Просмотр содержимого документа
«"Специфика работы концертмейстера в хоровом классе и классе вокала"»
Доклад на тему
«специфика работы концертмейстера в хоровом классе»
Преподаватель Михайлова г.а.
Концертмейстер - самая распространенная профессия среди пианистов. Концертмейстер нужен буквально везде: и в классе – по всем специальностям (кроме собственно пианистов), и на концертной эстраде, и в хоровом коллективе, и в оперном театре, и в хореографии. Без концертмейстера не обойдутся музыкальные и общеобразовательные школы, дворцы творчества, эстетические центры, музыкальные и педагогические училища и вузы
Понятие «концертмейстер» включает в себя нечто большее, чем аккомпанирование: разучивание с солистами их партий, умение контролировать качество их исполнения, знание их исполнительской специфики и причин возникновения трудностей в исполнении, умение подсказать правильный путь к исправлению тех или иных недостатков. Таким образом, в деятельности концертмейстера объединяются творческие, педагогические и психологические функции и их трудно отделить друг от друга в учебных, концертных и конкурсных ситуациях.
Фигура концертмейстера – неотъемлемая часть занятий в хоровом классе ДМШ. Работа концертмейстера с хоровым коллективом значительно отличается от занятий с вокалистами, солистами-инструменталистами и имеет свои специфические особенности. В образовательных программах наличие профессионального концертмейстера указывается в ряду необходимых условий реализации учебной программы по хоровому пению на инструментальных и хоровых отделениях. Функции, выполняемые концертмейстером – очень разнообразны. Значительная часть его работы – это собственно аккомпанемент, то есть музыкальное сопровождение произведений, исполняемых детским хором под руководством дирижера на уроках, концертах, зачетах и т. п. Но этим обязанности концертмейстера в хоровом классе музыкальной школы далеко не ограничиваются. Он совместно с руководителем участвует в проведении учебных занятий, помогает организовать работу хора на групповых и сводных репетициях, помогает хормейстеру в формировании репертуара. Работа концертмейстера, в связи с возрастными особенностями детского исполнения, отличается рядом дополнительных сложностей и особой ответственностью.
Рассмотрим подробнее в чем специфика и сложность работы концертмейстера с хором.
Концертмейстер как участник ансамбля.
Взаимодействие концертмейстера с хором несколько отличается от взаимоотношений в других ансамблях. Можно выделить две особенности:
Первая обусловлена структурой ансамбля. При игре с учеником-солистом концертмейстер старается создать синхронное, сбалансированное, целостное звучание произведения, ориентируясь при этом на солиста, поддерживая с ним непосредственный слуховой и зрительный контакт. Иная ситуация при сопровождении хора. Здесь присутствует дирижер-хормейстер, который отвечает за целостное воплощение музыкального произведения, а «звучащие» участники ансамбля – хор и концертмейстер - ориентируются на дирижерские жесты. При этом задача поддержания контакта для концертмейстера усложняется. Он должен видеть жесты дирижера, понимать его художественные намерения, играть «по руке» и при этом контролировать слухом всю звучащую картину, обеспечивая качественный звуковой баланс.
Нужно помнить также, что показ оттенков, штрихов и других выразительных средств во многом зависит от индивидуальности дирижера. Контакт концертмейстера и хорового дирижера – очень важный фактор в полноценном звучании хора. Зачастую, работая долго с одним хормейстером, концертмейстер понимает его с «полувзмаха» и «полувзгляда».
Вторая особенность аккомпанирования хору – это наличие слова, поэтического текста в произведении. Если музыкальное содержание, образ в инструментальных произведениях определяется логикой музыкального развития, отсюда исполнитель, следуя авторской записи, выделяет структуру произведения, фразировку, кульминации и т. д., то в вокальных, хоровых сочинениях существенная часть музыкального содержания заключается в словесном тексте, организованном звуковысотно и ритмически. Именно исходя из мелодизированной речи, хормейстер устанавливает характер звучания, распределяет фразировку, смысловые кульминации, цезуры. В детском репертуаре очень велико значение словесного текста, здесь много песен-историй, сказок, игровых диалогов. И концертмейстер аккомпанирует слову, подчиняется логике развития стиха, вокальному дыханию.
Таким образом, при работе с хором внимание концертмейстера обращено сразу на несколько объектов – жест дирижера, общая звуковая картина, исполнение фортепианной партии, смысл словесного текста. В этих условиях необходимо уверенно владеть выразительными средствами фортепиано, всем набором пианистических приемов. Аккомпанемент в любом сочинении должен быть исполнен точно и грамотно в соответствии с авторским текстом и творческим замыслом дирижера-хормейстера.
Работа с фортепианной фактурой.
Первое основное требование к любому концертмейстеру – он должен хорошо владеть собственно исполнительскими навыками, уметь качественно играть необходимый музыкальный материал в том объеме, который требуется в учебной и концертной работе. Но исполнительские умения концертмейстера далеко не ограничиваются грамотной стабильной игрой по нотам. В репертуар детского хора входят как классические произведения, специально написанные для хора в сопровождении фортепиано, так и переложения, отрывки из опер, популярные песни из кинофильмов, народная музыка. Приходится работать с клавирами, цифровками, фонограммами. Концертмейстер хора должен уметь отредактировать для себя неудобный, громоздкий клавир, сформировать фактурный аккомпанемент из гармонической схемы-цифровки, сделать гармонизацию мелодии, сформировать по заказу руководителя вступление, заключение, связки, уметь записать фонограммы аккомпанементов. Нередко в куплетных песнях требуется варьирование фактуры. При разучивании с детьми произведений a capella также нужна гармоническая поддержка. У младших учащихся еще не развит внутренний гармонический слух. Важно, чтобы мелодическая линия запоминалась в ярком гармоническом окружении, формировались ладо-функциональные представления. Часто концертмейстеру приходится сталкиваться с отсутствием фортепиано в учреждениях, школах т. д. Владение игрой на клавишном синтезаторе спасает ситуацию. При игре на синтезаторе приходится менять технику звукоизвлечения, упрощать фактуру, так как диапозон инструмента составляет меньшее число октав. Такая работа с фактурой требует от концертмейстера не только пианистических умений, но и музыкально-теоретических знаний, воображения, творческой предприимчивости, широкого кругозора, представления об особенностях разных жанров, музыкальной стилистике эпох и народов.
Важная сторона работы концертмейстера на уроке – иллюстративная. Одной из образовательных задач в хоровом классе ДМШ наряду с формированием у детей певческих и ансамблевых навыков и развитием слуха является общемузыкальное образование – знакомство с мировым музыкальным наследием, создание представления о различных музыкальных жанрах, стилях, национальном своеобразии. Поэтому концертмейстер должен постоянно стремиться своим исполнением – максимально эмоциональным, стилистически точным – увлечь учеников, стимулировать их интерес. Конечно, трактовка произведения, определение конечного художественного результата принадлежит дирижеру-хормейстеру. Концертмейстер же, уяснив замысел руководителя, использует все имеющиеся в его распоряжении выразительные средства фортепиано, чтобы его реализовать, максимально озвучить. Это особенно важно для воспитания художественного вкуса у школьников младшего возраста, которые только начинают осваивать необъятный мир музыки.
Особенности исполнения хоровой партитуры.
Важная особенность исполнительской работы концертмейстера хора – объем исполняемой партитуры, ее многосоставность и многовариантность, связанная с куплетной структурой, повторами.
У концертмейстера хора под контролем находится, помимо партии фортепианного сопровождения, партитура хора и строчка словесного текста. На разных этапах работы над произведением требуется исполнение всего этого материала в различных сочетаниях.
При показе произведения концертмейстер играет сводную партитуру, показывает общее звучание хора с сопровождением. В этом случае не всегда удается сохранить весь объем аккомпанемента, что-то приходится сокращать. Но нужно сохранить общее эмоционально-образное наполнение, жанровые и стилистические черты, гармоническую основу и характерную ритмическую пульсацию. При показе хоровых линий на фортепиано нужно постараться приблизить характер звука к певучему вокальному звучанию, соблюдать певческую фразировку и цезуры. Необходимо разбираться в особенностях записи хоровой линии, часто запись дает очень приблизительное представление о реальном звучании. Подробности выясняются с хормейстером, и от концертмейстера требуется внимательность, заинтересованность, стремление к полному освоению каждого произведения.
На этапе выучивания произведения в классе от концертмейстера часто требуется играть одну из партий хора с сопровождением. Этот прием дублирования голоса на фортепиано помогает младшим учащимся, у которых еще не отработан навык чистого унисона, подстроить голоса к мелодической линии. При этом фразировка, цезуры у фортепиано должны точно соответствовать произнесению текста, характер прикосновения имитирует вокальное звучание.
Чтение с листа и транспонирование.
Говоря о работе любого концертмейстера, непременно отмечают обязательное умение читать с листа и транспонировать. Транспорт до нескольких полутонов в обе стороны часто применяется на занятиях младшего хора для поиска удобной для детских голосов тесситуры. При смещении на полтона удобно использовать прием мысленной замены ключевых знаков. Опытный концертмейстер транспонирует не нотную запись, представляя на месте нотных знаков соседние, а, скорее, ориентируется по нотам, как по карте, выделяя гармонические и мелодические комплексы, мыслит структурными единицами и играет их в новой тональности.
Если хор подробно работает над классическим произведением с развитым сопровождением в тональности, отличающейся от исходной на несколько полутонов, имеет смысл переписать всю партитуру в новой тональности и целенаправленно проучить.
Чтение с листа – одно из основных умений любого профессионального музыканта. В концертмейстерской работе – это необходимый и постоянно применяемый навык. Однако не стоит употреблять этот термин односторонне, только для обозначения связного, целостного исполнения произведения по нотам с первого раза, без предварительного разучивания.
Такое «концертное» исполнение с листа не слишком часто востребовано в планомерной ежедневной учебной работе. Даже в форс-мажорных обстоятельствах (срочная подмена на концерте) обычно есть немного времени для подготовки.
Гораздо чаще от концертмейстера требуется немного другое – очень быстро, мобильно из нотной записи и объяснений руководителя хора, который задает трактовку, конечный художественный результат, - составить представление о произведении, выбрать необходимые для реализации поставленных задач средства и постараться максимально качественно воплотить музыкальное содержание в реальном звучании. В работе с хором приходится быстро осваивать большие объемы репертуара, но обычно всегда есть какое-то время для подготовки.
Звуковой баланс.
Сфера особого внимания – соотношение громкости хора и сопровождения. Концертмейстеру необходимо владеть динамикой фортепиано в широком диапазоне. В концертной практике звучание сводного детского хора может быть вполне ярким и насыщенным, и фортепиано должно оказать ему достаточную динамическую и тембровую поддержку. Но слишком громкое сопровождение может спровоцировать форсированное пение, это особенно нежелательно для неокрепших детских голосов. Часто концертмейстеру сложно в концертном зале оценить баланс звучания, т. к. он располагается позади или сбоку хора и слышит искаженную звуковую картину. Дирижер устанавливает концертный баланс на репетициях и корректирует уровень звука. Концертмейстер должен удержать в памяти звуковую картину и воспроизвести ее на концерте. И, конечно, концертмейстер находится в постоянном зрительном контакте с дирижером и ориентируется на его жесты, задающие уровень звучания и темп.
В повседневной учебной работе динамика игры концертмейстера может меняться в широком диапазоне. Когда небольшая группа детей разучивает партию, фортепиано не должно заглушить детские голоса, давая все же достаточно ощутимо слышимую поддержку. Особенно тихо, аккуратно и при этом внятно приходится играть при индивидуальной работе с детьми на групповых занятиях. Одно из средств достижения нужного в рабочей ситуации звукового баланса – изменение густоты фактуры при сохранении ритмической пульсации и эмоционального наполнения. Для небольшой группы концертмейстер играет более прозрачную фактуру, сокращает удвоения баса, сворачивает объемные аккорды.
Знание основных дирижерских жестов и приемов.
Одним из главных факторов, отличающих концертмейстера хора от пианистов, аккомпанирующих солистам, является то, что ему необходимо постоянно следить за жестами дирижера во время исполнения. Способность понимать дирижерские жесты и намерения приобретается с изучением основных приемов дирижирования, с двух-, трех-, четырехдольными сетками, с понятиями «ауфтакт», «точки», «снятия звука», а также концертмейстер должен знать, какими жестами изображаются штрихи и оттенки. Нужно помнить также, что показ оттенков, штрихов и других выразительных средств во многом зависит от индивидуальности дирижера.
Обычно удерживать дирижерские жесты в поле своего внимания концертмейстеру помогает периферийное зрение. Но наряду с этим во время исполнения произведений часто встречаются ключевые моменты темповых отклонений, когда пианисту необходимо применять технику быстрых зрительных переключений – смотреть то на нотный текст, то на дирижера, контролируя при этом качество своего ансамбля с хоровым звучанием.
Знание основ вокала
Собственно пение является целостным процессом, состоящим из звуковоспроизведения и звуковосприятия, которые в свою очередь, являются результатом взаимодействия целого ряда факторов: певческого дыхания, звукообразования, резонирования, формирования гласных и согласных, эмоционального состояния певца, качества его музыкального, и в том числе вокального, слуха.
Природа звука вокального диаметрально противоположна фортепианному. Звук, рожденный голосом, способен к развитию, в то время как фортепианный обречен на угасание.
Показывая хоровую партитуру, концертмейстер обязан подчиняться основным вокально-хоровым законам: певучесть, плавное голосоведение, исполнение штрихов, соблюдение цезур для взятия дыхания и т.д.
Основой вокально-хоровой техники является навык правильного певческого дыхания, так как от него зависит качество звука голоса. Певческое дыхание во многом отличается от обычного жизненного дыхания. Выдох, во время которого происходит фонация, значительно удлиняется, а вдох укорачивается. Дыхательный процесс из автоматического, не регулируемого сознанием переходит в произвольно управляемый, волевой. Работа дыхательных мышц становится более интенсивной.
Дыхание тесно связано с другими элементами вокально-хоровой техники: атакой звука, дикцией, динамикой, регистрами голоса, интонированием и т.д. Таким образом, певческое дыхание является основой вокально-хоровой техники.
Ритмические особенности ансамбля вызываются также общими требованиями к взятию дыхания. При смене темпов или при паузах не допускать удлинения или укорачивания длительности. Чрезвычайную роль
играет одновременное вступление поющих, взятие дыхания, атака и снятие звука. Если меняется темп, то скорость вдоха тоже меняется.
Педагогические функции концертмейстера.
В обязанности концертмейстера, помимо аккомпанирования, включены и педагогические функции. Концертмейстер может по поручению хормейстера проводить занятия с группой, распевки, разучивать и проверять партии. Для этого, с одной стороны, необходимо знать методику работы с хором, разбираться в основах предмета. Концертмейстер должен уметь оценить качество звучания хора, видеть возникающие ошибки, неполадки, предложить способы их преодоления. Эту работу направляет дирижер-хормейстер, он показывает, советует. Концертмейстер, работая с детским хором, постоянно вникает в основы преподавания хорового пения. Без этого не получится полноценного взаимодействия с коллективом.
С другой стороны, концертмейстер детского хора, как любой преподаватель, участник педагогического процесса, должен владеть общепедагогическими знаниями, знать особенности психологии младшего школьного возраста, методы установления контакта с группой, методику воспитательной работы. В ДМШ пианисты часто совмещают концертмейстерскую и преподавательскую работу, но ведут при этом индивидуальные предметы: специальность и чтение с листа, аккомпанемент и т. п. Для успешной работы с группой, тем более с младшими школьниками, необходимы новые знания, умения.
Одной из задач начального периода обучения в хоровом классе является формирование у детей навыка дисциплинированного участия в коллективном музицировании. Эта задача усложняется в группах, когда на занятия собираются ученики-инструменталисты разных специальностей и широкого возрастного диапазона (7-10 лет у первоклассников и 8-12 лет в младшем хоре). Найти контакт с группой, увлечь общей творческой работой – эту задачу решает педагогический тандем - дирижер-хормейстер и концертмейстер.
Организаторская работа концертмейстера.
Работа с хором требует от концертмейстера особой организованности, определенных организаторских умений. Концертмейстер отвечает полностью за организацию музыкального сопровождения: наличие нот, фонограмм, готовность рабочего места, инструмента, подключение при надобности электроаппаратуры. На сводных репетициях, когда собирается большой коллектив младших школьников, концертмейстер совместно с руководителем поддерживает дисциплину, рабочий порядок, помогает в размещении, выстраивании рядов.
Особенно много организационных проблем возникает в концертной работе. Помимо творческо-исполнительских, нужно решать вопросы размещения на сцене, выхода-ухода, переодевания детей в концертные костюмы. Конечно, на практике обычно большую помощь оказывают активные родители. Но именно на руководителе хора и его верном помощнике концертмейстере лежит ответственность за то, чтобы дети сохранили творческий концертный настрой, коллектив полностью раскрыл свои исполнительские качества.
Психологические качества концертмейстера.
Для успешного решения исполнительских, педагогических и организационных задач концертмейстеру необходимо обладать определенными психологическими качествами, развивать и культивировать их, повышать свою психологическую компетентность.
Это, прежде всего, комплекс качеств, имеющих прямое отношение к исполнительству:
Внимание - у концертмейстера оно разноплановое, охватывающее много объектов - клавиатура и ноты, контроль за собственным исполнением, контакт с дирижером, звучание хора, общая звуковая картина.
Мобильность, быстрота реакции – необходима и в процессе аккомпанирования, и при освоении больших объемов репертуара.
Память – как в отношении запоминания музыкального текста, так и способность стабильно воспроизводить установленные на репетициях темп, звуковой баланс, подробности трактовки.
Самообладание, стрессоустойчивость – умение удержать стабильное исполнение при внешних помехах, отвлекающих моментах, неуверенном пении хора.
Воображение, увлеченность творческим процессом.
Другой психологический комплекс необходим для успешного сотрудничества с детским коллективом и соратником-дирижером:
Лидерство – концертмейстер должен уметь увлечь детей на уроках и выступлениях.
Ответственность.
Готовность сотрудничать, способность работать в команде с дирижером.
Заинтересованность в конечном художественном результате.
Особо хочется отметить, что для успешной работы в хоровом классе необходим прочный налаженный творческий контакт руководителя хора и концертмейстера. Концертмейстер должен понимать и принимать, ценить
художественную позицию руководителя, знать особенности его творческого метода, принимать трактовку репертуара, понимать и чувствовать комплекс дирижерских жестов. Концертмейстер берет на себя ответственность за практическое воплощение творческого замысла дирижера-хормейстера и вносит очень большой вклад в звучание детского хорового коллектива.
Заключение.
Таким образом, мастерство концертмейстера глубоко специфично. Оно требует от пианиста не только огромного артистизма, но и разносторонних музыкально-исполнительских дарований, владения ансамблевой техникой, знания основ певческого искусства, также отличного музыкального слуха, специальных музыкальных навыков по чтению и транспонированию различных партитур, по импровизационной аранжировке на фортепиано. Деятельность концертмейстера требует от пианиста применения многосторонних знаний и умений по курсам гармонии, сольфеджио, полифонии, анализа музыкальных произведений, истории музыки, педагогики.
Справиться с таким объемом работы помогает творческая увлеченность исполнительским процессом, постоянные занятия, упражнения. Концертмейстер – «пианист играющий».
Для педагога – концертмейстер – правая рука и первый помощник, музыкальный единомышленник. Специфика работы концертмейстера в детской музыкальной школе требует от него особого универсализма, мобильности. Концертмейстеру приходится приспосабливаться к творческой манере преподавателя, в классе которого он работает. Многообразие требований повышает его профессиональную компетентность.
Концертмейстер должен питать особую, бескорыстную любовь к своей специальности, которая (за редким исключением) не приносит внешнего успеха – аплодисментов, цветов, почестей и званий. Он всегда остается “в тени”, его работа растворяется в общем труде всего коллектива.
Концертмейстер – это призвание, и труд его по своему предназначению сродни труду преподавателя.