kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методическая разработка раздела образовательной программы Тема разработки: «Жизнь первобытных людей»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Представленная методическая разработка посвящена истории Древнего мира. При разработке раздела программы учитывается система деятельности учителя по формированию творческой личности обучающегося, происходит опора на проект Стандарта второго поколения в основном общем образовании по историигде говорится о такой главной цели изучения истории, как образование и развитие школьника, и воспитание личности способной к самоиндификации и определению своих ценностей; активное творческое применение исторических знаний в учебной и социальной деятельности. В методической разработке представлен конспект урока по теме: "Путешествие в родовую общину земледельца и скотовода".  Тип урока: Комбинированный урок с элементами игры и компьютерной презентации.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка раздела образовательной программы Тема разработки: «Жизнь первобытных людей» »

Муниципальное образовательное учреждение

Новоуспенская основная общеобразовательная школа
















Методическая разработка раздела образовательной программы

Тема разработки: «Жизнь первобытных людей»

Выполнил:

Учитель истории

МОУ Новоуспенская ООШ Ветлужского района

Попинова Наталья Владимировна




















С. Новоуспенское

2014 г.

Содержание:

  1. Пояснительная записка………………………………………………………………….1

  2. Цели и задачи раздела…………………………………………………………………...1

  3. Психолого – педагогическое объяснение специфики восприятия и освоения учебного материала учащимися в соответствии с возрастными особенностями……2

  4. Ожидаемые результаты освоения раздела программы………………………………..4

  5. Обоснование используемых в образовательном процессе по разделу программы образовательных технологий, методов, форм организации деятельности учащихся………………………………………………………………………………….4

  6. Система знаний и система деятельности………………………………………………8

  7. Календарно – тематическое планирование………………………...............................11

  8. Разработка урока……………………………………………………………..................11

  9. Литература и интернет ресурсы……………………………………………….............22
































Пояснительная записка


Представляемая методическая разработка посвящена курсу истории Древнего мира. Раздел посвящен периоду жизни первобытных людей. Появления первых первобытных людей и их развитие является отправной, начальной точкой изучения истории в общеобразовательной школе. В результате изучения раздела дети знакомятся с одной из теорий происхождения человека в ходе эволюционного развития и становления человеческого общества.

Программа всего курса истории Древнего мира выстроена по проблемно – хронологическому принципу и включает в себя пятнадцать хронологических разделов. Мы для разработки взяли первый раздел «Жизнь первобытных людей». Разработка составлена с учетом программы для общеобразовательных учреждений. «История» (5-9 кл). М.,; Курс «Всеобщая история» «Просвещение», 2011,Рабочей программы «Всеобщая история» 5-9 классы Предметная линия учебников А.А. Вигасина, О.С. Сороко – Цюпы, 5-9 классы. Москва «Просвещение», 2011, Рекомендации примерных программ по учебным предметам (история 5-9 кл.). Стандарты второго поколения, М., Просвящение, 2011 г. Раздел рассчитан на оббьем учебной нагрузки 6 часов.

При разработке раздела программы учитывается система деятельности учителя, по формированию творческой личности обучающегося, происходит опора на проект Стандартов второго поколения в основном общем образовании по истории, где говорится о такой главной цели изучения истории, как образование и развитие школьника, и воспитание личности способной к самоиндификации и определению своих ценностей; активное творческое применение исторических знаний в учебной и социальной деятельности. Кроме того, учитываются базовые ЗУН учащихся и компетенции, имеющих метапредметное значение: умение организовывать свою деятельность, определять цели и задачи, работать в группе, исследовательские, коммуникативные и информационные умения. В Стандартах в качестве основного результата образования, видят овладение школьником набором действий, позволяющих ставить и решать важнейшие и профессиональные задачи.

Цель изучения раздела: усвоение знаний о жизни первобытных людей, и роли коллектива в первобытном обществе.



Задачи раздела:

Образовательные:

- овладение учащимися основными знаниями о жизни первобытных людей и значения этого периода для современного общества;

- овладение навыками работы с иллюстрациями; совершенствовать навыки пересказа;

Развивающие:

- формирование у учащихся понимания того, что любой человеческий коллектив нуждается в организации, в органах управления в ходе изучения родового строя;

- формирование представления об общем и особенном при характеристике древних обществ, а также представление о том, чем отличается первобытное общество от современного;

- уметь анализировать и систематизировать информацию из различных источников в различных источниках информацию о событиях и явлениях жизни первобытных людей;

-формирование содержательного и бесконфликтного участия в совместной учебной работе с одноклассниками как под руководством учителя (общеклассная дискуссия), так и в относительной автономии от учителя (групповая работа).

Воспитывающие:

- воспитание уважения к культурному наследию, с использованием педагогического и культурного потенциала легенд, мифов и археологических материалов;

- воспитание чувства гордости за принадлежность к человеческому роду по средством изучения прогресса деятельности первобытных людей.

Психолого-педагогическое обоснование специфики объяснения восприятия освоения учебного материала учащимися в соответствии с возрастными особенностями.

Без знания психолого-педагогических особенностей развития учащихся в соответствии с их возрастом невозможно добиться положительных результатов в работе. Поэтому при разработке данного раздела образовательной программы я учитывала и психологические особенности учащихся 5 класса. Возраст детей 10-11 лет,  их условно можно отнести к младшему подростковому  периоду.

При работе с подростками упор следует сделать на пробуждении интереса и развитии доверия к самому себе, на постепенном понимании своих возможностей, способностей, особенностей характера и пр. Этот возраст является благоприятным временем для работы над развитием и укреплением уверенности в себе, чувства собственного достоинства. Но при этом младший  подростковый возраст является переходным и критическим, одной из особенностей является повышенная утомляемость даже от обычной нагрузки. Характерным для подростка является развитие самосознания и самооценки, интереса к себе как к личности, к своим способностям и возможностям.

В 5 классе 2 ученика: 2 мальчика. На основе учета индивидуальных особенностей, внимания, мышления, памяти класс можно разделить на 3 группы: высокий, средний, низкий уровни.

  • За время наблюдения за детьми на уроках можно сделать вывод, что оба ученика относятся к среднему уровню. Мышление у них наглядно – образное, словарный запас достаточно развит. Внимание непроизвольное, средней устойчивости. Память словесно – логическая, образная, менее устойчивая, но все же долговременная. Запоминание и воспроизведение материала происходит автоматически, иногда с небольшими усилиями. На 5-6 уроке бывают излишне подвижны. В целом они трудолюбивы, организованны, аккуратны, тактичны. При совершенствовании всех психических процессов могут достичь высоких результатов. К 5 – му классу ученик должен уметь читать и понимать текст, работать с информацией (понимание информации, представленной в различной форме, преобразование информации из одной знаковой системы в другую); осваивать логические приемы познания (сравнение, моделирование, классификации и т.д.). Дети уже самостоятельно могут выделять главное в информационном потоке, пересказывать текст и находить ответы на вопросы. Обладают умением конструировать свои вопросы и упрощенные задания (мини – кроссворды, тесты и таблицы).

  • Исходя из специфики восприятия и усвоения учебного материала учащимися данного возраста, учитывая систему деятельности учителя по формированию творческой личности обучающегося, в основании данного раздела программы используются деятельный, личностно – ориентированный, дифференцированный и социокультурный подходы, лежащие в основе проблемного обучения, технологии критического мышления, игровых технологий и эвристического обучения.


Ожидаемые результаты освоения раздела программы

Должны знать/понимать:

  • понятие первобытный человек и иметь представление об образе его жизни, причинах выделения его из животного мира;

  • важнейшие исторические события на пути развития человечества и их результаты;

  • величайшее открытие человечества, приведшие к созданию надёжных источников питания.

  • причины выживания людей в первобытных условиях.

Должны уметь:

  • сравнивать исторические явления и события, объяснять смысл, значение важнейших исторических понятий в период формирования первобытного общества;

  • дискутировать, анализировать фрагменты исторического документа, самостоятельно давать оценку историческим явлениям, высказывать собственное суждение;

  • показывать на исторической карте территории расселения народов;

  • давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников;

  • выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений;

  • решать исторические кроссворды.

Обоснование используемых в образовательном процессе по разделу программы образовательных технологий, методов, форм

организации деятельности учащихся

Для развития творчества учащихся используется не одна отдельно взятая технология или подход, а совокупность методов и приемов нескольких технологий, что дает большую эффективность и позволяет учителю выстраивать учебную деятельность, исходя из потребностей учащихся и социального заказа общества.

Технология развития критического мышления.

Основные стадии учебного действия «вызов – осмысление – рефлексия». По данной технологии цель или цели занятий отвечают на вопрос «Ради чего будет изучаться тема?». Осмысление раскрывает направление творческой работы и отвечает на вопрос: «Что будет сделано?». Новизной для сложившейся технологии является формулирование ожидаемых результатов. В отличии от целей и задач они должны быть конкретными и проверяемыми и отвечать на вопрос: «Какие произойдут изменения?». Как учащийся сумеет понимать полученные знания и умения в общении в социальной среде?

В последние годы у многих педагогов в качестве рефлексии при использовании технологии критического мышления получили популярность синквейны, которые представляют собой эмоциональную и интеллектуальную реакцию на результат занятия. Данный прием основан на ассоциативном мышлении. Синквейн – это стихотворение, состоящее из 5 строк, в котором автор выражает свое отношение к проблеме:

1 –я строка – одно ключевое слово, определяющее содержание синквейна;

2 –я строка – два глагола, показывающие действия понятия;

3 – я – строка – три прилагательных, характеризующих ключевое слово;

4-я строка – короткое предложение, в котором отражено авторское отношение к понятию;

5 - я строка – резюме, одно слово, обычно существительное, через которое ученик выражает свои чувства и ассоциации, связанные с понятием.

Синквейны и использование пятиминутных эссе, небольших дискуссий, побуждает ребенка искать образы в уже имеющемся личном или практическом опыте, применять их в новых условиях, и создавать новый, ни на что не похожий свой продукт, а это уже – интеллектуальное творчество учащихся.

Для развития умения рефлексирования полезен прием З-Х-У (Знаем – Хотим узнать – Узнали). Еще более простым является задание:

Высказывать свою точку зрения по вопросам:

- Что нового узнали?

- Какой опыт приобрели?

- Какую деятельность проводили?

- Как могут использовать полученные знания на практике?

- Что было самым трудным?

- Что было интересным?

- Что считают наиболее важным?

Рефлексия является не только подведением итогов, а видением процесса и освоением полученных результатов.


Игровые технологии

Использование игровых технологий позволяет активизировать деятельность учащихся, в доступной для их возраста форме преподнести новые знания. В процессе проведения игры происходит:

- закрепление и обобщение полученных знаний, включение элементов занимательности в урочную и внеурочную работу для более успешного усвоения материала;

- овладение умением сопоставить и сравнить факты, делать самостоятельные выводы; развивать творческую самостоятельность учащихся, творческое мышление.

- формируется интерес к предмету, воспитывается чувство коллективизма, ответственности за результаты своей работы.

По Г.К. Селевко существуют следующие виды игры: сюжетные, ролевые, деловые, имитационные, драматизации. В качестве примера приведу прием озвучивания репродукций картин, вхождение в роль исторической личности («Древние земледельцы и скотоводы»), прием музейной экскурсии («Наскальная живопись»).

Наглядный метод

В практике современного обучения широкое распространение получили электронные презентации. Презентация представляет собой определенное количество слайдов, расположенных в логической последовательности, объединенных единой темой и единством оформления. В дидактической методической литературе презентация рассматривается как важное средство обучения, а ее использование – как реализация наглядного метода в образовательном процессе. Продуктивность обучения при работе с презентациями, гораздо выше, чем при использовании традиционных видов наглядности. Электронная презентация универсальна, так как может применяться на различных этапах изучения истории. Например, для:

- иллюстрации объяснения учителя;

- создания проблемных ситуаций;

- актуализации знаний учащихся;

- организации самостоятельной работы школьников.

Учебное исследование

Уже в определении этой технологии говорится о деятельности, связанной с решением творческой или исследовательской задачи с ранее неизвестным результатом, хотя и прогнозируемым. Приоритет отдается источникам информации, который позволяет решить наибольшее число задач урока: дать знания, развить новые умения, реализовать воспитательный потенциал. В первую очередь, это работа с историческими документами.

Проблемное обучение

(Г.И. Лернер) До 25% классно – урочных занятий по предмету планируется как проблемные уроки. Именно на таких уроках оттачиваются все четыре показателя творческой мыслительной деятельности (беглость, гибкость, оригинальность и точность). На этапе ведения урока проблемной ситуации необходимы «беглость» и «гибкость»; на этапе выдвижения гипотезы – «оригинальность», на этапе проверка произвольного решения «точность».

Одним из главных условий развития творческой личности является дифференцированное обучение. Принцип дифференцированного подхода к учащимся предполагает оптимальное приспособление учебного материала и методов обучения к индивидуальным способностям каждого школьника.

При организации учебного материала и взаимосвязи учителя и учащихся используются следующие методы и приемы:

Репродуктивный – предполагающий изложением учителя и усвоения учеником готовых знаний.

Продуктивный – рассчитанный на самостоятельную, поисковую деятельность учащегося.

Проблемный и частично – поисковый.

По источнику познания:

Устный – рассказ, монолог, диалог, беседа;

Печатно – словесный (учебник, хрестоматия, литература)

- анализ документов;

- выписывание понятий;

- составление плана и таблиц.

Наглядный – заполнение контурной карты.

При планировании уроков учитывается специфика содержания изучаемого материала для эффективного сочетания традиционных и нетрадиционных методов обучения.

Основной формой организации обучения в данном разделе является урок, на котором обучение идет фронтально (со всем классом, в едином темпе, с общими задачами), групповая (ребята организуют совместную деятельность по открытию или закреплению способа решения), индивидуальная работа. Так же используется внеурочная форма организации (классные часы, внеклассные мероприятия, познавательные игры). В данном разделе образовательной программы на уроках применяются методы, разные по источнику знаний (словесная беседа, диалог, объяснение), наглядные (схемы, иллюстрации), практические (самостоятельные работы, тесты). По характеру мыслительной деятельности применяются творческие, преобразующие методы, методы проблемного изложения (частично – поисковый).

Система знаний и система деятельности

Тема урока

Тип, форма урока

Система знаний

Система деятельности

1

Древнейшие люди

Урок изучения нового материала

Представление о понятии «первобытные люди». Древнейшие люди. Древнейшие люди — наши далёкие предки. Прародина человека. Археологические свидетельства первобытного состояния древнейшего человека. Орудия труда и складывание опыта их изготовления. Собирательство и охота — способы добывания пищи. Первое великое открытие человека — овладение огнём

Объяснить смысл понятий древнейшие люди, орудия труда, собирательство и охота.

Охарактеризовать деятельность первобытных людей. Объяснить значение овладения человеком огнем.

2.

Родовые общины охотников и собирателей

Комбинированный урок

Расселение древнейших людей и его особенности. Испытание холодом. Освоение пещер. Строительство жилища. Освоение промысла охоты. Охота как основной способ добычи пищи древнейшего человека. Умение сообща достигать цели в охоте. Новые орудия охоты древнейшего человека. Человек разумный: кто он? Родовые общины. Сообщество сородичей. Особенности совместного ведения хозяйства в родовой общине. Распределение обязанностей в родовой общине.

Объяснить смысл понятий: человек разумный, родовая община, рубило, копье, гарпун, мамонт.

Выделять причины выживания древних людей в ледниковый период, показывать значение важнейших фактов из жизни человека разумного,

работа с текстом учебника.

3.

Возникновение искусства и религиозных верований

Комбинированный

Как была найдена пещерная живопись. Загадки древнейших рисунков. Человек «заколдовывает» зверя. Зарождение веры в душу. Представление о религиозных верованиях первобытных охотников и собирателей.

Объяснить смысл понятий: религиозные верования, обряд, сверхъестественные силы, оборотни.

Выяснить причины возникновения религиозных верований и первобытного искусства. Описать иллюстрацию из учебника «Сцена с раненым бизоном и охотником»

4.

Возникновение земледелия и скотоводства

Комбинированный урок

Представление о зарождении производящего хозяйства: мотыжное земледелие. Первые орудия труда земледельцев. Районы раннего земледелия. Приручение животных. Скотоводство и изменения в жизни людей. Последствия перехода к производящему хозяйству. Освоение ремёсел. Гончарное дело, прядение, ткачество. Изобретение ткацкого станка.

Родовые общины земледельцев и скотоводов. Племя: изменение отношений. Управление племенем. Представления о происхождении рода, племени. Первобытные религиозные верования земледельцев и скотоводов. Зарождение культа.

Объяснить смысл понятий: топор, мотыга, серп, зернотерка, духи, боги, совет старейшин, племя, молитва, жертва, религиозный обряд. Рассказать о трех главных орудиях первобытных земледельцев. Как их использовали. По карте найти древнейший район земледелия. Охарактеризовать религиозные верования древнего человека.

5.

Появление неравенства и знати

Комбинированный урок

Развитие ремёсел. Выделение ремесленников в общине. Изобретение гончарного круга. Начало обработки металлов. Изобретение плуга. От родовой общины к соседской. Выделение семьи. Возникновение неравенства в общине земледельцев. Выделение знати. Преобразование поселений в города.

Раскрывать смысл понятий: ремесло, ремесленник, гончарный круг, металлургия, плужное земледелие, соседская община, вождь, соплеменники, дружина, знать, города, святилища, государства. Находить на карте районы, где предположительно впервые появилась металлургия. Выявить и сравнить признаки родовой и соседской общин. Характеризовать изменения отношений в общине с появлением в ней знати.

6.

Повторение

Урок - путешествие

Самостоятельность в решении поисковых и творческих задач, коммуникативные способности, нестандартность мышления.

Систематизировать исторический материал о жизни первобытных людей. Групповая деятельность, самоанализ результатов работы.

7.

Счет лет в истории.

Комбинированный урок.

Измерение времени по годам. Как в древности считали года. Счёт лет, которым мы пользуемся. Летоисчисление от Рождества Христова. Наша эра. «Линия» времени как схема ориентировки в историческом времени.

Решать исторические задачи и проблемные ситуации на счет времени. Осмыслить различия понятий: год, век, столетие, эра, эпоха, исторический период. Уметь определять историческое время по ленте времени.

Место раздела в тематическом планировании

История древнего мира (5 класс – 70 часов)

  1. Тема 1. Жизнь первобытных людей (6 ч);

  2. Тема 2. Древний Египет (8 ч);

  3. Тема 3. Западная Азия в древности (7 ч);

  4. Тема 4. Индия и Китай в древности (5 ч);

  5. Тема 5. Древнейшая Греция (4 ч);

  6. Тема 6. Полисы Греции и их борьба с персидским нашествием (6 ч);

  7. Тема 7. Возвышение Афин в V веке до н.э. и рассвет демократии (5 ч);

  8. Тема 8. Македонские завоевания в IV веке до н.э. (4 ч);

  9. Тема 9. Рим: от его возникновения до установления господства над Италией (3 ч);

  10. Тема 10. Рим – сильнейшая держава Средиземноморья (3 ч);

  11. Тема 11. Гражданские войны в Риме (4 ч);

  12. Тема 12. Римская империя в первые века нашей эры (4 ч);

  13. Тема 13. Разгром Рима германцами и падение Западной Римской империи (3 ч);

  14. Итоговое повторение (1 ч).

Календарно тематическое планирование по разделу

Время проведения

Содержание деятельности

Количество часов

04.09

09.09

11.09

Древнейшие люди.

Родовые общины охотников и собирателей.

Возникновение искусства и религии.


1

1

1

16.09.

18.09

23.09

Возникновение земледелия и скотоводства.

Появление неравенства и знати.

Повторительно-обобщающий урок по разделу Жизнь первобытных людей.

1

1

1


Разработка урока

Технологическая карта урока

Предмет, класс

История древнего мира, 5 класс

Программа

Всеобщая история. Рабочие программы к предметной линии учебников А. А. Вигасина – А. О. Сороко-Цюпы 5-9 классы: пособие для учителей общеобразоват. учреждений/ [ А. А. Вигасин, Г. И. Годер, Н. И. Шевченко и др.]. – М.: Просвещение, 2008. -160 с.

Тема урока

Путешествие в родовую общину земледельца и скотовода

Тип урока

Комбинированный урок с элементами игры и компьютерной презентации

Цель урока

Познакомить учащихся с новыми занятиями  древнего человека, подвести их к пониманию того, что скотоводство и земледелие – величайшие открытия человечества.

Задачи урока

Образовательные:

  • Определить историческое значение возникновения земледелия и скотоводства, которые привели к созданию надежных источников питания людей;

  • Оценить вклад первобытных людей в жизнь современного человечества.

  • Развивать умение учащихся давать оценку событиям, происходящим в жизни первобытных людей (возникновение земледелия и скотоводства);

  • Продолжить формирование умений и навыков работы с дополнительным материалом;

  • Продолжить формирование умений и навыков выделять главное и делать выводы, обобщать, аргументировать свою точку зрения.

Воспитательные:

  • Продолжать развивать интерес у учащихся к изучаемому предмету, к самообразованию и самостоятельному поиску дополнительного материала;

  • Продолжить формирование уважительного отношения к чужому мнению, навыков работы в коллективе;

  • Продолжить формировать умение давать собственную оценку историческим событиям.

Необходимое аппаратное и программное обеспечение

Доска, компьютер, мультимедийный проектор, экран, Вигасин А. А., Годер Г. И., Свенцицкая И. С. История Древнего мира: учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений. М.: «Просвещение» 2010 г., рабочая тетрадь по Истории Древнего мира 5 класс, тестовые материалы Приложение 1.


Структура урока

Этап урока

Подраздел

Хронометраж



Организационно - мотивационный

  1. Мотивация учащихся к учебной деятельности

  2. Актуализация знаний

Определение темы урока

  1. Постановка задач

  2. Подготовка к игре.

1 мин



1 мин


1 мин

3 мин

Операционно - исполнительный

  1. Составьте рассказ по картинкам в презентации

  2. Найдите 4 ошибки в тексте

  3. Вставьте пропущенные слова

  4. Распределите занятия по типам хозяйства.


37 мин

Рефлексивно - оценочный

  1. Подведение итогов игры

  2. Подведение итогов урока

  3. Домашнее задание

2 мин

2 мин

1 мин

5 мин



Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формирование УУД

  1. Организационно – мотивационный этап

    1. Мотивация учащихся к учебной деятельности

Здравствуйте ребята.

Проверьте, все ли у вас готово к уроку истории Древнего мира

Создает эмоциональный настрой на урок, мотивирует учащихся на работу

Проверяют рабочее место, настраиваются на урок.

Интерес к изучению истории Древнего мира (Л)

    1. Актуализация знаний

На доске записаны тема урока, новые слова: зернотерка, керамика, старейшина.

Итак, мы знаем, что миллионы лег люди жили за счет того, что давала им природа. Такой тип хозяйства называется присваивающим. Но при­мерно 10 тысяч лет назад человек занялся земледелием и скотоводством, т. е. перешел к производящему хозяйству. Давайте мы сегодня на уроке попробуем назвать основные предпосылки возникновения земледелия и скотоводства у первобытных людей.

Что это дало людям?


Создает проблемную ситуацию

Высказывают свои предположения

Умение высказывать свое предположение (К). Слушать и слышать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения (К).

    1. Постановка учебной проблемы

Учитель объясняет учебную задачу: действительно ли появление земледелия и скотоводства – важнейшие открытия человечества. А чтобы определить обозначенную задачу мы проведем игру «Путешествие в родовую общину земледельца и скотовода»

Учитель на слайде показывает учебную задачу урока. Мотивирует на ее выполнение.

Ученики проговаривают задачу урока. Вспоминаем то, что знаем. Определяем основной вопрос урока. Решаем проблему, открываем новые знания. Высказывают и объясняют свое мнение.

Умение высказывать свое предположение (версию) (К). Уметь различать факты, мнения, доказательства, строить рассуждение (М).

    1. Подготовка к игре

Создание команды. Старейшине племени составить отчет на Народном собрании о возможности выживания племени.

Правила игры: в нашей игре будет 4 этапа, название которых вы видите на доске. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл. Если у команды нет версий, то она не получает балл. На уроке присутствует эксперт (исторический критик) из учащихся старших классов. Но его роль сегодня не критиковать и давать советы, а судит. В конце он выскажет свое мнение. Максимальное количество баллов за игру – 17 баллов.

1-10 баллов – племя не выживет в сложившихся жизненных условиях;

10-17 баллов – племя выживет в сложившихся жизненных условиях.

Учитель предлагает учащимся сформировать команду «Племя огня», выбрать старейшину племени. На столах у них оценочные Приложение 1., в которые эксперт будет ставить баллы за правильные ответы.

Учащимся сформировать команду из учащихся класса, выбрать старейшину племени.

Постановка УЗ (П). Умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности (К).

  1. Операционно – исполнительный этап урока.

  1. Этап.

Составьте рассказ по картинкам в презентации (слайд 6) о возникновении земледелия, используя слова – помощники:

Слова - помощники: каменный топор, деревья, сжигали, зола, мотыга, пшеница, ячмень, серп, зернотерка, мука, лепешки, земледелие

Для помощи можете использовать текст учебника на стр.20 п.1

За полный рассказ выставляется 5 баллов

Учитель показывает слайд с картинкой «Женщина с мотыгой» Приложение 2. Записывает на доске слова – помощники. Начинает читать текст: Женщины нашего рода, перетирая принесенное из леса зерно диких злаков в муку, заметили, что зерно, упавшее на землю…., поэтому…

Участники должны продолжит рассказ, используя слова – подсказки, текст учебника. Делают вывод.

Умение перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (П) Умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности (К).

  1. Этап.

Найдите 4 ошибки в тексте:

Часто на охоте наши мужчины замечали, что вместе с ними раненого зверя преследовали тигры. Иногда они раньше них настигали обессиленное животное. Подбежавшие охотники его приканчивали, разделывали тушу, а выброшенные внутренности пожирали тигры. Дикие тигры подбегали и к самому поселку, копались в отбросах, пре­дупреждая рычанием о приближении других хищников.

Тигр стал первым домашним животным, он помогал нам на охоте, находили логово кабана. Наши охотники убивали зверя и маленьких поросят. Так же поступали с пойманны­ми козлятами. Живя около нас, животные привыкали. Посте­пенно мы приручили свиней, коз, овец, коров, лошадей. Так возник­ло ремесло.

Для помощи можете использовать текст учебника на стр.20 п.2

За правильно выполненное задание 4 балла.

Учитель читает текст со слайда (Слайд 7). Текст слайда написан на карточках, которые лежат на столе перед участниками Приложение 3. Участники следят по тексту и выделяют ошибки в тексте.

Работают с текстом.

Выделяют ошибки в тексте.

Умение применять знания и способы действий в измененных условиях (П) Умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности (К).

  1. Этап

Вставьте пропущенные слова: Мы научились изготавливать посуду и одежду.

1. Сплетенную из веток и обмазанную____________ корзину, мы поставили в _____________. Прутья сгорели, остался крепкий ________________. Мы изобрели _____________.

2. Из ____________ животных и волокон __________ мы научились скручивать ____________. Так мы изобрели ______.

3. Из нитей на _________ мы изготовили ________, из которой сшили одежду. Так мы изобрели _________.

Слова – помощники: кувшин, гончарство, шерсть, глина, огонь, лен, прядение, нить, ткань, ткацкий станок, ткачество

Для помощи можете использовать текст учебника на стр.21 п.3

За правильно выполненное задание 3 балла

Учитель выдает карточки с заданием Приложение 4 и объясняет порядок выполнения задания.

Работают с текстом. Заполняют пропущенные слова, используя слова – подсказки и текст учебника.

Умение применять знания и способы действий в измененных условиях (П) Умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности (К).

  1. Этап

Распределите занятия по типам хозяйства (в таблице):

А) собирательство

Б) скотоводство

В) охота

Г) земледелие

Д) ремесла

Присваивающее хозяйство

Производящее хозяйство



Проверка правильности ответов, выставление и подсчет баллов. За каждый правильный ответ - 1 балл учащиеся ставят в лист самоконтроля. Сумма баллов за правильно выполненное задание 5 баллов.




Учитель выдает карточки с заданием Приложение 5 и объясняет порядок выполнения работы. По окончанию задания говорит правильные ответы.

Участники заполняют таблицу. Выставляют баллы в лист самоконтроля.

Умение осуществлять анализ и синтез (П). Умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности (К).

  1. Рефлексивно – оценочный этап урока

    1. Подведение итогов игры

Вот и завершилось наше с вами путешествие в родовую общину земледельца и скотовода. Подводя итоги игры, ответим на прозвучавший в начале урока вопрос: действительно ли появление земледелия и скотоводства – важнейшие открытия человечества.

Учащиеся высказывают свою точку зрения. А эксперт тем временем подсчитывает количество баллов, набранное командой и определяет выживаемость племени. Сможет ли выжить племя в таких сложных для жизни условиях. А теперь предоставим слово эксперту


Предполагаемый вариант выживаемости племя: для спасения от голода племени Огня нужно перейти к производящему хозяйству, начать самим выращивать зерно и овощи, фрукты, разводить скот.

Всем спасибо за игру. И все – таки наше племя Огня сможет выжить в таких непростых для жизни условиях.

Все участники получают памятные призы.


Умение строить рассуждения (П)

    1. Подведение итогов урока. Рефлексия.

Учитель выставляет оценки ученикам и подводит итоги урока.

Унсури сказал: сердцу, ищущему лени, строгих знаний не найти. Если лбу мила подушка – не дружить ему с венцом. Нет стране благополучья, царь не ведает победы там, где люди, разленившись, ходят с заспанным лицом. Пишет о времени великих перемен в жизни первобытных людей.


Вы сегодня хорошо поработали. Молодцы!

Выстраивает диалог по итогу работы на уроке.

Дает оценку работы на уроке всему классу в целом и отдельным учащимся.


Комментируют высказывание Унсури, рассуждают по результатам своей работы.

Умение осуществлять анализ и синтез (П). Умение строить рассуждения (П)

    1. Домашнее задание

Слайд (8) запись домашнего задания в дневник. Рабочая тетрадь – задание 13-14

Дает информацию по д/з

Читают просмотровым чтением параграф, записывают д/з в дневник.

Умение делать выбор задания адекватной самооценки (Р).

Приложение 1. Оценочный лист

Этапы

Оценки

Комментарии

  1. Составьте рассказ по картинкам в презентации



  1. Найдите 4 ошибки в тексте



  1. Вставьте пропущенные слова



  1. Распределите занятия по типам хозяйства.



Количество баллов



Вывод



Максимальные баллы по этапам:

1 этап – 5 баллов;

2 этап – 4 баллов;

3 этап –3 баллов;

4 этап – 5 баллов.

Максимальное количество баллов за игру – 17 баллов.

1-10 баллов – племя не выживет в сложившихся жизненных условиях;

10-17 баллов – племя выживет в сложившихся жизненных условиях.

















Приложение 2.















Приложение 3.



Часто на охоте наши мужчины замечали, что вместе с ними раненого зверя преследовали тигры. Иногда они раньше них настигали обессиленное животное. Подбежавшие охотники его приканчивали, разделывали тушу, а выброшенные внутренности пожирали тигры. Дикие тигры подбегали и к самому поселку, копались в отбросах, пре­дупреждая рычанием о приближении других хищников.

Тигр стал первым домашним животным, он помогал нам на охоте, находили логово кабана. Наши охотники убивали зверя и маленьких поросят. Так же поступали с пойманны­ми козлятами. Живя около нас, животные привыкали. Посте­пенно мы приручили свиней, коз, овец, коров, лошадей. Так возник­ло ремесло.






















Приложение 4.

Вставьте пропущенные слова: Мы научились изготавливать посуду и одежду.

1. Сплетенную из веток и обмазанную____________ корзину , мы поставили в _____________. Прутья сгорели, остался крепкий ________________. Мы изобрели ______________________.

2. Из ____________ животных и волокон __________ мы научились скручивать ______________. Так мы изобрели ______________.

3. Из нитей на _______________________ мы изготовили _________________, из которой сшили одежду. Так мы изобрели ___________________.

Слова – помощники: кувшин, гончарство, шерсть, глина, огонь, лен, прядение, нить, ткань, ткацкий станок, ткачество






















Приложение 5.





Распределите занятия по типам хозяйства (в таблице):

А) собирательство

Б) скотоводство

В) охота

Г) земледелие

Д) ремесла

Присваивающее хозяйство

Производящее хозяйство

























Литература и интернет - ресурсы

  1. Брандт М.Ю. История древнего мира. Тесты. 5 кл.: Учебно-метод. пособие. – М.: Дрофа, 2002 (некоторые тесты)

  2. Перекличка веков: Размышления, суждения, высказывания / Сост. В.Г.Носков. – М.: Мысль, 1990 (эпиграф)

  3. Старобинская Г.И. Вопросы и задания по истории Древнего мира: 5 класс. – М.: АРКТИ, 2003





23




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 5 класс

Автор: Попинова Наталья Владимировна

Дата: 10.03.2015

Номер свидетельства: 184210


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства