kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методическая разработка "Сурский рубеж"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Внеклассное занятие посвящено 80-летию Сурско-Казанскому оборонительным рубежам. Предназначено для использования в 5-9 классах

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«№1 План-конспект занятия»

Этап занятия

Действия учителя

Деятельность учеников

Пояснение

Организационный момент

Добрый день! Сегодня у нас необычное мероприятие. Мы с вами заочно отправимся назад в историю, к тем суровым временам нашей страны, когда шла Великая Отечественная война. А в этом нам помогут члены кружка «Юнармеец»

Приветствуют учителя

Площадка для выступления - бутафория: макеты пограничного столба (размещается слева), памятник «Никто не забыт, ничто не забыто» (размещается справа), плакат «Родина-Мать зовет» (размещается сзади левее макета «Никто не забыт, ничто не забыто», плакат не виден)

Актуализация знаний


Когда началась Великая Отечественная война? Сколько лет (дней) она продолжалась? Сколько лет нашей Победе?

Что значит «Все для фронта, все для победы»?


Как вы думаете, что делают эти люди?

А для чего эти траншеи?


А война дошла до нашей республики?





Назовите тему нашего мероприятия

Учащиеся (5- 9 класс) отвечают на вопросы учителя


Колхозники давали фронту продукты питания, рабочие – военную технику, снаряды и патроны


Учащиеся отвечают на вопросы учителя

Чтобы не проходили танки


Здесь возможны разные ответы: уроженцы нашей деревни были на войне, жители деревни отдавали фронту хлеб, на территории нашей республики рыли траншеи


Проговаривают тему занятия: «Сурский и Казанский оборонительные рубежи»

(возможные варианты: рытье окопов, блиндажей, траншеи для обороны,








Рисунок, где население копает траншеи (рис. в приложении)









Помогает бутафория, учитель

Создание проблемной ситуации

Вопросы по бутафории:

Что вы здесь видите?

А для чего они предназначены?

А лом и кирка?

Когда это могло быть?

А для чего тачка?

Учащиеся отвечают на вопросы учителя: это лопата, кирка. лом, тачка

Копать землю

Земля была твердая (как вариант – мерзлая) зимой

Чтобы вывозить выкопанную землю

Учитель показывает предметы бутафории (рис. макетов в приложении)

Формулирование проблемы

Какая связь между всеми этими предметами?



Какой возникает вопрос (проблема)?



Учащиеся отвечают на вопросы (варианты ответов: это было на войне, труженики тыла готовились встречать фашистов и другие)

По-разному формулируют вопрос:

Почему надо было рыть эти траншеи?

Как эти траншеи помогли бы нашей армии?

Какова роль этих оборонительных рубежей в истории Отечественной войны?

Называется предметы бутафории, которые находятся на площадке

Поиск решения проблемы

Что мы уже знаем по этой проблеме?


Что нужно узнать, чтобы найти решение проблемы?

Учащиеся отвечают, вспоминают, что они знают про Отечественную войну


Узнать роль этих оборонительных рубежей




Использовать стенд «Сурский рубеж» (см. в приложении)

«Открытие нового знания»


Ребята, сейчас мы с вами заочно отправимся на строительство оборонительных рубежей

Выступают юнармейцы, учащиеся смотрят и слушают






Это было давно, тихо было кругом, Когда спал весь советский народ,

Враг пришел к нам войной, чтоб отнять право жить,

И пришли небывалые беды.








22 июня, ровно в 4 часа Вдруг нас бомбили Нам объявили, Что началась война.


Тот самый длинный день в году Враг напал на мирную страну. Нам выдал общую беду
На всех, на все четыре года.


Кто- то до последней капли крови
Рубеж отчизны защищал.
Дни и ночи труженики тыла Не жалели силы для победы.


Здесь не сшибались в битве брони, Не погибал за взводом взвод. Враг не дошел, но к обороне И здесь готовился народ.


Нам было мешкать не резон,
Пока враги в краю родимом,
Пока родной наш горизонт
Еще объят огнем и дымом.



Война к Суре не подходила, Сгорел внезапности запал. Но для нее и здесь «могилы» Народ и день, и ночь копал…


Священная шла, мировая война, –

Война сорок первого года.

От Пензы далекой до матушки Волги Оборонительный рубеж   сооружен.



Этот марш не смолкал на перронах В дни, когда полыхал горизонт.
C ним отцы поднимались в атаку,
А в тылу – оборонный рубеж.

Позади уж военные годы,
Что гремели для нас, как набат,
Позади вечный подвиг народа –
Боевой Сурский ты - наш рубеж.


Так было: внезапно настала война, Горела земля под ногами.

И совершая подвиг трудовой,
Вы доказали, что непобедимы.



Подымался народ, всколыхнулась страна От Москвы до самых окраин.

И на вражьей земле разгромили врага -

Да разве об этом забудешь.

Жива еще память в потомках ,
Тех героических времен – Встали люди, встали судьбы,
Встали в памяти моей.

Здесь наши женщины крушили Промерзший на два метра грунт.                 Здесь наши женщины потели В сорокаградусный мороз.


Здесь кровь сочилась из ладоней Уставших насмерть матерей. Здесь в тайне девушки рыдали По ТАМ погибшим женихам.


В том далеком сорок первом
Час за часом, день за днем
Строился в краю моем Грозный Сурский наш рубеж.


Он на карте не помечен,
Да и нет его сейчас…
Только это для нас вечен,
Он живет в сердцах у нас.


Здесь сделано все, что не сделали Боги, Руками женщин, детей, стариков. Здесь было все, что нужно в обороне: Окопы,   дзоты,  блиндажи.

Когда земля от крови стыла. Когда горел наш общий дом. Победу труженики тыла Ковали праведным трудом


Болезни, голод, холод - все переживая,
Своим  самоотверженным  трудом ,
Вы приближали долгожданную Победу
И, наконец, она пришла весной!



Земля повернулась навстречу весне,
Хорошая нынче погода.
Такою порой вспоминается мне
Зима сорок первого года.
Проходят года, но не меркнет вдали
И горе, и подвиг народа.
Как женщины наши морозной зимой
Рубеж обороны соорудили.

Враг не дошел, под Москвой он был разбит , Сурский рубеж не атакован. Враг не дошел, но всем так же спасибо  Строителям наших блиндажей.

Страшна для врагов и светла для друзей
Рабочая наша порода.
Мы Знамя Победы в Берлин принесли Весной сорок пятого года.


С тех пор прошло уж больше полувека
В историю ушли те страшные года,
Другие поколенья следуют за вами,
Но, строителей оборонительных рубежей, Не забудут никогда ! Они в памяти всегда!




Припев:

На земле, в небесах и на море

Наш напев и могуч и суров:

Мы войны не хотим,

Но себя защитим,

Оборону крепим недаром.

Наш Сурский рубеж

в века ведь вписался, Бессмертный твой подвиг Герой.


Строителям Сурского рубежа -
Низкий наш поклон... 
По героям, павшим здесь   Колокольный звон...

Припев:
И если опять
Страна позовет
За край наш родной Мы все пойдем на фронт трудовой!




Выделенный шрифт исполняют все, остальное распределяется между юнармейцами.

На площадке у макета пограничного столба стоит юнармеец в форме пограничника

Под музыку, исполняя песню, на площадку выходят участники

1 поют под минусовку песни «Если завтра война» (см. в приложении, и так далее)




2 Звук сирены, бомбардировки: падает макет пограничного столба, «пограничник» отступает назад; «строители» оборонительных рубежей одеваются, берут в руки «орудия труда»


3 поют под минусовку песни «22 июня»




4 читают стих под минусовку песни«Священная война» (музыка играет до №5) , один участник поднимает плакат «Родина – Мать зовет»

Поднимают портреты «Бессмертного пока» (см. в приложении)















«строители» показывают имитацию рытья траншеи


5 читают стих под Звук – гудок паровоза





6 поют под минусовку песни «Прощание Славянки»

(«солдаты» в военной форме шагают на месте – имитация атаки, «строители» - имитация работы







7 читают стих под минусовку песни «Если завтра война»






8 поют под минусовку песни «Если завтра война»

(«пограничник» поднимает макет пограничного столба)



9 читают стих под минусовку песни «День Победы» (музыка играет до №10)



Участники показывают имитацию рытья траншеи


















Поднимают портреты «Бессмертного полка»














10 поют песню под минусоку песни «Весна сорок пятого года»












Участник «ветеран ВОВ» поднимает Знамя Победы





11 читают стих под минусовку песни «Весна сорок пятого года»

(юнармеец возлагает цветы к макету памятника)




12 поют под минусовку песни «Если завтра война»









13 читают стих под «Колокольный звон»





14 поют и шагают на месте под минусовку песни «Прощание славянки»

( строевым шагом уходят с площадки)

Закрепление


Что вы узнали из выступления юнармейцев?

Учащиеся отвечают: на оборонительных рубежах работали и женщины, и дети, и старики


Включение нового

знания в систему знаний и закрепление


Итак, что это такое Сурско – Казанский оборонительный рубеж?

Учащиеся отвечают: это траншеи, блиндажи, дзоты. Они должны были задерживать врага.


Закрепление нового материала в целом

А теперь вспомним то, что узнали сегодня на этом занятии

Учащиеся отвечают: в годы Великой Отечественной войны было всем трудно. Особенно тем, кто морозной зимой сооружал эти оборонительные рубежи.


Рефлексия деятельности

Какое отношение к мероприятию?

Учащиеся отвечают, высказывают своё мнение


Домашнее задание

Узнать, где были в годы Великой Отечественной войны их дедушки и бабушки, у кого из них – участники Сурско –Казанского оборонительных рубежей







Информационные ресурсы

Указ Главы Чувашской Республики от 09.05.2020г. №134 «Об объявлении в Чувашской Республике 2021 года Годом, посвященным трудовому подвигу строителей Сурского и Казанского оборонительных рубежей».

Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года. Утверждена Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. №996-р.













Просмотр содержимого документа
«№2 Приложение»

Приложение

минусовка песен «Если завтра война» , «22 июня», «Священная война», «Прощание Славянки», «День Победы», «Весна сорок пятого года», звуки имитации сирены и бомбардировки, гудка паровоза, колокольного звона.



Бутафория: копия «Знамя Победы», макеты «Пограничный столб, кирка, лопата, лом, тачка», плакат «Родина- Мать зовет», макет памятника «Никто не забыт, ничто не забыто»

Картинки, посвященные строительства Сурского и Казанского оборонительных рубежей, для использования на занятиях по теме « 80 – лет строительства Сурского и Казанского оборонительных рубежей».



Стенд «Сурский рубеж» , для использования на занятиях по теме « 80 – лет строительства Сурского и Казанского оборонительных рубежей».







Портреты тружеников тыла в годы Великой Отечественной войны, участники Сурского и Казанского оборонительных рубежей и макет «Серп и Молот» для использования на занятиях по теме « 80 – лет строительства Сурского и Казанского оборонительных рубежей».




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 9 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Методическая разработка "Сурский рубеж"

Автор: Иван Михайлович Васильев

Дата: 14.12.2021

Номер свидетельства: 594637

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(160) "Методическая разработка коррекционно-развивающего занятия по логопедии"Подвиг в тылу""
    ["seo_title"] => string(80) "metodicheskaia_razrabotka_korrektsionno_razvivaiushchego_zaniatiia_po_logopedi_4"
    ["file_id"] => string(6) "572191"
    ["category_seo"] => string(10) "logopediya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1612337880"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства