Методическая разработка раздела образовательной учебной программы по истории Древнего мира 5 класс «Жизнь первобытных людей»
Выполнила: учитель истории МКОУ СОШ № 18 Астафимова Людмила Владимировна Адрес:606002 Нижегородская обл. г. Дзержинск ул. Свердлова д.15 кв.7.
Н. Новгород 2014г.
СОДЕРЖАНИЕ страницы
1.Введение 1.1. Пояснительная записка 3-4 2. Основная часть 2.1. Строение тем раздела 4 2.2 Цели изучения раздела . 2.3.Задачи изучения раздела. 4-5
2.4. Психолого-педагогическое объяснение специфики восприятия и освоения учебного материала учащимися в соответствии с возрастными особенностями. 5 -6 2.5. Ожидаемые результаты освоения раздела программы. 7 2.6. Образовательные технологии на уроках 7-8 2.7. Цели использования ИКТ на уроках 8 2.8. Преимущества использования ИКТ на уроках в 5 классе 8 2.9. Возможности учителя 9 2.10. Формы и методы реализации раздела программы, система знаний и система деятельности учащихся. 9-11
2.11. Здоровьесберегающие технологии на уроках 11 истории в 5 классе 2.12.Положительный эмоциональный настрой учащихся 11-13 2.13. Тематическое планирование раздела. 2.14. Разработка повторительно-обобщающего урока «Жизнь первобытных людей и их открытия»
4.Список используемой литературы 14
1.Введение. 1.1. Пояснительная записка В современной ситуации общественного развития России важнейшей задачей осознается необходимость возрождения нации, обретения утраченных духовных корней и нравственных начал. Поэтому особую актуальность обретает проблема духовно нравственного воспитания детей и подростков. В обществе возрастает социальный запрос на высоконравственную, ориентированную на добротворческие поступки, духовно развивающуюся личность. Курс «История древнего мира» призван способствовать решению двух задач: образовательной и воспитательной. Курс ставит своей целью дать школьникам знания о далеком прошлом, которые послужат одной из основ их общей образованности. Главное внимание уделяется самостоятельному чтению учащимися исторических источников, дающих возможность получения навыков исследовательской деятельности, способствующих формированию аналитического мышления. Развитию интереса к истории способствует также работа с дополнительной литературой, которая подобрана к каждому уроку. Она позволяет расширить знания учащихся по каждой теме урока. Также тщательно подобраны творческие задачи, способствующие формированию логического мышления учащихся. В данной программе при отборе фактов и явлений основным критерием явилась их значимость в историческом процессе, в развитии мировой культуры. Исходя из задачи курса формировать историческое мышление дается представление об общем и особенном при характеристике древних обществ, а также представление о том, чем отличается Древний мир от мира современного. В соответствие с историографической и дидактической традицией программа предусматривает знакомство с образцами свободолюбия, патриотизма, мужества, благородства, мудрости. В первом разделе курса «Жизнь первобытных людей и их открытия» происходит: знакомство обучающихся с историей как наукой о прошлом человечества; с тем, что изучает история древнего мира - самая ранняя часть истории; изучение исторических источников; знакомство с процессом формирования человека и человеческого общества в целом; введение общего понятия «цивилизация», противопоставленное первобытности; дается представление об общем и особенном при характеристики древнейших обществ, а также представление о том, что отличает древнейших людей от людей современных. Темы раздела построены таким образом, что ребенок постепенно шаг за шагом входит в удивительный и увлекательный мир истории, знакомясь с тем, как люди охотились, как они добывали огонь, совершали первые открытия и изобретения. 2.Основная часть. 2.1 Строение тем раздела Тема 1. Первые люди на земле. Тема 2. Открытия и изобретения древних охотников. Тема 3. Искусство и религия первобытных людей. Тема 4. Возникновение земледелия и скотоводства. Тема 5. От первобытности к цивилизации. Тема 6. Счет лет в истории. 2.2 Цели изучения раздела: осветить взаимодействие человека с окружающей природной средой, формирование общей картины исторического развития, получение учениками представлений об общих процессах развития человека; подвести учащихся к пониманию того, что способность трудиться поставила древнейших людей в более выгодное сравнительно с остальным животным миром положение, помогла выжить. 2.3. Задачи изучения раздела. Достижение поставленной цели происходит через реализацию следующих задач: Познавательная: Заинтересовать учебным материалом, создать у учащихся первичные представления об истории как науке; осветить процесс формирования и развития человека. Развивающая: Развивать способности осмысливать изучаемые события на основе исторических знаний, формировать умение работать с исторической картой и иллюстративным материалом, уметь выделять общее и различия; содействовать развитию мыслительных способностей учащихся, включающих в себя знания, умения и навыки гуманитарных дисциплин; формировать у учащихся умение излагать и аргументировать собственные суждения Воспитательная: Воспитывать интерес и уважение к истории и культуре, Формирование способности к самовыражению и самореализации воспитывать гражданственность, развивать мировоззренческие убеждения учащихся на основе осмысления ими истоков исторически сложившихся культурных, религиозных традиций, нравственных и социальных установок; определять собственную позицию по отношению к окружающей реальности, соотносить ее с мировоззренческими системами прошлого;
2.4 . Психолого-педагогическое объяснение специфики восприятия и освоения учебного материала учащимися в соответствии с возрастными особенностями
Подростковый возраст (10-11 лет) относится к числу переходных и критических периодов развития. Этот особый статус возраста связан с изменением социальной ситуации развития подростков их стремлением приобщиться к миру взрослых. В связи с этим характерным для подростка является развитие самосознания и самооценки, интереса к себе как к личности, к своим способностям и возможностям. Внимание подростка характеризуется объемом и специфической избирательностью, становится произвольным и преднамеренным. Ребенок способен сохранять долгое время устойчивость и высокую интенсивность внимания. Внимание становится хорошо управляемым, контролируемым процессом и увлекательной деятельностью. Память интеллектуализируется: объем увеличивается за счет логического осмысливания материала, наращивается полнота, системность и точность воспроизводимого материала, становится допустимым запоминание абстрактного материала. Мышление. Важная особенность формирование активного, самостоятельного мышления. Проявляется способность мыслить теоретически, формируется система логических высказываний. Подросток способен самостоятельно и творчески мыслить, сравнивать, делать глубокие по содержанию выводы и обобщения. В учебной деятельности подростка имеются свои трудности и противоречия, но есть и свои преимущества, на которые может и должен опираться педагог. С общим ростом сознательного отношения к действительности заметно усиливается сознательное отношение к учению. Подросток обычно остро переживает собственные неудачи, и затронутое самолюбие вызывает у него желание замаскировать свое подлинное отношение к этим неудачам: он делает вид, что успехи в учении не имеют для него значения. Характерной особенностью этого возраста является и то, что у подростков обострена боязнь прослыть “слабым”, несамостоятельным, т.е. обладающим теми чертами, которые позволяют сомневаться в том, что подросток уже не “маленький”. К индивидуальным различиям в умственных способностях относятся и способности учащихся к самостоятельному приобретению знаний, умений самостоятельной работы. Они связаны со всей познавательной деятельностью ученика: овладение новыми знаниями, выполнение различных учебных практических заданий, особенно выделение в изучаемом материале существенного, установления связи нового материала с ранее усвоенным и т.п В 5 «А» классе обучается 25 учеников, из них 13 девочек и 12 мальчиков. Большинство обучающихся имеют необходимый комплекс знаний, умений, навыков, умеют самостоятельно контролировать и оценивать свою учебную деятельность, имеют навыки самообучения и конструктивного общения с учителями и сверстниками. В учебе проявляют познавательную активность, испытывают положительные эмоции от поиска разных способов учебной деятельности, от соответствия самооценки и оценки своих достижений учителем, легко переключаются с одного вида деятельности на другой. Учащиеся 5»А» класса эмоциональны, подвижны; нуждаются в дружеских отношениях и высокой личностной оценке – это стимулирует стремление к успеху в учебной деятельности. Особенности класса по доминирующему каналу восприятия: 42% - в мышлении детей преобладает логичность, оперирование цифрами и фактами; 21% - нет предпочтений по отношению формы представления информации; 21% (кинестетики) - информация должна быть проверена опытно, желательно с их участием, тщательно записана; 11% - информация легко воспринимается на слух; 5% - легко принимается информация в наглядном виде или с образными примерами.
2.5. Ожидаемые результаты освоения раздела программы В ходе изучения раздела у учащихся должны сформироваться следующие умения и навыки: умение в связной монологической форме пересказать текст учебника, воспроизвести информацию, содержавшуюся в устном изложении учителя, раскрыть содержание иллюстрации, давать развернутые ответы на вопросы; умение сравнивать исторические явления , выделяя сходства и различия; умение давать самостоятельную оценку историческим явлениям, событиям и личностям, высказывая при этом собственные суждения; умение спорить и отстаивать свои взгляды; умение под руководством учителя и с его помощью анализировать исторический источник; умение оперировать историческими датами, в том числе относящихся к периоду до Рождества Христова, выявлять синхронность событий и явлений; умение оперировать историческими терминами и понятиями; умение читать историческую карту, определять местоположение историко-географических объектов. 2.6. Образовательные технологии на уроках •личностно-ориентированный подход в обучении; •новые педагогические технологии: методы проектов и разноуровневое обучение; •информационные и коммуникационные; •введение государственных стандартов и обязательного минимума содержания; •технология развивающего обучения; •здоровьесберегающиетроехнологии. 2.7. Цели использования ИКТ на уроке истории Сделать урок современным (с точки зрения использования технических средств); приблизить урок к мировосприятию современного ребенка, так как он больше смотрит и слушает, чем читает и говорит; установить отношения взаимопонимания, взаимопомощи между учителем и учеником; помочь учителю в: возможности эмоционально и образно подать материал; организации закрепления полученных на уроке знаний; проверке знаний, умений и навыков; придании оценке ученика более взвешенного и объективного характера; экономии времени. 2.8. Преимущества использования ИКТ на уроках в 5 классе Пошаговый контроль Быстрота проверки тестов Наглядность Увеличение объема решаемых задач Психологическая комфортность Индивидуальный подход к обучению Новизна подачи информации 2.9. Возможности учителя Подбор иллюстративного материала; создание электронных наглядных пособий (таблицы, схемы, диаграммы…); создание задачников; создание индивидуальных карточек; создание презентаций; размещение информации на сайте школы; создание электронного учебника… 2.10. Формы и методы реализации раздела программы, система знаний и система деятельности учащихся
Ведущим способом обучения при работе с разделом становится технология управления процессом самостоятельной деятельности школьников. Эта технология предполагает, что постепенно (по мере освоения учениками способов учебной деятельности) учитель перестает быть главным носителем новой учебной информации и организует работу учеников таким образом, чтобы они сами извлекали новые сведения из различных учебных источников исторических знаний. Вместо вопросов и заданий на освоение собственно исторического содержания: например, как называется источник, из которого мы узнаем о первобытном человеке? , какие науки помогают изучать историю древнего мира? и т.д., учитель будет ставить вопросы, связанные с управлением действиями учеников: для выбора (поиска) учениками источников своей учебной познавательной деятельности, например: из каких источников мы узнаём о жизни первобытного человека?; для планирования, выбора или проговаривания способов своей деятельности: по какому плану следует изучать способы деятельности древнейшего человека? Для рецензирования результатов работы одноклассников или самоанализа школьниками результатов своей деятельности (Проанализируйте правильность выполнения задания и при необходимости объясните, какие ошибочные действия вы (одноклассники) совершили). В итоге, нужно стремиться к тому, чтобы к концу обучения логика освоения нового материала сводилась к следующему: постановке учителем заданий на определение учениками целей, планов (а иногда и темы) своей учебной работы и их выполнение; постановке заданий на выбор источников для выполнения работы, их отбор и предъявление; постановке заданий на уяснение школьниками способов изучения материала на основе избранных источников и осуществление ими соответствующих приемов работы; постановке заданий на анализ школьниками результатов своей деятельности, их оценка анализ и коррекция учителем результатов работы. В разделе также рекомендуется использование технологий, связанных с поэтапным освоением учащимися новых умений. Шаг за шагом ученики осваивают правила выполнения тех или иных учебных действий, учитель показывает им образцы правильного осуществления действий (например, как делать сравнение исторических объектов), далее ученики выполняют учебные действия с опорой на правило (на парте у учащихся лежат памятки по изучению той или иной темы), а затем учатся использовать осваиваемые умения в нестандартных ситуациях. При освоении сложных умений, состоящих из нескольких операций (например, умения работать с источником), используется прием пошагового освоения способов учебной деятельности. При освоении несложных умений используется прием подведения учащихся к самостоятельному определению правил выполнения учебных действий, когда сначала школьники под руководством учителя интуитивно выполняют действия, затем анализируют свои операции и формулируют правило их рационального выполнения. Для развития мыслительных умений предлагается широкий круг проблемно-познавательных заданий: на самостоятельное определение понятий по изученным признакам, на анализ, сравнение, обобщение, на критический анализ источников информации, версий событий, на умение различать мифологические и исторические факты, на выявление оценочны суждений и т. д.
Особое место в обучении истории на основе данного раздела отводится развитию познавательного интереса учащихся к истории. Помимо традиционных приемов и методов перечислю аудиовизуальные приемы, используемые при разработке уроков на электронных носителях: приемы эмоционально-образного воздействия (использование музыкальных фрагментов, фрагментов научно-популярных и художественных видеофильмов, игровых фрагментов); приемы пропаганды произведений художественной литературы и изобразительного искусства; приемы анимации изобразительной наглядности, мультипликации, декламации поэтических произведений. 2.11. Здоровьесберегающие технологии, используемые во время урока.
На уроках истории учитель формирует психическое (духовное), социальное физическое, здоровье обучающихся. Формирование психического здоровья на исторических уроках очень важно. Здесь развивается мышление, память, нравственность, осмысленность и наполненность жизни, творческие отношения и гармония с собой и окружающим миром. Все это достигается путем совокупности следующих компонентов: смена деятельности на уроке, эмоциональность, заинтересованность обучающихся, внутреннее спокойствие учеников, их стремление к познанию. Социальное здоровье также формируется на каждом уроке. К нему относится умение жить в обществе, коммуникативность, удовлетворенность социальным статусом. Это достигается посредством общения на уроке между учителем и учениками и учениками между собой, а также общественными событиями, знакомством с явлениями, известными личностями, на примере которых можно воспитать много положительных качеств у обучающихся.
К воздействию на физическое здоровье во время урока истории относится, прежде всего сохранение физических характеристик обучающихся: зрение, слух, осанка. Их сохранению способствует смена деятельности на уроке. Во избежание усталости учащихся чередую различные виды работ: самостоятельная работа, работа с учебником (устно и письменно), творческие задания – необходимый элемент на каждом уроке. Они способствуют развитию мыслительных операций памяти и одновременно отдыху ребят. Организую выполнение разноуровневых заданий, индивидуально дозируя объёма учебной нагрузки. Различные тестовые задания с выбором ответа, с открытым ответом; задания на перегруппировку; на распознавание ошибок, на поиск ошибок позволяет избежать монотонности на уроке. На каждом уроке в любом классе провожу физкультминутки. Немалое значение придаю аромотерапии. В кабинете истории есть маленькие ёмкости, где находятся травы (неалергенные) чабрец, зверобой, клевер и др. Дети по желанию открывают их и вдыхают исходящий запах. 2.12. Положительный эмоциональный настрой учащихся. Доброжелательно настроить ребят на урок. Использование стихотворных строк обеспечивает положительный эмоциональный настрой учащихся и интерес к уроку. Смена видов учебной деятельности. Тестовые задания, опрос учащихся, беседа, составление рассказа по картинке, рассматривание наглядных пособий, ответы на вопросы кроссворда, распознавание ошибок, творческая работа. Физкультминутка. Физкультминутка поможет снять усталость и улучшить внимание учащихся. Упражнения, выполняемые учащимися, перекликаются с темой урока. Разноуровневые задания. Задания с учетом индивидуальных особенностей учащихся, дифференцированный подход в обучении. Гимнастика для глаз Расслабление(http://www.bigpi.biysk.ru/spb/rod/lessons_health.php?pagуе
Литература
1. 3.Валобуев О.В., Шестаков А.В. История древнего мира в художественно-исторических образах. М., 1978 2.. ГодерГ.И. Задания и задачи по истории древнего мира. М., 1996 г. 3.Егоров Д. Н. Русская литература по всеобщей истории. Библиографический обзор под ред. Д. Н. Егорова. Вып. IIII. М. СПб. РМ, 19131915. В библиографии есть раздел древний мир. 4. Мартьянова О.А. Повторение и контроль знаний по истории на уроках и внеклассных мероприятиях 5класс . Издательство «Панорама» 2009г 5. .Мировский А.И. История раннего мира Воронеж,1962, 6 Михайловский Ф.А. Всеобщая история. История древнего мира.Москва «Русское слово» 2008г. 7. Манданова Е.С. Тематический контроль по истории древнего мира Москва «Русское слово»2006г. 11.Ребер А.Г, Черкасова Е.А. История древнего мира. М., 1985 г 13.Черкасова Е.А. Хрестоматия по истории древнего мира. М., 1991г
|