kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методическая работа учителя истории в условиях ФГОС

Нажмите, чтобы узнать подробности

Современное образование в России перешло на Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения (ФГОС). В основу ФГОС нового поколения положена новая идеология. Перед образовательными учреждениями поставлена задача, которая предполагает воспитание гражданина современного общества, человека, который будет учиться всю жизнь.

Целью современного образования становится развитие учащегося как субъекта познавательной деятельности.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Методическая работа учителя истории в условиях ФГОС»


Технология критического мышления.

Диана Халперн определяет критическое мышление как «направленное мышление, оно отличается взвешенностью, логичностью и целенаправленностью, его отличает использование таких когнитивных навыков и стратегий, которые увеличивают вероятность получения желательного результата».

Главная цель технологии развития критического мышления (ТКМ)– развитие интеллектуальных способностей ученика, позволяющих ему учиться самостоятельно.

Основные особенности технологии «Развитие критического мышления»:

  • целью образования является то, как ученик умеет управлять информацией: искать, наилучшим способом присваивать, находить в ней смысл, применять в жизни.

  • не присвоение «готового» знания, а конструирование своего, которое рождается в процессе обучения.

  • диалоговый, интерактивный режим занятий, совместный поиск решения проблем, а также «партнерские» отношения между педагогом и обучаемыми.

  • умение мыслить критически – это не выискивание недостатков, а объективная оценка положительных и отрицательных сторон в познаваемом объекте.

Задача технологии - научить школьников:

  • выделять причинно-следственные связи;

  • рассматривать новые идеи и знания в контексте уже имеющихся;

  • отвергать ненужную или неверную информацию;

  • понимать, как различные части информации связаны между собой;

  • выделять ошибки в рассуждениях;

  • делать вывод о том, чьи конкретно ценностные ориентации, интересы, идейные установки отражают текст или говорящий человек;

  • избегать категоричности в утверждениях;

  • быть честным в своих рассуждениях;

  • определять ложные стереотипы, ведущие к неправильным выводам;

  • выявлять предвзятые отношение, мнение и суждение;

  • уметь отличать факт, который всегда можно проверить, от предположения и личного мнения;

  • подвергать сомнению логическую непоследовательность устной или письменной речи;

  • отделять главное от несущественного в тексте или в речи и уметь акцентировать внимание на первом.

Технология развития критического мышления представляет собой структуру урока, состоящую из трёх этапов (стадий): стадии вызовы, смысловой стадии и стадии рефлексии и приемов (методов).


Ниже представлена характеристика стадий:


Стадия

Функции

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Стадия «Вызов»


мотивационная (побуждение к работе с новой информацией), информационная (побуждение интереса к теме), коммуникационная (обмен мнениями)

  • качестве проводника, заставляя учащихся размышлять

  • внимательно выслушивает  их ответы

  • актуализирует и обобщает имеющиеся знания по данной теме или проблеме

  • задает вопросы, на которые хотел бы получить ответ

Стадия «Осмысления»


ниформационная (получение новой информации) систематизационная (классификация полученной информации).

  • поддерживает  у обучающихся активность;

  • выступает в роли консультанта

  • получает новую информацию;

  • осмысливает ее;

  • соотносит  с уже имеющимися знаниями

Стадия «Рефлексия»


коммуникативная (обмен мнениями), информационная (приобретение новой информации), мотивационная (побуждение к дальнейшему расширению информационного поля), оценочная (соотнесение новой информации и имеющихся знаний, выработка собственной позиции, оценка процесса).

  • Возвращает  учащихся к первоначальным записям – предположениям

  • вносит изменения, дополнения

  • даёт творческие, исследовательские или практические задания на основе изученной информации

  • соотносит «новую» информацию со «старой»; используя задания, полученные на стадии осмысления

  • обобщает полученную информацию;


Соотнесение этапов технологии с приемами

Стадия

Приемы, применение которых возможно на данной стадии

Стадия «Вызов».

Информация, полученная на стадии вызова, выслушивается, записывается, обсуждается. Работа ведется индивидуально, в парах или группах


Таблица «З-Х-У»

Верные и неверные утверждения

Кластер

Перепутанные логические цепочки

рассказа предположения по ключевым словам

Пропуск информации

Вопросы «Дерево целей»

Стадия «Осмысления»

Осуществляется непосредственный контакт с новой информацией (текст, фильм, лекция, материал параграфа). Работа ведется индивидуально или в парах


Маркировка с использованием знаковой системы «+» «-» «?» «V» (ИНСЕРТ)

Кластер

Фишбоун

Ведение различных записей, бортовых журналов

Поиск ответов на поставленные вопросы первой части урока

Стадия «Рефлексия»

Осуществляется анализ, творческая переработка, интерпретация изученной информации. Работа ведется индивидуально, в парах или группах


Таблица «З-Х-У»

Кластер

Перепутанные логические цепочки

Синквейн

Возврат к ключевым словам, верным и неверным утверждениям

Ответы на поставленные вопросы

Организация устных и письменных круглых столов

Написание творческих работ





Примеры использования технологии критического мышления на уроке.


Прием «Таблица «З-Х-У» («Знаю – Хочу знать – Узнал» )

Описание приема:

Этап мотивации и акутализации («стадия вызов»): ученикам предлагается заполнить первую и вторую колонки таблицы. Колонка «Знаю» - это могут быть какие-то ассоциации, конкретные исторические сведения, предположения, вторая часть таблицы «Хочу узнать» — это определение того, что дети хотят узнать, пробуждение интереса к новой информации.

Этап урока «Рефлексия»( стадия «рефлексия). После обсуждения текста в группах или самостоятельно учащиеся заполняют третью графу таблицы «Узнал», осуществляется возврат к стадии вызова: вносятся корректировки в первый столбик высказываний и проверяются ответы на второй столбик вопросов.

Какие умения формируются: обучение умению определять уровень собственных знаний, обучение умению соотносить новую информацию со своими установившимися представлениями

Пример. Тема урока 6 класс: Куликовская битва

Знаю (вызов)

Хочу узнать(вызов)

Узнал (рефлексия)

Русской армией на Куликовом поле руководил Дмитрий Иванович Донской.

Русская армия воевала с монголами, победила. После победы князь получил прозвище Донской.


Когда произошла битва?

Как проходила битва?

Почему русская армия победила?














Почему мы помним о битве?

1380 г.


Описание хода битвы.

Причины победы:

-князь увеличил дружину

- на помощь Москве пришли дружины из других русских земель

- московского князя поддержала русская православная церковь

Стойкость русских воинов

- удачные действия засадного полка

- дальновидность кн. Дмитрия Ивановича

-Впервые русским удалось одержать победу над объединенными силами монголов



Прием «Верные и неверные утверждения»

Описание приема.

Этап мотивации и актуализации ( «стадия вызов»): ученикам предлагаются утверждения, необходимо выразить свое согласие или не согласие с помощью значков: х означает согласие, о – не согласие, записать предполагаемый ответ.

Какие умения формирует:аргументировать ответ, находить нужную информацию в тексте, высказывать свое мнение и слушать других, быть внимательным и обобщать информацию.

Задание выполняется в парах или индивидуально.

Пример. Тема урока истории в 5 классе «Жизнь египетского вельможи».

Ученикам предлагаются в начале урока вопросы, необходимо

Вопросы:

  • вельмож хоронили в гробницах (да);

  • обед вельмож состоял из лепешки, луковицы и вяленой рыбы (нет);

  • фараон мог приказать побить вельможу палками (да);

  • вельможа, подходя к трону фараона, вставал на колени и падал лицом вниз (да);

  • вельможа пахал землю у себя на участке (нет);

  • вельможа не работал (нет).

  • вельможа носил много украшений (да);

Работа продолжается на этапе изучения нового материала ( «стадия осмысления»): используется текст (учебник, документ, др. источники).

Этап первичного закрепления: после прочтения текста, ученики соотносят его с ответами, находят ошибки. Если объем текста большой, можно разделить на несколько отрывков, которые распределяются по группам.

Этап подведения итогов урока («стадия рефлексии») : ученики объясняют ошибки, которые допустили в начале урока.





Прием «кластер»

Описание метода. «Кластер» (переводится как «гроздь, пучок») - способ графической систематизации материала. В центре записывается ключевое понятие (тема), рядом – понятия связанные с ключевым, стрелками, линиями соединяют их, демонстрируя связи. Алгоритм действий:

1. Посередине чистого листа (классной доски) написать ключевое слово или предложение, которое является «сердцем» идеи, темы.

2. Вокруг «накидать» слова или предложения, выражающие идеи, факты, образы, подходящие для данной темы. (Модель «планеты и ее спутники»)

3. Систематизация. Хаотичные записи объединяются в группы, между ними определяются связи, которые соединяются линиями с ключевым понятием. У каждого из «спутников» в свою очередь тоже появляются «спутники», устанавливаются новые логические связи.

Этап мотивации и актуализации (стадия "вызов"):можно задать учащимся вопрос (в командах или индивидуально) по каким направлениям они будут изучать новый материал. В результате этой работы, учащиеся сами формируют цели урока. Информация записывается на доске.

Пример. Внешняя политика России в 1725-1762 гг. 8 класс.

П

Внешняя политика России в 1725-1762 гг.

редполагаемые ответы учеников- основные направления, основные события, итоги и значение. После ответов, выстраивается начало «кластера».

Восток

Европа










Юг




Этап изучения нового материала. Возможно несколько вариантов использования приема на этой стадии. Первый вариант - учитель переводит урок в стадию "Осмысление" и предлагает учащимся найти ответы на свои вопросы, обозначенные в кластере на стадии «вызов» в новом материале.

Второй вариант используем, если на стадии «вызов» не работали с «кластером». Учитель предлагает ознакомиться с информацией, называет тему (ученики сами могут ее определить), далее индивидуально или в группах ученики систематизируют информацию. Очень важна презентация «готового» кластера, когда демонстрируется связь между представленными элементами.

Этап первичного закрепления (стадия «осмысление») соотнесение своего кластера с другими.

Этап подведение итогов (стадия «рефлексии»): исправляются неверные положения, вносятся дополнения.

Какие умения формируются: работать с информацией; создавать, применять и преобразовывать знаки и символы; классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации; устанавливать причинно-следственные связи; строить логическое рассуждение, умозаключение.



























В

Абоский мир

Победа России

Пруссия +Англия

нешняя политика России в 1725-1762 гг. 8 класс.

Россия получила часть Финляндии

Австрия, Франция, Россия, Саксония



Швеция хочет вернуть земли




Коалиции





Война со Швецией 1741-1743 гг. гг



Семилетняя война 1756-1763(2) гг.

Битвы с участием России





Россия вышла из войны

Заключила мир

Вернула все территории

Установили границу



Европа

Мемелль +

Тильзит +

Гросс-Егерсдорф+

Цорндорф+

Берлин



Договор о торговле русских купцов



Мирные отношения с Китаем







Восток

Союз с Австрией





Внешняя политика России в 1725-1762 гг.

Война за польское наследство 1733-1735 гг

Войны за австрийское наследство

Присоединение Горного Алтая





Юг

(русско-турецкая война 1735-1739 гг.)

Первый визит в Японию

Поход в Крым 1736 г

Захват Азова 1736 г.

Поход на Балканы 1739 г.

Белградский мир




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Методическая работа учителя истории в условиях ФГОС

Автор: Кравчук Ирина Юльевна

Дата: 27.11.2019

Номер свидетельства: 528907

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(123) "План работы методического объединения учителей начальных классов "
    ["seo_title"] => string(75) "plan-raboty-mietodichieskogho-obiedinieniia-uchitieliei-nachal-nykh-klassov"
    ["file_id"] => string(6) "171649"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1423690507"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(140) "Доклад «Проектная деятельность на уроках русского языка в условиях ФГОС ОО»"
    ["seo_title"] => string(77) "doklad_proektnaia_deiatelnost_na_urokakh_russkogo_iazyka_v_usloviiakh_fgos_oo"
    ["file_id"] => string(6) "529691"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1575215476"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(137) "Анализ деятельности  ШМО учителей гуманитарного цикла за 2015-2016 учебный год"
    ["seo_title"] => string(90) "analiz-dieiatiel-nosti-shmo-uchitieliei-ghumanitarnogho-tsikla-za-2015-2016-uchiebnyi-ghod"
    ["file_id"] => string(6) "338472"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1470131602"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(125) "Анализ работы ШМО учителей физико-математических наук за 2014-2015 уч. г."
    ["seo_title"] => string(70) "analizrabotyshmouchitielieifizikomatiematichieskikhnaukza20142015uchgh"
    ["file_id"] => string(6) "282734"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1453730918"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(54) "Реализация введения ФГОС НОО "
    ["seo_title"] => string(34) "riealizatsiia-vviedieniia-fgos-noo"
    ["file_id"] => string(6) "165140"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1422777171"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства