Просмотр содержимого документа
«Программа для исправительных колоний»
Пояснительная записка.
Рабочая программа предназначена для изучения курса истории в 6 классе по индивидуальной форме обучения.
Настоящая рабочая программа разработана в соответствии с:
- Федеральным законом «Об образовании в РФ» (№273-ФЗ от 29.12.2012 г., ст.12, 13);
- Приказом МОиН РФ №1897 от 17.12.2010 г. «Об утверждении и введении в действие ФГОС ООО»;
- Приказом МОиН РФ №413 от 17.05.2012 г. «Об утверждении федерального государственного общеобразовательного стандарта среднего общего образования»;
-Уставом КОУ УР «РЦОМ»;
-Фундаментальным ядром содержания образования по истории.
Содержание учебного предмета «История» в основной школе изучается в рамках двух курсов: «История России» и «Всеобщая история». Данная рабочая программа составлена в соответствии с положениями Концепции единого учебно-методического комплекса по отечественной истории (включающей Историко-культурный стандарт)Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основе Примерной программы по истории для 5-9 классов, авторской программы по Истории России к предметной линии учебников Н. М. Арсентьева, А. А. Данилова и др. под редакцией А. В. Торкунова в основной школе (6—9 классы).
Программа составлена исходя из следующих целей обучения истории в основной школе: ознакомление учащихся с совокупностью знаний об основных этапах исторического пути человечества, многообразных формах исторического бытия и деятельности людей в прошлом; - выработка у учащихся представлений об основных источниках знаний о прошлом и настоящем, о неоднозначности восприятия. Отражения и объяснения событий истории и современности; - развитие у учащихся способностей рассматривать события и явления прошлого и настоящего, пользуясь приемами исторического анализа (сопоставление и обобщение фактов, раскрытие причинно-следственных связей, целей и результатов деятельности людей и др.), применять исторические знания при рассмотрении и оценке современных событий; - формирование ценностных ориентаций и убеждений школьников на основе личностного осмысления социального, духовного, нравственного опыта людей в прошлом и настоящем, восприятия идей гуманизма, уважения прав человека; - развитие гуманитарной культуры учащихся, приобщение к ценностям национальной и мировой культуры, воспитание уважения к истории, культуре, традициям своего и других народов.
Используемые технологии:
- проблемное обучение;
-развивающее обучение;
-дифференцированное обучение;
-активное обучение;
-игровое обучение:
-обучение критическому мышлению;
-кейс-технология.
Требования к уровню подготовки учеников. В результате изучения истории ученик должен: знать/понимать:
- основные этапы и ключевые события истории России и мира с древности до наших дней; выдающихся деятелей отечественной и всеобщей истории;
- важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития;
- изученные виды исторических источников;
уметь:
- соотносить даты событий отечественной и всеобщей истории с веком; определять последовательность и длительность важнейших событий отечественной и всеобщей истории;
- использовать текст исторического источника при ответе на вопросы, решении различных учебных задач; сравнивать свидетельства разных источников;
- показывать на исторической карте территории расселения народов, границы государств, города, места значительных исторических событий;
- рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых фактов, дат, терминов; давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников; использовать приобретенные знания при написании творческих работ (в том числе сочинений), отчетов об экскурсиях, рефератов;
- соотносить общие исторические процессы и отдельные факты; выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий; группировать исторические явления и события по заданному признаку; объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов, выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений; определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий;
- объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории России и всеобщей истории, достижениям отечественной и мировой культуры; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- понимания исторических причин и исторического значения событий и явлений современной жизни;
- высказывания собственных суждений об историческом наследии народов России и мира;
- объяснения исторически сложившихся норм социального поведения;
- использования знаний об историческом пути и традициях народов России и мира в общении с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности.
Общая характеристика учебного предмета
Курс истории на ступени основного общего образования является частью концентрической системы исторического образования. Изучая историю на ступени основного общего образования, учащиеся приобретают исторические знания, приведенные в простейшую пространственно-хронологическую систему, учатся оперировать исторической терминологией в соответствии со спецификой определенных эпох, знакомятся с основными способами исторического анализа.
Отбор учебного материала для содержания программы осуществлен с учетом целей и задач истории в основной школе, его места в системе школьного образования, возрастных потребностей и познавательных возможностей учащихся 5-9 классов, особенностей их социализации, а также ресурса учебного времени, отводимого на изучение предмета.
Основу школьных курсов истории составляют следующие содержательные линии:
1.Историческое время – хронология и периодизация событий и процессов.
2.Историческое пространство - историческая карта России и мира, ее динамика; отражение на исторической карте взаимодействия человека, общества и природы, основных географических, экологических, этнических, социальных, геополитических характеристик развития человечества.
3.Историческое движение:
· эволюция трудовой и хозяйственной деятельности людей, развитие материального производства, техники;
· формирование и развитие человеческих общностей – социальных, этнонациональных, религиозных и др.,
· образование и развитие государств, их исторические формы и типы;
· история познания человеком окружающего мира и себя в мире;
· развитие отношений между народами, государствами, цивилизациями.
Главная (сквозная) содержательная линия курса – человек в истории. В связи с этим особое внимание уделяется характеристике условий жизни и быта людей в прошлом, их потребностям, интересам, мотивам действий, картине мира, ценностям.
Содержание учебного предмета «История» для 5-9 классов изложено в виде двух курсов «История России» (занимающего приоритетное место по объему учебного времени) и «Всеобщая история».
Курс «История России» дает представление об основных этапах исторического пути Отечества. Важная мировоззренческая задача курса заключается в раскрытии как своеобразия и неповторимости российской истории, так и ее связи с ведущими процессами мировой истории.
В курсе «Всеобщая история» рассматриваются характерные черты основных исторических эпох, существовавших в рамках цивилизации, прослеживаются линии взаимодействия и преемственности отдельных общностей, раскрывается значение исторического и культурного наследия прошлого.
Место учебного предмета в учебном плане.
Программа учитывает возрастные и психологические особенности учащихся. Особенность организации учебного процесса по данному курсу связана с особым контингентом учащихся, у них изначально слабые знания, большие пробелы в области истории, низкая мотивация к процессу обучения. Изучение материала осуществляется только на уроке, т.к. у учащихся нет желания закрепить изученное в жилой зоне.
Программа предполагает использование учебников: «История России. 6 класс», авторы: Н. М. Арсентьев, А. А. Данилов и др. под редакцией А. В. Торкунова и «История средних веков. 6 класс», авторы: Агибалова Е.В., Донской Г.М. Всеобщая история. История Средних веков. 6 класс: учебник для общеобразовательных организаций под редакцией А.А. Сванидзе — М.: Просвещение, 2014.
Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем Государственного образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам и темам курса, и рассчитана на 4 часа в год, включает в себя 35 тем по 0,01 часа.
Личностные, метапредметные и предметные результаты
освоения учебного предмета "История"
Личностными результатами изучения отечественной истории являются:
• первичная социальная и культурная идентичность на основе усвоения системы исторических понятий и представлений о прошлом Отечества (период до XVII в.), эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности;
• уважение и принятие культурного многообразия народов России и мира, понимание важной роли взаимодействия народов;
• изложение своей точки зрения, её аргументация (в соответствии с возрастными возможностями);
• следование этическим нормам и правилам ведения диалога;
• формулирование ценностных суждений и/или своей позиции по изучаемой проблеме;
• проявление доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, эмпатии как понимания чувств других людей и сопереживания им;
• соотнесение своих взглядов и принципов с исторически возникавшими мировоззренческими системами (под руководством учителя);
• обсуждение и оценивание собственных достижений, а также достижений других обучающихся (под руководством педагога);
• навыки конструктивного взаимодействия в социальном общении.
В ряду метапредметных результатов изучения истории можно отметить следующие умения:
• осуществлять постановку учебной задачи (при поддержке учителя);
• планировать при поддержке учителя пути достижения образовательных целей, выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач, оценивать правильность выполнения действий;
• соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, оценивать правильность решения учебной задачи;
• работать с дополнительной информацией, анализировать графическую, художественную, текстовую, аудиовизуальную информацию, обобщать факты, составлять план, тезисы, формулировать и обосновывать выводы и т. д.;
• критически оценивать достоверность информации (с помощью педагога), собирать и фиксировать информацию, выделяя главную и второстепенную;
• использовать в учебной деятельности современные источники информации, находить информацию в индивидуальной информационной среде, среде образовательного учреждения, федеральных хранилищах образовательных информационных ресурсов и Интернете под руководством педагога;
• использовать ранее изученный материал для решения познавательных задач;
• ставить репродуктивные вопросы по изученному материалу;
• определять понятия, устанавливать аналогии, классифицировать явления, с помощью учителя выбирать основания и критерии для классификации и обобщения;
• логически строить рассуждение, выстраивать ответ в соответствии с заданием, целью (сжато, полно, выборочно);
• применять начальные исследовательские умения при решении поисковых задач;
• решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных видах публичных выступлений (высказывание, монолог, беседа, сообщение, презентация, дискуссия и др.), а также в форме письменных работ;
• использовать ИКТ-технологии для обработки, передачи, систематизации и презентации информации;
• планировать этапы выполнения проектной работы, распределять обязанности, отслеживать продвижение в выполнении задания и контролировать качество выполнения работы;
• организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе;
• определять свою роль в учебной группе, вклад всех участников в общий результат;
• выявлять позитивные и негативные факторы, влияющие на результаты и качество выполнения задания.
Предметные результаты изучения истории включают:
• применение основных хронологических понятий, терминов (век, его четверть, треть);
• установление синхронистических связей истории России и стран Европы и Азии с древнейших веков до конца XV века;
• составление и анализ генеалогических схем и таблиц;
• определение и использование исторических понятий и терминов;
• использование сведений из исторической карты как источника информации;
• овладение представлениями об историческом пути России и судьбах населяющих её народов;
• описание условий существования, основных занятий, образа жизни народов России, исторических событий и процессов;
• использование знаний о месте и роли России во всемирно-историческом процессе в изучаемый период;
• сопоставление развития Руси и других стран в период Средневековья, выявление общих черт и особенностей (в связи с понятиями «централизованное государство», «всероссийский рынок» и др.); понимание взаимосвязи между социальными явлениями и процессами, их влияния на жизнь народов России;
• высказывание суждений о значении и месте исторического и культурного наследия предков;
• поиск информации в источниках различного типа и вида (в материальных памятниках, фрагментах летописей, правовых документов, публицистических произведений и др.);
• анализ информации о событиях и явлениях прошлого с использованием понятийного и познавательного инструментария социальных наук;
• сравнение (под руководством учителя) свидетельств различных исторических источников, выявление в них общих черт и особенностей;
• использование приёмов исторического анализа (сопоставление и обобщение фактов, раскрытие причинно-следственных связей, целей и результатов деятельности персоналий и др.);
• раскрытие характерных, существенных черт: а) экономических и социальных отношений и политического строя на Руси и в других государствах; б) ценностей, господствовавших в средневековых обществах, религиозных воззрений, представлений средневекового человека о мире;
• понимание исторической обусловленности и мотивации поступков людей эпохи Средневековья, оценивание результатов жизнедеятельности исходя из гуманистических установок, национальных интересов Российского государства;
• сопоставление (с помощью учителя) различных версий и оценок исторических событий и личностей;
• определение и аргументация собственного отношения к дискуссионным проблемам прошлого;
• систематизация информации в ходе проектной деятельности, представление её результатов как по периоду в целом, так и по отдельным тематическим блокам;
• поиск и презентация материалов истории своего края, страны, применение краеведческих знаний при составлении описаний исторических и культурных памятников на территории современной Российской Федерации;
• расширение опыта применения историко-культурного, историко-антропологического, цивилизационного подходов к оценке социальных явлений;
• составление с привлечением дополнительной литературы описания памятников средневековой культуры Руси и других стран, рассуждение об их художественных достоинствах и значении;
• понимание культурного многообразия народов Евразии в изучаемый период, личностное осмысление социального, духовного, нравственного опыта народов России.
Содержание курса "История России" (в рамках учебного предмета «История»)
6 класс
История России от Древнейшей Руси к Российскому государству (с древности до конца XV в.)
Введение
Предмет отечественной истории. История России как неотъемлемая часть всемирно-исторического процесса. Факторы самобытности российской истории. Природный фактор в отечественной истории. Источники по российской истории. Историческое пространство и символы российской истории. Кто и для чего фальсифицирует историю России.
Народы и государства на территории нашей страны в древности
Появление и расселение человека на территории современной России. Первые культуры и общества. Малые государства Причерноморья в эллинистическую эпоху.
Евразийские степи и лесостепь. Народы Сибири и Дальнего Востока. Гуннский каганат. Скифское царство. Сарматы. Финские племена. Аланы.
Восточная Европа и евразийские степи в середине I тысячелетия н. э.
Великое переселение народов. Гуннская держава Аттилы. Гуннское царство в предгорном Дагестане. Взаимодействие кочевого и оседлого мира в эпоху Великого переселения народов. Дискуссии о славянской прародине и происхождении славян. Расселение славян, их разделение на три ветви — восточных, западных и южных славян. Славянские общности Восточной Европы. Их соседи — балты, финно-угры, кочевые племена. Хозяйство восточных славян, их общественный строй и политическая организация. Возникновение княжеской власти. Традиционные верования славян. Страны и народы Восточной Европы, Сибири и Дальнего Востока. Объединения древнетюркских племён тюрков, огузов, киргизов и кыпчаков. Великий Тюркский каганат; Восточный Тюркский каганат и Западный Тюркский каганат. Уйгурский каганат. Великий киргизский каганат. Киргизский каганат. Киданьское государство. Аварский каганат. Хазарский каганат. Волжская Булгария. Этнокультурные контакты славянских, тюркских и финно-угорских народов к концу I тыс. н. э. Появление первых христианских, иудейских, исламских общин.
Образование государства Русь
Политическое развитие Европы в эпоху раннего Средневековья. Норманнский фактор в образовании европейских государств.
Предпосылки и особенности складывания государства Русь. Формирование княжеской власти (князь и дружина, полюдье). Новгород и Киев — центры древнерусской государственности. Князь Олег. Образование государства. Перенос столицы в Киев. Первые русские князья, их внутренняя и внешняя политика. Формирование территории государства Русь. Социально-экономический строй ранней Руси. Земельные отношения. Свободное и зависимое население. Крупнейшие русские города, развитие ремёсел и торговли. Отношения Руси с соседними народами и государствами: Византией, странами Северной и Центральной Европы, кочевниками. Святослав и его роль в формировании системы геополитических интересов Руси. Европейский христианский мир. Крещение Руси: при- чины и значение. Владимир I Святой. Зарождение ранней русской культуры, её специфика и достижения. Былинный эпос. Возникновение письменности. Начало летописания. Литература и её жанры (слово, житие, поучение, хожение). Деревянное и каменное зодчество. Монументальная живопись, мозаики, фрески.
Иконы. Декоративно-прикладное искусство.
Быт и образ жизни разных слоёв населения.
Русь в конце X — начале XII в.
Место и роль Руси в Европе. Расцвет Русского государства. Политический строй. Органы власти и управления. Внутриполитическое развитие. Ярослав Мудрый. Владимир Мономах. Древнерусское право: Русская Правда, церковные уставы. Социально-экономический уклад. Земельные отношения. Уровень социально-экономического развития русских земель.
Дискуссии об общественном строе. Основные социальные слои древнерусского общества. Зависимые категории населения. Православная церковь и её роль в жизни общества.
Развитие международных связей Русского государства, укрепление его международного положения.
Развитие культуры. Летописание. «Повесть временных лет». Нестор. Просвещение. Литература. Деревянное и каменное зодчество, скульптура, живопись, прикладное искусство. Комплексный характер художественного оформления архитектурных сооружений. Значение древнерусской культуры в развитии европейской культуры.
Ценностные ориентации русского общества. Повседневная жизнь, сельский и городской быт. Положение женщины. Дети и их воспитание. Картина мира древнерусского человека. Изменения в повседневной жизни с принятием христианства. Нехристианские общины на территории Руси.
Русь в середине ХII — начале XIII в.
Эпоха политической раздробленности в Европе. Причины, особенности и последствия политической раздробленности на Руси. Формирование системы земель — самостоятельных государств.
Изменения в политическом строе. Эволюция общественного строя и права. Территория и население крупнейших русских земель. Рост и расцвет городов. Консолидирующая роль православной церкви в условиях политической децентрализации.
Международные связи русских земель.
Развитие русской культуры: формирование региональных центров. Летописание и его центры. Даниил Заточник. «Слово о полку Игореве».
Русские земли в середине XIII — XIV в.
Возникновение Монгольской державы. Чингисхан и его завоевания. Формирование Монгольской империи и её влияние на развитие народов Евразии. Великая Яса.
Завоевательные походы Батыя на Русь и Восточную Европу и их последствия. Образование Золотой Орды. Русские земли в составе Золотой Орды. Политико-государственное устройство страны. Система управления. Армия и вооружение. Налоги и повинности населения. Города. Международная торговля.
Влияние Орды на политическую традицию русских земель, менталитет, культуру и быт населения.
Золотая Орда в системе международных связей. Южные и западные русские земли. Возникновение Литовского государства и включение в его состав части русских земель.
Северо-западные земли: Новгородская и Псковская. Борьба с экспансией крестоносцев на западных границах Руси. Александр Невский. Политический строй Новгорода и Пскова. Княжества Северо-Восточной Руси. Борьба за великое княжение Владимирское. Противостояние Твери и Москвы. Усиление Московского княжества. Иван Калита. Народные выступления против ордынского господства. Дмитрий Донской. Куликовская битва. Закрепление первенствующего положения московских князей.
Религиозная политика в Орде и статус православной церкви. Принятие ислама и его распространение. Русская православная церковь в условиях ордынского господства.
Сергий Радонежский. Культура и быт. Летописание. «Слово о погибели Русской земли». «Задонщина». Жития. Архитектура и живопись. Феофан Грек. Андрей Рублёв.
Ордынское влияние на развитие культуры и повседневную жизнь в русских землях.
Формирование единого Русского государства
Политическая карта Европы и русских земель в начале XV в.
Борьба Литовского и Московского княжеств за объединение русских земель. Распад Золотой Орды и его влияние на политическое развитие русских земель. Большая Орда, Крымское, Казанское, Сибирское ханства, Ногайская Орда и их отношения с Московским государством.
Междоусобная война в Московском княжестве во второй четверти XV в. Василий Тёмный. Новгород и Псков в XV в. Иван III. Присоединение Новгорода и Твери к Москве. Ликвидация зависимости от Орды. Принятие общерусского Судебника. Государственные символы единого государства.
Характер экономического развития русских земель. Установление автокефалии Русской православной церкви. Внутрицерковная борьба. Ереси.
Расширение международных связей Московского государства.
Культурное пространство единого государства. Летописание общерусское и региональное. «Хожение за три моря» Афанасия Никитина. Архитектура и живопись. Московский Кремль.
Повседневная жизнь и быт населения.
Региональный компонент
Наш регион в древности и Средневековье
Всеобщая история.
История Средних веков (Понятие «Средние века». Хронологические рамки Средневековья.
Роль христианства в раннем Средневековье. Христианизация Европы. Аврелий Августин Иоанн Златоуст.
Создание и распад империи Карла Великого. Образование государств в Западной Европы. Политическая раздробленность. Норманнские завоевания. Ранние славянские государства. Просветители славян - Кирилл и Мефодий.
Средневековое европейское общество.
Сословное общество в средневековой Европе. Феодализм. Власть духовная и светская.
Образование двух ветвей христианства - православия и католицизма. Римско-католическая церковь в Средневековье. Фома Аквинский. Монастыри и монахи. Ереси и борьба церкви против их распространения.
Феодальное землевладение. Сеньоры и вассалы. Европейское рыцарство: образ жизни и правила поведения.
Особенности хозяйственной жизни. Феодалы и крестьянская община. Феодальные повинности. Жизнь, быт и труд крестьян. Средневековый город. Жизнь и быт горожан.
Арабские племена: расселение, занятия. Возникновение ислама. Мухаммед. Коран. Арабские завоевания в Азии, Северной Африке, Европе.
Крестовые походы и их влияние на жизнь европейского общества. Католицизм, православие и ислам в эпоху крестовых походов. Начало Реконкисты на Пиренейском полуострове.
Завоевания сельджуков и османов. Падение Византии. Османская империя.
Страны Азии и Америки в эпоху Средневековья (V-XVвв.)
Китай: распад и восстановление единой державы. Империи Тан и Сун. Крестьянские восстания, нашествия кочевников. Создание империи Мин. Индийские княжества. Создание государства Великих Моголов. Делийский султанат. Средневековая Япония.
Государства Центральной Азии в Средние века. Государство Хорезм и его покорение монголами. Походы Тимура (Тамерлана).
Доколумбовы цивилизации Америки. Майя, ацтеки и инки: государства, верования, особенности хозяйственной жизни.
Государства Европы в XIV-XVвв.
Возникновение сословно-представительных монархий в европейских странах. Генеральные штаты во Франции. Особенности сословно-представительной монархии в Англии. Великая хартия вольностей. Парламент. Священная Римская империя германской нации. Германские государства в XIV-XVвв.
Кризис европейского сословного общества в XIV-XVвв. Столетняя война: причины и итоги. Жанна д'Арк. Война Алой и Белой розы. Крестьянские и городские восстания. Жакерия. Восстание Уота Тайлера. Кризис католической церкви. Папы и императоры. Гуситское движение в Чехии. Ян Гус.
Культурное наследие Средневековья.
Духовный мир средневекового человека. Быт и праздники. Средневековый эпос. Рыцарская литература. Городской и крестьянский фольклор. Романский и готический стили в архитектуре, скульптуре и декоративном искусстве.
Развитие науки и техники. Появление университетов. Схоластика. Начало книгопечатания в Европе.
Культурное наследие Византии.
Особенности средневековой культуры народов Востока. Архитектура и поэзия.
Планируемые результаты изучения учебного предмета "История".
Выпускник научится:
• локализовать во времени общие рамки и события Средневековья, этапы становления и развития Русского государства; соотносить хронологию истории Руси и всеобщей истории;
применять знание фактов для характеристики эпохи Средних веков в отечественной и всеобщей истории, её ключевых событий и явлений;
• использовать историческую карту как источник информации о территории, об экономических и культурных центрах Руси и других государств в Средние века, о направлениях крупнейших передвижений людей — походов, завоеваний, колонизаций и др.;
• проводить поиск информации в исторических текстах, материальных исторических памятниках Средневековья;
• составлять описание образа жизни различных групп населения в средневековых обществах на Руси и в других странах, памятников материальной и художественной культуры; рассказывать о значительных событиях средневековой истории;
• раскрывать характерные, существенные черты: а) экономических и социальных отношений и политического строя на Руси и в других государствах; б) ценностей, господствовавших в средневековых обществах, религиозных воззрений, представлений средневекового человека о мире;
• объяснять причины и следствия ключевых событий отечественной и всеобщей истории Средних веков;
• сопоставлять развитие Руси и других стран в период Средневековья, показывать общие черты и особенности (в связи с понятиями «политическая раздробленность», «централизованное государство» и др.);
• давать оценку событиям и личностям отечественной и всеобщей истории Средних веков.
Выпускник получит возможность научиться:
• давать сопоставительную характеристику политического устройства государств Средневековья (Русь, Запад, Восток);
• сравнивать свидетельства различных исторических источников, выявляя в них общее и различия;
• составлять на основе информации учебника и дополнительной литературы описания памятников средневековой культуры Руси и других стран, объяснять, в чём заключаются их художественные достоинства и значение.
Система оценки достижений учащихся. Инструментарий для оценивания результатов
Задачи школьной отметки:
Отметка выступает средством диагностики образовательной деятельности.
Отметка является связующим звеном между учителем, учащимся и родителем.
Принципы выставления школьной отметки:
Справедливость и объективность - это единые критерии оценивания ЗУНов учащихся, известные ученикам заранее;
Учет возрастных и индивидуальных особенностей учащихся;
Гласность и прозрачность - это доступность и понятность информации об учебных достижениях учащихся, возможность любого заинтересованного лица проанализировать результаты и сделать соответствующие выводы;
Незыблемость - выставленная учителем отметка может подвергаться сомнению каждой из сторон, но даже в случае конфликтной ситуации и создания конфликтной экзаменационной комиссии, экзаменатор замене не подлежит.
Своевременность – оценка выставляется в течение 3 дней после проведения контроля, если иное не определено в предметном приложении.
Критерии оценивания устного и письменного ответа по истории:
Отметку "5" - получает ученик, если его устный ответ, письменная работа, практическая деятельность в полном объеме соответствует учебной программе, допускается один недочет, объем ЗУНов составляет 90-100% содержания (правильный полный ответ, представляющий собой связное, логически последовательное сообщение на определенную тему, умение применять определения, правила в конкретных случаях. Ученик обосновывает свои суждения, применяет знания на практике, приводит собственные примеры).
Отметку "4" - получает ученик, если его устный ответ, письменная работа, практическая деятельность или её результаты в общем соответствуют требованиям учебной программы и объем составляет 70-90% содержания (правильный, но не совсем точный ответ).
Отметку "3" - получает ученик, если его устный ответ, письменная работа, практическая деятельность и её результаты в основном соответствуют требованиям программы, однако имеется определённый набор грубых и негрубых ошибок и недочётов. Учащийся владеет в объеме 50-70% содержания (правильный, но не полный ответ, допускаются неточности в определении понятий или формулировке правил, недостаточно глубоко и доказательно ученик обосновывает свои суждения, не умеет приводить примеры, излагает материал непоследовательно).
Отметку "2" - получает ученик, если его устный ответ, письменная работа, практическая деятельность и её результаты частично соответствуют требованиям программы, имеются существенные недостатки и грубые ошибки, объем менее 30-50 %.
Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса
Литература:
Программно-нормативное обеспечение:
ФГОС: основное общее образование // ФГОС. М.: Просвещение, 2009.
Примерные программы по учебным предметам. История. 5-9 классы: проект. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2011.
Концепция единого учебно-методического комплекса по отечественной истории (http://минобрнауки.рф/документы/3483).
Данилов А.А. Рабочая программа и тематическое планирование курса «История России». 6-9 кл. (основная школа) / А. А. Данилов, О. Н. Журавлева, И. Е. Барыкина. - М.: Просвещение, 2016.
Учебники, реализующие рабочую программу:
- «История России. 6 класс». Н. М. Арсентьев, А. А. Данилов и др. под редакцией А. В. Торкунова. 2 тт. М.: «Просвещение», 2016
- «История средних веков. 6 класс». Е.В. Агибалова, Г.М. Донской. М.: «Просвещение», 2014
Состав учебно-методического комплекта:
Учебник. История России. 6 класс. Арсентьев Н.М., Данилов А.А., Стефанович П.С., Токарева А.Я., под редакцией А. В. Торкунова.
Поурочные рекомендации. История России. 6 класс. Журавлева О.Н.
Рабочая тетрадь. История России. 6 класс. Данилов А.А., Лукутин А.В., Артасов И.А.
Комплект карт. История России. 6 класс. Сост. Н.М. Арсентьев, А.А. Данилов.
Книга для чтения. История России. 6-9 классы. Данилов А.А.
Хрестоматия. История России. 6–10 классы (в 2-х частях). Сост. Данилов А.А.
Рабочая программа и тематическое планирование курса «История России». 6–9 классы. Данилов А.А., Журавлева О.Н., Барыкина И.Е.
Комплект методических материалов в помощь учителю истории. Сост. Данилов А.А.
Ресурсы Интернет
http://fcior.edu.ru/ Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов.
http://www.ug.ru/ - Официальный сайт "Учительской газеты". На сайте представлены новости образования, рассматриваются вопросы воспитания, социальной защиты, методики обучения
Основы учебно-исследовательской и проектной деятельности)
Основы смыслового чтения и работа с текстом
Раздел №1 Становление средневековой Европы (VI-XI века)
1 (0,1ч)
Королевство франков и христианская церковь в VI – VIII веках
Составить схему управления Франкским королевством при Хлодвиге.
Феод, феодал, вассал.
Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем
.Познавательные: ставят и формулируют проблему урока, самостоятельно создают алгоритм деятельности при решении проблемы. Коммуникативные: проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач (задают вопросы, формулируют свои затруднения, предлагают помощь и сотрудничество)
развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора.
Самостоятельно вычитывать фактуальную подтекстовую, концептуальную информацию.
2 (0,1ч)
Возникновение и распад империи Карла Великого. Феодальная раздробленность
Участие в беседе. Составление словарика понятий.
Феодальная раздробленность
Коммуникативные: развивать умение точно и грамотно выражать свое мнение, отстаивать свою точку зрения в процессе дискуссии
Регулятивные: определять новый уровень отношения к самому себе, как субъекту деятельности
Познавательные: анализировать результаты исследований, фиксировать их.
формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к истории, культуре, религии, традициям
Чтение с остановками.
Раздел №2 Византийская империя и славяне в VI-XI веках.
3 (0,1ч)
Византия при Юстиниане. Культура Византии
Работа с текстом учебника по заданиям; выполнение проблемных заданий и моделирование ситуаций, и их анализ.
Скипетр
Канон, мозаика, алтарь, смальта, икона.
Регулятивные:определяют последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата, составляют план и алгоритм действий.
Познавательные:
ориентируются в разнообразии способов решения познавательных задач, выбирают наиболее эффективные из них
.Коммуникативные:
договариваются о распределении функций и ролей в совместной деятельности; задают вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром.
освоение гуманистических традиций и ценностей общества, уважение прав и свобод человека.
Самостоятельная работа с учебником, эссе на тему « Можно ли считать Юстиниана выдающимся правителем».
Раздел №3 Арабы в VI-XI веках.
4 (0,1ч)
Арабы в VI-XI веках.
Работа с текстом учебника по заданиям; выполнение проблемных заданий.
Ислам
Коран
Шариат
Халиф
Имам
Визир
Сунниты
Шииты
Мечети
Медресе
минарет
Регулятивные:адекватно воспринимают предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей.
Познавательные:
выбирают наиболее эффективные способы решения задач, контролируют и оценивают процесс и результат деятельности
Коммуникативные
договариваются о распределении функций и ролей в совместной деятельности
понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность
Обсуждение вопросов на стр.84
Раздел №4 Феодалы и крестьяне.
5 (0,1ч)
В рыцарском замке. Средневековая деревня и её обитатели.
Работа с текстом учебника по заданиям; выполнение проблемных заданий.
Регулятивные: ставят учебную задачу, определяют последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата, составляют план и алгоритм действий.
Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель, используют общие приёмы решения задач. Коммуникативные :допускают возможность различных точек зрения, в том числе не совпадающих с их собственной, и ориентируются на позицию партнёра в общении и взаимодействии
формирование нравственных чувств и нравственного поведения
Просмотр презентации по средневековым замкам
Самостоятельная работа с учебником. придумать девиз и изобразить герб феодала.
Раздел №5 Средневековый город в Западной и Центральной Европе.
6 (0,1ч)
Формирование средневековых городов. Горожане и их образ жизни.
Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем. Познавательные: ставят и формулируют проблему урока, самостоятельно создают алгоритм деятельности при решении проблемы.
Коммуникативные:проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач (задают вопросы, формулируют свои затруднения, предлагают помощь и сотрудничество).
освоение гуманистических традиций и ценностей общества, уважение прав и свобод человека
Обсуждение вопросов на стр.117.
Раздел №6 Католическая церковь в XI-XIII веках. Крестовые походы.
7 (0,1ч)
Могущество папской власти.
Католическая церковь и еретики. Крестовые походы.
Заполнить таблицу «Крестовые походы», сделать вывод
Католическая, православная
церкви, индульгенция, десятина,
реликвии, мощи
еретики, инквизиция, отлучение от церкви, ордена францисканцев доминиканцев. Орден тамплиеров, госпитальеров, Тевтонский орден.
Коммуникативные: слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения
Регулятивные: проводить контроль в форме сравнения способа действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений от эталона и внесения необходимых коррективов
Познавательные: выделять существенную информацию из текстов разных видов
понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность
Самостоятельная работа с учебником и заполнение таблицы «Крестовые походы».
Раздел №7 Образование централизованных государств в Западной Европе (XI-XV века).
8(0,1ч)
Образование централизованных государств в конце 15 века во Франции, в Англии и на Пиренейском полуострове.
Регулятивные: ставят учебную задачу, определяют последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата, составляют план и алгоритм действий.
Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель, используют общие приёмы решения задач.
Коммуникативные: допускают возможность различных точек зрения, в том числе не совпадающих с их собственной, и ориентируются на позицию партнёра в общении и взаимодействии
уважение к культуре других народов, толерантность
Обсуждение вопросов на стр.191.
9 (0,1ч)
Столетняя война.
Моделирование ситуаций и их анализ.
Партизанская война.
Коммуникативные: развивать умение обмениваться знаниями между одноклассниками для принятия эффективных совместных решений.
Регулятивные: планировать свое действие в соответствие с поставленной задачей.
Познавательные: уметь выделять информацию из текстов разных видов.
уважение к культуре других народов, толерантность.
Коллективное обсуждение текста. Ответить на вопрос: « в чем состоял подвиг Жанны д' Арк?»
10 (0,1ч)
Государства, оставшиеся раздробленными: Германия и Италия в XII - XV вв.
Участие в беседе. Работа с вопросами на стр.198.
Булла, кантоны, курфюрст Гвельфы, гибеллины.
Коммуникативные: развивать умение обмениваться знаниями между одноклассниками для принятия эффективных совместных решений
Регулятивные: планировать свое действие в соответствие с поставленной задачей
Познавательные: уметь выделять информацию из текстов разных видов
Понимать, что учение и развитие своих способностей важны не только для достижения личного успеха, но и для процветания всей страны в будущем.
Самостоятельно вычитывать фактуальную подтекстовую, концептуальную информацию.
Раздел №8 Славянские государства и Византия в XIV-XV веках.
11
(0,1ч)
Славянские государства и Византия в XIV-XV веках.
Подготовить сообщения.
Характеризовать основные слагаемые жизненного успеха. человека.
Коммуникативные: развивать умение обмениваться знаниями между одноклассниками для принятия эффективных совместных решений
Регулятивные: планировать свое действие в соответствие с поставленной задачей
Познавательные: уметь выделять информацию из текстов разных видов
способность к определению своей позиции и ответственному поведению в
обществе.
Самостоятельно вычитывать фактуальную подтекстовую, концептуальную информацию.
Раздел №9 Культура Западной Европы в Средние века.
12 (0.1ч)
Культура Западной Европы в Средние века.
Моделирование ситуаций и их анализ.
Романский и готический стиль Книгопечатание, Возрождение, гуманизм.
Коммуникативные: развивать умение обмениваться знаниями между одноклассниками для принятия эффективных совместных решений
Регулятивные: планировать свое действие в соответствие с поставленной задачей
Познавательные: уметь выделять информацию из текстов разных видов
формирование целостного мировоззрения.
Обсуждение вопросов на стр.251.
Раздел №10 Народы Азии, Америки и Африки в средние века.
13 (0,1ч)
Народы Азии, Америки и Африки в средние века.
Моделирование ситуаций и их анализ.
пагоды
Варны, касты Майя, ацтеки, инки, бушмены
Коммуникативные: формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы
Регулятивные: формировать целевые установки учебной деятельности, выстраивать последовательность необходимых операций
Познавательные: владеть общим приемом решения учебных задач
формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам
Составить информационный проект «Живые традиции Востока».
Чтение с остановками.
Раздел №1 Народы и государства на территории нашей страны в древности.
14
Восточные славяне и их соседи
Участие в беседе. Работа с вопросами после параграфа.
Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, оценивают правильность выполнения действия.
Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель, используют общие приёмы решения поставленных задач.
Коммуникативные: участвуют в коллективном обсуждении проблем, проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач
осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи
Коммуникативные: определять цели и функции участников учебного действия, способы их взаимодействия, планировать общие способы работы, обмениваться знаниями между членами группы для принятия эффективных решений
Регулятивные: определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, составлять план последовательности действий
Познавательные: уметь выделять существенную информацию из текстов разных видов
осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению
обществе
Участие в дискуссии, самостоятельно дать оценку принятия христианства
18
Русское государство при Ярославе Мудром.
Русь при наследниках Ярослава Мудрого. Владимир Мономах
анализ «Русской Правды» и выявление причинно – следственных связей
Регулятивные: ставят учебные задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё неизвестно. Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель.
Коммуникативные: формулируют собственное мнение и позицию, задают вопросы, строят понятные для партнёра высказывания
осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи
Комментированное чтение.
19(0,1ч)
Культура Древней Руси
Участие в беседе.
фрески, мозаика, жития, миниатюры, устав, былины
Регулятивные: ставят учебную задачу, определяют последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата, составляют план и алгоритм действий.
Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель, используют общие приёмы решения задач.
Коммуникативные: допускают возможность различных точек зрения, в том числе не совпадающих с их собственной, и ориентируются на позицию партнёра в общении и взаимодействии
развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов
мира
Чтение с остановками.
20 (0,1ч)
Культуры родного края в древности
Работа с иллюстрациями учебника.
фрески, мозаика, жития, миниатюры, устав, былины
Коммуникативные: формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы
Регулятивные: определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, составлять план последовательности действий
развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов
мира
Чтение с остановками.
Раздел №3 Русь в середине ХП — начале XIII века.
21 (0,1ч)
Политическая раздробленность на Руси.
Решение познавательных задач, работа с текстом учебника
Политическая раздробленность
Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане Познавательные: используют знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения познавательных задач. Коммуникативные: аргументируют свою позицию и координируют её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности
осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи
Комментированное чтение.
22 (0,1ч)
Владимиро-Суздальское княжество
составить сравнительную таблицу.
Юрий Долгорукий, Андрей Боголюбский, Всеволод Большое Генездо
Коммуникативные: формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы
Регулятивные: определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, составлять план последовательности действий
Регулятивные: адекватно воспринимают предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей.
Познавательные: выбирают наиболее эффективные способы решения задач, контролируют и оценивают процесс и результат деятельности. Коммуникативные: договариваются о распределении функций и ролей в совместной деятельности
воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной.
Чтение с остановками.
26 (0,1ч)
Северо-Западная Русь между Востоком и Западом.
составить рассказ битвы по схеме
крестовый поход, орден меченосцев, Ливонский орден, Тевтонский орден
Коммуникативные: развивать умение точно и грамотно выражать свое мнение, отстаивать свою точку зрения в процессе дискуссии
Регулятивные: определять новый уровень отношения к самому себе, как субъекту деятельности
Познавательные: анализировать результаты исследований, фиксировать их.
воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной.
Чтение с остановками.
27 (0,1ч)
Усиление Московского княжества в Северо-Восточной Руси.
Решение познавательных задач, работа с текстом учебника.
вотчинное землевладение, удельные княжества, хан Чолхан (Щелканном), Иван Калита
Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане.
Познавательные: используют знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения познавательных задач.
Коммуникативные: аргументируют свою позицию и координируют её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности
усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества
Чтение с остановками.
28 (0,1ч)
Объединение русских земель вокруг Москвы. Куликовская битва.
составить рассказ битвы по схеме
Дмитрий Донской, Сергий Радонежский, полки правой и левой руки, Мамай, Тохтамыш
Коммуникативные: формировать коммуникативные действия, направленные на структурирование информации по данной теме
Регулятивные: определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата
Познавательные: выявлять особенности разных объектов в процессе их рассматривания (наблюдения)
воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной.
Подготовить проект «Честь и слава Отечества» ( о выдающихся полководцах и других защитниках Отечества)
Комментированное чтение.
29 (0,1ч)
Развитие культуры в русских землях во второй половине XIII - XIV века.
Подготовить сообщения, работа с иллюстрациями учебника.
Литература, зодчество, живопись, устное народное творчество.
Коммуникативные: развивать умение точно и грамотно выражать свое мнение, отстаивать свою точку зрения в процессе дискуссии
Регулятивные: определять новый уровень отношения к самому себе, как субъекту деятельности
Познавательные: анализировать результаты исследований, фиксировать их.
развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России.
Коллективное обсуждение текста. Постановка вопросов к тексту.
Раздел №4 . Формирование единого Русского государства.
30 (0,1ч)
Московское княжество в первой половине XV века.
Решение познавательных задач, работа с текстом учебника.
Едигей, Василий 1, усобица, Василий II, Василий Косой и Дмитрий Шемяка, Тимур (Тамерлан) Витовт.
Коммуникативные: формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы
Регулятивные: определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, составлять план последовательности действий
Итоговый урок «Общее и особенное в развитии средневековой Руси и стран Центральной и Западной Европы».
Умение работать с различными видами тестовых заданий различной сложности
Высказывать собственную точку зрения, умение вести диалог.
способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, в учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;