Историческая игра-викторина«Своя игра» (для 5 класса)
Цель урока:закрепление ранее изученного материала и вопросов по пройденным темам; продолжить формирование умений подводить итоги, выделять главное, ориентироваться в событиях и исторических фактах; способствовать расширению кругозора школьников по знанию истории древнего мира; развивать коммуникативные и интеллектуальные навыки школьников.
Оборудование урока: компьютер, проектор, экран, музыкальное оформление, столы, стулья, таблички с названиями команд.
Ход игры:
Ведущий (учитель) кратко знакомит с правилами игры:
1. По жребию одна из команд называет категорию и сумму баллов, которую она хотела бы заработать.
2. После правильного ответа она получает данную сумму и продолжает играть до тех пор, пока не ошибается, и ход переходит другой команде.
3. Время на обдумывание ответа – 1 минута.
4. Если команда не может ответить, за нее может ответить другая команда и получить данную сумму баллов, она же затем выбирает категорию.
5. Если никто не может ответить на вопрос, на него отвечает желающий из зала или ведущий, а следующая команда по очереди продолжает игру.
Примечание: Если в зале сидят зрители, их привлекают к игре.
6. Победителем считается та команда, которая в сумме набирает большее количество баллов.
Игровое табло (через проектор выводится на экран).
Вопросы для команд участников в разных номинациях: «Древнейшие люди», «Древнейшие орудия труда», «Возникновение земледелия и скотоводства», «Появление неравенства и знати», «Всяко-разно».
Игровое табло
Древнейшие
люди
10
20
30
40
50
Древнейшие
орудия труда
10
20
30
40
50
Возникновение земледелия и скотоводства
10
20
30
40
50
Появление неравенства и знати
10
20
30
40
50
Всяко-разно
10
20
30
40
50
Вопросы для команд-участников в номинации
«Древнейшие люди»
10 баллов
Живут в пределах местности одной
Они, как брошенное в землю семя,
Собравшись несколько родов,
Они образовали …
(Племя).
20 баллов
Это предки всех слонов,
Но огромнее, лохмаче.
Для охотников, тем паче,
Нет желаннее добычи.
(Мамонты).
30 баллов
Назови это занятье,
Когда целый день-деньской
Плоды, ягоды, коренья –
Что имеет вид съестной,
Люди первые искали
Стадом всем потом съедали.
(Собирательство).
40 баллов
Первый это коллектив.
Человек там не ленив.
Он по лесу ходит день.
Собирает все – не лень.
(Стадо).
50 баллов
Чем может отличаться
Древнейший человек
От тех, кто появился
Пораньше так на век?
Ведь он такой же голый
И так же весь оброс.
Ест все, что попадается.
Встает вот, правда, в рост.
(Умением изготавливать орудия труда).
Вопросы для команд-участников в номинации
«Древнейшие орудия труда»
10 баллов
Человек взял палку, камень
И связал. И ему не лень
Им работать целый день.
Он деревья рубит им.
Чем? Спеши назвать каким?
(Каменный топор).
20 баллов
Назови орудье то,
Что придумано давно
Человеком самым первым.
А для нас сейчас оно
Вовсе даже не нужно.
(Дубина, палка-копалка, заостренный камень).
30 баллов
Это главное орудие
На многие века.
Оно сделано из дерева.
Но изменив слегка.
Охотники остроконечник
Привязали на наконечник.
И с тех пор для всех зверей
Нет оружия грозней.
(Копье).
40 баллов
Человек пошел на лов.
Чтобы был большой улов
И предмет он прихватил,
Что из кости смастерил.
Назови, что это было
И оружием служило.
(Гарпун).
50 баллов - КОТ В МЕШКЕ!!!
На восточном побережье Моря Средиземного Государство моряков Было очень древнее. И чтоб им торговать, Просто стали все писать. Кто же знал – их алфавит Все народы покорит.
(Финикия).
Вопросы для команд-участников в номинации
«Возникновение земледелия и скотоводства»
10 баллов
Он из мотыги появился,
Избавив всех от лишних мук.
За животным он тащился.
Ты, прав, конечно …
(Плуг).
20 баллов
(Плуг).
30 баллов
Человек взял кость иль древо,
Расщепил его слегка.
И в расщеп тот очень ловко
Вставил камушки. Рука
Брала его осторожно,
Чтоб колосья срезать им.
Так орудием каким,
До сих пор известным всем,
Мог работать он один?
(Серп).
40 баллов
Первое орудие труда для обработки земли, состоящее из палки с сучком, - это: (Мотыга).
50 баллов
С возникновением земледелия и скотоводства жизнь человека изменилась, она зависела теперь не только от природы, но и от …
(Его собственного труда или него самого)
Вопросы для команд-участников в номинации
«Появление неравенства и знати»
10 баллов
Вожди племен и их друзья
Прославлены все были
И по наследству их потомкам
Досталась слава та и честь.
Людей же этих стали звать,
Вы правы. Ну, конечно…
(Знать).
20 баллов
Он был царем.
Потом завоевал Египет.
И стал хозяином корон.
Повелевать стал всеми
Конечно это …
(Фараон).
30 баллов - КОТ В МЕШКЕ!!!
Назови металл, который
После меди признан был.
Человек сообразил –
Олово добавил
Ну и что ж он получил?
(Бронза).
40 баллов
Из рода выбрали того,
Кто стар и мудр одновременно.
И выбрали его за то,
Что опыт свой готов отдать
Всем непременно.
(Старейшина).
50 баллов
Собрав сородичей и всех людей,
Решил он с ними поживиться
Чужое племя он ограбил побыстрей
И с ними после боя поделился. (Вождь).
Вопросы для команд-участников в номинации «Всяко-разно»
10 баллов
В Египте высушенное тело человека, обмотанное белыми бинтами, называли.
(Мумия).
20 баллов
Первобытные люди боялись грозных явлений природы, хотели понять их причины. Так возникли первые…