Просмотр содержимого документа
«Программа развития музея Боевой славы «Поиск»»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Знают и взрослые и малыши:
Есть чудеса в повседневности.
Музей – он частица нашей души,
А не просто хранилище древности.
(Александр Луговской)
Одна из ключевых целей современной идеологии общества – цель воспитания подрастающего поколения.
Сегодня общество и государство ставят передшколой социальный ЗАКАЗ огромной важности – воспитатьчеловека с активной жизненной и профессиональной позицией,гражданина и патриота. Воспитание Гражданина Отечества является общей целью образовательной системы России, которая нашла отражение в Законе РФ «Об образовании».
Определённоеместо в воспитаниимолодёжиотводится и музеямобразовательных учреждений, так как они являются составляющей школьного организма, неотъемлемым звеном единого образовательного процесса и должны воспитывать у подрастающего поколения должное уважение к прошлому, традициям и истории своего народа.
Школьный музей Боевой славы «Поиск» работает под девизом: «Изучаем прошлое, чтобы познать настоящее и заглянуть в будущее!»
Музей «Поиск» – активный живой организм. Экспозиции музея оживляют страницы истории нашей страны, нашей малой Родины поселка Малиновского. Экспозиции музея знакомят учащихся с людьми героического подвига, участниками судьбоносных событий в жизни Отечества. Активная музейная деятельность позволяет вести целенаправленную пропаганду накопленного и имеющегося материала.
Цель работы музея: –формирование общей культуры личности на основе воспитания гражданственности и любви к Родине, бережного отношения к памятникам истории, культуры.
Задачи музея:
создание условий для развития гражданско-патриотического воспитания в школе;
развитие чувств патриотизма у учащихся;
формирование собственной активной гражданской позиции и своего отношения к действительности;
развитие социальной ответственности у школьников;
освоение практических навыков поисковой и исследовательской работы;
воспитание у учащихся музейной культуры.
Цель и задачи музея благородные и имеют актуальное значение в современное время.
Направленияработы музея:
1. Краеведение (история поселка Малиновского, история школы);
2. История Великой Отечественной войны (величайшие битвы, военачальники, города-герои, большие и маленькие герои страны и края, земляки – ветераны войны и труженики тыла, военное детство и т. д.);
3. Они прославляли Россию;
4. История школы.
По всем этим направлениям проводятся различные формы работы:
Школьный музей является одной из форм дополнительного образования в условиях образовательного учреждения, так как его деятельность, безусловно, имеет определённую ценность для воспитанников образовательного учреждения.
Музейная деятельность развивает сотворчество, активность и самодеятельность учащихся в процессе сбора, исследования, обработки, оформления и пропаганды материалов-источников по истории Отечества.
Подросток, являясь участником разноплановых музейных мероприятий: музейных уроков, экскурсий, устных журналов, тематических игр и других, воспринимает накопленный исторический опыт, т. е., получает позитивный эмоциональный импульс в причастности к историческому прошлому нашей страны, усваивает этические ценности.
А музейная педагогика, цель которой – формирование духовно-нравственных ценностей и творческое развитие личности, предусматривает не только обучение и воспитание учащихся на музейном материале, но и теоретическое его осмысление.
Школьный музей расширяет кругозор учащихся, помогает овладевать им практическими навыками поисковой, исследовательской деятельности, пополняет знания школьников и прививает навыки исторического мышления, а в целом, способствует формированию у школьников гражданско-патриотических качеств.
Программа работы музея «Поиск» реализует туристко-краеведческое направление.
Актуальность программы состоит в том, что она направлена на совместную творческую деятельность педагогов и учащихся, на развитие самоуправления и самостоятельности школьников.
Новизна её проявляется в том, что она предлагает более интересные формы работы для восприятия достаточно серьёзного и трудного материала, позволяет углубить и расширить знания, способствует индивидуализации образования и воспитания. А также, здесь предусматривается работа с интеллектуально одарёнными и высокомотивированными детьми по освоению ими основ исследовательской деятельности. С развитием исследовательской деятельности и учитель, и ученик прикасаются к таинству нового (пусть даже субъективно нового) знания и осваивают технику этой работы. Отношения учитель – ученик построены на принципах сотрудничества и свободы выбора.
Для реализации предлагаемой программы – для организации и проведения всей музейной работы – из учащихся создан Актив музея,
Учащиеся, включившиеся в работу музея, следуют девизу:«Жить просто так нельзя, жить нужно с увлечением».
Все ребята поделились на 4 группы:
• фондовую группу – ребята этой группы ведут учёт экспонатов,
• поисковую группу – ребята этой группы учатся брать интервью, составлять вопросники, проводят определённую поисковую работу;
• экскурсионно-лекторскую группу – ребята этой группы принимают активное участие в проведении экскурсионно-лекторской работы и сами пытаются
подбирать материал для экскурсий, учатся и пробуют их разрабатывать;
• оформительскую группу – ребята этой группы занимаются набором текста, фотографируют, рисуют, придумывают и оформляют выставки.
Программа представляет собой определённую систему содержания, форм, методов и приёмов педагогических воздействий.
Согласно данной программе вариативно используется комплексметодов:
- участие в конкурсах и концертах, митингах, посвященных патриотической тематике;
- походы, праздники, часы общения, посвященные правовой и патриотической теме;
- Акция «Передай добро по кругу!» посвящена Дню старшего поколения.
В работе с учебными классами обязательно учитывается смена возрастных периодов, и соблюдается дидактический принцип – от простого изложения материала к сложным формам работы.
Ожидаемые результаты:
В данной программе три «ступеньки», которые при желании может пройти каждый учащийся за период с первого по одиннадцатый класс: I – получение знаний на мероприятиях музея, библиотечных у роках
(«словесно-книжное краеведение»);
II – работа в музее или в краеведческом кружке (самостоятельное приобретение знаний, активная поисковая работа);
III – работа в школьном научном обществе (исследовательская работа).
Путьк достижению целевых ориентиров предполагает индивидуальное и коллективное ценностное самоопределение посредством осознания и принятия таких ценностей, как:
любознательность – стремление всё знать и всему учиться;
оптимизм – уверенность в себе, своих силах и возможностях;
требовательность к себе – путь познания и развития себя, достижения намеченных целей;
самопризнание – способствует эмоциональной уравновешенности, появлению и осуществлению желания самореализоваться;
человеколюбие – сочувствие, сострадание, взаимопонимание, умение прийти на помощь;
радость – любое дело и процесс труда могут стать её источником, когда преодоление препятствий оценивается как победа и приносит удовлетворение;
совместное творчество – построение индивидуальной и коллективной жизнедеятельности на основе творческих устремлений детей и взрослых.
Предполагаемые результаты
Реализация данной программы способствует расширению кругозора детей, приобщает школьников к общероссийским культурно-историческим нормам, ценностям и традициям, помогает сформировать им гражданско-патриотическую позицию, раскрыть и реализовать индивидуальные способности детей (организаторские, интеллектуальные, лекторские, оформительские, творческие, коммуникативные и другие) Таким образом, в процессе участия школьников в деятельности музея, имеет место выраженная динамика ролевой позиции от пассивных форм до различных видов творческой активности. Такое постепенное усложнение коммуникативной задачи увеличивает долю самостоятельности музейщиков, активизирует их память, мышление, воображение, то есть развивает интеллект.
А это всё в свою очередь работает на главную цель: на формирование базовой культуры личности подростка.
Формы подведения итогов реализации программы:
Определённые навыки, умения, полученные в результате музейной работы, а также знания, приобретённые на многочисленных и разноплановых мероприятиях музея, ребята успешно реализовывают и находят им практическое применение. Они узнают много полезного об интересных открытиях в различных областях науки, о любопытных фактах из жизни знаменитых людей, о знаменательных датах в истории российского государства и о многом другом. Иначе говоря, учащиеся культурно обогащаются.
Работая в Активе музея, школьник может попробовать себя в разных видах деятельности, в разных ролях, какие ему придутся по душе. Безусловно, что при выполнении любого вида деятельности он обязательно получит какой-либо позитивный опыт, который ему пригодится в будущем. Подросток находит возможность раскрыть себя, раскрепостить. Работа в коллективе и общение с людьми разного возраста развивает у ребят коммуникативную культуру.
Ребята создают различные тематические выставки, проводят по ним экскурсии для учащихся школы, придумывают и организовывают разные мероприятия, участвуют акции «Свеча памяти».
Конечный результат претворения в жизнь этой программы:
Учащиеся, прошедшие через деятельность Актива музея, приобретают и владеют важными потенциалами личности:
2). Коммуникативный потенциал: знание норм этикета и правил хорошего тона, умение передавать свои знания широкой аудитории через экскурсионную, лекторскую
3). Нравственный потенциал: сформированность нравственных качеств: патриотизма, трудолюбия, честности, справедливости, ответственности, уважения к старшим людям;
4). Эстетический потенциал: развитость чувства прекрасного, потребность заботиться о сохранении исторического и культурного наследия;
Общественная работа, в том числе и музейная, делает жизнь ребят более разнообразной и интересной, даёт возможность им почувствовать себя нужными. Занимаясь экскурсионно-лекторской деятельностью, музейщики расширяют словарный запас, свои знания, владеют более свободной и грамотной речью, умеют общаться с людьми, высказывать свою точку зрения.
А учащиеся, которые являются участниками и слушателями музейных мероприятий, учатся любить и любят свою Родину.
А это и есть положительный результат деятельности музея.
«Всякая благородная личность глубоко осознаёт
своё кровное родство, свои кровные связи с Отечеством».
(В. Г. Белинский).
Режим занятий
Занятия проводятся 1 раз в неделю во вторник с 16.00 – 17.00
Возраст учащихся: 14- 15 лет
Срок реализации программы: 1 год
Тематическое планирование на 2018 – 2019 учебный год
№
Мероприятия
Сроки
1
Утверждение плана работы музея «Поиск» Выборы актива музея. Беседа «Музеи. Специфика работы музеев.»
сентябрь
2
Экскурсия для первоклассников «Музей Боевой Славы «Поиск»
сентябрь
3
Экскурсия «Наша школьная планета» (из истории школы) для 2 класса
сентябрь
4
Занятие поисковой группы Сбор материала
по истории школы:
•медалисты - выпускники школы;
• ветераны педагогического труда
сентябрь
5
Занятие оформительской группы Акция «Сделай посильное добро ветерану войны »
посвящена Дню старшего поколения. (Поздравительные листовки ветеранам войны, труженикам тыла)
октябрь
6
Занятие поисковой группы. Сбор материала по истории поселка Малиновского:
• Малиновцы на фронтах Великой отечественной войны
октябрь
7
Занятие экскурсионно – лекторской группы
октябрь
8
Экскурсия «Удивительный мир музея!»
(Игровая программа) для воспитанников детского сада
октябрь
9
Работа с фондом музея
ноябрь
10
Экскурсия «Как жили наши бабушки и дедушки
ноябрь
11
Устный журнал «Покорители целины»
ноябрь
12
Занятие экскурсионно – лекторской группы
ноябрь
13
Устный журнал «День памяти блокадного Ленинграда»
посвящён Дню Воинской Славы России – дню снятия блокады Ленинграда Занятие оформительской группы
декабрь
14
Занятие поисковой группы. Сбор материала о В. Вольфе – Герое России и Абхазии. «Жизнь – Родине, честь – никому».
декабрь
15
Урок мужества «Дети войны»,
Экскурсия в музей. Памяти воинам-интернационалистам «Воины – интернационалисты поселка Малиновского»
Декабрь
декабрь
16
Тематический час «Отечеством своим горжусь»
январь
17
Занятие оформительской группы. Оформление выставки памяти Ветерана войны, бывшего директора школы, поэта Григория Чарикова
январь
18
Час познания «Оглянись на предков наших, на героев прошлых лет»
январь
19
Работа с фондом музея
январь
20
Урок мужества «Великая битва на великой реке»
посвящён Дню Воинской Славы России – 75-летию Победы над немецко-фашистскими войсками в Сталинградской битве (1943)
февраль
21
Экскурсия «Дорога длиною в четыре года»
февраль
22
Игра-викторина «Отчизны – верные сыны!»; для 5-6 класса
февраль
23
Устный журнал « Афганистан болит в душе моей»
февраль
24
Экскурсия в музей «Чеченский след в моей душе»
март
25
Занятие экскурсионно – лекторской группы
март
26
Урок мужества «Они ушли в бессмертие»
март
27
Памяти В. Вольфа. «Его имя носит школа» Экскурсия в музей
март
28
Занятие поисковой группы «Парень из нашей школы» (о выпускниках школы, служивших в горячих точках)
апрель
29
Занятие поисковой группы Сбор материала
по истории Великой Отечественной войны:
• дети войны,
• о воевавших родственниках, •труженики тыла,
апрель
30
31
Экскурсия в музей. Бессмертный полк Алтайского края.
«Малиновцы на фронтах Великой Отечественной войны»
апрель
32
Занятие оформительской группы Участие в Вахте Памяти. Акция «Ветеран живёт рядом»
(Поздравление с Днём Победы)
апрель
33
Тематическая экскурсия «Этот день мы приближали как могли»
посвящена Дню Воинской Славы России – Дню Великой Победы
май
34
Занятие экскурсионно – лекторской группы
май
35
Лекция «Уходил на войну сибиряк» Выставка книг Г Чарикова
(Г. Чариков на фронтах Великой Отечественной…) – оформительская группа
май
36
Тематическая игра «Планета, на которой мы живем»
май
37
Работа с фондом музея Подведение итогов
май
План работы фондовой группы
№
Фондовая работа
сроки
1.
Описание имеющихся в музее и поступивших в течение учебного года экспонатов;
Сбор материала о В. Вольфе – Герое России и Абхазии. «Жизнь – Родине, честь – никому».
В течение учебного года
Этапы реализации программы:
Первый этап – организационный. На этом этапе необходимо расширить Актив музея и настроить детские коллективы на определённую работу, поэтому музейщики выступают на классных часах с информацией: «Деятельность музея в прошлом учебном году. Участие класса в жизни музея». Происходит деление Актива музея на группы, знакомство групп с деятельностью музея.
Второй этап – основной. Реализуются основные цели и задачи, проводится традиционная экскурсионно-лекторская работа, создаются задуманные временные выставки, сценарии, проводятся конкурсные мероприятия, направленные на развитие детского творчества. Осуществляется практическое знакомство с историей края, страны через проведение экскурсий, встреч с жителями поселка.
Третий этап – итоговый. Анализируется работа музея: каждой группы, Совета музея. Награждаются наиболее активные учащиеся.
Механизм реализации программы.
№
Категория детей
Организационно-содержательные формы работы
1.
Учебные классы
• учебно-познавательный курс (экскурсии, лекции, музейные уроки и другие мероприятия);
2.
Совет музея
• учебно-практический курс (составление планов мероприятий, музейных заданий классам);
• творческие выступления;
• организация и проведение музейных дел.
3.
Экскурсионно-лекторская группа
• учебно-познавательный и учебно-практический курс;
• отработка умений и навыков экскурсовода;
• организация и проведение экскурсионно-лекторской работы.
4.
Группа оформителей
• отработка умений и навыков по оформлению временных и монтажу витринных выставок;
• организация и создание различных выставок.
5.
Фондовая группа
• учебно-практический курс (работа с книгами основного и вспомогательного фондов, с музейными предметами;
• отработка умений и навыков по составлению актов приёма, описанию экспонатов.
6.
Поисковая группа
• учебно-практический курс (знакомство с правилами и способами ведения поисковой работы);
• работа с литературой и людьми;
• отработка умений и навыков по интервьюированию, правильной записи воспоминаний;
• практическое овладение навыками ведения поисковой работы в игровой форме.
Формы промежуточной и итоговой аттестации
выполнение проектов
защита творческих работ
анкетирование
тематические выставки
ЛИТЕРАТУРА:
Документы:
О деятельности музеев образовательных учреждений / Министерство образования РФ, 2003.
Список литературы для педагогов:
1. Касимова Т. А., Яковлев Д. Е., Патриотическое воспитание школьников. Методическое пособие. Москва. Айрес-пресс. 2005;
2. Каменкова Л., Как воспитать патриота//Народное образование. – 1999. –
№ 5. – С.249);
3. Курашкина Р. А., Программа воспитания школьников «Я гражданин России»//Классный руководитель.– 2006.– №3.– С.64 – 76;
4. Липина Е., Три сюжета для одной выставки: методические рекомендации//Библиополе.– 2004.–№2.– С.20 – 21;
5. Медведева Е. Б., Становление музейной педагогики в Германии и России. Дисс. … канд. Ист. Наук. – М., 1999;
6. Музей в школе: практикум: Сб. статей//Под общей редакцией Е. В. Алексеевой, – М., 2006;
7. Музей образовательного учреждения. Проблемы, опыт, перспективы: сборник нормативно-правовых и методических материалов//Автор-составитель Орлова В. А. Новосибирск. Изд-во НИПКиПРО, 2004;
8. Новорусский М. В., Музеи и их образовательное значение. В помощь семье и школе. – М., 1911;
9. Программы лауреатов V Всероссийского конкурса авторских программ дополнительного образования детей. Москва. 2003;
10. Юхневич М. Ю., Педагогические, учебные и детские музеи России. – М.: Просвещение, 1991;
11. Фришман И. И., Методика работы педагога дополнительного образования. Москва 2001.
Список литературы для учащихся:
1. Будем работать вместе. Программы деятельности детских и подростковых организаций. Москва. 1996;
2. Волкогонов Д. А., О героях и героическом. – М., 1977;
3. Еськов Г. С., Ратный подвиг во имя Родины. – М., 1999;
4. Зуев М. Н., История России с древнейших времён до конца XX века: справочник по истории для школьников и поступающих в вузы. – М., 2000;
5. История России в лицах и датах: словарь-справочник. – СПб., 1995;
МКОУ «Малиновская СОШ Завьяловского района »
имени Героя России Виталия Вольфа
Согласовано Утверждаю
МК классных руководителей директор МКОУ «Малиновская СОШ Завьяловского
______Р.И.Остромиллер района» имени Героя России Виталия Вольфа
« » _______2018 _________Л.Б.Зайцева
« »_______2018
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа