Просмотр содержимого документа
«Программа факультативного курса "Музейное дело"»
Рассмотрена
на заседании ШМО
учителей истории
Протокол от _________№ ____
Руководитель ШМО_____(Шестакова Н.Г)
Принята на НМС МБОУ СОШ № 1
Протокол от___________№_____
Председатель НМС _________(_Зорина Т.А)
Утверждена
Приказом директора МБОУ СОШ № 1
______________ И.Ю. Глазырина
от ________№ _____
Рабочая программа
Факультативного курса
«Музейное дело»
для 9 г класса
Количество часов: 34 часа
( 1 час в неделю)
Составила:
Шестакова Надежда Григорьевна
учитель истории
первой квалификационной категории
Воткинск
2014-2015 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Факультативный курс «Музейное дело» разработан на основе программы регионального компонента школьного курса истории и охватывает период от 13 века до начала 21 века в зависимости от класса:
Курс «Музейное дело» рассчитан на 34 часа ( 1 час в неделю):
9 класс – история Удмуртии в 20 веке и является продолжением программы по истории Удмуртии 5-6, 7и 8 классов.
С учетом того, что в школе №1 имеются две школьные музейные комнаты:
музейная комната «Боевой и трудовой славы»;
музейная комната «Удмуртская изба», в которых собраны вещественные, изобразительные, этнографические источники по истории г. Воткинска и удмуртского народа.
в программу факультатива целесообразно ввести занятия по музейной деятельности.
Музей – это учреждение, занимающееся собиранием, хранением и демонстрацией памятников – исторических источников, предметов представляющих познавательный и научный интерес.
Работа Музейных комнат школы №1 является ведущей формой работы по патриотическому, гражданскому и общекультурному воспитанию учащихся. Музейная деятельность способствует развитию творческой самостоятельности учеников в освоении исторического прошлого нашей Родины.
Программа составлена для изучения регионального компонента школьного курса истории и направлена на формирование уважительного отношения к прошлому, к народам соотечественникам, носителям иной культуры.
Цель курса: формирование объективного подхода к историческим событиям на основе толерантного отношения к истории и культуре народов Удмуртии.
Основным принципом построения курсаявляется преемственность исторического развития и взаимосвязь культур и народов, населявших Прикамье в разные исторические эпохи.
Курс «Музейное дело» включает в себя занятия по музейной деятельности и курс «История Удмуртии». При разработке курса «История Удмуртии» использовалась учебная программа авторского коллектива под руководством Никулиной Т.Е. и Владимировой Р.А «История Удмуртии». Курс «музейное дело – занятия по музейной деятельности» составлен с использованием методического пособия «В помощь школьному музею» Министерства культуры УАСС 1988 года и занятия будут проводится на материале и экспонатах школьной музейной комнаты. Курс «Музейное дело» рассчитан на 34 часа ( 1 час в неделю): История Удмуртии – 27 часа, Музейное дело – 7 часов.
Требования к уровню подготовки
Учащийся должен знать по музейному делу
Особенности ораторского искусства, особенности составления экспозиции в музее, хранения исторических источников, виды музеев
Учащийся должен уметь по музейному делу
Составлять экспозицию, описывать музейный предмет, вести экскурсию
Учащийся должен знать по истории Удмуртии в новейшее время
основные факты, события – вехи в развитии Удмуртии
основные этапы становления удмуртской государственности
историю государственной символики УР
структуру государственной власти УР
Учащийся должен уметь по истории Удмуртии в новейшее время
раскрывать проблемы становления удмуртской государственности
формулировать и излагать свою позицию
сопоставлять развитие культуры края, России и Удмуртии
применять знания на уроках истори
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: - понимания исторических причин и исторического значения событий и явлений современной жизни; - высказывания собственных суждений об историческом наследии народов России и Удмуртской Республики; - объяснения исторически сложившихся норм социального поведения; - использования знаний об историческом пути и традициях народов России и Удмуртской Республики в общении с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности.
Учебный план
№
РАЗДЕЛЫ
Всего
часов
Региона
льный компонент
Теорити
ческие
Практические
Контроль
1
Музейное дело
7
7
2
5
2
История Удмуртии
27
27
12,5
15,5
Всего
34
34
14,5
17,5
2
Тематический план
№
Название разделов и тем
Всего
часов
В том числе
Теор.
Практ.
Конт.
1.
Музейное дело.
7
2
5
1
Вводный урок. Инструктаж по безопасной работе в музейной комнате. Знакомство с экспозицией. Постановка задач и определение целей.
1
1
2
Методика сбора исторических источников. Учет и хранение фондов. Особенности хранения экспонатов (фото, письменных, металлических, текстильных и т.д.)
1
1
3
Практикум по описанию музейных предметов
1
1
4
Экспозиционная работа. Основные принципы построения экспозиций. Отбор материалов. Размещение.
1
1
5
Просветительская деятельность. Лектор. Лекция. Речь лектора, дикция, слова – паразиты, интонация.
1
1
6-7
Посещение городского музея (музейной комнаты школы № 6 или7 )
2
2
2.
История Удмуртии
27
27
12,5
15,5
8
Социально- экономическое развитие нашего коая в нач. 20 века
1
0.5
0.5
9
Общественный уклад удмуртов, культура
1
0.5
0.5
10
Революционные события в Удмуртии
1
0.5
0.5
11
Столыпинская аграрная реформа в нашем крае и ее последствия.
1
0.5
0.5
12
Ижевские заводы – арсенал России. Георгиевские кавалеры. А. Пальшина
1
0.5
0.5
13
Особенности установления советской власти в Удмуртии.
1
0.5
0.5
14
Из истории интеллигенции Удмуртии начала 20 века
1
0.5
0.5
15
Гражданская война на территории удмуртского края. Военоначальники красных (Азин, Шорин,)и белых(Федечкин, Юрьев).
1
0.5
0.5
16
Ижевско-воткинский мятеж (август –октябрь 1918 г)
1
0.5
0.5
17
Национально-государственное строительство в Удмуртии.
1
0.5
0.5
18
Образование и развитие государственности удмуртского народа.
1
0.5
0.5
19
Социально- экономическое развитие Удмуртии в условиях социалистической модернизации (1920-1941 гг) Социалистическая модернизация промышленности Удмуртии 1920-1941 гг
1
0.5
0.5
20
Удмуртская деревня в эпоху коллективизации.
1
0.5
0.5
21
Репрессии в Удмуртии. Дело СОФиН.
1
0.5
0.5
22
Культурное развитие Удмуртии в 1920-30 гг
1
0.5
0.5
23
Великая Отечественная война. Мобилизация ресурсов Удмуртии на помощь фронту. Эвакуированные заводы
1
0.5
0.5
24
Строительство железной дороги Ижевск – Балезино. Сельское хозяйство во время войны.
1
0.5
0.5
25
Создание воинских формирований на территории Удмуртии. Наши земляки – Герои Советского Союза
1
0.5
0.5
26
Удмуртия в послевоенный период. Нарастание кризисных явлений в экономике Удмуртии. Усиление ВПК
1
0.5
0.5
27
Культурная жизнь нашего края в к. 20 века Спортивная Удмуртия. Чемпионы страны и мира – уроженцы Удмуртии.
1
0.5
0.5
28
Удмуртская Республика в составе РФ Государственная символика УР
1
0.5
0.5
29
Политические партии УР. Национальное общественное объединение.
1
0.5
0.5
30
Удмуртия в 21 веке: проблемы и перспективы
1
0.5
0.5
31
Семинар «Удмуртия в 20 -21 вв»
1
1
32
Семинар «Удмуртия в 20 -21 вв»
1
1
33
Повторительно- обобщающий урок «Удмуртия в 20 -21 вв»
1
1
34
Итоговое контрольное занятие
1
1
Всего:
34
14,5
17,5
2
Учебная программа
РАЗДЕЛ1. МУЗЕЙНОЕ ДЕЛО.
Количество часов 7
темы
Учащийся должен знать по музейному делу
Учащийся должен уметь по музейному делу
Методика сбора исторических источников. Учет и хранение фондов. Особенности хранения экспонатов (фото, письменных, металлических, текстильных и т.д.)
Практикум по описанию музейных предметов
Экспозиционная работа. Основные принципы построения экспозиций. Отбор материалов. Размещение.
Просветительская деятельность. Лектор. Лекция. Речь лектора, дикция, слова – паразиты, интонация.
Посещение городского музея (музейной комнаты школы № 6 или7 )
Особенности ораторского искусства, особенности составления экспозиции в музее, хранения исторических источников, виды музеев
Составлять экспозицию, описывать музейный предмет, вести экскурсию
РАЗДЕЛ 2. ИСТОРИЯ УДМУРТИИ
Количество часов 27
Тема
Учащийся должен знать по истории Удмуртии в новейшее время
Учащийся должен уметь по истории Удмуртии в новейшее время
Социально- экономическое развитие нашего коая в нач. 20 века
Общественный уклад удмуртов, культура
Революционные события в Удмуртии
Столыпинская аграрная реформа в нашем крае и ее последствия.
Ижевские заводы – арсенал России. Георгиевские кавалеры. А. Пальшина
Особенности установления советской власти в Удмуртии.
Из истории интеллигенции Удмуртии начала 20 века
Гражданская война на территории удмуртского края. Военоначальники красных (Азин, Шорин,)и белых(Федечкин, Юрьев).
Ижевско-воткинский мятеж (август –октябрь 1918 г)
Национально-государственное строительство в Удмуртии.
Образование и развитие государственности удмуртского народа.
Социально- экономическое развитие Удмуртии в условиях социалистической модернизации (1920-1941 гг) Социалистическая модернизация промышленности Удмуртии 1920-1941 гг
Удмуртская деревня в эпоху коллективизации.
Репрессии в Удмуртии. Дело СОФиН.
Культурное развитие Удмуртии в 1920-30 гг
Великая Отечественная война. Мобилизация ресурсов Удмуртии на помощь фронту. Эвакуированные заводы
Строительство железной дороги Ижевск – Балезино. Сельское хозяйство во время войны.
Создание воинских формирований на территории Удмуртии. Наши земляки – Герои Советского Союза
Удмуртия в послевоенный период. Нарастание кризисных явлений в экономике Удмуртии. Усиление ВПК
Культурная жизнь нашего края в к. 20 века Спортивная Удмурия. Чемпионы страны и мира – уроженцы Удмуртии.
Удмуртская Республика в составе РФ Государственная символика УР
Политические партии УР. Национальное общественное объединение.
Удмуртия в 21 веке: проблемы и перспективы
Семинар «Удмуртия в 20 -21 вв» Повторительно- обобщающий урок «Удмуртия в 20 -21 вв»
Основные факты, события – вехи в развитии Удмуртии
Основные этапы становления удмуртской государственности
Историю государственной символики УР
Структуру государственной власти УР
Раскрывать проблемы становления удмуртской государственности
Формулировать и излагать свою позицию
Сопоставлять развитие культуры края, России и мира
Применять знания на уроках истории
Перечень контрольных, практических работ:
Вид
Тема
Количество часов
Повторительно- обобщающий урок
«Удмуртия в 20 -21 вв»
1
Итоговое контрольное занятие
Итоговое контрольное занятие
1
Итого
2
Практическая часть программы
№
Вид, тема
1 четверть
2 четверть
3 четверть
4четверть
год
1
Практикум по описанию музейных предметов
2
Семинар «Удмуртия в 20 -21 вв»
3
Семинар «Удмуртия в 20 -21 вв»
4
Повторительно- обобщающий урок
1
5
Итоговое контрольное занятие
1
6
Итого
8
Список литературы:
Владимирова РА , Никулина ТЕ История Удмуртии в школе: Примерные планы – конспекты уроков. – Ижевск: Издательство ИПК и ПРО УР, 2007.
Владимирова РА , Никулина ТЕ История Удмуртии в школе: Примерные планы – конспекты уроков. – Ижевск: Издательство ИПК и ПРО УР, 2007
Учебник «История Удмуртии» 6 класс автора М.В.Гришкиной издательства Ижевск «Удмуртия» 2005г
Учебник «История Удмуртии» 7 класс автора М.В.Гришкиной издательства Ижевск«Удмуртия» 2007г
Учебник «История Удмуртии» 8 класс авторов Лигенко Н.П., Петров А.Н. издательства Ижевск «Удмуртия» 2010 г.