Просмотр содержимого документа
««Сталинградская битва: 200 дней и ночей»»
Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования «Станция юных натуралистов
Усманского муниципального района Липецкой области»
План-конспект
внеклассного мероприятия
посвящённый к
дню воинской славы России.
Тема: «Сталинградская битва:
200 дней и ночей»
Подготовила:
педагоги д/о МБУ ДО СЮН
г. Усмань
2018 год
“Двести дней! Волга, ты задыхалась в огне, И не стало тогда на войне нам земли на другой стороне”.
Цели занятия:
Учебная: показать коренной перелом советских войск в ходе Сталинградской битвы;
Развивающие: развивать умения учащихся заниматься поисковой деятельностью, использовать дополнительный материал, умение аналитически мыслить и делать выводы.
Воспитательная: воспитание патриотизма, любви к Родине, гордости за героическое прошлое России.
Оборудование: выставка книг, проекты учащихся, музыкальные произведения, мультимедийный проектор.
План занятия
1. Организационный момент (вступительное слово преподавателя, сообщение темы, постановка целеполагания занятия).
2. Изучение нового материала. (Поисково-исследовательский этап).
3. Защита учащимися проектов.
4талининград. викторина.
Ход занятия:
I. Организационный момент.
Слово преподавателя. Великая Отечественная война … Все дальше и дальше она от нас… Сегодня мы проводим открытый урок, урок мужества, посвященный 75 - летию Сталинградской битвы. Это одна из крупнейших битв Великой Отечественной и Второй мировой войны, в результате которой произошел коренной переворот, когда Красная Армия перешла в контрнаступление. На празднование 75 – летия Сталинградской битвы в город Волгоград приезжал президент РФ В.В.Путин.
“Есть память, которой не будет конца”, вот почему мы сегодня обращаем свою память, слова благодарности к тем, кто отстоял нашу Родину.
Сегодня на уроке мужества мы перелистаем страницы истории Сталинградской битвы. В суровые дни битвы на Волге советские войска сохранили и приумножили лучшие традиции российского воинства. И такие ценности, как любовь к Родине, честь и воинский долг, несгибаемая воля к победе, беззаветное мужество и храбрость, воинское братство стали священными для защитников Сталинграда.
II. Изучение новой темы.
Учащийся: Солдатское письмо. “Шлю всем вам горячий привет с фронта. Бои, которые сейчас идут у стен нашего родного Сталинграда, будут такими, где сотни и тысячи захватчиков найдут себе могилу. Мы выходим на поле сражения, чтобы отстоять святое святых – Родину. Когда я произношу это слово, мне хочется встать на колени”.
Педагог: Ребята, почему именно Сталинград стал целью захвата гитлеровской армии?
Учащийся: 5 апреля 1942 года Гитлер подписал директиву № 41 о летнем наступлении — операция «Блау» («Синяя»).
Из этого вовсе не следовало, что Сталинграду в этой операции отводилось второстепенное место. Ключевая позиция Сталинграда в плане «Блау» обусловливалась рядом факторов. Во-первых, командование вермахта намеревалось разгромить основные части Красной Армии в междуречье Дона и Волги. И здесь Сталинграду отводилась завершающая роль — роль опорного пункта, из которого можно было бы обеспечить прикрытие для продвижения войск вермахта на Кавказ. Во-вторых, захват Сталинграда позволял вывести из строя один из крупнейших советских военно-промышленных центров. В-третьих, падение Сталинграда позволяло захватить важный военно-транспортный узел, а выход к Волге прерывал связь европейского центра Советского Союза с его кавказским и среднеазиатским районами. В-четвёртых, овладение Сталинградом давало в руки фашистской верхушки громадный политико-пропагандистский козырь, поскольку этот город носил имя главного руководителя Советского государства и Коммунистической партии. Наконец, в-пятых, Сталинград в руках немцев — это буквально «ключ» в реализации германских геополитических планов. По мере неудач вермахта на кавказском направлении роль Сталинграда чрезвычайно возрастала в соответствии с его позицией связывающего звена в евроазиатском геополитическом пространстве.
Защита проектов учащихся:
А) Подготовка операции под Сталинградом (приложение 1)
Б) Контрнаступление под Сталинградом (приложение 2)
В) Мамаев Курган (приложение 3)
Учащийся:
На Мамаевом кургане тишина, За Мамаевым курганом тишина, В том кургане похоронена война, В мирный берег тихо плещется волна. Перед этою священной тишиной Встала женщина с поникшей головой, Что-то шепчет про себя седая мать, Все надеется сыночка увидать. Заросли степной травой глухие рвы, Кто погиб, тот не поднимет головы, Не придет, не скажет: Мама! Я живой! Не печалься, дорогая, я с тобой!"
(В. Боков)
Слово преподавателя:
- Как вы считаете, может быть, война заставляет человека привыкнуть к смерти, делает бойца бесчувственным?
Ответы учащихся: 1. Война заставляет человека привыкнуть к смерти, но и ценить человеческую жизнь. 2. Война влияет на характеры людей, выявляет те черты, которые были скрыты в мирной жизни.
Учащийся:
Открытые степному ветру, Дома разбитые стоят. На шестьдесят два километра В длину раскинут Сталинград. Как будто он по Волге синей В цепь развернулся, принял бой, Встал фронтом поперек России - И всю ее прикрыл собой.
III. Закрепление изученного материала:
Викторина: Знаешь ли ты?
Даты оборонительного периода (17 июля – 18 ноября 1942 г.).
Какой оборонительный объект в городе в донесениях значился высота 102?-(Мамаев курган).
Как называлась операция по окружению немецко-фашистских войск под Сталинградом?-(Уран).
Какие фронты принимали участие в контрнаступлении?-(Юго-Западный, Донской, Сталинградский).
Кто руководил осуществлением операции «Кольцо»-(Рокоссовский).
Когда была учреждена медаль «За оборону Сталинграда»-( декабрь,1942 г.).
Даты наступательного периода –(19 ноября 1942 г. – 2февраля 1943 г.).
Командующий 64_й армией (Шумилов).
Девиз защитников Сталинграда – («За Волгой для нас земли нет!»).
Смысл приказа № 227? – (Ни шагу назад! До последней капли крови защищать каждый клочок советской земли!).
Кто командовал фронтами? (Юго_Западный - генерал Ватутин, Донской – генерал Рокоссовский, Сталинградский – генерал Еременко).
Кто координировал действия советских войск в ходе Сталинградской битвы? – (Жуков).
Сколько человек были награждены медалью « За оборону Сталинграда» - (750).
Сколько человек получили звание Героя Советского Союза в Сталинградской битве? – (125).
Командующий 6-й полевой фашистской армией, наступавшей на Сталинград – (фельдмаршал Паулюс).
Как долго шли бои за Мамаев Курган – (140 дней и ночей).
В каком году был открыт памятник-ансамбль на Мамаевом кургане? – (15 октября 1967 г.).
Кто автор памятника-ансамбля на Мамаевом кургане? – (Вутетич, скульптор, лауреат Ленинской премии).
Высота скульптуры «Родина-мать зовет!» - (52 метра).
Чья музыка звучит в Зале Воинской Славы? –( Шуман, «Грезы»).
Педагог: Что для Вас Сталинград?
Ответы учащихся:
Сталинград-это символ мужества, стойкости, героизма советских воинов.
Сталинград – это символ мощи и величия нашего государства.
Под Сталинградом Красная Армия сломила хребет немецко-фашистским войскам, под стенами Сталинграда было положено начало уничтожению фашизма и фашистского государства.
Слово «Сталинград «знают во всех странах мира. В некоторых этим словом названы улицы, площади, скверы. И по сей день слово «Сталинград» произносят с чувством уважения и гордости.
Зажжены свечи. Минута молчания. Учащаяся слушают песню группы «Мишель» - «Зажгите свечи»