Программа по основам регионального развития среднего общего образования предназначена для учащихся 10 класса МКОУ Красногорьевская СОШ, изучающих предмет «Основы регионального развития ». Рабочая программа составлена на основе краевого (национально-регионального) компонента государственных образовательных стандартов общего образования в Красноярском крае (Закон Красноярского края «Об установлении краевого (национально-регионального) (от 20.12.05. №17-4256)), примерной программы по основам регионального развития и на основе авторской программы: Молодцова И.В., Лисина С.А., Петрова Н.А., Красноярск 2006 . В ней учитываются основные идеи и положения федеральных государственных образовательных стандартов среднего образования второго поколения: идеи формирования универсальных учебных действий для среднего общего образования.
Назначение учебного предмета – содействовать развитию самоактуализирующейся, культурно развитой личности – жителя Красноярского края, обладающего системными знаниями об обществе и окружающем мире, способного принимать и оценивать происходящие события и принимать ответственные решения.
Новизна предмета состоит в том, что его содержанием являются не только понятия и представления социальных наук, а единство знаний и практических действий школьников, направленных на понимание проблем, реально существующих в окружающем учеников социуме.
Полученные знания, жизненный и политический опыт помогут старшеклассникам не только сформировать целостную картину мира на основе регионального материала, но и разобраться во всем его многообразии, сложностях и противоречиях.
Курс является межпредметным: в его содержание включен материал по основам региональной политики, политологии, праву, истории, социологии. Учебные занятия по предмету позволяют соединить идеи, методы, практику.
Программа по учебному предмету «Основы регионального развития» обеспечивает преемственность по отношению к материалу, осваиваемому обучающимися на ступени основного общего образования в рамках предметов краевого (национально-регионального) компонента государственных образовательных стандартов общего образования в Красноярском крае, и углубленное изучение экономической, социальной, политической и духовной сфер жизни Красноярского края.
Учебный предмет призван помочь обучающимся на ступени среднего (полного) общего образования ориентироваться в событиях общественно-политической жизни Красноярского края, направлен на формирование у них профессиональных интересов, навыков самостоятельного осмысления социально-экономической, политической и духовной жизни Красноярского края, становление активной гражданской позиции и развитие общей культуры.
Изучение учебного предмета «Основы регионального развития» на ступени среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей:
— формированию личности выпускника как достойного гражданина, знатока, пользователя и создателя культурных ценностей и традиций России, Сибири и Красноярского края
— формирование устойчивого интереса к социально-экономическому, политическому и географическому положению Красноярского края, его истории и археологии, развитию и современному состоянию Красноярского края;
— освоение знаний о важнейших этапах исторического развития Красноярского края, особенностях и проблемах его социально-экономического развития;
— развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся посредством овладения основами самостоятельной проектно-исследовательской и поисковой деятельности;
— повышение уровня правовой грамотности обучающихся посредством ознакомления с нормативными правовыми актами Красноярского края.
— формирование у обучающихся гражданской ответственности и правового самосознания, духовной культуры, социального мышления и способности к успешной социализации в обществе;
— воспитание приверженности к гуманистическим ценностям, положенным в основу законов Красноярского края;
— освоение системы знаний о деятельности жителей Красноярского края, об обществе, его сферах, правовом регулировании общественных отношений в Красноярском крае, необходимых для эффективного взаимодействия с социальной средой;
— овладение умениями получения и осмысления социальной информации, систематизации полученных данных; освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для позитивного участия в жизни Красноярского края;
— формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных отношений; в сфере гражданской и общественной деятельности, межличностных отношений, включая отношения между людьми разных национальностей и народов, проживающих на территории Красноярского края, познавательной, коммуникативной, семейно-бытовой деятельности.
— формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину;
— формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов;
— развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
— воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний;
— развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
— наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
— овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства её осуществления;
— формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и с учётом характера ошибок; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;
— адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач;
— овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;
— овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
— готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
— определение общей цели и путей её достижения, умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
— сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;
— осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
— развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.
— первоначальные представления об исторической роли региона в становлении российской государственности;
— становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести, воспитание нравственности, основанной на свободе совести и духовных традиций народов;
— осознание ценности нравственности и духовности в человеческой жизни.
Раздел 1. Красноярский край - субъект РФ - 13 ч
Регионы и региональная политика. Роль регионов в современной России. Цели и задачи курса «Основы регионального развития». Региональная политика в России. Роль регионов в современной России. Край как часть Р. Ф. Регионы РФ, их границы, центры. Край в мировом сообществе. Связь края с другими регионами. Программы и проекты как метод региональной политики развития Красноярского края. Особенности геополитического положения Красноярского края. Связь края с другими регионами. Что делает Красноярский край регионом - локомотивом в стратегии России 2020г. Программы и проекты как метод региональной политики развития Красноярского края. Особенности геополитического положения Богучанского района. Богучанский район – как часть региона. Связь района с другими регионами. Программы и проекты как метод районной политики. Социальные проекты как эффективная технология в решении местных проблем. Предметы ведения Российской Федерации и ее субъектов. Компетенция федеральной власти и власти в субъектах Федерации. Конституция РФ. Конституционные гарантии. Органы государственной власти субъектов Федерации. Федеральные округа и представители президента. Принцип формирования власти, соблюдение Конституция РФ и законодательных актов Президента и правительства. Пономочные представители Президента.
Раздел 2. Политическая система Красноярского края - 28 ч
Основы организации государственной власти в Красноярском крае. Система органов исполнительной власти. Исполнительная власть. Красноярского края. Закон Красноярского края. Правовой статус властей. Правовой статус Губернатора. Полномочия, замещение должности, ограничения, ответственность Губернатора. Положение о «Совете губернаторов». Законодательная власть Красноярского края. Принцип действия Законодательной власти. Закон Красноярского края. Правовой статус властей. Судебная власть в Красноярском крае/ Основные статьи Устава Красноярского края. Принципы и ценности Устава Красноярского Края. Конституционно – правовой статус края в составе Р Ф. Система и правовой статус органов государственной власти. Правовые акты края. Региональные отделения политических партий края. Структура и Устав партии Единая Россия. Политические партии района. Влияние политических партий на жизнь населения. Участие граждан в политической жизни края. Непосредственное осуществление гражданами своих прав. Активность граждан. Общественные организации и объединения в крае как основа гражданского общества. Формирование информационного поля. Эволюция местного самоуправления в России. Роль органов местного самоуправления в общественной жизни края и местного сообщества. Полномочия и организация работы органа местного самоуправления. Политическая жизнь Красноярского края. Политическая культура. Непосредственное осуществление гражданами своих прав.
Раздел 3. Правовой статус жителя края - гражданина России – 20 ч
Конституция РФ о правах и свободах человека и гражданина. Международные документы. Гражданские права человека. Понятие и сущность гражданских прав. Основные международные стандарты и нормы российского законодательства о гражданских правах. Система гражданских прав. Политические права человека и гражданина. Политические права и демократия. Социальные, экономические и культурные права. Культурные права, их значение в системе прав человека. Права человека в Российской Федерации: состояние и проблемы. Позитивное закрепление прав человека в России. Российская декларация прав и свобод человека и гражданина 1991 года. Законодательство Российской Федерации о правах человекаСтановление института Уполномоченного по правам человека. Российская декларация прав и свобод человека и гражданина 1991 года. Основные направления деятельности Уполномоченного по правам человека. Закон Красноярского края « Об Уполномоченном по правам человека в Красноярском крае». Компетенция Уполномоченного по правам человека. Региональное правозащитное движение. Сотрудничество Уполномоченного с органами исполнительной и законодательной власти. Деклараций ООН о правах ребенка, семейный кодекс. Районный суд в судебной системе РФ. Федеральный закон « О судебной системе РФ». Защита прав человека и гражданина в районе. Телефон доверия. Деятельность Уполномоченного по правам ребенка в районе. Государственные органы, общественные организации, защищающие права детей. Политическая культура. Значение политической культуры для общества и отдельной личности.
Раздел 4. Социальное проектирование – 9 ч
Социальный проект «Гражданин». Выбор темы. Проведение организованной дискуссии. Ранжирование проблем по степени важности.
Подготовка к работе над проектом. Повторное обсуждение проблемы в форме свободной дискуссии. Определить возможные источники информации по выбранной проблеме. Сбор информации. Изучить источники информации по выбранной проблеме. Анализ изученной информации.
Оформление проекта. Работа с источниками, Составление портфолио, оформление проекта.
«Остаться в родном крае – это престижно и перспективно».
Календарные сроки | № уроков | Тема урока (раздела) кол – во часов | Планируемые результаты | Возможные виды деятельности учащихся |
Освоение предметных знаний | Универсальные учебные действия Регулятивные Коммуникативные Познавательные. Личностные |
| | Раздел 1. Красноярский край - субъект РФ - 13 ч | |
| 1- 2 | Введение. Регионы и региональная политика. Роль регионов в современной России. | Что изучает предмет “Основы регионального развития” Содержание курса, основные темы. Цели и задачи курса «Основы регионального развития». Региональная политика в России. Роль регионов в современной России. Новая специальность - регионоведение. | Регулятивные: ставят учебные задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё не известно. Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель. Коммуникативные: формулируют собственное мнение и позицию, задают вопросы, строят понятные для партнёра высказывания Личностные: формирование стартовой мотивации к изучению нового. Определяют свою личностную позицию, адекватную дифференцированную самооценку своих успехов в учебе | Извлекать материал из лекции и дополнительных источников, отвечая на поставленные вопросы. Объяснять, что такое регион, региональная экономика. Характеризовать виды региональной политики, основные цели региональной политики в Российской Федерации и вытекающие отсюда задачи. Формулировать и отстаивать свою позицию. Связывать знания, полученные на уроках истории, обществознания, географии. Групповая, индивидуальная, парная. |
| 3 - 4 | Край как часть Р. Ф | Регионы РФ, их границы, центры. Край в мировом сообществе. Связь края с другими регионами. Программы и проекты как метод региональной политики развития Красноярского края | Регулятивные: определяют последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата, составляют план и алгоритм действий. Познавательные: ориентируются в разнообразии способов решения познавательных задач, выбирают наиболее эффективные из них. Коммуникативные: договариваются о распределении функций и ролей в совместной деятельности. Личностные: проявляют эмпатию, как осознанное понимание чувств других людей и сопереживание им, осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений | Извлекать материал из лекции и дополнительных источников, отвечая на поставленные вопросы. Проанализировать особенности субъектов РФ. Характеризовать субъекты и Красноярский край в частности. Объяснять цели и задачи развития Красноярского края как одного из крупнейших регионов - доноров в Российской Федерации. Раскрывать особенности исторического развития Красноярского края, как основы современных социальных процессов. Связывать знания, полученные на уроках истории, обществознания, географии. Групповая, индивидуальная, парная. |
| 5 -6 | Особенности геополитического положения Красноярского края | Связь края с другими регионами. Что делает Красноярский край регионом - локомотивом в стратегии России 2020г. Программы и проекты как метод региональной политики развития Красноярского края | Регулятивные: адекватно воспринимают предложения и оценку учителей, товарищей. Познавательные: выбирают наиболее эффективные способы решения задач, контролируют и оценивают процесс и результат деятельности. Коммуникативные: договариваются о распределении функций и ролей в совместной деятельности Личностные: проявляют устойчивый учебно - познавательный интерес к новым общим способам решения задач | Извлекать материал из лекции и дополнительных источников, отвечая на поставленные вопросы. Объяснять особенности геополитического положения Красноярского края, особенности развития Красноярского края, соотносить её с общероссийскими тенденциями. Формулировать и отстаивать свою позицию. Связывать знания, полученные на уроках истории, обществознания, географии. Групповая, индивидуальная, парная. |
| 7 -8 | Особенности геополитического положения Богучанского района. Богучанский район – как часть региона. | Связь района с другими регионами. Программы и проекты как метод районной политики. Социальные проекты как эффективная технология в решении местных проблем. | Регулятивные: определяют последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата; составляют план и определяют последовательность действий. Познавательные: ориентируются в разнообразии способов решения познавательных задач, выбирают наиболее эффективные из них. Коммуникативные: договариваются о распределении функций и ролей в совместной деятельности; задают вопросы, необходимые для организации деятельности Личностные: формирование мотивации к изучению нового. Осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений. | Извлекать материал из лекции и дополнительных источников, отвечая на поставленные вопросы. Объяснять особенности геополитического положения Богучанского района, особенности развития района, соотносить её с краевыми тенденциями. Объяснять сущность явлений, процессов. Формулировать и отстаивать свою позицию. Связывать знания, полученные на уроках истории, обществознания. Групповая, индивидуальная, парная. |
