Просмотр содержимого документа
«Система деятельности по воспитанию патриотизма на уроках истории и обществознания и во внеурочной деятельности»
«Система деятельности по воспитанию патриотизма на уроках истории и обществознания и во внеурочной деятельности».
Учитель истории и обществознания МБОУ СОШ №26 Шульгина Светлана Васильевна
«Славою своих предков гордиться не только можно, но и должно»
А.С. Пушкин
Знаменитые слова Г.К. Жукова: «Бережное отношение к нашему историческому и культурному наследию –это неисчерпаемый источник патриотизма, прибавляющий сил и энергии всем поколениям…» должны стать руководством к деятельности подрастающих поколений. Без знания истории своего народа нельзя воспитать гражданина. Наша История сложна, но нам не надо стыдиться своей истории: она великая и героическая.
Система деятельности по воспитанию патриотизма на уроках истории и обществознания и во внеурочной деятельности представлена мною схемой:
Воспитание патриотизма на уроках истории осуществляется при изучении курсов истории России в 6-8х классах, тех классов, в которых я работаю в 2016-2017 учебном году. Я выбрала из всех программных тем наиболее значимые и яркие, где актуально звучит вопрос воспитания патриотизма. Рефреном на этих уроках звучат слова: «Наша История сложна, но нам не надо стыдиться своей истории: она великая и героическая». Итак, полагаю, что необходимо выделить следующие темы по курсам истории России.
Класс
Наименование курса
Темы, изучаемые по истории
6 класс
История России с древнейших времен до начала 16 века
Народы и государства на территории нашей страны.
Восточные славяне в древности
Образование государства Русь.
Первые русские князья.
Князь Владимир и Крещение Руст.
Русь при Ярославе Мудром.
Преемники Ярослава Мудрого и борьба за Киевский престол.
Образование самостоятельных русских земель.
Монгольское нашествие на Русь
Русские земли под властью Золотой Орды.
Дмитрий Донской и борьба русских земель с Ордой.
7 класс
История России с17 по 18 ек.
Междуцарствие
Второе ополчение и освобождение Москвы.
Правление царя Михаила Федоровича
Царь Алексей Михайлович
Присоединение Украины к России.
Начало правления Петра 1.
Северная война.
Династия Романовых в 18 веке.
Эпоха Екатерины Великой. Ее внутренняя и внешняя политика
8 класс
История России 19 век
Отечественная война 1812 года
Восстание декабристов
Кавказская война.
Реформы Александра Второго.
Русско-турецкие войны.
Присоединение Средней Азии к России.
Наиболее благодатными темами из курса обществознания считаю следующие темы:
Класс
Наименование тем.
6 класс
Человек и его деятельность
На пути к жизненному успеху.
Человек славен добрыми делами.
Будь смелым.
Человек и человечность
7 класс
Правовой статус человека
Политические права и свободы российских граждан
Конституционные обязанности гражданина России.
Основы российского законодательства
8 класс
Человек, природа и общество
.Социализация и воспитание.
Роль государства в экономике.
Социальная структура. Бедные и богатые.
Этнос. Межнациональные отношения.
С 14 по 18 ноября в школе проходила неделя истории. В плане этой предметной недели мною были проведены следующие мероприятия: Электронная игра «Именем Петра Великого» (7г класс) Историческая игра «Занимательная история» (6 классы) Интеллектуальная игра « Знатоки истории» (по страницам истории России.) (8б, 8в классы) Победителями стали лучшие знатоки истории 7 г класса Белов Д., Минькин Д., Котенко Д.Лучшие знатоки истории 6а класса: Темненко А, Кашарный Д., Гаврилов А. Знатоки истории 6 в класса - Шевцов В., Кузьминова Е.Акопян М., Ким А.
В школе второй год работает военно-патриотический кружок «Память» Чем занимаются ребята в этом кружке? Привожу фрагменты планирования занятий в кружке:
Из тематического планирования занятий краеведческого кружка «Память
№ 2,3 занятия «Школа вчера, сегодня, завтра» Работа над проектом. Организация и определение основных направлений исследования.
№ 8,9 занятия Работа над проектом «Школа гордится своими выпускниками»
№ 12,13 занятия Работа над проектом «Великая Отечественная война в воспоминаниях старожилов села Краснокумского» Работа с историческими документами
№16,17 занятия Работа над проектом «Наши земляки – участники Афганской войн
№ 18,19 занятия Сбор материала и оформление мультимедийной презентации для участия в конференции НОУ «Эврика»
№ 20 21 занятия Работа над проектом «Наши земляки – участники Чеченской войны»
№ 28,29 занятия Исследовательская работа по теме «Церковь моего села».
№ 30,31 занятия Подготовка материалов для участия в региональном конкурсе туристско-краеведческом движении «Отечество»
№ 32,33 занятия Подготовка материалов для участия в акции «Бессмертный полк»
В кружке «Память» ребята изучают историю своей семьи. Собирают материалы по предложенным проблемам, пишут рефераты. Большую помощь в этом им оказывают родители. Таким образом, осуществляется связь поколений, связь с прошлым. Уроки мужества, вечера памяти, празднование памятных дат, проведение викторин, конкурсов - всё это примеры воспитательной работы по формированию патриотических и гражданских чувств учащихся.
Накануне Дня вывода советских войск и Дня защитника Отечества у членов кружка «Память» сложилась традиция: встреча с участником афганской войны Платоновым Н.М. На встречу с классом 17 февраля 2017 года Николай Михайлович принес фотографии с Афганской войны. Ребята рассказали классу об Афганской войне, а сам ветеран этой войны вспомнил о своем пребывании в Афганистане.
Что дает нам участиев различных конкурсах, проводимых по инициативе районного отдела образования или центра дополнительного образования? Принимая участие в этих конкурсах, у ребят развивается интерес к историческому прошлому своей страны, своей семьи. Ребята приобретают навыки работы с историческими источниками, встречаются с очевидцами некоторых событий, работают в музеях, составляют презентации. В рамках всероссийского туристко-краеведческого конкурса движения «Отечество» собран интересный материал по истории села Краснокумского, разработана экскурсия по селу, создан фильм «Госпитальная слободка – село Краснокумское», подготовлены презентации:
«Госпитальная слободка – село Краснокумское»
«95летию пионерии посвящается. Страницы истории пионерии нашей школы»
«Сафоновская дача»
«Традиции терского казачества»
«Физическое воспитание терского казака»
Разработаны исследовательские работы:
«Красный галстук в моей семье»
«Фронтовое письмо накануне дня Победы»
«Архитектурные памятники города Георгиевска»
Разработаны два эколого-краеведческих путеводителя:
«Край целебных вод» (о минеральных источниках г. Георгиевска, станицы Лысогорской и города Пятигорска)
« Край чудесный – Ставрополье» (маршрут гуманитарно-краеведческой экскурсии от села Краснокумского, через станицы Подгорной и Александрийской , мимо г. Железноводска к городу Пятигорску)
Каковы результаты данной работы? Как-то в интернете после размещения мною видеофильма о селе Краснокумском я познакомилась с отзывами многих посетителей сайта «Одноклассники» о представленном материале. Меня заинтересовала реакция некоей Смолка – Гулиевой Светланы. Она представила интересные старинные фотографии города Георгиевска, документы, подвергающие сомнению некоторые факты о зарождении села Краснокумского. Я с интересом начала читать выкладки из архива, но обнаружила некоторое несовпадение фактов. Написала письмо автору материала, «А может эта незнакомка всерьез изучает историю нашего региона, может, она работает в музее? Письмо мое было такого содержания:
Уважаемая Светлана! Ваши выкладки по истории Георгиевска представляют интерес. Радостно осознавать, что есть в мире настоящие любители истории и патриоты своей земли! А материал о школе №26 давным-давно собран был вашим покорным слугой - учителем истории МБОУ СОШ №26. Работаю в этой школе уже 42 года.
Ответ моей незнакомки обрадовал меня:
Здравствуйте, Дорогая моя любимая Светлана Васильевна!!! Я Света Смолка. Училась у Вас в 90-х годах. Вы и Ваш предмет были моей отрадой Всегда было интересно Вас слушать. Можно было не учить домашнее задание, Вы так интересно рассказывали, что запоминалось сразу и навсегда. Помню Ваши рассказы про Вашу учебу-археологические раскопки. Спасибо, Вам за уроки и знания данные мне в свое время. За поддержку и внимание. Все помню и ценю. СПАСИБО!
Вот вам и вывод всей моей работы: не зря прожила и проработала!