| 
 | Введение в предмет (5 ч) | 
 | 
 | 
 | 
 | 
 | 
 | 
 | 
  | 1 НРЭО | Что такое история Древнейшие памятники истории на территории Южного Урала | Что изучает история. Историческая память. Источники знаний о прошлом. | создание у учащихся представлений об исторических источниках, их особенностях; формирование умения датировать события и процессы в истории Древнего мира, определять последовательность и длительность цивилизаций, соотносить годы с веками, тысячелетиями, вести счет лет с условным делением древней истории на время «до нашей эры» и «наша эра» | осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений; развитие умения находить способы решения учебной задачи | расширение знаний учащихся о закономерностях пространственной организации мира, умение оперировать статистическим и картографическим материалом 
 | Текущая   | §1 
 | 
 | 
 | 
  | 2 НРЭО | Ход времени и способы его измерения. 
 | Измерение времени в истории (счет лет до н.э. и н.э.). Историческая карта. Вспомогательные исторические науки. | Текущая | §2 
 | 
 | 
 | 
  | 3 | Летоисчисление (счет лет «до н.э. и н.э.»). Основные периоды древней истории Южного Урала | Представление о счете времени по годам в древних государствах. Представление о христианской эре. Особенности обозначения дат до нашей эры («обратный» счет лет).   | Текущая | §2 
 | 
 | 
 | 
  | 4 | Исторические события. Причинно-следственные связи между событиями   | Основные виды исторических источников | 
 | 
 | 
 | §1 | 
 | 
 | 
  | 5 | Историческая карта. Географические названия – свидетели прошлого. | Работа с исторической картой, виды карт, легенда карт. | Уметь показывать на исторической карте территории расселения народов, границы государств, места значительных исторических событий | 
 | 
 | 
 | 
 | 
 | 
 | 
  | 
 | Первобытность (6 ч.) | 
 | 
 | 
 | 
 | 
 | 
 | 
 | 
  | 6. 
 | Древнейшие люди.   
 | Понятие «первобытные люди». Древнейшие люди; современные представления о месте и времени их появления; облик, отсутствие членораздельной речи; изготовление орудий как главное отличие от животных. Представление о присваивающем   | ознакомление учащихся с теориями возникновения человечества, ранними этапами развития человеческого общества | формирование у учащихся ярких, эмоционально окрашенных образов исторической эпохи Первобытности | овладение умениями работать с учебной и внешкольной информацией, использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях; 
 
 | Текущий   | §3 | 
 | 
 | 
  | 7. НРЭО | Появление «человека разумного».  Южный Урал в каменном веке | Постепенное расселение людей в Евразии. Охота как главное занятие. Изобретение одежды из звериных шкур, жилищ, копья и гарпуна, лука и стрел. Родовые общины охотников и собирателей | 
 | §4 
 | 
 | 
 | 
  | 8. НРЭО | Рождение религии и искусства.   Южный Урал в бронзовом веке 
 | Устный опрос. Работа с текстом параграфа. Представления об окружающем мире, верования первобытных людей. | Текущий   | §5 
 | 
 | 
 | 
  | 9. | Древние земледельцы и скотоводы | Древнейшие земледельцы и скотоводы: трудовая деятельность, изобретения. Неолитическая революция. | Текущий | §6 
 | 
 | 
 | 
  | 10. НР ЭО | От неолита к медному веку. Первые очаги цивилизаций. Аркаим и Синташта – протоцивилизации «страны городов» | От родовой общины к соседской. Появление ремесел и торговли. Возникновение древнейших цивилизаций. | Текущий | §7,8 | 
 | 
 | 
  | 11. НРЭО | Обобщающее повторение по разделу «Жизнь первобытных людей». | Значение первобытной эпохи в истории человечества. Тест по теме «Первобытное общество» | Итоговый контроль | §8 
 | 
 | 
 | 
  | 
 | Древний Восток (17 ч.) | 
 | 
 | 
 | 
 | 
 | 
 | 
 | 
  | 12. | Междуречье:   рождение цивилизации | Древние цивилизации Месопотамии.   Условия жизни и занятия населения.   Города - государства. Составление схемы. | формирование умения характеризо-вать важные факты истории Древнего Востока, классифициро-вать и группировать их по предложенным признакам, давать образную характеристику исторических личностей, описание памятников истории и культуры древних цивилизаций Востока, в том числе по сохранившимся фрагментов подлинников, рассказывать о важнейших событиях, используя основные и дополнитель-ные источники информации   
 
 | формирование у учащихся образа Древнего Востока, освоение гуманистичес-ких ценностей древневосточ-ных цивилизаций; | развитие способности планировать и организовывать свою учебную и коммуникативную деятельность в соответствии видами учебной и домашней работы, во взаимодействии с одноклассниками, взрослыми | Текущий   | §9 | 
 | 
 | 
  | 13. | Культура Шумера | Работа по группам. Мифы и сказания.   Письменность. Города шумеров Ур и Урук. Религиозные верования жителей Двуречья. Боги Шамаш, Син, Эа, Иштар. Ступенчатые башни-храмы. Клинопись. Писцовые школы. Научные знания . Литература: сказания о Гильгамеше. | Текущий   | §10 | 
 | 
 | 
  | 14. | Древний Вавилон. | Практикум «Законы Хаммурапи», работа с документами, анализ.   | Практи-кум   | §11 | 
 | 
 | 
  | 15. | Страна на берегах Нила и ее жители | Древний Египет.   Условия жизни и занятия населения.   | Текущий   | §12 | 
 | 
 | 
  | 16. | Мир пирамид   | Работа по группам, составление схемы управления государством (фараон, чиновники). | Текущий   | §13 | 
 | 
 | 
  | 17. | Могущество Древнего Египта | Неограниченная власть фараонов. Войско: пехота, отряды колесничих. Завоевательные походы. Держава Тутмоса III. Работа с картой. Рабы. Источники рабства.   | Текущий   | §14 | 
 | 
 | 
  | 18. | Верования древних египтян.   | Религия древних египтян. Обожествление фараона. Особенности древнеегипетского письма. Материалы для письма. Школа: подготовка писцов и жрецов. Научные знания . | Текущий | §15 | 
 | 
 | 
  | 19. | Финикия-страна мореплавателей | Восточное Средиземноморье в древности. Финикия: природные условия, занятия жителей. Развитие ремесел и торговли. Финикийский алфавит. | Текущий   | §16 | 
 | 
 | 
  | 20. | Древняя Палестина. Библейские пророки | Палестина. Израильское царство. Занятия населения. Практическое занятие по теме: «Библейские мифы». Религиозные верования. Ветхозаветные сказания | Текущий | §17, 18 | 
 | 
 | 
  | 21. | Ассирийская империя | Работа с текстом учебника. Ассирия: завоевания ассирийцев, культурные сокровища Ниневии; гибель империи.   | Практи-кум   | §19 | 
 | 
 | 
  | 22. | Нововавилонское царство. | Город Вавилон. Висячие сады. Нововавилонское царство: завоевания, легендарные памятники города Вавилона. | Текущий | §20 | 
 | 
 | 
  | 23. | Древняя Персия - «страна стран» | Персидская держава: военные походы, управление | Текущий | §21 | 
 | 
 | 
  | 24. | Ранние цивилизации Древней Индии. 
 | Древняя Индия.   Природные условия, занятия населения.   Древние города-государства. Общественное устройство, варны.   
 | Текущий   | §22 | 
 | 
 | 
  | 25. | Как было устроено общество в Древней Индии. Новая религия | Религиозные верования, легенды и сказания.   Возникновение буддизма.   Культурное наследие Древней Индии. | Текущий   | §23 | 
 | 
 | 
  | 26. | Первые китайские государства | Древний Китай. Условия жизни и хозяйственная деятельность населения.   Создание объединенного государства. Империи Цинь и Хань. Жизнь в империи: правители и подданные, положение различных групп населения.   Развитие ремесел и торговли. Великий шелковый путь.   | Текущий   | §24 | 
 | 
 | 
  | 27. | Древняя мудрость и изобретения китайцев | Выступления учащихся с презентациями по теме: «Мудрость Востока», научные знания и изобретения. Храмы. Великая Китайская стена. Религиозно-философские учения (конфуцианство). | Практи-кум   
 | §25 | 
 | 
 | 
  | 28. | Обобщение и контроль по теме «Древний Восток. Культурное наследие древневосточных цивилизаций» | Самостоятельная работа по теме «Древний Восток» | Итоговый контроль | § 9-25 | 
 | 
 | 
  | 
 | Древняя Греция. Эллинизм (22 ч.) | 
 | 
 | 
 | 
 | 
 | 
 | 
 | 
  | 29. | Природа и население Греции | Древнейшая и архаическая Греция. Условия жизни и занятия населения. Древнейшие государства на Крите. Государства ахейской Греции (Микены и др.). 
 | формирование умения характеризо-вать важные факты истории Древней Греции; классифициро-вать и группи-ровать их по предложенным признакам,   
 давать образную характеристику исторических личностей, описание памятников истории и культуры Древней Греции, в том числе по сохранившимся фрагментов подлинников, 
 рассказывать о важнейших событиях, используя основные и дополнитель-ные источники информации; 
 создание у учащихся представления о мифах как форме мышления и познания людей в Древней Греции и специфическом историческом источнике для изучения прошлого | освоение гуманистических традиций и ценностей Древней Греции; воспитание уважения к личности, правам и свободам человека культуре Античности; 
 | умение проводить поиск основной и дополнительной информации в учебной и научно-популярной литературе, Интернете, библиотеках и музеях, обрабатывать её в соответствии с темой и познавательными заданиями, представлять результаты своей творческо-поисковой работы в различных форматах (таблицы, сочинения, планы, схемы, презентации, проекты) | Текущий   | §26 | 
 | 
 | 
  | 30. | Боги греков | Работа с текстом параграфа. Религиозные верования греков. Олимпийские боги. Мифы древних греков о богах и героях (Прометей, Деметра и Персефона, Дионис и пираты, подвиги Геракла | Текущий   | §27 | 
 | 
 | 
  | 31. | Герои греков | Троянская война;   «Илиада», «Одиссея».  Верования древних греков. Сказания о богах и героях. | Практикум по теме «Мифы о богах и героях Древней Греции» | §28 | 
 | 
 | 
  | 32. | Первые государства на Крите. Держава Миноса | Местоположение и природные условия. Древнейшие города Микены, Тиринф, Пилос, Афины. Критское царство. Морское могущество царей Крита. Таблички с письменами. Гибель Критского царства. Греческие мифы критского цикла (Тесей и Минотавр, Дедал и Икар). | Текущий   | §29 | 
 | 
 | 
  | 33. | Ахейская Греция. Тиринф, Пилос, Микены | Микенское царство. Древнейшее греческое письмо. Сведения о войне с Троянским царством. Мифы о начале Троянской войны. Вторжения в Грецию с севера воинственных племен. Упадок хозяйства и культуры | Текущий   | §30 | 
 | 
 | 
  | 34. | Поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея» | Практикум по теме «История Греции в поэмах Гомера» | Практи-кум   | §31 | 
 | 
 | 
  | 35. | Возникновение полиса | Тест по теме «Древнейшая Греция» Греческие города-государства (политический строй, аристократия и демос). | Промежу-точный контроль   | §32 | 
 | 
 | 
  | 36. | Великая греческая колонизация | Работа с текстом учебника. Развитие земледелия и ремесла. Великая греческая колонизация. | Текущий   | §32 | 
 | 
 | 
  | 37. | Рождение демократии в Афинах | Борьба демоса со знатью. Утверждение демократии. Реформы Солона, реформы Клисфена.. Запрещение долгового рабства. Перемены в управлении Афинами. Создание выборного суда.   | Текущий   | §33 | 
 | 
 | 
  | 38. | Олигархическая Спарта | Практическое занятие по теме: «Общественно-политическое устройство древнегреческих полисов. Афины и Спарта». Спарта: основные группы населения, политическое устройство. Спартанское воспитание. Организация военного дела. | Практи-кум   | §34 | 
 | 
 | 
  | 39. | Начало Греко - персидских войн. Битва при Марафоне.   | Тест по теме «Полисы Греции». Классическая Греция.   | Промежу-точный контроль | §35,36 | 
 | 
 | 
  | 40. | Нашествие персидских войск на Элладу | Греко-персидские войны: причины, участники, крупнейшие сражения, герои.   Причины победы греков/ | 
 | 
 | 
 | 
 | 
  | 41. | Афины при Перикле | Афинская демократия при Перикле. Хозяйственная жизнь в древнегреческом обществе. Рабство. | Текущий   | §37 | 
 | 
 | 
  | 42. | Афинский Акрополь. Греческая архитектура и скульптура | Город Афины: Керамик, Агора, Акрополь. Быт афинян. Положение афинской женщины. Храмы: богини Ники, Парфенон, Эрехтейон. Особенности архитектуры храмов. Фидий и его творения. Статуи атлетов работы Мирона и Поликлета | Текущий | §38 | 
 | 
 | 
  | 43. | Философия. Наука. Образование | Защита проектов-презентаций по теме «Культура Древней Греции». Греческая философия. Литература.   Школа и образование.   | Текущий | §39 | 
 | 
 | 
  | 44. | Театр. Трагедии и комедии. | Защита презентаций по теме «Культура Древней Греции» Театр.   | Текущий   | §40 | 
 | 
 | 
  | 45. | Олимпийские игры. Повседневная жизнь греков | Защита проектов по теме «Культура Древней Греции» Спортивные состязания. Олимпийские игры. Быт и досуг древних греков. | Проектная деятельностть | §41, 42 | 
 | 
 | 
  | 46. | Обобщение и контроль по теме «Особенности развития древнегреческой цивилизации. Культурное наследие древних греков» | Самостоятельная работа по теме «Древняя Греция» | Итоговый контроль | §26-42 | 
 | 
 | 
  | 47. | Города Греции подчиняются   Македонии | Ослабление греческих полисов в результате междоусобиц. Возвышение Македонии при царе Филиппе. Влияние эллинской культуры. Аристотель - учитель Александра, сына Филиппа. Македонское войско. Фаланга. Конница. Осадные башни. Отношение эллинов к Филиппу Македонскому. Исократ и Демосфен. Битва при Херонее. Потеря Элладой независимости. Смерть Филиппа и приход к власти Александра.   | Текущий   | §43 | 
 | 
 | 
  | 48. | Александр Македонский и завоевание Востока | Практикум «Исторический портрет А.Македонского». Период эллинизма. Македонские завоевания. Держава Александра Македонского и ее распад. | Практи-кум   | §44 | 
 | 
 | 
  | 49. | Восток и Греция после Александра Македонского | Эллинистические государства Востока. Культура эллинистического мира. | Текущий   | §45 | 
 | 
 | 
  | 50. | Обобщающее повторение по темам «Древнейшая Греция», «Полисы Греции и борьба с персидским нашествием.» | Вклад древних эллинов в мировую культуру. Тестирование по темам «Древнейшая Греция», «Полисы Греции и борьба с персидским нашествием». | 
 | 
 | 
 | Итоговый контроль | 
 | 
 | 
 | 
  | 
 | Древний Рим (18 ч.) | 
 | 
 | 
 
 | 
 | 
 | 
 | 
 | 
  | 51. | Предшественники римлян | Древнейший период. Население Древней Италии: условия жизни и занятия. Этруски. | способности применять понятийный аппарат по истории Древнего Рима, умение давать образную характеристику исторических личностей, описание памятников истории и культуры Древнего Рима,   описание памятников истории и культуры Древнего Рима, в том числе по сохранившимся фрагментам подлинников, рассказывать о важнейших событиях, используя основные и дополнитель-ные источники информации   . | освоение гуманистических традиций и ценностей Античности; | умение формулировать и высказывать собственное мнение по проблемам прошлого и современности, выслушивать и обсуждать разные взгляды и оценки исторических фактов, вести конструктивный диалог; 
 
 | Текущий   | §46 | 
 | 
 | 
  | 52. | Рим эпохи царей | Рим эпохи царей. Легенда об основании Рима. Почитание богов — Юпитера, Юноны, Марса, Весты. Рим -город на семи холмах. Управление древнейшим Римом. Ликвидация царской власти.   | Текущий   | §47 | 
 | 
 | 
  | 53. | Ранняя республика | Уравнение в правах патрициев и плебеев. Отмена долгового рабства. Устройство Римской республики. Выборы консулов. Принятие законов. Порядок пополнения сената и его функции. Организация войска. Патриции и плебеи | Текущий   | §48 | 
 | 
 | 
  | 54. | Рим завоевывает Италию | Тест по теме   «Ранний Рим». Возникновение республики. Борьба плебеев за свои права. Нашествие галлов. Установление господства Рима над Италией. Война с Пирром. | Промежу-точный контроль | §50 | 
 | 
 | 
  | 55. | Пунические войны | Карфаген — крупное государство в Западном Средиземноморье. Первые победы Рима над Карфагеном. Создание военного флота. Захват Сицилии. Вторая война Рима с Карфагеном. Вторжение войск Ганнибала в Италию. Разгром римлян при Каннах. Окончание войны. Победа Сципиона над Ганнибалом при Заме. Господство Рима в Западном Средиземноморье.   | Текущий   | §51 | 
 | 
 | 
  | 56. | Рим превращается в мировую державу | Установление господства Рима в Восточном Средиземноморье. Политика Рима «разделяй и властвуй». Разгром Сирии и Македонии. Разрушение Коринфа и Карфагена. | Текущий   | §52 | 
 | 
 | 
  | 57. | Земельные реформы братьев Гракхов | Разорение земледельцев Италии и его причины. Земельный закон Тиберия Гракха. Гибель Тиберия. Гай Гракх — продолжатель дела брата. Гибель Гая | Текущий   | §53 | 
 | 
 | 
  | 58. | Рабство в эпоху Поздней республики | Рабство в Древнем Риме. Завоевания — главный источник рабства. Использование рабов в сельском хозяйстве, в домах богачей. Раб — «говорящее орудие». Гладиаторские игры. | Текущий   | §54 | 
 | 
 | 
  | 59. | Гибель республики | Тест по теме «Римская республика». Превращение римской армии в наемную. Кризис управления: подкуп при выборах должностных лиц. Борьба полководцев за единоличную власть. Красе и Помпеи. Крупнейшее в древности восстание рабов. Победы Спартака. Создание армии восставших. Их походы. Разгром армии рабов римлянами под руководством Красса. Причины поражения восставших. | Промежу-точный контроль | §55 | 
 | 
 | 
  | 60. | Диктатура Цезаря | Практическое занятие. Превращение римской армии в наемную. Кризис управления: подкуп при выборах должностных лиц. Борьба полководцев за единоличную власть. Красе и Помпеи. Возвышение Цезаря. Завоевание Галлии. Гибель Красса. Захват Цезарем власти. Диктатура Цезаря. Социальная опора Цезаря и его политика. Брут во главе заговора против Цезаря. Убийство Цезаря в сенате. | Практи-кум   | §56 | 
 | 
 | 
  | 61. | Рим становится империей | Поражение сторонников республики. Борьба Антония и Октавиана. Роль Клеопатры в судьбе Антония. Победа флота Октавиана у мыса Акций. Превращение Египта в римскую провинцию. Окончание гражданских войн. Характер власти Октавиана Августа | Текущий   | §57 | 
 | 
 | 
  | 62. | Преемники Августа.   | Обожествление императоров. Нерон и Сенека. Восстание в армии и гибель Нерона. Возникновение христианства. Рассказы Евангелий о жизни и учении Иисуса Христа. Моральные нормы Нагорной проповеди. Идея равенства всех людей перед Богом независимо от пола, происхождения и общественного положения. Отношение римских властей к христианам | Текущий   | §58 | 
 | 
 | 
  | 63. | Возникновение христианства | Работа по группам. Возникновение и распространение христианства. | Текущий   | §59 | 
 | 
 | 
  | 64. | «Золотой век» Римской империи. | Расцвет Римской империи. Возникновение и развитие колоната. Правление Траяна. Отказ от террористических методов управления. Последние завоевания римлян. Строительство в Риме и провинциях: дороги, мосты, водопроводы, бани, амфитеатры, храмы. Рим — столица империи | Текущий   | §60 | 
 | 
 | 
  | 65. | Римская семья, нравы, религия. Римляне в повседневной жизни.   | Практическая работа по группам. Повседневная жизнь римлян. Особняки богачей. Многоэтажные дома. Посещение терм (бань), Колизея и Большого цирка. Требование «хлеба и зрелищ». Архитектурные памятники Рима (Пантеон, Колизей, колонна Траяна, триумфальные арки). Римский скульптурный портрет   | Практи-кум   | §49, 61 | 
 | 
 | 
  | 66. | Империя в III- начале IV в. Падение Западной Римской империи | Вторжения варваров. Правление Константина. Признание христианства. Основание Константинополя и перенесение столицы на Восток. Разделение Римской империи на два государства — Восточную Римскую империю и Западную Римскую империю. | Текущий | §62, 63 | 
 | 
 | 
  | 67. | Обобщающее повторение по разделу «Древний Рим». | Вклад древних эллинов в мировую культуру. | 
 | §63 | 
 | 
 | 
  | 
 | Историческое и культурное наследие Древнего мира (1 ч) | 
 | 
 | 
 | 
 | 
 | 
 | 
 | 
  | 68. | Итоговое обобщение. Вклад древних цивилизаций в историю человечества Итоговое обобщение. Значение истории Древнего мира | Вклад древних цивилизаций в историю человечества. | целостное представление об историческом развитии человечества от первобытности до гибели античной цивилизации как о важном периоде всеобщей истории; формирование яркие образов и картин, связанных с ключевыми событиями, личностями, явлениями и памятниками культуры крупнейших цивилизаций Древнего мира; умения давать образную характеристику исторических личностей, описание памятников истории и культуры древних   цивилизаций, в том числе по сохранившимся фрагментов подлинников, рассказывать о важнейших событиях, используя основные и дополнительные источники информации | приобщение к истокам культурно-исторического наследия человечества, интерес к его познанию за рамками учебного курса и школьного обучения; освоение гуманистических традиций и ценностей, становление которых началось в Древнем мире, уважение к личности, правам и свободам человека, культурам разных народов; | готовность формулировать и высказывать собственное мнение по проблемам прошлого и современности, выслушивать и обсуждать разные взгляды и оценки исторических фактов, вести конструктивный диалог; способность решать творческие и проблемные задачи, используя контекстные знания и эвристические приемы; 
 | Итоговое тестирование по теме «Насле-дие древних цивилиза-ций» | С. 307-309 | 
 | 
 | 
  | 
 | 
 | 
 | 
 | 
 | 
 | 
 | 
 | 
 | 
 |