. Конференция в Генуе. Раппальский договор с Германией. Полоса признания СССР.
Многообразие культурной жизни в 1920-х гг. Развитие научной картины мира в XIX в. Научные открытия российских ученных. Д.И. Менделеев. Создание бессословной народной школы. Открытие новых университетов. Женское образование.
Изменения в быту. Градостроительство. Развитие транспорта и средств связи. Основные течения в художественной культуре XIX – начала ХХ вв. (романтизм, реализм, модерн, символизм, авангардизм). «Серебряный век» русской поэзии. Литература и периодическая печать. Музеи.
Модерн в архитектуре и художественной культуре. Критический реализм – ведущее направление в литературе. Зарождение русского авангарда. Театр и драматургия.
Духовный кризис индустриального общества на рубеже XIX-ХХ вв. Декаданс.
Усиление взаимосвязи российской и мировой культуры на рубеже XIX-XX вв.
Глава IV.Великая Отечественная война.1941-1945 гг.(8 ч.)
Начало Второй Мировой войны. Причины, участники, основные этапы Второй мировой войны. Польская кампания и «странная война».
Поражение Франции. «Битва за Англию». Военные действия на Балканах, Северной Африке. Нападение Германии и ее союзников на СССР. Начало Великой отечественной войны. Немецкое наступление в 1942 году. Оборонительные сражения. Провал плана «молниеносной» войны. Московское сражение. Вступление в войну США. Война на Тихом океане. Антигитлеровская коалиция. Ф. Рузвельт, И.В. Сталин, У.Черчилль.Движение Сопротивления. Советский тыл и создание антигитлеровской коалиции. Создание промышленной базы на Востоке. Начало коренного перелома в ходе войны. Сталинградская битва. Битва на Курской дуге. Коренной перелом в ходе войны. Завершение коренного перелома в ходе войны. Освобождение советской территории от захватчиков. Открытие второго фронта в Европе. Капитуляция Италии. Берлинская операция. Разгром Германии и Японии. Участие СССР в военных действиях против Японии. Вклад СССР в победу над нацизмом. Завершение войны. Великий подвиг народа в Отечественной войне. Итоги Великой Отечественной войны. Итоги и уроки войны. Ялтинско-Потсдамская система. Создание ООН.
Глава V.СССР в 1945-1953 гг. (2 ч.)
Раскол послевоенного мира на Запад и Восток. Политика СССР в Восточной Европе. Начало «холодной войны. «План Маршалла» и его влияние на развитие стран Европы. Превращение США в сверхдержаву. Послевоенное восстановление и модернизация в Зап. Европе. Послевоенная реконструкция и становление социально-ориентированной рыночной экономики в Западной Европе.
Глава VI.СССР в 1953г. середине 60-х ХХ в. (2 ч.)
Массовые репрессии. Духовная жизнь советского общества. СССР после смерти Сталина. 20 съезд КПСС и начало «Оттепели». СССР в 1950-1960 гг. Хозяйственные эксперименты и кризис сельскохозяйственного производства. Реформы системы управления и отстранение Хрущева от власти. Перемены в политической системе России в 1953-1964гг. Внешняя политика России 1953-1964 гг. Советский союз и крушение колониальной системы. Карибский кризис. Социально-экономическая и духовная жизнь страны в нач. 60-х гг.
Глава VII.Советское общество в середине 1960-х- начале 1980-х. (2 ч.)
СССР от реформ к «застою». Обострение противоречий в Восточной Европе. Политика Великобритании, Франции, США, Германии и Италии в 60-80- е гг. Установление военного паритета между СССР и США. Развитие процесса разрядки напряженности в Европе. Обострение советско-американских отношений в начале 1980гг.
Глава VIII.Перестройка и распад СССР.1985-1991 гг. (2 ч.)
Перестройка и новое политическое мышление. Страны Восточной Европы после Второй мировой войны. Кризис социализма. Япония и новые индустриальные страны на пути реформ. Особенности демократических революций в восточноевропейских странах. Страны Востока на пути модернизации. Страны Азии и Африки. Обострение национальных проблем в СССР. Распад СССР.
Глава IX.Россия в конце ХХ века. (2 ч.)
Концепция преобразований и опыт первых рыночных реформ в России. Кризис 1993 года. Реформа советской политической системы. Принятие Конституции. Избрание президентом В.В.Путина и развитие российского общества на рубеже 20- 21 вв. Россия и страны СНГ. Внешняя политика России. Россия и международные отношения начала 21 века.
Глава Х.Россия в начале ХХI века.(4 ч.)
Эпоха постмодернизма. Особенности современной массовой культуры. Духовная жизнь российского общества. Проблемы межнациональных отношений. Социально- экономическое и политическое развитие современной России. Духовная оппозиция как фактор перемен в советском обществе. Искусство и литература периода гласности и демократизации. Духовная жизнь и искусство демократической России.
Характеризовать основные направления социально-экономического и политического развития
5.
1
«Новый империализм».Происхождение Первой мировой войны
Выявлять экономическую и политическую составляющие «нового империализма».
Рассказывать о предпосылках Первой мировой войны.
6.
1
Первая мировая война.1914-1918 гг.Версальско-Вашингтонская система.
Излагать причины, ход, последствия и итоги Первой мировой войны.
Анализировать статьи Версальского мирного договора.
Участвовать в дискуссии «Можно ли было странам Европы избежать Первой мировой войны?»
7.
1
Последствия войны: революции и распад империй
Комментировать итоги и последствия революций. Объяснять причины и последствия распада Российской империи.
8.
1
Капиталистический мир в 1920-е гг.США и страны Европы
Знать особенности экономического развития стран Европы и США после I мировой войны.
Выявить новые тенденции в развитии европейских стран и США, давать им оценку
9.
1
Мировой экономический кризис 1929-1933 гг.Пути выхода.
Давать определения понятиям: экономический кризис, кейнсианство, рыночная экономика.
Характеризовать причины и особенности мирового кризиса. Предлагать пути выхода из кризиса
10.
1
США: «новый курс» Ф.Рузвельта
Анализировать политику «Нового курса» Рузвельта и программы реформистских движений в США.
11.
1
Демократические страны Европы в 1930-е гг.Великобритания, Франция
Знать особенности экономического развития европейских государств и США в 30-е годы.
12.
1
Тоталитарные режимы в 1930-е гг.Италия, Германия, Испания.
Давать определения понятиям: тоталитаризм, фашизм, милитаризм. Находить и объяснять сходные черты и различия итальянского, германского и испанского фашизма .
13.
1
Восток в первой половине ХХ века
Латинская Америка в первой половине ХХ века.
Выделять особенности общественного развития. Объяснять сходство и различия в развитии стран континента. Объяснять какие были методы и средства осуществления модернизации в этих странах.
14.
1
Культура и искусство первой половины ХХ века
Раскрывать социальный смысл революции в естествознании. Характеризовать новый стиль в искусстве – модерн. Оценивать произведения в стиле модерн. Давать оценку достижениям художественной культуры
15.
1
Международные отношения в 1930-е гг.Вторая мировая война.1939-1945 гг.
Объяснять причины распада Версальско-Вашингтонской системы договоров. Оценивать роль Лиги наций в международной политике в 1930-е гг.Объяснять причины Второй мировой войны. Называть периодизацию войны. Объяснять направления взаимодействия союзников.
16.
2.Новейшая история. Вторая половина ХХ –начало ХХI.
14
17.
1
Послевоенное мирное урегулирование. Начало «холодной войны»
Знать понятия: «холодная война», «гонка вооружений», «военно-политические блоки».На основе анализа документов, объяснить причины и признаки «холодной войны»
18.
1
Завершение эпохи индустриального общества 1945-1970 гг.
Называть основные черты и признаки индустриального и постиндустриального обществ. Анализировать и выделять отличия постиндустриального общества от индустриального. Извлекать информацию на основе анализа рисунков, схем.
19.
1
Кризисы 1970-1980-х гг.Становление информационного общества
Называть черты и признаки постиндустриального (информационного) общества. Сравнивать индустриальное и постиндустриальное общества. Выполнять самост.работу с опорой на содержание учебника.
20.
1
Политическое развитие
Называть основные идейно-политические направления в европейских государствах. Сравнивать содержание 3-х этапов в экономической политике.
21.
1
Гражданское общество. Социальные движения
Называть главные черты гражданского общества. Сравнивать гражданское общество в индустриальную и постиндустриальную эпохи.
22.
1
США и Великобритания
Знать особенности экономического и политического развития США, Великобритания, Франция после II мировой войны. Выявлять новые тенденции в развитии европейских государств и США, давать им оценку.
23.
1
Франция и Италия
Доказывать демократичность провозглашения в Италии парламентской республики. Называть основные политические партии Италии.
24.
1
Германия: раскол и объединение
Знать причины раскола и объединения Германии.
Анализировать основные направления экономического и политического развития современной Германии
25.
1
Преобразования и революции в странах Центральной и Восточной Европы.1945-2013 гг.
Объяснить главные направле- ния реформ и «шоковой терапии» в странах Восточной Европы, давать им оценку.
Дискуссия «Реальный социализм и его место в истории»
26.
1
Латинская Америка во второй половине ХХ – начале ХХI в.Страны Азии и Африки в современном мире.
Выделять общие и различные черты латиноамериканских стран. Анализировать причины, особенности перехода к демократизации в 1980-е гг.
27.
1
Международные отношения
Объяснять причины складывания двухполюсного мира. Характеризовать противоречия биполярного мира. Оценивать роль ООН в регулировании международных отношений. Определять значение распада СССР для мировой системы.
28.
1
Культура второй половины ХХ-начало ХХI в.
Гиперреализм. Концептуализм. Постмодернизм. Раскрывать особенности модерна и постмодерна. Объяснять особенности нового видения мира.
29.
1
Глобализация в конце ХХ – начале ХХI в.
Объяснять смысл понятия «глобализация». Называть главные черты современной гл
30.
Подведение итогов
1
Выполнять самостоятельную работу с опорой на содержание изученного курса глобализации.
1. Россия на рубеже XIX – ХХ вв.: динамика и противоречия развития
6
3.
1
Государство и российское общество в конце XIX –начало XX в.
Характеризовать основные направления социально-экономического и политического Извлекать информацию из различных источников.
4.
1
Экономическое развитие страны
Общественно-политическое развитие России в 1894-1904
Извлекать информацию из различных источников. Формировать умения анализировать исторические документы, делать выводы, работать по карте, излагать сквозные вопросы темы урока. Уметь характеризовать личные качества и политические взгляды Николая II.Давать определения понятиям,знать основные даты.
5.
1
Внешняя политика Русско-японская война 1904-1905 гг.
Знать внешнеполитические приоритеты России в начале XX века.
6.
1
Первая российская революция. Начало парламентаризма
Характеризовать события февраля-октября 1917 г. Определять сущность «двоевластия».Умения устанавливать причинно-следственные связи, самостоятельно делать выводы. Критически анализировать различные подходы в освещении событий Гражданской войны.
7.
1
Экономические реформы.
Общество и власть после революции.
Умение рецензировать выступления одноклассника, работать с исторической картой и документами. Давать определения понятиям: экономический кризис, кейнсианство, рыночная экономика.
8.
1
Духовная жизнь Серебрянного века
Россия в Первой мировой войне.
Научатся: давать оценку событиям первой мировой. Получат возможность научиться:составлять анализировать положение на Западном и Восточном фронтах.
9.
2.Великая российская революция.1917-1921 гг.
5
10.
1
Свержение монархии
Научатся: давать оценку событиям первой мировой. Получат возможность научиься: составлять анализировать положение на Западном и Восточном фронтах.
11.
1
Россия весной-летом 1917 г.
Октябрь 1917 г.
Давать характеристику выступлению ген. Корнилова и захвату власти большевиками, первым декретам Сов. Власти.. Умение вести диалог, использовать при характеристике событий октября 1917г.
12.
1
Формирование советской государственности.
Начало Гражданской войны
Рассказывать о формировании однопартийной системы в Российском государстве, принятии Конституции. Умение анализа. Осветить причины и основные этапы гражд. в-ны в России. Развивать патриотизм.
13.
1
На фронтах Гражданской войны
Выявить причины кризиса военного коммунизма, Кронштадского восстания и разрухи. Навыки анализа.
14.
1
Экономическая политика красных и белых.
Экономический и политический кризис начала 20-х гг.
Понимают в чем суть и причины «малой Гражд.войны»,чем она отличалась от фронтовой войны между красными и белыми.
15.
3.Сталинская модель модернизации: СССР в 1920-е 1930-е гг.
8
16.
1
Переход к НЭПу
Рассмотреть основные направления НЕПа- продналог, концессии, кооперативное движение. Навыки анализа. обобщать информацию по теме в виде схем, выполнять тестовые задания
17.
1
Образование СССР.
Международное положение и внешняя политика в 20-е гг. ХХ века.
Сравнивать Сталинский и Ленинский планы образования СССР. Описывать преодоление дипломатической и экономической изоляции Советского государства, деятельность Коминтерна. Расширять кругозор.
18.
1
Политическое развитие в 20- е г.ХХ века
Характеризуют особенности политического режима 1920-х гг.Понимают в чем суть «диктатуры партии» Описывать преодоление дипломатической и экономической изоляции Советского государства, деятельность Коминтерна. Расширять кругозор.
19.
1
Духовная жизнь в 20-е гг. ХХ века
Характеризовать новые направления в культуре. Показать изменения в образе жизни европейцев, возникновении массовой культуры, средств массов. информации. Грамотная речь.
20.
1
Форсированная индустриализация
Коллективизация сельского хозяйства
Объяснять курс советского государства к плановой экономике, Индустриализацию, систему ГУЛаГа. Начало личной власти И.В.Сталина. Навыки синтеза.
21.
1
Политическая система СССР в 30- е гг. ХХ века
Объяснять курс советского государства к плановой экономике, Индустриализацию, систему ГУЛаГа. Начало личной власти И.В.Сталина. Навыки синтеза.
22.
1
Культурное пространство советского общества в 1930-е гг.
Освещать борьбу с религиозным мировоззрением и инакомыслящими, наука на службе идеологии, соцреализм. Умение раскрывать вопрос.
23.
1
Внешняя политика СССР в 30- е гг. ХХ века
Выявлять истоки нацизма и причины прихода к власти в Германии А. Гитлера, Б. Муссолини в Италии, их захватническую политику. Патриотизм.
24.
4.Великая Отечественная Война.1941-1945 гг.
8
25.
1
СССР на кануне Великой Отечественной войны.
Умение рецензировать выступления одноклассника, работать с исторической картой и документами. Давать определения понятиям: экономический кризис, кейнсианство, рыночная экономика. Находить и объяснять сходные черты и различия итальянского, германского и испанского фашизма.
26.
1
Начало Великой Отечественной войны
Излагать планы сторон, ход военных действий. Знать историческую карту. Систематизировать материал. Рассмотреть ход и итоги коренного перелома в Великой Отечественной войне, показать героизм многонационального советского народа, определить причины национальных движений.
27.
1
Немецкое наступление 1942 г. Предпосылки коренного перелома
Излагать планы сторон, ход военных действий. Знать историческую карту. Систематизировать материал. Рассмотреть ход и итоги коренного перелома в Великой Отечественной войне, показать героизм многонационального советского народа, определить причины национальных движений.
28.
1
Человек и война: единство фронта и тыла
Излагать какие меры приняло руководство для перевода экономики на военный лад, как развивалась наука и образование в годы войны и каковы отличительные черты этого развития
29.
1
Коренной перелом в ходе ВОВ
Умеют характеризовать каковы причины успеха советского контрнаступления под Сталинградом, и что значит коренной перелом в войне.
30.
1
Народы СССР в борьбе с немецким фашизмом.
Имеют представление и могут объяснить что такое «10 сталинских ударов», каковы причины заграничного похода Красной Армии
31.
2
Победа СССР в ВОВ. Окончание Второй мировой войны
Характеризуют причины победы СССР в ВОВ. Имеют представление и могут объяснить что такое «10 сталинских ударов», каковы причины заграничного похода Красной Армии
32.
5.СССР в 1945-1953 гг.
2
33.
1
Восстановление экономики
Политическое развитие
Знать понятия: «холодная война», «гонка вооружений», «военно-политические блоки». На основе анализа документов, объяснить причины и признаки «холодной войны». Характеризовать состояние советской экономики после войны. Находить изменения, произошедшие в послевоенные годы в экономике.
34.
1
Идеология и культура.
Внешняя политика.
Понимают, как произошло усиление идеологического пресса после войны, знают достижения отечественной науки и культуры первых послевоенных лет. Какие изменения в международном положении СССР произошли после ВМВ
35.
6.СССР в 1953 – середине 60-х ХХ века.
2
36.
1
Изменения политической системы
Социально-экономическое развитие
Называть основные черты и признаки индустриального и постиндустриального обществ. Дать характеристику новому политическому режиму, Конституции СССР 1977г.
37.
1
Культурное пространство и повседневная жизнь.
Политика мирного сосуществования: успехи и противоречия.
Характеризуют, какие новые формы воздействия властей на интеллигенцию появились в то время. Выделяют главное, анализируют полученный материал.
38.
7.советское общество в середине 1960-х начале 1980-х гг.
2
39.
1
Смена политического курса
Экономика «развитого социализма»
Называть основные черты и признаки индустриального и постиндустриального обществ. Дать характеристику новому политическому режиму, Конституции СССР 1977г.
40.
1
Идейная и духовная жизнь советского общества.
Политика разрядки: надежды и результаты
Характеризуют, какие новые формы воздействия властей на интеллигенцию появились в то время. Выделяют главное, анализируют полученный материал.
41.
8.Перестройка и распад СССР.1985-1991 гг.
42.
Реформа политической системы: цели, этапы, итоги.
Экономические реформы 1985-1991 гг.
Объяснить, почему существовавшая политическая система превратилась в тормоз общественного развития. Основные причины возникновения новых политических партий.
43.
Политика гласности.
Внешняя политика СССР в 1985-1991 гг.
Дать оценку политическим преобразованиям в стране за годы перестройки. Знать понятия «биполярная система международных отношений».
44.
9.Россия в конце ХХ века.
2
45.
1
Российская экономика на пути к рынку.
Политическая жизнь в 1992-1999 гг.
Объяснить, почему существовавшая политическая система превратилась в тормоз общественного развития. Основные причины возникновения новых политических партий.
46.
1
Духовная жизнь.
Строительство обновленной Федерации.
Геополитическое положение и внешняя политика России.
Дать оценку политическим преобразованиям в стране за годы перестройки. Знать понятия «биполярная система международных отношений».
47.
10.Россия в начале ХХI века.
4
48.
1
Политическое развитие
Давать определения понятиям: «шоковая терапия», либерализация цен, инфляция, приватизация, рыночная экономика.
49.
1
Экономика России
Давать оценку экономическому развитию страны в 90-е годы, выделить положительные результаты и появившиеся проблемы в развитии экономики.
50.
1
Повседневная жизнь и духовная жизнь общества
Характеризуют какие изменения произошли в жизни населения России в 2000-2007 гг.какие изменения были наиболее важными
51.
1
Внешняя политика России
Россия на путях нового развития
Давать оценку экономическому развитию страны в 2000-е годы, выделить положительные результаты и появившиеся проблемы в развитии экономики.
52.
Итоговое повторение курса
1
Контрольная работа
Знать основные положения изученного курса истории Разъяснять смысл высказываний. Уметь анализировать, отвечать на вопросы, выделять главное, использовать ранее изученный материал для решения познавательных задач.
8. Предметные результаты учебного курса по истории.
Выпускник научится:
• локализовать во времени хронологические рамки и рубежные события новейшей эпохи, характеризовать основные этапы отечественной и всеобщей истории ХХ — начала XXI в.; соотносить хронологию истории России и всеобщей истории в Новейшее время;
• использовать историческую карту как источник информации о территории России (СССР) и других государств в ХХ — начале XXI в., значительных социально-экономических процессах и изменениях на политической карте мира в новейшую эпоху, местах крупнейших событий и др.;
• анализировать информацию из исторических источников — текстов, материальных и художественных памятников новейшей эпохи;
• представлять в различных формах описания, рассказа: а) условия и образ жизни людей различного социального положения в России и других странах в ХХ — начале XXI в.; б) ключевые события эпохи и их участников; в) памятники материальной и художественной культуры новейшей эпохи;
• систематизировать исторический материал, содержащийся в учебной и дополнительной литературе;
• раскрывать характерные, существенные черты экономического и социального развития России и других стран, политических режимов, международных отношений, развития культуры в ХХ — начале XXI в.;
• объяснять причины и следствия наиболее значительных событий новейшей эпохи в России и других странах (реформы и революции, войны, образование новых государств и др.);
• сопоставлять социально-экономическое и политическое развитие отдельных стран в новейшую эпоху (опыт модернизации, реформы и революции и др.), сравнивать исторические ситуации и события;
• давать оценку событиям и личностям отечественной и всеобщей истории ХХ — начала XXI в.
Выпускник получит возможность научиться:
• используя историческую карту, характеризовать социально-экономическое и политическое развитие России, других государств в ХХ — начале XXI в.;
• применять элементы источниковедческого анализа при работе с историческими материалами (определение принадлежности и достоверности источника, позиций автора и др.);
• осуществлять поиск исторической информации в учебной и дополнительной литературе, электронных материалах, систематизировать и представлять её в виде рефератов, презентаций и др.;
• проводить работу по поиску и оформлению материалов истории своей семьи, города, края в ХХ — начале XXI в.