Программа рассчитана на 60 ч, что является оптимальным для изучения дисциплины на профильном уровне. Расширенно изучаются разделы «Русь в 9-12в.в.», «Русь между Востоком и Западом»: деятельность первых русских князей, процесс феодальной раздробленности, взаимоотношения с другими народами в указанные периоды истории.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Программа по истории России (6 класс ФГОС)»
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №11 с углублённым изучением
отдельных предметов» г. Железногорска Курской области
«Рассмотрена» «Согласована» «Утверждена»
на заседании ШМО Заместитель Директор МОУ
Руководитель МО директора по УВР _______/Зверева Г.В./
_____/Ильютченко О.Е./ ______/Ланина Л.С./ Приказ № 1-403
Протокол № _1_ «31» августа2015 г. от «01» сентября 2015г.
от «31» августа 2015г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по ИСТОРИИ РОССИИ (ФГОС) 6 КЛАСС
(изучение предмета на профильном уровне)
НА 2015-2016 УЧЕБНЫЙ ГОД
/
Учитель: Маслова
Валентина Николаевна
Г.Железногорск
2015 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по истории России для 6 класса составлена в соответствии с положениями Федерального государственного стандарта основного общего образования, на основе примерной программы основного общего образования по истории, примерного базисного учебного плана, федерального перечня учебников, рекомендованных или допущенных к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, и авторской программы курсов Е.В. Пчелова (М.: Русское слово, 2013).
Данная программа ориентирована на использование учебника Е.В. Пчелова «История России с древнейших времен до конца XVI века» (М.: Русское слово,2015)
Содержание курса истории 6 класса важно для целостного представления об эпохе Средневековья. В программе курса предусмотрены вводные и повторительно-обобщающие уроки, которые способствуют формированию у учащихся целостных исторических представлений, установлению преемственности при изучении отечественной и всеобщей истории.
Программа рассчитана на 60 ч, что является оптимальным для изучения дисциплины на профильном уровне. Расширенно изучаются разделы «Русь в 9-12в.в.», «Русь между Востоком и Западом»: деятельность первых русских князей, процесс феодальной раздробленности, взаимоотношения с другими народами в указанные периоды истории.
Нормативно-правовая основа рабочей программы по истории:
1)Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (№273-Ф3 от 29 декабря 2012 года);
2)Приказ Министерства образования и науки РФ от 05.03.2004г. №1089 «Об утверждении Федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;
3)федеральный базисный учебный план для среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ № 1312 от 09.03. 2004;
4)Приказ Министерства образования и науки РФ «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2015/2016 учебный год»;
5)Приказ комитета образования и науки от 11 июня 2013 года №1-678 «О внесении изменений и дополнений в региональный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений Курской области, участвующих в апробации ФГОС ООО, утвержденный приказом комитета образования и науки Курской области от 17.08.2012 №1-892.
6)Основная образовательная программа основного общего образования (в соответствии с ФГОС ООО);
7)Положение по курсам по выбору (в соответствии с ФГОС ООО).
8)Учебный план МОУ «МОУ СОШ № 11» на 2015-2016 год; 9) Годовой календарный график МОУ «СОШ № 11» на 2015 - 2016 учебный год.
Цели обучения: образование, развитие и воспитание личности школьника, способного к самоидентификации и определению своих ценностных приоритетов на основе осмысления исторического опыта своей страны и человечества в целом, активно и творчески применяющего исторические знания в учебной и социальной деятельности. На основании требований ФГОС в содержании программы предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно - ориентированный, деятельностный подходы, которые определяют задачи обучения:- овладение учащимися знаниями о социальной, экономической, политической, духовной и нравственной сферах средневекового общества при особом внимании к месту и роли России во всемирно-историческом процессе; - формирование у учащихся ориентиров для гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации в окружающем мире;- воспитаниев духе патриотизма, уважения к своему Отечеству - многонациональному Российскому государству, в соответствии с идеями взаимопонимания, толерантности и мира между людьми и народами, в духе демократических ценностей современного общества;
- развитие способностей учащихся анализировать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, руководствуясь принципом историзма, в их динамике, взаимосвязи и взаимообусловленности; - формирование у школьников умений применять исторические знания для осмысления сущности современных общественных явлений, выделять важные проблемы Средневековья;- освещение взаимодействия человека с окружающей природной средой, экономическое развитие древних обществ, различные формы социального и политического строя;- формирование умений выявлять и характеризовать наиболее яркие личности Средневековья и их роль в истории и культуре;- исследование процесса становления идей и институтов, понимание которых необходимо современному человеку и гражданину (деспотическая форма правления, законы, демократия, республика, моральные нормы, религиозные верования, в частности особенности мировых религий - буддизма и христианства);- раскрытие на конкретном материале положения о том, что каждый из народов древности оставил исторический след.
Требования к уровню подготовки учащихся к окончанию 6 класса
В результате освоения курса истории России 6 класса учащиеся должны овладеть следующими знаниями, умениями и навыками .
Личностным результатом изучения предмета является формирование следующих умений и качеств:
осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;
освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека;
осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;
понимание культурного многообразия своей страны и мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность.
Метапредметным результатом изучения курса является формирование универсальных учебных действий (УУД)
Регулятивные УУД:
самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель УД;
выдвигать версии решения проблемы, осознавать (и интерпретировать в случае необходимости) конечный результат, выбирать средства достижения цели из предложенных, а также искать их самостоятельно;
составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта);
работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно (в том числе и корректировать план);
в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выбранные критерии оценки.
Познавательные УУД:
проводить наблюдение под руководством учителя;
осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;
давать определения понятий.
Коммуникативные УУД:
самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, договариваться друг с другом и т. д.);
в дискуссии уметь выдвинуть аргументы и контраргументы;
учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения и корректировать его;
понимая позицию другого, различать в его речи мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты;
оценивать свои учебные достижения, поведение, черты своей личности с учетом мнения других людей;
определять собственное отношение к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.
Предметным результатом изучения курса является сформированность следующих умений:
формировать целостное представление об историческом пути народов своей страны и всего человечества как необходимой основы миропонимания и познания современного общества;
применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности, их анализа, сопоставления, обобщенной характеристики, оценки и презентации, аргументации собственных версий и личностной позиции в отношении дискуссионных и морально-этических вопросов далекого прошлого;
расширять опыт оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личности и народов в истории;
читать историческую карту, находить и показывать на ней историко-географические объекты, анализировать и обобщать данные карты;
давать образную характеристику исторических личностей, описание памятников истории и культуры, в том числе по сохранившимся фрагментам подлинников, рассказывать о важнейших событиях, используя основные и дополнительные источники информации;
различать в учебном тексте факты, сопоставлять их аргументацию, формулировать собственные гипотезы по дискуссионным вопросам.
В преподавании истории предполагается реализовать системно-деятельностный, личностно ориентированный подходы.
Приоритетными формами организации учебной работы являются урок, практикумы с проведением исследовательской работы, проектной деятельности. В ходе образовательного процесса широко используются ИКТ, групповая и индивидуальная работа.
Используемые педагогические технологии: здоровьесбережения, информационно-коммуникационные, проектной деятельности, игровая, развития исследовательских навыков, проблемного обучения, группового обучения, поэтапного формирования умственных действий, личностно ориентированного обучения, программированного обучения, музейная педагогика, тестового контроля.
Оценка личностныхрезультатов образования.
Оценка личностных результатов представляет собой оценку достижения обучающимися в ходе их личностного развития планируемых результатов, представленных в разделе «Личностные универсальные учебные действия» программы формирования универсальных учебных действий.
Основным объектом оценки личностных результатов служит сформированность универсальных учебных действий, включаемых в следующие три основных блока:
1) сформированность основ гражданской идентичности личности;
2) готовность к переходу к самообразованию на основе учебно-познавательной мотивации, в том числе готовностьк выбору направления профильного образования;
3) сформированность социальных компетенций, включая ценностно-смысловые установки и моральные нормы, опыт социальных и межличностных отношений, правосознание.
Оценка метапредметныхрезультатов образования.
Оценка достижения обучающимися метапредметного результата образования осуществляется в ходе внутришкольного мониторинга образовательных достижений обучающихся.
Оценка предметныхрезультатов образования.
Основным объектом оценки предметных результатов в соответствии с требованиями стандарта является способность к решению учебно-познавательных и учебно-практических задач, основанных на изучаемом учебном материале, с использованием способов действий, соответствующих содержанию учебных предметов, в том числе метапредметных (познавательных, регулятивных, коммуникативных) действий.
Система оценки предметных результатов освоения учебных программ с учётом уровневого подхода, принятого в Стандарте, предполагает выделение базового уровня достижений как точки отсчёта при построении всей системы оценки и организации индивидуальной работы с обучающимися.
Для описания достижений обучающихся устанавливаются следующие пять уровней.
•базовый уровень достижений — уровень, который демонстрирует освоение учебных действий с опорной системой знаний в рамках диапазона (круга) выделенных задач. Овладение базовым уровнем является достаточным для продолжения обучения на следующей ступени образования, но не по профильному направлению. Достижению базового уровня соответствует отметка «удовлетворительно» (или отметка «3», отметка «зачтено»).
Превышение базового уровня свидетельствует об усвоении опорной системы знаний на уровне осознанного произвольного овладения учебными действиями, а также о кругозоре, широте (или избирательности) интересов. Также выделяются следующие два уровня, превышающие базовый:
• повышенный уровень достижения планируемых результатов, оценка «хорошо» (отметка «4»);
• высокий уровень достижения планируемых результатов, оценка «отлично» (отметка «5»).
повышенный и высокий уровни достижения отличаются по полноте освоения планируемых результатов, уровню овладения учебными действиями и сформированностью интересов к данной предметной области.
Для описания подготовки обучающихся, уровень достижений которых ниже базового, выделяются также два уровня:
• пониженный уровень достижений, оценка «неудовлетворительно» (отметка «2»);
• низкий уровень достижений, оценка «плохо» (отметка «1»).
Недостижение базового уровня (пониженный и низкий уровни достижений) фиксируется в зависимости от объёма и уровня освоенного и неосвоенного содержания предмета.
Учебное и учебно-методическое обеспечение
Пчелов Е.В. История России с древнейших времен до конца XVI века: учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений. М.: Русское слово, 2014.
Мультимедийное приложение к учебнику Е.В. Пчелова «Всеобщая история. История России с древнейших времен до конца XVI века»: учебник для 6 класса. М.: Русское слово, 2014.
Оборудование
Исторические карты:
«Киевская Русь в IX — начале XII в.»;
«Русские княжества в XII - начале XIII в.»;
«Борьба народов нашей страны против иноземных захватчиков в XIII в.»;
«Образование Русского централизованного государства в XIV—XV вв.»;
«Россия в XVI в.».
Справочная литература.
Х.Агафонов С.В. Схемы по истории России. 6 класс. К учебнику Е.В. Пчелова «История России с древнейших времен до конца XVI века». М.: ТИД «Русское слово - РС», 2003.
Асмолов А.Г. Системно-деятельностный подход к разработке стандартов нового поколения. М.: Педагогика, 2009.
Контрольно-измерительные материалы. История России. 6 класс / Сост. К.В. Волкова. М.: ВАКО, 2014.
Концепция Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования / Под ред. А.М. Кондакова, А.А. Кузнецова. М.: Просвещение, 2008.
Сорокина Е.Н. Поурочные разработки по истории России. 6 класс. М.: ВАКО, 2014.
Федеральная целевая программа развития образования на 2011—2015 гг.: [Электронный документ]. Режим доступа: http://mon.gov.ru/press/news/8286
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. М.: Просвещение, 2010.
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации».
Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: Пособие для учителя / Под ред. А.Г. Асмолова. М.: Просвещение, 2010.
Электронные ресурсы. 1.Электронное приложение к учебнику История России : с древнейших времен до конца XVI века : учеб. для 6 кл. общеобразоват. учреждений / А.А. Данилов, JI. Г. Косулина. - М.: Просвещение, CD-ROOM. 2.История Отечества. Мультимедийный учебно-методический комплекс. CD-ROOM. 3.История России часть 2. 1С-образование. CD-ROOM. 4.Уроки отечественной истории Кирилла и Мефодия. «История России с древнейших времен до конца XVI века». CD ROOM. 5.Российская и всеобщая история 6 класс. 1С-образование. CD-ROOM.6.История России интерактивные дидактические материалы. Москва «Планета»2010. Электронное приложение. CD- ROOM.
Дополнительная литература:
История государства российского. Хрестоматия.. -М., 2000
Ключевский В.О. Исторические портреты. - М., 1997.
Ключевский В.О. Русская история. Полный курс лекций,- М., 1996.
Короткова М.В. Путешествие в историю русского быта. - М., 1998.
Костомаров Н.И. Русская история в жизнеописаниях её главнейших деятелей. Т. 1-3., М., 2005.
Шефов Н.А. Самые знаменитые войны и битвы России. - М.: Вече, 2000.
Энциклопедия для детей. Т. I. Всемирная история. М.: Аванта - Плюс, 2002.
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ урока
Тема урока
Кол-во часов
Характеристика основных видов деятельности учащихся
Планируемые результаты обучения
Виды и методы контроля
Использование средств обучения
ПКиПО
Сроки проведения
предметные
метапредметные
По плану
По факту
1
Для чего нам знать историю?
1
Формирование у учащихся построения и реализации новых знаний, коллективная работа, составление логической схемы «Источники изучения истории, составление алгоритма анализа проблемных заданий», работа с исторической картой, лентой времени
Научиться различать в учебном тексте факты, сопоставлять их аргументацию; расширять опыт оценочной деятельности
Коммуникативные: организовывать сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками,.
Регулятивные:
Определять последовательность промежуточных целей, составлять план последовательности действий.
Познавательные:
Устанавливать причинно-следствен. связи, строить логические рассуждения
Учебник стр.4-5, презентация.
РАЗДЕЛ 1. ДРЕВНИЕ ЖИТЕЛИ НАШЕЙ РОДИНЫ (6ч.)
2
Первобытная эпоха
1
Формирование умений построения и реализации новых знаний, индивидуальная и коллективная работа, исследовательская деятельность, работа в парах сильный-слабый, комментированное выставление оценок.
Научиться читать историческую карту, анализировать и обобщать ее, овладевать целостными представлениями об историческом пути древних людей, применять понятийный аппарат исторического знания и приемы историч. анализа.
Коммуникативные: организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.
Регулятивные:
соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности, корректировать свои действия.
Познавательные:
применять таблицы, схемы.
Фронтальная беседа
$ 1, электронное приложение к курсу История России,
3
На окраинах античного мира.
1
Формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания: составление рассказа об одном из народов и царств Северного Причерноморья в соответствии с выработанным планом при консультативной помощи учителя с последующей проверкой; коллективное проектирование способов выполнения дифференцированного домашнего задания; комментирование выставленных оценок
Научиться читать историческую карту, анализировать и обобщать данные карты; рассказывать о важнейших событиях, используя источники информации; описывать памятники истории и культуры Античности; овладевать целостными представлениями об историческом пути греков в Причерноморье.
Коммуникативные: организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение; воспринимать текст с учетом поставленной учебной задачи, находить в тексте информацию, необходимую для ее решения.
Регулятивные: соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией. Познавательные: сопоставлять характеристики объектов по одному или нескольким признакам; выявлять сходства и различия объектов; готовить тематические сообщения и проекты по дополнительным источникам
Подготовка кратких сообщений, работа с картой.
$ 2, История Отечества, мультимедийный учебно-методический комплекс.
4
Восточная Европа в ср.1 тысячелетия н.э.
1
Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний (понятий, способов действий): работа с исторической картой «Великое переселение народов», историческим документом «Из записки багдадского халифа Ахмеда ибн Фадлана» (учебник, с. 24) и иллюстративным материалом учебника (§ 3) (реконструкция жизни кочевых племен на территории Восточной Европы в III-X вв.); работа с текстом при консультативной помощи учителя с последующей проверкой; индивидуальная коллективное проектирование способов выполнения дифференцированного домашнего задания; комментирование выставленных оценок
Научиться применять понятийный аппарат исторического знания (Великое переселение народов) и приемы исторического анализа; давать образную характеристику кочевых племен; соотносить историческое время и пространство, действия и поступки личностей во времени и пространстве; систематизировать информацию из исторических и современных источников
Коммуникативные: организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение; воспринимать текст с учетом поставленной учебной задачи, находить в тексте информацию, необходимую для ее решения.
Регулятивные: соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией. Познавательные: объяснять исторические явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования учебного материала
Исторический диктант, подготовка сообщения.
$ 3, История Отечества, мультимедийный учебно-методический комплекс.
5
Восточные славяне в древности
1
Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний ,составление простого плана по теме урока; коллективная работа с текстом учебника при консультативной помощи учителя с последующей проверкой; фронтальная беседа; коллективное проектирование способов выполнения дифференцированного домашнего задания; комментирование выставленных оценок
Научиться читать историческую карту, анализировать и обобщать данные карты; давать образную характеристику общественного
строя, образа жизни и верований славян; аргументировать собственные версии и личностные позиции в отношении дискуссионных и морально-этических вопросов истории древних славян
Коммуникативные: определять цели и функции участников, способы взаимодействия; планировать общие способы работы; обмениваться знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений. Регулятивные: определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, составлять план последовательности действий. Познавательные: объяснять исторические явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования учебного материала; сопоставлять характеристики объектов по одному или нескольким признакам, выявлять сходства и различия объектов; гото- вить тематические сообщения и проекты по дополнительным источникам; приводить примеры взаимоотношения восточных славян с соседними племенами и государствами.
Заполнение таблицы «Расселение древних славян», работа с исторической картой,
$ 4, учебный видеофильм
6-7
ПОУ: «Древние жители нашей Родины»
2
Формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания, комментирование выставленных оценок
Научиться изучать и систематизировать информацию из различных исторических источников, читать историческую карту, овладевать целостными представлениями о ранней истории славян; применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности событий и явлений прошлого
Коммуникативные: организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение; формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы. Регулятивные: формировать целевые установки учебной деятельности, выстраивать последовательность необходимых операций (алгоритм действий). Познавательные: владеть общим приемом решения учебных задач, собирать и обрабатывать дополнительную информацию об изучаемом периоде истории
Тестирование по теме урока.
ПК,задания
РАЗДЕЛ 2. РУСЬ В 9-12 В.В. (18ч)
8-9
Образование государства Русь.
Первые сведения о Руси.
2
Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний ,умения выделять «Причины возникновения Древнерусского государства»); проведение дискуссии с применением приема «мозговой штурм»; составление алгоритма выполнения проблемных заданий коллективное проектирование способов выполнения дифференцированного домашнего задания;
Научиться рассказывать об образовании Древнерусского государства, используя основные и дополнительные источники; читать историческую карту, анализировать и обобщать данные карты; формулировать гипотезы по дискуссионным вопросам истории
Коммуникативные: формировать коммуникативные действия, направленные на систематизацию знаний по данной теме. Регулятивные: осознавать уровень и качество усвоения результата. Познавательные: осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач; работать с таблицами по истории; выполнять тестовые задания: выбор ответа (знание дат, фактов, понятий)
Анализ документа, составление исторического портрета.
К $5-6, презентация учебный видеофильм
10- 11
Княжение Олега и Игоря.
Княжение Ольги и Святослава.
2
Формирование у учащихся способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания:проведение дискуссии на тему «Роль первых князей в истории нашего государства»; коллективное проектирование способов выполнения дифференцированного домашнего задания; комментирование оценок
Научиться читать историческую карту, анализировать и обобщать данные карты; анализировать внутреннюю и внешнюю политику первых русских князей; давать образную характеристику русских князей;
Коммуникативные: определять цели и функции участников, способы взаимодействия; планировать общие способы работы; обмениваться знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений.
Регулятивные: определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, составлять план последовательности действий. Познавательные: владеть общим приемом решения учебных задач; в дополнительных источниках искать информацию; выделять существенную информацию из текстов разных видов.
заполнение таблицы «Первые русские князья»; анализ исторической карты «Русь в IX—X вв.»,
История России интерактивные
дидактические
материалы Электронное
приложение. CD- ROOM.
12-13
Князь Владимир.
Крещение Руси.
2
Формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации предметного содержания: составление плана, работа с текстом учебника (§ 8) исследовательская деятельность (обоснование необходимости принятия христианства на Руси); работа в парах сильный - слабый (взаимопроверка мини-сочинения на тему «Личность князя Владимира»
Научиться объяснять причины возникновения христианской религии; изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников; применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны
Коммуникативные: организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе, формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение; формировать навыки сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы.
Регулятивные: самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности; определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата. Познавательные: определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи.
выполнение проблемного задания (учебник,с.58)
История
Отечества.
Мультимед
ийный
учебно-
методическ
ий
комплекс. CD-ROOM.
11
Русь при Ярославе Мудром
1
Формирование у учащихся способностей к рефлексии; составление логической схемы «Древняя Русь при Ярославе Мудром»; работа в парах с иллюстративным материалом учебника «Суд во времена Русской Правды» (объяснение причин раздробленности государства); коллективное проектирование способов выполнения дифференцированного домашнего задания; комментирование выставленных оценок
Научиться описывать междоусобицы; расширять опыт оценочной деятельности на основе осмысления жизни Ярослава Мудрого; анализировать внутрен.и внешнюю политику Ярослава Мудрого; устанавливать причинно-следственные связи; объяснять предпосылки расцвета государства;
Коммуникативные: осознанно использовать речевые средства коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планировать и регулировать свою деятельность; владеть устной и письменной речью; Регулятивные: самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи, развивать мотивы и интересы познавательной деятельности; осознавать уровень и качество усвоения результата.
Познавательные: создавать, применять и преобразовывать знаки и символы для решения задач; осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач; составлять характеристику Яр.Мудрого
Изложение фактического материала по плану
Презентации учащихся.
13-14
Преемники Ярослава Мудрого.
Борьба за Киевский престол
2
Формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к систематизации предметного содержания и иллюстративным материалом учебника (§ 10) работа в парах составление логической схемы «Новая система княжеской власти на Руси»); коллективное проектирование способов выполнения дифференцированного домашнего задания; комментирование выставленных оценок
Научиться объяснять систему престолонаследия (лествица) на Руси; рассказывать о важнейших событиях, используя различные источники информации; расширять опыт оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний наследников Ярослава Мудрого
Коммуникативные: осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации; планировать и регулировать свою деятельность; формировать коммуникативные действия, направленные на систематизацию знаний по данной теме. Регулятивные: самостоятельно определять цели обучения, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; осознавать уровень и качество усвоения результата.
Познавательные: создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; осуществлять выбор эффективных способов решения задач
Анализ фрагментов исторического текста.
Презентации учащихся.
15-16
Древняя Русь.
Общественный строй Руси
2
Формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы; составление логической схемы «Социальные слои русского населения», комментированное чтение (учебник, § 11) коллективное проектирование способов выполнения домашнего задания
Научиться овладевать целостными представлениями об историческом пути русского народа;
Коммуникативные: формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы. Регулятивные: формировать целевые установки учебной деятельности, выстраивать последовательность необходимых операций (алгоритм действий). Познавательные: объяснять исторические явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования учебного материала.
Анализ документа, работа с контурной картой.
Мультимедийный учебно-методический
комплекс. CD-ROOM.
17-18
Развитие городов.
Быт жителей Руси.
2
Формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа: составление логической схемы «Причины роста городов на Руси»; коллективное проектир. способов выполнения.
Научиться давать образную характеристику русских городов; применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа.
Коммуникативные: формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы. Регулятивные: формировать целевые установки учебной деятельности, выстраивать последовательность необходимых операций (алгоритм действий). Познавательные: объяснять исторические явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования учебного материала
Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний; работа в парах с текстом «Из послания Феодосия Печерского киевскому князю Изяславу Ярославичу» (учебник, с. 80); составлением плана мини-сочинения на тему «Православная церковь в Древней Руси.
Научиться применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения принятия христианства на Руси; расширять опыт оценочной деятельности
Коммуникативные: формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы: Регулятивные: формировать целевые установки учебной деятельности, выстраивать последовательность необходимых операций (алгоритм действий). Познавательные: объяснять исторические явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования учебного материала
Кроссворд «Исторический алфавит»
Детские презентации
20-21
Древнерусская письменность.
Литература древней Руси.
2
Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний, коллективная работа с текстом учебника (§ 14); фронтальная беседа; анализ иллюстративного материала учебника; исследовательская деятельность (выявление особенностей культуры Древнерусского государства);
Научиться описывать памятники истории и культуры Древней Руси; изучать и систематизировать информацию; применять знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности культуры Древней Руси
Коммуникативные: определять цели и функции участников, планировать общие способы работы; обмениваться знаниями для принятия эффективных совместных решений. Регулятивные: определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, составлять план последовательности действий. Познавательные: выделять существенную информацию из текстов разных видов; собирать и обрабатывать историческую информацию с помощью дополнительных источников подготовить презентацию о памятниках X—XII вв.
Решение проблемногозадания (стр84),
анализ документа (стр.90)
Мультимедийный учебно-методический
комплекс. CD-ROOM.
22-23
Искусство древней Руси: архитектура.
Искусство древней Руси: живопись
2
Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний, анализа иллюстративного материала учебника; исследовательская деятельность (выявление особенностей культуры Древнерусского государства); составление рассуждения на тему урока (учебник, с. 90, задание 2).
Научиться описывать памятники истории и культуры Древней Руси; изучать и систематизировать информацию; применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения культуры Древней Руси
Коммуникативные: определять цели и функции участников, планировать общие способы работы; обмениваться знаниями для принятия эффективных совместных решений. Регулятивные: определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, составлять план последовательности действий. Познавательные: выделять существенную информацию из текстов разных видов; собирать и обрабатывать историческую информацию с помощью дополнительных источников подготовить презентацию о памятниках X—XII вв.
Составление плана;
работа по карточкам.
Презентации
24-25
ПОУ: «Древняя Русь 9-12в.в.»
2
Формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания. самостоятельное проектирование способов выполнения дифференцированного домашнего задания; комментирование выставленных оценок
Научиться овладевать целостными представлениями об историческом пути русского народа в 9-12 в.в.Актуализировать и обобщить знания по истории Древней Руси, соотносить события истории Древней Руси по хронологическому признаку.
Коммуникативные: организовывать сотрудничество с учителем и сверстниками; работать индивидуально; формулировать, отстаивать свое мнение; Регулятивные: формировать целевые установки учебной деятельности, выстраивать последовательность необходимых операций Познавательные: владеть приемом решения учебных задач; собирать и обрабатывать дополнительную информацию.
написание эссе на тему урока.
ПК-Клише
РАЗДЕЛ 3. РУССКИЕ ЗЕМЛИ В СР.12-НАЧ.13 ВЕКА.(12 ч.)
26-27
Причины и особенности феодальной раздрбленности
Образование самостоятельных русских земель.
2
составление логической схемы «Причины феодальной раздробленности проведение мини-дискуссии в группах на тему «Последствия раздробленности Руси»; работа в парах сильный — слабый (учебник, с. 99, задание 3); работа с текстом исторического произведения «Из "Слова о погибели Русской земли"; исследовательская деятельность (заполнение таблицы «Последствия раздробленности Руси
Научиться овладевать целостными представлениями об историческом пути русского народа в период раздробленности объяснять её причины и знать хронологические рамки; читать историческую карту, овладевать целостными представлениями об историческом пути.
Коммуникативные: организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты; формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы. Регулятивные: формировать целевые установки учебной деятельности, выстраивать последовательность необходимых операций (алгоритм действий). Познавательные: владеть общим приемом решения учебных задач; на основе текста, документа и рисунка комплексно характеризовать внутреннюю и внешнюю обстановку на Руси периода феодальной раздробленности; собирать и обрабатывать дополнительную информацию.
фронтальная беседа;
История
Отечества.
Мультимед
ийный
учебно-
методическ
ий
комплекс. CD-ROOM
28- 29
Земли Южной Руси.
«Слово о полку Игореве»
2
Формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания: исследовательская деятельность (харак- теристика Киевского княжества); работа в группе (учебник, с. 110,зад1); составление рассказа по выработанному плану коллективное проектирование способов выполнения дифференцированного домашнего задания; комментирование выставленных оценок
Научиться объяснять причины упадка Киевского княжества; давать образную характеристику Киевского княжества; устанавливать причинно-след- ственные связи; расширять опыт оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории своей страны и человечества.
Коммуникативные: организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; Регулятивные: формировать целевые установки учебной деятельности, выстраивать последовательность необходимых операций (алгоритм действий). Познавательные: владеть общим приемом решения учебных задач, объяснять исторические явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования учебного материала
Составление сравнительной таблицы.
Игра «Древо мудрости»
Презентации учащихся
30-31
Галицкая земля и Галицко-Волынская земли.
Культура Юго-Западной Руси.
2
Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний (понятий, способов действий); заполнение логической схемы «Система управления на территории Юго-Западной Руси»; коллективное проектирование способов выполнения дифференцированного домашнего задания; комментирование выставленных оценок
Научиться овладевать целостными представлениями об историческом пути Юго-Западной Руси; давать образную характеристику галицких князей; читать историческую карту;
Коммуникативные: определять цели и функции участников, способы взаимодействия; планировать общие способы работы; обмениваться знаниями между членами группы для принятия совместных решений. Регулятивные: определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, составлять план последовательности действий. Познавательные: выделять существенную информацию из текстов разных видов; составлять политический портрет князей
Составление сравнительной таблицы.
Презентации учащихся
32-33
Новгородская земля.
2
Формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания: работа с исторической картой, иллюстративным материалом учебника (§ 19) (реконструкция обстановки в Новгородском государстве); работа в группе (исследование зависимости природных и общественных факторов)
Научиться овладевать целостными представлениями об историческом пути Новгородской республики; читать историческую карту; давать образную хар-ку жителей Новгорода; применять исторические знания и приемы истор. анализа для раскрытия значения событий в курсах всеобщей истории и истории России
Коммуникативные: организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
Регулятивные:формировать целевые установки учебной деятельности, страивать последовательность необходимых операций (алгоритм действий). Познавательные: владеть общим приемом решения учебных задач; сопоставлять политическое устройство Римской республики и Новгородской республики; выделять общее и особенное.
Составление сравнительной таблицы.
Презентации учащихся.
34-35
Северо-Восточная Русь
2
Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний; работа с исторической картой, иллюстративным материалом учебника (§ 20) (реконструкция обстановки на территории Владимиро-Суздальской Руси) с последующей проверкой; заполнение логической схемы «Система управления на территории Владимиро-Суздальской Руси»; коллективное проектирование способов выполнения дифференцированного домашнего задания;
Научиться овладевать целостными представлениями об историческом пути Владимиро-Суздальского княжества; читать историческую карту, анализировать и обобщать данные карты; давать образную характеристику жителей и князей Владимиро-Суздальского княжества
Коммуникативные: формировать коммуникативные действия, направленные на систематизацию знаний по данной теме.
Регулятивные: осознавать уровень и качество усвоения результата. Познавательные: объяснять исторические явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования учебного материала
Составление сравнительной таблицы.
Презентации учащихся.
36-37
ПОУ: «Русские земли в ср. 12-нач.13 в.в.»
2
Формирование у учащихся способностей к обобщению и систематизации знаний: индивидуальная и парная работа с дидактическим материалом; выполнение тестовых заданий; комментирование выставленных оценок
Научиться овладевать целостными представлениями об историч. пути Руси в XII - начале XIII в.; применять понятийный аппарат и приемы историч. анализа; выявлять причинно-следствен.связи
Коммуникативные: формировать коммуникативные действия, направленные на систематизацию знаний по данной теме. Регулятивные: осознавать уровень и качество усвоения результата. Познавательные: объяснять исторические явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования учебного материала
Тесты по теме урока.
ПК, материалы тестирования по теме урока.
РАЗДЕЛ 4. РУСЬ МЕЖДУ ВОСТОКОМ И ЗАПАДОМ (9 ч.)
38-39
Монгольское нашествие на Русь.
2
Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний; работа с исторической картой «БорьбаРуси с нашествием монголов и натиском крестоносцев»; заполнение таблицы «Завоевания монголов»; коллективная работа с текстом учебника (§21); проведение мини- дискуссии на тему «Варианты развития Монгольского государства»; исследовательская деятельность
Научиться овладевать целостными представлениями об историческом пути монголов; читать историческую карту, анализировать и обобщать данные карты; объяснять принципы устройства державы Чингисхана
Коммуникативные: осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планировать и регулировать свою деятельность; формировать навыки учебного. Регулятивные: формировать целевые установки учебной деятельности, определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения и делать выводы. Познавательные: владеть общим приемом решения учебных задач; с помощью текстовых источников, иллюстраций учебника определить черты сходства и различия русских воинов и кочевников Востока
Работа с картой, проверка таблицы.
Уроки отечестве иной истории Ки М. CD-ROOM
40-41
Натиск с Запада.
Невская битва и Ледовое побоище.
2
Формирование у учащихся деятельностных способностей, работа с исторической картой «Борьба русского народа с иноземными захватчиками» и картосхемами, мини-дискуссии на тему «Роль Александра Невского в русской истории»; работа в парах сильный — слабый коллективное проектирование способов выполнения дифференированного домашнего задания; комментирование выставленных оценок.
Научиться объяснять причины Крестового похода в Прибалтику; рассказывать о важнейших событиях, используя разл.источники информации; давать образную характеристику Александра Невского; овладевать целостными представлениями об историческом пути человечества.
Коммуникативные: определять цели и функции участников, способы взаимодействия; планировать общие способы работы; обмениваться знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений. Регулятивные: определять последовательность промежуточных, составлять план последовательности действий; владеть основами самоконтроля, самооценки; принимать решения и осуществлять осознанный выбор в учебной и познавательной деятельности. Познавательные: выделять существенную информацию из текстов разных видов; с помощью дополнительных источников подготовить презентацию об Александре Невском
Задания из рабочей тетради.
Презентация
42-43
Золотая Орда. Народы и государства.
1
Формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания: работа с картой «Русь и Золотая Орда»; комментирование выставленных оценок
Научиться объяснять сущность, особенности и последствия ига Золотой Орды; изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, читать историческую карту; применять понятийный аппарат и приемы исторического анализа для раскрытия значения событий прошлого
Коммуникативные: самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; формировать коммуникативные действия. Регулятивные: осознавать уровень и качество усвоения результата; соотносить свои действия с планируемыми результатами, определять способы действий в рамках предложенных условий, корректировать их в соответствии с изменяющейся ситуацией. Познавательные: прослеживать причинно-следственные связи; осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач; готовить тематические сообщения и проекты по теме урока.
написание сообщения по теме урока;
Видеофильм
44
Великое княжество Литовское и русские земли
1
Формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания: работа с исторической картой «Великое княжество Литовское в XIII—XV вв.»; проведение мини-дискуссии на тему «Проблема выбора пути исторического развития».
Научиться читать историческую карту, анализировать и обобщать данные карты; рассказывать о важнейших событиях в истории Великого кн. Литовского, используя источники информации; давать образную характеристику исторических личностей
Коммуникативные: организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение; Регулятивные: соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией. Познавательные: проследить причинно-следственные связи
45-46
ПОУ: «Русь между Востоком и Западом»
1
Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний, фронтальная беседа, самостоятельное проектирование способов выполнения дифференцированного домашнего задания; комментирование выставлении оценок
Научиться рассказывать о важнейших событиях этого периода истории; объяснять причины поражения Руси в борьбе с Золотой Ордой; давать образную характеристику исторических личностей;
Коммуникативные: определять цели и функции участников, способы взаимодействия; обмениваться знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений. Регулятивные: определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, составлять план последоват. действий. Познавательные: выделять существенную информацию из текстов разных видов
заполнение сравнительной таблицы «События на Руси и в мира»;
ПК – презентация таблицы.
ГЛАВА 5. РУССКИЕ ЗЕМЛИ В СРЕДИНЕ 13-15 В.В. (8ч)
47-48
Судьбы Северо-Западной и Северо-Восточной земель после монгольского нашествия.
2
Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний, составление логической схемы «Причины образования централизованного государства»; работа с исторической картой; работа в парах исследовательская работа на тему «Иван Калита - собиратель русских земель.
Научиться объяснять предпосылки и следствия объединения русских земель вокруг Москвы; давать оценку деятельности Ивана Калиты; соотносить историческое время и историческое пространство.
Коммуникативные: организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность; работать индивидуально и в группе; формулировать и отстаивать свое мнение. Регулятивные: соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата. Познавательные: определять понятия, создавать обобщения, осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач; соотносить политическое и нравственное в деятельности Ивана Калиты
Самостоятельная работа с историческими источникамиИндивид.карточки
учебный видеофильм.
49-50
Дмитрий Донской.
Борьба русских земель с Ордой.
2
Формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного, заполнение хронологической таблицы; проведение мини-дискуссии на тему «Последствия династической войны первой четверти XV в. для Московского княжества и других удельных земель
Научиться составлять рассказ о Куликовской битве; применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения Куликовской битвы;
Коммуникативные: организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение; Регулятивные: самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи, развивать мотивы и интересы . своей познавательной деятельности; Познавательные: определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации.
составление логической схе- мы «Объяснение причин феодальной войны»;
Учебный видеофильм
51
Русские земли в кон.14- первой половине 15в.в.
1
Формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию к систематизации изучаемого предметного содержания; анализ историч. документа «Из Жития Сергия Радонежского, написанного Епифанием Премудрым» (составление исторического портрета Сергия Радонежского); работа .
Научиться овладевать представлениями о причинах и характере династических войн во времена Московской Руси; рассказывать о стоянии на Угре, используя основные и дополнительные источники информации; давать образную характеристику Ивана III;
Коммуникативные: определять цели и функции участников, способы взаимодействия; планировать общие способы работы; обмениваться знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений. Регулятивные: определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, составлять план последовательности действий. Познавательные: выделять существенную информацию из текстов разных видов; составлять рассказ с опорой на текст учебника
Задания в рабочей тетради.
Учебный видеофильм.
52-53
Конец эпохи раздробленности.
1
Формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания: анализ иллюстративного материала учебника; составление рассказа по картине Н.С. Шустова «Иван III разрывает ханскую грамоту»; заполнение таблицы«Объединение русских земель во второй половине XV -начале XVI в.»;
Научиться овладевать целостными представлениями об историческом процессе объединения Московской Руси; читать историческую карту, анализировать и обобщать данные карты; применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий прошлого и современности.
Коммуникативные: организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение. Регулятивные: соотносить свои действия с планируемыми результатами, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований; определять последовательность промежуточных целей. Познавательные: создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; выступать в роли летописца, изложив современникам события на реке Угре
самостоятельная работа с историческими источниками;
фронтальная беседа;
Презентации учащихся.
52- 53
Русская культура во второй половине 13-ср.15 в
3
Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний (понятий, способов действий): составление плана текста учебника (§ 33) с последующей проверкой; работа в группе (выполнение творческого задания (учебник, с. 246, задание 1)) с последующей проверкой; фронтальная беседа; создание мультимедийной презентации по теме урока; исследовательская работа (составление рассказа об Иване Федорове); коллективное проектирование способов выполнения дифференцированного домашнего задания; комментирование выставление оценок.
Научиться описывать памятники истории и культуры Руси второй половины 13-нач.15в.в., применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анлиза для раскрытия сущности и значения культуры Руси.
Коммуникативные: организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение; формировать коммуникативные действия, направленные на систематизацию знаний по данной теме. Регулятивные: самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные; осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач. Познавательные: определять понятия, создавать обобщения, устанавливать , аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения.
Презентация
Игра: «Историческая угадай-ка»
54-55
ПОУ: «Объединение русских земель вокруг Москвы»
2
Научиться овладевать целостными представлениями об историческом пути Московской Руси; аргументировать собственные версии и личностные позиции в отношении дискуссионных и морально-этических вопросов далекого прошлого, рассказывать о важнейших событиях исторического периода, используя источники информации.
Коммуникативные: осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планировать и регулировать свою деятельность; владеть устной и письменной речью, монологической контекстной речью; Регулятивные: соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, Познавательные: определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи.