Цель: Организация внеклассного мероприятия, в память о победе русского народа в Сталинградской битве.
Задачи:
расширить знаний учащихся об исторических событиях победы в Великой Отечественной Войне;
воспитывать патриотические чувства, любовь к Родине, уважение к ветеранам и память о великой победе:
формировать умение находить информацию на заданную тему;
способствовать воспитанию чувства гордости за героическое прошлое малой Родины;
вызвать эмоционально-нравственный отклик на события Сталинградской битвы и чувство восхищения родным городом.
Техническое оснащение: персональный компьютер, мультимедийный проектор, экран, программа PowerPoint, презентация.
Предварительная работа: разучивание стихов, подготовка сообщений по теме “Герои Сталинградской битвы”.
Ход мероприятия.
На старой, милой нам Земле
Есть много мужества. Оно
Не в холе, воле и тепле,
Не в колыбели рождено…
К. Симонов
Учитель: 70 лет прошло с момента Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг., но ее отголоски слышны до сих пор. Сколько жизней унесла эта война, сколько разрушений оставила после себя, сколько изломанных судеб... Вся страна работала на победу и в тылу, и на фронте люди проявляли массовый героизм и отвагу.И все это ради дальнейшей жизни других поколений, целых народов и стран, ради мира на Земле.
Чтец 1:
Там, где двести дней и ночей Бушевала великая битва, Там кровью тысяч людей Каждый метр земли был пропитан. Там сила советских солдат Сокрушала фашистскую силу,- Там давно уже пушки молчат И поля от пожарищ остыли. Там сегодня над Волгой-рекой, На священной земле Сталинградской, Рвётся к солнцу цветок полевой, Из-под каски пробитой солдатской. Жизнь! Мы славим величье её. Жить! — вот благо и счастье людское. За него, за счастье твоё и моё Свои жизни отдали герои.
Учитель: С 17 июля 1942 года по 2 февраля 1943 года на территории волжских степей шли тяжёлые, кровопролитные бои. По продолжительности и ожесточенности, по количеству участвующих и погибших в них людей эта битва превзошла все известные ранее истории сражения.
Сталинградская битва – беспримерный подвиг народа.… На Сталинградской земле советские люди выдержали самое трудное испытание…
Захват Сталинграда был важен для Гитлера по нескольким причинам. Во-первых, это был главный промышленный город на берегах Волги(жизненно важный транспортный маршрут между Каспийским морем и северной Россией). Во-вторых, захват Сталинграда мог обеспечить безопасность на левом фланге немецких армий, наступающих на Кавказ. И в-третьих, сам факт, что город носил имя Сталина — главного врага Гитлера, делал захват города выигрышным ходом.
Исегодня мы будем говорить о мужестве, которое проявили участники Сталинградской битвы в ходе сражения.
Звучит отрывок песни Б. Окуджавы «Нам нужна одна победа» (из кинофильма «Белорусский вокзал»)
Учитель: Да. За ценой не стояли наши солдаты, бились на смерть, до последней капли крови.
Чтец 2.
День за днём Сталинградцы сражались.
В небывалом, кровавом бою. В эти грозные дни отстояли они и Отчизну, и Волгу свою. Мы с тобой пораженья не знали, Был наш лозунг: «Ни шагу назад!» До последнего насмерть стояли, Но не сдали врагу Сталинград.
Учитель: Девизом защитников стали слова: «Ни шагу назад! Стоять на смерть! За Волгой для нас земли нет!» В ожесточенных кровопролитных боях рождались тысячи героев показывающие образцы мужества, отваги, самоотверженности.
Кто же они настоящие герои Сталинграда?
Ученик 1
Василий Зайцев — снайпер. Лично уничтожил 242 фашиста из них 11 немецких снайперов. В Зайцеве сочетались все качества, снайпера — острота зрения, чуткий слух, выдержка, выносливость, военная хитрость. Он умел выбирать лучшие позиции, маскировать их. Немцы доставили в Сталинград самого лучшего снайпера, чтобы уничтожить Зайцева. Но вскоре фашистский снайпер был застрелен в нелегком поединке.
Ученик 2
Михаил Паникаха. 2 октября 1942 года в боях при Сталинграде совершил героический подвиг. На окоп, в котором он находился, двигались вражеские танки. Взяв две бутылки с горючей жидкостью, Михаил пополз в сторону главного немецкого танка. Пуля попала в одну из бутылок, жидкость моментально разлилась по телу бойца и воспламенилась. Вспыхнув факелом, Михаил бросился на решётку моторного люка и разбил об неё вторую бутылку. Немецкий танк остановился….
Ученик 3
Матвей Путилов — связист штаба. В разгар боя нужно было исправить повреждённую связь. Две предыдущие безуспешные попытки восстановить связь закончились гибелью связистов.И тогда Матвею Путилову была поставлена задача восстановить проводную телефонную связь. Осколком мины его ранило в плечо. Превозмогая боль, он дополз до места обрыва провода, но был вторично ранен: ему раздробило руку. Теряя сознание и не имея возможности действовать рукой, сжал концы проводов зубами, и по его телу прошёл ток. Связь была восстановлена. Умер Матвей Путилов с зажатыми в зубах концами телефонных проводов.
Ученик 4
Снайпер Пётр Гончаров в боях уничтожил 445 фашистов. После Сталинградской битвы он стал наставником снайперов. Отмечая новый 1944 год со своими боевыми друзьями, он сказал: «Немецкому ефрейтору Гитлеру по причине моих выстрелов пришлось снять с котлового довольствия 402 фрица. А если прибавить сюда и работу моих молодых товарищей, снайперов нашего полка, счёт перевалит за 1000. Пётр Гончаров продолжал учувствовать в боях и погиб под Кривым рогом 31 января 1944 года. 10 октября 1944 года Гончарову присвоено звание Героя Советского Союза. (Посмертно)
Ученик 5
Снайпер Анатолий Чехов защищал Дом Павлова. В Сталинграде он уничтожил 256 гитлеровцев. В то время ему было всего 19 лет. За время службы в армии подготовил 20 снайперов. В 1943 году под Киевом ему оторвало взрывом стопу, он перенес 12 операций. Поправившись, Чехов пошел работать на электромеханический завод. О нем создан документальный фильм «И помнит мир спасенный».
Ученик 6
Алексей Ващенко.Это было 5 сентября 1942 года. Шёл кровопролитный бой на правом фланге 272-го стрелкового полка НКВД. Гитлеровцы бросили сюда большое количество танков и пехоты. Четвёртая рота автоматчиков должна была атаковать врага и перейти в наступление. Но в это время из дзота открыл огонь вражеский станковый пулемёт. Атака была сорвана. Тогда Алексей Ващенко встал во весь рост и рванулся к вражеской огневой точке. Алексей был ранен. Полуживой, он дополз до дзота и закрыл его своим телом. Это привело врага в замешательство и дало возможность роте перейти в наступление. Наш земляк Николай Сердюков повторил его подвиг, также закрыв своим телом амбразуру вражеского дзота и обеспечив этим атаку.
Учитель: Говоря о героях Сталинграда, нельзя не упомянуть и о нашем земляке, участнике Сталинградской битвы Шишкине Иване Яковлевиче.
Иван Яковлевич Шишкин родился в хуторе Моховом в крестьянской семье. С семи лет был погонщиком быков. Работал в колхозе в поле, со скотиной. Заслужил награды в мирное время: орден «Знак Почета», звание «Почетный колхозник». До войны был внештатным корреспондентом газеты «Призыв».
Прошел всю войну. Участник Сталинградской битвы. Имеет два ордена Великой Отечественной войны, медали «За боевые заслуги», «За взятие Берлина», «За освобождение Варшавы», «За оборону Сталинграда». Имеет благодарственные письма от Верховного главнокомандующего за битвы на Одере, Висле.
После войны вернулся в родной хутор. Работал секретарем партийной организации. На общественных началах строил клуб. Затем семь лет им заведовал. Был заводилой и инициатором интересных мероприятий. Сам всегда принимал в них участие.
Потом работал в колхозе шофером на ГАЗ – 51. Возил зерно с поля на ток. Стаж пятьдесят лет. Имеет много почетных грамот.
Чтец 3
Ах, война, что ты сделала подлая, Вместо свадеб — разлуки и дым. Наши девочки платьица белые Раздарили сестрёнкам своим. Сапоги, ну куда от них денешься? Да зелёные крылья погон. Вы наплюйте на сплетников, девочки, Мы сведём с ними счёты потом. Пусть болтают, что верить вам не во что, Что бредёте войной наугад, До свидания, девочки! Девочки, Постарайтесь вернуться назад.
Учитель: Бились с врагом до конца и женщины в белых халатах. Каждый день был наполнен стонами и плачем, болью и ужасом, кровью и отчаянием. И каждую минуту шла борьба этих «сестричек» за самое дорогое — за человеческую жизнь.
Ученик 8:
Во время Сталинградской битвы Людмила Родионова, после тяжелого ранения в голову, оказала помощь 70 раненым. В холодной воде на переправе наших войск на правый берег Волги осенью 1942 года под непрерывной бомбёжкой мужественно спасала тонувших.
Ученик 9:
420 раненых вынесла с поля боя Мария Кухарская. В атаки она ходила позади бойцов, чтобы их видеть. Они свято верили в неё. Знали, что ни одного не проглядит, ни одного не бросит.
Ученик 10:
Медсестра Маша Мелихова не только делала перевязки. Она отдавала тяжелораненым и свою кровь. Это милосердие, участие, сострадание, удесятеряло силы солдат, и было настоящим подвигом.
Ученик 11:
Всем известно имя Гули Королевой. 24 ноября 1942 года во время боев вынесла 100 раненых воинов с поля битвы. Она подносила бойцам гранаты, а когда настал критический момент боя, повела за собой бойцов. Дважды раненная, она не оставила поле боя, в своем последнем бою лично уничтожила 15 фашистов и погибла смертью героя.
Чтец 4:
Я был и пионером и солдатом,
Но галстук заменяли мне бинты.
Ревела смерть над нашим медсанбатом
И с визгом обрывались с высоты.
А я страдал отважно и упрямо,
Срывал повязки в яростном бреду.
Я иногда кричал по-детски: «МАМА!»
Так было в 41-м том году.
Учитель: Детям в годы войны пришлось наравне со взрослыми работать в тылу врага, ухаживать за ранеными, выносить их с поля боя, помогать задерживать шпионов, захватывать у фашистов оружие, совершать совсем не детские подвиги. Многие погибли в борьбе за Родину, отдавая самое дорогое, что у них было, свою жизнь.
Ученик 12:
Самым юным защитником города был Серёжа Алешков. Этот шестилетний мальчик-сирота как мог помогал бойцам. Приносил им пищу, подносил снаряды, патроны, в перерыве между боями пел песни, читал стихи, разносил почту. Его героический подвиг спас жизнь командиру полка. Когда советские войска форсировали Днепр, боец Алёшков увидел, как над блиндажом, где находился командир, взметнулось пламя. Он бросился к блиндажу, но вход завалило, и в одиночку ничего нельзя было сделать. Боец под сильным огнём добрался до сапёров, и только с их помощью удалось извлечь из-под груды земли раненого командира.
Ученик 13:
В захваченном фашистами хуторе Вербовка действовал «босоногий гарнизон». Этот отряд состоял из подростков 10 — 14 лет. Их было 20 человек, и они бесстрашно действовали против врага, сея панику среди захватчиков. «Мы клянёмся всё время бить фашистов, по-всякому вредить им. Мы будем мстить за расстрелянных и замученных женщин, детей, стариков. Кровь за кровь! Никто из нас не испугается, не отступит и не изменит. За измену и трусость – смерть» - такой была клятва маленьких героев большой войны…
Мальчишек схватили и жестоко пытали, а затем на глазах у хуторян расстреляли. Казалось земля плакала по этим детям, которые погибли за Родину, по этим настоящим маленьким мужчинам. Десять ангелов улетели в небо…
Учитель: Сегодня, говоря о победе и воздавая признание и благодарность победителям, мы никогда не должны забывать о тех, кто навсегда остался лежать под Сталинградом. К сожалению, их оказалось немало.
Объявляется минута молчания…
В памяти нашего народа это время живет не только как время коренного перелома в войне, но и как ужас, как незабываемое горе. Это событие и сейчас еще напоминает о себе едва ли не в каждом доме пожелтевшими треугольниками солдатских писем, страшными листками «похоронок», сохранившимися боевыми наградами, фотографиями погибших на фронте, умерших от ран, болезней и без вести пропавших родственников. Мы не имеем права забывать об этом. Это наша история, это наша память
Звучит запись песни «Горячий снег» (музыка А. Пахмутовой, слова Н. Добронравова).