kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Сценарии на тему « День памяти репрессированных»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Кто клеймён был статьёю полсотни восьмою, 
Кто и во сне окружен был собаками, лютым конвоем, 
Кто по суду, без суда, совещанием особым 
Был обречён на тюремную робу до гроба, 
Кто был с судьбой обручён кандалами, колючкой, цепями, 
Им наши слёзы и скорбь, наша вечная память!

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Сценарии на тему « День памяти репрессированных»»

Воскресенская СОШ










Сценарий

« День памяти репрессированных»














Учитель истории:

Кусаинова Гульден Зайниденовна



2016 год



Сценарий « День памяти репрессированных»

Сегодня мы собрались здесь, чтобы почтить память тех, кто стал жертвой политических репрессий, той самой страшной страницы в нашей истории.

Ведущий 1. 

Всем, 
Кто клеймён был статьёю полсотни восьмою, 
Кто и во сне окружен был собаками, лютым конвоем, 
Кто по суду, без суда, совещанием особым 
Был обречён на тюремную робу до гроба, 
Кто был с судьбой обручён кандалами, колючкой, цепями, 
Им наши слёзы и скорбь, наша вечная память!

Ведущий 2: 
Много суровых испытаний, жертв, и лишений выпало в XX веке на долю нашей страны. Две мировые и Гражданская войны, голод и разруха, политическая нестабильность унесли десятки миллионов жизней, заставляя вновь и вновь восстанавливать разрушенную страну.

Ведущий 3: 
На этом фоне страшными страницами нашей истории стали политические репрессии. Более того, унижены и уничтожены лучшие из лучших, у которых и в мыслях не было бороться против своего народа. Тысячи инженеров, сотни тысяч замученных, расстрелянных, загубленных партийцев, миллионы крестьян, оказавшиеся жертвами раскулачивания, маршалы и генералы, ученые и поэты, писатели и артисты, которые на самом деле были преданы Родине.

Ведущий 4: 
Ныне известны невероятные по своим масштабам цифры расстрелянных, репрессированных, заключенных в тюрьмы, разбросанных по детским домам. Только по неполным данным их число превышает десять миллионов человек. Система боролась с совершенно безвинными людьми, выдумывая себе врага, а потом безжалостно уничтожала этих людей. Вечная память безвинно погибшим. Объявляется минута молчания.

Ведущий 1 
Ежегодно 30 октября начиная с 1991 года в России и бывших странах СССР отмечают День памяти жертв политических репрессий. В этот памятный день проходят траурные акции и памятные мероприятия: митинги, возложения венков и цветов к памятникам репрессированным, «уроки памяти» в учебных заведениях и пр. 

Ведущий 2 
- Сегодня День памяти жертв политических репрессий, как подтверждение того, что ничто не забыто- ни высокий подвиг, ни подлое предательство, ни черное злодейство. Вернуть всем невинно пострадавшим их доброе имя- святой долг государства. 


Ведущий 3. Такое страшное было время.

Врагом народа был сам народ.

Любое слово, любая тема...

И по этапу страна... вперёд!

Но мы-то помним! Теперь мы знаем.

На всё запреты, на всех печать...

Народ толпой по этапу гнали,

Чтоб было легче им управлять...

Ведущий 1.

Репрессии проходившие в СССР можно разделить на несколько этапов: 

1 этап: политических репрессий со стороны большевиков в Советской России, которые начались сразу после Октябрьской революции 1917 года, а также в годы Гражданской войны. При этом жертвами репрессий становились не только активные политические противники большевиков, но и люди, просто выражавшие несогласие с их политикой. 

Ведущий 4.

2 этап:  начался с  принудительной коллективизации сельского хозяйства и ускоренной индустриализации в конце 1920-х — начале 1930-х годов, а также укреплением личной власти Сталина. Многие исследователи относят к жертвам сталинских репрессий осуждённых по ст. 58 УК РСФСР 1926 года («контрреволюционные преступления»), а также жертв раскулачивания (начало 1930-х гг.). Во второй половине 30-х годов в Бурят-Монголии продолжалось закрытие, церквей, храмов, молельных домов, монастырей, дацанов. Спецслужбы по сравнению с другими показателями наиболее успешно проводили борьбу "с вредителями в рясах". Особый упор делался на борьбу с буддийским духовенством. 


Ведущий 1.

3 этап сталинских репрессий в истории называется политика «Большого террора». В мае 1936 года была подготовлена "Особая папка" Бурят-Монгольского ОК ВКП(б), в которой содержались специальные рекомендации о методах сокращения численности бурятских лам. По данным материалов базы данных Республиканской Книги памяти жертв политических репрессий было репрессировано священнослужителей православной церкви 101 человек, буддийской церкви - 1701 человек, старообрядческой - 24 человека. В марте 1937 была осуществлена чистка НКВД, затем прокуратуры и судов. В мае 1937 развернулся Большой террор, продолжавшийся до конца 1938 г. Он стал пиком сталинских репрессий. 

Ведущий 2.

В дальнейшем репрессии носили более упорядоченный характер. В предвоенные годы началось массовое выселение целых народов. Жертвами депортации стали поляки, курды, корейцы, буряты и другие народы. 3,5 миллиона исчисляется количество репрессированных по национальному признаку с середины 40-х по 1961 год. Депортация коснулась 14 народов целиком и 48 – частично. В послевоенные годы репрессии применялись к пленным, врагам народа, перешедшим на сторону фашистов. По данным КГБ СССР в 1930—1953 гг. репрессиям подверглись 3 778 234 человека, из которых 786 098 было расстреляно, а остальные направлены в гигантские рабовладельческие хозяйства системы ГУЛАГ.

Ведущий 3. 
Крупнейшие лагеря, в которых отбывали наказание заключенные, находились на Соловках, на Колыме, в Казахстане. В результате все исправительно - трудовые лагеря вошли в единую систему Главного управления лагерей и мест поселений(ГУЛАГ) . Так оформлялась система лагерей, охватившая практически всю страну. В Бурятии уже с 20-х годов существовала сеть малых и больших лагерей, объединившихся впоследствии в Бамлаг. В 1940г. после перевода Бамлага в Тайшет (Иркутская область) в Закаменском районе для строительства Джидинского комбината создаётся Джидалаг.

Заключенные использовались на самых тяжелых и опасных работах: подземной добыче руды и угля и их переработке, лесозаготовке, строительстве промышленных и гражданских объектов. Принудительный труд, плохое питание и тяжелые жилищно-бытовые условия приводили к быстрому физическому истощению заключенных. Таким образом, мы видим, что Бурятия тоже являлась составной частью ГУЛАГа.

Ведущий 4. Условия содержания заключенных в этих лагерях привели к большим человеческим жертвам.  Жён заключённых и их детей, как правило, тоже подвергали репрессиям. Женщин отправляли в лагеря, на каторжные работы. А детей или в лагеря, или в детские дома. Происходили дичайшие истории, например «Когда были арестованы бывший нарком финансов Г. Сокольников и его жена писательница Г. Серебрякова, их малолетняя дочь два дня провела в песочнице возле дома, пока не приехала машина НКВД – никто из соседей не подошел к ней, не приласкал, не накормил, не дал приют». Люди просто боялись.

Ведущий 1. Вот история Гели МАРКИЗОВОЙ. Это дочь министра земледелия Бурят-Монгольской АССР. Она в 1936 г. на одном из приемов преподнесла Сталину букет со словами: "Эти цветы дарят Вам дети Бурят-Монголии". Вождь взял Гелю на руки и поцеловал. На следующий день в газетах появилась фотография Сталина с Гелей на руках и подписью: "Спасибо товарищу Сталину за наше счастливое детство".

А в 1937-м её папу увезли. На «десять лет без права переписки». А плакаты с ней и Сталиным продолжали печататься по всей советской стране. Ее знали все, но уже под новым именем - Мамлакат Нахангова, юная сборщица хлопка, получившая орден Ленина. Геля вместе с мамой попала в Казахстан в ссылку.

Ведущий 2. Сколько их было, невинно убиенных, заживо похороненных в ГУЛАГах, забытых из страха порою даже родными? Вдумайтесь в такую цифру. В 1934 году в состав Союза писателей входило 2500 человек. А репрессировано было 2000!

Почему? За что?

Ахматова Анна. Расстрелян муж, репрессирован сын. Не печатали.

Клюев Николай. В 1934 году выслан в Нарымский край по ложным обвинениям в "кулачкой агитации". Умер в Томской тюрьме.

Мандельштам Осип. Поэт, переводчик, критик. Незаконно репрессирован.

Цветаева Марина. Поэтесса, прозаик, переводчик. Репрессированы муж и дочь. Покончила жизнь самоубийством.

Баркова Анна. Поэтесса. Отбывала заключение по необоснованным  обвинениям.

Василенко Виктор. Поэт, искусствовед. С 1947 по 1956 год отбывал заключение по необоснованным обвинениям.

Андреев Даниил. С 1947 по 1956 отбывал заключение во Владимирской тюрьме по необоснованным обвинениям.

Ведущий 3: Не покинула Россию Анна Ахматова. Она не была в тюрьме, но семнадцать месяцев ничего не знала о единственном сыне, триста дней и ночей провела в очереди в тюрьму.

Показать бы тебе насмешнице

И любимице всех друзей,

Царскосельской веселой грешнице,

Что случится с жизнью твоей -

Как трехсотая, с передачею,

Под Крестами будешь стоять

И слезою своею горячею

Новогодний лед прожигать.

Как тюремный тополь качается

И ни звука, - а сколько там

Неповинных жизней кончается...

Ведущий 4:  Часто не на бумаге, а в памяти сохранялись многие стихотворные строки. Униженные, но не сломленные, поэты пытались найти ответ на вопрос "За что?" Многие свято верили в непогрешимость Сталина и власти, они писали полные недоумения и веры строки.

На сегодняшний день напечатаны многие лагерные мемуары, рукописи бывших заключенных Колымы и Гулага, стали известны документы из архивов НКВД. Но самые бесстрастные свидетели на суде истории- это письма узников лагерей. Известно произведение Александра Солженицына «Архипелаг ГУЛАГ», которое внесли в обязательную школьную программу по литературе для старшеклассников.  

Ведущий 1. На протяжении многих десятилетий советское государство не просто уничтожало миллионы репрессированных, оно стремилось стереть память о людях. Уничтожение памяти о человеке – одна из форм репрессий. Сегодня в Бурятии проживают более двух тысяч граждан, пострадавших от политических репрессий. В республике было репрессировано 20 тысяч человек, из них 6 тысяч были расстреляны в 1937-1938 годах. Поэтому восстановление памяти в виде памятников – одна из форм реабилитации в глазах современников и будущих поколений.

Ведущий 2. Первые памятники и памятные знаки в память о жертвах политических репрессий были установлены на территории СССР в 1989 году. На сегодня в Российской Федерации и странах бывшего СССР установлено более 1200 памятников и памятных знаков( включая мемориальные доски) жертвам политических репрессий.

Наиболее известные памятники в России :

« Соловецкий камень на Лубянской площади в Москве,

Памятник « Маска скорби» - в Магадане,

Мемориальный комплекс « Катынь» - в Смоленской обл.

Мемориальный комплекс « Медное» - в Тверской обл.

Мемориальное кладбище в урочище « Сандромах» - в Карелии

Памятные знаки на Левашовском кладбище под Санкт-Петербургом

Памятник жертвам сталинских репрессий – во Владивостоке

Памятник жертвам сталинских репрессий – в г. Кызыл , Республика Тыва

Памятник жертвам террора – в Томске

Мемориал на месте массовых захоронений жертв репрессий 1937-1940 годов – в пос. Пивовариха, Иркутской обл.

Ведущий 3. Много памятников и памятных знаков, установлено в российских регионах. Например в Улан-Удэ в 2008 г. появился монумент на улице Линховоина, где находится двухэтажное здание, в котором в 30-е годы располагался НКВД. Также чтят память умерших в годы репрессий и в районных центрах, поселках, деревнях и селах. 

В 2006 году появился памятник жертвам политических репрессий в Заиграево, находящийся напротив администрации района.

Ведущий 4. Сохранение исторической памяти народа о страшных событиях недавнего прошлого поможет избежать их повторения в будущем.

День памяти жертв политических репрессий в России - напоминание нам о трагических страницах в истории страны, когда от жестокости политиков и новых преобразований в стране погибали, страдали безвинно репрессированные граждане родной страны. Сохранение исторической памяти народа о страшных событиях недавнего прошлого поможет понять корни этих явлений и избежать их повторения в будущем.

Об одном прошу тех, кто живет в это время: не забудьте!

Не забудьте ни добрых ни злых. Придет время, когда настоящее станет

Прошедшим, когда будут говорить о великом времени и безымянных

героях, творивших историю. Нужно чтоб все знали, что не было безымянных героев,

А были люди, которые имели свое имя, свой облик, свои чаяния и надежды, и поэтому

Муки самого незаметного из них были не меньше, чем муки того, чье имя войдет в историю. Пусть эти люди будут близки нам, как друзья, как родные…


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 9 класс

Скачать
Сценарии на тему « День памяти репрессированных»

Автор: Кусаинова Гульден Зайниденовна

Дата: 25.01.2016

Номер свидетельства: 282347

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(134) "Музейная педагогика. Педагогические возможности школьного музея "Исток" "
    ["seo_title"] => string(84) "muzieinaia-piedaghoghika-piedaghoghichieskiie-vozmozhnosti-shkol-nogho-muzieia-istok"
    ["file_id"] => string(6) "127757"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1415370879"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(126) "Литературный вечер"М.Ю.Лермонтов и М.Жумабаев. Два поэта - две судьбы" "
    ["seo_title"] => string(75) "litieraturnyi-viechier-m-iu-liermontov-i-m-zhumabaiev-dva-poeta-dvie-sud-by"
    ["file_id"] => string(6) "114711"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1411639149"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства