Разработка "круглого стола" имеет цель в доброжелательной и конструктивной манере обговорить проблемы межнационального и межконфессионального согласия в Казахстане. Конкретно проблемам уделяется немного внимания, материал подобран познавательный и рекомендательный, что соответствует целям воспитания. В разработке указаны основные направления для подготовки. Реальные выступления групп должны быть более содержательны. Одной из задач мероприятия является как можно более полный охват подготовкой учащихся. Мероприятие рассчитано на 8-11 классы.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Круглый стол "Под единым шаныраком"»
Эпиграф к мероприятию:
«Чтобы быть сильным, нужно быть как вода.
Нет препятствий-она течёт; плотина-она остановится;
прорвётся плотина-она снова потечёт;
в четырёхугольном сосуде она четырёхугольна;
в круглом она круглая.
Оттого, что она так уступчива,
она нежней всего и сильней всего»
Лао Цзы
КРУГЛЫЙ СТОЛ «ПОД ЕДИНЫМ ШАНЫРАКОМ»
Цели: ознакомить друг друга с разными аспектами межнациональных и межрелигиозных отношений в Казахстане.В форме «круглого стола» обсудить проблемы эмиграции, межнационального согласия, межрелигиозную толерантность, языковые проблемы в Казахстане.
Учиться грамотно высказывать собственную точку зрения на общественные проблемы в рамках толерантности, уважения прав человека и способствуя сохранению межнационального, межконфессионального согласия в нашей стране.
Способствовать осознанию уникальности опыта Казахстана в сохранении мира и согласия между представителями разных национальностей и религий.
Подчеркнуть роль Ассамблеи народов Казахстана в жизни нашей страны.
Оборудование: интерактивная доска для показа ролика, плакат с контуром дома, стикеры разноцветные
Участники: группы учащихся – демографы, лингвисты, этнографы, статистики, историки, религиоведы, юристы, политики, жители села, приглашённые гости
Домашнее задание для 9-11 классов: подготовить в свободной форме характеристики любого народа, проживающего в Казахстане (на 5 минут), используя основные признаки нации: национальный литературный язык, пресса, школа, национальные формы профессиональной культуры (театр, кино, живопись, литература), единство социальной и экономической жизни, общность территории.
Предварительное задание: разделить учащихся для подготовки на группы (демографы, лингвисты, этнографы, статисты, историки, религиоведы, юристы, политики), каждой группенужно помочь найти материалы для подготовки.
Примечание: в разработке указаны основные направления для подготовки. Реальные выступления групп должны быть более содержательны. Одной из задач мероприятия является как можно более полный охват подготовкой учащихся. Мероприятие рассчитано на 8-11 классы.
ХОД МЕРОПРИЯТИЯ:
Вступительное слово учителя.
Сегодня наш круглый стол посвящён сложным и обычно болезненным проблемам – межнациональным и межрелигиозным. Давайте выясним, как нашей стране удалось приобрести уникальный опыт, оценённый во всём мире, по сохранению мира и согласия среди казахстанцев.
Просмотр ролика https://www.youtube.com/watch?v=aoLA0NL5F4E ЗЕМЛЯ КАЗАХСТАНА А. Стаценко (авт. Сергей Германцев).avi - YouTube
Результаты переписи по национальностям в Казахстане(статистики)
По результатам переписи населения сегодняшний Казахстан государство с полиэтническим составом населения. Казахи составляют 63, 1 % населения (по данным 2009 года). В стране проживает большая группа русского населения – 23, 7 % населения. Узбеков- 2,8 %, украинцев – 2,1 %, уйгур-1,4 %, татар-1,3%, немцев- 1,1 %
Типы государства по национальному составу, признаки нации (политики). В мире различают типы государств в соответствии с характером этнического (национального) состава населения:
1 тип – национальные. Об этом типе говорят когда этнические границы совпадают с политическими. В зарубежной Европе к ним относятся Нидерланды, Норвегия, Дания, ФРГ, Польша, Австрия, Болгария, Словения, Италия, Португалия и другие.
2 тип – страны с резким преобладанием одной нации , но при наличии значительных национальных меньшинств, это Великобритания, Франция, Испания, Румыния. В Азии Китай, Монголия, Вьетнам, Камбоджа, Таиланд, Мьянма, Шри-Ланка, Ирак, Сирия, Турция.
3 тип – двунациональные государства. Например Бельгия, Канада.
4 тип – страны со сложным национальным составом, но относительно однородным в этническом плане. Это Иран, Афганистан, Пакистан, Малайзия, Лаос.
5 тип – многонациональные государства с разнородным этническим составом - это Индия, Россия, Швейцария, Индонезия.
Учитель. Президент отмечает, что на сегодняшний день стоит задача формирования не этнической нации, а гражданской (как в США – американцы)
Вопрос для обсуждения: (участники высказывают своё мнение) Возможно ли построение казахстанской нации? Стоит ли идти этим путём? Как вы относитесь к тому, чтобы в документах не указывалась национальность, а указывалось только гражданство?
Эмиграция из Казахстана, перспективы (демографы, юристы). По социологическим опросам 85 % русского населения Казахстана никогда не задумывались о переезде из страны, считают Казахстан своей Родиной и связывают с ним своё будущее. Из оставшихся 15 % - 5 % собираются сменить страну проживания.
Вопрос для обсуждения: стоит ли осуждать людей, которые уезжают из Казахстана?Каковы могут быть причины для переезда в другую страну?
Формирование многонационального населения Казахстана (историки). Формирование многонационального населения Казахстана на территории Казахстана началось в середине 18 века. До начала 20 века казахи абсолютно преобладали в составе населения Казахстана. В результате Столыпинской переселенческой политики в Казахстане происходит значительный рост русско-украинского населения. В период с 1935 по 1940 годы имели место постоянные депортации поляков из Западной Украины, Белоруссии и Литвы (около120 тысяч). В годы 2 мировой войны в Казахстан были насильственно переселены с Поволжья немцы, с Кавказа чеченцы, ингуши, и другие народы, а в 1950-1960-е годы в связи с освоением целины сюда переехало более миллиона жителей России, Украины и Белоруссии.
Выступление гостей о том как семья (неказахская семья) оказалась в Казахстане. Выступления или рассказы нужно подобрать таким образом, чтобы проиллюстрировать пути формирования многонационального населения Казахстана (о переселенцах 19-20 вв, целинниках, депортированных народах)
Этнодемографическая ситуация в современном Казахстане (статистики). В течение первой половины 20 века вплоть до переписи 1959 года, удельный вес казахов неуклонно уменьшался. В последующие годы в результате высокого естественного прироста численность и удельный вес казахов начинает постепенно увеличиваться. С 1968 года сальдо миграции становится отрицательным, но население продолжает расти за счёт высокого естественного прироста. Появление убыли населения приходится на начало 1990 годов. Определяющую роль в этом сыграл миграционный отток из Казахстана. В 1993 году была зафиксирована наибольшая численность населения Казахстана в предыдущей истории - 16, 9 млн человек. С 1993 года численность населения республики неуклонно сокращалась. С 2003 года население страны перестало уменьшаться. В 2009 году численность жителей впервые за годы независимости превысила 16 млн. человек. Эмиграция населения из Казахстана в Россию и страны Европы снизила население страны на 9, 1 %
Домашнее задание классов –характеристики народов. Подготовить в свободной форме характеристики любого народа, проживающего в Казахстане (на 5 минут), используя основные признаки нации: национальный литературный язык, пресса, школа, национальные формы профессиональной культуры (театр, кино, живопись, литература), единство социальной и экономической жизни, общность территории.
Вопрос для обсуждения: многонациональность страны это благо или источник дополнительных проблем?
Можно ли жить без межнациональных конфликтов? (политики). Причины межнациональных конфликтов Межнациональные конфликты возникают по разным причинам. Самыми распространёнными являются: социальная неудовлетворённость; экономическое превосходство; географическое несогласие об установлении границ расселения разных народов; политические формы поведения властей; культурно-языковые претензии народов; историческое прошлое; этнодемографические (численное превосходство одной нации над другой); борьба за природные ресурсы; религиозные и конфессиональные. Разрешение конфликта может быть различным: устранение причин и угасание противоречий; принятие компромиссного решения, договорённость; тупиковая ситуация; вооружённое столкновение, террор. Любой межнациональный конфликт, возникающий на территории одного государства или охватывающий разные страны, опасен. Он угрожает миру, демократии общества, нарушает принципы всеобщей свободы граждан и их права. Пути преодоления: Большинство межнациональных конфликтов можно предотвратить, если начать договариваться и стараться использовать гуманные методы дипломатии. Образовавшиеся противоречия между отдельными народами важно устранять на начальной стадии. Для этого государственные деятели и люди власти должны осуществлять регулирование межэтнических отношений и пресекать попытки одних народностей дискриминировать другие, характеризующиеся меньшей численностью. Самый эффективный путь предотвращения разного рода конфликтов заключается в единстве и взаимопонимании. Когда один народ будет уважать интересы другого, когда сильный станет поддерживать и помогать слабому, тогда люди будут жить в мире и согласии.
Ассамблея народа Казахстана (политики) Ассамблея народа Казахстана — консультативно-совещательный орган при Президенте Республики Казахстан. Первоначальное название — Ассамблея народов Казахстана, переименована в 2007 году. Деятельность Ассамблеи направлена на решение следующих задач:
- содействие сохранению в республике межнационального и межконфессионального согласия, стабильности в обществе;
- выработка предложений по проведению государственной политики, способствующей развитию дружественных отношений между представителями национальностей, проживающими на территории Казахстана, содействие их духовно-культурному возрождению и развитию на основе соблюдения принципа равноправия;
- формирование политической культуры граждан, опирающейся на цивилизованные и демократические нормы;
- обеспечение учета многообразных национальных интересов в проводимой государством национальной политике;
- поиск компромиссов для разрешения возникающих в обществе социальных противоречий.
Владение языками (лингвисты). Согласно данным переписи 2009 года наиболее распространённым языком в Казахстане является русский язык: 94 % населения указали, что понимают русскую речь. 74% понимают устную казахскую речь. Среди различных этносов Казахстана наблюдаются различия в степени владения языками.
Как учить язык? (лингвисты)Рекомендации по изучению языков:
Стратегии изучения:
1. Найти правильные ресурсы: книги по грамматике, фильмы, книги и программы для запоминания слов.
2. Нанять репетитора. Хотя бы на один месяц. И заниматься по 4 часа в день – рекомендовано, но не обязательно.
3. Стараться говорить и думать на языке, который вы изучаете. Практиковаться со словарем каждый день.
4. Найти друзей, говорящих на этом языке. Идеально было бы, если бы они были носителями изучаемого языка.
Вопрос для обсуждения: какое значение имеет овладение казахским языком для человека другой национальности? Овладение чужой культурой? Как следует относиться к чужим обычаям –перенимать их или просто с уважением?
Отношение к религии населения Казахстана (религиоведы). По степени религиозности казахстанцев есть 3 точки зрения- одни аналитики считают, что около 80 % населения являются верующими, другие эксперты оценивают уровень религиозности в 40-50 %, третья группа экспертов считает, что население Казахстана малорелигиозно.
Межконфессиональное согласие в Казахстане(политики) За годынезависимости Казахстан стал примером страны межконфессионального согласия. Основы многоконфессионального государства заложены законодательством с первых лет независимости. В Казахстане проживает более 130 этносов, относящихся к различным религиозным конфессиям. Мусульман - 70 %, православных христиан 26 %.
Законы о религиозной деятельности и свободе совести в Казахстане(юристы). В соответствии с Конституцией Казахстан является светским государством. Статья 19 Конституции гласит: «Каждый вправе определять и указывать или не указывать свою национальную, партийную и религиозную принадлежность». Статья 22 провозглашает: «Каждый имеет право на свободу совести» В Казахстане гарантирована свобода вероисповедания.
О религиозном возрождении в бывшем СССР (историки). Религиозное возрождение в республике началось с 1990-х годов. Интересно, что до 1989 года в стране насчитывалось всего 15 церквей и мечетей. Религиозный подъём был поддержан властями, которые видели в традиционных религиях одно из средств заполнения идеологического вакуума. В светлое коммунистическое будущее граждане верить перестали, а новых идей тогда не было.
Конфессии в Казахстане (политики, религиоведы).В центре межрелигиозной ситуации находятся наиболее крупные религии Казахстана- ислам и православие, которые в своём взаимодействии и обеспечивают, по существу, межрелигиозную стабильность в стране. Ханафитское направление ислама, доминирующее в Казахстане, по сути своей терпимо относится к другим религиям.
Толерантность казахстанцев (статисты). Международным центром культур и религий были проведены ряд социологических исследований по вопросам религиозной толерантности в казахстанском обществе. Результаты проведённых исследований показывают, что для казахстанцев характерна высокая степень религиозной толерантности, многонациональность Казахстана и наличие 2 основных религий обусловливает терпимость по отношению к представителям других религий, в каком бы качестве они не выступали. Высокий уровень религиозной толерантности среди населения Казахстана является одним из главных факторов противодействующих экстремизму и обеспечивающих социально-политическую стабильность казахстанского общества.
Вопрос для обсуждения: возможен ли диалог религий? Какие общие нравственные заповеди есть в мировых религиях?
Тренинг «Все мы разные, но все мы вместе»
Наш общий дом- разноцветные стикеры с добрыми пожеланиями наклеиваем на контур дома.
Заключение
Литература:
Олег Дымов. Тепло казахстанской земли. Алматы, 1999.
Языки народов Казахстана. Астана, 2008.
Народ Казахстана: история и современность. Астана, 2008.
Н.А. Назарбаев. Стратегия независимости. Алматы, 2003.
Н.А. Назарбаев. Критическое десятилетие. Алматы, 2003.
Магер Юлия. Ассамблея –это вся страна. Этнополитика-научный подход // Казахстанская правда -2015 - №23 – с. 1-6.
Конституция Республики Казахстан. 30 августа 1995 года.