Программа факультатива "Миф и культура" для 11 класса
Программа факультатива "Миф и культура" для 11 класса
Цель данного курса – привлечь внимание к мифологии как к одному из важнейших источников наших знаний о различных народах мира, что очень важно в период современного процесса глобализации.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Программа факультатива "Миф и культура" для 11 класса»
Пояснительная записка
Преподавание курса «Миф и культура» осуществляется в соответствии с нормативными и инструктивно-методическими документами Министерства образования Российской Федерации:
Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г. (приказ Министерства образования РФ от 18.07.2003 г. № 2783).
«Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» (приказ Министерства образования РФ от 05.03.2004 г. № 1089).
Концепция художественного образования (приказ Министерства культуры РФ от 28.12.2001 г. № 1403).
Цель данного курса – привлечь внимание к мифологии как к одному из важнейших источников наших знаний о различных народах мира, что очень важно в период современного процесса глобализации.
Задачи курса:
Привлечение внимания учащихся к истории как важнейшей гуманитарной дисциплине, изучение древнейших исторических пластов с нетрадиционного ракурса
Познакомить учащихся с различными науками и показать особенности методов исследования, которые в них применяются.
Ознакомление с научными методами работы: сбор информации, анализ собранного материала, интерпретация на основе собранного материала.
Воспитание толерантности, на основе изучения древнейшей истории, осознание ценности каждого народа для мировой цивилизации.
Данный курс содержит познавательный, развивающий, воспитывающий компоненты.
Познавательный компонент включает в себя ознакомление учащихся с основами мифологии как важнейшего источника знаний о древних эпохах, использование научных методик анализа мифа, расширение представлений учащихся об истории, культуре и быте народов, создавших мифы.
Развивающий компонент предполагает усовершенствование навыков устной и письменной речи, навыка получения и систематизации информации, умения вести дискуссию на научные темы, использовать специальную терминологию, освоение и применение межпредметных связей при анализе мифа.
Воспитательный компонент предполагает понимание и принятие учащимися духовных ценностей разных народов и понимание их самобытности, новое осмысление человеческой истории, что способствует воспитанию уважения к разным народам и к внутреннему миру отдельного человека.
Главная цель курсовой подготовки – преумножение знаний, расширение кругозора учащихся, формирование умения работать в команде.
Главная цель домашней подготовки – формирование умений провести самостоятельный анализ источника.
Статус документа
Данная рабочая программа составлена на основании:
Программа элективного курса для общеобразовательных учреждений «Миф и культура» и методические рекомендации . разработанные научными сотрудниками Института художественного образования РАО.: Программа элективного курса / авт.-сост. Е.С. Медкова. –Москва «Просвещение»: 2009.
Место предмета в базисном учебном плане.
Авторский элективный курс «Миф и культура» рассчитан на 34 часа. Данный курс имеет большое познавательное, нравственное и воспитательное значение.
Всего часов:
по программе – 34 часа.
в неделю-1 час.
Умения и навыки:
- текстологический анализ мифа;
-определение причинно-следственных связей мифов и истории;
- соотношение мифов и реальной истории;
- соотношение мифов и культуры;
- устные художественный рассказы на основе мифов;
- подбор аргументов и доказательств;
- работа в творческой группе;
- самостоятельный анализ и систематизация групп мифов;
- научные выступления по заданным темам;
- усвоение исторической терминологии.
Теоретическая и практическая подготовка учащихся направлена на решение следующих стратегических задач:
Формирование мотивации к выбору профиля своего будущего обучения в старшей школе;
Ознакомление с различными науками и методами их работы в данной прикладной области;
Реализация интереса к данной области знаний;
Реализация творческого потенциала учащихся.
Приказом Министерства образования и науки РФ от 05.03.2004 г. № 1089 утвержден федеральный компонент государственных стандартов основного общего и среднего (полного) общего образования, на основе которого разработаны:
Примерная программа основного общего образования по изобразительному искусству;
Примерная программа основного общего образования по музыке;
Учебно-тематический план
№
Наименование тем
Кол-во часов по программе
Планируемое кол-во часов
КР
1.
Роль мифа в культуре
3
3
2.
Мифологическое мышление
4
4
3.
Бинарные оппозиции мифа
4
4
4.
Кодовые системы мифа
2
2
5.
Числовые символы в культуре
4
4
1
6.
Универсальные комплексы в мифологии и культуре
4
4
7.
Мифологическая модель мира
3
3
8.
Роль ритуала в мифологии и культуре
2
2
9.
Миф и современность
3
3
10.
Миф и реклама
3
3
11.
Миф и массовая культура
3
3
1
На изучение курса Миф и культуры в 11 классах программой отводится 34 часа.
В рабочей программе запланировано 34 часа
Система оценивания
Текущий контроль в преподавании курса «Миф и культур» представляет определенную трудность. Прежде всего, пока еще плохо разработаны критерии такого контроля. Мировая художественная культура – предмет особый. Здесь собирается в единое целое научное и художественное мышление, интеллектуальное и эмоциональное освоение мира. Поэтому и навыки, которые приобретает учащийся в процессе освоения курса МК, здесь двух родов – навыки восприятия и навыки анализа.
Конкретные задания, с помощью которых учитель способен контролировать учеников на уроке МК, можно разбить на три группы. В первую группу входят задания информативного характера. В таких заданиях можно проверить и оценить лишь общеучебные навыки, но не навыки, приобретенные непосредственно при изучении МК.
Вторую группу заданий составляют задания с частичной творческой направленностью. Здесь уже ученики должны показать начальные умения разбираться в произведении искусства. В основном, все задания этой группы направлены на прояснение структуры произведения. И большая часть работы по выработке навыков на уроках МК как раз и должна проходить на этом уровне. Ведь главная задача в преподавании этого предмета вовсе не «научить восхищаться прекрасным». Главное научить видеть как сделано то или иное произведение искусства (технология), и почему оно сделано именно так, а не иначе (смысл).
Третья группа заданий самая специфическая для уроков МК. Это творческие задания. Здесь выявляется вся особенность данного предмета, где творчество разворачивается не на уровне творения прекрасного, а на уровне его осмысления.
Критерии оценивания контрольной работы
«Отлично» - работа выполнена в полном объёме, присутствуют все уровни анализа, предложена оригинальная интерпретация и собственная оценка мифа, произведения искусства, работа демонстрирует богатый лексический запас учащегося, знание искусствоведческой терминологии.
«Хорошо» - работа выполнена в полном объёме, присутствуют все уровни анализа, но предложенная интерпретация мифа, произведения искусства не является оригинальной, нарушена логика изложения материала.
«Удовлетворительно»- работа выполнена не в полном объёме, присутствуют не все уровни анализа, работа демонстрирует бедный лексический запас, отсутствие знания искусствоведческой терминологии.
«Неудовлетворительно"- учащийся не приступал к работе.
Требования к уровню подготовки учащихся 11 класса
Учащиеся должны
представлять значение разнообразных явлений культуры и искусства для формирования духовно-нравственных ориентации современного человека;
понимать функции искусства (социально-ориентирующая, практическая, воспитательная, зрелищная, внушающая, предвосхищающая будущее и др.);
ориентироваться в окружающем культурном пространстве; понимать значимость народного, религиозного, классического искусства в их соотношении с массовой культурой;
понимать особенности художественного языка разных видов искусства;
осуществлять самостоятельный поиск и обработку" информации в области искусства, используя современные технологии;
выражать собственные суждения и оценки о произведениях искусства прошлого и настоящего;
использовать приобретенные знания, практические умения и навыки общения с искусством в учебной деятельности, при организации досуга, творчества, самообразования, при выборе направления своего культурного развития.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО МиК 11 КЛАСС.
№
Дата
Тема урока
Кол-во часов
Цели урока
Тип урока
Оборудование
Глоссарий
Домашнее задание
1
2
3
4
5
6
7
8
9
Роль мифа в культуре (3 часа)
1
Неделя 1
Миф как основа мировоззрения
1
Изучение мировоззренческих мифов разных народов
Лекция.
Иллюстрации по теме.
Миф мировоззрение
2
Неделя 2,3
Миф как основа культуры
2
Историческое исследование «Мифы и реальности флоры и фауны».
Урок презентация
Иллюстрации по теме.
Презентация
Культура
Выписать из конспекта основные понятия по теме. Выучить их.
3
Неделя 3
Миф – источник образов
Изучение космогонических мифов разных народов
Лекция.
Презентация
Модель, макет, мировоззрение
Мифологическое мышление(4часа)
4,5
Неделя 4,5
Мифы как этнографический источник
2
«Мифы о животных и растениях»
Урок-путешествие.
Иллюстрации по теме.
Этнография
Подготовить доклады на предоставленные темы.
6
Неделя 6
Мифология для литературоведов
1
Литературный анализ
Обсуждение «Илиады» и «Одиссеи» как литературных источников
Урок-лекция.
Иллюстрации по теме.
Презентация
Метафора
Подготовить сообщения на выбранную тему.
7
Неделя 7
Мифология для философов
1
О важнейших вопросах бытия – о смысле жизни и смерти
Изучение космогонических мифов разных народов
Урок-конференция.
м/медия, иллюстрации по теме.
Философия
Бинарные оппозиции мифа(4 часа)
Мифология для психологов
8
Неделя 8
Двоичные противопоставления
1
Метафоры и символах, содержащихся в мифах, как инструмент для терапии.
Мини-тренинг.
Знакомство с эзотерикой и экстрасенсорикой
Урок-путешествие.
м/медия, иллюстрации по теме.
Дуализм
Подготовить выступление о мифах Древней Эллады.
9
Неделя 9
Миф как способ медиации
1
Урок-конференция.
м/медия, иллюстрации по теме.
Медиация
10
Неделя 10
Двоичные противопоставления в русских сказках
1
Урок-исследование.
м/медия, иллюстрации по теме.
Прочитать дополнительный материал в
11
Неделя 11
Двоичные противопоставления в произведениях фантастики и фэнтези
Урок-путешествие.
м/медия, иллюстрации по теме
подборка книг
Кодовые системы мифа (2 часа)
12
Неделя 12
Кодовые системы в мифах
1
О важнейших вопросах бытия – о смысле жизни и смерти
Изучение космогонических мифов разных народов
Урок-лекция.
м/медия, иллюстрации по теме.
Коды
13
Неделя 13
Кодовые системы в русских сказках.
2
Практикум
м/медия, иллюстрации по теме.
Числовые символы в культуре (4 часа)
14
Неделя 14
Число – образ мира
2
Дать понятие о числе в сказке, легенде, рассказать о достижениях культуры. Магические практики
Урок-семинар.
м/медия, иллюстрации по теме.
Метафора, миф
15,16
Неделя 15, 16
Магия чисел. Нумерология
1
Практикум
м/медия, иллюстрации по теме.
Прочитать дополнительный материал.
17
Неделя 17
Контрольная работа
1
Ответить на вопросы.
Универсальные комплексы в мифологии и культуре (4 часа)
18
Неделя 18
Архетипы в мифах
Рассмотреть архетипы в искусстве народов мира
Урок-лекция.
м/медиа, иллюстрации по теме.
Презентация
Архетип
19
Неделя 19
Древнегреческие архетипы
1
Урок-семинар.
м/медиа, иллюстрации по теме.
Подготовиться к семинару.
20
Неделя 20
Скандинавские архетипы
1
Урок-семинар.
м/медиа, иллюстрации по теме.
21
Неделя 21
Славянские архетипы
1
Урок-семинар.
м/медиа, иллюстрации по теме.
Мифологическая модель мира(3 часа)
22
Неделя 22
Макро и микрокосм
1
Сравнительная таблица космогонии разных народов
Урок-лекция.
м/медиа, иллюстрации по теме.
Подготовиться к семинару. Распределить темы.
23
Неделя 23
Антропоцентризм в мифологии
1
Урок-семинар.
м/медиа, иллюстрации по теме.
Антропоцентризм
24
Неделя 24
Сакральные модели мира
1
Сравнительный анализ древнейших географических карт и текстологический анализ мифов (о Гильгамеше, о Геракле, об аргонавтах)
Урок-лекция.
м/медиа, иллюстрации по теме.
Модель, макет, мировоззрение
Подготовиться к семинару.
Роль ритуала в мифологии и культуре(2часа)
25
Неделя 25
Ритуал – синтез жеста и позы
1
Ритуал – средство спасения, возобновления и регулирования.
Инициации
Урок-семинар.
м/медиа, иллюстрации по теме.
Ритуал
26
Неделя 26
Ритуалы и обряды
1
Урок-лекция.
м/медиа, иллюстрации
Обряд
Миф и современность(2 часа)
27, 28
Неделя 27, 28
Роль мифа в формировании общественного сознания
2
Метафоры и символы, содержащихся в мифах, как инструмент для терапии.
Урок-презентация
м/медиа, иллюстрации по теме.
Подготовить сообщения на предложенную тему.
Миф и реклама (3 часа)
29, 30
Неделя 29,30
Мифотехнологии в рекламе
2
Активизация архетипического содержания в коллективном мышлении
Круглый стол.
Семинар
м/медиа, иллюстрации по теме.
Реклама
пиар
31
Неделя 31
Современная мифология
2
Практикум
м/медиа, иллюстрации по теме.
.
Написать сочинение или эссе на предложенную тему.
Миф и массовая культура (3часа)
32
Неделя 32
Миф – база современной массовой культуры
Процесс взаимопроникновения смежных искусств в третьем тысячелетии. Компьютерное искусство и цифровая фотография - их роль в формировании новой мифологии.
Урок - презентации
Элита
Массовая культура
33
Неделя 33
Мифы в массовой культуре
2
Практикум
м/медиа, иллюстрации по теме.
Субкультуры
34
Неделя 34
Контрольная работа по 2 разделу
Литература:
1) М.И.Стеблин-Каменский, "Миф", Ленинград 1976 г.
2) С.А.Токарев, "Что такое мифология?", Москва 1983 г.
3) С.А.Токарев, "Ранние формы религии и их развитие", Москва 1985 г.
4) К.Леви-Строс, "Структура мифа", Санкт-Петербург 1992 г.
5) М.И.Шахнович, "Первобытная мифология и философия", Москва 1984 г.
6) А.М.Золотарев "Родовой строй и первобытная мифология", Киев 1991 г.
7) Энциклопедия "Мифы народов мира", Москва/Минск/Смоленск 1994 г.
8) Философский словарь, Москва 1975 г.
Перечень компонентов учебно-методического комплекса, обеспечивающего реализацию рабочей программы: