Данный материал можно использовать и на обобщающем уроке по теме «Древний Восток» или во время проведения предметной недели. Оформление помещения для мероприятия: настенные карты, коллажи, рисунки, компьютер, столы расставлены для работы 3-х команд.
- Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами отправляемся в путешествие по Древнему Востоку. Не забываем хорошее настроение! Каждая команда получит свое средство передвижения и маршрутные листы.
Наблюдать за нашим путешествием будут специально обученные люди- мы их называем жюри. Они не дадут нам уклониться от маршрута, не потеряться по дороге и вовремя вернуться обратно, не застряв во времени. Кто же первым вернется домой? Потому что в любом путешествии самое приятное- это возвращение домой!
(Знакомство с жюри)
Выходят 3 команды. Каждый капитан представляет свою команду и название.
- Чтобы получить свое средство передвижения, нужно пройти первое испытание, ответив на вопросы разминки. Одна команда остается, а две выходят за дверь.
Каждая команда отвечает на вопросы первого испытания.
I. Разминка ( 1 минута )
1. Главная река в Египте.
2. «Река тысячи бедствий».
3. «Отец ужаса».
4. «Дерево жизни» в Двуречье.
5. «Дома вечности» в Египте.
6. «Дома табличек» в Двуречье.
7.Приспособление для поднятия воды на возвышенность.
3. Конкурс «Штурман». В каждой команде есть человек, который следит за правильным курсом. У пилотов он называется «штурман». От каждой команды выходит представитель . Он должен показать на карте объекты, указанные в карточке.(Каждый объект- 1 балл)
А). Средиземное море, Янцзы и Хуанхэ, Гималаи, Вавилон
Б). Красное море, Инд и Ганг, Ассирия, Мемфис
В).Индийский океан, Тигр и Евфрат, дельта Нила, Ниневия
4. Конкурс «Черный ящик». Нам пришла посылка из Китая. Как вы думаете, что там находится? Подсказка: китайские изобретения. (За каждый предмет- 1 балл)
III. Рассказ об одном из чудес света. Сейчас в дороге, чтобы скоротать время, мы читаем, разгадываем кроссворды, играем в телефоне. А раньше ведь этого не было. Поэтому слушали бывалых путешественников. Вот и мы послушаем рассказы о чудесах. Каждая команда готовит рассказ. А мы посмотрим восточный танец.
Рассказ оценивается в 5 баллов: учитываются исторические данные, образность, речь, эмоциональность.
1. Египетские пирамиды.
2.Висячие сады Семирамиды.
3. Вавилонская башня.
IV. Конкурс капитанов «Где жили?» (за каждый правильный ответ- 1 балл)
V. Конкурс «Кто быстрее?» Здесь право ответа имеет та команда, которая первая поднимет руку. (Каждый правильный ответ- 2 балла)
1. О чем идет речь в документе?
« Горе тебе, город кровавый, полный обмана и грабежа! Всадники скачут, блестят мечи и копья. Убитых без числа, горы трупов кругом…»
(Гибель Ниневии)
2. В. Высоцкий написал песню:
«Кто верит в Магомета, кто в Аллаха, кто в Иисуса,
Кто ни во что не верит, даже в черта, назло всем.
Хорошую религию придумали индусы…»
Как называется религия и в чем ее сущность?
(Индуизм –вера в переселение душ)
3.В Библии есть легенда о падении известного города. Царь Валтасар пировал в своем дворце. Вдруг на стене напротив появилась рука и вывела огненные слова: «Мене, текел, парес», что означает: «Исчислен, взвешен и отдан персам». Той же ночью город был захвачен. Какой это город? (Вавилон)
4. В одного народа существовал такой обычай: хозяин прибивал человека за ухо к дверному косяку. После такого обряда человек становился рабом. У кого был такой обычай? (У евреев)
5. Когда был сожжен дворец ассирийских царей в Ниневии, от него осталась только библиотека. Как могло это случиться? (Книги были глиняные)
6. Учиться в египетской школе было очень трудно. Неуспевающих учеников били по спине. Тогда и появилась поговорка. Какая?
(«Ухо мальчика на его спине»)
7. Кто кому мог послать такую депешу: «Построй ковчег для своей семьи и возьми всякой твари по паре»? (Бог мудрости Эа - Ною)
8. Кто кому в своем послании прислал мышь, птицу, лягушку и пять стрел?
(Скифы – персидскому царю Дарию)
9. Моряки очень испугались, потому что солнце взошло неожиданно с другой стороны- с правого борта их корабля. А до этого они приветствовали солнце на левом борту. Когда они об этом рассказали дома, им никто не поверил. С кем произошел такой случай в древности?
(С финикийцами, когда они обогнули Африку)
10. Почему в Двуречье по наследству передавали деревянные табуретки, оконные рамы, столы и другие деревянные предметы?
(Там не было дерева и оно высоко ценилось)
11. Египетские пирамиды построены на западе страны, на границе с пустыней? Почему именно там?
(Египтяне считали, что на западе находится Страна мертвых, ведь туда ежедневно уходило Солнце, как бы умирая )
12. «Ничтожный человек стремится к выгоде, а благородный –к справедливости. Благородный человек винит себя, а ничтожный –других.» -так говорил один древний мудрец. Кто он? (Конфуций)
VI. Дальше, дальше, дальше…
Каждая команда отвечает на свои вопросы (Каждый правильный ответ- 1 балл)
Вопросы 1 команды.
1. Государство Древнего Востока, где главным занятием было мореплавание. (Финикия)
2.Город, название которого переводится «Скала». (Тир)
3.Где рабов называли «живые убитые»? (Египет)
4. Где на границе стояли четыре каменных льва? (Индия)
5. Приспособление для осады городов, для забрасывания камней и горшков со смолой. (Метательная машина)
6. Как называлась каста крестьян и ремесленников в Индии? (Вайшья)
7. Где родилась Библия? (Дренееврейское царство)
8. Где были распространены бамбуковые книги? (Китай)
9.Верховный бог в евреев. (Яхве, Иегова)
Вопросы 2 команды.
1.Государство, где придумали алфавит. (Финикия)
2. Город, который называли «Логовище львов». (Ниневия)
3. Где возник миф о всемирном потопе? (Двуречье)
4. Где построена Великая стена? (Китай)
5.На чем ассирийцы переправлялись через реку? (На надувных кожаных мешках)
6. Как называлась каста жрецов в Индии? (Брахманы)
7. Где появилась таблица умножения? (Вавилон, Халдея)
8.Одна из мировых религий. Возникла в Индии. (Буддизм)
9. Верховный бог в древних египтян. (Ра)
Вопросы 3 команды.
1.Государство, где изобрели пурпурную краску и стекло. (Финикия)
2.Город, название которого переводится «божьи врата». (Вавилон)
5.Тяжелое бревно, один конец которого окован металлом. (Таран)
6. Как называлась каста воинов в Индии? (Кшатрии)
7. Кто придумал шахматы? (Индийцы)
8.Кто создал первые в мире писаные законы? (Хаммурапи)
9. Как называется Книга книг? (Библия)
Вот и завершилось наше путешествие. Пока наши команды прибывают, а жюри подсчитывают результаты, мы с вами посмотрим небольшую презентацию, чтобы вспомнить еще раз, где мы были. (Презентация)
Как вы думаете, удалось нам наше путешествие? Что вам понравилось? Капитаны, кто в ваших командах работал хорошо?(Слушаем ответы детей)
А сейчас подведем итоги.
Выступает член жюри, объявляет результаты путешествия, награждает команды и самых активных детей грамотами.
- Всем спасибо за работу! До свидания, до новых встреч и новых путешествий!!!