Внеклассное мероприятие по теме «П. А. Столыпин: человек и политик» рассчитано на учащихся 12 – 13 лет. Проводится 6 классах, обучающемся по стандартной программе изучения истории в рамках празднования 160-летия со дня рождения выдающегося российского политика Петра Аркадьевича Столыпина.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Пётр Аркадьевич Столыпин: человек и политик»
Министерство образования Саратовской области
ГАУ ДПО «СОИРО»
Сценарий внеклассного мероприятия
Тема:
«Петр Аркадьевич Столыпин: человек и политик»
Пояснительная записка
Внеклассное мероприятие по теме «П. А. Столыпин: человек и политик» рассчитано на учащихся 12 – 13 лет. Проводится 6 классах, обучающемся по стандартной программе изучения истории в рамках празднования 160-летия со дня рождения выдающегося российского политика Петра Аркадьевича Столыпина.
Внеклассное мероприятие проводится в виде тематического информационно-познавательного часа «Годы и люди», посвященного изучению биографии П. А. Столыпина. Оно направлено на воспитание информационной, гражданской и нравственной культуры шестиклассников.
Классный час проводится в форме устного журнала. Видами работы учащихся станут анализ фактов из жизни Столыпина, сопровождающийся просмотром фото и видео сюжетов, с последующим обменом мнениями по увиденному и услышанному.
На этапе подготовки классного часа были выбираются ответственные за освещение этапов жизни П. А. Столыпина, эти ребята - соведущие получают сведения из биографии политика. Ведущим классного часа становится классный руководитель, который готовит мультимедийное сопровождение сообщений учащихся по отдельным этапам жизни Столыпина.
В ходе классного часа ребята - соведущие делают сообщения о фактах жизни и политической карьеры П. А. Столыпина, сопровождающиеся просмотром слайдов с комментариями ведущего.
На завершающем этапе классного часа школьники обмениваются сложившимися в процессе прослушивания сообщений и просмотра презентации мнениями о личности П. А. Столыпина и его роли в истории российского государства.
Классный час
«Петр Аркадьевич Столыпин: человек и политик».
Информационно-познавательный классный час, посвященный 150- летию П. А. Столыпина.
Цель: создать у шестиклассников первое впечатление о личности великого русского реформатора П. А. Столыпина.
Задачи: расширить представление шестиклассников о роли личности в истории России, побудить детей к изучению отечественной истории, воспитывать уважение к историческому прошлому России.
Форма проведения: презентация в виде устного журнала.
Подготовительная работа: создание компьютерной презентации; распределение ролей среди учащихся.
Оборудование: компьютер, проектор.
План проведения классного часа.
Вступительное слово классного руководителя.
Детские и юношеские годы Петра Столыпина.
Столыпин-политик.
Политика и семья П. А. Столыпина. Кончина Столыпина.
Подведение итогов.
Ход классного часа:
Вступительное слово классного руководителя. (слайд 1)
14 апреля 2022 года исполняется 160-лет величайшему русскому политика начала XX века Петра Аркадьевича Столыпина. Так кем же был П. А. Столыпин? Какой вклад он внес в историческую судьбу нашего государства? Давайте приоткроем некоторые страницы из жизни и деятельности П. А. Столыпина.
Ученик 1.(Детские и юношеские годы Петра Столыпина).
П.А.Столыпин родился 2 апреля (14 апреля по новому стилю) 1862 г. в Дрездене (Германия).
Отец Петра Аркадьевича - Аркадий Дмитриевич, активный участник обороны Севастополя, в период русско-турецкой войны генерал-губернатор Восточной Румелии, позднее командовал гренадерским корпусом в Москве, затем - комендант Кремлевского дворца.
Мать, Наталья Михайловна Столыпина (урожденная Горчакова), дочь канцлера князя М.Д.Горчакова.
С 1862 по 1874 г.г. жил в подмосковном имении Середниково (до 1869 г.) и в имении Колноберже, Ковенской губернии. Получил домашнее образование. (слайд 2)
1874-1879 учился в Виленской гимназии. (слайд 3)
1879-1881 учился в Орловской классической гимназии.
В июне 1881 года по окончании гимназии, получил аттестат зрелости, в июле подал прошение и в августе был зачислении в Санкт-Петербургский Императорский университет на естественное отделение физико-математического факультета.
Летом 1884 года, будучи студентом, женился на фрейлине императрицы Марии Федоровны, Ольге Борисовне Нейдгардт, дочери обер-гофмейстера, действительного тайного советника Б.А.Нейдгардта. (слайд 4)
В 1885 году закончил университет и получил диплом о присуждении степени кандидата физико-математического факультета.
В 1886 году зачислен на службу в департамент земледелия и сельской промышленности Министерства государственных имуществ.
Ученик 2. (Столыпин-политик).
В 1889 году П.А.Столыпин назначается предводителем дворянства Ковенского уезда и председателем Ковенского съезда мировых посредников.
С этих пор его служба, в течение 14 лет, была связана с Ковенской губернией.
В 1898 году занимает пост Ковенского губернского предводителя дворянства, а в 1902 году - исправляющего должность Гродненского губернатора.
В 1903 году переводится на должность Саратовского губернатора.
В апреле 1906 года П.А.Столыпин назначается министром внутренних дел, а 8 июля - и председателем Совета Министров.(слайд 5)
Своим главным делом Петр Аркадьевич считал улучшение жизни русского народа и тем самым приведение Россию к процветанию. Выступая в I Государственной думе он произнес: «Вам нужны великие потрясения, нам нужна великая Россия». (слайд 6)
Возглавив правительство Российской империи, Столыпин имел смелость взять на себя историческую ответственность за крутой поворот в стратегическом курсе страны. Чтобы избежать насильственного передела помещичьих земель и новой революции в стране Петр Аркадьевич разработал проект аграрной реформы, осуществление которой началось 9 ноября 1906 г. Крестьяне получили право переселяться на хутора и отруба, а так же переселяться на пустующие земли за Урал. Избранный курс Столыпину приходилось защищать в упорной борьбе, преодолевая сопротивление дворцовой камарильи, право-консервативных и лево-радикальных сил, а также непонимание либеральных общественных кругов. В марте 1911 г. Столыпин подал прошение об отставке в связи с тем, что Государственный совет окончательно отклонил законопроекты о западных земствах. Царь после недолгого раздумья отставку не принял и пошел навстречу требованиям своего премьера, однако всем стало ясно, что на политической карьере Столыпина поставлен крест.
Ученик 3.
Представители террористических организаций развязали настоящую "охоту" на премьера, подготовив и осуществив более 10 покушений.
12 августа 1906 г. на Аптекарском острове в Петербурге, где жила семья Столыпина и он принимал посетителей, раздался мощный взрыв. (слайд 7) 27 человек погибли, 32 – ранены. Взрывом была искалечена дочь и ранен сын Столыпина. (слайд 8)
Последнее покушение явилось роковым. В августе 1911 года Киев посетил император Николай I I. (слайд 9, 10) 1 сентября 1911 г., во время пребывания царской семьи в Киеве, в здании местной оперы Столыпин был смертельно ранен. Покушение совершил Дмитрий Богров, сын местного владельца многоэтажного дома. Единого мнения о мотивах преступления Богрова до сих пор нет. Некоторые исследователи считают, что убийство Столыпина - дело рук охранки, возможно, предпринятое и не без ведома царя; другие - что, действуя по заданию партии эсеров, Богров сумел обмануть руководство охранки и из рук начальника охранного отделения Кулябки получить пригласительные билеты почти во все места, где пребывали царская чета и Столыпин; третьи,- что у Богрова были на то чисто личные причины. Во всяком случае, партия эсеров заявила о своей непричастности к этой акции.
Ученик 4.
5 сентября 1911 г. Столыпин скончался. (слайд 11)
Похоронен он был в Киево-Печерской лавре, поскольку в свое время завещал похоронить его там, где его настигнет смерть.
Кончина Столыпина вызвала массу откликов в российской и зарубежной печати. Заграничная левая пресса восприняла этот факт с удовлетворением. Так, в газете Независимой рабочей партии Англии отмечалось: "Столыпин обратил Думу в фарс и мошенническую проделку. Он, именно он, бросил тысячи людей в зараженные тюрьмы и послал тысячи на виселицу". "Он не может воротиться - и, конечно, многие тысячи русских благоговейно поблагодарят за это господа". Печатный орган Французской социалистической партии заявлял: "Смерть Столыпина заслуженная. Пред этой могилой человечество может лишь вздохнуть с облегчением".
Смерть Столыпина, последовавшая 5 сентября, прервала начавшийся мирный эволюционный процесс реформирования страны, что имело трагические последствия для ее дальнейшей истории.
Петр Аркадьевич Столыпин был похоронен в Киево-Печерской лавре. Его памятник, воздвигнутый в Киеве на общественные пожертвования, был снесен в марте 1917 г.
Ученик 5.
П.А.Столыпин состоял почетным мировым судьею Гродненского и Ковенского уездов и Инсарского уезда Пензенской губернии, именитым гражданином г. Полоцка и посада Дубок Саратовской губернии, почетным членом Московского совета детских приютов, Императорского Московского Археологического института, Холмского Свято-Богородицкого Братства, Императорского Петербургского яхт-клуба, Тамбовской губернской архивной комиссии, Российского общества Красного Креста, почетным гражданином г. Киева. В 1908 г. пожалован в статс-секретари.
П.А.Столыпин имел ордена Белого Орла, Анны 1-степени, Владимира 3-й степени, а также иностранные ордена: бухарский Искандер Салис, шведский - Серафиме, норвежский - Святого Олафа 1-й степени, итальянский - Святых Маврикия и Лазаря 1-й степени, английский - Виктории 1-й степени, сербский - Белого Орла 1-й степени, Прусской Короны за заслуги и другие.
В целом же сохранились весьма противоречивые оценки как самой личности Столыпина, так и его деятельности. С. Ю. Витте, который придирчиво следил за политической карьерой своего преемника, отмечал, что Петр Аркадьевич "был человек с большим темпераментом, человеком храбрым", но обвинял его в отсутствии государственной культуры, неуравновешенности, излишнем влиянии на его политическую деятельность жены Ольги Борисовны, использовании служебного положения для протекции родственникам. В этом есть доля истины, поскольку министром иностранных дел был Сазонов, женатый на сестре жены Столыпина. Младший офицер императорской яхты Бок, женившись на дочери Столыпина, тотчас получил должность морского агента в Берлине.
Подведение итогов.
Классный руководитель:
Ребята, вот мы и познакомились с личностью П. А. Столыпина. Так почему же мы вместе со всеми россиянами вспоминаем Столыпина?
Примерные ответы детей:
Он был выдающимся российским политиком, проводил аграрную реформу;
Он стремился предотвратить в России революцию;
Он хотел, чтобы народ жил лучше;
Он хотел мирным путем решить в стране земельный вопрос;
Он хотел видеть Россию процветающей страной
Классный руководитель:
Как вы считаете, можно ли считать Столыпина патриотом?
Примерные ответы детей:
Да, потому что он хотел процветания России;
Да, потому что он работал на благо России, проводил необходимые стране реформы;
Классный руководитель:
Считаете ли вы для себя важным четко следовать поставленной перед собой цели, не взирая на поступки недоброжелателей, как это делал П. А. Столыпин?