kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Традиции и обычаи наших предков"

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной разработке даны ролевые и различные игры на логическое мышление у учащихся и их представление о обычаях и традициях своего народа.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«"Традиции и обычаи наших предков"»

Внеклассное мероприятие по истории

«Традиции и обычаи наших предков».

Цели: 

Повысить познавательный интерес учащихся к истории и культуре древних славян.

Привлечь ребят к изучению славянской мифологии.

Ход игры:

Ведущий:

Ребята, наша игра посвящена истории древних славян. С тех времен прошло огромное количество лет, почти забытые старые времена остались жить в народной памяти: в сказках, песнях, обрядах, заговорах, суевериях.

Спросим себя, почему нельзя здороваться за руку через порог? Почему на свадьбе разбивают тарелку? А почему, вселяясь в новый дом, первым в него впускают кота?

Все перечисленные обычаи как раз оттуда, из наших языческих времен. Там, в этом загадочном и интересном мире, коренится наше мировоззрение.

И чтобы лучше понять, откуда мы родом, узнать, как представляли себе свой мир славяне-язычники, мы проводим нашу игру – “Традиции и обычаи наших предков".

Прежде чем начать игру я прошу вас придумать название своей группе и изобразить ваш талисман, который древние славяне называли оберег.

Сейчас мы с вами отправимся в мир славянских языческих мифов, в те времена, когда наши предки всецело зависели от природы. Не умея объяснить многие таинственные явления, они одушевляли природу, наделяя ее разумом, волей, чувствами. Древние славяне были уверены в существовании могущественных богов и духов, и, чтобы расположить их к себе, они приносили им жертвы, посвящали песни и праздники, старались предвидеть их волю и не нарушать запреты.

В мир древних славян ведут три дороги. Начинаются они от большого камня и ведут к Мировому Древу. Каждая команда выбирает дорогу, по которой отправляется в путь. Правильно отвечая на вопросы, команда получает жетоны в виде листочков, на которых написано количество баллов, полученное за выполненное задание. После выполнения всех заданий вы подсчитываете общее количество баллов своей команды. Команда, набравшая наибольшее количество баллов, побеждает.

И начинается наш путь в таинственном лесу, где жила древняя и могущественная богиня, хозяйка леса и зверей и царства мертвых. Её избушка на курьих ножках считалась воротами в подземное царство, сторожевой заставой на границе между миром людей и миром мертвых.

– Кто это? Баба Яга!

Задание № 1.

Ведущий:

Вопрос первой команде:

Давайте вспомним, как обращались путники к избушке? (“Избушка, избушка, стань к лесу задом, ко мне передом”.)

– А почему избушка стоит именно таким образом? (Древние славяне считали, что вход в нее возможен только со стороны царства мертвых. Поэтому избушка без окон, без дверей - мертвым не нужен солнечный свет. И чтобы попасть туда, нужно произнести магическое заклинание.)

Вопрос второй команде:

–Какими словами Баба Яга встречает путников? (“Фу-фу, русским духом пахнет. Вот пожарю тебя в печи да съем и на косточках твоих покатаюсь”)

А почему именно такими словами? (Русский дух – запах живого человека, чужого, настраивает Бабу Ягу враждебно. Ей не нужны непрошенные гости. А изжарить гостя она хочет, потому что в Древней Руси покойников сжигали, пепел собирали в сосуд и уносили в глубь леса. Там, в чаще стоял маленький домик (“избушка на курьих ножках”). Его называли “домом мертвых”. Сосуд с прахом заносили внутрь домика, а кости на шестах выставляли в виде забора. Видимо, такие избушки стали прообразом жилья Бабы Яги.)

Вопрос первой команде:

– Что это такое: “Маленький, кругленький, а за хвост не поймаешь”? (Клубок)

Вопрос второй команде:

– Как этот предмет связан с Бабой Ягой?

(Клубок, чудесный предмет, указывающий путь гостям Бабы Яги.)

Задание № 2.

Ведущий:

Чтобы наш путь был удачным, нам надо обратиться к богам и попросить их о помощи.

Вопрос первой команде:

– Откуда пошло выражение “Что на роду написано, того не миновать”?

(Род – бог-творец. По древнеславянским представлениям при рождении человека его будущая судьба записывается в книгу Рода. Отсюда и пошло выражение “Что на роду написано”.)

Вопрос второй команде:

– Откуда пошли выражения: “Чур, меня!”, “Чур, мое!”, “Чур, тебе на язык!”?

(Чур – божество, охранявшее человека и его добро от нечистой силы. Поэтому при опасности до сих пор вспоминают этого бога и просят: “Чур, побереги меня!”, то есть “Чур, меня!”. Кто найдет что-то и не захочет ни с кем делиться, просит: “Чур, мое!”. Если же скажут кому-то что-то плохое, в ответ можно услышать: “Чур тебе на язык”, – и злое пожелание не сбудется.)

Ведущий:

Знаете ли вы: С именем какого славянского бога связано выражение: “После дождичка в четверг”?

(Перун – Бог Грозы, повелитель небесных вод, его часто молили о дожде. У него был свой день недели – четверг. Если молиться Перуну в этот день, то молитвы считались особенно действенными.)

Ведущий:

И вот, под покровительством древнеславянских богов мы продолжаем наш путь. По дороге мы встретимся с множеством духов. В то далекое время они имели большое влияние на жизнь людей. Для того, чтобы их увидеть, нужно их расколдовать, т.е. ответить на вопрос. Но будьте настороже. Духи очень коварны, и, к сожалению, не все они добрые. Но если вы правильно ответите на вопросы, они вас не тронут и пропустят дальше.

Задание № 3.

Ведущий:

Давайте вспомним, в каких духов верили древние славяне? (Команды по очереди называют духов, назвавшая последней получает баллы.)

Вопрос первой команде:

– Вы заблудились в лесу. В старину в этом винили Лешего и принимали меры, чтобы его обмануть. Какие это были меры?

(Заблудившийся должен был сесть на пенек, снять с себя одежду, вывернуть её на изнанку и в таком виде надеть на себя. Обувь поменять с левой ноги на правую, произнести заговор: “Шел, нашел, потерял”. А выходить из леса нужно задом наперед, тогда следы ведут не в лес, а из леса. Вот Леший и запутается.)

Вопрос второй команде:

– Древние славяне считали, что в каждом доме живет Домовой. В старину его ласково называли “дедушкой” или “хозяином”. А представляли этот дух в облике маленького мужичка с седой бородой, обросшего мягким пушком, с длинными когтями. Как хорошие хозяева ублажали домового? И почему, переселяясь в новый дом, русские люди первой запускают кошку?

(Хорошие хозяева подкладывали домовому под печку горбушки хлеба, немного вкусной еды, разноцветные ленточки. Славяне считали, что домовой любит превращаться в собаку, в крысу, а чаще всего в кошку. В кошачьем облике его и впускают в новый дом.)

Ведущий:

– Хозяевами рек и озер славяне считали водяных. Водяного представляли лохматым бородатым стариком, пузатым или горбатым. Он весь оброс шерстью, покрыт тиной или рыбьей чешуей, выпученные мутные глаза, как у рыбы, оттопыренные уши, нос без ноздрей, тонкие длинные ноги, а между пальцами утиные перепонки. Иногда он принимал вид обычного человека и появлялся в деревне или в городе. По какому признаку можно было узнать, что это водяной?

(С левой полы его одежды постоянно капает вода.)

Задание № 4.

Ведущий:

В славянской мифологии очень много примет и суеверий, и сейчас мы поговорим о них. Команды по очереди называют известные им суеверия, назвавшая последней получает баллы.

Задание № 5.

Ведущий:

И вновь командам предлагаются вопросы:

Вопрос первой команде:

– У древних славян существовали ритуальные танцы, исполняемые в определенное время. Один из таких танцев сохранился и по сей день. Этот ритуальный танец был посвящен Солнцу и являлся его символом. Назовите этот танец.

(Хоровод. Танцующие образуют круг – символ Солнца, и повторяют его путь по небу. Таким образом, совершается магический обряд поклонения Солнцу.)

Вопрос второй  команде:

– Почему розги на Руси делали из берёзы?

(Чтобы изгнать из человека бесов, поскольку считали, что если кто-то плохо себя ведет, ленится, значит, им овладели бесы. Берёза – оберег, изгоняющий нечисть, ей приписывали магические свойства. Таким образом, розгами не только наказывали, но и проводили древний магический обряд.)

Вопрос первой команде:

– Какой совет можно услышать в русских народных сказках перед очень серьезным делом, когда герой не может найти выход из трудного положения?

(“Ложись спать, утро вечера мудренее”.)

Вопрос второй  команде:

– Что значил у славян этот совет?

(Язычники считали, что во время сна (медленной смерти) человеческая душа может посетить другие миры, спросить совета у богов или умерших родственников и тем самым решить свои проблемы.)

Задание № 6.

Ведущий:

Значительную роль в жизни древних славян играли языческие праздники. Они были посвящены многим явлениям природы и богам, для того, чтобы задобрить богов, добиться их покровительства. Какие праздники древних славян вы знаете? (Команды по очереди называют праздники, назвавшая последней получает баллы.)

Подведение итогов, награждение.

Ведущий:

Наше путешествие заканчивается. Мы узнали много нового и интересного о вере наших предков, познакомились с обычаями и суевериями славян, и напоследок давайте произнесем все вместе заговор, который поможет нам уберечься от нечисти, придаст силу и храбрость:

Прочь отступите, чудовища, все,

Явится Русь перед вами в красе.

Вам ли, чудовища, наши сокровища –

Молодость, силушку

Спрятать в могилушку!

Вам ли всю Русь погубить?

Вам ли свалить великана-гиганта?

Есть у него три бессмертных таланта:

Верить, терпеть…и любить!























































КОНКУРС

ДЕКАРАТИВНО - ПРИКЛАДНОГО

ИСКУССТВА НАРОДОВ РК

"НАСЛЕДИЕ НАШИХ ПРЕДКОВ -

СОХРАНИМ И ПРЕУМНОЖИМ"









КОМЕКОВА ШАХИДА КОМУНАРОВНА


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 6 класс

Скачать
"Традиции и обычаи наших предков"

Автор: Комекова Шахида Комунаровна

Дата: 08.09.2016

Номер свидетельства: 342858

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(51) "Праздники и традиции России"
    ["seo_title"] => string(28) "prazdniki_i_traditsii_rossii"
    ["file_id"] => string(6) "597439"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1641957399"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(137) "Конспект урока милосердия   на тему: «Православные традиции Светлой Пасхи»"
    ["seo_title"] => string(77) "konspiekt-uroka-milosierdiia-na-tiemu-pravoslavnyie-traditsii-svietloi-paskhi"
    ["file_id"] => string(6) "256128"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1448048037"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(207) "Методическая разработка занятия «Встреча старого нового года!»»                               ( нетрдиционная форма обучения)"
    ["seo_title"] => string(96) "mietodichieskaiarazrabotkazaniatiiavstriechastaroghonovoghoghodanietrditsionnaiaformaobuchieniia"
    ["file_id"] => string(6) "280757"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1453408919"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(207) "Методическая разработка занятия «Встреча старого нового года!»»                               ( нетрдиционная форма обучения)"
    ["seo_title"] => string(97) "mietodichieskaiarazrabotkazaniatiiavstriechastaroghonovoghoghodanietrditsionnaiaformaobuchieniia1"
    ["file_id"] => string(6) "280758"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1453408925"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(98) "Воспитательский час на тему: «Традиции в моей семье». "
    ["seo_title"] => string(56) "vospitatiel-skii-chas-na-tiemu-traditsii-v-moiei-siem-ie"
    ["file_id"] => string(6) "207235"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1430381145"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства