Актуальность
Внеклассного мероприятия, посвящённого 700-летию пр. Сергия Радонежского.
Вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем, стоящих перед каждым родителем, обществом и государством в целом. Проблема нравственного воспитания носит актуальный характер с давних времён. Формулировалась она по-разному: «Воспитание нравов», «Духовное воспитание», «Идейно-нравственное воспитание», а вот смысл её не меняется.
Я, как учитель истории считаю, что суть духовности, нравственности заключаетсяв том, что нравственный человек должен жить по законам добра, совести, чести, справедливости, быть патриотом своей Родины, уметь любить (в широком смысле этого слова), быть носителем ценностей того общества, в котором он живёт, остаётся прежней во все времена.
Очень высоко оценивал нравственное воспитание ещё Л.Н. Толстой: «Из всех наук, которые должен знать человек, главнейшая есть наука о том, как жить, делая как можно меньше зла и как можно больше добра».
Об актуальности духовно - нравственного воспитания в школе свидетельствуют многие кризисные явления современной жизни: наркомания, криминализация детской среды, низкий уровень общественной морали, утрата семейных ценностей, упадок патриотического воспитания и др. Из этого следует, необходимость проведения мероприятий по духовно – нравственному воспитанию.
Моё внеклассное мероприятиеразработано для учащихся 7-11 классов, обучающихся по предмету «История Отечества» в коррекционной школе, также может быть использовано в курсе изучения социокультурного предмета «Истоки» или в воспитательном процессе классными руководителями и педагогами-организаторами по проблемам воспитания нравственности, толерантности и духовного - нравственного становления личности. Оно способствует формированию у подрастающего поколения патриотических качеств и чувства сопричастности к истории Отечества.
Данные материалы во внеклассном мероприятии подобраны таким образом, чтобы воспитать у подрастающего поколения такие качества как любовь к ближнему, умение прощать и видеть в человеке его положительные качества..
Внеклассное мероприятие разработано с использованием ИКТ и словесных методов подачи информации.
В занятии запланировано выступление учащихся с самостоятельно подготовленным сообщением и чтение стихотворений по данной тематике.
Тема внеклассного мероприятия: «Преподобный Сергий Радонежский»
Цель: познакомить с жизнью и духовными подвигами Сергия Радонежского.
Задачи:
обучающая:
-обучать детей равноправному общению и взаимоотношениям, когда человек,
считаясь с интересами других, умеет отстаивать свои собственные;
-учить сочувствию и милосердию, уметь находить достойный выход из трудных обстоятельств, проявлять силу воли и характер;
-обратить внимание на доброту и духовные подвигипреподобного Сергия,чистоту
его помыслов.
воспитательная:
-воспитание уподрастающего поколения бережного сохранения нашей истории, укрепления духовного единства российского народа и уважения к памяти игумена землиРусской преподобного Сергия Радонежского - масштабной личности, сыгравшей выдающуюся роль в судьбе нашей страны.
коррекционно – развивающая:
-развитие познавательных потребностей детей в изучении истории;
-развитие основных, познавательных процессов, устной и монологической речи;
-развитие памяти, умения делать самостоятельные выводы и строить устное высказывание;
-развитие умения выступать перед аудиторией;
-формирование мышления.
Оборудование:
1.Видеопроектор и компьютер;
2.Экран;
3.Мультимедиа.
Приложения:
мультимедийная презентация «Преподобный Сергий Радонежский»;
видеоролик на песню Алексея Милославского «Игумен Святой Руси»;
аудиозапись баллады «Печальник Земли Русской» в исполнении Светланы Копыловой;
распечатки текстов.
1.Орг. момент.
Звучит музыка (1минута).
Эмоциональный настрой детей.
2.Вступительное слово учителя.
Здравствуйте, ребята. Я рада приветствовать вас сегодня на нашем мероприятии. Эпиграфом к нашей сегодняшней встрече послужили следующие слова, которые написал Епифаний Премудрый. Давайте прочитаем их.
Слайд 1.
«Как светило светлое воссиял он в стране Русской посреди тьмы и мрака».
-Как вы понимаете эти слова?
-Какого человека можно назвать светилом светлым?
-Готовы ли вы ответить на этот вопрос?
+ (ответы учащихся)
-Мы вернёмся к нему в конце нашего мероприятия.
3.Сообщение темы и целей мероприятия.
А сегодня мы с вами перенесёмся в далёкое, далёкое прошлое, на 700 лет назад и поговорим о человеке, чьё имя являлось в то время и является сейчас одним из самых заветных и святых для сердца русского человека.
4.Ход мероприятия.
А о ком сегодня пойдёт речь, вы попробуйте догадаться сами, прослушав стихотворение С. Никулиной в исполнении учащейся 8 класса Смирновой Анной.
(Звуковое оформление: звучит запись колокольного звона Троице-Сергиевой лавры)
Отечество моё! Россия!
В тебе дух старины живёт.
И ни одна ещё стихия
Не победила твой народ.
Из тьмы веков ты восставала
И становилась всё сильней.
Святая Русь – твоё начало,
И преподобный Сергий в ней.
-О ком же мы будем сегодня говорить?
+О преподобном Сергии Радонежском.
-Правильно сегодня на нашем мероприятии пойдёт речь о преподобном Сергии Радонежском.
-А кто же такой Сергий Радонежский?
-Что вы о нём знаете?
+(ответы учащихся)
-Молодцы. Совершенно верно.
Целеполагание:
А теперь давайте разберёмся, почему же люди помнят столько веков и почитают этого святого?
Раньше на Руси не было ни фотоаппаратов, ни камер, но была традиция вышивать портреты на ткани. Посмотрите, перед нами портрет человека, который жил в том далёком прошлом.
Слайд 2. Работа по слайду №2.
-Похож ли он на нас, на тех людей, которые живут в наше время?
+(ответы учащихся)
-Что вы видите необычного? (дополнительный вопрос)
-Да, действительно этот человек не похож нас. Сергий Радонежский как вы уже сказали, был монахом.
-Вспомните, пожалуйста, кого называли монахами?
+ Монахи - это люди, которые посвящали всю свою жизнь служению богу.
-Обратите внимания, над головой его полукруг – это нимб. Его можно было увидеть не у каждого человека, а только у того, кого особенно почитали и уважали. Таких людей называли святыми и в дальнейшем на Руси писали иконы, на которых изображали святых людей. С тех далёких времён, сохранились иконы с изображением Сергия Радонежского. Вот перед вами одна из них.
Слайд 3.
Посмотрите, ребята, перед нами Преподобный Сергий Радонежский.
О его жизни люди узнали из древней книги.
Название её так и звучит «Житие Преподобного Сергия Радонежского».
Написал эту книгу монах Епифаний Премудрый. А как это было мы услышим из стихотворения, взятого из книги Натальи Кончаловской « Наша древняя столица», которое прочитает нам учащаяся 5 класса Смирнова Настя.
В монастырской келье узкой,
В четырех глухих стенах
О земле о древнерусской
Быль записывал монах.
Он писал зимой и летом,
Озаренный тусклым светом,
Он писал из года в год
Про великий наш народ.
Давайте перелистаем и мы сейчас страницы этой книги и узнаем, как жил этот святой человек.
Будьте внимательны, о детских годах жизни нам расскажет учащаяся 8 класса Охоботова Надежда.
Сообщение учащегося о детстве Варфоломея. Приложение 1.
Слайд 4.
Чудо свершилось, ребята. После ухода старца Варфоломей стал лучшим учеником.
-А как вы думаете, почему старец помог мальчику стать таким?
-За какие человеческие качества он его так наградил?
+Старательность, терпение, усердие, трудолюбие, милосердие, доброжелательность.
-Молодцы, правильно.
А в наше время, ребята, все учащиеся и студенты обращаются с просьбой к этому святому о помощи в учении. Вы можете пойти в храм и поставить свечку перед ликом этого святого и попросить у него помощи в учёбе, о даровании ума и старания в обучении.
Слайд 5.
Целеполагание:
Мы чтобы почувствовать атмосферу духовного мира Сергия Радонежского, сейчас прослушаем отрывок из молитвы преподобному Сергию.
Слушание отрывка молитвы пр. Сергию Радонежскому, (аудиозапись 1мин.)
-Скажите, пожалуйста, какие чувства возникли у вас сейчас, когда вы слушали эту молитву?
+(ответы учащихся)
Рассказ учителя.
-Хорошо, ребята, а в душе у Варфоломея возникло и укрепилось желание посвятить себя монашеской жизни, но братья в то время женились и оставить родителей он не мог. Варфоломей был заботливым сыном и оставался их опорой до конца жизни. Времена на Руси тогда были трудными, в 1328 году семья переехала в город Радонеж. Через некоторое время, когда Варфоломею исполнилось 18 лет, родители умирают. Варфоломей вместе с овдовевшим в то время старшим братом Стефаном решают стать монахами, пойти в лес, построить там монастырь и служить Богу. Так и сделали. Облюбовали место на горе Маковец и построили там небольшой деревянный монастырь.
Посмотрите, пожалуйста, на следующий слайд и послушайте как всё это было.
Слайд 6. Слушание отрывка из баллады «Печальник Земли Русской» в исполнении Светланы Копыловой (аудиозапись 1 минута)
Работали братья не покладая рук, всё делали сами. Жизнь их была нелёгкой. Страшно и голодно в лесу, рядом бродят дикие звери, с одним из них и подружился в дальнейшем Сергий.
Целеполагание:
Обратите внимание, на следующий слайд, прослушайте рассказ и подумайте какими качествами характера, ещё обладал этот святой.
Слайд 7.
Сообщение учащегося 8 класса Шашкова Александра «Встреча с медведем» Приложение 2.
Диалог учителя с учащимися.
-Ребята, что вы можете сказать о нашем герое сейчас?
-Какой это человек, ведь этот рассказ ещё раз подтверждает то, что он был особенным?
-О каких качествах характера Варфоломея вы узнали из этого рассказа?
+Доброта, щедрость, смелость и т.д.
Рассказ учителя.
А мы с вами продолжаем нашу беседу. Вот так и жил Варфоломей в своей обители. Брату Стефану стало тяжело в таком пустынном месте, и он перешёл в один из московских монастырей. А Варфоломей постригся в монахи под именем Сергия, было ему тогда 23 года.
Слайд 8.
На данном слайде вы можете увидеть молодого Сергия в монашеской одежде, на картине Михаила Нестерова, которая так и называется «Юность преподобного Сергия Радонежского».
Жил Сергий как вы уже слышали близ Радонежа, поэтому и называть его стали Радонежский, т.к. в те далёкие времена фамилий у людей не было. Им давались прозвища или по ремеслу, которым они занимались, или по характеру, или по месту жительства. Постепенно к Сергию стали приходить другие иноки, желавшие послужить Богу. Преподобный с радостью принимал их. Так получил своё начало Сергиев монастырь - нынешняя Троице-Сергиева Лавра. Сначала монастырь, как мы уже и сказали, был деревянным, затем через некоторое время монахи построили каменный храм. Вот он представлен перед вами.
Слайд 9.
Послушайте, пожалуйста, как его описывает в своём стихотворении Лидия Динулова, которое прочитает нам ученица 7 класса Круглова Наталья.
Был когда—то город славный
Весь лесами окружен.
Родине служил исправно
С незапамятных времен.
Возле Лавры рос он бойко,
Стал с ремеслами знаком.
Деревянные постройки
Возводились топором
Вырастали вдоль оврагов,
Разбегались по холмам,
А над ними белым стягом
Возвышался Божий храм.
Здесь теперь жили монахи и на территории монастыря вели своё хозяйство: мололи муку, пекли хлеб, шили одежду и т.д. Они всё делали для себя сами.
Слайд 10.
А ещё в житие рассказывается, что на территории монастыря не было питьевой воды, только недалеко протекала речка. Было даже такое, Сергий Радонежский, пока все спали, вставал рано утром, шёл на речку, чтобы потом каждому рабочему поставить у крыльца ведро воды.
-О каких человеческих качествах ещё вы узнали из моего рассказа?
+Это ещё раз говорит о душевной доброте Сергия и заботе о ближних.
-Действительно, а ещё надо сказать, что он всю жизнь был скромным и милосердным.
В дальнейшем на территории монастыря строились ещё церкви. Внутри их стены украшались иконами. Больше всего Сергий почитал икону «Святая Троица» Андрея Рублёва (14 век).
Обратите внимания на следующий слайд. На нём вы можете увидеть эту икону.
Слайд 11.
То время было очень тяжёлым для наших людей. Народ страдал от жестокости монголо-татарского войска.
Озвучивание учителем отрывка из «Жития Сергия Радонежского» С.Никулиной.
Над ней, родимой, снова тучи!
Восстал ордынский хан Мамай.
Пошёл на нас волной могучей
Испепелить весь отчий край.
Все вы наверно слышали рассказы о тех временах, когда Русская земля стонала под монголо-татарским игом. И вот великий московский князь Дмитрий Донской решил сразиться с монголо-татарами. Перед битвой он пришел в монастырь к Сергию Радонежскому за советом – стоит ли ему вступать в такую страшную и трудную битву?
-Что же ответил ему святой Сергий?
Обратите внимание на следующий слайд.
Слайд 12.
Сергий успокоил, благословил князя крестом и окропил святой водой, предсказал победу русского войска и дал ему в помощь двух своих монахов - Ослябю и Пересвета, которые в миру были воинами-богатырями. Их присутствие в войске Дмитрия придавало походу дух великого святого дела. По легенде Сергий сказал князю: «Не страшись! Ты победишь!»
Чтение отрывка наизусть учеником 7 класса Климановым Алексеем. Вставай, мой князь, бери свое копье,
Вставай, пора, давно уже пора!
Смотри, что стало с Родиною нашей...
Мы в бой идем не ради серебра,
Очистить совесть пред Христовой Чашей!
И наша сила в Божьей правде,
Она сильнее тьмы и зла,
Так будем смело, Бога ради,
Звонить во все колокола.
Русь поднимать на брань святую,
Да сгинет мерзкая орда!
Чтоб одесную, не ошую,
Встать перед Богом в день Суда.
Рассказ учителя.
И Дмитрий Донской одержал великую победу над Мамаем Золотой Орды в Куликовской битве в 1380 году. А преподобный Сергий в течении всего сражения стоял на молитве и, как будто видя перед собой поле битвы, называл по именам тех, которые падали убитыми, и молился за них. После Куликовской битвы великий князь стал относиться ещё с большим благоговением к радонежскому игумену и пригласил его в 1389 скрепить духовное завещание, узаконивающее новый порядок престолонаследия от отца к старшему сыну.
Кроме Троице-Сергиева монастыря, Сергий основал ещё несколько монастырей (Благовещенский монастырь на Киржаче, Старо-Голутвин близ Коломны, Высоцкий монастырь, Георгиевский на Клязьме), во все эти обители он поставил настоятелями своих учеников. Более 40 обителей было основано его учениками.
Согласно житию, Сергий Радонежский совершил множество чудес. Люди приходили к нему из разных городов для исцеления, а иногда даже для того, чтобы просто увидеть его. Как утверждает житие, однажды он воскресил мальчика, который умер на руках отца, когда он нёс ребёнка к святому для исцеления. Можно ещё много рассказывать о жизни и подвигах этого святого. Но 25 сентября (8 октября по новому стилю) 1392 года в возрасте 78 лет преподобный Сергий умирает.
Слайд 13.
На данном слайде вы можете увидеть Троицкий храм, где покоятся мощи преподобного Сергия Радонежского. А также в Троице-Сергиевой Лавре хранится погребальный покров с гробницы Сергия с вышитым портретом святого. Он считается самым достоверным его изображением. Вышивальщицам удалось передать благородный облик человека потрясающей духовной силы, способного при этом понять и простить людские грехи.
В1452 году преподобный Сергий Радонежский был причислен к лику святых.
8 октября Православная Церковь чтит память преподобного Сергия Радонежского.
Тихий свет на Маковце-горе
Над обителью, что радуга, цветёт:
Это инок Сергий на заре
Троице молитву воздаёт.
5.Итог.
Наше мероприятие заканчивается, вернёмся к эпиграфу, который звучал в самом начале.
Прочитайте его, пожалуйста.
+Читает ученик.
Слайд 14.
-Давайте постараемся дать ответ на вопрос, который я задавала вам в начале нашей встречи: «Почему преподобного Сергия называют светилом светлым?»
+(ответы учащихся)
- Чудеса, которые происходили в жизни Сергия Радонежского, указывают на то, что он был избран Богом за высокую духовность, что свет его души освещает жизненный путь многим поколениям людей.
-Ребята, давайте сделаем вывод, какими же человеческими качествами обладал этот святой?
+Великодушие, бескорыстие, милосердие, трудолюбие, смирение, патриотизм (ответы учащихся с примерами из жизни Сергия).
Слайд 15.
-Молодцы, совершенно верно. Сергий Радонежский-чудотворец, наше духовное богатство, ангел-хранитель Земли Русской. Со всех концов идут и едут паломники в Троице-Сергиеву лавру, чтобы помолиться у раки с мощами и получить благословление.
6.Рефлексия.
-Ребята, наша встреча подходит к концу.
-Сейчас я попрошу вас взять в руки сердечки, которые есть на партах и оценить наше мероприятие.
-Какое сейчас у вас настроение, что вы чувствуете?
-Если вам спокойно, радостно и всё было понятно - поднимите вверх сердечко красного цвета.
-Если вы испытываете неудобство, неловкость, вам не всё было понятно, и вы хотите поговорить со мной после мероприятия – поднимите сердечко зелёного цвета.
-А если вам тревожно, вы не поняли, о чём мы говорили на мероприятии и вам не с кем поделиться - поднимите сердечко с синим цветом.
-Спасибо.
7.Заключительноеслово учителя.
Дорогие ребята, каждому из вас дана возможность выбрать свой жизненный путь, построить свою судьбу. Именно от вас зависит, какую частичку себя вы оставите на этой земле. На примере жизни Сергия Радонежского мы можем только учиться. Мы можем учиться смирению, покаянию, любви к ближнему, уважению к старшим, уважению к религии и многим положительным чертам. Не случайно этот человек был причислен к лику святых и является самым почитаемым святым России. К нему обращаются в своих молитвах миллионы людей.
Просмотр видеоролик на песню автора-исполнителя Алексея Милославского «Игумен Святой Руси».
Обращение учителя к детям.
Ребята, я думаю, что вы сегодня смогли не только узнать о жизни и духовных подвигах Сергия Радонежского, но и каждый из вас теперь сможет стать более внимательным и милосердным по отношению друг к другу, и к другим людям.
А если в каждом сердце будут жить спокойствие и любовь, то и в мире будет царить доброта, радость и счастье.
Слайд 16.
Стихотворение читает учитель.
Есть Бог, есть мир,
Они живут вовек,
А жизнь людей - мгновенна и убога.
Но всё в себе вмещает человек,
Который верит в мир и верит в Бога.