| 9 - 10 | Предметы ведения Российской Федерации и ее субъектов. | Понятие и функции политической системы, типы политических систем общества. Компетенция федеральной власти и власти в субъектах Федерации. Конституция РФ. Конституционные гарантии. Федеральные округа и представители президента. | Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, оценивают правильность выполнения действия. Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель, используют общие приёмы решения задач. Коммуникативные: участвуют в коллективном обсуждении проблем, проявляют активность во взаимодействии для решения задач Личностные: проявляют доброжелательность и эмоционально – нравственную отзывчивость, эмпатию, как понимание чувств других людей и сопереживание им | Извлекать материал из лекции и дополнительных источников, отвечая на поставленные вопросы. Объяснять: предметы ведения РФ, предметы совместного ведения РФ и субъектов РФ. Объяснить компетенцию федеральной власти и власти в субъектах Федерации. Проанализировать содержание Конституции Российской Федерации. делать прогнозы относительно политических событий в нашем регионе. Связывать знания, полученные на уроках истории, обществознания. Групповая, индивидуальная |
| 11 12 | Органы государственной власти субъектов Федерации. Федеральные округа и представители президента. | Принцип формирования власти, соблюдение Конституция РФ и законодательных актов Президента и правительства. Пономочные представители Президента. | Регулятивные: определяют последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата, составляют план и алгоритм действий. Познавательные: ориентируются в разнообразии способов решения познавательных задач, выбирают наиболее эффективные из них. Коммуникативные: договариваются о распределении функций и ролей в совместной деятельности. Личностные: проявляют эмпатию, как осознанное понимание чувств других людей и сопереживание им, осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений | Извлекать материал из лекции и дополнительных источников, отвечая на поставленные вопросы. Раскрыть принцип формирования государственной власти. Высказать свое суждение о механизме их реализации. Формулировать и отстаивать свою позицию. Анализировать явления и события, происходящие в современной политической жизни России и Красноярского края. Связывать знания, полученные на уроках истории, обществознания. Групповая, индивидуальная, парная. |
| 13 | Обобщение по теме «Красноярский край - субъект РФ» | Какими должны стать регионы России-2020? Региональное: развитие, проблемы, прогнозы | Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, оценивают правильность выполнения действий Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель, используют общие приемы решения поставленных задач Коммуникативные: самостоятельно организовывают учебное взаимодействие Личностные: формирование познавательного интереса к изученному. Обучение способам обобщения и систематизации знаний | Систематизировать материал по данной теме. Выполнять задания на понимание, осмысление изученного материала. Работать с дополнительной литературой. Групповая, индивидуальная |
Раздел | II. | Политическая система Красноярского края. Современное политическое развитие края - 28 ч | |
| 14 -15 | Основы организации государственной власти в Красноярском крае. Система органов исполнительной власти. | Исполнительная власть. Красноярского края. Закон Красноярского края. Правовой статус властей. | Регулятивные: ставят учебные задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё не известно. Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель. Коммуникативные: формулируют собственное мнение и позицию, задают вопросы, строят понятные для партнёра высказывания Личностные: формирование стартовой мотивации к изучению нового. Определяют свою личностную позицию, адекватную дифференцированную самооценку своих успехов в учебе | Извлекать материал из лекции и дополнительных источников, отвечая на поставленные вопросы. Характеризовать место и роль властей в политической системе Красноярского края. Анализировать явления и события, происходящие в современной политической жизни России и Красноярского края. Формулировать и отстаивать свою позицию. Анализировать конкретные жизненные ситуации, связанные с деятельностью власти. Связывать знания, полученные на уроках истории, обществознания. Групповая, парная. |
| 16 | Правовой статус Губернатора. | Полномочия, замещение должности, ограничения, ответственность Губернатора. Положение о «Совете губернаторов». | Регулятивные: определяют последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата, составляют план и алгоритм действий. Познавательные: ориентируются в разнообразии способов решения познавательных задач Коммуникативные: договариваются о распределении функций и ролей в совместной деятельности. Личностные: проявляют эмпатию, как осознанное понимание чувств других людей и сопереживание им, осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений | Извлекать материал из лекции, отвечая на поставленные вопросы. Характеризовать Правовой статус Губернатора. Анализировать документ Положение о «Совете губернаторов». Формулировать и отстаивать свою позицию. Высказать свое суждение о выборах губернатора 2014г. Связывать знания, полученные на уроках истории, обществознания. Групповая, индивидуальная, парная. |
| 17 | Законодательная власть Красноярского края. | Принцип действия Законодательной власти. Закон Красноярского края. Правовой статус властей. | Регулятивные: адекватно воспринимают предложения и оценку учителей, товарищей. Познавательные: выбирают наиболее эффективные способы решения задач, контролируют и оценивают процесс и результат деятельности. Коммуникативные: договариваются о распределении функций и ролей в совместной деятельности Личностные: проявляют устойчивый учебно - познавательный интерес к новым общим способам решения задач | Извлекать материал из лекции и дополнительных источников, отвечая на поставленные вопросы. Объяснять и анализировать устройство органов Законодательной власти Красноярского края. Раскрывать место и роль ЗС в политической системе Красноярского края. Анализировать конкретные жизненные ситуации, связанные с деятельностью власти. Связывать знания, полученные на уроках истории, обществознания. Групповая, парная. |
| 18 | Судебная власть в Красноярском крае. | Структура судебной власти. Вопросы компетенции судебной власти. Арбитражный суд. Управление Судебного Департамента Красноярского края. | Регулятивные: определяют последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата; составляют план и определяют последовательность действий. Познавательные: ориентируются в разнообразии способов решения познавательных задач, выбирают наиболее эффективные из них. Коммуникативные: договариваются о распределении функций и ролей в совместной деятельности; задают вопросы, необходимые для организации деятельности Личностные: формирование мотивации к изучению нового. Осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений. | Извлекать материал из лекции и дополнительных источников, отвечая на поставленные вопросы. Раскрыть принцип формирования судебной власти. Объяснить структуру полномочий судебной власти. Высказать свое суждение о механизме реализации полномочий власти. Составить таблицу «Органы государственной власти в Красноярском крае». Связывать знания, полученные на уроках истории, обществознания. Групповая, индивидуальная, парная. |
| 19 | Органы государственной власти Богучанского района. | Принцип формирования власти, соблюдение Конституция РФ и законодательных актов. Полномочия, ограничения, ответственность | Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, оценивают правильность выполнения действия. Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель, используют общие приёмы решения задач. Коммуникативные: участвуют в коллективном обсуждении проблем, проявляют активность во взаимодействии для решения задач Личностные: проявляют доброжелательность и эмоционально – нравственную отзывчивость, эмпатию, как понимание чувств других людей и сопереживание им | Извлекать материал из лекции и дополнительных источников, отвечая на поставленные вопросы. Раскрыть принцип формирования государственной власти. Высказать свое суждение о механизме их реализации. Формулировать и отстаивать свою позицию. Анализировать конкретные жизненные ситуации, связанные с деятельностью власти в районе. Связывать знания, полученные на уроках истории, обществознания. Групповая, индивидуальная, парная. |
| 20 -21 | Устав Красноярского края - Основной закон края: общие положения | Устав Красноярского края - основной документ Красноярского края. Основные статьи Устава Красноярского края. Принципы и ценности Устава Красноярского Края. Конституционно – правовой статус Красноярского края в составе Р. Федерации. | Регулятивные: определяют последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата; составляют план Познавательные: ориентируются в разнообразии способов решения познавательных задач, выбирают наиболее эффективные из них. Коммуникативные: договариваются о распределении функций и ролей в совместной деятельности; задают вопросы, необходимые для организации деятельности Личностные: формирование мотивации к изучению нового. Осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений. | Извлекать материал из лекции и дополнительных источников, отвечая на поставленные вопросы. Анализировать основные положения Устава Красноярского края. Высказывать свою точку зрения, зачем нужен Устав края, на какие важные вопросы отвечает Устав Красноярского края. Привести примеры действия Устава Красноярского края в реальной политической практике. Связывать знания, полученные на уроках истории, обществознания. Групповая, индивидуальная, парная. |
| 22-23 | Устав Красноярского края – Основной закон края: ветви власти | Система и правовой статус органов государственной власти. Правовые акты края. | Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, оценивают правильность выполнения действия. Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель, используют общие приёмы решения задач. Коммуникативные: участвуют в коллективном обсуждении проблем, проявляют активность во взаимодействии для решения задач Личностные: проявляют доброжелательность и эмоционально – нравственную отзывчивость, эмпатию, как понимание чувств других людей и сопереживание им | Извлекать материал из лекции и дополнительных источников, отвечая на поставленные вопросы. Анализировать основные положения Устава Красноярского края. Сопоставлять федеральные и региональные законы о разграничении полномочий. Привести примеры действия Устава Красноярского края в реальной политической практике. Связывать знания, полученные на уроках истории, обществознания. Групповая, индивидуальная, парная. |
| 24 - 25 | Региональные отделения политических партий края. | Многообразие партий на основании Конституции РФ Типология политических партий и их функции. Классификация партий. Признаки партии. Цели и задачи. Устав партии. Выражение интересов социальных групп населения. Носители определенной идеологии. | Регулятивные: ставят учебные задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё не известно. Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель. Коммуникативные: формулируют собственное мнение и позицию, задают вопросы, строят понятные для партнёра высказывания Личностные: формирование стартовой мотивации к изучению нового. Определяют свою личностную позицию, адекватную дифференцированную самооценку своих успехов в учебе | Извлекать материал из лекции и дополнительных источников, отвечая на поставленные вопросы. Характеризовать политические партии: типология, признаки. Анализировать цели и задачи партии. Высказать свое мнение, надо ли молодежи участвовать в работе политических партий. Объяснять, какую роль играет политическая идеология в политической жизни. Анализировать конкретные жизненные ситуации, связанные с деятельностью партии. Формулировать и отстаивать свою позицию. Связывать знания, полученные на уроках истории, обществознания. Групповая, индивидуальная, парная. |
| 26 27 | Единая Россия КПРФ, ЛДПР и др. политические партии. Политические партии района | Устав, программа. Цели и задачи. Влияние политических партий на жизнь населения. | Регулятивные: адекватно воспринимают предложения и оценку учителей, товарищей. Познавательные: выбирают наиболее эффективные способы решения задач, контролируют и оценивают процесс и результат деятельности. Коммуникативные: договариваются о распределении функций и ролей в совместной деятельности Личностные: проявляют устойчивый учебно - познавательный интерес к новым общим способам решения задач | Извлекать материал из лекции, отвечая на поставленные вопросы. Объяснять, какую роль играет политическая идеология в политической жизни. Анализировать конкретные жизненные ситуации, связанные с деятельностью партий. Формулировать и отстаивать свою позицию. Связывать знания, полученные на уроках истории, обществознания. Групповая, индивидуальная, парная. |
| 28 | Участие граждан в политической жизни края | Непосредственное осуществление гражданами своих прав. Активность граждан. Выборы депутатов Законодательного собрания края: история, порядок проведения , активность избирателей. Партийная активность членов партии. | Регулятивные: определяют последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата; составляют план действий. Познавательные: ориентируются в разнообразии способов решения познавательных задач, выбирают наиболее эффективные из них. Коммуникативные: договариваются о распределении функций и ролей в совместной деятельности; задают вопросы, необходимые для организации деятельности Личностные: формирование мотивации к изучению нового. Осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений. | Анализировать участие граждан в политической жизни Красноярского края и страны. Привести примеры влияния деятельности граждан на политическую ситуацию. Делать прогнозы относительно политических событий в нашем регионе. Высказать свое мнение, что лучше пассивность или активность. Формулировать и отстаивать свою позицию. Связывать знания, полученные на уроках истории, обществознания. Групповая, индивидуальная, парная. |
| 29- 30 | Общественные организации и объединения в крае | Общественные организации и объединения в крае как основа гражданского общества Устав. Цели и задачи. Формирование информационного поля. | Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, оценивают правильность выполнения действия. Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель, используют общие приёмы решения задач. Коммуникативные: участвуют в коллективном обсуждении проблем, проявляют активность во взаимодействии для решения задач Личностные: проявляют доброжелательность и эмоционально – нравственную отзывчивость, эмпатию, как понимание чувств других людей и сопереживание им | Извлекать материал из лекции, отвечая на поставленные вопросы.Анализировать содержание работы общественных объединений. Приводить примеры деятельности. Отличать ОО от других союзов людей. Сопоставлять теоретические цели и задачи, а также реальную деятельность различных общественных объединений на территории Красноярского края и района. Связывать знания, полученные на уроках истории, обществознания. Групповая, индивидуальная, парная. |
| 31 | Обобщение по теме. | Повторение и систематизация знания учащихся по изученному материалу. Продолжить работу по формированию умений, группировки, сравнения, аргументации, обобщения и самоконтроля | Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, оценивают правильность выполнения действий Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель, используют общие приемы решения поставленных задач Коммуникативные: самостоятельно организовывают учебное взаимодействие Личностные: формирование познавательного интереса к изученному. Обучение способам обобщения и систематизации знаний, проявляют доброжелательность и эмоционально – нравственную отзывчивость | Систематизировать материал по данной теме. Выполнять задания на понимание, осмысление изученного материала. Работать с дополнительной литературой. Групповая, индивидуальная |
| 32 | Эволюция местного самоуправления в России. Понятие местного самоуправления в России. | Эволюция местного самоуправления в России. Роль органов местного самоуправления в общественной жизни края и местного сообщества. | Регулятивные: ставят учебные задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё не известно. Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель. Коммуникативные: формулируют собственное мнение и позицию, задают вопросы, строят понятные для партнёра высказывания Личностные: формирование стартовой мотивации к изучению нового. Определяют свою личностную позицию, адекватную дифференцированную самооценку своих успехов в учебе | Извлекать материал из лекции и дополнительных источников, отвечая на поставленные вопросы. Анализировать явления и события происходящие в процессе эволюции местного самоуправления в России. Характеризовать все функции местного самоуправления и уметь объяснить их взаимодействия. Связывать знания, полученные на уроках истории, обществознания. Групповая, индивидуальная, парная. |
| 33 34 | Территориальная основа местного самоуправления | Двухуровневая организация местного самоуправления. Финансово-экономическая основа местного самоуправления. | Регулятивные: определяют последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата, составляют план и алгоритм действий. Познавательные: ориентируются в разнообразии способов решения познавательных задач, выбирают наиболее эффективные из них. Коммуникативные: договариваются о распределении функций и ролей в совместной деятельности. Личностные: проявляют эмпатию, как осознанное понимание чувств других людей и сопереживание им, осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений | Объяснять, анализировать роль местного самоуправления в развитии региона (его территориальная основа, принципы, представительные органы). Анализировать признаки муниципальных образований. Сравнивать и объяснять особенности разных моделей местного самоуправления. Характеризовать двухуровневую организацию местного самоуправления, . Связывать знания, полученные на уроках истории, обществознания. Групповая, индивидуальная, парная. |
| 35 - 36 | Устав муниципального образования. Представительный орган самоуправления. | Основные статьи Устава. Специфика разработки Устава. Основная форма деятельности. Структурные звенья представительного органа. | Регулятивные: адекватно воспринимают предложения и оценку учителей, товарищей. Познавательные: выбирают наиболее эффективные способы решения задач, контролируют и оценивают процесс и результат деятельности. Коммуникативные: договариваются о распределении функций и ролей в совместной деятельности Личностные: проявляют устойчивый учебно - познавательный интерес к новым общим способам решения задач | Извлекать материал из лекции и дополнительных источников, отвечая на поставленные вопросы. Анализировать основные положения Устава. Сопоставлять федеральные и региональные законы о разграничении полномочий. Привести примеры действия Устава в реальной политической практике. Связывать знания, полученные на уроках истории, обществознания. Групповая, индивидуальная, парная. |
| 37 - 38 | Исполнительный орган местного самоуправления. Компетенции местного самоуправления | Основная форма деятельности. Структурные звенья исполнительного органа. Полномочия и организация работы органа местного самоуправления. | Регулятивные: определяют последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата; составляют план действий. Познавательные: ориентируются в разнообразии способов решения познавательных задач, выбирают наиболее эффективные из них. Коммуникативные: договариваются о распределении функций и ролей в совместной деятельности; задают вопросы, необходимые для организации деятельности Личностные: формирование мотивации к изучению нового. Осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений. | Извлекать материал из лекции, отвечая на поставленные вопросы.Охарактеризовать основную форму деятельности органа местного самоуправления. Выявлять проблемы развития ОСУ в современный период. Характеризовать все функции местного самоуправления и уметь объяснить их взаимодействия. Связывать знания, полученные на уроках истории, обществознания. Групповая, индивидуальная, парная. |
| 39 - 40 | Политическая жизнь Красноярского края. Политическая культура | Непосредственное осуществление гражданами своих прав. Участие в выборах: порядок проведения, активность. | Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, оценивают правильность выполнения действия. Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель, используют общие приёмы решения задач. Коммуникативные: участвуют в коллективном обсуждении проблем, проявляют активность во взаимодействии для решения задач Личностные: проявляют доброжелательность и эмоционально – нравственную отзывчивость, эмпатию, как понимание чувств других людей и сопереживание им | Извлекать материал из лекции и дополнительных источников, отвечая на поставленные вопросы. Анализировать конкретные жизненные ситуации, связанные с деятельностью граждан. Объяснять составные части политической культуры. Анализировать основные механизмы формирования политической культуры. Характеризовать направления и перспективы политических реформ. Связывать знания, полученные на уроках истории, обществознания. Групповая, индивидуальная, парная. |
| 41 | Повторительно – обобщающий урок. | Повторение и систематизация знания учащихся по изученному материалу. Продолжить работу по формированию умений, группировки, сравнения, аргументации, обобщения и самоконтроля | Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, оценивают правильность выполнения действий Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель, используют общие приемы решения поставленных задач Коммуникативные: самостоятельно организовывают учебное взаимодействие Личностные: формирование познавательного интереса к изученному. Обучение способам обобщения и систематизации знаний, проявляют доброжелательность и эмоционально – нравственную отзывчивость | Систематизировать материал по данной теме. Выполнять задания на понимание, осмысление изученного материала. Работать с дополнительной литературой. Групповая, индивидуальная |
| | Раздел 3 Правовой статус жителя Красноярского края – гражданина России – 20 ч | |
| 42 -43 | Правовой статус личности, права человека | Конституция РФ о правах и свободах человека и гражданина. Международные документы | Регулятивные: ставят учебные задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё не известно. Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель. Коммуникативные: формулируют собственное мнение и позицию, задают вопросы, строят понятные для партнёра высказывания Личностные: формирование стартовой мотивации к изучению нового. Определяют свою личностную позицию, адекватную дифференцированную самооценку своих успехов в учебе | Объяснять права человека и гражданина Российской Федерации, согласно Конституции РФ. Привести примеры правового статуса жителя Красноярского края. Соотносить правовой статус красноярца с правовым статусом гражданина России. Составить классификацию в соответствии со сферами общественных отношений. Связывать знания, полученные на уроках истории, обществознания. Групповая, индивидуальная, парная. |
| 44 | Гражданские права человека | Понятие и сущность гражданских прав. Основные международные стандарты и нормы российского законодательства о гражданских правах. Система гражданских прав. | Регулятивные: определяют последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата, составляют план и алгоритм действий. Познавательные: ориентируются в разнообразии способов решения познавательных задач, выбирают наиболее эффективные из них. Коммуникативные: договариваются о распределении функций и ролей в совместной деятельности. Личностные: проявляют эмпатию, как осознанное понимание чувств других людей и сопереживание им, осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений | Извлекать материал из лекции и дополнительных источников, отвечая на поставленные вопросы. Высказать свое суждение, какое значение имеют гражданские права для человека. Характеризовать основные международные стандарты и нормы российского законодательства о гражданских правах. Формулировать и отстаивать свою позицию. На основе изученного ответить на вопросы самостоятельной работы. Связывать знания, полученные на уроках истории, обществознания. Групповая, парная. |
| 45 | Политические права человека и гражданина | Понятие и содержание прав. Виды и значение прав. Политические права и демократия. | Регулятивные: адекватно воспринимают предложения и оценку учителей, товарищей. Познавательные: выбирают наиболее эффективные способы решения задач, контролируют и оценивают процесс и результат деятельности. Коммуникативные: договариваются о распределении функций и ролей в совместной деятельности Личностные: проявляют устойчивый учебно - познавательный интерес к новым общим способам решения задач | Извлекать материал из лекции, отвечая на поставленные вопросы. Высказать свое суждение, какое значение имеют политические права и свободы для человека. Формулировать и отстаивать свою позицию. На основе изученного ответить на вопросы самостоятельной работы. Связывать знания, полученные на уроках истории, обществознания. Групповая, индивидуальная, парная. |
| 46 | Социальные, экономические и культурные права | Экономические права: понятие, виды и значение. Социальные права, их виды. Социальное государство. Культурные права, их значение в системе прав человека. | Регулятивные: определяют последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата; составляют план Познавательные: ориентируются в разнообразии способов решения познавательных задач, выбирают наиболее эффективные из них. Коммуникативные: договариваются о распределении функций и ролей в совместной деятельности; задают вопросы, необходимые для организации деятельности Личностные: формирование мотивации к изучению нового. Осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений. | Извлекать материал из лекции и дополнительных источников, отвечая на поставленные вопросы. Раскрыть связь экономических и социальных прав, показать на конкретных примерах. Формулировать и отстаивать свою позицию. На основе изученного ответить на вопросы самостоятельной работы. Связывать знания, полученные на уроках истории, обществознания. Групповая, индивидуальная, парная. |
| 47 | Права человека в Российской Федерации: состояние и проблемы | Позитивное закрепление прав человека в России. Российская декларация прав и свобод человека и гражданина 1991 года. Законодательство Российской Федерации о правах человека. Проблемы и трудности его реализации. | Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, оценивают правильность выполнения действия. Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель, используют общие приёмы решения задач. Коммуникативные: участвуют в коллективном обсуждении проблем, проявляют активность во взаимодействии для решения задач Личностные: проявляют доброжелательность и эмоционально – нравственную отзывчивость, эмпатию, как понимание чувств других людей и сопереживание им | Извлекать материал из лекции, отвечая на поставленные вопросы. Охарактеризовать содержание и определить историческое значение принятия Российской декларации прав и свобод человека и гражданина 1991 года. Сопоставить положение Всеобщей декларации прав человека 1948 г. и положения гл. 2 Конституции Российской Федерации. Высказать свое суждение, соответствуют ли положения Конституции Российской Федерации международным стандартам прав человека. Связывать знания, полученные на уроках истории, обществознания. Групповая, индивидуальная, парная. |
| 48 - 49 | Механизм защиты прав человека в Российской Федерации | Структура защиты прав человека в РФ (судебные и внесудебные процедуры). Процедура назначения задачи и цели. Компетенция и полномочия Конституционного Суда РФ. | Регулятивные: ставят учебные задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё не известно. Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель. Коммуникативные: формулируют собственное мнение и позицию, задают вопросы, строят понятные для партнёра высказывания Личностные: формирование стартовой мотивации к изучению нового. Определяют свою личностную позицию, адекватную дифференцированную самооценку своих успехов в учебе | Извлекать материал из лекции и дополнительных источников, отвечая на поставленные вопросы. Разбор и анализ различных ситуаций – нарушение прав человека. В письменной форме подготовить жалобу на имя Уполномоченного по правам человека в РФ. Высказать свое мнение, как Уполномоченный по правам человека может повлиять на изменение ситуации. Связывать знания, полученные на уроках истории, обществознания. Групповая, индивидуальная. |
| 50 - 51 | Становление института Уполномоченного по правам человека в | Становление института омбудсмена. Опыт работы института. Российская декларация прав и свобод человека и гражданина 1991 года. Основные направления деятельности Уполномоченного по правам человека | Регулятивные: определяют последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата, составляют план и алгоритм действий. Познавательные: ориентируются в разнообразии способов решения познавательных задач, выбирают наиболее эффективные из них. Коммуникативные: договариваются о распределении функций и ролей в совместной деятельности. Личностные: проявляют эмпатию, как осознанное понимание чувств других людей и сопереживание им, осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений | Извлекать материал из лекции, отвечая на поставленные вопросы. Объяснить основные направления деятельности Уполномоченного по правам человека. Характеризовать современное состояние правовой и социальной защиты. Привести примеры деятельности Уполномоченного по правам человека. Связывать знания, полученные на уроках истории, обществознания. Групповая, индивидуальная, парная. |
| 52 - 53 | Защита прав человека и гражданина в Красноярском крае | Закон Красноярского края « Об Уполномоченном по правам человека в Красноярском крае». Процедура избрания Уполномоченного по правам человека. Компетенция Уполномоченного по правам человека | Регулятивные: адекватно воспринимают предложения и оценку учителей, товарищей. Познавательные: выбирают наиболее эффективные способы решения задач, контролируют и оценивают процесс и результат деятельности. Коммуникативные: договариваются о распределении функций и ролей в совместной деятельности Личностные: проявляют устойчивый учебно - познавательный интерес к новым общим способам решения задач | Извлекать материал из лекции и дополнительных источников, отвечая на поставленные вопросы. Характеризовать современное состояние правовой и социальной защиты. Привести примеры деятельности Уполномоченного по правам человека. Обсудить состав рабочего аппарата Уполномоченного. Сравнивать уровень защиты детей в регионе за 20-25 лет. Связывать знания, полученные на уроках истории, обществознания. Групповая, индивидуальная, парная. . |
| 54 - 55 | Региональное правозащитное движение | Красноярский правозащитный центр. Объединённые организации. Историко-просветительская деятельность, благотвори-тельные общества | Регулятивные: определяют последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата; составляют план и определяют последовательность действий. Познавательные: ориентируются в разнообразии способов решения познавательных задач Коммуникативные: договариваются о распределении функций и ролей в совместной деятельности; задают вопросы, необходимые для организации деятельности Личностные: формирование мотивации к изучению нового. Осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений. | Извлекать материал из лекции и дополнительных источников, отвечая на поставленные вопросы. Проанализировать деятельность общественных организаций, защищающих права человека и права детей. Характеризовать современное состояние правовой и социальной защиты. Привести примеры деятельности, высказать свою точку зрения. Связывать знания, полученные на уроках истории, обществознания. Групповая, индивидуальная, парная. |
| 56 - 57 | Деятельность Уполномоченного по правам ребенка в крае | Закон Красноярского края « Об Уполномоченном по правам человека в Красноярском крае». Основные задачи Уполномоченного по правам ребенка. Деклараций ООН о правах ребенка, семейный кодекс | Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, оценивают правильность выполнения действия. Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель, используют общие приёмы решения задач. Коммуникативные: участвуют в коллективном обсуждении проблем, проявляют активность во взаимодействии для решения задач Личностные: проявляют доброжелательность и эмоционально – нравственную отзывчивость, эмпатию, как понимание чувств других людей и сопереживание им | Извлекать материал из лекции, отвечая на поставленные вопросы. Характеризовать деятельность, права, уполномоченного по правам ребенка в Красноярском крае. Работать с документами, отвечать на вопросы. Называть государственные органы, общественные организации, защищающие права детей. Обсудить правозащитную деятельность этих организаций на примерах. Характеризовать современное состояние правовой и социальной защиты ребенка в Красноярском крае. Связывать знания, полученные на уроках истории, обществознания. Групповая, индивидуальная, парная. |
| 58 | Районный суд в судебной системе РФ. | Состав районного суда. Три уровня гражданских судов. Федеральный закон « О судебной системе РФ» состав районного суда. | Регулятивные: определяют последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата; составляют план и определяют последовательность действий. Познавательные: ориентируются в разнообразии способов решения познавательных задач Коммуникативные: договариваются о распределении функций и ролей в совместной деятельности; задают вопросы, необходимые для организации деятельности Личностные: формирование мотивации к изучению нового. Осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений. | Извлекать материал из лекции, отвечая на поставленные вопросы. Раскрыть принцип деятельности районных судов. Охарактеризовать Федеральный закон. Связывать знания, полученные на уроках истории, обществознания. Групповая, индивидуальная, парная. |
| 59 | Защита прав человека и гражданина в районе. Телефон доверия | Деятельность Уполномоченного по правам ребенка в районе. Сотрудничество Уполномоченного с органами исполнительной и законодательной власти. общественные организации, защищающие права детей | Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, оценивают правильность выполнения действия. Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель, используют общие приёмы решения задач. Коммуникативные: участвуют в коллективном обсуждении проблем, проявляют активность во взаимодействии для решения задач Личностные: проявляют доброжелательность и эмоционально – нравственную отзывчивость, эмпатию, как понимание чувств других людей и сопереживание им | Извлекать материал из лекции и дополнительных источников, отвечая на поставленные вопросы. Характеризовать деятельность, права, уполномоченного по правам ребенка в районе.Называть государственные органы, общественные организации, защищающие права детей. Обсудить правозащитную деятельность этих организаций на примерах. Характеризовать современное состояние правовой и социальной защиты ребенка в районе. Связывать знания, полученные на уроках истории, обществознания. Групповая, индивидуальная |
| 60 | Политическая культура | Понятие политической культуры. Значение политической культуры для общества и отдельной личности. Типы политической культуры. | Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель, используют общие приёмы решения задач. Коммуникативные: участвуют в коллективном обсуждении проблем, проявляют активность во взаимодействии для решения задач Личностные: проявляют доброжелательность и эмоционально – нравственную отзывчивость, эмпатию, как понимание чувств других людей и сопереживание им | Извлекать материал из лекции, отвечая на поставленные вопросы. Назвать определяющие слова к понятиям: культура и политическая. Высказать свое мнение, что оказывает наибольшее влияние на уровень политической культуры в обществе. Выделить типы политической культуры. Самостоятельная работа с таблицей. Связывать знания, полученные на уроках истории, обществознания. Групповая, индивидуальная, парная. |
| 61 | Повторительно – обобщающий урок «Правовой статус жителя Красноярского края» | Контроль ЗУН учащихся. Систематизировать и обобщать изученный материал. | Познавательные: объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования учебного материала; выделять существенную информацию из текстов разных видов; решать тестовые задания. Регулятивные: составлять план последовательности действий; формировать способность к волевому усилию при преодолении препятствий. Коммуникативные: самостоятельно организовывают учебное взаимодействие, формулируют собственное мнение и позицию, добывают недостающую информацию. Личностные: формирование познавательного интереса и творческих способностей через активные формы деятельности. Выражают адекватное понимание причин успеха/неуспеха учебной деятельности | Систематизировать изученный материал по данной теме. Выполнять задания на понимание, осмысление изученного материала. |
| | Раздел 4. Социальное проектирование «Гражданин» – 9 ч Этапы социального проектирования | |
| 62 | Социальный проект «Гражданин». Выбор темы | Проведение организованной дискуссии. Ранжирование проблем по степени важности. | Познавательные: объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования учебного материала; выделять существенную информацию из текстов разных видов; решать тестовые задания. Регулятивные: составлять план последовательности действий; формировать способность к волевому усилию при преодолении препятствий. Коммуникативные: самостоятельно организовывают учебное взаимодействие, формулируют собственное мнение и позицию, добывают недостающую информацию. Личностные: формирование познавательного интереса и творческих способностей через активные формы деятельности. Выражают адекватное понимание причин успеха/неуспеха учебной деятельности | Называют проблему, аргументируют свой выбор. Анализируют проблему по ряду критериев. Связывать знания, полученные на уроках истории, обществознания. |
| 63 | Подготовка к работе над проектом. | Повторное обсуждение проблемы в форме свободной дискуссии. Определить возможные источники информации по выбранной проблеме. | Познавательные: объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования учебного материала; выделять существенную информацию из текстов разных видов; решать тестовые задания. Регулятивные: составлять план последовательности действий; формировать способность к волевому усилию при преодолении препятствий. Коммуникативные: самостоятельно организовывают учебное взаимодействие, формулируют собственное мнение и позицию, добывают недостающую информацию. Личностные: формирование познавательного интереса и творческих способностей через активные формы деятельности. | Аргументированно обосновывают свою точку зрения. Выработка собственной программы решения проблемы. Формулирование цели и задачи. Групповая, индивидуальная, парная. |
| 64 -65 | Сбор информации | Изучить источники информации по выбранной проблеме. Анализ изученной информации. | Познавательные: объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования учебного материала; выделять существенную информацию из текстов разных видов; решать тестовые задания. Регулятивные: составлять план последовательности действий; формировать способность к волевому усилию при преодолении препятствий. Коммуникативные: самостоятельно организовывают учебное взаимодействие, формулируют собственное мнение и позицию, добывают недостающую информацию. Личностные: формирование познавательного интереса и творческих способностей через активные формы деятельности. Выражают адекватное понимание причин успеха/неуспеха учебной деятельности | Систематизация и отбор материала по степени важности и информативности. Групповая, индивидуальная, парная. |
| 66 | Оформление проекта. Составление портфолио | Работа с источниками, оформление проекта. | Познавательные: объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования учебного материала; выделять существенную информацию из текстов разных видов; решать тестовые задания. Регулятивные: составлять план последовательности действий; формировать способность к волевому усилию Коммуникативные: самостоятельно организовывают учебное взаимодействие, формулируют собственное мнение и позицию, добывают недостающую информацию. Личностные: формирование познавательного интереса и творческих способностей через активные формы деятельности. Выражают адекватное понимание причин успеха/неуспеха учебной деятельности | Систематизация и отбор материала по степени важности и информативности. Групповая, индивидуальная, парная. |
| 67 | Презентация портфолио | Устная или компьютерная презентация | Познавательные: объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования учебного материала; выделять существенную информацию из текстов разных видов. Регулятивные: составлять план последовательности действий; формировать способность к волевому усилию при преодолении препятствий. Коммуникативные: самостоятельно организовывают учебное взаимодействие, формулируют собственное мнение и позицию, добывают недостающую информацию. Личностные: формирование познавательного интереса и творческих способностей через активные формы деятельности. Выражают адекватное понимание причин успеха/неуспеха учебной деятельности | Демонстрируют свои знания и умения, способности к логическому мышлению. Групповая, индивидуальная, парная. |
| 68 | «Остаться в родном крае (городе) – это престижно и перспективно». | Систематизировать и обобщать изученный материал. | Познавательные: объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования учебного материала; выделять существенную информацию из текстов разных видов Регулятивные: составлять план последовательности действий; формировать способность к волевому усилию Коммуникативные: самостоятельно организовывают учебное взаимодействие, формулируют собственное мнение и позицию, добывают недостающую информацию. Личностные: формирование познавательного интереса и творческих способностей через активные формы деятельности. Выражают адекватное понимание причин успеха/неуспеха учебной деятельности | Выполнять задания на понимание, осмысление изученного материала. Написать сочинение - рассуждение |
| 69 | Обобщающий урок «Мой выбор - моя малая Родина» | Контроль ЗУН учащихся. | Познавательные: объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования учебного материала; выделять существенную информацию из текстов разных видов. Регулятивные: составлять план последовательности действий; формировать способность к волевому усилию при преодолении препятствий. Коммуникативные: самостоятельно организовывают учебное взаимодействие, формулируют собственное мнение и позицию, добывают недостающую информацию. Личностные: формирование познавательного интереса и творческих способностей через активные формы деятельности. Выражают адекватное понимание причин успеха/неуспеха учебной деятельности | Систематизировать изученный материал по данной теме. Выполнять задания на понимание, осмысление изученного материала. |
| 70 | Итоговое повторение | Контроль ЗУН учащихся | Познавательные: объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования учебного материала; выделять существенную информацию из текстов разных видов. Регулятивные: составлять план последовательности действий; формировать способность к волевому усилию при преодолении препятствий. Коммуникативные: самостоятельно организовывают учебное взаимодействие, формулируют собственное мнение и позицию, добывают недостающую информацию. Личностные: формирование познавательного интереса и творческих способностей через активные формы деятельности. Выражают адекватное понимание причин успеха/неуспеха учебной деятельности | Систематизировать изученный материал по данной теме. Выполнять задания на понимание, осмысление изученного материала. |
| | Итого: 70 ч | |