Программа клуба «Патриот» по духовно – нравственному направлению
Программа клуба «Патриот» по духовно – нравственному направлению
Становление духовного человека невозможно без правильного воспитания, необходимо введение его в традиционную духовную культуру. Ведь культура – это организованная человеком среда обитания, это совокупность связей и отношений человека и природы, искусства и человека, человека и общества, человека и Бога. Духовно-нравственное воспитание на основе православных традиций формирует ядро личности, благотворно влияя на все стороны и формы взаимоотношений человека с миром, так как только духовно богатый и высоконравственный с раннего детства человек может стать настоящим гражданином своей страны.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
«От того, как мы воспитаем молодёжь, зависит то, сможет ли Россия сберечь и приумножить саму себя. Сможет ли она быть современной, перспективной, эффективно развивающейся, но в то же время сможет ли не растерять себя как нацию, не утратить свою самобытность в очень непростой современной обстановке».
В.В. Путин
Программа клуба «Патриот» по духовно-нравственному направлению разработана на основе следующих нормативно-правовых документов:
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ;
Концепция духовно – нравственного развития и воспитания российских школьников;
Конституция Российской Федерации;
Примерная программа воспитания и социализации обучающихся;
О повышении воспитательного потенциала общеобразовательного процесса в общеобразовательном учреждении (письмо Минобразования РФ от 2 апреля 2002 № 13-51-28\13.
Методические рекомендации по развитию дополнительного образования детей в общеобразовательных учреждениях (Приложение к письму Минобразования РФ от 11 июня 2002 года №30-51 -433\16;
Федеральный закон «О свободе совести и религиозных объединениях» (ст. 3, п. 1, ст. 5, п. 4);
Внеурочная деятельность школьников в контексте ФГОС второго поколения;
Международная конвенция «О правах ребенка» 1989 год.;
Всеобщая декларация прав человека;
Гражданский кодекс Российской Федерации.
В Федеральном государственном образовательном стандарте второго поколения духовно-нравственное развитие, воспитание и социализация обучающихся определены как задачи первостепенной важности в соответствии с Законом «Об образовании».
Становление духовного человека невозможно без правильного воспитания, необходимо введение его в традиционную духовную культуру. Ведь культура – это организованная человеком среда обитания, это совокупность связей и отношений человека и природы, искусства и человека, человека и общества, человека и Бога. Духовно-нравственное воспитание на основе православных традиций формирует ядро личности, благотворно влияя на все стороны и формы взаимоотношений человека с миром, так как только духовно богатый и высоконравственный с раннего детства человек может стать настоящим гражданином своей страны.
Актуальность программы:
отсутствие у обучающихся единых нравственных ориентиров в социуме;
воспитание детей в семье вне духовных традиций;
влияние средств массовой информации;
пассивная позиция в отношении организации собственного досуга;
рост числа асоциальных форм поведения детей с ограниченными
возможностями здоровья.
Новизна программы в том, она расширяет внеурочную деятельность, создаёт условия для духовно – нравственного развития и воспитания подростков. Подрастающее поколение находится в духовном и нравственном поиске, в поиске смысла жизни, поэтому подросткам необходима информация об истинных культурных и духовно – нравственных ценностях и основах Православной культуры. Необходимо научить подростков проявлять более серьёзный интерес к делам общества, заботиться о старшем поколении через осмысление опыта старшего поколения, наложение опыта молодых и совместное переживание.
Цель программы– является гармоничное духовное развитие личности школьника и привитие ему основополагающих принципов нравственности на основе православных традиций России.
Для достижения указанной цели решаются следующие задачи:
формирование духовно-нравственных ориентиров на основе традиционных общечеловеческих и христианских ценностей;
раскрытие определяющей роли Православия в становлении культурных и духовно-нравственных традиций русского народа;
формировать национальное самосознание обучающихся, уважение к своему народу;
реализация ФГОС второго поколения, идеологической основой которого является воспитание гражданина и патриота.
Место курса в учебном плане.
Программа клуба «Патриот» по духовно-нравственному направлению разработана для обучающихся 9-12 классов. Срок реализации – 1 год. Программа рассчитана на 34 ч, проведение занятий с периодичностью 1 раз в неделю. Продолжительность занятия – 40 мин. Набор в клуб осуществляется на добровольной основе, по желанию обучающихся.
Описание ценностных ориентиров содержания курса:
-формирование первоначальных представлений об основах православной культуры и светской этики;
-формирование уважительного отношения к разным духовным и светским традициям;
-укрепление средствами образования преемственности поколений на основе сохранения и развития культурных и духовных ценностей.
В центре внимания являются ценности окружающего мира, внутреннего, духовного мира человека, традиции, благодаря которым эти ценности сохраняются и передаются из поколения в поколение.
Принципы программы.
Принцип целостности учебно-воспитательного процесса.
Принцип сотрудничества.
Деятельностный подход.
Личностно-ориентированный подход.
Возрастной подход.
Гуманистический подход
Формы организации деятельности обучающихся на занятиях:
Индивидуальные.
Работа в парах.
Групповые.
Методы работы:
Словесные: объяснение, беседа.
Наглядные: наблюдение; работа с архивом, документами, интернетом.
Практические: работа с архивными документами, обобщение и
систематизация материала.
Формы проведения занятий:
Беседа.
Встречи с интересными людьми.
Проведение совместных праздников с воскресной школой Иоанно-
Богословского храма г.Рассказово.
Рукоделие и все виды творческой художественной деятельности
детей.
Выставки.
Работа с архивными документами.
Экскурсии.
Трудовые десанты.
Детская благотворительность (посильное участие в делах
благотворительности, милосердия, в оказании помощи
нуждающимся).
3. Планируемые результаты освоения программы.
Личностные, метапредметные и предметные результаты усвоения курса.
Личностные:
формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину;
формирование умения соотносить свои поступки с принятыми этическими нормами и правилами поведения;
развитие нравственно-этических качеств (доброжелательность, внимательность к людям, готовность к сотрудничеству, сопереживание);
развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные:
готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
определение общей цели и путей её достижения, умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
умение взаимодействовать с взрослыми и со сверстниками в общей деятельности;
развитие умения самостоятельного поиска и выделения необходимой информации;
рефлексия способов и условий действия (осмысление значимости проделанной работы, возможность использовать полученные знания в жизни; оценивание степени сложности задания для себя, объяснение причин затруднения).
формирование умения планирования сотрудничества с учителем и сверстниками (в паре, тройке, четвёрке);
развитие способности присоединяться к партнёру по общению, умение видеть, слышать, чувствовать каждого;
формирование умения разрешать конфликты в ходе обсуждения в паре, четвёрке;
приобретение умений управлять собственной деятельностью и деятельностью группы, лидера группы; давать оценку и корректировать действия лидера.
Предметные:
формирование представления о роли обрядов и традиций в жизни
человека, в его духовно-нравственном развитии;
формирование устойчивого интереса к истории родного края;
осознание ценности нравственности и духовности в человеческой
жизни.
Предполагаемые результаты реализации программы.
Результаты первого уровня (приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни):
взаимодействие обучающегося со своими учителями, священнослужителями как значимыми для него носителями положительного социального и культурно-религиозного знания и повседневного опыта;
приобретение знаний о духовных традициях русского народа;
приобретение элементарных представлений об эстетических и художественных ценностях отечественной культуры, о способах самостоятельного поиска и нахождения информации в справочной литературе, архивах.
Результаты второго уровня (формирование позитивного отношения школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом):
развитие ценностных отношений обучающегося к родному Отечеству, родной природе и культуре, к труду, к другим людям, к своему здоровью и внутреннему миру;
создание системы воспитательных мероприятий, позволяющих обучающимся осваивать и на практике использовать полученные знания.
Результаты третьего уровня (приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия) развивается активная деятельная позиция:
опыт самоорганизации, организации совместной деятельности с другими детьми и работы в команде, и взятия на себя ответственности за других людей, нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами;
использование материалов Интернет ресурсов;
обрабатывание данных, полученных в ходе работы с архивными
документами.
При успешной реализации данной программы среди обучающихся:
- формируется духовно – нравственный микроклимат,
- увеличивается интерес к деятельности клуба,
- устанавливаются доверительные отношения между детьми и учителями, священником.
Итог работы по программе - это формирование личности:
любящей свой народ, свой край и свою Родину;
уважающей и принимающей ценности семьи и общества;
любознательной, активно и заинтересованно познающей мир;
владеющей основами умения учиться, способной к организации собственной деятельности;
готовой самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом;
доброжелательной, умеющей слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение;
выполняющей правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.
4. Учебно-тематический план
№
п/п
Наименование разделов и тем
Количество часов
всего
аудит.
внеаудит.
1.
Введение
1
1
-
2.
Поисково-краеведческая и музейная работа
15
2.1.
Краеведческий музей
г. Рассказово
3
-
3
2.2.
Святитель Лука на Тамбовщине
2
1
1
2.3.
Тамбовский святитель Питирим
2
1
1
2.4.
Мамонтова пустынь
2
-
2
2.5.
«Живоносный источник» Герасин В.А.
1
1
-
2.6.
Пациора И.В.
1
1
-
2.7.
Андреева Л.С
1
1
-
2.8.
Цыплухин Н.Д.
1
1
-
2.9.
История школы
2
1
1
3.
Духовно – нравственное и патриотическое воспитание
6
3.1.
Служба в храме
2
-
2
3.2.
День народного единства
(4 ноября)
2
1
1
3.3.
День Победы (сотрудничество с воскресной школой Иоанно-Богословского храма г.Рассказово)
2
1
1
4.
Волонтерская работа
12
4.1.
Выставки прикладного творчества
2
-
2
4.2.
Детская благотворительность
2
-
2
4.3.
Памятники и военные захоронения
2
-
2
4.4.
Храм св. Екатерины
2
-
2
4.5.
Помощь ветеранам войны, педагогического труда, пожилым людям
4
-
4
Всего
34
10
24
5. Содержание курса внеурочной деятельности
1. Введение (1 ч).
Цель и задачи кружка. Режим работы. План занятий.
2. Поисково-краеведческая и музейная работа (15 ч).
Посещение местного музея в городе Рассказово. Святитель Лука на Тамбовщине. Тамбовский святитель Питирим. Мамонтова пустынь. Встреча с автором книги «Живоносный источник» Герасиным В.А. Встречи с интересными людьми, ветеранами войны и труда: ветераном ВОВ Пациорой И.В.; старожилом г. Рассказово Андреевой Л.С.; родственниками героя Советского Союза Цыплухина Н.Д. Беседы об истории школы и оформление стенда.
3. Духовно – нравственное и патриотическое воспитание (6 ч).
Посещение служб храмов г.Рассказово с сурдопереводом. День народного единства (4 ноября). Проведение праздника к Дню Победы (сотрудничество с воскресной школой Иоанно-Богословского храма г.Рассказово).
4. Волонтерская работа (12 ч).
Участие в выставках прикладного творчества. Участие в рождественском марафоне: детская благотворительность (изготовление подарков детям детского дома). Уборка памятников и военных захоронений. Трудовые десанты в храме св. Екатерины. Организация посильной помощи ветеранам войны, педагогического труда, пожилым людям.
7. Календарно-тематическое планирование
№
Тема
Основное содержание занятия
Кол-во часов
Формы и методы работы
Вид деятельности
Виды конт роля
При
меча
ние
1
2
3
4
5
6
7
8
1.
Введение
Цель и задачи кружка, план занятий.
1
беседа
обсуждение
Гото
вый план
2.
Поисково-краеведческая и музейная работа
15
2.1.
Краеведческий музей
г. Рассказово
Посещение местного музея в городе Рассказово
3
Исследова
тельская
работа по истории родного края
работа с архивными документами
Оформление стенда
2.2.
Святитель Лука на Тамбовщине
Выступление членов клуба с презентацииями, посещение памятных мест, связанных с именем Святителя Луки
1
1
Беседа, экскурсия в Тамбов
участие
видеоотчет
2.3.
Тамбовский святитель Питирим
Изучение жития святых. Просмотр презентаций, созданных обучающимися
1
1
Беседа.
Конкурс проектов
Участие
в изучении жития святых.
Презента
ции
2.4.
Мамонтова пустынь
Посещение святого места
2
паломническая поездка по святым местам
участие
Фото-отчет
2.5.
«Живоносный источник» Герасин В.И.
Обсуждение книги
1
Встреча с автором книги
Участие в работе круглого стола
Фото
отчет
2.6.
Пациора И.В.
Знакомство с биографией интересного человека
1
Встреча с ветераном ВОВ
Участие
Собранный материал
2.7.
Андреева Л.С
Знакомство с биографией интересного человека
1
Встреча со
старожилом г. Рассказово
Участие
Собранный материал
2.8.
Цыплухин С.И
Знакомство с биографией интересного человека
1
Встреча с родственниками героя Советского Союза
Участие
Собранный материал
2.9.
История школы
Выступления с сообщениями и презентациями
2
Конкурс проектов
Работа с архивом.
стенд
3.
Духовно – нравственное и патриотическое воспитание
8
3.1.
Служба в храме
Посещение храма
2
Служба с сурдопе-реводом
участие
Фото-отчет
3.2.
День народного единства
Сообщение по теме.
Посещение храма
1
1
Беседа, участие в молебне
участие
Фото-отчет
3.3.
День Победы
Обсуждение сценария праздника, костюмов
2
Сотрудничество с воскресной школой Иоанно-Богословского храма г.Рассказово
Концертная
программа,
театральное представление
Празд-ник
4.
Волонтерская работа
8
4.1.
Выставки прикладного творчества
Оформление работ на выставки
2
Рукоделие
Участие в выставках
Выс-тавка
4.2.
Рождественский марафон
Изготовление новогодних подарков детям детского дома
2
Рукоделие
Детская благотворительность
Готовые подарки
4.3.
Памятники и военные захоронения
Уборка территории
2
ОПТ
Трудовой десант
Выполненная работа
4.4.
Храм
св. Екатерины
Уборка внутри храма и территории
2
ОПТ
Трудовой десант
Выполненная работа
4.5.
Помощь ветеранам войны, педагогического труда, пожилым людям
Оказание необходимой помощи нуждающимся
4
ОПТ
Участие в ремонте,
уборке
Выполненная работа
Всего
34
6. Материально-техническое обеспечение программы
1. Библиотечный фонд.
2. Технические средства обучения.
Компьютер.
Мультимедийный проектор.
Фотоаппарат.
Видеокамера.
Интерактивная доска
3. Оборудование кабинета.
1. Ученические столы одноместные с комплектом стульев.
2. Стол учительский с тумбой.
3. Шкафы для хранения дидактических материалов, видео- и
фотоматериалов.
4. Настенные доски для вывешивания иллюстративного материала.
8.Список литературы
Литература для педагога:
Бородина А. В. Основы православной культуры: Словарь-справочник. – М.: ОПК, 2008.
Бородина А. В. История образования на основе традиций отечественной культуры. – Изд. 1-е, 2-е, – М.: ОПК, 2006, 2007.
Выготский Л.С. Антология гуманной педагогики. М, 2002.
Герасин В.И. Живоносный источник. Журнал «Новая Литература» 04.09.2013.
Духовно-нравственное воспитание. Научно-просветительский журнал. Издательство «Школьная пресса», подписка за 2001 – 2008 гг.
Духовные истоки воспитания. Учебно-методическая серия: программы, методики проведения уроков, сборники текстов. Выпуск 1. – Москва: «Славянский Дом», 2001год.
Кураев А.В. Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры. 4-5 классы: учебное пособие для общеобразоват. учреждений / А.В. Кураев. – М.: Просвещение, 2010.
Основы Православной культуры. Электронное приложение к учебному пособию А.В. Кураева.
Поповский М. Жизнь и житие Святителя Луки Войно-Ясенецкого, архиепископа и хирурга.