Просмотр содержимого документа
«Патриотическое воспитание - это один из аспектов социализации обучающихся»
ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ОДИН ИЗ АСПЕКТОВ СОЦИАЛИЗАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Дмитроченко М.И., преподаватель
ГБПОУ АО «Вельский экономический колледж»
Важным аспектом в профессиональной деятельности педагога является воспитательная функция.[1]
Воспитательный процесс – это сложное явление. Одной из форм воспитательного процесса является социализация личности.[3]
Социализация личности – это процесс усвоения образцов поведения, психологических установок, социальных норм и ценностей, знаний, навыков, позволяющих человеку успешно функционировать в обществе.
Успех социализации обучающегося зависит от того, насколько развиты нравственные качества и духовная культура личности.[2]
Президент России В.В. Путин сказал: «Нам нужны действительно живые формы работы по формированию системы ценностей у молодежи, того нравственного фундамента, на котором собственно и строится все здание закона, политической культуры и госуправления и из которого вырастает общество сознательных и ответственных граждан».
В настоящее время в России в свете глобальных экономических и политических изменений, приведших к значительной социальной дифференциации населения и потере духовных ценностей, заметно снизилось воспитательное воздействие российской культуры и образования как важнейших факторов формирования чувства патриотизма. Стала все более заметной постепенная утрата обществом традиционно российского патриотического сознания, что привело к деформации в воспитании подрастающего поколения. Необходимость возрождения патриотического воспитания сегодня является одной из приоритетных задач воспитательной работы нашего образовательного учреждения.[4]
Патриотизм олицетворяет любовь к своему Отечеству, неразрывность с его историей, культурой, достижениями, проблемами, притягательными и неотделимыми в силу своей неповторимости и незаменимости, составляющими духовно-нравственную основу личности, формирующими ее гражданскую позицию и потребность в достойном, самоотверженном, вплоть до самопожертвования, служении Родине.
Патриотизм – это понятие, в котором выражаются идейно-политические, нравственно-эстетические и психологические отношения людей к своей Родине, Отечеству.[6]
Патриотизм включает в себя:
– чувство привязанности к тем местам, где человек родился и вырос;
– уважительное отношение к языку своего народа;
– заботу об интересах Родины;
– осознание долга перед Родиной, отстаивание ее чести и достоинства, свободы и независимости;
– гордость за социальные и культурные достижения своей страны, символы государства и свой народ;
– уважительное отношение к историческому прошлому Родины, своего парода, его обычаям и традициям;
Система гражданско-патриотической работы со студентами в учебной группе представляет собой установленный или сложившийся порядок, начиная с первых дней обучения в колледже.
Система гражданско-патриотического воспитания включает:
1. Формирование и развитие социально-значимых ценностей, гражданственности и патриотизма в процессе воспитания и обучения в образовательном учреждении.
2. Массовую гражданско-патриотическую работу, организуемую силами педагогического, студенческого коллективов.[5]
В процессе работы с учебной группой мною используются следующие живые формы работы по формированию патриотических ценностей у студентов:
Вечера-встречи проводятся в преддверии празднования Дня Великой Победы. В колледжприглашаются ветераны Великой Отечественной войны Васендин Викентий Степанович, Поздеев Ананий Петрович, Дербин Василий Асекритович, Едигарева Алевтина Андреевна, почетные граждане города Вельска. Неформальные встречи со свидетелями эпохальных событий позволяют студентам услышать истории о боевых действиях, узнать правду о Великой отечественной войне не из книг и кинофильмов, а от реальных свидетелей тех давних событий. В личных беседах студенты узнают о массовом героизме советского народа в годы войны.
2014 год
2015 год
2015 год
На уроках мужества, которые проводятся на классных часах, студенты встречаются с детьми войны и тружениками тыла, участниками боевых действий в Афганистане. Погружаясь в воспоминания, студенты беседуют с приглашенными, рассматривают пожелтевшие фотографии и письма, прикасаются к истории нашей страны через личные истории людей, вершивших историю своими руками.
Музыкальная гостиная «Играй, гармонь, и пой душа» проводится накануне празднования Дня Защитника Отечества. Васендин Викентий Степанович, ветеран Великой Отечественной войны, является известным гармонистом-тальяночником. Он играет на инструменте, который нынешнему поколению знаком лишь по названию. Гармонь-тальянка, некогда распространенная в России, теперь постепенно уходит в прошлое. У Викентия Степановича целая коллекция тальянок, собранных в разных уголках Русского Севера и восстановленных им своими руками. Знакомые народные мелодии, хулиганские частушки, песни о войне не оставляют никого равнодушным. Затаив дыхание, ребята слушают о конструкции и происхождении гармошек: однорядные тальянки делали на Северной Двине, на Виледи - трёхрядные. С особенным трепетом рассказывает Викентий Васендин о гармони-минорке, которая по размеру чуть больше тальянки, но меньше обычной хромки. Её характерная особенность в том, что на ней можно играть в минорной тональности, в отличие от тальянок, имеющих мажорный строй. [6]
2014 год
2015 год
Исследовательская работа осуществляется посредством участия студентов в конференциях и Ломоносовских чтениях. Доклады студентов «Солдат последнего призыва», «Луч света», «Целительница» о известных людях, прославивших Вельскую землю трудом и поступками, не единожды становились призерами и победителями научно-практических конференций.
Дербин В.А. и Швалева Е 2013 год
Рыжкова З.П.,Кукина Ю и Исупова Т. 2014 год
КарелинаЗ.С.и РомицынаА 2015 год
Совместно с администрацией МО «Вельский муниципальный район» нами был реализован проект об увековечивании памяти Васендина Николая Степановича, генерал-майора, участника Великой Отечественной войны.
Целью проекта стало увековечение в городе Вельске имени Николая Степановича Васендина, героя, человека с трагической судьбой.
В ходе реализации проекта на здании Детской районной библиотеки (бывшем педагогическом училище, в котором учился Н.С. Васендин) 7 мая 2015 года была торжественно открыта памятная доска, посвященная Васендину Николаю Степановичу, генерал-майору, участнику Великой Отечественной войны.[7]
2015 год
2015 год
2015 год
В колледже работает фотостудия, которая занимается подготовкой и выпуском стенгазет к наиболее значимым датам Великой Отечественной войны: «Колокола памяти», «Оружие победы», «По следам истории», «Мамаев курган», «Алтарь Победы» и другие.
Тимуровское движение. Суть тимуровского движения, возрождаемого в нашем колледже с 2009 года, - помогать всем, кто нуждается в помощи. Ветераны Великой Отечественной войны, педагогического труда и пожилые люди должны почувствовать, что вокруг живут люди, по зову души и сердца способные разделить их проблемы и заботы, подарить им надежду. Тимуровцы помогают тем, кто в этом нуждается.
Тимуровская работа очень нужна, ведь престарелым людям иногда требуется не только помощь, но и просто внимание. Кроме того, общаясь с пожилыми горожанами, ребята узнают много нового о своем городе, традициях и обычаях, событиях давно минувших дней.
2014 год
2014 год
2015 год
Военный десант проводит выездные выступления в общеобразовательных школах города Вельска и профессиональных образовательных организациях с тематическими классными часами «Дорога длиною в жизнь» (о жизни В.С.Васендина), «Колокола памяти» (посвященное 65-летию Победы над фашистской Германией).
Школа-интернат
Агролицей
Совхоз-техникум
Проведение социологических опросов среди обучающихся колледжа с целью планирования деятельности по патриотическому воспитанию.
Вахта памяти ознаменована созданием в 2012 годы комнаты боевой и трудовой славы, в которой оформлены стенды к знаменательным датам истории России. Здесь проводят классные часы руководители учебных групп.
Патриотическое воспитание должно представлять систематическую и целенаправленную деятельность по формированию у студентов высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины.
Привить любовь к Родине, своему краю, городу, колледжу – непростая задача. Решить эту проблему невозможно без диалога поколений. Старшее поколение, прошедшее войну, испытавшее тяготы послевоенной разрухи, обладает неоценимым опытом и щедро делится им с молодежью. На протяжении существования колледжа хорошей традицией является воспитание гражданского патриотизма на примерах героических подвигов наших соотечественников.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
Анисимов П.Ф. О программе развития воспитания в системе среднего профессионального образования // Среднее профессиональное образование, № 6. - М., 2001.
Закон Российской Федерации «Об увековечивании памяти погибших при защите Отечества» от 14.01.93 №9292-1.
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России [Электронный ресурс] // Федеральный Государственный Образовательный Стандарт-2012.–Режим доступа: http://standart.edu.ru/.
Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации. Патриотическое воспитание студентов ссузов // Тематический сборник. – М., 2004.
Маркова А.К. Формирование мотивации учения / А.К. Маркова, Т.А. Матис, А.Б. Орлов. – М., 1990. – 317 с.
Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. – СПб., 1999. – 315 с.
Победители-Солдаты Войны|Россия|Центр|Москва-2015- [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://pobediteli.r
Сластенин В.А Психология и педагогика: учеб. пособие для студентов вузов / В.А. Сластенин, В.П. Каширин. – М.: Академия, 2001. – 478 с.
Современные подходы к нравственно-патриотическому воспитанию-2012- [Электронный ресурс] // О. Храброва. – URL: Режим доступа;http://pedrazvitie.ru/ raboty_doshkolnoe/statya_hrabrova.
Что такое Тимуровское движение-2013- [Электронный ресурс] // URL:Режим доступа ;http://otvet.mail.ru/question/99474274.