Просмотр содержимого документа
«"Неделя истории 2015"»
Предметная неделя
по
истории
Учитель: Матвеева Елена Владимировна
учитель истории
МБОУ»СОШ№3»
Г.Белев Тульская область
План мероприятий для проведения
предметной недели по истории
Этап путешествия. (Понедельник)
Заочное путешествие «По семи чудесам света»
Задание: каждый класс с 5 по 9 представляет по 2 чуда света, (названия получат по жребию) материал должен быть оформлен в виде газеты, стенда или альбома, выполненные работы помещаем на общий стенд .
Этап путешествия (Вторник)
1. Каждый класс получит вопрос, на который нужно дать правильный ответ.
3. Этап путешествия (Среда)
2. Исторические сочинения
Учащиеся должны показать знание эпох, ее характера черт, высказать личное отношение к описываемым событиям. Сочинение должно быть написано грамотно, логично, эмоционально. Тему выбирают по желанию
Темы сочинений:
«С Айвенго на рыцарский турнир» (подготовка к состязанию, сам ход турнира, обстановка на нем, вооружение рыцарей).
«Один день в средневековом городе» (описать внешний вид города, его жизнь, с момента открытия ворот и до их закрытия, отразить быт граждан).
«Экскурсия в древний или средневековый храм» (описать внешнее и внутреннее убранство, отметить архитектурные детали, характерные черты).
Предположите, что имели в виду египтяне, говоря о пирамиде Джосера «большая скамья»
Предположите, что было сделано для того, чтобы вода не просачивалась на нижние ярусы во время полива (о «висячих садах»).
Как подавалась вода на верхний ярус?
Предположите, для чего нужен был бассейн перед пьедесталом статуи Зевса.
В чём заключалась находчивость архитектора, построившего маяк на острове Фарос? Предположите, каким образом достигалась удивительная яркость и дальность свечения маяка.
Предположите, чем объяснялась необычность выбора места строительства храма – на болоте.
Предположите, для чего предназначался второй этаж мавзолея.
Сооружение Колосса Родосского – довольно дорогостоящее дело. Предположите, откуда могли взять деньги « родосцы» – жители острова.
Исторические задачи (Вторник)
Задача №1.
Характерный след в истории обуви оставила Бургундия в 14-15 веках, родина «носатой» обуви. Принцам разрешалось носить обувь с носами в две с половиной ступни (до 70 см), родовитым дворянам – в виде ступни (60 см), рыцарям – полторы ступни (45 см), горожанам – в одну ступню (до 30 см). Простолюдины должны были ограничиваться половиной ступни – 15 см. Длинные носы мешали ходить; иногда цепочками их пристёгивали к браслету у колена. А чтобы выглядеть импозантнее, носы обуви украшали фигурками зверей, колокольчиками и даже миниатюрными зеркальцами.
Вопрос: Предположите, для чего ещё в данном случае использовали зеркало.
Задача № 2
Средневековые писцы по заказу своих хозяев нередко изготовляли фальшивые документы – грамоты, которые должны были служить обоснованием прав монастыря или барона на ту или иную деревню. Чтобы избежать подобных подделок, в некоторых странах в середине века документ о передаче земли переписывали два раза в виде двух столбцов на одном листе пергамента.
Вопрос: Предположите, что нужно сделать, чтобы в случае спора доказать подлинность документа.
Задача № 3
Сколько лет во главе русского государства находилась династия Рюриковичей, если известно, что последний из этой династии был сын Ивана Грозного – Фёдор Иванович?
Ответ:1598-862=736, где 1598 – смерть Фёдора Ивановича; 862 – призвание Рюрика в Новгородскую землю.
Задача № 7
Между двумя этими событиями 100 лет. Оба они связаны с освобождением Руси от одного и того же завоевателя. Первое событие послужило началом освобождения Руси, а второе ее полным освобождением. О каких событиях идёт речь?
Ответ:
1480- 1380 = 100, где 1480 – «Состояние на реке Угре». Полное освобождение Руси от ордынского владычества; 1380 – Куликовская битва начало освобождения Руси от ордынского владычества.
Задача № 8
Спустя год после принятия Русью христианства в Киеве заложили так называемую Десятинную церковь, посвящённую Успению Богородицы. Когда она была заложена. В правлении, какого князя? Откуда пошло название Десятинная церковь?
Ответ:
988+1 = 989, где 989 – принятие Русью христианства; 989 – начало строительства Десятинной церкви. Церковь построена в правлении князя Владимира (980 - 1015). Название пошло из-за того, что князь Владимир на строительство храма отдавал десятую часть княжеских доходов.
Задача № 23
Перелом в Северной войне произошёл после Полтавской битвы. Известно, что обе армии в сумме насчитывали 72000 человек. Также известно, что численность русской армии превышала шведскую на 12000 человек. Потери русских составили 1300 человек, а шведов 9000 убитых и 3000 было взято в плен. Какова была численность русской и шведской армий перед сражением и после?
Ответ:
(Х+12 000)+Х=72 000
2Х=72 000 – 12 000
2Х = 60 000
Х = 60 000: 2
Х = 30 000
(30 000 + 12 000) + 30 000 = 72 000
42 000 + 30 000 = 72 000
42 000 – численность русской армии до сражения
30 000 – численность шведской армии до сражения
42 000 – 1 300 = 40 700 – численность русской армии после сражения
30 000 – (9 000 + 3 000) = 18 000 – численность шведской армии после сражения
Задача № 27
Дворянин имел 600 десятин земли. И было у него три сына: старшему было 16 лет, среднему 14 лет и младшему – 10 лет. Какая повинность его ожидает согласно «Уложения о службе» 1556 года?
Ответ: С каждых 150 десятин земли он обязан был предоставить в царское войско воина на коне и в полном вооружении. В данном случае 4 воинов 600: 150 = 4. Сам он старший сын должны вступить в дворянское ополчение, так как для дворян служба согласно «Уложения» начиналась с 15 летнего возраста.
«Турнир смекалистых»
Головоломка №1
Впишите слова так, чтобы начальные буквы составили по вертикали имя франкского короля.
1х
а
л
и
ф
а
т
2л
а
б
а
3о
б
р
о
к
4д
е
с
я
т
и
н
а
5в
а
с
с
а
л
6и
с
л
а
м
7г
р
а
ф
Название арабского государства.
Река, по течению которой жили западные славяне.
Повинность крепостных крестьян в пользу феодала.
Повинность в пользу церкви.
Человек, обязанный нести военную службу за землю.
Название религии арабов.
Представитель класса феодалов.
Головоломка №3
Впишите слова так, чтобы начальные буквы составили по вертикали название государства, существовавшего в середине вертикали название государства, существовавшего в середине века.
1
2
3
4
5
6
7
8
Человек, обязанный нести военную службу за землю.
Титул, который носили правители франкского государства с 800 года.
Часть защитного вооружения.
Название жителей Аравии.
Участок земли, находящийся в расположении крепостного крестьянина.
Военное состязание рыцарей.
Название религии арабов.
Орудийный снаряд для метания.
Кроссворд №2
По горизонтали
1. Рядовой общины монастыря.
4. Мелкое производство в средневековом городе, основанное на ручном труде.
5. Лженаука о соединении различных веществ с целью получения золота.
6. Начальник монастыря.
8. Укреплённое место, поселение ремесленников и купцов.
По вертикали
Картины, выложенные из цветных камешков или кусочков стекла.
Часть общинной земли, принадлежащая отдельной семье.
Государство арабов.
Вассал герцога или графа и сеньор рыцарей.
1м
н2
3х
4р
е
м
е
с
л
о
а
5а
л
х
и
м
и
я
з
д
л
а
е
и
и
л
ф
к
а
6а
б
7б
а
т
а
8г
о
р
о
д
о
н
Чайнворд № 3
1и
с
л
а
2м
о
н
а
р
х
и
3я
р
р
а
11ф
е
о
12д
е
с
я
т
и
н
13а
р
м
10г
с
т
и
а
о
и
с
р
ц
л
т
к
р
а
о
4а
е
т
к
л
9г
и
р
х
о
п
а
и
л
а
14т
м
а
16к
у
и
8н
и
н
н
е
л
с
е
м
е
15р
и
н
р
5я
и
н
я
ь
т
с
е
р
7к
о
р
б
6о
р
д
Религия, начало которой было положено Мухаммедом.
Государство, во главе которого стоит один человек.
Ежегодный торг, в котором принимают участие купцы из разных городов и стран.
Лженаука, целью которой было получение золота путём соединении различных веществ.
Снаряд для стрельбы.
Вид повинности крепостных крестьян в пользу феодала.
Человек, занимающийся обработкой земли.
Сбор в пользу государства.
Титул представителя класса феодалов.
Крупный феодал, управляющий частью государства в империи Карла Великого.
Земля, которой владел феодал.
Повинность в пользу церкви.
Представитель знатного рода
Военное состязание рыцарей
Человек, занимающийся изготовлением различных изделий.
Человек, наживающий богатство путём эксплуатации рабочих мест.
«Разгадай чайнворд»
1. Материал для письма.
2 Вырезанная из камня фигура льва, с головой человека
3.Злой бог суховей.
4.Один из египетских фараонов
5. Мастер, который вырезает из дерева, высекает
из мрамора художественные изображения.
6.Подневольный человек.
7.Сплав меди и олова.
8.Учёный, который изучает звёздное небо.
9.Столица Египта.
10.Египетская гробница.
11. Греческий историк, который описал историю Египта.
12. Стенобитный снаряд.
13.Сборы в пользу государства.
Головоломка № 3
Название моста в Альпах.
Знаменитый флотоводец.
Река в Европе.
Крепость.
Полководец.
Современник Суворова.
Одно из трёх «воинских искусств» (по образному выражению
Суворова).
Страна, союзница России в 90 годах XVIII века.
Страна, в войнах с которой Суворов одержал много блестящих побед.
.Полководец.
-Крепость.
Задания для игры «Поле чудес»
6 класс
г
в
о
з
д
и
к
а
Легенда рассказывает, что однажды богиня Диана возвращаясь очень раздражённая с неудачной охоты, встретила на опушке леса красивого пастушка, который весело наигрывал на свирели. В гневе она обвинила пастушка в своей неудаче и в том, что из-за него и его музыки, разбежалась вся дичь, и сорвалась охота. Бедный юноша оправдывался, клялся в том, что ни в чём не виноват и умолял о пощаде. Но богиня ничего не слышала и не помня себя от ярости набросилась на пастушка и вырвала ему глаза.
Когда она пришла в себя, её начало мучить раскаяние, но исправить содеянное она была уже не в силах. Тогда, чтобы хоть немного загладить свою вину и увековечить память о юноше Диана бросила глаза на тропинку.
И в тот же миг из них выросли две гвоздики, своим окрасом напоминавшие невинно пролитую кровь.
7 класс
К
У
П
А
Л
Ь
Н
И
Ц
А
Молодой пастух Алексей часто пригонял табуны коней на водопой к Байкалу. С разгона влетали кони в светлые воды озера, поднимая фонтаны брызг, но неугомонней всех был сам Алексей. Он радостно нырял, плавал и так заразительно смеялся, что перепугал всех русалок. Русалки стали придумывать разные хитрости, чтобы завлечь Алексея. Они то выходили на туманную лужайку и так легко танцевали, как может танцевать только туман от дыхания ветра. То рассаживались на зелёном берегу и распевали песни. То плавали по лунному озеру, так изящно, как могут плавать только русалки, но ни одна из русалок не удостоилась внимания молодого пастуха.
Но всё было тщетно, вздыхая, русалки погрузились на дно озера. Но одна русалка так полюбила Алексея, что не хотела с ним расстаться. Она стала выбираться из воды и незаметно следовать за пастухом. Волосы её выгорели от солнца и стали золотыми. Холодный взор загорелся. Но Алексей ничего не замечал. Изредка он, недоумевая, оглядывался на шелест куста или удивлялся необыкновенным очертаниям тумана, схожего с девушкой, протягивающей к нему руки. Но и тогда только смеялся и так разгонял коня, что русалка пряталась в сторону, мелко дрожа от страха.
В последний раз она сидела неподалёку от Алексея у ночного костра, пытаясь обратить на себя внимание шепотом, грустной песней и бледной улыбкой, но, когда Алексей поднялся, чтобы подойти к ней, русалка вдруг растаяла в утренних лучах, превратившись в цветок .
9 класс
М
А
Р
Г
А
Р
И
Т
К
А
Одна маленькая девочка, глядя перед сном на небо, усыпанное звёздами, попросила:
«Звёзды, звёзды, сделайтесь, пожалуйста, цветами, чтобы я могла вами поиграть».
Звёзды, услышав просьбу девочки, отразились в каплях росы, и когда девочка проснулась, она увидела, что вся лужайка перед домом усеяна белыми серебристыми цветами.
Солнце утром спросило цветы:
- Довольны ли вы и не желаете ли чего-нибудь ещё?
- Спасибо ответили цветы. – Мы довольны.
Позволь только нам цвести в любое время года. Мы очень любим детей и радуемся, когда они играют с нами. Так пусть эта радость никогда не прекращается.
Солнце в ответ прикоснулось к цветкам одним из своих лучей и оставило в самой серединке жёлтый кружок, отчего лепестки раздвинулись в стороны, точно лучи от Солнечного сияния».
По русскому приданию, в эти цветы превратились жемчуга с разорванного ожерелья Любавы, когда та кинулась к Садко, желанному жениху своему.
По другой легенде, красивую девушку долго преследовал старик. Потеряв надежду на спасение, она попросила защиту у земли, и земля превратила её в этот цветок, цветущий почти круглый год.
Г
И
А
Ц
И
Н
Т
У древних греков этот цветок был цветком горя, печали и смерти. Причиной этому послужило наказание о его происхождении. Прекрасный юноша пользовался безграничной любовью бога солнца Апполона. В спортивных играх и забавах Апполона восхищала ловкость этого юноши. Это вызвало ревность и зависть у бога ветра Зефира. Этот бог подул с такой силой, поразив насмерть этого юношу. Чтобы увековечить память о любимом человеке, Апполон превратил его в чудесный ароматный цветок.
А
К
В
И
Л
Е
Г
И
Я
Древние Германцы называли водосбор «туфелькой эльфов», а французы - «травой битой бабы». Последнее, очевидно, связано с распространённым во Франции преданием: в одной деревушке жила очень сварливая жена, которая настолько надоела мужу своими криками и придирками, что он немилосердно избивал её до синяков. От стыда за свои синяки она не могла показаться на улице. Однажды через деревню проходил монах. Увидев женщину в синяках, решил ей помочь. Он посоветовал ей нарвать водосбора, обварить кипятком, отвар набирать всякий раз в рот и держать до тех пор, пока муж не уйдёт на работу. В доме установилась тишина, муж перестал избивать жену, у неё прошли синяки. Волшебную траву с тех пор стали называть «травой битой бабы».
П
Р
И
М
У
Л
А
С этим цветком связано много красивых легенд, сказаний, поверий. Так, в некоторых местах Германии существовало поверье, что девушка, нашедшая первой в пасхальные дни этот цветок, непременно в этом году выйдет замуж. Датское сказание повествует о небесной принцессе Эльф, спустившейся на землю. Здесь она полюбила красивого юношу и не вернулась на небо. В наказание боги превратили непокорную принцессу в этот цветок.
Л
И
Л
И
Я
С этим цветком знакомы с древности. Его знали и почитали египтяне, римляне, знали и во Франции. В России этот цветок появился при Петре I. Во Франции, к примеру, этими цветами украшены знамёна, герб.
Они олицетворяют три добродетели – сострадание, правосудие, милосердие.
Г
Л
А
Д
И
О
Л
У
С
Существует легенда как однажды, жестокий римский полководец захватил в плен фракийских воинов и приказал превратить их в гладиаторов.
Самым отважным, ловким, красивым и верным друзьям Севту и Тересу полководец приказал первыми биться друг с другом, пообещав победителю свободу и руку своей дочери.
На бой сошлось много народа. Дан был сигнал к началу битвы, но Севт и Терес воткнули мечи в землю и бросились друг к другу с распростёртыми объятиями.
Зрители возмущённо зашумели негодуя по поводу сорванного зрелища. Второй раз прозвучал сигнал к бою, но когда юноши опять не удовлетворили просьбы кровожадных римлян, их жестоко убили.
Но как только тела молодых людей коснулись земли, из рукоятей их мечей расцвели гладиолусы. Не даром до сих пор, гладиолус считают символом дружбы, верности и благородства.
Отчет о проведении недели истории, обществознания.
В соответствии с планом работы школы в период с 12.01 по 16.01.2015 г. была проведена неделя истории, обществознания .
Учащиеся 5-11 –х. классов были заранее информированы о мероприятиях, которые учителя запланировали провести в рамках недели. К этой неделе учащиеся школы оформили много газет, которые были размещены в коридоре школы:
10 класс « Иван Грозный»;
11 класс «Великая Отечественная»
5 класс « Путешествие в страну большого Хапи»;
6 класс «Средние века»
7 класс «Белевская правда»
8 класс «Регион»
9 класс «Новости истории». Газеты были оформлены очень красиво и эстетично, что вызвало несомненный интерес среди учащихся.
Целью недели было развитие познавательного интереса учащихся, повышение интереса к изучению истории, обществознания.
12 января для учащихся 5-9 классов была проведена интеллектуальная игра Этап путешествия. Заочное путешествие «По семи чудесам света»
В игре участвовали 3 команды. Цель игры: выявить уровень знаний учеников старшего звена по истории России (с древнейших времен до XVIII века). Игра прошла весело, организованно, на хорошем уровне. Победителями стала команда : Орлова Ивана.
13 января Историческая викторина. Класс был разделен на 4 команды. Конкурс капитанов показал победителя игры. Им стала Тиганова Наташа.. Игра прошла весело, познавательно, учащиеся по окончании игры получили награды.
14 января для учащихся 8 –х классов была проведена Исторические сочинения Цель- закрепить полученные на уроках истории знания, пробуждать интерес к предмету, развивать умения, применять знания в нестандартных ситуациях.
15 января «Турнир смекалистых» для 10-11 классов.Победители Лукина Дарья, Брыкалова Дарья, Шапиев Шапи
16 января Игра «Поле чудес»
на тему «Мифы и легенды о цветах»-победила ДРУЖБА
Выводы:
1.Неделя прошла на хорошем уровне, все запланированные мероприятия были проведены.
2.В данной предметной неделе приняли активное участие ученики 5-11 классов.
3.Неделя истории способствовала повышению познавательного интереса к дальнейшему изучению предмета и способствовала развитию творческих способностей учащихся.