kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Время и память" (ко Дню Победы в Сталинградской битве)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель – расширить представление учащихся о Великой Отечественной войне, рассказать о Сталинградской битве.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«"Время и память" (ко Дню Победы в Сталинградской битве)»

МБУК «ЦБС» Библиотека «Эврика»














Тематический день

«Время и память»

(ко Дню победы в Сталинградской битве)





Составитель:

Дедукова А.Л.





Чапаевск, 2016

Цель – расширить представление учащихся о Великой Отечественной войне, рассказать о Сталинградской битве.

Задачи:

- формировать положительную оценку духовного подвига советского народа;

- воспитывать благородное отношение к подвигу солдат, уважение к людям старшего поколения;

- воспитывать чувство патриотизма, гражданственности.

Форма провидения: словесный, наглядный, диалог.

Оборудование: книги, журналы, выставочная экспозиция.





















Ход мероприятия

Библиотекарь:

Открытые степному ветру

Дома разбитые стоят

На 62 километра

В длину раскинут Сталинград

Как будто он по Волге синей

В цепь развернулся, принял бой

Встал фронтом поперёк России –

И всю её прикрыл собой!

Английский премьер У. Черчилль писал: «Гитлера привлекал Сталинград. Само название города бросало ему вызов. Этот город стал магнитом, притягивающим к себе основные усилия германской армии...»

Победа советских войск над немецко-фашистскими войсками под Сталинградом – одна из наиболее славных страниц летописи Великой Отечественной войны. 200 дней и ночей – с 17 июля 1942 г. до 2 февраля 1943 г. – продолжалась Сталинградская битва при непрерывно возрастающем напряжении сил обеих сторон. В течение первых четырёх месяцев шли упорные оборонительные бои, сначала в большой излучине Дона, а затем на подступах к Сталинграду и в самом городе. За этот период советские войска измотали рвавшуюся к Волге немецко-фашистскую группировку и вынудили её перейти к обороне. В последующие два с половиной месяца Красная Армия, перейдя в контрнаступление, разгромила войска противника северо-западнее и южнее Сталинграда, окружила и ликвидировала 300-тысячную группировку немецко-фашистских войск.

Сталинградская битва – решающее сражение всей Второй мировой войны, в котором советские войска одержали крупнейшую победу. Эта битва ознаменовала начало коренного перелома в ходе Великой Отечественной войны и Второй мировой войны в целом. Закончилось победное наступление немецко-фашистских войск и началось их изгнание с территории Советского Союза.

Сталинградская битва по продолжительности и ожесточённости боёв, по количеству участвовавших людей и боевой техники превзошла на тот момент все сражения мировой истории. Она развернулась на огромной территории в 100 тыс. квадратных километров. На отдельных этапах с обеих сторон в ней участвовало свыше 2 миллионов человек, до 2 тыс. танков, более 2 тыс. самолетов, до 26 тыс. орудий. По результатам эта битва также превзошла все предшествовавшие. Под Сталинградом советские войска разгромили пять армий: 6-ю полевую и 4-ю танковую немецкие, 3-ю и 4-ю румынскую, 8-ю итальянскую. Немецко-фашистские войска потеряли полностью 32 дивизии и 3 бригады, а 16-ти их дивизиям было нанесено серьёзное поражение. Немецко-фашистские войска потеряли убитыми, ранеными, пленёнными более 800 тыс. солдат и офицеров, а также большое количество боевой техники, оружия и снаряжения.

Сражение за Сталинград принято подразделять на два неразрывно связанных периода: оборонительный (с 17 июля по 18 ноября 1942 г.) и наступательный (с 19 ноября 1942 г. по 2 февраля 1943 г.)

Красная Армия, захватив после Сталинградской битвы стратегическую инициативу, продолжала удерживать её до конца войны. Разгромив противника в междуречье Дона и Волги, советские войска перешли в общее наступление на огромном фронте от Ленинграда до предгорий Кавказа. Создались благоприятные условия для массового изгнания немецко-фашистских оккупантов за пределы СССР. Вместе с разгромленными пятью армиями германское руководство навсегда потеряло надежду на победу над Советским Союзом. «Возможность окончания войны на Востоке посредством наступления более не существует», – заявил А. Гитлер на совещании высшего командного состава вермахта 1 февраля 1943 г.

Победа, одержанная Красной Армией под Сталинградом, изменила ход вооружённой борьбы не только на советско-германском фронте, но и на других фронтах Второй мировой войны. Германская военная машина получила сокрушительный удар, который в большой мере подорвал её боеспособность. Все это создало благоприятные условия для успешных действия американо-английских войск против Германии и её союзников.

Победа в Сталинградской битве имела большое значение для дальнейшего укрепления внутреннего положения Советского Союза. По реке Волга восстанавливалась связь центральных районов страны с югом. Большое военно-политическое и экономическое значение имело и то, что была ликвидирована угроза Кавказу, возвращены важные промышленные и сельскохозяйственные районы. Миллионы советских людей были высвобождены из немецко-фашистской оккупации, пополнив ряды тружеников промышленности и сельского хозяйства, ряды Красной Армии. Ещё больше усилилось партизанское движение в тылу противника. Победа на Волге вызвала огромный политический и трудовой подъём в стране, укрепила моральный дух советского народа, явилась вдохновляющим примером для советских воинов на всех участках советско-германского фронта. Советская промышленность стала производить значительно больше танков, самолётов, орудий и другой боевой техники, чем промышленность Германии, опиравшаяся на экономику всей Западной Европы.

Разгром немецко-фашистских войск под Сталинградом способ-ствовал консолидации и укреплению антигитлеровской коалиции. Это нашло выражение, прежде всего, в том, что в период Сталинградской битвы и после её окончания началось широкое формирование воинских частей и соединений стран-участниц коалиции, которые впоследствии приняли участие в совместных действиях с советскими, английскими и американскими войсками против Германии и её союзников.

Победа советских войск под Сталинградом оказала огромное стимулирующее воздействие на национально-освободительные движения народов тех стран, которые были оккупированы войсками Германии и её союзников.

В свою очередь, крупные поражения и огромные потери немецко-фашистских войск под Сталинградом резко ухудшили военно-политическое и экономическое положение Германии и её союзников, поставили их перед глубочайшим кризисом.

Катастрофа в междуречье Дона и Волги наложила свой заметный отпечаток на моральное состояние войск вермахта. В германской армии резко возросло число случаев дезертирства и неповиновения командирам. Немецкие солдаты стали с меньшим упорством вести боевые действия, начали бояться ударов с флангов и окружения. Среди части высших офицеров и генералов вермахта зародились течения, оппозиционные правящему режиму.

Погребальный звон церковных колоколов и объявленный трёхдневный траур по случаю гибели германских войск под Сталинградом отрезвили миллионы немцев, заставили их взглянуть правде в лицо. Грозный признак неизбежного поражения впервые возник в сознании населения Германии, затуманенном нацистской пропагандой. Уверенность в непобедимости германской армии испарилась из сознания немецких обывателей. Среди населения Германии всё чаще можно было услышать: «Поскорее бы всё кончилось».

Разгром под Сталинградом пробил серьёзную брешь в материальных и людских ресурсах государств фашистского блока. «Военный потенциал Германии и её союзников, – признался начальник оперативного отдела Верховного главнокомандования вермахта генерал А. Йодль, – после окончания зимних боев 1942/1943 г. был чрезвычайно подорван». Потери танков и автомашин в Сталинградской битве равнялись шестимесячному их производству заводами Германии, орудий – четырёхмесячному, миномётов и оружия пехоты – двухмесячному.

Словно гром среди ясного неба ударила Сталинградская битва по союзникам Германии. Начался прогрессирующий процесс отрезвления населения и солдат в Румынии, Италии, Венгрии и др. Умножились случаи дезертирства, уклонения от воинской службы. С 1943 г. в плен Красной Армии сдавались уже не только отдельные солдаты и офицеры, но и целые подразделения и части румынской, венгерской и итальянской армий. Обострились взаимоотношения между военнослужащими вермахта и союзных армий.

Разгром немецко-фашистских войск под Сталинградом нанёс удар по международному положению фашистского блока. Накануне войны Германия имела дипломатические отношения с 40 государствами. После Сталинградской битвы их осталось 22. Рухнули надежды А. Гитлера на Японию. В марте 1943 г. японское правительство окончательно отказалось от вступления в войну против СССР на стороне Германии. Начинают отходить от Германии Турция, державшая у южных границ СССР 25 дивизий, и Испания, пославшая на советско-германский фронт «Голубую дивизию». Эти страны, являясь нейтральными, по сути дела были «невоюющими союзниками» Германии, но после Сталинградской битвы среди правящих кругов Турции и Испании усилилось стремление сохранить нейтралитет.

Многие государственные и политические деятели мира высоко оценили победу советского народа. В послании И.В. Сталину, полученном 5 февраля 1943 г., президент США Ф. Рузвельт назвал Сталинградскую битву эпической борьбой, решающий результат которой празднуют все американцы. Позднее он прислал Сталинграду грамоту следующего содержания: «От имени народа Соединённых Штатов Америки я вручаю эту грамоту городу Сталинграду, чтобы отметить наше восхищение его доблестными защитниками, сила духа и самоотверженность которых будут вечно вдохновлять сердца всех свободных людей. Их славная победа остановила волну нашествия и стала поворотным пунктом войны Союзных Наций против сил агрессии».

Премьер-министр Великобритании У. Черчилль в послании И.В. Сталину от 1 февраля 1943 г. назвал победу Красной Армии под Сталинградом изумительной. А король Великобритании прислал Сталинграду дарственный меч, на клинке которого на русском и английском языках выгравирована надпись: «Гражданам Сталинграда, крепким, как сталь, – от короля Георга VI в знак глубокого восхищения британского народа».

Одержанная под Сталинградом победа явилась победой всего советского народа, результатом несгибаемой стойкости, мужества и героизма советских воинов. За мужество и героизм, проявленные в Сталинградской битве, 32 соединениям и частям были присвоены почётные наименования «Сталинградские», 5 – «Донские». 55 соединений и частей были награждены орденами. 183 части, соединения и объединения были преобразованы в гвардейские. Более 120 воинов удостоены звания Героя Советского Союза, около 760 тыс. участников битвы награждены медалью «За оборону Сталинграда» (учреждена 22 декабря 1942 г.).

Вместе с тем необходимо отметить, что победа в Сталинградской битве над одной из сильнейших армий мира – далась Красной Армии дорогой ценой. В ходе контрнаступления советские войска потеряли 486 тыс. человек (из них безвозвратные потери составили около 155 тыс.), 2915 танков, 3591 орудие и миномёт, 706 самолетов. Общие же потери Красной Армии в Сталинградской битве составили 1 млн. 130 тыс. солдат и офицеров, в том числе безвозвратные потери – около 480 тыс., 4341 танк, 15728 орудий и минометов, 2769 самолетов. К 20-летию победы советского народа в Великой Отечественной войне Волгограду (Сталинграду) было присвоено почётное звание «Город-герой» с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (8 мая 1965 г.).

Пройдут века, а немеркнущая слава доблестных защитников волжской твердыни будет вечно жить в памяти народов мира как ярчайший образец беспримерного в военной истории мужества и героизма.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 10 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
"Время и память" (ко Дню Победы в Сталинградской битве)

Автор: Мурзаева Анастасия Леонидовна

Дата: 03.06.2016

Номер свидетельства: 332395

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(67) "Классный час Дню Победы посвящается "
    ["seo_title"] => string(44) "klassnyi-chas-dniu-pobiedy-posviashchaietsia"
    ["file_id"] => string(6) "209287"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1431081621"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(234) "Открытый классный час, посвященный 70- летию Победы в Великой Отечественной Войне в 9 классе КГУ "Кенаральская СШ"  2015 учебный год "
    ["seo_title"] => string(149) "otkrytyi-klassnyi-chas-posviashchiennyi-70-lietiiu-pobiedy-v-vielikoi-otiechiestviennoi-voinie-v-9-klassie-kgu-kienaral-skaia-ssh-2015-uchiebnyi-ghod"
    ["file_id"] => string(6) "175328"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1424262250"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(182) "Внеклассное мероприятие, посвящённое Дню Победы (с использованием ИКТ) для обучающихся 10-х классов."
    ["seo_title"] => string(119) "vnieklassnoie-mieropriiatiie-posviashchionnoie-dniu-pobiedy-s-ispol-zovaniiem-ikt-dlia-obuchaiushchikhsia-10-kh-klassov"
    ["file_id"] => string(6) "252972"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1447498747"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(80) "Открытый класcный час "Лица войны" в 9 классе "
    ["seo_title"] => string(46) "otkrytyi-klascnyi-chas-litsa-voiny-v-9-klassie"
    ["file_id"] => string(6) "175348"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1424263185"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(133) "Разработка урока мужества для 5-9 классов «Подвигу народа -  жить в веках» "
    ["seo_title"] => string(75) "razrabotka-uroka-muzhiestva-dlia-5-9-klassov-podvighu-naroda-zhit-v-viekakh"
    ["file_id"] => string(6) "165037"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1422729706"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства