В настоящее время общество и государство ведут поиск путей преодоления кризиса нравственных ценностей и укрепления национального самосознания, приняты ряд документов, направленных на возрождение военно-патриотического воспитания в школах, формирование и развитие гражданских и нравственных качеств личности. Наиболее эффективным способом воспитания патриотизма и гражданственности, конечно же, является обращение к страницам славного прошлого нашей Родины, изучение знаменательных дат отечественной истории. Одной из важнейших в их ряду является Отечественная война 1812 года, когда произошел подлинный подъем национального самосознания. О значимости победы в Отечественной войне 1812 года свидетельствует то, что это событие отражено в Федеральном законе «О днях воинской славы (победных днях) России», где день Бородинского сражения- 8 сентября, включен в перечень дней воинской славы России. А в нынешнем 2012 году отмечается славная дата- 200-летие Победы России в Отечественной войне. Следуя традициям патриотического воспитания в нашей школе был проведен ряд классных, внеклассных и общешкольных мероприятий, посвященных 200-летию победы России в Отечественной войне 1812 г.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
В настоящее время общество и государство ведут поиск путей преодоления кризиса нравственных ценностей и укрепления национального самосознания, приняты ряд документов , направленных на возрождение военно-патриотического воспитания в школах, формирование и развитие гражданских и нравственных качеств личности. Наиболее эффективным способом воспитания патриотизма и гражданственности , конечно же, является обращение к страницам славного прошлого нашей Родины, изучение знаменательных дат отечественной истории. Одной из важнейших в их ряду является Отечественная война 1812 года, когда произошел подлинный подъем национального самосознания. О значимости победы в Отечественной войне 1812 года свидетельствует то, что это событие отражено в Федеральном законе «О днях воинской славы (победных днях) России», где день Бородинского сражения- 8 сентября, включен в перечень дней воинской славы России. А в нынешнем 2012 году отмечается славная дата- 200-летие Победы России в Отечественной войне. Следуя традициям патриотического воспитания в нашей школе был проведен ряд классных, внеклассных и общешкольных мероприятий , посвященных 200-летию победы России в Отечественной войне 1812 г .
Цель: осмысление значимости этого события для истории России и мировой истории.
Задачи :
расширение исторических знаний учащихся о событиях Отечественной войны 1812 года;
актуализация сведений о роли российского народа в событиях Отечественной войны 1812 г., о влиянии личностей на исторические события;
раскрытие роли казачества в событиях 1812 г.;
воспитание чувства сопричастности к судьбе страны, гражданственности и патриотизма.
Воссоздать панораму героических событий 1812 г.
Определить характер войны и главную причину победы.
Обобщить факты доблестной борьбы русского народа.
Развивать умения работы с картой и схемой, учебником, историческим документом, уметь выражать собственное мнение и оценочное суждение;
Воспитывать чувство патриотизма и национальную гордость, уважение к боевому прошлому Родины.
Оборудование: мультимедийный проектор, экран, карта «Отечественная война 1812 года», карточки (см. Приложение 1-3), карта на доске, цветные лепестки (4 цвета) для составления ромашки чувств на каждую парту, степлер, сердцевину для цветка, атласы.
Форма проведения: ролевая игра
Оборудование: карта «Отечественная война 1812 г», исторические документы, репродукции картин, презентация, мультимедиа.
План проведения.
1.Орг. момент
2. Вступительное слово учителя.
“Умереть – так только за Отчизну, Жить – так только Родиной дыша”.
- Эти слова Муссы Джалиля сегодня мы посвящаем доблести, мужеству, горячей любви к Родине русского народа в войне 1812 года. Мы перелистаем героические страницы тех великих событий и убедимся, что потомки помнят своих героев. В этом нам помогут старшеклассники. Они подготовили театрализованное представление . Будьте внимательны
Слайд 1 (1812 год)
Ведущий: 1812год. Россия и Франция готовятся к войне. Понять и разобраться в обстановке накануне войны нам помогут император России- Александр 1 и император Франции- Наполеон Бонапарт.
Александр 1:( сидит за столом и рассуждает ) Тильзитский мирный договор с Францией был вынужденным соглашением , в результате чего Россия вынуждена согласиться с завоеваниями Франции в Европе, присоединиться к «континентальной блокаде» Англии, а это несомненно привело к ухудшению экономического положения России, падению ее авторитета. Между нашими странами возникли такие противоречия , которые может решить только война.
Наполеон: Я люблю власть. Подчинить мир – вот моя цель. Я - человек , призванный влиять на судьбы народов. . “Надо отбросить русских в их льды, чтобы в течение 25 лет они не вмешивались в дела цивилизованной Европы”.
Ведущий: Итак – причины войны( слайд №2)
Наполеон: Франция будет гордиться мной. И в этом мне поможет моя «великая» армия ,(смотрит в бинокль на картину «Переход армии Наполеона через Неман» - слайд №3)- в ней 600 тыс. человек – французов, австрийцев, итальянцев, поляков , пруссаков и 1372 орудия. Это «армия двунадесяти языков».
(подходит к карте) Основные силы я двину на Москву, не допуская объединения русских армий , нужно разбить их вблизи границ. А Александр1 станет зависимым правителем , как и все западноевропейские монархи.
(слайд №4)
Александр 1: (разговаривает с генералами ) Мы готовились к войне, но нападение французов стало неожиданным. Русская армия уступает по численности , располагает лишь 210 тыс. солдат и офицеров, которые разделены на три части, возглавляемые Барклаем- де –Толли, П.И.Багратионом и А.П. Тормасовым. Я уезжаю из армии, а общее руководство войсками будет осуществлять М.Б. Барклай – де – Толли( Александр 1 уходит)
М.Б. Барклай – де – Толли: наша задача – отступать с боями, любой ценой сохранить войска, в генеральное сражение не вступать до соединения сил 1-й и 2-й армий.
? ( Ведущий-разговор русских солдат на привале) Мы долго с боем отступали, обидно было, боя ждали…
М.Б. Барклай – де – Толли(заседание штаба) 3 августа 1-я и 2-я армии соединились под Смоленском , считаю необходимым дать решающее сражение .
(слайд №5 4-6 августа –Смоленское сражение)
( Ведущий) 4-6 августа – под Смоленском произошло крупное сражение .Город удержать не удалось , но Наполеон потерял здесь около 20 тыс. солдат. Русские войска и население покинули город и противнику достались лишь обугленные руины города. Ни продовольствия , ни фуража французам захватить не удалось.
Александр 1: ( рассуждает ) Отступление продолжается., армия недовольна , появились разговоры об измене М.Б. Барклая – де – Толли, общественность требует назначения главнокомандующим князя Кутузова, я вынужден уступить.
(Отрывок из фильма «Война и мир» с эпизодом о прибытии М.И. Кутузова в армию)
( На сцене появляется М.И.Кутузов у плана Бородинской битвы) Я решил дать генеральное сражение в 110 км от Москвы на поле у села Бородино. Сражение началось на рассвете 26 августа. Французы стремились прорваться на Москву, однако сопротивление русских сделало это невозможным. Жестокие бои развернулись на Багратионовых флешах (бой длился 6 часов под артиллерийским огнем и только в середине дня флеши были захвачены) . Страшный бой завязался на Семеновских флешах, здесь гремело около 700 орудий, русские не раз вступали в рукопашный бой с французами. Здесь был смертельно ранен князь П.И. Багратион – самый лучший , по мнению Наполеона , генерал русской армии.
Успешно действовали донские казаки под командованием атамана Платова, совершившие рейд по тылам и разгромил обозы и дивизию, оставив французов без подкрепления. Массовый героизм показали воины батареи Раевского , которые несколько раз отбрасывали французов назад, и только к вечеру тем удалось захватить укрепления.
( Слайд № 7) Потери были огромны: около 60 тыс. французов и 44 тыс. русских